Апостол Марк. Факты и храмы. Апостол марк Есть ли святой марк в православной церкви

Апостол и евангелист Марк (†68)

Апостол и евангелист Марк - происходил из священнического рода, из колена Левиина, и приходился племянником апостолу Варнаве. Изначально он был назван Иоанном. Позднее был прозван Марком (греч. Markos, от лат. Marcus — "молот" ) перед отправлением в чужую страну, по обычаю того времени.

Известно, что поначалу он был учеником Иоанна Крестителя. Позднее он стал учеником апостола Петра. Сохранилось древнее предание, что Марком был упоминаемый в Евангелии юноша, который в ночь предания Спасителя на смерть в вертограде Гефсиманском следовал за Христом, обернувшись покрывалом по нагому телу. Будучи схвачен воинами, он оставил покрывало в их руках и нагой бежал от них (Мк. 14:51-52).

Мать евангелиста Марка - Мария имела в Иерусалиме свой дом, в котором нашел пристанище Апостол Петр после чудесного изведение из темницы Ангелом. После вознесения Господа на небо, во время гонения на христиан, этот дом служил местом молитвенных собраний и местом пристанища для некоторых Апостолов, с которыми Марк получил возможность постоянно общаться. С апостолом Петром был Марк особенно близок, и тот даже называет его своим сыном. А вскоре через апостола Варнаву Марк знакомится с другим апостолом - Павлом, который прибыл в Иерусалим после своего чудесного обращения ко Христу.

Святой Марк становится ближайшим сподвижником апостолов Петра, Павла и Варнавы. Вместе с апостолами Павлом и Варнавой святой Марк был в Селевкии, оттуда отправился на остров Кипр и прошел его весь с востока на запад. В городе Пафе святой Марк был свидетелем того, как апостол Павел поразил слепотой волхва Елима.

После трудов с апостолом Павлом святой Марк вернулся в Иерусалим в дом своей матери и отправился в Рим вместе с Апостолом Петром. Апостол Петр своею проповедью и чудесами, при содействии св. Марка, еще более распространил и утвердил Церковь Христову в Риме, обратив ко Христу множество людей как из иудеев, так и язычников. Это было время первых страшных гонений на Церковь Христову. Император Нерон, обвинивший христиан в поджоге Рима, приказал распинать их на крестах и, облив смолой, поджигать, чтобы они горели, как факелы.


В этих тяжелейших обстоятельствах, когда вся мощь Римской империи обрушилась на маленькую общину и христиане так сильно нуждались в поддержке, звучало слово Евангелия.

Римские христиане не удовольствовались одною устною проповедью Апостолов об Иисусе Христе, а пожелали иметь у себя и письменный памятник устно преподанного им учения. Марк исполнил их благое желание и написал свое Евангелие.

Евангелие от Марка в древности единогласно признавалось подлинным и считалось воспроизведением того, что он слышал от апостола Петра, как своего учителя. По выражению блаженного Иеронима, «при составлении этого Евангелия Пётр рассказывал, Марк писал». Поскольку св. Марк писал евангелие для язычников - римских христиан, то в нем отсутствует то, что было бы особенно интересно для иудеев: ссылки на Ветхий завет, генеалогии, указания на значение Моисеева закона и т.д. Зато здесь много пояснений необходимых для язычников, не знакомых с иудейскими традициями (например, замечание об обычае евреев умывать руки перед едой - VII, 8 и 4). Св. Марк дает в своем Евангелии сильное, яркое впечатление о чудесах Христовых, подчеркивая этим царское величие Господа. У него Иисус Христос не «сын Давидов», как у Матфея, а Сын Божий, Владыка и Повелитель, Царь вселенной.

Именно поэтому в иконографии символом св. Марка является лев - царственное животное, символ мощи и силы. Крылатый многоочитый лев, реющий над Вселенной, возвещая Славу Господню, заимствован из Откровения святого Иоанна Богослова, которому было видение четырех животных, стерегущих четыре угла Трона Господа и четыре предела рая. Позднее эти животные были истолкованы как символы четырёх евангелистов: Матфея стал символизировать ангел, Марка - лев, Луку - телец, Иоанна - орел. Каждый из них крылат и держит Евангелие.

После трудов в Риме святой Марк, по повелению Апостола Петра отправился для проповеди Евангелия в Египет, где еще со времен Александра Македонского было очень много иудеев. Они населяли здесь целые города, имели свои синагоги, свой синедрион, даже храм наподобие храма Иерусалимского, а также священников и левитов по закону Моисееву. Проповедь святого Марка имела большой успех. Коптская традиция гласит, что первым египтянином, которого обратил в христианство Марк, был некий Анианус.

По легенде, Марк однажды шел в небольшой египетский городок по каменистой тропе. Неожиданно ремешок его обуви разорвался. Марк попросил сапожника починить его. Сапожник начал чинить, неожиданно поранил руку и воскликнул: «Бог один!» Марк откликнулся на его восклицание и чудесным образом исцелил руку сапожника. Затем он прочел Библию ему и всей его семье. Оказалось, что Анианус не знал книг пророков Ветхого Завета и ему были известны только сочинения греческих философов. Тогда Анианус уверовал и был крещен. Через некоторое время Марк, чувствуя начало гонений и преследований христиан, назначил Аниануса епископом небольшой общины. В самой Александрии, главном городе Египта, святой Марк основал церковь и был первым ее епископом.

Ненадолго апостол Марк покидал Александрию для совместного путешествия с апостолом Павлом в Антиохию и с апостолом Варнавой на Кипр. Затем опять вернулся в Египет, где вместе с апостолом Петром основал много церквей, в том числе в Вавилоне. Довольно часто апостол Марк отправлялся в другие страны для проповеди Евангельского учения, перед самой смертью апостола Павла посетил его в Риме, где тот находился в заключении. Здесь в Риме святой Марк был свидетелем мученической кончины за Христа обоих апостолов, которые в одно и тоже время пострадали за Христа в Риме; Павел, - как имевший право римского гражданина, - был усечен мечем, а Петр был распят на кресте.

По кончине своих великих учителей Марк возвращается в Александрию. Столица Египта была средоточием греческой образованности. Здесь было знаменитое книгохранилище, здесь процветала языческая наука; сюда стекались люди из разных областей. Здесь апостол Марк положил основание христианскому училищу для утверждения Христовой веры, позднее это училище стало центром христианского просвещения, отсюда вышли такие знаменитые отцы и учители Церкви, как Климент Александрийский, святитель Дионисий, святитель Григорий Чудотворец и другие. Ревнуя об устроении церковного Богослужения, святой апостол Марк составил чин Литургии для Александрийских христиан.

В богослужении египетских христиан (коптов) и доселе сохранились некоторые молитвы, приписываемые Евангелисту Марку. В настоящее время Александрийские патриархи, справедливо почитающие святого Марка основателем и покровителем своей церкви и первым патриархом александрийским, в своих посланиях преподают благословение словами: «да будет благословение Владыки Христа, Пресвятой Богородицы и святого Евангелиста Марка», а на своей печати имеют изображение крылатого льва, держащего Евангелие.

С проповедью Евангелия апостол Марк путешествовал в Ливии, Нектополе, Марморике, Киренаике и другим областям Африки. Под действием проповеди Евангелиста Марка и под влиянием высокой чистоты и святости его самого, египетские христиане достигли такой высоты совершенства, что их жизнь служила предметом великого удивления и похвалы со стороны даже язычников и неверующих иудеев.

Во время этих путешествий святой Марк получил повеление от Духа Святого вновь идти в Александрию для проповеди и противодействия язычникам. Марк, первый епископ Александрийской церкви, был и первым ее мучеником. Он пострадал в праздник святой Пасхи, случившийся в одно время с языческим празднеством в честь Сераписа. Когда апостол совершал священнодействие, язычники, озлобленные успехом его проповеди, ворвались в церковь, схватили, обвязали апостола веревками и влачили по улицам и предместьям города, а потом, истерзанного, ввергли в темницу. В полночь святому страдальцу явился ангел Господень и укрепил на подвиг мученичества радостной вестью о предстоящем блаженстве на небе, а затем и сам Господь утешил Своим явлением. На следующее утро неистовая толпа с яростью извлекла апостола из темницы и опять безжалостно влачила по улицам города, от чего Марк вскоре скончался со словами: "В руки Твои, Господи, предаю дух мой" . Было это 25 апреля 68 года. Злоба язычников не удовольствовалась смертью апостола - они решили сжечь его тело. Уже разведен был огонь, как внезапный мрак, страшный гром, землетрясение, дождь и град рассеяли пришедшую в смятение толпу язычников. Христиане же с честью предали погребению тело апостола.

В 310 году над мощами святого апостола Марка была построена церковь. В 828 году, когда в Египте установилась власть арабов-магометан и Христианскую Церковь теснили иноверные, мощи святого перевезли в Венецию. Венецианские купцы Буоно и Рустико, прибыв в Александрию, узнали, что мусульмане начали разрушение христианских храмов для возведения мечетей. Поскольку предание связывает проповедь христианства в городах Венецианской лагуны с апостолом Марком, то купцы решили спасти мощи святого от осквернения и привезти их в свой город. Чтобы перенести реликвию на корабль, торговцы прибегли к хитрости: тело евангелиста было положено в большую корзину и сверху покрыто свиными тушами, к которым не могли прикоснуться сарацины даже при таможенном досмотре. Для большей надёжности корзину спрятали в складках паруса одного из судов.


Специально для мощей апостола Марка была построена базилика. Собор Святого Марка (итал. Basilica di San Marco )— является сегодня кафедральным собором Венеции (до 1807 года придворная капелла при дворце дожей) и представляет собой редкий пример византийской архитектуры в Западной Европе.


В 1987 году собор вошёл в число объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО. Здесь хранится весьма древняя рукопись Евангелие от Марка, написанная, на тонком египетском папирусе, по преданию рукою самого Евангелиста.


После перенесения мощей в город, апостол Марк заменил святого Феодора в роли небесного покровителя Венеции, а символом города стал крылатый лев, изображения которого в Венеции можно встретить повсюду. Именно он послужил прообразом «Золотого льва», главного приза Венецианского кинофестиваля, учрежденного в 1949 году.

Тропарь, глас 3:
У верховнаго Петера научився, Апостол Христов был еси, и яко солнце странам возсиял еси, александриом удобрение быв блаженнее: тобою Египет от прелести свободися, евангельским твоим учением просвещь вся яко свет, стлп церковный. Сего ради твою память чтуще светло празднуем, Марко богогласе: моли тобою благовестимаго Бога, да согрешений оставление подаст душам нашим.

Кондак, глас 2:
С высоты приим благодать Духа, риторская плетения разрушил еси Апостоле, и языки вся уловив Марко всеславне, твоему Владыце привел еси, божественное проповедав Евангелие.

(память 11 июня), родился в Иерусалиме. Дом его матери Марии примыкал к Гефсиманскому саду. Как говорит церковное предание, в ночь Крестных страданий Христа он следовал за Ним, завернувшись в плащ, и убежал от схвативших его воинов (). После Вознесения Господня дом матери святого Марка стал местом молитвенных собраний христиан и пристанищем для некоторых из апостолов ().

Святой Марк был ближайшим сподвижником (общая память 29 июня) и Варнавы. Вместе с апостолами Павлом и Варнавой святой Марк был в Селевкии, оттуда отправился на остров Кипр и прошел его весь с востока на запад. В городе Пафе святой Марк был свидетелем того, как апостол Павел поразил слепотой волхва Елима ().

После трудов с апостолом Павлом святой Марк вернулся в Иерусалим, а затем вместе с апостолом Петром побывал в Риме, откуда по его повелению отправился в Египет, где основал Церковь.

Во время второго благовестнического путешествия апостола Павла святой Марк встретился с ним в Антиохии. Оттуда он отправился на проповедь с апостолом Варнавой на Кипр, а затем опять ушел в Египет, где вместе с апостолом Петром основал много Церквей, в том числе в Вавилоне. Из этого города апостол Петр направил послание малоазийским христианам, в котором с любовью отзывался о святом Марке, своем духовном сыне ().

Когда апостол Павел находился в узах в Риме, апостол Марк был в Ефесе, где кафедру занимал (память 4 января). Вместе с ним апостол Марк прибыл в Рим. Там он и написал святое Евангелие (ок. 62-63).

Из Рима святой Марк снова удалился в Египет и в Александрии положил начало христианскому училищу, из которого впоследствии вышли такие знаменитые отцы и учители Церкви, как Климент Александрийский, (5 октября), (память 17 ноября) и другие. Ревнуя о устроении церковного Богослужения, святой апостол Марк составил чин Литургии для Александрийских христиан. Затем святой Марк с проповедью Евангелия посетил внутренние области Африки, был в Ливии, Нектополе.

Во время этих путешествий святой Марк получил повеление от Духа Святого вновь идти в Александрию для проповеди и противодействия язычникам. Там он поселился в доме сапожника Анании, которому исцелил больную руку. Сапожник с радостью принял святого апостола, с верой внимал его повествованиям о Христе и принял Крещение. Вслед за Ананией крестились многие жители той части города, где он жил. Это возбудило ненависть язычников, и они собирались убить святого Марка. Узнав об этом, святой апостол поставил Ананию епископом, а трех христиан: Малка, Савина и Кердина - пресвитерами.

Язычники напали на святого Марка, когда апостол совершал Богослужение. Его избили, волокли по улицам города и бросили в темницу. Там святой Марк удостоился видения Господа Иисуса Христа, Который укрепил его перед страданиями. На следующий день разъяренная толпа снова повлекла святого апостола по улицам города на судилище, но по дороге святой Марк скончался со словами: "В руки Твои, Господи, предаю дух мой".

Язычники хотели сжечь тело святого апостола. Но когда развели костер, все померкло, раздался гром и произошло землетрясение. Язычники в страхе разбежались, а христиане взяли тело святого апостола и погребли его в каменной гробнице. Это было 4 апреля 63 года. Память его Церковь празднует 25 апреля.

В 310 году над мощами святого апостола Марка была построена церковь. В 820 году, когда в Египте установилась власть арабов-магометан и Христианскую Церковь теснили иноверные, мощи святого перенесли в Венецию и поставили в храме его имени.

В древней иконографической традиции, усвоившей святым Евангелистам символы, заимствованные из видения святого Иоанна Богослова (), святой Евангелист Марк изображается со львом - в ознаменование могущества и царственного достоинства Христа (). Святой Марк писал свое Евангелие для христиан из язычников, поэтому он останавливается преимущественно на речах и делах Спасителя, в которых особенно проявляется Его Божественное всемогущество. Многие особенности его повествования можно объяснить близостью его к апостолу Петру. Все древние писатели свидетельствуют, что Евангелие от Марка является краткой записью проповеди и рассказов первоверховного апостола. Одной из центральных Богословских тем в Евангелии святого Марка является тема силы Божией, совершающейся в немощи человеческой, ибо Господь делает возможным то, что у людей невозможно. При действии Христа () и Духа Святого () ученики его идут по всему миру и проповедуют Евангелие всей твари ( ; ).

Иконописный подлинник

Византия.

Ап. Марк. Миниатюра. Византия.

Византия. 950.

Ап. Марк. Миниатюра Евангелия. Византия. 950 г. Иверский монастырь. Афон.

Византия. X.

Миниатюра из Евангелия cod. 204. Византия. Конец X - начало XI века. Монастырь св. Екатерины. Синай.

Византия. XI.

Ап. Марк. Миниатюра Евангелия. Византия. XI в. Афины.

Византия. 1133.

Ап. Марк. Миниатюра Евангелия (фрагмент). Византия. 1133 г. Афины.

Святой Марк, родом еврей, происходил из колена Левиина, от племени священнического, и жил первоначально в Иерусалиме. По еврейски Марк назывался Иоанном; имя же его - Марк - латинское. Это имя он присовокупил к еврейскому 1 уже впоследствии перед отправлением в чужую страну, когда он с Апостолом Петром отправился для проповеди Евангелия в столицу тогдашнего мира - Рим. По принятому православною Церковью преданию, согласному с свидетельством некоторых древних писателей 2 , он был из числа семидесяти учеников Господа и, следовательно, сам был свидетелем-очевидцем некоторых событий из жизни Господа Иисуса Христа. В повествовании самого Евангелиста Марка о предании Господа нашего Иисуса Христа на смерть в вертограде Гефсиманском 3 упоминается о некоем юноше, который в то время, как все ученики Господа оставили Его, один следовал за Божественным Узником, обернувшись полотном по нагому телу, но, будучи схвачен воинами, оставил в руках их полотно, и нагой бежал от них (Мрк.14:51-52 ). Одеяние юноши 4 показывало, что он вышел на шум народный ночью внезапно, без сомнения из того дома, коему принадлежал вертоград. Еще в древности составилось предание, что означенный юноша был сам Марк, и что вертоград Гефсиманский принадлежал семье, из коей происходил Марк. Книга Деяний Апостольских свидетельствует, что мать евангелиста Марка - Мария имела в Иерусалиме свой дом 5 , в котором нашел пристанище Апостол Петр после чудесного изведение из темницы Ангелом (Деян.12:1-12 ). После вознесения Господа на небо, во время гонения на христиан, этот дом служил местом молитвенных собраний для многих верующих иерусалимлян и местом пристанища для некоторых Апостолов. Таким образом святой Марк в доме своей матери имел возможность постоянно находиться в общении с христианами, участвуя в их молитвенных собраниях, и сблизиться с самими Апостолами. В особенно близкое общение вошел он с Апостолом Петром, питавшим к нему как бы отеческую любовь и расположение, как видно это из слов самого Апостола Петра, который в своем послании называет Марка своим сыном, говоря: «приветствует вас избранная подобно вам (церковь) Вавилонская и Марк, сын мой» (1Петр.5:13 ). Святому Марку доводился дядей святой Апостол Варнава 6 , по происхождению левит, родом с острова Кипра. Чрез него святой Марк сделался известным и другому верховному Апостолу - святому Павлу, когда сей последний, после своего чудесного обращения к вере во Христа (Деян.9 ), в первый раз прибыл в Иерусалим 7 . Вступив в близкое общение с этими двумя первоверховными Апостолами - Петром и Павлом, с вятой Марк сделался ближайшим сотрудником и исполнителем повелений, возлагавшихся на него то тем, то другим из этих великих Апостолов.

Около 44 или 45 года по Рождестве Христове, христиан иерусалимских постигло большое бедствие. При виде размножения христиан в Иерусалиме, злоба врагов Христовой веры - иудеев достигла высшей степени. Разжигаемые ненавистью к христианам, иудеи набросились на их дома, беспощадно разграбили всё их имущество, так что христиане должны были терпеть великий голод. Услыхав о таком бедственном положении братий во Христе, антиохийские христиане тотчас пришли им на помощь и, сделав сбор между собой, поручили лично Варнаве и Павлу, пребывавшим в то время в Антиохии, доставить пособие христианам в Иерусалим. Прибыв в Иерусалим и исполнив поручение антиохийских христиан, Варнава и Павел возвратились в Антиохию и на этот раз взяли с собою Марка (Деян.12:25 ). С этого времени Марк, сделавшись сотрудником Варнавы и Павла, взял на себя великий подвиг Апостольских трудов по благовестию веры Христовой иудеям и язычникам. Вместе с Павлом и Варнавою святой Марк принял участие в их первом Апостольском путешествии из Антиохии, в качестве ближайшего их помощника для проповеди Евангелия 8 . Вместе с Павлом и Варнавою Марк был в приморском городе Селевкии 9 , отсюда отплыл на остров Кипр и прошел его с востока на запад от Саламина до Пафа. Здесь в Пафе Марк был очевидцем чудесного поражения слепотою, по слову Апостола Павла, волхва иудеянина Вариисуса, по имени Елима, старавшегося отвратить от веры в Господа проконсула Сергия, призвавшего Варнаву и Павла для слушания слова Божия (Деян.13:6-12 ). Но прибыв в город Пергию 10 , Марк оставил Апостола Павла и Варнаву и возвратился в Иерусалим в дом своей матери. По прибытии в Иерусалим, Марк присоединился к Апостолу Петру и в скором времени отправился вместе с ним в Апостольское путешествие для проповеди Евангелия в Рим. В это время в Риме уже были верующие во Христа. Книга Деяний Апостольских свидетельствует, что между очевидцами необыкновенной перемены, происшедшей в Апостолах по сошествии на них Св. Духа и слушателями первой проповеди Апостола Петра о Христе Спасителе 11 были пришедшие из Рима иудеи и прозелиты, то есть, обращенные в иудейство язычники (Деян.2:10-41 ). Эти люди, по возвращении своем в Рим, несомненно принесли туда веру свою во Христа и сообщили ее там другим. Без сомнения, что и после сего многие иудеи, жившие в Риме в большом количестве, посещая ежегодно на праздниках Иерусалим, уже наполненный учением Евангельским, и слыша там проповедь о Христе, возвращались в Рим христианами. Наконец, в Рим, как столицу мира, отовсюду приходили по гражданским и другим делам многие христиане и содействовали умножению там числа верующих во Христа. Святой Апостол Петр своею проповедью и чудесами, при содействии св. Марка, еще более распространил и утвердил Церковь Христову в Риме, обратив ко Христу множество людей как из иудеев, так и язычников. Слыша святые слова проповеди Евангельской из уст Апостолов и горя верою в Господа Иисуса Христа, римские христиане не удовольствовались одною устною проповедью Апостолов об Иисусе Христе, а пожелали иметь у себя и письменный памятник устно преподанного им учения. Они приступили к спутнику Апостола Петра святому Марку и с мольбой просили его записать все святые слова, какие он вместе с Петром сказал им о Христе Господе, и оставить им это святое писание, как памятник. Марк исполнил благое желание римских христиан и написал для них свое Евангелие, в котором 12 , излагая события из жизни Господа Иисуса Христа, во время Его пребывание на земле, с точностью записал, сколько запомнил, то, чему учил и что творил Господь, тщательно заботясь при этом, как бы не пропустить чего-нибудь из слышанного, или не переиначить. Написанное Марк отдал на рассмотрение Апостолу Петру, и святой Петр своим свидетельством утвердил истину написанного Марком Евангелия и одобрил его для чтение в церквах 13 . Посему Евангелие Марка было принято всеми церквами без всякого противоречия, как писание Апостольское, боговдохновенное 14 .

После трудов в Риме святой Марк, по повелению Апостола Петра отправился для проповеди Евангелие в город Аквилею, расположенный на северном берегу Адриатического моря. В этом богатом городе, называвшемся вторым Римом 15 , Марк основал церковь; причем посетил с проповедью Евангелия и другие места по берегу Адриатического моря, устрояя всюду церкви Божии. После сего святой Марк, по распоряжению же Апостола Петра, отправился для проповеди Евангелия в Египет. Это было, как свидетельствует Евтихий, Патриарх Александрийский, на девятом году царствования Клавдия 16 . В Египте, смежной с Палестиною языческой стране, еще со времени Александра Македонского 17 и египетского царя Птоломея Лага 18 было очень много иудеев. Они населяли здесь целые города, имели свои синагоги, свой синедрион, даже храм 19 наподобие храма Иерусалимского, а также священников и левитов по закону Моисееву. Здесь в Египте, по повелению царя Птоломея Филадельфа 20 , был сделан перевод книг Священного Писания Ветхого Завета с еврейского языка на греческий, чрез что Божественное откровение о спасении рода человеческого сделалось доступным и самим язычникам. Здесь в памяти народа еще живо было то знаменательное падение идолов одного египетского храма, сопровождавшее, по свидетельству отцов Церкви, прибытие святого семейства с Богомладенцем Иисусом, бежавшего от руки жестокого Ирода. Наконец, могло быть даже, что и в этой стране были свидетели чудесного сошествия Святого Духа на Апостолов, принесшие и сюда семена Христова учения. Всё это в сильной степени приготовляло жителей Египта к принятию учения христианского и обещало большой успех проповеди святого Марка. И действительно, когда Марк, первый из Апостолов прибыв в Египет, начал проповедь Евангелия, возвещая людям свободу от диавола 21 , то при самом начале его проповеди 22 уверовало во Христа великое множество мужей и жен. В самой Александрии, главном городе Египта, святой Марк основал церковь и был первым ее епископом.

Здесь святой Марк много потрудился в подвиге просвещения светом Христовой веры как иудеев, так и язычников, пребывавших дотоле во тьме идольского служения. Благоустроив затем церкви в Александрии и смежных с нею городах рукоположением к ним епископов и прочих клириков, святой Марк после того оставил Египетскую страну. Куда отправился он отсюда и был ли он в Иерусалиме на Апостольском соборе 23 - неизвестно. Но когда Апостол Павел перед отправлением во второе Апостольское путешествие 24 был вместе с Варнавою в Антиохии, то, как свидетельствует книга Деяний Апостольских, здесь с ними встретился и святой Марк и отсюда вместе с дядею своим Варнавою отправился на родину его в Кипр (Деян.15:36-40 ). Потрудившись вместе с Варнавою некоторое время в подвиге благовестия Христова, Марк в другой раз отправился в Египет, куда в тоже время или немного спустя, прибыл и Апостол Петр. Благовествуя в разных странах Египта и устрояя в них церкви, Апостолы в это время между прочим положили основание Христовой Церкви и в египетском городе Вавилоне, откуда Петр и написал свое первое соборное послание к малоазийским христианам (1Петр.5:13 ). В Египте святой Марк пробыл до восьмого года царствования Нерона 25 .

В последующее время святой Марк снова соединился с Апостолом Павлом и вступил в число сотрудников его. Во время пребывания Апостола Павла в узах в Риме 26 , святой Марк вместе с некоторыми другими лицами разделял благовестнические труды сего Апостола. В своем послании к Колоссянам, написанном из Рима в это время, Апостол Павел называет Марка одним из немногих сотрудников своих для Царствия Божия, бывших для него в это время утешением (Колос.4:10-11 ). Как видно из того же послание к Колоссянам, Марк, по распоряжению Апостола Павла, из Рима отправился в Малую Азию, во фригийский город Колоссы (Колос. 2:8-18 ), для противодействие лжеучителям, прельщавшим колосских христиан 27 . Где святой Марк провел несколько следующих за сим лет - неизвестно. Но ко времени, близкому ко дням кончины Апостола Павла (2Тим.4:11 ), святой Марк находился в Малой Азии, именно в городе Ефесе, в отечестве святого Тимфеея, епископа Ефесской церкви. В это время Апостолом Павлом, находившимся во второй раз в узах в Риме, было написано послание к Тимофею, в котором он, вызывая Тимофея в Рим к себе на помощь, поручал ему «привести с собою и Марка, как благопотребного в службу» 28 . Здесь в Риме святой Марк был свидетелем мученической кончины за Христа обоих своих учителей, великих и первоверховных Апостолов Христовых Петра и Павла, которые в одно и тоже время пострадали за Христа в Риме; Павел, - как имевший право римского гражданина, - был усечен мечем, а Петр был распят на кресте.

По кончине своих великих учителей - Апостолов Петра и Павла, святой Евангелист Марк снова отправился в Египет для благоустроения основанной им церкви. Много потрудился он в подвиге проповеди Христоврй веры в самой Александрии. Александрия, столица Египта, была средоточием греческой образованности. Здесь было знаменитое книгохранилище, здесь процветала языческая наука; ради нее сюда стекались люди отовсюду, так что город переполнен был учеными, философами, риторами и стихотворцами. Даже иудеи, в большом количестве жившие в Александрии, увлекались языческою ученостью. Для утверждения веры Христовой и с целью противодействовать ученым язычникам и иудеям, святой Марк положил в Александрии основание христианскому огласительному училищу. В последующее время это училище сделалось средоточием христианского просвещения и прославилось тем, что из него вышли знаменитые учители Церкви, каковы: Пантен, Климент, и некоторые из отцов Церкви, каковы: Дионисий Александрийский, Григорий Чудотворец и другие.

Заботясь об устроении церковного богослужения, святой Марк составил чин литургии и передал его христианам александрийской церкви. Этот чин литургии сохранялся продолжительное время в сей церкви и в последующие века. В богослужении египетских христиан (коптов) и доселе сохранились некоторые молитвы, приписываемые Евангелисту Марку.

Благоустроив церковь александрийскую, святой Евангелист Марк в своих заботах о проповеди Христова учение не оставлял своим вниманием и усердием жителей и других городов и местностей Египта, но как крепкий и доблестный подвижник, Марк, водимый Духом Божиим, со всем усердием и ревностью всюду спешил с проповедью Христова учения. Он посетил многие внутренние страны Африки, был в Ливии, Марморике, Киренаике и в Пентаполе. Все эти страны погрязали во мраке языческого идолослужения. Всюду по городам и селениям и на распутиях были устроены кумирни, в которых были поставлены идолы и в которых совершались волхвования, провещания и чародейства. Проходя эти города и селение с проповедью Евангелия, святой Марк просвещал сердца людей, пребывавших во тьме и мраке идолослужения, светом Божественного учения, совершая в тоже время между ними великие чудеса. Одним словом Божественной благодати он исцелял болящих, очищал прокаженных, изгонял нечистых и лютых духов. И проповедь его, сопровождаемая великими и дивными чудесами, имела громадный успех. Падали кумирни, ниспровергались и разбивались идолы, люди очищались и просвещались, крестясь во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. Всюду устроялись при Евангелисте Марке церкви Божии, и Церковь Христова процветала в египетских странах. Под действием святых слов проповеди Евангелиста Марка и под влиянием высокой чистоты и святости добродетельного жития его самого, христиане египетские, под воздействием Божественной благодати, в своих подвигах к достижению спасения проявляли столько чистоты и высоты совершенства, что их жизнь, преисполненная святости христианской добродетели, служила предметом великого удивления и похвалы со стороны даже язычников и неверующих иудеев. Евсевий, епископ Кесарии Палестинской, и Никифор (Ксанфопул) - церковные историки, сохранили в своих книгах свидетельство некоего Филона - иудейского философа, который, похваляя добродетельную жизнь христиан египетских, говорит:

Они (т.е. христиане) оставляют всякую заботу о временных богатствах и не пекутся о своих имениях, не считая ничего на земле своим, для себя дорогим. Некоторые же из них, оставляя всякое попечение о житейском, уходят из городов и водворяются в уединенных местах и садах, избегая сопребывание с людьми, несогласными с ними в жизни, чтобы не иметь от них препятствия в добродетели. Воздержание и умерщвление плоти они считают основанием, на котором только одном может созидаться добрая жизнь. Ни один из них раньше наступления вечера не вкушает и не пьет, а некоторые не приступают к пище до четвертого дня. Другие же опытные в толковании и разумении Божественного Писания, будучи исполнены жаждою знания и питаясь духовной пищей богомыслия, проводя время в изучении Писания, забывают о телесной пище до шестого дня. Вина отнюдь никто из них не пьет, и все они не едят мяса, присоединяя к хлебу с водою только соль и иссоп 29 . Среди них живут и женщины, воспитавшие себя в добродетельной жизни и приобыкшие к ней настолько, что остаются девами до старости. Но девство они сохраняют не по принуждению, а по свободному произволению, возбуждаясь ревностью и любовью к мудрости, заставляющей их отказываться от телесных удовольствий и стремиться к приобретению не смертных, а бессмертных порождений, какие может рождать из себя только душа, любящая и стремящаяся к Богу. Священное Писание изъясняется ими иносказательно, чрез нахождение подразумеваемого и сокровенного смысла и таин; ибо Писание, по их мнению, подобно живому существу: словесные выражения составляют его тело видимое, а сокровенная под сими выражениями мысль и тайна составляют его душу невидимую. Они рано встают на славословие Божие и молитву, на пение и слушание слова Божия - отдельно мужчины и отдельно женщины. Некоторые из них пребывают в непрерывном посте в течение семи недель. Седьмой день у них в великом почитании. Приготовляясь к нему и прочим праздникам, они ложатся почивать для отдыха на голую землю. Божественную службу совершают у них священники и диаконы, над которыми начальствует епископ.

Такой благоуханный вертоград Христов насадил и возделал многоболезненными трудами своими святой Евангелист Марк в странах египетских; там он был и первым епископом, имея святительский престол в Александрии, где он и претерпел страдальческую кончину, быв первым мучеником александрийской церкви.

О страданиях и мученической кончине святого Марка блаженный Симеон Метафраст 30 так повествует. Святой Марк во время своего пребывания в Киринии - городе Пентаполийском, где он трудился в подвигах благовестия Христова учения и устроения Христовой Церкви, получил повеление от Духа Святого идти оттуда для проповеди Евангелия в Александрию Фаритийскую 31 . Послушный велениям Святого Духа, Марк поспешил со всем усердием на новый подвиг. Известив братию о повелении Господнем идти в Александрию, он после прощальной трапезы с христианами, напутствованный их благословением, отплыл из Киринии в Александрию. На второй день он достиг Александрии и, выйдя из корабля, пришел на некое место, называемое Мендион. Здесь, при входе в городские ворота, расселся пополам его сандалий, что святой принял за доброе предзнаменование. Увидев тут же сапожника, починявшего ветхую обувь, святой отдал ему починить свой сандалий. Сапожник, починяя сандалий, случайно проколол своим орудием левую руку свою и, вскричав от боли, призвал имя Божие.

Услышав этот возглас, Апостол возрадовался духом, видя в сем указание, что Господь устроит ему благополучный путь. Рана же на руке сапожника была очень болезненна, и из нее обильно струилась кровь. Святой Марк, плюнув на землю, сделал брение и, помазав рану его, сказал:

Во имя Иисуса Христа, живущего во веки, будь здрав.

И тотчас же рана у сапожника закрылась и рука его сделалась здоровой. Сапожник, видя такую силу в стоявшем перед ним муже и действие его слов, а равно во взоре его чистоту и святость жизни, обратился к нему с просьбою, сказав:

Умоляю тебя, человек Божий, войди в дом мой и побудь у меня, раба твоего, хотя день, дабы разделить со мною трапезу, потому что ты ныне оказал для меня милость.

Апостол, с радостью согласившись на его просьбу, сказал:

Пусть Господь даст тебе хлеб жизни, - хлеб небесный.

И человек тот, взяв тотчас Апостола, с великою радостью ввел его в дом свой. Войдя в дом, святой Марк сказал:

Благословение Господне да будет здесь! Помолимся, братия, к Богу.

И все вместе сотворили молитву к Богу. Когда после молитвы сели за трапезу, сапожник, любезно начав беседу, спросил святого:

Отче! кто ты? И откуда такая сила в твоем слове?

Святой Марк ответил:

Я раб Господа Иисуса Христа, Сына Божия.

Человек тот сказал:

Хотел бы я видеть сего Сына Божия.

Святой Марк ответил:

Я покажу тебе Его!

И начал благовествовать Евангелие Иисуса Христа и изъяснять из пророков то, что было предречено ими о Господе нашем. Человек тот, слушая его проповедь, сказал:

Я никогда не слыхал того Писания, какое ты мне изъясняешь; я слышал только из Илиады, Одиссеи и из того, что изучают египетские юноши.

Тогда святой Марк, продолжая проповедь о Христе, со всею ясностью показал ему, что мудрость века сего есть «буйство» 32 перед Богом. Человек же тот уверовал во все то, что говорил ему святой Марк, и, видя чудеса его, крестился сам и с ним крестился весь дом его, а вместе с ними крестилось великое множество людей той местности. Имя этому человеку было Анания. Число верующих умножалось там день ото дня. Тогда начальники города, услыхав, что некий галилеянин, пришедший к ним, хулит их богов и возбраняет приносить им жертвы, искали убить святого Марка и собрались для совещания о том, как захватить его. Святой Марк, узнав об этом их решении, поспешил поставить для верующих епископом Ананию и трех пресвитеров - Малеона (или Малха), Савина, Кердона, семь диаконов и одиннадцать клириков для церковной службы и, бежав оттуда, пришел опять в Пентаполь. Пробыв здесь два года, утвердив бывшую там братию и поставив в окрестных странах и городах епископов, пресвитеров и клириков, св. Марк возвратился опять в Александрию. Здесь нашел он братию умножившеюся в числе и преуспевающею в благодати и вере Господней. В Александрии существовал уже христианский храм, построенный близ моря на месте, называемом «Вукул» 33 . При виде храма, святой Марк возрадовался и, преклонив колена, прославил Бога. Святой Марк пробыл в Александрии довольно продолжительное время. Христиане той церкви умножались числом и, укрепляясь в вере, открыто укоряли эллинов в идолослужении. Эллинские градоначальники, узнав о пребывании святого Марка в их городе и слыша о том, что он творит великие чудеса: болящих исцеляет, глухим возвращает слух, слепым подает прозрение, воспылали на него ненавистью и завистью, и искали его. Долго не находя его, они, собираясь в своих языческих храмах, со скрежетом зубов, гневно восклицали:

О какое беспокойство причиняет нам этот волхв и чародей!

Приближался пресветлый праздник Пасхи. И вот 24 апреля в день светлого Христова Воскресения, с которым на этот раз совпал языческий праздник в честь Сераписа, язычники нашли случай захватить святого Марка. Святой Евангелист совершал в этот день Божественную службу. Нечестивые язычники увидели в этом удобный случай и, собравшись по случаю своего праздника большою толпою, внезапно напали на церковь. Они схватили святого Марка, обвязали его веревками и, влача по улицам и предместьям города, кричали:

Поведем вола сего в воловницу, то есть, в воловий хлев.

Святой же Марк, терпя мучение, благодарил Господа, говоря:

Благодарю Тебя, Господи Иисусе Христе, что Ты сподобил меня потерпеть за Твое имя сии страдания.

Святого влекли по земле, усыпанной острыми камнями, так что тело его, терзаемое по камням, покрылось ранами, и кровь, обильно истекавшая из них, обагрила весь путь. Истерзанного таким образом святого нечестивые язычники ввергли в темницу, а сами, при наступлении вечера, собрались на совет о том, какой смерти предать его. В полночь Апостолу - мученику явился Ангел Господень и укрепил его на подвиг мученичества извещением о предстоящем ему блаженстве на небе; затем и Сам Господь Иисус Христос явился ему, утешив его Своим явлением. На следующее утро неистовая толпа язычников извлекла Апостола из темницы и влачила его по улицам города. Святой не вынес таких терзаний и вскоре скончался, благодаря Бога, молясь к Нему и говоря:

В руки Твои, Господи, предаю дух мой! 34

Неутолимая злоба язычников не удовольствовалась смертью Апостола: они решились сжечь его тело. Уже разведен был огонь, как вдруг внезапный мрак, страшный гром, землетрясение, дождь и град рассеяли толпу нечестивцев, а дождь погасил огонь. Благочестивые же христиане, с благоговением взяв тело святого, погребли его в каменном гробе на месте молитвенных своих собраний.

Над мощами святого Марка в 310 году построена была церковь, и они оставались в Александрии до IX века. В первой половине сего века 35 , когда владычество арабов-магометан и ересь монофизитов совершенно ослабили православие в Египте, мощи святого Евангелиста перенесены были в Венецию, близ которой (в Аквилее) он некоторое время подвизался в проповеди Евангелия: там они почивают и до сего времени в великолепном храме, посвященном его имени. Здесь хранится весьма древняя рукопись Евангелия от Марка, написанная на тонком египетском папирусе по преданию рукою самого Евангелиста 36 .

1 По обычаю евреев того времени.

2 Ориген, пресвитер александрийский III в., святого Епифания, епископа Кипрского IV в. и других.

3 Вертоград - сад.

4 Полотно, обернутое по нагому телу.

5 Сохранилось предание, что в доме матери Марка - Марии была совершена Господом Иисусом Христом Пасха.

6 Память его июня 11-го.

7 Приблизительно в 39 иди 40 году по Рождестве Христове.

8 В 44 или 45 году.

9 На восточном берегу Средиземного моря.

10 В Малой Азии.

11 Из коих около 3,000 мужей приняли крещение.

12 Как свидетельствует Папий.

13 В своем Евангелии Евангелист Марк преимущественно описывает действия Спасителя, особенно чудесные, которые имели большее влияние на умы язычников, чем учение.

14 Время написание его падает приблизительно на 46 год по Рождеетве Христове.

15 Так как в нем любили жить римские императоры.

16 Около 49 года по Р. Хр.

17 Царствовал от 334-324 гг. до Р. Хр.

18 324-284 гг. до Р. Хр.

19 Близ г. Илиопода.

20 Около 271 г. до Р. Хр.

21 Подобно тому как некогда Моисей возвестил здесь сынам Израилевым избавление от тяжкого ига Фараонова.

22 Как свидетельствует историк Евсевий.

23 Около 60 или 51 года по Р. Хр.

24 От 52 до 55 года.

25 Царствовал с 54 г. по 68 г.

26 От 61 г. до 63 г. по Р. Хр.

27 Около 67 года.

28 Современника свв. Апостолов.

29 Горькая трава.

30 Церковный писатель IX в.

31 Александрия названа Фаритийской потому, что к ней присоединен был небольшой город Фарос, где стоял большой высокий столб, на котором по ночам зажигали кораблям, огонь для указания пути в пристань прибывающим по морю.

32 Буйство - безумие, неразумие (Ср.1Кор.1:18-22).

33 Вукул, т.-е. место для кормления волов, от греч. слова - бык.

34 Святой Марк скончался в царствование Нерона, около 68 года по Р. Хр.

35 В 828 году.

36 От Марка святое Евангелие по Уставу Православной Церкви, кроме особенных случаев, читается на лиургиях с 11 до 17 недели по Пятидесятнице, потом с 29 до 34, исключая дни субботные и воскресные, и в субботные и воскресные дни святой четыредесятницы, кроме воскресенья первой седмицы. На иконах Евангелист Марк изображается вместе со львом. Об этом изображении сделано примечание к началу Евангелие Марка. Евангелие его начинается повествованием о явлении Иоанна Крестителя, который своею проповедью о покаянии и приближении Царства Божия огласил пустыню иудейскую, был гласом вопиющего в пустыне и в сем отношении уподобился льву, живущему и рыкающему в пустыне. Александрийские патриархи, справедливо почитающие святого Марка основателем и покровителем своей церкви и первым патриархом александрийским, в своих посланиях преподают благословение сими словами: «да будет благословение Владыки Христа, Пресвятой Богородицы и святого Евангелиста Марка», а на своей печати имеют изображение крылатого льва, держащего Евангелие.

Как известно, святое Евангелие состоит из четырёх книг, авторами которых являются святые евангелисты — Матфей, Марк, Лука и Иоанн. История церкви знает и иные труды, претендующие на обладание Евангельской истиной, но только эти признаны церковью, и считаются каноническими. Прочие называются апокрифами и не признаются. Автором второй из канонических книг является святой апостол Марк — один из семидесяти апостолов. О нём наш рассказ.

Кто такие апостолы

Прежде всего, необходимо дать некоторые пояснения по поводу того, кто такие апостолы, и почему в одних случаях их количество исчисляется двенадцатью, а в других — семьюдесятью. Из Нового Завета нам известно, что Иисус Христос призвал на служение Ему двенадцать человек. Это были самые простые люди, не образованные и тяжёлым трудом добывающие свой хлеб. Вместе с ними он возвещал о скором пришествии Царствия Божия и изгонял бесов. Слово «евангелие» переводится с греческого, как «благая весть». Вот основной задачей этих двенадцати человек - сподвижников Христа - и было нести людям эту благую весть. Именно они и стали именоваться Все они поимённо указаны в Евангелии.

Семьдесят ближайших сподвижников Христа

Но число тех, кому благодатью Божией был ниспослан дар апостольского служения, не ограничивалось двенадцатью. Святой евангелист Лука повествует о том, что Иисус Христос, кроме двенадцати апостолов, о которых шла речь выше, призвал также и других семьдесят верных своих служителей. Их он отправлял по двое в те города и селения, в которые намеревался прийти Сам. Спаситель наделял их многими чудотворными способностями. Свершая добрые дела с их помощью, апостолам было проще вселить веру в сердца простых людей, более склонных воспринимать чудеса, чем слова проповедника.

Вот к числу этих семидесяти апостолов - благовестителей Царствия Божия - и относится евангелист Марк. Их список, который можно увидеть в православном Месяцеслове, составлен в V - VI веках, то есть через пятьсот лет после описываемых событий, и некоторые исследователи склонны допускать вкравшиеся в него неточности. Однако есть среди них имена, не вызывающие сомнений. Это в первую очередь евангелисты Лука и Марк.

Молодой последователь Иисуса

Апостол Марк, именуемый также Иоанном, родился и провёл свою юность в Иерусалиме. Об этом периоде его земной жизни известно крайне мало. Можно только с уверенностью сказать, что будущий евангелист был племянником другого верного последователя христианского учения — святого апостола Варнавы, одного из семидесяти проповедников божественной истины. Из книги «Деяния апостолов» известно, что после Вознесения Господня в доме его матери постоянно собирались для совместных молитв апостолы и их последователи.

Достаточно вспомнить эпизод, когда освобождённый из иродовой тюрьмы святой апостол Пётр направляется в дом матери Марка. Он находит там собрание своих единомышленников. Даже служанка по имени Рода, узнав в ночном госте, стучащем в ворота, ближайшего сподвижника и ученика Христова, не могла сдержать радость и бросилась в дом - сообщить присутствующим о его чудесном избавлении.

В своём Евангелии, написанном им в 62 году в Риме, апостол Марк упоминает о себе лишь анонимно в одном из эпизодов повествования. Принято считать, что именно он был тем юношей, который, завернувшись в плащ, следовал за Иисусом в ночь ареста, и убежал от воинов, пытавшихся его схватить. Именно он, вырвавшись от них и оставив в их руках свою одежду, скрылся нагой во мраке ночи. Очевидно, он нашёл спасение в доме своей матери, который, как мы знаем, примыкал к

Евангельская проповедь на Крите

Известно, что своё служение апостол и евангелист Марк нёс бок о бок с апостолами Петром, Павлом и Варнавой. С Павлом и Варнавой он совершил путешествие на Крит, попутно посетив Селевкии. Проповедуя Евангелие Иисуса Христа, они с востока на запад прошли весь этот остров, обращая в истинную веру многих его жителей. Исполненные Благодати Божией, святые благовестники творили чудеса. Так, например, «Деяния апостолов» рассказывает о том, что апостол Павел, силою дарованной ему свыше, наслал слепоту на лжепророка и волхва Вариисуса, препятствовавшего обращению в новую веру проконсула Сергия Павла.

Путешествие к берегам Нила

Когда по окончании трудов на Крите апостол Марк вернулся в Иерусалим, то вскоре его ждало новое путешествие. Вместе со своим ближайшим наставником — первоапостолом Петром - он отправился в Рим. В «вечном городе» учитель дал ему повеление следовать дальше, в Египет, утопавший в те времена во мраке язычества. Исполняя волю Петра, апостол и евангелист Марк направил свой путь к берегам Нила. Здесь он стал основателем новой церкви, которой суждено было сыграть важную роль в Именно среди знойных пустынь зародилось и получило своё развитие будущее монашество. Здесь, в крайне тяжёлых для выживания условиях, на практике создавалась школа аскетизма.

В своих путешествиях апостол Марк не раз ещё будет возвращаться в Египет. Это произойдёт вскоре, после того как, встретившись в Антиохии с апостолом Павлом, он вместе со своим родным дядей — апостолом Варнавой - посетит Кипр. Во время этого, второго по счёту путешествия на берега Нила Марк вместе с апостолом Петром продолжит начатое им дело и станет основателем христианских общин во многих городах страны.

Основание Вавилонской церкви и путешествие в Рим

Ему принадлежит честь стать одним из основателей Святой Христианской Церкви в древнем Вавилоне, столь часто упоминаемом в Священном Писании. Путешествовавший с ним апостол Пётр направил из Вавилона письмо малоазийским братьям во Христе. Его текст включён в «Послания апостолов». Из него видно, с какой любовью Пётр отзывается о нём как о своём духовном сыне.

Когда из Рима пришла весть о том, что апостол Павел заключён в темницу, и над его жизнью нависла угроза, будущий евангелист находился в Ефесе, где местную церковь возглавлял один из ярких последователей христианского учения — святитель Тимофей. Это произошло в 64 году, в правление императора Нерона. Апостол Марк незамедлительно поспешил в Рим, но ничем не смог помочь Павлу.

Создание христианского училища в Александрии

Видя бесплодность своего дальнейшего пребывания там, он очередной раз отправляется в Египет и в Александрии основывает духовное училище, воспитавшее таких столпов христианства, как Климент Александрийский, святитель Дионисий, Григорий Чудотворец и целый ряд других отцов церкви. Здесь же им было создано одно из выдающихся богослужебных произведений — чин Литургии для христиан Александрии.

Из апостол направляется в глубины Африканского континента. Он проповедует Евангелие жителям Ливии и Нектополя. В период этих странствий в недавно оставленной им Александрии произошли волнения, вызванные активизацией язычества в его борьбе с христианством, и, по повелению Святого Духа, Марк возвращается обратно.

Конец земной жизни апостола Марка

По возвращении в Александрию, он совершает чудесное исцеление местного сапожника, в доме которого поселился. Это становится известно жителям города и привлекает к христианству новых сторонников, а также и возбуждает ярость в язычниках. Они принимают решение убить Апостола Марка. Нечестивцы напали на него во время Богослужения, и избитого бросили в темницу. Когда на другой день обезумевшая топа повлекла его по улицам города, то святой апостол скончался, предав свою душу в руки Божии.

Совершив своё злодеяние, виновники его кончины попытались сжечь тело праведника, но при этом вдруг померк дневной свет, и под раскаты грома город постигло страшное землетрясение. Язычники в ужасе бежали, а христиане города похоронили своего учителя в каменной гробнице. Память этого события отмечается церковью 25 апреля. В этот день по традиции читаются строки Евангелия и Акафист Апостолу Марку.

Почитание святого евангелиста Марка

Закончивший свой земной путь в 63 году, за свои заслуги он стал одним из наиболее почитаемых святых в христианском мире. Величание апостолу Марку совершается четыре раза в год. Кроме упомянутой уже даты 25 апреля, это 27 сентября и 30 октября. Также сюда надо отнести и день, когда поминаются все семьдесят апостолов Христа — 4 января. В дни памяти в храмах читается молитва апостолу Марку. В ней верующие просят святого евангелиста умолить Господа ниспослать им прощение всех прегрешений, отягчающих души и обременяющих совесть.

Апостол Марк — покровитель семьи

В православной традиции апостол Марк — покровитель семейного очага. Поэтому принято в случаях каких-либо раздоров и неурядиц в семье молитвенно обращаться к нему, испрашивая его помощи и заступничества. Следует заметить, что подобные просьбы уместны ко всем четырём евангелистам. По молитвам перед их честными образами каждый из них подаст помощь людям, в чьих семьях наступило охлаждение чувств, и чьи брачные отношения на грани разрыва.

Надо заметить, что почитание христианских святых имеет своей отправной точкой именно культ апостолов. Это не случайно. Сам Спаситель молил о них Бога Отца на Тайной Вечере. К их числу относится и апостол Марк. Икона с его изображением (или фреска), наряду с иконами остальных евангелистов, является непременным атрибутом православного храма.

Каждому из четырёх евангелистов соответствует его символическое изображение, взятое из образов Откровения Матфей изображается в виде ангела, Лука — в виде тельца, Иоанн — орла, а Марк — льва. Лев символизирует энергию, силу и неустрашимость в борьбе за идеалы христианства.

Акафист Апостолу Марку, как и все акафисты, включает в себя, кроме икосов, являющих собой хвалебное возношение святого, ещё и кондаки. В них в соответствующей литературно - поэтической форме содержится описание жизни и заслуг того, кому он посвящён. Это, несомненно, добрая традиция, так как даже людям, не расположенным к чтению житий святых, но оказавшимся в день чтения акафиста в церкви, открываются примеры высокого служения Богу. Одним из таких примеров уже на протяжении почти двух тысячелетий является жизнь святого апостола и евангелиста Марка.

Имена: происхождение и формы

Марк - (от латинского) молоток; (от греческого) личное имя.

Производные : Маркуха, Маркуша, Маркуся, Мася, Мартуся, Туся, Мара, Мака.

Тайна имени oculus.ru

Марк - молот (латинское).
Имя достаточно распространенное.
Зодиак имени : Телец.
Планета : Венера.
Цвет имени : красный.
Камень-талисман : порфирит.
Благоприятное растение : аралия, портулак.
Покровитель имени : як.
Счастливый день : пятница.
Счастливое время года : весна.
Основные черты : эмоциональность, утонченность, эгоцентризм.

ИМЕНИНЫ, СВЯТЫЕ ПОКРОВИТЕЛИ

Марк-Пещерник , преподобный, 11 января (29 декабря). Жил в XI веке, копал пещеры и могилы в Киево-Печерском монастыре, изнурял тело свое ношением тяжелых вериг. Святые мощи его покоятся в Киевских пещерах.
Марк , святой апостол и евангелист, 8 мая (25 апреля). Родился в Иерусалиме, был ближайшим сподвижником апостолов Петра, Павла и Варнавы. Он совершил с ними много путешествий, проповедуя учение Иисуса Христа. Апостол Марк является автором одного из четырех Евангелий. Он написал его в Риме в 62-62 гг. Из Рима святой апостол Марк был послан апостолом Петром для проповеди веры Христовой в Аквилею (северный берег Адриатического моря), а затем в Египет. Там, в Александрии, он основал церковь, в которой был первым епископом. Там же он был схвачен на Пасху, в тех самый момент, когда он совершал богослужение. В тюрьме ему явился Христос, который укрепил его дух перед страданием. Марк умер после того как был волоком протащен по улицам города на веревке, завязанной у него на шее. Внезапные буря и град рассеяли толпу нечестивцев, и христиане смогли забрать тело и похоронить его.

НАРОДНЫЕ ПРИМЕТЫ, ОБЫЧАИ

8 мая на апостола Марка прилетают стаями певчие птицы.
Если пташки в этот день летят на конопляник, будет урожай конопли.
Святого Марка в народе называли ключником, ибо верят, что он владеет ключами от дождей. В этот день молятся о ниспослании сильного дождя.
Если выпадет в мае три дождя добрых, то и хлеба будет на три года полных.
Малый дождь землю грязнит, а большой очищает.

ИМЯ И ХАРАКТЕР

Марик чаще всего единственный ребенок в большой семье с бабушками, дедушками и тетями, балован всеми и всеми любим. Ребенок капризный, упрямый, постоянно требует внимания к своей особе и умеет делать так, что все домашние и гости занимаются только им. Невозможно заставить его довольствоваться только своими игрушками или спокойно увести его из магазина. Чем больше родители настаивают, тем меньшего добиваются. Лучше проявлять терпение и мягкость. Многого можно добиться, апеллируя к его чувствам: показать безразличие к нему или явную обиду. Марик страдает от невнимания к себе и сентиментален.

В школе Марик учится неважно, мучительно переживает успехи одноклассников, но умеет скрыть эти чувства. Также и во взрослой жизни он прячет свой эгоизм под маской вежливости, корректности, добродушною юмора, милой улыбки.

Взрослый Марк практичен и скрытен, обладает повышенным самолюбием. У него трезвый ум, твердый характер, сильная воля. Благодаря этим качествам Марк добивается видимых успехов в жизни.

Обычно Марк получает высшее образование. Интерес к профессии делает его прекрасным специалистом. Если в институте увлечется наукой, может посвятить ей всю свою жизнь. Марк может быть хорошим адвокатом, врачом-стоматологом, невропатологом. Экономика, финансы, бухгалтерское дело также в поле деятельности Марка. Артистичность и музыкальность Марка, тонкое чувство юмора представляют возможным стать артистом, режиссером.

Марк рано приобщается к сексуальным радостям, имеет успех у женщин, но женится нескоро, долго и осмотрительно выбирая жену. Она должна жить его интересами, даже в ущерб своим, должна признавать интеллектуальное превосходство Марка, даже если такового нет. Жена должна быть полностью подчинена мужу. Женщина с ярко выраженной индивидуальностью будет раздражать и угнетать его.

В доме у Марка хорошая библиотека, он коллекционирует антиквариат, поэтому денег на быт у него никогда нет. В жизненном обиходе он непритязателен. Детей любит, но воспитывает в строгости, ограничивая только самым необходимым.

Отчество : Маркович, Марковна.

ИМЯ В ИСТОРИИ И ИСКУССТВЕ

Марк Матвеевич Антокольский (1842-1902) - скульптор, выдающийся мастер 2 половины XIX века.

С тринадцати лет он начал учиться мастерству резчика по дереву, участвовал в работах по оформлению иконостасов деревянной скульптурой.

Уже ранние работы Антокольского в Академии художеств поставили его в ряд лучших учеников, обратили на него внимание критики. За горельефы "Еврей-портной" и "Скупой" он получил серебряные медали. Произведения интересны тщательностью исполнения, точностью передачи натуры, вниманием к жесту, мимике, выявленным характерам изображенных.

На протяжении всей жизни Антокольский работал над статуями, посвященными русским историческим деятелям. Первая из них- "Иван Грозный". Антокольский изобразил трагическую фигуру "мучителя" и "мученика", личность, способную на зло и жестокость, на страдание и раскаяние. Глубокий интерес к постижению психологии, проникновение в тайники души человеческой - новая цель, поставленная мастером перед скульптурой. "Мне хотелось сделать в скульптуре то, что мои товарищи сделали в живописи, именно обратиться к живому источнику души. Скульптура достигла высокой техники, но ею любовались, она ласкала глаз, но не трогала чувство. Мне хотелось, чтобы мрамор заговорил своим сжатым, мощным, лаконичным языком...", - писал Антокольский.

Грозный изображен сидящим в кресле. Рассматривая фигуру со всех сторон, можно увидеть сосредоточенность и задумчивость лица, выражение глубокой усталости, волю и властность. Созданный творческим воображением скульптора Иван Грозный настолько убедителен и достоверен, что не вызывает сомнений - именно таким он и должен быть в действительности.

Марк Матвеевич Антокольский сумел приблизить к нам историю, воссозданные его воображением личности - Петр I, Ермак, Христос, Спиноза, Нестор-летописец - имеют такую силу характерности и жизненность, словно Антокольский был их современником.

Марк Антокольский обладал разносторонним дарованием: работал над статуями и памятниками, портретами и надгробной пластикой. Много сил отдавал общественной деятельности, участвовал в устройстве экспозиций Всемирных Парижских выставок 1878 и 1900 годов.

Публикуется с любезного разрешения проекта "ОКУЛУС" - астропсихология.