Как определить сложное или простое. Типы предложений (простые и сложные). Союзы в сложносочиненном предложении

Предложение являет собой слово или сочетание слов. Слова в нем грамматически организованы. От словосочетаний предложение отличает смысловая и интонационная законченность. В русском языке предложения делятся на две основные категории: простые и сложные. Иногда выделяют случай сближения этих категорий: так называемый «переходный тип». Основным различием является их структура.

Структура

Первостепенный признак, по которому отличают простые предложения от сложных, — это количество предикативных единиц. Предикативная единица или ядро предложения – это его основа, то есть сочетание подлежащего и сказуемого.

Например, «На завтрак мама варит манную кашу». Подлежащее «мама» и сказуемое «варит» составляют предикативную единицу данного предложения.

Иногда, если предложение односоставное, предикативная основа может быть представлена только сказуемым или только подлежащим.
Например, «Едут!» Предикативная основа «едут» представлена одним сказуемым, логическое подлежащее предполагается, но в самом предложении отсутствует.

В простом предложении выделяют одно предикативное ядро. В сложном – два и более. Таким образом, «Едут!» и «На завтрак мама варит манную кажу» — предложения простые.

Пример сложного предложения: «На завтрак мама варит манную кашу, потому что детки ее любят больше всего». В данном примере две предикативные основы: «мама варит» и «детки любят».

Состав

Еще один признак отличия простого и сложного предложения – это состав. В какой-то степени этот параметр перекликается с предыдущим.

Простое предложение состоит из слов и словосочетаний. А сложное – из простых предложений, то есть его можно разбить на несколько предложений, которые в купе дадут тот же смысл, что и одно сложное.

Например, простое предложение «Витя ест сливочное мороженое со вкусом клубники» состоит из следующих слов и словосочетаний: «Витя», «ест мороженное», «сливочное мороженое», «мороженое со вкусом клубники».

Пример сложного: «Витя ест обычное сливочное мороженое, потому что у него аллергия на пищевые добавки». Можно разбить это предложение на простые, при этом смысл не будет утерян: «У Вити аллергия на пищевые добавки. Он ест обычное сливочное мороженое».

Связь

Отличительным признаком сложных предложений является тип связи между простыми предложениями в составе сложного. Простые предложения могут соединятся сочинительными союзами или просто сочинительной связью: «Петя пил гранатовый сок, а Ваня кушал бананы». Или «Петя пил гранатовый сок, Ваня кушал бананы».

Связь может быть подчинительная. Тогда в сложном предложении простые будут соединяться подчинительными союзами, и одно из них будет главным, а остальные – придаточными. Например, «Петя пил гранатовый сок, который Ваня купил для своего друга».
В простых предложениях подобных связей быть не может.

Переходные типы предложений

Иногда простое и сложное предложение, хотя и обладают своими особенностями, могут сближаться. Например, «Петя пил гранатовый сок, который Ваня купил для своего друга» и «Ваня купил гранатовый сок, чтобы угостить друга». В первом случае это сложное предложение, а во втором – простое, осложненное инфинитивным оборотом с союзом, которое в предложении является не частью сложного, а обстоятельством цели в простом.

Порядок действий

С учетом описанных отличий можно вывести пошаговую инструкцию работы с данными видами предложений. Чтобы определить сложное предложение или простое, нужно следовать следующему алгоритму:

  1. Определить предикативную единицу или единицы.
  2. Посчитать, сколько их. Если две и более, значит, перед нами определенно сложное предложение.
  3. Проверить, раскладывается ли данное предложение на компоненты.
  4. Выяснить, какие это компоненты: слова и словосочетания или простые предложения.
  5. Если вероятность сложного предложения высока, отметить наличие сочинительной или подчинительной связи между компонентами сложного предложения.
  6. Проверить, не является ли данное предложение примером случая сближения простых и сложных предложений, не выглядит ли оно как простое, осложненное оборотом.

Предложение - одно из основных понятий русского языка, изучением его занимается синтаксис. Не секрет, что общаются люди между собой именно этими единицами. Логически законченные предложения - основа устной и письменной речи. Разновидностей этой синтаксической единицы очень много, особый динамизм и в то же время богатство повествованию придают развернутые конструкции. Задание состоящее из нескольких частей - не редкость на устных и письменных экзаменах. Главное в этом вопросе - знать типы сложного предложения и знаки препинания в них.

Сложное предложение: определение и виды

Предложение - как основная структурная единица человеческой речи - обладает рядом специфических признаков, по которым можно его отличить от словосочетания или просто набора слов. Любое предложение содержит в себе высказывание. Это может быть сообщение фактов, вопрос или побуждение к действию. Предложение обязательно имеет грамматическую основу. Данные лексические единицы всегда интонационно законченные.

Предложения подразделяются на две большие группы: простые и сложные. строится по количеству предикативных основ. Например:

  1. Утром выпал снег. Предложение простое с одной грамматической основой: снег (подлежащее) выпал (сказуемое).
  2. Утром выпал снег, и вся земля словно покрылась пушистым покрывалом. В данном примере наблюдаем сложное предложение. Первая грамматическая основа - снег (подлежащее), выпал (сказуемое); вторая - земля (подлежащее), покрылась (сказуемое).

Типы сложного предложения различают в зависимости от того, как соединяются входящие в его состав. Они могут быть сложносочиненными, сложноподчиненными или бессоюзными. Разберем эти виды сложных предложений с примерами.

Сложносочиненное предложение

Используются для связи частей сложносочиненного предложения. Стоит отметить, что части в таком предложении равноправны: от одной к другой вопрос не задается.

Примеры

Часы пробили три ночи, но домочадцы не спали. Это сложносочиненное предложение, его части соединены сочинительным союзом "но" и при помощи интонации. Грамматические основы: часы (подлежащее) пробили (сказуемое); вторая - домочадцы (подлежащее) не спали (сказуемое).

Ночь надвигалась, и звезды становились все ярче. Здесь две грамматические основы: ночь (подлежащее) надвигалась (сказуемое); вторая - звезды (подлежащее), становились ярче (сказуемое). Соединены простые предложения при помощи сочинительного союза и, а также интонационно.

Союзы в сложносочиненном предложении

Так как для связи предложений внутри сложносочиненного используются сочинительные союзы, эти синтаксические единицы будут делиться на:

1. Предложения с соединительными союзами (и, да, да и, а (и), тоже, также). Как правило, эти союзы используются для обозначения событий во времени (одновременность или последовательность). Часто при них стоят обстоятельства, указывающие на время. Например:

Туча разрослась величиной в небо, и через несколько минут начался проливной дождь. Соединительный союз и усиливается обстоятельством времени (через несколько минут).

2. Предложения с (а, но, да, зато и др.). В них два события противопоставляются одно другому. Например:

В этом году мы не были на море, зато родители были довольны помощью на огороде.

Кроме того, в подобных предложениях функцию противительного союза может взять на себя частица.

Например: Мы успели вскочить в последний вагон, Андрей же остался на перроне.

3. Предложения с разделительными союзами (либо, или, то-то и др.) Показывают, что возможно одно из перечисленных событий или явлений. Например:

То ли сорока стрекочет, то ли кузнечики цокают.

Знаки препинания в сложносочиненных предложениях

Правило пунктуации в сложносочиненном предложении следующее: между простыми предложениями ставится запятая. Например:

Еле держатся листочки на деревьях, и порывы ветра уносят их, укладывая ковром. Грамматические основы сложного предложения такие: листочки (подлежащее) держатся (сказуемое); порывы (подлежащее) уносят (сказуемое).

У данного правила есть один нюанс: когда обе части относятся к общему члену (дополнению или обстоятельству) - запятая не нужна. Например:

В летнюю пору людям нужно движение и не нужна хандра. Обстоятельство в пору относится как к первой части с грамматической основой нужно (сказуемое) движение (подлежащее), так и ко второй, основа которой - хандра (подлежащее) не нужна (сказуемое).

Землю окутал белоснежным покрывалом снег и подсушил мороз. Здесь обе части имеют общее дополнение - землю. Грамматические основы такие: первая - снег (подлежащее) окутал (сказуемое); вторая - мороз (подлежащее) подсушил (сказуемое).

Также представляет сложность отличие сложносочиненных предложений от простых с однородными сказуемыми. Чтобы определить, какие предложения сложные, достаточно выделить предикативную основу (или основы). Разберем два примера:

  1. Стоял солнечный зимний день, и местами в лесу виднелись красные ягоды рябины. Это предложение сложносочиненное. Докажем это: прослеживаются две грамматические основы: день (подлежащее) стоял (сказуемое), вторая - виднелись (сказуемое) ягоды (подлежащее).
  2. Красные ягоды рябины виднелись в лесу и блестели на солнце яркими гроздьями. Данное предложение простое, оно лишь осложнено однородными сказуемыми. Разберем грамматическую основу. Подлежащее - ягоды, однородные сказуемые - виднелись, блестели; запятая не требуется.

Сложноподчиненное предложение: определение и строение

Еще одно сложное предложение с союзной связью - сложноподчиненное. Такие предложения состоят из неравноправных частей: главного простого предложения и присоединенных к нему одного или нескольких придаточных. Последние отвечают на вопросы от основных и второстепенных членов главного предложения, в их составе есть подчинительный союз. Соединяются части между собой с помощью подчинительных союзов. Структурно придаточные предложения возможны в начале, середине или в конце главного. Разберем примеры:

Мы пойдем гулять, когда перестанет идти ливневый дождь. Это предложение сложноподчиненное. Главная часть имеет грамматическую основу: мы (подлежащее) пойдем гулять (сказуемое); грамматическая основа придаточного предложения - дождь (подлежащее) перестанет идти. Здесь придаточное предложение стоит после главного.

Чтобы ты мог красноречиво изъясняться, нужно читать много литературы. Данное сложноподчиненное предложение имеет в составе главную и придаточную части. Основа главной - нужно читать (сказуемое); основа придаточной - ты (подлежащее) мог изъясняться (сказуемое). В этом сложном предложении придаточная часть стоит перед главной.

Мы были удивлены, когда нам объявили результаты экзамена, и встревожены предстоящими испытаниями. В данном примере придаточное предложение «разрывает» главное. Грамматические основы: мы (подлежащее) были удивлены, встревожены (сказуемое) - в главной части; объявили (сказуемое) - в придаточной части.

Подчинительные союзы и союзные слова: как различать?

Не всегда для соединения простых предложений в составе сложноподчиненного используются союзы, иногда их роль выполняют так называемые союзные слова - омонимичные им местоимения. Главное отличие в том, что союзы используются исключительно для того, чтобы присоединить части предложения друг к другу, они не являются членами предложения.

Другое дело - союзные слова.

Их роль выполняют относительные местоимения, соответственно, такие лексические единицы будут являться членами предложения.

Вот признаки, по которым можно отличить подчинительные союзы от союзных слов:

  1. Чаще всего союз в предложении можно опустить, не теряя смысла. Мама сказала, что пора идти спать. Изменим, предложение, опустив союз: Мама сказала: «Пора идти спать».
  2. Союз всегда можно заменить другим союзом. Например: Когда (Если) много читаешь - память становится лучше. заменяется только другим союзным словом, либо словом из главного предложения, от которого мы задаем вопрос к придаточному. Вспомним годы, которые (что) мы провели в Неаполе. Союзное слово которые можно заменить дополнением годы из главного предложения (Вспомни годы: те годы мы провели в Неаполе ).

Придаточное предложение

Придаточные предложения могут присоединяться к главному по-разному, это зависит от того, какую часть главного предложения они поясняют. Они могут относиться к одному слову, к словосочетанию либо ко всему главному предложению.

Чтобы понять, какой тип присоединения в конкретном случае - необходимо задать вопрос и проанализировать, от какой части главного предложения он поставлен.

Выделяют несколько типов придаточных предложений: их разграничение зависит от значения и вопроса, который мы задаем от главной части к второстепенной. Подлежащные, сказуемные, определительные, дополнительные или обстоятельственные - такие придаточные предложения бывают.

Кроме того, лексически придаточное предложение может иметь несколько значений (быть многозначным). Например: Это замечательно, когда можно просто идти по улице, ни о чем не думая. Значение придаточного - и условие, и время.

Сложноподчиненное предложение с несколькими придаточными

Выделяются следующие типы сложного предложения с подчинительной связью и несколькими придаточными: с однородным, неоднородным и последовательным подчинением. Разграничение это зависит от того, как задается вопрос.

  • При однородном подчинении все придаточные относятся к одному и тому же слову из главного. Например: Я желаю поведать о том, что добро побеждает зло, что существуют принцы и принцессы, что волшебство окружает нас повсюду. Все три придаточные предложения поясняют одно слово из главного - поведать.
  • Неоднородное (параллельное) подчинение имеет место в том случае, если придаточные отвечают на различные вопросы. Например: Когда мы пойдем в поход, друзья станут помогать друг другу, хотя им самим будет нелегко. Здесь два придаточных предложения отвечают на вопросы когда? (первое), и не смотря на что? (второе).
  • Последовательное подчинение. Вопрос в подобных предложениях задается по цепочке, от одного предложения к другому. Например: Только тот увидит красоту души, кто не смотрит на внешность, знает, что цена слов и поступков очень высока. К главному предложению присоединяются придаточные: к первому задаем вопрос кто? , ко второму - что?

Пунктуация в сложноподчиненном предложении

Части сложноподчиненного предложения отделяются друг от друга запятой. Она ставится перед союзом. Многочленные сложные предложения с подчинительной связью могут не иметь запятой. Это происходит в случае, если употреблены однородные придаточные предложения, соединенные неповторяющимися союзами и, или. Например:

Я сказала, что сегодня прекрасный день и что солнце уже давно взошло. Здесь однородные придаточные предложения с основами день (подлежащее) прекрасный (сказуемое), солнце (подлежащее) взошло (сказуемое). Между ними запятая не требуется.

Бессоюзное предложение

В русском языке существуют такие предложения, где соединение между частями происходит только с помощью интонации и смысловых связей. Такие предложения называются бессоюзными. Прошел дождь, с деревьев опали последние листья. В этом сложном бессоюзном предложении две части с грамматическими основами: у первой - дождь (подлежащее) прошел (сказуемое); у второй - опали (сказуемое) листья (подлежащее).

Помимо интонации и смысла, связь между частями осуществляется их порядком и видовременными характеристиками глаголов-сказуемых и их наклонением. Здесь два придаточных предложения отвечают на вопросы когда? (первое), и не смотря на что? (второе).

Виды бессоюзных предложений

Бессоюзные предложения бывают двух типов: однородного и неоднородного состава.

Первые - такие, где сказуемые имеют, как правило, одинаковую форму; их значение - сопоставление, противопоставление либо последовательность действий. По строению они напоминают сложносочиненные, просто у бессоюзных однородных опущен союз. Например:

Началась осень, небо покрылось свинцовыми тучами. Сравним: Началась осень, и небо покрылось свинцовыми тучами.

Бессоюзные с неоднородным составом больше тяготеют к сложноподчиненным. Как правило, такие многочленные сложные предложения имеют одну часть, где заключен основной смысл высказывания. Например:

Я люблю зиму: красиво одевается природа, наступают волшебные праздники, самое время доставать лыжи и коньки. При наличии бессоюзной связи и равноправии частей основной смысл все же содержится в первой, а последующие его раскрывают.

Пунктуация в бессоюзном предложении

Бессоюзная связь предполагает, что знаки в сложном предложении такого рода будут вариативными. Постановка запятой, двоеточия, точки с запятой или тире будет зависеть от смысла. Для наглядности приведем таблицу:

Знак препинания

Способ проверки

Примеры

Обозначают действия, происходящие одновременно либо последовательно

По смыслу

Бабушка накрывает на стол, мама готовит ужин, а папа с детьми приводит в порядок квартиру.

Противопоставление

Противительные союзы (а, но)

Я терплю - она негодует.

В первом предложении указано условие или временной промежуток

Союзы когда или если

Второе предложение содержит следствие из первого

Союз так что

Открыли двери - свежий воздух наполнил всю комнату.

Двоеточие

Во втором предложении содержится причина

Союз потому что

Я люблю белые ночи: можно гулять до упаду.

Второе предложение - разъяснение первого

Союз а именно

Все были готовы к родительскому дню: дети выучили стихотворения, вожатые сделали отчеты, персонал провел генеральную уборку.

Второе предложение - дополнение первого

Союз что

Я уверена: вы никогда меня не предадите.

Когда одна из частей осложнена какими-либо конструкциями - используем точку с запятой. Например:

Напевая песенку, Марат шагал по лужам; рядом бежали дети, радостные и веселые. Здесь первая часть осложнена а вторая - обособленным определением.

Составить предложение с бессоюзной связью просто: главное - ориентироваться на смысл.

Сложные предложения с разными видами связи и пунктуация в них

Нередко типы сложного предложения сосредоточены в одной синтаксической конструкции, то есть присутствует и союзная, и бессоюзная связь между разными частями. Это сложные предложения с различными видами связи.

Разберем примеры.

Хотя он еще дремал, но вокруг шла бурная деятельность домочадцев: они шныряли из комнаты в комнату, разговаривали, бранились. Первая часть - подчинительная связь, вторая - сочинительная, третья - бессоюзная.

Мне известна простая истина: вы перестанете ссориться, когда каждый научится слушать и понимать. Связь первой и второй частей бессоюзная, далее - подчинительная.

Как правило, подобные предложения представляют собой два блока, которые соединены сочинительными союзами или вовсе бессоюзно. Внутри каждого блока может содержаться по несколько простых предложений с подчинительной или сочинительной связью.

Конспект урока по русскому языка

Программа: Школа России

Класс: 4

Учебник: Канакина В. П., Горецкий В. Г. Русский язык. 4 класс; Часть 1

Тема:

Тип урока: открытие нового знания.

Цель: формирование умения отличать сложное предложение от простого предложение с однородными членами предложения

Образовательные:

    совершенствовать у обучающихся знания о простых и сложных предложениях.;

    совершенствовать навык определения однородных членов предложения;

    Анализировать свою деятельность.

Развивающие:

    Развивать логическое мышление, память;

    Развивать умение выбирать главное и обобщать, систематизировать материал;

    Развивать умение контролировать и оценивать свою работу и работу одноклассника.

Воспитательные:

    Воспитывать умение сотрудничать;

    Воспитывать чувство ответственности за дело, аккуратности, добросовестности, чувства долга;

    Воспитывать уважительное отношение к одноклассникам.

УУД:

Познавательные:

    Осуществлять поиск необходимой информации для выполнение учебных заданий с использованием учебной литературы;

    Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

    Преобразование модели с целью выделения общих законов, определяющих данную предметную область.

Регулятивные:

    Принимать и сохранять учебную задачу;

    Сличение способа действия и его результата с заданным эталоном;

    Оценивание качества и уровня усвоения материала.

Коммуникативные:

    Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

    Учитывать разные мнения;

    Контролировать свои действия и действия других людей.

Личностные:

    Широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;

    Учебно-познавательный интерес к новому учебному действию и способами решения новой частной задачи;

    Ориентация в нравственном содержании и смысле поступков, как собственных, так и окружающих.

Основные ресурсы: учебник;

Дополнительные ресурсы: методическое пособие, презентация. Форма работы на уроке: фронтальная групповая и индивидуальная.

Ход урока:

Этап урока,

цель

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

    Организация начала занятия

Цель: подготовка учащихся к работе на занятии

а) Приветствие

У: -Здравствуйте! Ребята. Давите друг другу улыбнемся и начнем урок

б) Запись числа, классная работа

Открываем тетради. Записываем число, классная работа.

Двадцать пятное сентября. Классная работа.

У: Кто записал ставим ручку на локоток.

в) минутка чистописания

У: Давайте с вами проведём минутку чистописания. А перед тем как начать вспомним, для чего же нам нужна эта минутка?

А) приветствие учителя, одноклассников. Настрой на работу.

Б) запись числа, классной работы.

В) выполнение минутки чистописания в соответствии с требованиями

    Словарная работа

Цель: закрепление навыка правописания слов с непроверяемыми орфограммами, обогащение словарного запаса

У: Знакомит учащихся с новыми словарными словами.

- Каждый урок русского языка мы знакомимся со словами и сих правильным написанием.

Сегодня новое словарное слово мы узнаем, соединив верно буквы, (салйд) которые являются орфограммами в следующих существительных:

клю ч , б е реза, со л нце, д о бро, уло в , сев е р, сро к .

Написать слово на доске.

Получилось слово «человек». В этом слове две непроверяемые безударные гласные «е» и «о», парная согласная «к»

Человек – это живое существо, но и животные тоже живые существа. А чем человек отличается от животного?

Прочитайте пословицу на доске: «Человека ценят не по словам, а по делам». (слайд)

У: Объясните значение этой пословицы?

Д: выделяют орфограммы

Д: комментированная запись

Человек умеет говорить, мыслить, трудиться.

    Актуализация полученных знаний

Цель: воспроизведение учащимися необходимых и достаточных знаний для введения нового

У: На прошлом уроке мы отличали простые предложения от сложных, учились ставить в них знаки препинания.

У: На дом Вам было задано выучить правило.

У: К доске выходит рассказать правило 1 _____________.

У: Хорошо, попробуй применить это правило на первом предложении.

(дети записывают предложение в тетрадь, один ученик работает у доски)

У: Это предложение простое или сложно? Почему сложно? Можно ли разделить одно сложное предложение на простые?

У: Выдели грамматическую основу. Выдели границы простых предложений с помощью квадратных скобок.

У: Между простыми предложениями в составе сложного ставится запятая.

У: Хорошо, садись (______)

У: К доске выходит рассказывать правило 2)_____________

У: Попробуй применить правило к следующему предложению.

У: Подчеркни грамматическую основу, расставь запятые, обозначь границы простых предложений в составе сложного.

У: Хорошо, садись (_________)

Работа с правилом.

Д:

1) Воздух дышит весенним ароматом, и вся природа оживляется.

2) Добро будет вознаграждено, и справедливость восторжествует.

    Подготовка к основному этапу занятия

Цель: обеспечение мотивации и принятия учащимися цели.

А) Переход к теме урока

У: Ребята, посмотрите на последнее предложение.

У: можем ли мы сделать из этого сложного предложения просто?

У: Какие простые предложения у нас получатся?

У: А чем отличается простое предложение от сложного?

Б)Название темы (обязательно)!

У: Как вы думаете. Какая же тема нашего урока?

Тема: Как отличить сложное предложение от простого предложения с однородными членами?

Тема урока вывешивается на доску (приложение 1)

В)Постановка цели урока (дети)

Определите цели урока, используя опорные слова:**

Мы познакомимся с…

Мы узнаем…

Мы вспомним…

Мы будем уметь…

Мы сможем поразмышлять…

Сегодня на уроке мы научимся отличать сложные предложения от простых предложений с однородными членами.

Г)Мотивация

А для чего нам это нужно?

А) Переход к теме урока

Д: да.

Д: 1) Добро будет вознаграждено. 2) Справедливость восторжествует.

Д: В сложном предложении две и более грамматических основ, в простом предложении только одна грамматическая основа.

Дети предполагают тему урока, учитель корректирует и объявляет тему урока.

    Усвоение новых знаний и способов действий

Цель: обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания знаний и способов действий, связей и отношений в объекте изучения

1 .Поиск путей решения проблемы:

У: Давайте вспомним что такое однородные члены предложения и когда ставится между ними запятая (приложение 2)

У: записываем упражнение 54

У: Прочитайте. Выпишите сначала простые предложения с однородными членами.

2,3,5) У: какие здесь однородные члены предложения? (застучали, зашлепали)

У: Почему они являются однородными членами предложения?

(потому что отвечают на один и тот же вопрос и относятся к одному и тому же слову.)

У: Почему между ними ставиться запятая? (потому что их связывает интонация перечисления)

У: Подчеркните грамматическую основу.

1, 4, 6) У: Все ли пустые предложения мы выписали?

У: Давайте теперь выпишем сложные предложения.

У: Объясните постановку запятых.

Дети вспоминают что такое однородные члены предложения и когда между ними ставиться запятая.

Упражнение 54

Простые

2) Крупные капли дождя застучали, зашевелили листьями.

3) Острым клювом дятел долбит деревья и добывает из-од коры жуков и личинок.

5) Сова охотится не днем, а ночью.

Сложные

1) Прокричала иволга, щёлкнул в кустах соловей

4) Повар готовил обед, а собаки лежали у двери кухни.

6) Утро было морозное, но лужи не замерзли.

    Первичное проверка понимания

Цель: установление правильности и осознанности усвоения нового учебного материала, выявление пробелов и неверных представление и их коррекция

Устно.

У: Упражнение 53 выполняем устно.

У: Прочитайте, Где пропущены запятые? Объясните свой ответ.

1) Ветер на море гуляет и кораблик обгоняет.

У: Пропущена ли здесь запятая?

У: Почему нет?

У: Простое это предложение или нет?

Работа с упражнением

Д: нет, не пропущена. Потому что здесь два однородных члена предложения гуляет и подгоняет соединены одиночным союзом и.

Д: Простое, потому что в нем одна грамматическая основа.

    Закрепление знаний и способов действия

Цель: обеспечение усвоения новых знаний и способов действий на уровне применения в измененной ситуации

У: Как отличить простое предложение с однородными членами от сложного?

У: Когда ставятся запятые перед однородными членами предложения?

У: Когда ставиться запятая в сложных предложениях?

Организует дискуссию, выслушивает мнения, подводит итог.

1)Для того чтобы отличить простое предложение от сложного нужно выделить грамматическую основу, если в предложении 2 и более грамматических основ, то это предложение сложно.

    Рефлексия

Цель: мобилизовать учащихся на рефлексию своего поведения.

Организация подведения итогов урока учащимися. Учитель предлагает детям оценить их работу на уроке, заполнив таблицу самооценки. Проводит беседу по вопросам:

Что особенно заинтересовало вас во время урока?

Что нового узнали на уроке?

Просмотрите классную работу и поставьте на полях себе оценку за урок.

Оценивание своей деятельности на уроке.

    Информация о домашнем задании

Цель: обеспечить понимания цели, содержания и способов выполнения д/з

Выполнить задание 53 в рабочей тетради;

Учебник 56 . Прочитай, озаглавь текст. Найди в тексте простые предложения с однородными членами и сложные предложения. Подчеркни в них грамматическую основу.

Запись домашнего задания.

    Оценка работы класса

Цель: оценка деятельности учащихся

Дети, а затем учителем называются конкретные ученики, кто активно работал, ставятся отметки с коментраием- обоснованием

Оценивание собственной деятельности и деятельности одноклассников

Приложение 2

Однородные члены предложения

В предложении может быть несколько членов предложения, которые отвечают на один и тот же вопрос и относятся к одному и тому же слову . Такие члены предложения называются однородными.

Запятая между однородными членами ставится :

1) Если однородные члены соединены интонацией перечисления

О, О, О.

Улетают на юг стрижи, зяблики, жаворонки

2) Если однородные члены сведены союзами а, но:

О, а О.

О, но О.

3) Если союз И повторяется, то запятая ставится

И О, И О.

И мама, И папа вчера ходили в магазин

Не лесть, а честь украшает дружбу.

Снег выпал, но растаял.

Запятая между однородными членами не ставится , если два однородных члена соединены союзом и :

О и О.

Тихая и теплая заря занималась над землей.

Инструкция

Выучите определения простого и сложного предложений. Закрепите эти знания на конкретных примерах. В правилах обязательно приводятся варианты таких предложений, и следует очень внимательно с ними ознакомиться.

Различайте простые и сложные предложения по наличию одной или нескольких грамматических основ. Выделите ее в предложении: найдите подлежащее и сказуемое. Если вы определили только одну грамматическую основу, то перед вами – простое предложение. В противном случае разбираемое предложение является сложным.

В таких предложениях грамматических основ может быть несколько. Чаще всего это простые предложения, связанные между собой по смыслу, причем первое из них не имеет интонационной завершенности. Простые конструкции в составе сложного предложения разделяются или союзами. При отсутствии соединительных союзов предложение является сложным бессоюзным.

Отличите простое предложение от сложного, осуществив его синтаксический . Отметьте главные и второстепенные члены, особое внимание уделите однородным и сказуемым. Если при разборе вы выяснили, что в предложении присутствуют именно они, а не вторая основа, то смело утверждайте, что перед вами простое предложение. Чаще всего соединяют и сказуемые союзы «и», «а», «но».

Выучите правила пунктуации в простых предложениях с однородными членами. Обратите усиленное внимание на союзы «и», «а», «но». Зная эти правила, вы без труда отличите однородные члены простого предложения от составных частей сложного.

Внимательно относитесь к предложениям, содержащим соединительные союзы. Чтобы безошибочно отличать союз «и» в простых и сложных предложениях, потренируйтесь, разбирая по составу простые предложения с однородными членами.

Читайте больше художественной литературы, обращая внимание на такие предложения. Практикуйтесь как можно чаще.

Видео по теме

Полезный совет

Если предложение делится по смыслу на две и более завершенные части, то оно является сложным.

Простые предложения представляют собой основу синтаксиса, они отличаются наличием только одной связи между подлежащим и сказуемым или могут состоять лишь из одного главного члена. Для чего нужны простые предложения, и как они используются в речи?

Простые предложения чаще всего применяются в научном или официально-деловом стиле, так как позволяют придать точность, подчеркнутую логичность, отвлеченно-обобщенный характер. Также часто встречаются такие предложения в разговорной речи, придавая ей живость, экспрессивность, выразительность.

Простые предложения с подлежащим и сказуемым настолько распространены, что трудно описать все сферы их применения. В зависимости от стилевой окраски они используются в разных стилях речи и выполняют разные функции, от информативных до описательных.

Односоставные простые предложения по своему назначению и применению. Например, определенно-личные придают речи динамичность, лаконизм благодаря неполноте (отсутствию подлежащего). «Люблю тебя, Петра творенье», «Ожидаем хороший эффект», «Узнаю вас повсюду». В таких предложениях концентрирует внимание читателя на действии, благодаря этому появляется экспрессия, читатель вовлекается в решение проблемы.

Неопределенно-личные простые предложения чаще в разговорной или художественной речи для придания живых интонаций: «Ему коня подводят», «Стучат!». Нейтральность таких позволяет их употреблять и в научном стиле, например, «Железо получают восстановлением из окислов».

Обобщенно-личные предложения очень часто встречаются среди афоризмов, пословиц и поговорок благодаря высокой экспрессии: «Сердцу не прикажешь», «Поспешишь – людей насмешишь», «Голой овцы не стригут». Именно из-за яркой экспрессивности такие конструкции редко используются в научном или официальном стиле.

Безличные предложения отличаются большим разнообразием применения, они могут использоваться и в разговорной речи («Больно», «Хочется есть», «Ни души»), и в художественных произведениях («Быть твоею сестрою отрадной мне завещано давней судьбой»), и в деловых бумагах («Запрещается выдавать книги…»), и в публицистике («Строительной организации предстоит возвести…»).

Инфинитивные предложения прекрасно подходят для выражения эмоций или афоризмов, они часто применяются в пословицах, в художественной речи («От судьбы не уйти», «Так держать!», «Быть бычку на веревочке»).

В номинативных предложениях заложены большие способности к описаниям и изображениям. С их помощью авторы создают обстановку, картины природы, дают оценку миру: «Золото холодное луны», «Ночь. Улица. Фонарь. Аптека».

Видео по теме

Предложение – основная единица речи, выполняющая коммуникативную функцию. Это высказывание, целью которого является передача какой-либо информации, побуждение к действию или вопрос. Слова в предложении синтаксически связаны в единое целое. Основой для такой связи служит структурное ядро: подлежащее и сказуемое или один из этих членов предложения. По наличию одной или нескольких грамматических основ предложения относят к простым или сложным синтаксическим конструкциям.
Независимо от количества второстепенных членов предложение является простым , если в нем имеется одна грамматическая основа:
Грачи прилетели.
Из теплых стран, преодолевая тысячи километров пути, к гнездам, пустовавшим долгую зиму, прилетели говорливые грачи – первые вестники наступающей весны.
Простое предложение считается нераспространенным, если состоит только из подлежащего и сказуемого, и распространенным, если имеет второстепенные члены: определения, дополнения и обстоятельства.
Светает. (Нераспр. предл.)
Ужин подан. (Нераспр. предл.)
С утра идет дождь. (Распр. предл. с обст. времени)
Пахнет хвоей. (Распр. предл. с дополн.)
Сегодня за парком знобило трясину. (Распр. предл. с обст. времени, места и дополн.)
Распространенные простые предложения могут быть осложнены однородными членами, обособленными определениями и обстоятельствами, вводными и вставными синтаксическими конструкциями, обращениями.
Заметив добычу, хищник, притаившийся в зарослях, как правило, нападает не сразу, а выжидая подходящий момент.
Такие предложения не являются сложными, поскольку в них содержится только одна грамматическая основа.
В сложном предложении грамматических основ несколько: две или больше. По типу синтаксической связи между частями предложения, имеющими самостоятельную грамматическую основу, выделяют бессоюзные сложные предложения, сложносочиненные, сложноподчиненные и сложные предложения смешанного типа.
Всходит солнце, просыпаются певчие птицы. (Бессоюзное сложное предл.)
Тучи сгущались, и с юга надвигалась гроза. (Сложносочиненное предл.)
Я стараюсь понять, что с тобой происходит. (Сложноподчиненное предл.)
Ветер качал верхушки деревьев, и там, где они росли близко друг к другу, тени как будто оживали. (Сложное предл. смешанного типа)
В сложных предложениях, как и в простых, могут быть использованы обособленные и однородные члены, вводные слова, синтаксически неделимые единицы речи. Однако их главным отличительным признаком остается наличие нескольких грамматических основ.
По этому признаку нетрудно определить, сложным или простым является предложение.
Важно обратить внимание и на то, что по составу грамматической основы простые предложения могут быть двусоставными и односоставными.
Телефон звонил без устали. (Простое двусоставное предл.)
Живу и думаю о важном. (Простое односоставное определенно-личное предл. с однородными сказуемыми)
С такими людьми считаются. (Простое односоставное неопределенно-личное предл.)
Какая удивительная осень! (Простое односоставное назывное предл.)
Такие предложения могут входить в состав сложных, но при этом признак двусоставности/односоставности на всю синтаксическую конструкцию не распространяется.

сайт определил, что разница между простым и сложным предложением заключается в следующем:

В простом предложении содержится одна грамматическая основа, выраженная подлежащим и сказуемым или одним из этих членов. В сложном предложении выделяют две или несколько грамматических основ.
Между частями сложного предложения устанавливается бессоюзная, сочинительная или подчинительная связь. В простом связаны не части предложения, а его члены; способ связи – согласование, управление или примыкание.
По составу грамматической основы только простое предложение может быть односоставным или двусоставным. В сложных предложениях такая классификация отсутствует.