Чем сейчас занят савва молчанов. Чудо святителя николая. Сюжет: Учения в Оренбурге

Телепрограмма «Православная энциклопедия»

(Прямой эфир на канале ТВЦ 24.02.07)

– Здравствуйте. В прямом эфире «Православная энциклопедия». Сегодня мы вернемся к теме, о которой уже не раз говорили в нашей программе – Церковь и армия. Больше 10 лет Православная Церковь сотрудничает с Министерством обороны России, и все эти годы не прекращается полемика о возрождении в российской армии института военного священства. Кто-то считает, что современной армии просто необходимо возродить военное духовенство. Другие говорят о том, что у нас светское государство, и это нарушает конституцию. Мы просим вас принять участие в этой дискуссии, и ответить на интерактивный вопрос: «Нужно ли возрождать военное духовенство?». Если ваш ответ «Да», позвоните по телефону 995-81-11, если нет, наберите – 995-81-12.

О том, как выглядит на практике служение священника в современной армии, мы будем говорить сегодня с нашим гостем, заместителем председателя Синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными силами игуменом Саввой (Молчановым). А начнем мы как обычно с новостей православной жизни.

Сюжет: Тезоименитство Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II

25 февраля – День Тезоименитства Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. Несколько месяцев назад Святейший Патриарх Алексий сказал: «Вся моя жизнь и мое служение были направлены на проповедь веры, проповедь словом и жизнью».

С самого раннего детства интересы Алеши Ридигера были связаны с церковной жизнью, с храмом. А общение с насельниками Валаама, куда родители Алексея ездили в паломнические поездки, стало одним из определяющих событий в его духовной жизни. Спустя 50 лет, будучи митрополитом Ленинградским и Новгородским, Преосвященный Алексий приехал на разрушенный и поруганный Валаам, чтобы начать возрождение знаменитой обители.

Многие годы архиерейского служения будущего Святейшего Патриарха пришлись на пик хрущевских гонений на Церковь, и почти все силы он отдавал на противостояние атеистической агрессии, на спасение храмов и святынь.

Он был избран на Патриарший престол в 1990 году, в непростые для нашего Отечества годы. Но именно в этот ответственный момент отечественной истории голос церкви зазвучал в полную силу, призывая людей к миру и созиданию, сохранению семейных ценностей и моральных приоритетов.

Предстоятель Русской Церкви Святейший Патриарх Алексий родился 23 февраля, в современной России это день защитника Отечества. Говорят, случайных совпадений не бывает: Святейший Патриарх – духовный защитник нашей Родины.

Виктор Садовничий, ректор МГУ: – Я думаю, что та миссия, которую выполняет Святейший Патриарх Алексий – это подвиг. Подвиг нравственный, человеческий, подвиг душевный.

Ирина Купченко, народная артистка РСФСР: – Святейшим Патриархом сделано огромное дело: народ друг с другом во многом примирился, изменилось отношение к Церкви. Верующих в России было много, но все равно их процент по отношению к другому населению был ничтожный. А посмотрите, что происходит сегодня в храмах. Я была вчера вечером на каноне Андрея Критского: храмы полные, такого еще 5-7 лет назад не было.

Сюжет: Великий канон

Первые четыре вечера Великого поста во всех православных храмах читают Покаянный канон Андрея Критского. Еще один раз его читают в среду на пятой неделе – полностью. Автор этого канона преподобный Андрей жил в VIII веке и был архиепископом Крита. При жизни святой Андрей написал много молитв. Но самое главное его сочинение, - это Великий канон, состоящий из 250 песен. Духовная история мира показана в песнях Канона как история человеческой души, которая погружена в бездну греха, кается, плачет и надеется на спасение.

Сюжет: Возложение венка к могиле неизвестного солдата

23 февраля один из самых ответственных дней в жизни президентского полка. Десятки делегаций возлагают венки к могиле неизвестного солдата у Кремлевской стены. Свой венок возложил и Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. Духовенство города Москвы пропело вечную память павшим в годы Великой Отечественной войны. Их подвиг должен сохраниться в памяти потомков, сказал Его Святейшество, обращаясь к роте почетного караула.

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II: – Я желаю вам честной, добросовестной и мужественной службы на благо Отечества. Поздравляю с праздником!

Военнослужащие президентского полка поздравили в этот день и Святейшего Патриарха Алексия.

Сюжет: Президентский полк в храме

Несколько дней назад солдаты президентского кремлевского полка ходили на воскресную службу в храм свяителя Николая в Подкопаях. Посещение храма – не приказ, а проявление доброй воли каждого военнослужащего.

Рядовой Артем Девяткин: – После того, как мы сходим в храм, нам становится проще общаться друг с другом, взаимоотношения меняются. Находим общий язык.

После службы – беседа с настоятелем, просмотр фильмов и чаепитие. На этот раз тема разговора – прощение, ведь встреча происходит в прощеное воскресение.

Славны воинские традиции полка и богата его история. Но и в этой истории появляются новые интересные страницы. Ода из них – традиция посещения воскресных служб.

– Когда-то солдаты шли в бой за веру, Царя и Отечество. В дни Великой Отечественной войны бойцы поднимались из окопов со словами «За Родину, за Сталина!». Но многие из них именно в эти тяжелые дни войны стали верующими людьми. Как это было, расскажет наша постоянная рубрика «Архив «Православной энциклопедии».

Во время Великой Отечественной войны среди людей, ушедших на фронт защищать Родину, естественно, были и верующие. Однако, если мы сейчас просмотрим километры военной кинохроники, хранящейся в архиве, то не найдём ни одного кадра, запечатлевшего солдата, который хотя бы крестится перед боем. Хотя трудно поверить, чтобы верующий человек перед боем не обращался с молитвой к Богу.

По сохранившимся воспоминаниям некоторые бойцы носили небольшие иконки у себя в кармане, у кого-то был нательный крест. Однако совершение религиозных обрядов в Советской армии не разрешалось.

С 1943 года по инициативе Сталина государство нормализовало отношения с Церковью. И в отдельных случаях начали разрешать отправление религиозных обрядов в армии. Сохранилось несколько воспоминаний о благодарственных молебнах по случаю взятия того или иного города (всегда – с санкции политотдела Армии). Стали совершать панихиды на братских могилах. Перед нами, например, единственная сохранившаяся съёмка подобной панихиды в Севастополе в 1944 году.

Ближайший помощник Святейшего Патриарха Сергия (Страгородского) митрополит Николай (Ярушевич) входил в состав государственной комиссии по расследованию злодеяний гитлеровских войск на оккупированной территории. Он выезжал в освобождённые районы и наблюдал следы варварского разрушения храмов, беседовал с местными жителями. В 1944-ом он выезжал в войска для передачи танковой колонны имени Дмитрия Донского, построенной на пожертвования верующих.

В конце войны офицерам и солдатам разрешили посещать богослужения в храмах. Об этом свидетельствуют кадры пасхальной службы 44-го года в Елоховском соборе и кадры интронизации Святейшего Патриарха Алексия (Симанского) в 1945-м. Известно, что отец маршала Василевского был священником. По воспоминаниям маршала, в 1945 году Сталин справлялся у Василевского, заботится ли тот об отце. И журил маршала за то, что он не высылает отцу денег. В начале войны даже трудно было представить, что через четыре года будут вестись подобные разговоры…

Ведущий – священник Алексий Уминский: – Совсем недавно на Урале и в Поволжье прошли крупные военные учения «Южный щит-2006», в которых вместе с военнослужащими приняли участие и священники. Они крестили солдат, освящали боевую технику, и провели месяц в условиях, как принято говорить, «максимально приближенных к боевым».

Сюжет: Учения в Оренбурге

20 священников и 5 муфтиев – столько священнослужителей впервые принимало участие в учениях современной Российской армии. Учения «Южный щит-2006» собрали воедино 20 тысяч человек, сотни танков, орудий и самолетов – подобного размаха не было уже 15 лет. На Донгузском полигоне под Оренбургом военные отрабатывали масштабную тактическую операцию с боевыми стрельбами, применением авиационной техники и высадкой десанта. А главной задачей священников была духовная помощь солдатам.

На учениях "Южный щит 2006"

Священник Александр Альтмарк: – Как говорил Суворов – главная победа, это победа над собой. Быть солдатом – это значит побеждать свои страсти – лень, гордость, жестокость. Желаем вам не только успехов в освоении техникой, что безусловно важно, но и взаимовыручки, дружбы, верности, послушания.

Священники вместе с солдатами добирались до места учений по железной дороге, питались в одной полевой кухне, рядом шагали на марше и вместе были на передовой. Каждый из полковых священнослужителей привез с собой передвижную храм-палатку. Для этих палаток сделали специальный иконостас облегченной конструкции. Священники беседовали с солдатами, освящали боевую технику. Каждое утро десятки военнослужащих принимали крещение.

Осенью нынешнего года на территории Урала и Поволжья пройдут новые масштабные учения. И священники опять будут в одном строю с солдатами.

Ведущий – священник Алексий Уминский: – Мы просим всех наших телезрителей принять участие в интерактивном опросе. Наш вопрос звучит так: «Нужно ли возрождать военное духовенство?». Если ваш ответ «Да», позвоните по телефону 995-81-11, если вы сомневаетесь в этом, наберите – 995-81-12. А наш гость сегодня заместитель председателя Синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными силами игумен Савва (Молчанов). Здравствуйте, отец Савва!

– Здравствуйте, отец Алексий!

Ведущий – священник Алексий Уминский: – Оренбургские учения – это первый опыт такого масштабного участия священников в армейской жизни почти за 100 лет. Это была инициатива Церкви или армии?

– В Синодальный отдел по взаимодействию с Вооруженными силами обратилось командование Приволжского военного округа, с тем, чтобы мы обратились к Святейшему Патриарху Алексию за благословением священников, которые окормляют воинские части Приволжского ВО, чтобы собрать их в одну епархию, для помощи военнослужащим в прохождении великих воинских трудов. Армия сама заинтересована в этом.

Ведущий – священник Алексий Уминский: – Расскажите немного об этих учениях.

Игумен Савва (Молчанов): – Это первые за 20 лет учения, в которых участвовало боле 22 тысяч человек. 3,5 тысячи резервистов, призванных из запаса. С этой категорией людей священники сталкивались впервые. Православных священников было 18, имамов – 3 и один муфтий.

На учениях "Южный щит 2006"

Ведущий – священник Алексий Уминский: – Я слышал такое мнение, что присутствие православного священника может расколоть армию, возникнут межрелигиозные распри. На учениях в Оренбурге, как мы видели сейчас в сюжете, вместе с вами были и мусульманские муфтии. Вам удалось найти взаимопонимание, между вами не было конфликтов?

Игумен Савва (Молчанов): – Такое мнение было. Но эти учения показали всем, и мне самому, что мы, священники, трудились вместе с мусульманами, как братья. И муфтий и его помощники – люди настроенные патриотически, готовые вкладывать свою душу в помощь военнослужащим. И с такими людьми мы, православные священники легко находим общий язык, и в том числе с имамом Пермского края, с которым мы стали просто друзьями.

– Армия готова к тому, чтобы сегодня в нее пришли священники и муфтии? Подготовлена ли офицерская, солдатская идеология к тому, что с ними будут работать священники.

Игумен Савва (Молчанов): – Год назад я объезжал 2-ю Армию, территориально это 6-7 областей Поволжья, встретился с командующим армией и задал ему этот вопрос. Причем этот человек заинтересованный, деятельный инициативный, предоставлял священникам возможность трудиться, но хотел видеть результат. Вот у него я и спросил, стоит ли вводить институт военного священства. Он сказал, что ответить не готов. Многие вопросы взаимодействия еще не проработаны, нужно многое отрегулировать. Именно это ясчитаю трезвым и правильным подходом.

Ведущий – священник Алексий Уминский: – Вы были на учениях, почти на войне. Какова роль священника на войне.

– Об этом прекрасно сказал последний протопресвитер армии и флота, отец Георгий Шавельский в своих дневниках: Я хочу разделить с солдатиками все трудности, все тяжелые минуты. Во-первых, для того, чтобы почувствовать самому вес их проблемы, а во-вторых, когда солдат видит, что с ним в трудную минуту находится священник, ему становится легче. И это главная помощь священника в условиях приближенных к боевым. Присутствие священников на учения необходимо для военнослужащих. У меня была ситуация, когда я, впервые для себя, развернул большой храм-палатку – 57 кв. м. Устанавливали мы его 2 дня. В бескрайней оренбургской степи, человек, войдя в этот храм, попадал в дом Божий. Военные были потрясены. Мои надежды на то, что красота будет служить проповедью и коснется человеческого сердца без человеческих слов, полностью оправдались. Только мы развернули этот большой храм, вдруг пошли люди, храм наполнился в считанные минуты. Сами военнослужащие установили распорядок жизни нашего храма: приходили в то время, когда освобождались от службы. молились перед иконами, оставались на краткое вечернее богослужение, затем некоторые исповедовались. Утром, большая часть этих людей приходила на Литургию, причащались Святых Христовых Тайн. Были и такие, кто крестился.

На учениях "Южный щит 2006"

Ведущий – священник Алексий Уминский: – Многие в армии впервые видят священника и слышат его слова, могут чему –то у него научиться. А священника чему может научить армия?

Игумен Савва (Молчанов): – Спасению души. Тяжесть трудов во время жизни в полевых условиях очень большая: живем в землянках, спим мало, а трудимся много. Кстати, я убедился и в том, что мнение о нашем генералитете подчас бывает искажено. Генералы на подобных учениях проявляют себя как настоящие боевые генералы, как люди государственного мышления, которые 1,5-2 месяца спали по 4 часа в сутки, причем не ночью, а когда удавалось. Такие труды, при соблюдении совести военнослужащего, это – спасительный путь для человека. Редко найдешь православный монастырь, который жил бы в таких напряженных трудах.

Ведущий – священник Алексий Уминский: – Православным родителям хотелось бы, чтобы их дети служили в православных частях. У всех ли есть сегодня такая возможность? И есть ли вообще такие части?

– Таких частей нет. Их образование было бы нарушением нашего законодательства. Есть части, где устроены молельные комнаты. Есть подразделения, в которые стараются отправить верующего призывника, чтобы он находился в среде единомышленников.

На учениях "Южный щит 2006"

Ведущий – священник Алексий Уминский: – А нужно ли создавать особые условия именно для православных призывников?

Игумен Савва (Молчанов): – Думаю, что совершенно спокойно можно обойтись без этого. По практике сегодняшней армии, любой военнослужащий, который хочет сходить в храм на исповеди и к Причастию, он получает такую возможность. Если где-то командир не идет на встречу, то можно обратиться в Синодальный отдел по взаимодействию с вооруженными силами и мы поможем в этом.

Ведущий – священник Алексий Уминский: – Я благодарю Вас, отец Савва, за интересную и содержательную беседу. Уверен, мы еще не раз встретимся в нашей студии.

Ведущий – священник Алексий Уминский: – В Подмосковье есть два храма, прихожане которых помогают раненым и заболевшим во время службы солдатам. Такие сестричества есть в храме Косьмы и Дамиана в Химках, и в храме Флора и Лавра в селе Ям.

Сюжет: Помощь солдатам-инвалидам

Реабилитационный центр Министерства Обороны лишь одно из многих лечебных учреждений, которое опекают сестры милосердия. И все же здесь они бывают особенно часто. Ведь сюда доставляют солдат, получивших травмы и ранения со всей страны.

Сестра милосердия: – Это ведь сыночки наши, как им не помочь. Каждый может помочь, хотя бы минимально, по силам что.

Сестры не только приходят в гости сами, принося угощения и самые необходимые вещи, но и организовывают небольшие паломнические поездки. Слава Богу, есть благотворители выделяющие для этого транспорт. В этот февральский морозный день ребята поехали в Крестовоздвиженский Иерусалимский монастырь и в храм Флора и Лавра. Поехать, правда, смогли, к сожалению, не все.

Сестра милосердия: – Сегодня очень холодно и ребята на колясках и на протезах поехать не могли.

И все же в этом подмосковном храме нас ожидала встреча. Сюда вместе с мамой приехал Алексей Журкин. Весной прошлого года «Православная энциклопедия» рассказала о тяжко болящем воине Алексее, подорвавшем здоровье во время второй чеченской войны.

Алексей Журкин: – До Кавказских гор дошли. Спали под открытым небом. Холодно было очень сильно.

Жизнь Алексея тогда поддерживал аппарат искусственной почки. Он практически не вставал с постели. Когда о беде Алексея узнали наши телезрители, ему стали присылать письма и телеграммы, деньги на лечение. Многие приезжали в госпиталь сами. Сегодня Алексею стало легче, он уже дважды побывал у себя на родине в Нижнем Новгороде, может отстоять всю службу в храме. Он уверен, что помогли ему, прежде всего, не лекарства, а любовь и молитва людей.

Алексей Журкин: – Молитва лучше лекарства. На себе это испытал. Благодарен от всего сердца всем людям, кто помог мне.

Пришла пора подвести итоги интерактивного опроса. Нам позвонило за это время больше 7 тысяч человек. Большинство наших зрителей – 97 %– считают, что возрождение института военного духовенства просто необходимо. Думаю, что это мнение разделяет большинство наших сограждан. поздравляю наших телезрителей с праздником Защитника Отечества

Наша программа подошла к концу. Ее полную версию вы можете найти на сайте Седмица.Ru, где всегда помещаются самые последние новости жизни Русской Православной Церкви, а также религиозные новости со всех концов света. Спасибо всем, кто был с нами эти полчаса. В следующую субботу мы встретимся снова и поговорим о творчестве Николая Васильевича Гоголя. А сейчас я прощаюсь с вами и желаю всего доброго. Храни Вас Господь!

«Русский Дом» поздравляет радиостанцию «РАДОНЕЖ» с юбилеем и желает её сотрудникам творческих успехов, многая и благая лета!

СВОБОДА УТВЕРЖДАЕТСЯ В ДОБРЕ

Хорошо помню тот день, когда во дворике храма Воскресения Словущего в Брюсовом переулке совсем ещё молодой, но брызжущий энергией Евгений Константинович представил мне симпатичную даму - директора православной классической гимназии. Предложили стать законоучителем православной школы в Ясеневе. По тому времени дело было неслыханное: нога человека в рясе не должна была, по замыслу «стратегов» советского образования, переступать порог среднего учебного заведения. Но я принял его с воодушевлением: «Только смелым покоряются моря!».

Хорошо помню, как, подходя к уютному зданию бывшего детского сада, молился Господу и Божией Матери, дабы мне совладать с православными детками, установить дисциплину, а главное, - о даре мне живого, интересного слова, которое бы вдохновляло учащихся. Быстро пролетели несколько лет еженедельных трудов. Бог сполна наградил дерзновение православных учителей. Дети стали поступать в высшие учебные заведения, в открывшийся к тому времени Свято-Тихоновский богословский институт.

Классическая гимназия «Радонеж» стала первой ласточкой, расчертившей траекторию для многих подобных ей школ, гимназий, лицеев… Подвиг тех, кто организовывал это трудное дело, не нуждается в комментариях. Сегодня я молюсь о том, чтобы открывшиеся по всей стране православные учебные заведения выдержали испытания нашего нелёгкого времени, преодолели так называемый кризис и выполнили ту великую задачу, которую впервые поставило общество «Радонеж», в котором был создан для детей нравственный климат, атмосфера, благоприятная для раскрытия нравственных качеств личности.

Другим казалось в 90-е годы невероятным почином открытие православной радиостанции «Радонеж». Помню, как мы, священники, появлялись в Центре всесоюзного радиовещания, не без страха и трепета садились перед микрофоном, сознавая, что сейчас нас будут слушать уже не десятки и сотни, а тысячи и, может быть, миллионы людей.

Но наш директор Евгений Константинович Никифоров вдохновлял, ободрял, загораясь сам, передавал свой «олимпийский огонёк» (Citius, altius, fortius!) тем, трудами которых православная радиостанция превращалась в древо с развесистой кроной.

Сейчас, путешествуя по стране, убеждаешься в том, насколько велико духовное значение православного радиовещания для укрепления церковной жизни не только в столицах, но и в отдалённых губерниях.

Всё сказанное, безусловно, является визитной карточкой Общества «Радонеж», которое уже два десятка лет стремится держать в руках пальму первенства во всех новых для православного сообщества начинаниях. Царь Давид своим печальным примером научил нас не увлекаться статистикой и подсчётами достижений. Но воздадим справедливую хвалу Господу Богу, Который дарует «Радонежу» возможность трудиться в столь многих сферах, налаживать связи между Церковью и обществом, взаимно сближая представителей церковного и светского миров, ради возрастания удельного веса православной культуры в нашей жизни.

В заключение я мог бы пожелать безсменным застрельщикам православного просвещения, объединившимся в «Радонеже», личного покаянного, молитвенного подвига, незазорной благочестивой жизни, таланта бодрости и радости в общении с окружающими, критического отношения к самим себе, умения видеть преимущества, достоинства, сильные стороны своих конкурентов и, конечно, подлинной любви к Матери Церкви и России, ради которых стоит жить, трудиться, самоумаляться и побеждать на всех фронтах православного просвещения.

Протоиерей Артемий ВЛАДИМИРОВ

ГЛАВНАЯ ТЕМА - ПРОПОВЕДЬ ЕВАНГЕЛИЯ

На радио «Радонеж» я пришёл по приглашению Евгения Константиновича Никифорова после того, как он узнал, что мы проводим чин присоединения сектантов в храме «Всех скорбящих Радость» на Ордынке. Причём первая группа сектантов, которую мы присоединили, были участники жуткой секты Аум Синрикё, позднее устроившие взрыв в метро в Токио. Наших, уже православных, среди них, разумеется, не было.

Реабилитация сектантов - это очень сложный процесс. Приходится заниматься не только религиозной, но и социальной, юридической реабилитацией. Иногда нужна и медицинская реабилитация. В таких случаях мы прибегаем к помощи специалистов. Надо ведь помочь человеку как-то прийти в себя.

Я провёл много разных циклов. Сначала это были тематические передачи по отдельно взятым темам. Потом были беседы по Евангелию от Матфея, цикл антисектантских бесед. А сейчас новый цикл, по Евангелию от Матфея, я думаю, что он будет продолжаться несколько лет.

Я готовлю конспект, прихожу на радио. Там трудятся прекрасные женщины, которые помогают отвечать на вопросы. Если позвонивший не может долго ждать, они записывают его вопросы. Иногда подсказывают людям, как надо сформулировать тему. Когда я объявлял, что надо собирать помощь для дальних епархий, я видел своих радиоприхожан. Их очень много. Они приходили, приносили помощь, собирали религиозную литературу для церквей Камчатки, Сахалина, Чукотки, Магадана. Мы посылали эти огромные контейнеры… Делали мы и сбор хороших вещей для детей, собирали гуманитарную помощь для Чечни, для наших военнослужащих.

Когда мне приходится ездить в дальние епархии, я часто слышу от людей, что им не хватает «Радонежа», т.е. они не слышат наше радио. Иногда пишут надомники - это инвалиды, которые не могут выходить из дома. Для них слушать «Радонеж» - единственная возможность как-то осуществлять свой духовный рост. Очень благодарят люди из Украины, где тяжёлая церковная ситуация. Из Белоруссии часто поступают приглашения выступить с миссионерскими программами. Я приезжаю и провожу эти программы.
В целом я думаю, что «Радонеж» - это очень важное и ответственное служение, и я им дорожу.

Протоиерей Олег СТЕНЯЕВ

СИМ ПОБЕДИШИ

Начиная с 1996 года, я как священник окормляю Вооружённые силы в некоторых масштабах, и очень хорошо знаком с проблемами армии. А главная проблема состоит в том, что каждый священник трудится сейчас преимущественно сам по себе, без приобщения к уже имеющемуся общецерковному опыту. Так вот именно радио «Радонеж» дало возможность делиться этим опытом и проблемами практически со всеми православными людьми нашей страны.

И это очень важно. Сразу поднимается уровень окормления солдат, и, как результат, более плодотворной становится работа священника с людьми, его проповедь о Христе солдатам и офицерам. Поэтому трудно переоценить значение того события десятилетней давности, когда Евгений Константинович предложил организовать и вести мне программу «Сим победиши».

И вот эти передачи, я надеюсь, позволяют взглянуть на воинское служение с православной точки зрения. И нашему русскому, православному человеку легче сориентироваться и принять правильное решение, если он живёт со Христом и имеет осознанный религиозный взгляд на современную жизнь.

Игумен Савва МОЛЧАНОВ

ВСЕГДА ПРИХОЖУ СЮДА С РАДОСТЬЮ

Двадцать лет назад мы с Виктором Саулкиным начали на «Радонеже» одними из первых в стране развивать «царскую» тему. Для меня в этом было много личного.

Родилась я на Урале в посёлке спецпереселенцев. И я помню, как бабушка меня маленькую привозила к дому Ипатьевых. Он не был тогда снесён. Днём милиция не разрешала никаких сборов, но ночью 17 июля верующий народ поминал Государя всегда. Нас было немного, человек двадцать, и я, маленьким ребёнком, это запомнила и всегда почитала Государя.

Мы сделали объявление по «Радонежу», что в Доме Литераторов будет вечер, посвящённый памяти Государя. Народу пришло очень много. Даже сказали, что Карташова устроила в ЦДЛ Ходынку.

А когда взрывали два раза памятники Клыкова, мы после этого по «Радонежу» собирали деньги. И теперь в селе Тайнинское стоит третий памятник Государю. Я считаю, этот памятник лучший, и стоит он тоже благодаря «Радонежу». А «Радонеж» слушают все.

И ещё - сколько стало верующих, благодаря радиостанции «Радонеж»! «Радонеж» такое утешение посылал и болящим, и тем, кто не может в церковь пойти.

Очень хороши детские программы с отцом Артемием Владимировым. Какие замечательные вопросы задают дети! И какие хорошие ответы получают! А отца Димитрия Смирнова любит больше мужская аудитория, потому что у него есть и сарказм, и ирония.

Я думаю, что «Радонеж» - это народное радио ещё и потому, что существует на народные средства.

Нина КАРТАШОВА, поэтесса

Выступление Заместителя Председателя Синодального Отдела Московского Патриархата по взаимодействию с Вооруженными Силами и правоохранительными учреждениями игумена Саввы (Молчанова) 31 января 2007 года на секции «Аспекты военного образования армейского и флотского духовенства» в рамках XV Международных Рождественских Образовательных Чтений «Вера и образование. Общество, школа, семья в XXI веке».

Сегодняшняя наша секция посвящена проблеме «Аспекты военного образования армейского и флотского духовенства». Эта проблема очень серьезная, но многие священники и офицеры не понимают, для чего нужно образование военному священнику. Мы все уже устали от выхолощенных конференций. Мы, священники, стараемся работать и реально помогать своими трудами военнослужащим и в степях, и в горах Чечни. И нам нужен конкретный разговор, нужны заинтересованные люди, в частности, здесь, на конференции. Только человеку, священнику, который практически не соприкасается с войсками или взаимодействует с командованием и личным составом только на торжественных мероприятиях, может казаться, что тема эта не актуальна.

Синодальный Отдел по взаимодействию с Вооруженными Силами и правоохранительными учреждениями уже много лет распространяет диски, которые вы, отцы, называете тематическими материалами для проповеди. Но фактически - это целая библиотека военного священника, которая могла бы состоять из двадцати увесистых томов. На диске собраны работы по психологии, диссертации видных специалистов, темы для выступлений священнослужителя. Прочитав хотя бы один из этих томов, священник стал бы весьма образованным человеком. А кто из вас читал?

Образование военного священника, на наш взгляд, включает в себя три составляющих:

1. Духовная составляющая; ей должно быть отдано большее количество часов

2. Миссионерское образование. И не надо пугаться этого слова. Мы занимаемся практически просветительской работой. Священник должен знать, каким образом высоконравственные ценности донести до личного состава воинских подразделений

3. Третья составляющая - непосредственно военное образование. Оно слагается из теоретической стороны и практических навыков. Теоретическая сторона, на мой взгляд, должна состоять из тех военных дисциплин, которые бы нам помогли выделить офицеры, заканчивавшие в свое время военные учебные заведения.

При Синодальном Отделе создан курс «Пастырское душепопечительство в Армии», который уже минимум пять лет преподается в Московских Духовных школах в Сергиевом посаде и около трех лет в Свято-Тихоновском университете. В рамках курса рассматриваются богословские вопросы войны и мира, отношения к воинской службе, исторические проблемы института военного духовенства, анализируется современный этап развития взаимоотношений Церкви и Армии. Кроме того, для слушателей курса в ПСТГУ предусмотрены практические занятия на базе Президентского Полка, командование которого любезно предоставило нам такую возможность.

Что относится к практической составляющей образования военного священника? Мне кажется, что это, прежде всего, личные контакты, беседы. Но особо надо подчеркнуть необходимость участия в сборах. Пусть поначалу священнику будет многое непонятно, но зато он сможет понять главное - личность офицера, его труд, атмосферу, которой дышат военнослужащие, те напряженные условия, в которых им приходится находиться.

Учения «Южный Щит - 2006» явились для нас настоящей практической академией.

После их завершения у меня сложилось ощущение стопроцентного успеха. Даже те недоработки, с которыми мы столкнулись, - это тоже положительный момент, потому что теперь мы знаем, как нужно работать, что нас ждет. Мы отработали схему организации совместной работы нескольких епархий, систему работы с командованием. Разработали типы храмов, начиная от мобильных храмов на колесах, и заканчивая более сложными сооружениями, на обустройство которых может уйти до двух дней.

Мы старались сделать так, чтобы военнослужащий мог, зайдя в храм, ощутить его благодатную атмосферу и красоту. Причем здесь много зависит от духовного и эстетического вкуса священника. Мы видели храм-палатку, в котором было всего три предмета: престол и две хоругви. Но оформлено это было так, что создавалось абсолютное ощущение наличия двух основных частей храма. Также это доказательство того, что создание молитвенного места не обязательно влечет большие материальные затраты.

Хотелось бы отметить и положительный опыт совместной работы с мусульманским духовенством. В пух и прах в ходе Учений было разбито утверждение, что приход православного священника в Армию спровоцирует межконфессиональные конфликты. Неоднократно бойцы, исповедующие ислам, приходили, чтобы полюбоваться нашими православными походными храмами.

Принципиальная вера в Бога объединяет людей, делает их друзьями.

Мы приобрели огромный опыт на военных учениях «Южный Щит-2006», и это - 100% успеха!

Несмотря на предписания Москомнаследия, во дворе древней церкви Николы в Подкопаях четвёртый месяц ведётся незаконное строительство. Поначалу речь шла о возведении на территории памятника несогласованной служебной постройки, однако третьего дня прихожане принялись уродовать само здание храма. Критиковать Церковь — занятие крайне неприятное, однако открытое и беззастенчивое нарушение государственных законов церковным пастырем — это уже, знаете ли, совсем некрасиво.

До сих пор считалось, что Никольская церковь построена в середине 17 века на месте более древнего храма. В 18 веке появились барочная колокольня и необычное шестириковое завершение церкви, в 19-м были пристроены два придела, паперть, и отдельно стоящая часовня по линии Подколокольного переулка. В 20 веке в храме располагался завод «Полиэтилен». Примерно в 1960-е рядом с часовней был построен одноэтажный сарай, по заключению Историко-архитектурного обследования составляющий «самое неблагоприятное соседство с элементами исторической застройки церковного владения и всего квартала. Предложение по режиму реконструкции: Снос».
В конце весны 2008 года на месте сарая без каких-либо согласований начато строительство нового двухэтажного здания.

1 июля 2008 года инспектора Москомнаследия вручили настоятелю церкви, игумену, о. Савве Молчанову (одновременно заместителю председателя Синодального отдела Московской Патриархии по взаимодействию с вооруженными силами и правоохранительными учреждениями) предписание о приостановке незаконного строительства. Однако стройка продолжается и сейчас, самовольно, при отсутствии разрешительной документации.

Разобранный сарай частично закрывал вид на колокольню и часовню с Подколокольного переулка, но всё же сохранял визуальную связь с Собором Ивановского монастыря. До него на этом месте вообще никогда не находилось зданий, перекрывавших этот сложившийся вид — на месте нынешней стройки было кладбище, а дом причта был намеренно сдвинут в глубину двора. Строящееся здание уже значительно закрывает вид на ансамбль церкви Николы в Подкопаях, на одноимённую часовню и храмовую колокольню, не говоря о куполе Ивановского собора, которого теперь и вовсе не видно.

Многие годы органы охраны памятников, к сожелению, не замечали того, что происходит с этим храмом и его историческими элементами. А между тем, за время настоятельства о. Саввы:

1. На доме причта вместо исторической четырёхскатной крыши появилась двухскатная «колхозная» крыша с фронтонами из неструганных досок с пластиковыми окнами;
2. С фасада дома была приделана сварная уродливая лестница, ведущая в чердачное помещение;
3. В древнем четверике храма 17 века возведена конструкция хоров, не соответствующая первоначальному виду и стилистике храма;
4. Частично снесена ограда 19 века и заменена новой, не соответствующей по форме исторической;
5. В северной части участка возведён новый забор с недостроенными хозяйственными строениями, также самовольно.

Однако самое интересное впереди: в интернет просочился несогласованный проект облицовки самого храма керамической плиткой «под 17 век». Разумеется, к научной реставрации эта инициатива ни малейшего отношения не имеет. Серьёзных исследований на памятнике не проводилось, его первоначальные формы до сих пор неизвестны. При фрагментарном раскрытии фасадов в 1990-е годы выявлены некоторые элементы декора 17 столетия: венчающий карниз-поребрик на четверике и апсиде храма, треугольный фронтон наличника алтарного окна, следы килевидных завершений окон верхнего яруса на западном фасаде.

На днях без ведома Москомнаследия неквалифицированные рабочие начали сбивать штукатурку с фасадов храма, разрушая поверхность лицевой кладки. На освободившихся поверхностях стен четверика и апсиды явно читается маломерная кладка неизученного храма 16 века, местами сохранившаяся на высоту до трёх метров. На северном и южном фасадах заметны фрагменеты древних окон и пилястр, с южной стороны видно след примыкания арки несохранившегося объёма — придела либо паперти. Наблюдавший памятник архитектор-реставратор Георгий Евдокимов датировал эту кладку 1560-ми годами.

Вчера производители работ дали инспектору Москомнаследия устное обещание больше так не делать, однако подобное они говорили и прежде. На стенах здания уже виднеется разметка, не иначе, под чудо-изразцы. На то, чтобы окончательно погубить древнюю кладку цементом, потребуется немного времени, а комитет будет продолжать писать предписания.

Похоже, вандализм становится не просто делом обычным, но даже общепринятым. Инвесторы уничтожают старые дома даже не ради корысти, а словно демонстрируя некую молодецкую удаль: вот он я, крепкий хозяйственник, умею считать копейку, лишен сентиментов, презираю чиновников с их дрянными предписаниями. Ну и конечно, патриотизм, ведь логика Подкопаевских благоустроителей недалека ресторатора Деллоса: мы вам построим настоящую родную старину, такую, за которую не будет стыдно перед соседями.

Когда подобным образом себя ведут разнообразные инвесторы и застройщики, удивляться не приходится. Вандализм людей культурных изумляет. А вандализм деятелей церкви вообще не понятен. Если священники начинают столь откровенным образом плевать на законы — чего с других спрашивать. Между тем, из ярких московских скандалов последних лет можно вспомнить разрушенное крыльцо Петровского монастыря, очень грубо отремонтированный настоятельский корпус и изуродованная стеклопакетами Богословская церковь в Рождественском монастыре, сильно в Сретенском монастыре, уничтожение интерьеров жилого корпуса Марфо-Мариинской обители. Недавно стало известно, что приходом церкви Ильи Пророка на Ильинке вновь продвигается идея сноса корпуса Тёплых торговых рядов, примыкающего к храму со стороны улицы.

Игумен Савва (Молчанов), настоятель Патриаршего подворья храма Святителя Николая Мирликийского в Подкопаях : – Наш храм впервые упомянут в документах 1493 года в связи с переездом сюда царя Ивана III. В Кремле был пожар, вообще вся Москва горела, а в этом месте еще можно было спастись. Было сказано, что царь переселился во двор близ конюшни. Видимо, здесь были и лошади царские, при храме Святителя Николая в Подкопаях. Этот район назывался так потому, что здесь в древности у подножия холма копали глину. Храм был устроен как раз внизу этого холма, потому и стали называть храм Святителя Николая в Подкопаях. Во времена Иоанна Грозного его перестроили в камне. Когда открывали штукатурку, мы обнаружили фрагменты кладки так называемого «грозненского» кирпича-маломера.

В 1731 году иждивением вдовы графа Андрея Артамоновича Матвеева, выдающегося дипломата времен императора Петра Великого, Анастасии Ермолаевны храм перестроили. В 1759 году возвели существующую и ныне колокольню. Во время французского нашествия храм выгорел. Лишь спустя 40 лет удалось его восстановить по проекту архитектора Николая Ильича Козловского на средства купцов Николая Ивановича Каулина и Алексея Гавриловича Шевелкина. Чин освящения в январе 1858 года совершили святитель Филарет, митрополит Московский и Коломенский, и Преосвященный Никанор, епископ Фиваидский.

Поскольку в 1855 году эта церковь была передана под Александрийское Патриаршее подворье, купцы не только привели храм, как сказано в отчете, в надлежащее благолепие, но и снабдили его всей необходимой утварью. Но тут с одним купцом случилась нежданная беда. Он полностью разорился. Тогда ему на выручку пришел его Небесный покровитель – святитель Николай. Эта чудесная история записана православным автором Сергеем Нилусом.

Игумен Савва (Молчанов) : – Этот Николай восстанавливал храм и был чрезвычайно благочестивым человеком. Он имел правило каждый день читать акафист святителю Николаю. И вот он восстановил храм, в нем начались богослужения, уже он был освящен митрополитом Филаретом. И в один день – то ли его обманули, то ли сам ошибся, – он разоряется дотла. И купец начал молиться святителю Николаю.

И вот ночью после усиленной молитвы видит сон: приходит к нему святитель Николай и говорит: «Я пришел помочь тебе за твою ко мне любовь и веру. На иконе моей, что в вашей церкви, риза золотая и много драгоценных каменьев: сними ризу с каменьями, продай их и начинай опять торговать; а как разживешься, сделай на икону новую ризу, чтоб была точь-в-точь как старая». Купец смутился: не прелесть ли вражия? «Как же,– говорит, – могу это сделать? Первое – это святотатство, а второе– как снять? Днем народ, а ночью храм заперт…» – «А ты, – отвечает ему святитель, – приди ночью, да под стену, что против моей иконы, и подкопай, а в подкоп пролезь и сними ризу».

Проснулся купец – подушка вся мокрая от слез. Дивится сну: верить или не верить. Опять молится, плачет. И снова является ему во сне святитель и опять говорит те же слова. «Не могу,– отвечает купец, – в ворах я никогда не был» – «Воровства тут, – говорит святитель, – никакого нет: икона моя, и ризе я хозяин; делай, как я говорю».

И в третий раз явился святитель во сне купцу и опять повторил приказание. И тогда решился купец поступить, как велел ему святитель... А как встал купец в силу, приходит к настоятелю и говорит: «Есть у меня усердие новую ризу на икону святителя соорудить. Благословите... Как старую, в точности, с рисунками и каменьями, чтобы и отличить было нельзя от настоящей» – «Ну, к чему ж такую же точно?» – «Нет, уж благословите, как хочу: таково мое усердие». Пришлось благословить.

Поделали ризу... Стал мастер прилаживать новую ризу к иконе, а народ смотрит и удивляется: накладывают новую ризу на старую, а она точно такая же, как и старая, и старую не снимают. Что такое? Когда стал народ подходить ко кресту, купец встал около батюшки и около иконы и говорит: «Обождите, батюшка, и благословите мне доброе слово сказать!». И поведал купец православным чудо, что сотворил ему святитель Николай. «Вижу, не верите вы мне. Ну, мастер, снимай с иконы твою ризу. Тот снял, а под новой ризой-то старой нет»... Что тогда в храме было!

С тех пор храм в Москве зовется Николай Подкопай. Уже все забыли, что здесь глину подкапывали, все уже имеют в виду это чудо, связанное с благословением святителя Николая.

Икона, перед которой молился набожный купец и с которой снял ризу, теперь находится в храме Петра и Павла у Яузских ворот на подворье Сербской Православной церкви. Чтобы не лишать прихожан этого храма радости молитвенного общения со святителем Николаем, к образу которого они уже привыкли за долгие десятилетия, для церкви Святителя Николая в Подкопаях решено сделать точную копию этой иконы. Пока здесь небольшая современная икона. И по молитвам перед ней святитель Николай оказывает помощь, о чем говорят обильные приношения прихожан.

В 1926 году в храм пришли чада Оптинских старцев иеромонах Андрей (Эльбсон), его друг священник Петр Петриков, сестры Миронович (Вера и будущая монахиня Любовь), сплотившие вокруг себя единомышленников. Иеромонах Андрей принимает на свои плечи окормление монашеской женской общины, сестры которой становятся активными участницами жизни храма. Отец Петр самоотверженно помогает ему в служении.

Игумен Савва (Молчанов) : – Отец Петр служил здесь с 1928 года. Они служили в этом храме, ходили к отцу Сергию Мечеву, поддерживали с ним отношения, служили у него. Это были удивительные люди. В лике святых прославлен отец Петр, но и отец Андрей, мученически погибший, – тоже святой мученик.

Вы можете себе представить состояние души молодых людей, которые вокруг себя видят гонения, убийства священнослужителей, закрытие храмов, глумление над святым. И они принимают сан в это время. Уже просто приняв в это время сан, они становились исповедниками. Священники узнали, что такое ссылки, что такое тюрьмы, и снова тюрьмы, и снова зоны. На Крестовоздвижение в 1937 году они были расстреляны на Бутовском полигоне. Вместе с пастырями в праздник Крестовоздвижения были расстреляны две инокини – прихожанки Подкопаевского храма Вера (Рожкова) и Валентина (Засыпкина). Келейница отца Петра Вера Миронович была сослана под Тынду, где умерла в 1941 году, до конца дней работала в лазарете медсестрой.

После закрытия в 1931 году церковь сначала использовали, как общежитие, а затем в ней разместился завод полимерных материалов.

Игумен Савва (Молчанов) : – В 1991 году храм передали Церкви. Стали совершаться богослужения. Два настоятеля, которые были до меня, сделали все возможное, чтобы храм приобрел сегодняшний вид. Потому что первые настоятели вошли не в храм, они вошли в филиал завода полимеров, где из пластмассы выливались зубные щетки, расчески и тому подобное.

После того, как вернули на место купола и кресты, принялись за восстановление живописи. Немногое уцелело от прежнего великолепия. В середине XIX века храм был расписан известным московским иконописцем Андреем Семеновичем Рогожкиным.

Игумен Савва (Молчанов) : – Среди нынешних святынь храма – икона Черниговской -Гефсиманской Божией Матери. Еще у нас Божией милостью есть очень древняя икона преподобного Саввы Сторожевского и ковчег с частицей его мощей. По благословению Святейшего Патриарха наместник Оптиной Пустыни преподал нам частицы мощей всех Оптинских старцев, они в ковчеге представлены. Частицы мощей многих мучеников – даже есть частица мощей преподобного Зосимы, который рассказал про Марию Египетскую, Петра и Февронию, мученика Вонифатия.

Я желаю, чтобы святитель Николай помог всем вам, и молитвы ваши к святителю Николаю будут услышаны.