Тор бог грома комикс читать. Скандинавская мифология: Тор - бог грома. Семья бога грома

Один из главных персонажей, которых воспевает скандинавская мифология, — Тор. Могучий рыжеволосый бог, способный побороть любого противника, пользуется любовью и сегодня. Однако образ громовника в фильмах и комиксах все-таки нельзя считать каноническим. На вопрос о том, каким он был по представлениям древних скандинавов, может ответить только мифология. Тор — бог грома и молнии, победитель великанов и покровитель крестьян — сегодня в центре нашего внимания.

Громовник

Согласно текстам Старшей и Младший Эдды, Тор был сыном Одина. В качестве его матери чаще всего называется Ерд, богиня земли, однако в некоторых источниках громовник зовется сыном Фригг. Тор с самого детства отличался огромной силой и неспокойным нравом. Подобно внезапной летней грозе с ураганным ветром и раскатами грома, периодически молодого бога накрывали приступы ярости. Мать, бывшая не в силах обуздать ребенка, отправила его на воспитание приемным родителям. Только достигнув совершеннолетия Тор, уже научившийся самообладанию, смог вернуться в Асгард и занять положенное место в храме суда.

Непобедимый защитник

Как описывает Тор был могучим воином с рыжими волосами и бородой. Он защищал асов от чудовищ и великанов. При этом громовник сам походил на последних. Огромный и тяжелый он никогда не передвигался верхом. Ни один конь не смог бы выдержать бога. До цели Тор добирался пешком либо на колеснице, окованной железом. Сын Одина обладал отменным аппетитом и за один раз мог съесть целого быка. Его колесницу мчали по небу два козла, Тангниостр и Тангриснир (скрежещущий и скрипящий зубами). Если в пути Тор хотел есть, он зажаривал обоих, а затем, благословив кости своим молотом, возвращал их к жизни.

Большую часть времени Тор проводил в борьбе с великанами-етунами. Однако для того чтобы позвать громовника на помощь, богам в Асгарде нужно было только произнести его имя и бог грома сражу же появлялся.

Покровительствовал Тор и людям. Считалось, что он охраняет дома и поля хлебопашцев от великанов и других напастей. Тор благоволил низшим сословиям. В его жилище даже было 40 комнат, где души умерших рабов чувствовали себя не хуже, чем воины в Вальхалле.

Амуниция

Мьелльнир, молот Тора, мифология называет его главным оружием. Он представлял собой олицетворение молнии и потому постоянно был раскаленным. Мьелльнир всегда возвращался к хозяину, напоминая этим свойством бумеранг. Тор применял молот не только с боевыми целями. Волшебное оружие было способно воскрешать животных, с его помощью благословляли браки. Молот влиял и на плодородие. Удержать раскаленное оружие в голых руках непросто — Тор всегда носил железные рукавицы.

Еще одним непременным атрибутом бога грома и молнии был волшебный пояс Мегингъерд, способный увеличивать силу в два раза. Тор, скандинавская мифология неоднократно на это указывает, в таком оснащении становился практически непобедимым. Великаны постоянно пытались отнять у громовника молот или же заманить его к себе безоружным.

Вечный спутник

В путешествиях нередко сына Одина сопровождал Локи. Тор, мифология полна подобных эпизодов, часто побеждал великанов благодаря хитрости Один из примеров этого как раз связан с похищением Мьелльнира великанами. Молот был украден Тримом. Великан согласился вернуть волшебное оружие, если ему отдадут в жены Локи придумал хитрый план, как обвести злодея вокруг пальца. Он уговорил Тора надеть платье Фрейи и отправиться к Триму. Великан не заподозрил подвоха и отдал молот богу грома и молнии, после чего был им повержен.

Семья

Как указывает мифология, Тор имел двух жен. Великанша Ярнсакса родила ему сыновей Магни и Моди (сила и смелость). От богини Сиф Тор имел сына Луриди и дочь Труд. По другим источникам матерью Моди также являлась Сиф. Вместе с братом Магни он должен был пережить Тора и других богов и стать правителем возрожденного поле Рагнарека мира.

С богиней Сиф и детьми громовник жил в покоях Билширнир, которые располагались в Асгарде. Дом Тора состоял из 540 комнат.

Как повествует мифология, Тор погибнет вместе с другими богами в день конца мира. Громовник сразит молотом змея Ермунганда, сына Локи, но и сам погибнет, утонув в яде, излившимся из пасти чудовища.

Персонажи, похожие на скандинавского рыжебородого победителя великанов, есть практически во всех культурах. Это и индийский Индра, и славянский Перун, и греческий Зевс, и римский Юпитер. Объединяет их не только связь с грозой, громом и молнией, но и борьба с силами зла, постоянно стремящимися подчинить себе мир богов и людей. Образ защитника, наделенного могуществом, красотой и умом, привлекателен во все времена. Неудивительно поэтому, что образ Тора активно используется в современной медийной культуре, попутно обрастая новыми характеристиками, которые, по мнению человека нынешнего столетия, прекрасно подходят герою-защитнику.

Казалось бы, зачем обсуждать очередной комикс Marvel? На то есть как минимум три причины. Во-первых, автор «Тора. Богини Грома » Джейсон Аарон - обладатель премий Харви и Айснера, в том числе за предыдущий ран Тора. Во-вторых, владельцем молота тут стала женщина. В-третьих, это просто хорошо написанная и нарисованная история (но это не точно).

Комикс по хронологии идет после «Тора. Бога Грома » все того же и стартует сразу после арки «Первородный грех» . Ник Фьюри, ставший новым Наблюдателем, прошептал Тору что-то такое, отчего асгардиец оказался недостоин своего молота Мьёльнира, который теперь лежит мертвым грузом на Луне. А тут еще ледяные великаны в союзе с темным эльфом Малекитом вторгаются на Землю и громят зачем-то базы одиозной корпорации «Роксон». Тор тут уже не справится, но неожиданно молот поднимает женщина. Кто она? Почему Мьёльнир выбрал ее достойной? Что нужно великанам и эльфу-колдуну на Земле? На что пойдет Один, чтобы вернуть молот? Будет ли полыхать у читателя?


На протяжении первого тома вас будут мучить два вопроса: что прошептал Фьюри Тору, и кто скрывается под маской. Но ответов так быстро вы не получите, Аарон держит интригу и строит на их поиске одну из сюжетных линий. Асгардиец заводит себе целый список «подозреваемых» и пытается вычислить новую богиню среди своих знакомых дам. С чем связаны несколько неплохих шуток, напоминающих, кстати, гэги Тора из киновселенной, а сцена с леди Сиф уморительна и трогательна одновременно!

Комикс есть, за что похвалить. Он наполнен экшеном, жестокими и шикарными схватками, тут яркие и притягательные персонажи, особенно злодей Малекит и теперь-не-такой-пафосный Тор. Рисунок Дотермана (и раскраска Уилсона) очень идет комиксу: четкие линии, динамичные и эпичные сцены, нестандартные ракурсы. Например, эпизоды с участием ледяных великанов нарисованы так, что у читателя сразу создается ощущение головокружительной (буквально) высоты и незначительности на фоне гигантов персонажей. Тем эффектнее выглядят победы девушки Тора над ними.

Само ее появление во вселенной Marvel позитивное явление. Взять одного из самых мужицких персонажей и сделать его женщиной было рискованным, но, как оказалось, вполне удачным ходом. Тем более, что сам Тор никуда не делся, и два персонажа прекрасно сосуществуют друг с другом.

Впрочем, не все так гладко. Аарон сходу закладывает в комикс ответы своим критикам-антифеминистам, но выглядит это слишком топорно: сцена с Титанией тут не самая блестящая. И странно выглядит концепция, что Тор — это не имя, а типа титула, который передается вместе с молотом. И все Мстители такие: «окей, ты потерял молот, будем звать тебя теперь Одинсон!»

Для меня лично главная проблема во всей истории с ледяными великанами. Да, они вторглись на Землю, ломают-убивают-поедают и даже заморозили всех Мстителей (!), но конфликт при всем пафосе и нагнетании, тем не менее, выглядит местечковым - это разборки вокруг одной корпорации.


Надо ли читать предыдущие арки, чтобы насладиться девушкой Тором? По большей части нет, этот комикс самодостаточен. Хотя, чтобы в полной мере понять противостояние Торов, Малекита и корпорации «Роксон», возможно, стоит ознакомиться с комиксом «Тор. Бог грома ». А вот «Первородный грех » (Original Sin) на русском, впрочем, не выходил, так что придется искать английский вариант. Но это не обязательно.

Тут необходимо отметить, что из-за бардака с лицензиями Marvel предваряющий комикс «Тор. Бог грома » в России выпускают сразу два издательства. Jellyfish Jam уже опубликовали два тома в мягком переплете в первой половине года, а «Книжный клуб Фантастика» ждет оминбус в харде чуть позже. Так что можно купить и прочитать предысторию сейчас, либо дождаться омника ради полного соответствия переводов и формата.

Издание выполнено в традиционном для «Книжного клуба Фантастика» формате: 136 страниц в твердом переплете, идеально сочетающийся с другими комиксами издательства размер, нормальный перевод, в котором ничего не режет слух, достойные шрифты. Кроме того, книга может похвастаться целой галереей обложек, любопытных скетчей персонажей и раскадровок панелей.

«Тор. Богиня Грома» - мощный и увлекательный комикс про знаменитого, но не самого популярного персонажа. Джейсон Аарон придал его неплохое ускорение девушкой Тором. История будет интересна и тем, кто никогда раньше не читал про бога грома или даже Мстителей, так и поклонникам Marvel.

Ситуация, когда один супергерой передаёт право носить своё имя другому герою, не нова, этим в Большой двойке комиксов занимались постоянно. Частенько бывало так, что из-за этого супергерой менял и пол. Ничего страшного не происходило: супергероика - то ещё мыло, так что всякое возможно. Даже то, что Тором становится женщина.

Тор, в отличие от многих героев Marvel, имеет долгую историю, созданную за пределами комикс-вселенной. Канонический образ персонажа сформирован мифами, и выход за их рамки чреват треском рвущихся шаблонов фанатов и случайных людей: возможно ли, чтобы герой, воплощающий идеалы маскулинности и являющийся одним из символов патриархального общества, вдруг сменил пол! Это же уму непостижимо! Но самое смешное, что потенциал подобного сюжета был изначально заложен в образе персонажа: лишь достойный может поднять молот Тора, а тот, кто это сумел, будет обладать силой Тора. А если ты достоин молота и обладаешь силой Тора, то кто ты такой, если не Тор?

Как бы это абсурдно ни звучало, данный комикс является образцовым произведением третьей волны феминизма. Почти полностью разобравшись с правовым неравенством, фемдвижение избрало новой целью более костную структуру - гендер. Если перефразировать одну из идей, то «Тором не рождаются - Тором становятся». Гендер - это социальный пол, набор социальных ролей или в более широком смысле вообще единичная роль. А если гендер - роль, значит и гендер можно отыграть. Именно этот момент и раскрывается в комиксе, когда Один узнаёт, что молот поднял некто, не являющийся его сыном. Вполне логичен вопрос, как его звать-то? И новоиспеченный Бог Грома говорит, что её следует звать Тором, ибо Тор - это роль, а не просто имя бога, пусть и очень известного.

Забавно, что подобная идея проста как инфузория-туфелька, но то, что её решили воплотить не так давно, говорит о нашем времени, когда возникла необходимость в подобном кульбите, многое. Неожиданно оказалось, что лазейка для него была оставлена десятилетия назад.

Второстепенные злодеи пару раз шутят: «А как нам тебя называть: Ториня? Торесса? Или, может быть, Торка?» Но героиня стоически терпит насмешки, чтобы утвердить тезис: Тор - агендерная роль.

Если вы начнёте читать комикс сразу после «Бога Грома», то почувствуете огромную разницу между историями. Рисунок здесь более карикатурный, цвета живее и ярче - уже на визуальном уровне комикс ощущается как нечто истинно развлекательный. История тоже проще и легче, и я бы не сказал, что это плохо или хорошо - просто комикс другой. И в чём он пытается быть хорошим, он хорош. Аарон достаёт из рукава карты, которые заготовил с десяток выпусков назад, и стравливает Малекита и ледяных великанов с компанией «Роксон». Это очень странный пейринг, ведь по обе стороны находятся антагонисты, к которым испытывать симпатию довольно сложно. Когда в эту драку ввязывается новый Тор, ей начинаешь сопереживать инстинктивно, даже не зная, кто скрывается под маской мстителя.

Зарядка для ума: описанное в комиксе можно интерпретировать и в обратную сторону - Богиня Грома настолько зависима от патриархальной культуры, что хочет носить имя Тора, ведь это даст ей связь с маскулинным источником силы. И снова женщины оказались во власти мужчин.

Для меня этот комикс примечателен в первую очередь своей идеей, высказыванием, которое было сформулировано чётко и ясно. И в этом плане данный комикс - один из самых показательных r63. Здесь не просто введение женского персонажа с именем, как у старого героя, а целый перфоманс по передачи права называться и играть определённую роль. Одна только возможность увидеть это своими глазами должна вызывать у вас желание ознакомиться с ним.

Экземпляр на рецензирование предоставлен издательством

Забавно, что решение, сделавшее комиксы Marvel столь популярными*, привело к тому, что сегодня эти комиксы невозможно читать, будучи обычным смертным. Бесконечные кроссоверы и перезапуски, тянущие одну историю на сотни выпусков, разбросанных по разным сериям издательства. Следить за этим человеку, не скупающему всё подряд и не ищущему в сети дополнительную информацию, крайне затруднительно.

Тор: Богиня Грома начинается с окончания глобального кроссовера «Первородный Грех», в котором убили Наблюдателя - существо безмерной мощи, живущее почти вечно. Само событие для этого комикса не важно, но в его ходе Тор стал недостоин своего молота. В следствие чего им завладевает бойкая девчушка, став новым Тором. Никто из персонажей, и даже читатель, не знает её имени и личности, так как её лицо скрыто под шлемом О её приключениях и повествует этот комикс.

Сказал бы я, что всё плохо, но это не так. Просто я не являюсь целевой аудиторией этого комикса. Здесь нет интересной драматической линии, и второе дно тоже отсутствует. Это громкий и бесполезный старт новой героини, которую лично я не могу «купить». Я не вижу личностных качеств, которые бы отзывались во мне. Не вижу личности, за действиями которой было бы интересно следить. Наконец, события комикса вторичны до безумия. В очередной раз Земля находится в смертельной опасности, и лишь отважная девушка с инструментом пролетариата в руках может встретить её и не погибнуть... *отчаянно зеваю* Скука смертная.

Основной причиной, по которой я с большой натугой читал комикс, является всё же оторванность от контекста. Я не знаток вселенной, и для меня отношения Минотавра, Малекита и остальных персонажей являются загадкой. И потому я не знаю, почему события этого комикса должны быть мне интересны. Кроме того, мне конкретно набили оскомину все эти грандиозные разбирательства по поводу того, кто сильнее, выше и круче. И самое главное, я никогда не любил Тора, как персонажа. Большую часть времени он выглядит тупым быком, не способным учиться на своих ошибках.

Продюсеры Киновселенной, например, быстро сообразили, что такой образ нелеп и уже во втором фильме Тор вырос, как персонаж. Стал более сознательным и социализированным. А в этом комиксе каждое появление Тора вызывает лишь отвращение от того, как он себя ведёт. Да хулиганы в школе более вдумчивы относительно своих действий! Что же до Женщины-Тора... Её здесь нет, как персонажа. Весь первый том новой серии Тора почти ничего не говорит о главной героине. Кто скрывается под маской? Хороший ли она человек? Ну, стандартный герой Marvel. И то же самое по уму и по боевым способностям - некий среднестатистический безликий супергерой. Нет ничего нового или особенного в том, как она дерётся или решает проблемы. Тогда... зачем?

Ладно, вопрос неправомерен. Я знаю, зачем. Это избитая маркетинговая комикс-стратегия, которая, тем не менее, работает уже не одно десятилетие за рубежом, а недавно была опробована и нашим славным издательством Bubble Comics. Это визуальное обновление серии без особых стараний в работе над содержимым. На первый взгляд смена личности, держащей в руках молот Мьёллнир - эпохальное событие. Однако на деле это происходит настолько буднично, что даже сам Тор, на первых страницах чуть ли не плачущий, к концу истории уже свыкается с этим. Разумеется, нам грозят, что мол, у этого ещё будут последствия... Но вот я дошёл до конца тома и не имею ни малейшего желания следить за серией дальше.

Подводя итог. Этот комикс не интересен по двум причинам. Первая - для понимания событий надо знать вселенную и последние события в ней. Вторая - интересная идея «отдать молот Тора в другие руки» никак не «играет». Она заявлена, но не получила развитие (в русской комикс-критике этот феномен получил имя «эффект Фрэкшна»). Но даже если оставить эти проблемы в стороне, комикс просто скучный. Здесь нет сюжета, есть лишь череда разговорных и боевых сцен. Нет персонажей - лишь группа статистов с репликами.

Итог: 2 из 6. Можно долго перечислять, чего в этом комиксе нет. Вопрос в том, что здесь есть лишь очень немного. Стандартный, без излишеств, рисунок, проходной сценарий и неплохое качество печати. К сожалению, этого слишком мало, чтобы заинтересовать.

* Безусловно, не только кроссоверы сделали издательство Marvel столь популярным и известным. Там было несколько факторов, от действительно хороших сценаристов, художников и редакторов в штате и вплоть до удачной ситуации на рынке. Но в конце 90-х ничто не спасло издательство от банкротства, которое в конце концов привело к знаменитой сделке между Marvel и Disney.

В образах сверхсильных героев комиксов очень сложно не заметить намёков на их «божественность». Придумавшие их авторы выступали в роли новых боготворцев, создавая всемогущих защитников, всегда готовых отозваться на людские молитвы (или посланные в небо сигналы прожектора, что, в принципе, одно и то же). Так что появление среди этой когорты сверхсуществ самого что ни на есть настоящего бога было только вопросом времени. Однако, оказавшись на страницах комиксов, скандинавский бог Тор принес авторам и редакторам не только славу и барыши, но и головную боль. Обходя сложные вопросы «истинности бога», творцы Вселенной Marvel часто были вынуждены обыгрывать статус сына Одина, то назначая его жителем параллельного мира, где сила персонажа обусловлена внутренними законами физики и биологии, то низвергая его на землю и добавляя альтер эго в виде хромого врача, то вообще представляя пациентом психиатрической клиники. Постепенно Тор и вовсе превратился в чудаковатого фрика с молотом в руках, еще одного инопланетянина в красном, развевающемся плаще.