Димитриевская родительская суббота: история установления, традиции, молитвы. Димитриевская родительская суббота: история установления, традиции, молитвы Спасибо за беседу

Накануне Дмитриевской родительской субботы клирик минского Радосте-Скорбященского прихода протоиерей Алексий Климов в интервью сайт рассказал о смысле и истории родительских суббот, а также предостерег от возможных ошибок в деле поминовения усопших.

- Что представляет из себя Дмитриевская родительская суббота?

Дмитриевская родительская суббота - день особого поминовения умерших, усопших, как мы говорим. Её называют родительской, потому что в этот день мы вспоминаем своих родителей - не только папу и маму, если их уже нет в живых, но и всех предков нашего рода, да и не только нашего.

История Дмитриевской субботы уходит корнями в глубину веков, во времена освобождения Руси от ига Золотой Орды. В 1380 году под предводительством святого благоверного князя Дмитрия Донского в Куликовской битве была одержана победа над Мамаем. Это ещё не было полным освобождением от зависимости, но, тем не менее, это уже была очень серьёзная и решительная победа, которая воодушевила наших предков и послужила одним из серьёзных шагов к освобождению. В той битве были убиты тысячи людей. Это были чьи-то кормильцы, мужья, отцы, но они пошли на этот подвиг за родную землю, за свободу.

Где-то через месяц после битвы, когда Дмитрий Донской вернулся в Троице-Сергиев монастырь к святому преподобному Сергию Радонежскому, который и благословил его на битву, в монастыре впервые молитвенно помянули погибших воинов. Это была суббота накануне празднования дня святого великомученика Дмитрия Солунского. Дмитрий Донской постарался сделать так, чтобы это богослужение состоялось поближе к этому празднику, потому что Дмитрий Солунский тоже был воином, во многих городах Руси ему строились храмы и писались иконы.

В субботу накануне празднования дня Димитрия Солунского и решили поминать погибших воинов. Их поминали на больших службах, после которых накрывались столы, часть продуктов с которых отдавалась бедным. С тех пор это стало традицией, и святой Димитрий Донской приказал ежегодно поминать святых воинов. А потом эта традиция расширилась и до поминовения всех воинов, ещё позже - и всех христиан, потому что каждый истинный христианин - это всё же воин, будь то мужчина, женщина, старик, юноша или девушка. Нам приходится сражаться с грехом, и это более страшная битва, чем сражение на поле боя.

Есть несколько поминальных суббот. Две из них - это вселенские субботы, которые распространены на всю Православную Церковь. Это мясопустная родительская суббота перед Великим постом - та неделя, когда мы поэтапно готовимся к посту и последние дни употребляем мясную пищу. В это время Церковь призывает не просто отъедаться и веселиться перед постом, как это, к сожалению, порой бывает, а всё-таки вспомнить своих предков, усопших, потому что следующее воскресенье после этой субботы - неделя о Страшном Cуде. Так что все эти массовые масленичные гуляния со сжиганием чучел выглядят как пир во время чумы, ведь люди в это время вспоминают о своих грехах, это неправильно. В это время в нашей молитве как раз нуждаются усопшие, которые сейчас ждут суда Божьего, поэтому мы и молимся о них в родительскую субботу.

Кроме мясопустной субботы, есть ещё Троицкая родительская суббота, тоже вселенская. Помимо этого, в три первые субботы Великого поста тоже совершается особое поминовение усопших, поэтому эти субботы также называются родительскими.

- Христиане призваны постоянно молиться о своих усопших, зачем же тогда нужны родительские субботы?

Это напоминание нам, чтобы мы усилили наши молитвы. Понятно, что за своих усопших надо молиться, и мы верим, что люди, умирая, не исчезают, их души уходят от жизни земной и переходят к жизни вечной. Поэтому к их каждодневному поминанию призываются все христиане, это наш долг о них и продолжение действия нашей любви. Это очень важно, потому что когда мы молимся, мы тратим силы и совершаем определённое действие, ведь настоящая молитва - это непросто. Каждодневная молитва - это труд, и труд непростой.

Конечно, каждый день христиане должны молиться Богу о своих усопших. А эти дополнительные службы - возможность совершить большую коллективную молитву, ведь считается, что любое дело совместно совершается более эффективно. Наш духовный подвиг, совершаемый вместе, даёт больший результат, и мы стараемся как-то усилить наши молитвы. Церковь нам даёт специальные службы, которые дома сам и не совершишь. В пятницу накануне родительских суббот в храмах служится особая служба, называемая парастас, в переводе - ходатайство, то есть это совместное ходатайство Церкви об усопших. На этой красивой и торжественной службе совершается очень много поминовений, читаются заупокойные молитвы и поются специальные каноны.

К таким молитвам нас призывают. Нам показывают, как можно молиться, и, может быть, кто-то нечто подобное будет совершать дома у себя. А так, конечно, мы молимся об усопших каждый день, и панихиды совершаются в храмах в любой день богослужения.

Ещё одна интересная традиция - почему родительскими стали именно субботы, а не, например, пятницы или четверги. Это связано с временами Ветхого завета, когда у древних евреев суббота была по заповеди днём покоя. У нас сейчас таким днём стал воскресный день, связанный уже с Новым заветом, но суббота всё равно для нас осталась праздником, и в этот день покоя мы вспоминаем наших усопших. Они уже упокоились от трудов земных и теперь у них одна забота - как там устроиться у Бога. Таким должен быть результат человеческой жизни - прожить её так, чтобы смерть не стала потерей, разочарованием или даже ужасом, когда человек оказывается лицом к лицу с Судьей.

- Как правильно поминать усопших?

Так, к сожалению, ведём себя мы, люди, что даже наши благие пожелания порой реализуются с грехом пополам. Поэтому, желая поминать усопших, люди не всегда делают это правильно. Усопшим нужна наша молитва, также их очень утешает исправление нашей жизни. Здесь людям кажется, что иногда можно и согрешить, это и с рук сойдёт, и не вспомнится. А когда они попадают туда, им всё открывается, они видят и рай, и место, которое ожидает грешников. Побывав в качестве наблюдателей и там, и там, они остаются в каком-то особом, таинственном месте вплоть до Страшного Cуда. Одни, те, кто старался жить с Богом, в предчувствии радости вечного общения с Богом и святыми, пребывают в упокоении и умиротворении, а те, которые творили зло, не раскаялись и понимают, что их может ожидать на окончательном суде не рай, а ад, чувствуют и страх за себя, и за тех, кто остался на земле. И если мы живём на земле и продолжаем грешить, живём безбожно, то этим мы очень сильно огорчаем наших предков. Они хотели бы до нас достучаться, но ни мы не можем к ним обратиться лично, ни они к нам.

Мы можем позаботиться о наших усопших с помощью Бога. Когда мы за них молимся, они получают облегчение и утешение, их касается благодать Божия. И если мы начинаем жить правильно, если мы хотим исправить свою жизнь, начинаем задумываться о своих грехах и каяться в них, наш путь поворачивается от греха в сторону святости и праведности, и этот поворот является очень большой радостью для наших предков.

Это происходит каждый день. Вот мы сделали какое-то хорошее дело, не похвалились, не разрушили его своей гордыней, а сделали его ради Бога, и тогда это будет большим утешением всем нашим усопшим.

- Не подменяется ли сейчас молитвенное поминовение усопших чем-то другим?

Древние народы, ещё не знавшие Бога, веровали по-разному. По-славянски народы - это язы́ки, и говорят, что язычество - это веры разных народов. Со временем люди расселились, потеряли связь друг с другом и с Богом, забыли о нём, поэтому и верования, к сожалению, стали разнообразными, что мы и видим. Верят во что угодно - и в священных жуков, и в священные камни, верят, что можно поклониться всему, что шевелится. Это ошибка, свойственная всем язычникам. Но так как им тоже хочется как-то позаботиться о своих близких, они тоже совершали определённые ритуалы, связанные с таким серьёзным шагом, как шаг в будущую жизнь.

Эти обряды, к сожалению, тянутся за нами на протяжении многих веков и поколений. Уже и те верования в чистом виде не существуют, ушло древнеславянское язычество, но что-то остаётся. Эти отголоски переплетаются порой с христианскими традициями, и получается такая неправильная смесь.

Народные верования, связанные с усопшими, часто грешат такими ошибками. Вместо того чтобы пойти помолиться, люди просто идут на кладбище и устраивают там заупокойные пикники с возлияниями. Собираются помянуть усопшего, а заканчивается пустословием, злословием, а иногда и чем-нибудь более нехорошим.

Пытаясь как-то утешить усопших, люди могут им принести продукты на могилу. Но ведь усопший уже этим не питается! Питаются птицы и звери, которые могут после себя оставлять беспорядок на могиле. Лучше раздать милостыню: взять часть продуктов и покормить бедного человека, куда-то их пожертвовать, и это будет доброе дело.

Когда я служил в деревне, мне рассказывали о такой традиции. В день Дмитриевской субботы люди посещают церковь и кладбище, а потом вечером приходят домой, накрывают стол, в том числе для усопшего, и ждут, придёт их усопший или нет. Спрашиваю - а как вы понимаете, придёт или не придёт? Отвечают, что вот колыхнулась занавеска, что-то скрипнуло, значит, он уже за столом, и тогда мы садимся и начинаем есть. Это уже элементы спиритизма, это опасно.

Ошибки бывают, но Церковь призвана их разъяснять. Совершенно не грешно, если человек узнает, что так делать неправильно, тактично сказать своим близким, что, если мы христиане, так делать не нужно. Но мы не навязываем свою веру, и тем более дерзко и некорректно учить людей, когда они поминают своего усопшего. По крайней мере, если человек назвался христианином, то будь добр, соблюдай веру в чистоте.

- Спасибо за беседу!

Беседовала Надежда Филипчик.

Дмитриевская родительская суббота - день, в который православные верующие отдают дань памяти своим предкам. Поминовение усопших традиционно совершается седьмого ноября, в канун дня памяти святого великомученика Дмитрия Солунского, и имеет многовековую историю.

История установления Дмитриевской родительской субботы

Согласно преданию, поминальный день был установлен князем Дмитрием Донским после победы на Куликовом поле. Перед великой битвой князь посетил Троице-Сергиеву лавру, где Сергий Радонежский благословил его на бой с иноверцами, а также дал ему из числа из числа монашеской братии двух послушников — Александра Пересвета и Андрея Ослабю, отличающихся недюжинной силой и пламенной верой. Оба отдали свою жизнь во имя освобождения русской земли от монголо-татарского ига.

Победа над татарскими войсками досталась ценой многих разрушенных судеб: большинство семей понесло тяжелые утраты. Вернувшись с поля боя, Дмитрий Донской в Троице-Сериевой обители совершил поминовение всех павших за отчество и веру воинов. Князь предложил совершать этот обряд ежегодно, и с тех пор каждую субботу перед Дмитриевым днем проходили заупокойные службы. Со временем в этот день стали поминать не только усопших воинов, но и всех отошедших в мир иной православных христиан. Тогда поминальная суббота и получила название «родительская».

Традиции Дмитриевской субботы

Родительский день имел очень большое значение для наших предков. В канун Дмитриевой субботы славяне приводили в порядок жилище и топили баню, где обязательно оставляли чистые банные принадлежности — чтобы души усопших предков видели, что о них хранят память. К поминальному обеду относились очень ответственно: хозяева накрывали стол еще в пятничный вечер, и от каждого кушанья откладывали по ложке в отдельную тарелку, которую ночью оставляли на столе. Это также было знаком внимания по отношению к ушедшим из жизни родственникам. Во время поминок вспоминали об умерших, говорили об их лучших качествах и добрых поступках.

В субботу обязательно посещали могилы родных. Молодожены, сыгравшие свадьбу в октябре, по традиции готовили из муки особое поминальное блюдо и оставляли его на могилах родственников.

Дмитриевская родительская суббота в 2015 году

Церковное богослужение, посвященное родительской субботе, проходит в пятничный вечер и субботнее утро. В ходе панихиды по умершим прихожане возносят свои молитвы о душах усопших. Для того, чтобы помянуть ушедших из жизни близких людей, православные верующие пишут специальные записки «О упокоении», где указывают церковные имена поминаемых. По традиции верующие совершают пожертвования: в церкви несут продукты, лампадное масло, просфорную муку.

Если нет возможности сходить в храм, нужно посетить кладбище и самостоятельно помолиться об умерших. Молитва помогает умершим на том свете, а также является для них знаком о том, что их помнят.

Память о прошлом — залог счастья в настоящем. Сохраняйте в своей душе то, что важно для вас, и не забывайте нажимать на кнопки и


Первая суббота ноября,
Дмитриевской она у нас зовется,
О погибших воинах скорбя,
Помянуть их души сердце рвется!

Нынче мы на кладбище идем,
Чтоб отдать долг памяти усопшим,
На могилы мы цветы кладем,
Людям, жизнь за Родину отдавшим!

Не стихает поминальный звон,
И слова молитвы не смолкают,
Ушедшие, примите наш поклон,
Сегодня вас живые поминают!

В эту светлую субботу
Мы усопших помянём
За их царство, что на небе,
Богу свечку мы зажжём.

Вам смиренья пожелаем,
Чтоб на долгие года
Ваша вера была с вами,
И не слабла никогда.

В каждой эпохе воины
Тратили свою кровь
За веру, за земли, за родину,
За дружбу и за любовь.

И ступая дорогой традиции,
В этот день важно их помянуть,
Тех, кто с миром в бою простился
И обрел после жизни путь.

За упокой всех сложивших
Жизни на поле брани,
Что бы и дальше сияло
Мирное небо над нами,

Памяти воинов, павших
За веру и за свободу,
День установлен праведный -
Дмитриева суббота.

Пусть не забудутся подвиги,
Коих примеров не счесть,
Пусть будут помнить отроки
Значение слова «честь»!

Пришел с поля брани великий князь
С победою он вернулся.
Как радость победы его улеглась,
Потерям своим ужаснулся.

И повелел: Быть поминкам всегда
В день этот субботний осенний.
Чтоб помнили люди и сквозь года
Погибших в великом сражении.

С тех пор почитаем мы тех, что легли
На поле тогда Куликовом,
И наших родных, что сберечь смогли
Традиции дней суровых.

Победа не всегда приносит радость,
Которая досталась на крови.
Не принесла Донскому битва - сладость,
И князь сказал: «Усопших помяни!»
Погибли сыновья, мужья, кормильцы.
И много слез, война в дом принесла,
И не придут в семью уже любимцы,
Их смерть с косой на небо унесла.
С тех пор, в субботу поминают близких,
И ты зажги свечу за упокой души,
За тех, кто дорог был, склонись ты низко,
И помолись в таинственной тиши!

После битвы Куликовской
Он с заботою отцовской
Стал о воинах молиться,
Чтобы духом укрепится.

Так и мы, окрепнем духом,
Для живых мы станем другом,
А о мертвых помнить будем,
Их до смерти не забудем.

В день святой вспомним вместе погибшим,
На полях беспощадной войны,
Тех, кому нет достойной могилы,
Тех, кого мы найти не смогли.

Их так много, безвестно полегших,
В этих страшных кровавых боях,
И помолимся мы за умерших,
Память вечная в наших сердцах!

Давайте вспомним мы про все ушедших,
Наполним чарки, выпьем их до дна.
Пусть же станет всем немного легче,
Мы с ними еще встретимся, друзья!

Летают стрелы, кони ржут,
Крики, лязгание кольчуги.
Воины Орды бегут,
Рвутся на скаку подпруги.
Несметно русских полегло
На Куликовом поле брани.
За веру, Русь, отечество
Достались им страдания.
Душам усопших в боях поклонитесь,
Памяти вечной их помолитесь.


Поздравления к Дмитриевская суббота - стихи, поздравления, смс
Дмитриевская суббота - стихи, поздравления, смс как поздравить?
текст поздравления к Дмитриевская суббота - стихи, поздравления, смс

Дмитриевская суббота - стихи, поздравления, смс

Ближайшую субботу перед Днём памяти Дмитрия Солунского, который приходится на 8 ноября, православный мир называет Дмитриевской родительской субботой. Долгое время дата существовала, по установлению самого князя Дмитрия Донского, как день памяти по воинам, павшим в Куликовской битве. Однако, по прошествии некоторого времени, уже всех почивших христиан стали поминать в эту субботу.

Неизменными атрибутами Дмитриевской субботы являются панихиды и заупокойные богослужения, посещение могил родственников, особенно родителей, и поминальные трапезы. В церковь верующие приносят различные угощения для неимущих, ставят свечи не к иконам, а на специальный столик - канун, к Распятию, просят в молитвах блаженного упокоения для усопших родных.

В день родительской субботы
Помолись за души тех,
Кто ушел и не вернется,
Чей закончился уж век.

Отслужите панихиду,
Честь воздайте всем родным,
Кто над нами уж летает
Духом славным неземным.

Ведь они нас очень любят,
И помина очень ждут.
Нас от бед и от несчастий
С того света берегут.

В Дмитриевскую родительскую субботу,
Схожу я в храм, за упокой поставлю там свечу,
За упокой душ дорогих тех, кого нет с нами,
За тех, кого так в памяти я бережно храню.

За тех, кто был любимым очень важным,
За тех, кто очень редко навещает сны мои,
Прошу тебя, и ты почти скорее память,
Предков дорогих твоих, им свечку запали.

Дмитриевская родительская суббота пусть будет светлым днём тёплых воспоминаний и уважения усопших близких. Пусть в этот день сердце каждого вспомнит родных, а душа пусть помолится за их упокой.

Если потеряли вы кого-то,
И они уже на небесах,
То невольно в Дмитревску субботу
Слезы появляются в глазах.

Помолитесь вы о милых душах,
Что уже покинули наш мир,
Каждому на свете очень нужно
Помнить тех, кого он так любил.

В День субботы родительской этой
Время вспомнить ушедших родных.
Наполняли родители светом
Нашу жизнь... мы их помним таких...

Пусть их души спокойными будут,
В небесах им пусть будет легко.
Ну, и нас пусть Господь не осудит,
Чтоб все было вокруг хорошо.

Наступила сегодня суббота,
Но совсем не такая, как всегда.
Напомнить мне сегодня вам охота,
Что ее родительской назвали навсегда.

Давайте ж вспомним мы тех близких,
Что покинули уже сей бренный мир,
Лишь светлые воспоминания сохраним мы
О тех, кто был так дорог и любим!

Всех усопших поминаем
Мы, мой друг, сегодня вновь,
Помним их и точно знаем:
Вечно с нами их любовь.
Мы в день Дмитриев особо
Память тех с тобой почтим,
Кто так жизнь любил до гроба
Да судьбу благодарил,
Тех, кто верил, жил, рискуя,
Кто спокойно век прожил...
С праотцами связь такую
Нужно, каждый чтоб хранил.

Ты помяни сегодня всех усопших,
Безвременно покинувших наш свет,
Всех тех, кто в хаты не вернется больше,
Но в наших душах их остался след.

И нищих одари деньгами щедро,
Чтобы родным спокойнее спалось,
Не пожалей ни золота, ни хлеба,
Чтоб в душах их доверие зажглось.

Родители давно уж смотрят с неба,
За тем, что происходит на земле.
Но, кажется, что вот они здесь, рядом,
Как прежде провожают тебя взглядом.
Но стоит лишь открыть глаза -
На волю просится слеза.

В день субботы Дмитриевской
Помяните близких,
Чтобы душ полет
Поднимал лишь в высь их.

Помолитесь тихо,
Свечи все зажгите,
Память об усопших
В душах сохраните.

Мы в Дмитриевскую субботу
Всех усопших вспоминаем,
В церковь ходим, свечки ставим
И молитвы мы за упокой читаем.
А история у этой даты непростая,
Вот она глубокая какая.
Просьба была Димитрия Донского
Про солдат убитых не забыть,
Всем погибшим на Мамаевом побоище
Панихиду попросил он отслужить.

Поздравлений: 30 в стихах, 4 в прозе.