Оформление списка литературы. Как правильно оформить список использованных источников Указывать источник информации

Все чаще мне приходится наблюдать картину, когда даже в уважаемых онлайн-изданиях не указывают источник, откуда переведен/перепечатан материал. Меня это задевает, может, из-за обостренного чувства справедливости, может, из-за того, что мои тексты воровали не раз и выдавали за свои…

Накипело, товарищи. Давайте посмотрим, что пишется в законах насчет использования чужих текстов, и разберемся, как использовать НЕ свои материалы так, чтобы потом не отвечать в суде.

Что такое хорошо, что такое плохо

Еще с детства любящие родители рассказывают нам, что воровать – плохо. Но почему-то мы понимаем это только в отношении материальных вещей: мобильника там, или сумки. Что-то эфемерное, то, что нельзя пощупать, воруется часто безнаказанно.

У многих подход к чужой интеллектуальной собственности простой: а на что ты, мил человек, надеялся, выливая текст, картинку, фото в интернет? Выложил в общий доступ – не ной теперь, что все берут и у себя выкладывают. И вообще, докажи, что это твое.

Проблема вот в таком отношении к авторству в нашей стране. Никто не считает зазорным скопировать чужой текст, или перевести и выдать за свою работу, использовать чужие слова и идеи в своих целях (коммерческих или нет – без разницы). И пока отношение к авторам и их правам не поменяется – проблема будет жить. Поверьте, это надолго – хоть как ни печально это осознавать.

Причин для такого бессовестного поведения множество:

Мнимая анонимность в интернете («…кто меня поймает, кто накажет, я ж безликий Анонимус, нас Легион);

Элементарное невежество («…а что, нужно еще на кого-то ссылаться?»);

Неуважение к чужому труду («…да подумаешь там, пару букв написал, тоже мне, автор…»).

Начинают задумываться о «некрасивости» своих поступков только после первого прецедента – когда пользователи укажут на нечестность, или сам автор найдет свой, незаконно используемый, труд.

И то, как показывает практика, совсем немногих это учит.

Что говорится в законе

И это все при том, что авторское право в нашей стране охраняется законом. А именно, авторскому праву и его защите посвящена ч.4 ГК РФ .

Остановимся на интересующих нас моментах – именно использовании результатов чужой интеллектуальной деятельности. В Статье 1229 указано, что:

«Правообладатель может по своему усмотрению разрешать или запрещать другим лицам использование результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации. Отсутствие запрета не считается согласием (разрешением)».

Это значит, что прежде, чем использовать чужой текст, нужно удостовериться, что его автор разрешает это делать, и узнать, по каким условиям. Если на сайте ничего по этому поводу не указано – использовать текст по умолчанию нельзя.

«Другие лица не могут использовать соответствующие результаты интеллектуальной деятельности или средство индивидуализации без согласия правообладателя, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом. Использование результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации (в том числе их использование способами, предусмотренными настоящим Кодексом), если такое использование осуществляется без согласия правообладателя, является незаконным и влечет ответственность, установленную настоящим Кодексом, другими законами…»

То есть, чтобы использовать чужой текст – нужно получить разрешение его автора на это. Нет разрешения – вы нарушаете закон, вас могут привлечь к ответственности.

Что касается цитирования, о нем речь идет в Статье 1274:

1) цитирование в оригинале и в переводе в научных, полемических, критических или информационных целях правомерно обнародованных произведений в объеме, оправданном целью цитирования, включая воспроизведение отрывков из газетных и журнальных статей в форме обзоров печати».

Таким образом, законно использовать чужой текст можно только тремя способами:

Все остальное – незаконно. То есть, приравнивается к воровству.

Дело может решиться и проще – вас попросят удалить материал с сайта. Если вы опубликовали ворованную работу не на своем сайте – автор имеет право пожаловаться администрации, и вас могут забанить.

Так в современном мире на данном этапе решается эта проблема. В любом случае, если выявляется факт воровства чужой работы – для воришки это позор. Разнесут по всем соцсетям, форумам, твиттерам – не скоро отмоетесь.

Как правильно…

В законах нигде не прописаны жесткие правила, как именно нужно оформлять ссылку на источник, как указать автора. Практически это можно сделать в любой форме – главное, чтобы имя автора было видно, а ссылка на оригинал была правильной и работала.

…указать источник перевода

Прежде чем переводить, ознакомьтесь с правилами использования сайта. Многие автора запрещают не только копировать, цитировать, но и переводить свой труд. Если запрещено – значит, запрещено, не трогайте этот материал.

Вы можете увидеть самые разные варианты ссылок на оригинал на сайтах. Одного конкретного стандарта по оформлению нет, важен сам факт – ссылка на источник.

Если вы просто перевели – правильно будет дать ссылку на первоисточник. Кто-то просто пишет слово «Источник» и к нему цепляет ссылку, кто-то пишет название сайта, а ссылку дает на страницу со статьей, но правильней всего - указать название статьи и автора.

Если вы адаптировали чужую статью под наши, российские реалии, т.е., кое-что убрали из оригинала, кое-что от себя добавили, но общая идея осталась – тоже нужно указать на это. Обычно пишут «Адаптация статьи (название статьи ссылкой)».

Кто-то вообще в начале статьи честно пишет – вот, я увидел эту статью, она мне понравилась, перевожу ее для вас. Вот ссылка на оригинал, смотрите. Это тоже правильно.

Если использовали материалы нескольких статей – укажите их все.

Давайте еще посмотрим на примеры известных онлайн-изданий.

Вот как оформляют переводы статей в «Ланч-таймах» на Cossa:

Под заголовком перевода – название оригинала, оформленное ссылкой на первоисточник.

Вот как указан источник перевода на Лайфхакере:

Это отличные примеры – возьмите на вооружение.

… оформить цитату

Для начала нужно разобраться, что такое – цитата, а что – копипаст. Если вы используете отрывок из чужого труда с целью подтвердить свои слова (как я – статьи законов в этом материале) – то это цитата.

Если же вся ваша статья состоит из отрывков произведений других авторов – это плагиат.

Цитаты, как правило, берутся в кавычки, указывается название произведения, автор и страница (если это взято из книги). Если цитата с сайта, из авторской статьи – указывается название статьи, сайта, автор, дается ссылка на статью.

Для цитирования, согласно закону, спрашивать разрешения автора не нужно – в этом мы уже разобрались.

…скопировать текст

Если вам очень понравилась статья, и вы хотите разместить ее у себя, посмотрите, нет ли по этому поводу специальных указаний под самой статьей или в футере сайта. Обычно пишут: «Копирование материалов сайта возможно только с указанием ссылки на первоисточник». Это самая распространенная практика. Т.е. вы можете скопировать статью, а под ней – указать, откуда взяли, с живой ссылкой.

На сайте Roem.ru, к примеру, этот момент прописан в правилах:

Иногда можно встретить сообщение другого характера – «Копирование возможно только с письменного разрешения автора». Если очень уж нужен вам этот материал – пишите автору, просите. Обычно разрешают, тоже со ссылкой на первоисточник и указанием авторства. Я так делала не раз – разрешали всегда. Еще и завела нескольких хороших друзей, знакомство с которыми так и началось – с просьбы использовать их материал:)

Тоже можно написать администрации, если не указано вообще ничего и нигде. Может, люди просто забыли об этом нюансе. Но если найдут потом у вас свою статью – проблем могут создать много. А лучше руководствуйтесь правилом – ничего не сказано, значит, не трогать.

Потому что об этом написано и в законе (статья 1229 ГК РФ): «Отсутствие запрета не является согласием (разрешением)».

Если же указано, что использовать материалы сайта запрещено под любым предлогом – не рискуйте. Оставьте этот сайт в покое, и ничего не берите. Если сильно нужно – тоже попробуйте написать администрации, авось сделают исключение.

Я вообще советовала бы писать во всех случаях. Это хороший тон, а также возможность получить на руки письменное разрешение автора на использование работы. А еще так вы можете завести новое знакомство.

Но, повторюсь, если разрешено использовать, дав ссылку – используйте.

…отрерайтить текст

Рерайт – это отдельная, животрепещущая тема. Рерайтеров относят к низшему звену «печатающих» работников, ниже их – только наборщики текста. Ну что интересного в переписывании чужих мыслей своими словами?

Но в то же время многих заказчиков такое устраивает, и спрос на услуги рерайтеров есть немалый. Вот хочется такой текст, как у конкурента, но чтобы уникальным был – для продвижения нужно.

Вот «благодаря» уникальности отрерайтенного текста доказать, что он был списан именно отсюда, нельзя. И по закону, если честно, притянуть никто никого к ответственности не сможет. Потому что не сможет доказать, что источником выступал именно этот текст, именно на его сайте. Потому что текстов этих, похожих, на одну тему, в интернете пруд пруди. И каждый уникален. И нигде, кроме новостных порталов, вы не увидите источник. Только в новостях еще пишут что-то вроде «Как сообщает ИТАР-ТАСС», со ссылкой.

А рерайт ведь, по своей сути – ничто иное, как безнаказанное воровство чужих мыслей и идей.

Вы знаете, я много постов видела и на зарубежных сайтах, которые как две капли воды похожи друг на друга. Видно, что рерайт, и я знаю, где эта статья была опубликована раньше. Даже блогеры на Медиуме постят рерайт с TNW, Awwwards и других знаменитых порталов. И источник, понятное дело, не указывают.

Но из соображений этики я бы рекомендовала ссылаться на первоисточник. Даже если их несколько, и вы переработали их до неузнаваемости. Не присваивайте себе чужие медали, т.е. чужие мысли. Даже не всегда нужно выносить список в конце статьи. Напишите просто в тексте, что я, мол, читал там и там (со ссылками), что дело обстоит вот так. Вы не покажете себя глупцом – наоборот, человеком, который интересуется делами в отрасли, много читает, развивается. Разбавите своими мыслями и комментариями – и получится хороший, экспертный, профессиональный материал.

Пример. «Th о rnton Sar а h. Club Culturеs: Мusic, Media, and Subculturаl Capital. Wеsleyan Univеrsity Prеss, 1996. – далее вам нужно указать страницы по книге».

Затекстовые ссылки

Затекстовые ссылки показывают источники цитат с отсылкой к списку литературы, но только пронумерованному, который следует располагать в конце труда. Такой тип высылки всегда визуально поделен с текстом. Нужно также указать порядковый номер библиографической записи в затекстовой ссылке. Такая пометка представляется в виде выноски в верхней части линии шрифта, и она делается в квадратных скобках в строчке с текстом произведения.

Пример (в документе). «Изучением данного вопроса занимались такие ученые, как А. И. Пригoжин , Л. Я. Кoлалс , Ю. Н. Фрoлов и многие другие».

25. Пригoжин, А. И. Инноваторы как социальная категория // Методы активизации инновационных процессов. М., 1998. С. 4-12.

26. Колалс, Л. Я. Социальный механизм инновационных процессов. Новосибирск, 1989. 215 с.

Весь перечень затекстовых б/с не относится к списку литературы. Список всех этих ссылок нужно оформлять отдельно.

Как делать ссылки на электронные источники?

В связи с развитием компьютерных технологий электронные публикации стали неотъемной частью библиографических списков и ссылок. В июле 2002 был зарегистрирован в РФ новый ГОСТ 7.82-2001, дающий все нормы и требования для написания электронных изданий, сайтов всемирной сети. Этот ГОСТ показывает, как именно нужно оформлять б/с вплоть до источников локального и удаленного доступа. Это диски, дискеты и заканчивая базами данных.

Согласно этому постановлению теперь есть вот такая очередность библиографического описания:

  • главное заглавие [Совместное обозначение материала]: / сведения об ответственности;
  • информация о публикации / информация, об ответственности, относящиеся к публикации, вспомогательные знания об издании;
  • обозначение вида сайта (объем);
  • характерное обозначение материала и количество физических единиц: прочие физические характеристики; размер + сведения о препроводительном материале;
  • примечание;
  • типовой номер = Основное заглавие: соглашение доступности и стоимость.

Как описывать Интернет-источники?

На сегодняшний день уже не актуально посещать библиотеки, ведь всю необходимую информацию можно найти в интернете, в социальных сетях, на канале «YouTube» и различных сайтах, форумах и блогах. Однако, как оформить такие источники правильно мы сейчас узнаем.

Вовремя описания портала о новостях или особого сайта, который предлагает информацию в виде медиа, следует показать имя сайта и дату издания, а затем гипперссылку в скобках. Когда написанный текст – это интервью, то нрав материала нужно разъяснить в квадратных скобках.

Пример. «Хитров А. (2011) Оптимистический интернет-телеканал «Дoждь» [Беседа с главным редактором телеканала М. Зыгaрем] // Digitаl Icоns. Vol. 6 (http://www.digitalicons.org/issue06/files/2012/01/6.6_Khitrov.pdf)

Если вы описывали ролики из «YouTube», то вам нужно показать наименование ролика, автора, а в квадратных скобках – характер материала и только потом наименования сайта, дату опубликации и гиперссылку.

Пример. «Sl о terdijks Piter . (2007) Theоrie des Fundamentаlismus [видеозапись лекции П. Слотердайка] // YouTube. 28 января (http://www.youtube.com/watch?v=i9BOYVE46Nw&feature=related).

Однако, если нашли источник информации в социальных сетях «Fаcebook» и «Twittеr», «ВКонтакте», то следует показать имя автора, дату опубликации и гиперссылку в скобках, но если запись была взята из «Заметок» сетей, то об этот также нужно указать.

Пример. «Новиков Вадим . (2012) Запись в Facebook: 22 февраля в 15:05 (http://www.facebook.com/profile.php?id=1370590051)».

Именно эти вышеуказанные рекомендации помогут вам оформить правильно и по всем нормам, запросам и ГОСТам библиографическую ссылку и описание всех источников, откуда вы собственно и брали информацию для написания своей работы, документа и научного труда. Соблюдать все предписания нужно в точности, иначе работа не будет соответствовать установленным ГОСТам и государственным требованиям.

Уважаемые преподаватели, аспиранты, соискатели и студенты! В научно-технической библиотеке университета можно получить консультации по составлению библиографических списков к научным работам в соответствии с ГОСТ 7.1-2003. Обращаться в НТБ ауд. 153 а.

Оформление библиографических ссылок (цитат)
(по ГОСТу Р 7.0.5 — 2008 «Библиографическая ссылка»)

  • цитировании;
  • заимствовании положений, формул, таблиц, иллюстраций;
  • необходимости отсылки к другому изданию, где более полно изложен вопрос;
  • анализе опубликованных работ.

Если текст цитируется не по первоисточнику, а по другому изданию или по иному документу, то ссылку следует начинать словами "Цит. по"; "Цит. по кн."; "Цит. по ст.".

При необходимости нужно подчеркнуть, что источник, на который делается ссылка, - лишь один из многих, где подтверждается (высказывается, иллюстрируется) положение основного текста, то в таких случаях используют слова "См., например", "См., в частности".

Дополнительную литературу, которую необходимо показать, представляет ссылка "См. также". Ссылку, приведенную для сравнения, поясняют сокращением "Ср.". Если работа, указанная в ссылке, более подробно освещает затронутый в основном тексте предмет, пишут "Об этом подробнее см.".

на весь источник, например:
Большой интерес среди американцев вызвала статья А. Пауэла "Падая в пропасть" (Powell A Falling for the Gap // Reason. 1999. N. 11, Nov. P. 36-47.), в которой он достаточно подробно изложил суть проблемы информационного неравенства.

ссылка на номер источника в списке использованной литературы и номер страницы, откуда взята цитата, например:
Наиболее удачным, с точки зрения автора, является определение научного коллектива Института развития информационного общества, в котором под "цифровым неравенством" понимается "новый вид социальной дифференциации, вытекающий из разных возможностей использования новейших информационных и телекоммуникационных технологий" (5, с. 43).

Подстрочные ссылки - это ссылки, располагающиеся внизу страницы, под строками основного текста в отчерченном колонтитуле. Для связи подстрочных ссылок с текстом документа используют знак сноски, который приводят в виде цифр (порядковых номеров), звездочек, букв и др. знаков, и располагают на верхней линии шрифта.

При нумерации подстрочных б/с применяют единообразный порядок для всего документа: сквозную нумерацию по всему тексту, в пределах каждой главы, раздела или данной страницы документа.

Только эстетическое измерение, по словам Маркузе, по-прежнему сохраняет свободу выражения, позволяющую писателю и художнику называть людей и вещи своими именами, то есть, давать название тому, что не может быть названо другим способом. «Протест против неясного, скрытого, метафизического характера универсалий техногенного мира, настойчивое требование знакомой и безопасной надежности здравого и научного смысла до сих пор обнаруживают нечто от той первобытной тревоги, которая именно и направляла зафиксированную в письменных источниках философскую мысль в ее эволюции от религии к мифологии и от мифологии к логике, а защищенность и безопасность по-прежнему составляют важнейшую часть интеллектуального багажа человечества».

Затекстовые ссылки - это указание на источники цитат с отсылкой к пронумерованному списку литературы, помещаемому в конце работы. Совокупность затекстовых библиографических ссылок (б/с) (отсылок) оформляется как перечень библиографических записей, помещенных после текста документа или его составной части. Затекстовая ссылка визуально разделена с текстом документа. Порядковый номер библиографической записи в затекстовой ссылке указывают в знаке выноски на верхней линии шрифта или в отсылке, которую приводят в квадратных скобках в строку с текстом документа.

Например: в тексте.

«Изучением данного вопроса занимались такие ученые, как А. И. Пригожин , Л. Я. Колалс , Ю. Н. Фролов и многие другие »

25. Пригожин, А. И. Инноваторы как социальная категория // Методы активизации инновационных процессов. М., 1998. С. 4-12.

26. Колалс, Л. Я. Социальный механизм инновационных процессов. Новосибирск, 1989. 215с.

Например: в тексте:

10. Бердяев, Н. А. Смысл истории. М. : Мысль, 1990. 175 с.

в тексте:

[Бахтин, 2003, с. 18]

Бахтин, М. М. Формальный метод в литературоведении: критическое введение в социальную поэтику. М. : Лабиринт, 2003. 192с.

Необходимо знать, что совокупность затекстовых библиографических ссылок не является библиографическим списком литературы, как правило, помещаемом после текста документа. Список литературы является самостоятельным справочным аппаратом. Перечень затекстовых ссылок составляется отдельно.

Как видно из исследований последних лет (12; 34; 52. С.14-19; 64. С. 21-23).

Если возникает необходимость сослаться на мнение, разделяемое рядом авторов, либо аргументируемое в нескольких работах одного и того же автора, то следует отметить все порядковые номера источников, которые разделяются точкой с запятой. Например:

1. Текст цитаты заключается в кавычки и приводится в той грамматической форме, в какой он дан в источнике, с сохранением особенностей авторского написания.

2. Цитирование должно быть полным, без произвольного сокращения цитируемого текста и без искажений мысли автора. Пропуск слов, предложений, абзацев при цитировании допускается без искажения цитируемого текста и обозначается многоточием. Оно ставится в любом месте цитаты (в начале, в середине, в конце). Если перед опущенным текстом или за ним стоял знак препинания, то он не сохраняется.

3. При цитировании каждая цитата должна сопровождаться ссылкой на источник.

4. При непрямом цитировании (при пересказе, при изложении мыслей других авторов своими словами), что дает значительную экономию текста, следует быть предельно точным в изложении мыслей автора и корректным при оценке излагаемого, давать соответствующие ссылки на источник. Однако, таким цитированием злоупотреблять не следует.

5. Цитирование не должно быть ни избыточным, ни недостаточным, так как и то и другое снижает уровень научной работы.

7. Если автор научной работы, приводя цитату, выделяет в ней некоторые слова, он должен это специально оговорить, т. е. после поясняющего текста ставится точка, затем указываются инициалы автора научной работы, а весь текст заключается в круглые скобки.

Вариантами таких оговорок являются следующие: (разрядка наша. - А. А.); (подчеркнуто мною. - А. А.); (курсив наш. - А.А.).

При оформлении цитат следует знать правила, связанные с написанием прописных и строчных букв, а также с употреблением знаков препинания в цитируемых текстах.

Если цитата полностью воспроизводит предложение цитируемого текста, то она начинается с прописной буквы во всех случаях, кроме одного - когда эта цитата представляет собой часть предложения автора работы.

Если цитата воспроизводит только часть предложения цитируемого текста, то после открывающих кавычек ставят отточие. Здесь возможны два варианта оформления цитат. Первый вариант: цитата начинается с прописной буквы, если цитируемый текст идет после точки, например:

Серж Тубиана отмечал: "Делёз был подлинным синефилом. В строгом смысле этого слова… Он раньше и лучше нас понял, что в каком-то смысле само общество - это кино".

Второй вариант: цитата начинается со строчной буквы, если цитата вводится в середину авторского предложения не полностью (опущены первые слова), например:

При посещении Президентской библиотеки Дмитрий Анатольевич Медведев потребовал "…скорость входа на сайт библиотеки должна быть налажена так, чтобы даже читатель с Камчатки мог мгновенно получить доступ, а не ждать часами".

Строчная буква ставится и в том случае, когда цитата органически входит в состав предложения, независимо от того, как она начиналась в источнике, например:

Делёз приписывал кино необычайно высокий теоретический статус, говоря, что "поскольку философия после своей смерти разлита по всему пространству культуры, то почему бы не найти ее в кино?"

Ссылки в тексте на номер рисунка, таблицы, страницы, главы пишут сокращенно и без значка "№", например: рис. 3, табл. 1, с. 34, гл. 2. Если указанные слова не сопровождаются порядковым номером, то их следует писать в тексте полностью, без сокращений, например: "из рисунка видно, что...", "таблица показывает, что..." и т. д.

Знак ссылки, если примечание относится к отдельному слову, должен стоять непосредственно у этого слова, если же оно относится к предложению (или группе предложений), то - в конце. По отношению к знакам препинания знак сноски ставится перед ними (за исключением вопросительного и восклицательного знаков и многоточия).

Оформление результатов учебной и научной работы

Оформление результатов учебной и научной работы (реферат, курсовая работа, дипломная работа, научная статья, доклад, диссертация) является одним из важнейших этапов научно-исследовательской и творческой работы. Данный этап работы (оформление библиографической части рукописи) включает:

использование цитат и ссылок;

оформление списка литературы;

библиографическое описание документов в этом списке.

Работа с рукописью основывается на нормативно-регламентирующих документах (ГОСТах), которые определяют формальные требования к научной рукописи и техническому документу. Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу (СИБИД) — это система общетехнических и организационно-методических доку­ментов. Все стандарты, разрабатываемые в области информации, библиотечного дела, библиографической деятельности и издательского дела объединены под общим заголовком «Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу».

Для оформления первичных документов используются:

ГОСТ 7.32-2001.Отчет о научно-исследовательской работе. Структура и правила оформления.

Кроме общих требования к научным рукописям существуют специальные требования к определенным видам документов. Эти стандартные документы объединены в серии — Единая серия конструкторской документации (ЕСКД) и Единая серия технологической документации (ЕСТД).

ЕСКД представлена (в том числе) следующими стандартами:

ГОСТ 2.104-68 ЕСКД. Основные подписи.

ГОСТ 2.105-95 ЕСКД. Общие требования к текстовым документам.

ГОСТ 2.106-96 ЕСКД. Текстовые документы.

ГОСТ 2.109-73 ЕСКД. Основные требования к чертежам.

ГОСТ 2.702-75 ЕСКД.Правила выполнения электрических схем.

ГОСТ 2.721-74 ЕСКД. Обозначения условные графические в схемах. Обозначения общего применения.

ЕСТД включает:

ГОСТ 3.1001-81 (Ст. СЭВ 875-78) ЕСТД. Общие положения.

ГОСТ 3.1102-81 (Ст. СЭВ 1799-79) ЕСТД. Стадии разработки и виды документов.

Оформление вторичных документов опирается на:

ГОСТ 7.9-95 (ИСО 214-76). Реферат и аннотация. Общие требования.

ГОСТ 7.1-2003. Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления.

ГОСТ 7.82-2001. Библиографическая запись. Библиографическое описание электронных ресурсов: Общие требования и правила составления.

ГОСТ Р 7.0.12-2011. Библиографическая запись. Сокращение слов и словосочетаний на русском языке. Общие требования и правила.

Оформление списка литературы

Список литературы — органическая часть любой научной работы. Список включает в себя цитируемые в данной работе, просмотренные произведения, архивный материал, имеющий отношение к теме. Варианты расположения литературы в списке:

  • алфавитное;
  • по типам документов;
  • систематическое;
  • по мере использования (по главам и разделам);
  • хронологическое и др.

Расположение материала в списках либо определяется автором, либо автор согласовывает его с правилами, принятыми в данной организации, журнале, совете по защите диссертаций и т. д. В любом случае внутри разделов сведения об источниках располагаются в алфавите библиографического описания (автор или заглавие).

Алфавитное расположение источников означает, что выдерживается строгий словный алфавит заголовков библиографического описания (авторов или заглавий). Этот способ расположения записей аналогичен расположению карточек в алфавитном каталоге библиотек. Отдельно выстраивается алфавитный ряд на кириллице (русский язык, болгарский и т. п.) и ряд на языках с латинским написанием букв (английский, французский, немецкий и т. п.).

При расположении по типам документов материал в списке литера­туры располагается сначала по типам изданий: книги, статьи, официальные документы, стандарты и т. д.

Систематической расположение означает деление списка на разделе в соответствии с системой науки или отрасли. В этом случае за основу можно брать известные системы классификаций, например библиотечные. В этом случае список напоминает разделы систематического каталога библиотеки.

Расположение по мере использования (по главам и разделам). Простая структура такого списка неудобна в связи с тем, что в нем трудно ориентироваться и искать нужный источник. Такой способ чаще всего применяют в небольших статьях (докладах), где список использованных источников небольшой. Если структура такого списка усложняется тем, что выделяются отдельные подсписки к разделам, или главам, то искать нужную публикацию в списке проще. Чаще всего такой способ применяется в крупных научных изданиях — монографиях. При этом есть определенное неудобство, которое заключается в том, что один и тот же источник, используемый в нескольких разделах, будет включен в список несколько раз.

Хронологическое расположение материала используется чаще всего в работах исторического характера, где важно показать периоды и обратить внимание на то, в какое время был опубликован тот или иной источник.

Расположение материала диктуется видами изданий, описание на которые включены в список литературы (например, если в списке стандартные документы, то удобнее располагать их по мере возрастания номеров — в номерном порядке и т. д.). Основой списка источников (литературы) является библиографическое описание издания, которое и позволяет выстроить список в той или иной логике.

Сокращение слов и словосочетаний

С 1 сентября 2012 года введен в действие ГОСТ Р 7.0.12-2011 «Библиографическая запись. Сокращение слов и словосочетаний на русском языке. Общие требования и правила». Он разработан взамен ГОСТ 7.12 - 93 с аналогичным названием. Данный стандарт регламентирует применение сокращений в записях на все виды документов и определяет новые условия использования сокращений слов в элементах библиографического описания.

Данный стандарт разработан с целью установления основных правил сокращения слов на русском языке в библиографических записях на все виды документов. Он определяет правила сокращения часто встречающихся в библиографической записи слов, устанавливает единый способ сокращения слов при различных вариантах прочтения его сокращения. Новые варианты сокращений отдельных слов и словосочетаний на русском языке разработаны в соответствии с современной практикой ведущих библиотек страны.

Стандарт распространяется на библиографические записи и библиографические ссылки, подготавливаемые библиотеками, центрами государственной библиографии, органами научно-технической информации, издателями и книготорговыми организациями.

Одним из нововведений ГОСТа является ограничение на использование сокращений:

1.не сокращают слова или словосочетания, если при расшифровке сокращения возможно различное понимание текста библиографической записи

2.не сокращают слова и словосочетания, входящие в состав основного, параллельного, другого и альтернативного заглавия

3.не сокращают слова и словосочетания, входящие в состав сведений, относящихся к заглавию, обозначающие название издателя при подготовке библиографических записей для изданий государственной библиографии, каталогов и картотек, макета аннотированной карточки.

Например:

Иконникова, Г. И. История философии XIX-начала XX века: учебное пособие для вузов нефилософских специальностей / Г. И. Иконникова, Н. И. Иконникова. — Москва: Вузовский учебник: ИНФРА-М, 2011. —303, ; 22 см. — Библиогр. в конце гл. —1000 экз. —ISBN 978-59558-0201-5 (Вуз. учеб.) (в пер.). —ISBN 978-5-16-004820-8 (ИНФРА-М).

Исключение из данного правила - разрешается сокращать слова и словосочетания в сведениях, относящихся к заглавию при составлении библиографической записи для списков литературы, в библиографических пособиях, не относящихся к государственным библиографическим указателям, для библиографических ссылок.

Новым в ГОСТе является и сокращение обозначения места издания, которое теперь рекомендовано сокращать только для библиографических ссылок (Москва — М.; Санкт —Петербург —СПб. и т.д.).

ПРИМЕРЫ БИБЛИОГРАФИЧЕСКОГО ОПИСАНИЯ

Новикова, А. М. Универсальный экономический словарь / А. М. Новикова, Н. Е. Новиков, К. А. Погосов.- Москва: Экономика, 1995. - 135 с.

Религии мира: пособиедляпреподавателей / Я. Н. Шапов [и др]. - Санкт-Петербург: Питер, 1996. - 496 с.

Сборник задач по физике: учеб. пособие для вузов / под ред. С. М. Павлова. - 2-е изд., доп.- Москва: Высшая школа, 1995. - 347 с.

Многотомные издания.

Издание в целом.

Книгаокнигах: библиографическоепособие: в 3 т. - Москва: Книга, 1990.

Отдельный том.

Книга о книгах: библиографическое пособие: в 3 т. - Москва: Книга, 1990. - Т. 1. - 407с.

Учебно-методическое пособие

Водоснабжение и водоотведение жилых и общественных зданий: пример расчета: учеб.-метод. пособие к вып. курс. проекта для студ. спец. 290700 / Г. Ф. Богатов. - Калининград: Изд-во КГТУ,1997. - 40 с.

Сетевые ресурсы

Исследовано в России [Электронный ресурс]: многопредмет. науч. журн. / Моск. физ.-техн. ин-т. - Режим доступа: http: // zhurnal.mipt.rssi.ru.

ОПИСАНИЕ СОСТАВНОЙ ЧАСТИ ДОКУМЕНТА.

Статьяиз книги.

Ткач, М. М. Технологическая подготовка гибких производственных систем / М. М. Ткач // Гибкие автоматизированные производственные системы / под ред. Л. С. Ямпольского. - Киев, 1995. - С. 42-78.

Статья из журнала.

Вольберг, Д. Б. Основные тенденции в развитии энергетики мира / Д. Б. Вольберг// Теплоэнергетика. - 1996. - № 5. - С. 5-12.

Статья из газеты.

Будиловский, Г. Здоровье человека - основа политики / Г. Будиловский //Калининградская правда. - 1997. - 28 янв. - С. 8.

Статья из сборника трудов.

Минько, А. А. Методика определения уплотняющего усилия в торцовых прецизионных разъемах ТНВД / А. А. Минько // Эксплуатация судовых энергетических установок, систем и оборудование сельскохозяйственного производства: сб. науч. тр. / КГТУ. - Калининград: Изд-во КГТУ, 1994. - С. 57-61.

Иногда приходится заимствовать иллюстративные материалы к своим статьям из интернета, при этом довольно трудно определить, кто владеет авторскими правами на такой материал. Как поступить в таком случае? Обязательно ли нужно ли перечислять все источники иллюстраций?
В соответствии с законодательством Российской Федерации, при заимствовании обязательно нужно указать автора произведения и источник заимствования. Однако, если невозможно установить автора, то ссылку на источник все равно обязательно нужно сделать. При это можно указать следующее:
Источник заимствования — ресурсы мировой Сети.
Также возможен вариант обобщенной ссылки:
Иллюстративный материал заимствован из общедоступных ресурсов интернета, не содержащих указаний на авторов этих материалов и каких-либо ограничений для их заимствования.
Ниже мы приводим полный текст разъяснения Виктора Николаевича Монахова — Советника юстиции 1 класса, профессора кафедры ЮНЕСКО по авторскому и другим правам интеллектуальной собственности, главного специалиста Научного центра развития библиотечно-информационного дела ЦУНБ им. Н.А. Некрасова, старшего научного сотрудника Института государства и права Российской академии наук.

“Уважаемый Виктор Николаевич!
Обращаюсь к Вам с просьбой проконсультировать. Суть дела: я готовлю к изданию два крупных учебника. Значительную часть этих изданий, адресованных учащимся общеобразовательной школы, составляет иллюстративный материал (схемы, фото, иллюстрации и т.п.), найденный в Интернете.
Вопрос : как правильно оформить факт заимствования многочисленных иллюстративных ресурсов Интернета?
Разумеется, мне хорошо известен аппарат цитирования и ссылок на электронные ресурсы. Все ясно, если речь идет о 5-10 ссылках на электронные ресурсы. Но как быть, если иллюстрируются 150-200 терминов и понятий? Ссылаться на каждый ресурс, с которого взята картинка, т.е. давать 150-200 ссылок? Причем, не факт, что она (картинка), в свою очередь, не заимствована еще откуда-то. И как я установлю, кто именно есть законный правообладатель этой картинки, если информация на сайтах Интернета многократно дублируется, копируется, а также имеет свойство исчезать?
В попытке прояснить этот вопрос у издателей, я получила ответ, что раз речь идет об образовательных целях – учебных изданиях, то беспокоиться не следует. Но я, все же, беспокоюсь, поэтому и прошу Вас дать совет.
С уважением- Н.И. Гендина”

Ответ:

Уважаемая Наталья Ивановна!
Cпасибо большое за Ваш вопрос, он безусловно носит общий (т.е. пригодный и полезный не только в рамках Вашей конкретной ситуации) характер и, соответственно, четко вписывается в заявленную миссию нашего блога. Дополнительную актуальность и значимость Вашей заботе о юридической чистоте оформления факта заимствования Вами многочисленных иллюстративных ресурсов Интернета придает то обстоятельство, что издания, для которых Вы используете эти заимствования, предназначены для школьников, носят учебный, образовательный характер.
Ведь если мы с Вами именно в такого рода образовательных, учебных изданиях, не будем давать пример тем, кто идет в след за нами, в том числе и пример уважительного, цивилизованного отношения к авторско-правовым аспектам информационной культуры, то ожидать положительных изменений на этом направлении ее развития, прежде всего, в смысле формирования уважения у нашей молодежи к авторским правам других, вряд ли имеет смысл.
Итак, по порядку. Вначале, стоит сказать, что с 1 января 2009 г. у нас в стране действует ГОСТ Р 7.0.5-2008. «Библиографическая ссылка. Общие требования и правила составления». Однако в этом документе не содержится – и Вы правильно это отмечаете – ответа на поставленный Вами вопрос. Данный ГОСТ закрепляет лишь самые общие требования и правила составления библиографических ссылок. Ваш же случай специфический. Он вытекает из необходимости выполнения каждым автором требований подпункта 2 пункта 1 статьи 1274 IV части ГК РФ, связавших возможность свободного (в том смысле, что при этом не требуется получения согласия автора или иного обладателя исключительного права на произведение и выплаты ему вознаграждения) использования правомерно обнародованных произведений (в том числе и размещенных в интернете) и отрывков из них в качестве иллюстраций в изданиях… учебного характера в объеме, оправданном поставленной целью, с обязательной необходимостью указания имени автора, произведение которого используется , и источника заимствования .
Автора , как я понял, Вы указать отнюдь не всегда можете, поскольку те интернет-ресурсы, которые Вы используете для получения нужных Вам иллюстративных материалов такого рода сведений не содержат.
Источник заимствования (в обобщенном виде) ресурсы мировой Сети.
В такого рода обстоятельствах «времени и места» Ваша задача предоставить в своих учебных изданиях возможную и достаточную информацию о своих источниках заимствования и их авторском составе.
Возможный вариант такого рода «коллективной» ссылки на многочисленные (измеряемые сотнями!) иллюстративные материалы, размещенные в свободном доступе на различных ресурсах интернета мог бы выглядеть следующим образом
«Иллюстративный материал заимствован из общедоступных ресурсов интернета, не содержащих указаний на авторов этих материалов и каких-либо ограничений для их заимствования»

Основные правила составления и оформления списка использованной литературы и других источников, а также ссылок и сносок

Составление списка

Список использованных источников обязателен для любой самостоятельной письменной работы, кроме сочинения. Помещается он всегда в конце работы после основного текста. В качестве заглавия используются такие варианты: «Список литературы», «Список использованных источников», «Литература», «Библиографический список» и т.п.

В список обычно включают от 3 до 7 источников. В зависимости от объёма письменной работы их может быть и больше.

Наиболее часто употребляемая последовательность расположения:
В начале списка располагаются (если есть) законы, указы, законодательные акты (в алфавитном порядке).
Дальше – остальные печатные источники в алфавитном порядке по фамилии автора или названия (если автор не указан).
В конце списка - электронные ресурсы (также в алфавитном порядке).

Независимо от компоновки использованных источников, нумерация сплошная (от первого до последнего названия). Перед фамилией автора или названием источника ставится порядковый номер арабскими цифрами с точкой, затем через пробел – начало записи.

1.
2.
3.
и т. д.

Источники информации располагаются в строгом алфавите, т.е. при составлении списка нужно ориентироваться не только на начальную букву, но и на последующие.

Например:

1. Волгин
2. Волков

Например:

1. Толстой А. Н.
2. Толстой Л. Н.

Например:

1. Мостаев Л. В. Две горы
2. Мостаев Л. В. Небо высоко

Составление библиографического описания документа


Во время подготовки к письменной работе (при поиске материала) записывайте сведения о каждом источнике, который вам понадобился. Почти все сведения о книге находятся на титульном листе или на обороте титульного листа.
Если в процессе изучения отобранной литературы для письменной работы вы делали описания источников, то вам останется только расположить эти сведения в определённом порядке.
Как же составить библиографическую запись для списка использованных источников?
Библиографическая запись имеет много тонкостей. Для списка литературы используется краткое библиографическое описание, поэтому достаточно усвоить некоторые основные правила.

Основная схема описания книги:
Фамилия и инициалы автора. Название произведения (без кавычек) : (двоеточие) Сведения, относящиеся к названию (если есть) / (косая черта) повторяются инициалы и фамилия автора (авторов или составителей). – (точка и тире) сведения об издании (номер, дополнения и т.д.). – (точка и тире) Место издания (город, где была издана книга). : (точка и двоеточие) Название издательства (без кавычек), (запятая) год издания (без буквы «г»). – общее количество страниц или номера страниц, если использовалась часть книги.

Знаки предписанной пунктуации (основные):


. - точка и тире
. точка
, запятая
: двоеточие
; точка с запятой
/ косая черта
// две косые черты
() круглые скобки
квадратные скобки

До и после предписанных знаков пунктуации (но не грамматических!), ставится пробел. Исключение - . (точка) и, (запятая) – пробел оставляют только после них.
Сокращения применяются осторожно, только общепринятые и не в основных сведениях.
Нельзя сокращать название книги.
Место издания пишется сокращённо только когда это Москва (М.) или Петербург (СПб.), с точкой после записи. Все остальные – ПОЛНОСТЬЮ.
В начале описания делается отступ, как говорится, «с красной строки».

Пример 2-х вариантов записи:
Колесникова, Н. И. От конспекта к диссертации: учебное пособие по развитию навыков письменной речи / Н. И. Колесникова. – М. : Флинта, 2002 . – 288 с.

Колесникова, Н. И. От конспекта к диссертации: учебное пособие по развитию навыков письменной речи / Н. И. Колесникова. – М. , 2002 . – 288 с.

Для списка литературы название издательства в описание можно не включать.
При этом список должен быть единообразным. Например, если вы решите не писать название издательства, то надо этому следовать в описаниях всех источников.
В конце каждого описания источника ставится точка.

Если авторов больше трёх, описание делается под заглавием, а за косой чертой приводятся фамилии авторов в таком порядке:
В книге четырёх авторов за косой чертой / могут быть указаны все авторы или только первый с пометкой в квадратных скобках [и др.]
В книге пяти и более авторов могут быть приведены один или три автора с пометкой в квадратных скобках [и др.]

Пример описания книги четырёх авторов:
Формирование информационной культуры личности в библиотеках и информационных учреждениях: учебно-методическое пособие / Н. И. Гендина [и др.] . – 2-е изд., перераб. – М. : Школьная библиотека, 2003. – 296 с.

Если известен только составитель или редактор:
Сведения о редакторах и составителях чаще всего находятся на обороте титульного листа. Если у книги есть только составитель или редактор, то описание делается на заглавие и за косой чертой / пишется: / ред. Ю. А. Иванов или / сост. О. М. Петров.

Пример описания книги под составителем:
Я познаю мир. Литература: энциклопедия / авт.-сост. Н. В. Чудакова; худож. Е. В. Гальдяева. – М., 2007. – 382 с.

Сведения о других людях, причастных к изданию:
Если есть другие сведения о людях, причастных к изданию, которые важны для вашей работы (переводчик, художник), то они записываются после фамилий авторов и составителей, а сведения о них разделяются точкой с запятой (;). Например: /сост. Ж.-Б. Готье; пер. с франц. Р. Б. Сашиной; худож. С. В. Дуганов.

При описании части источника (например, из сборника разных авторов) используется другая схема описания:


Общая схема описания составной части:
Сведения о составной части издания // Сведения об издании в котором помещена составная часть. – страницы, на которых помещена составная часть

Примеры описания составной части книги:
Богданов, А. Между стеной и бездной: Леонид Андреев и его творчество / А. Богданов; вступ. ст. // Андреев Л. Н. Собрание сочинений: в 6 т. Т. 1. – М. , 1990. – С. 5-40.

Сахаров, В. Возвращение замечательной книги: заметки о романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» / В. Сахаров // За строкой учебника: сборник статей. – М. , 1989. – С. 216-229.

При описании статьи из журнала или газеты используется общая схема описания составной части, в которую включают некоторые специфические элементы:

Схема описания статьи из журнала (газеты):
Автор. Заглавие // Название журнала (или газеты) . – Год выхода (год выпуска газеты) . - № журнала (дата выпуска или № газеты) . – Страницы, на которых помещена публикуемая статья.

Примеры описания статьи из журнала и статьи из газеты:
Затула, В. Чему учит музыка // Абитуриент. – 2010 . - № 12 . – С. 22-24.

Данилова, М. Школьники всех приучат к порядку // Советская Сибирь. – 2011 . – 27 октября. - С. 7.

Кроме печатных источников при подготовке письменной работы используются и другие источники информации (электронные оптические диски, базы данных из Интернета, порталы, сайты, веб-страницы и т.д.), которые получили название «электронные ресурсы»:

Пример описания электронного ресурса локального доступа (электронные оптические диски):
Этикет [Электронный ресурс] : энциклопедия. – Сергиев Посад, 2006 . – 1 CD-ROM.

При описании источников из Интернета записывают также электронный адрес документа и дату обращения к сетевому ресурсу.

Примеры описания удалённых электронных ресурсов (из Интернета):
Википедия – свободная энциклопедия [Электронный ресурс]. - http://wikipedia.org . - (дата обращения: 14.11.2011).

При наборе Интернет-адрес зачастую становится ссылкой (цветной шрифт и подчёркивание). Чтобы изменить цвет и убрать подчёркивание, наведите курсор на адрес, нажмите правую кнопку мышки, щёлкните «Удалить гиперссылку».

Школьный мир: энциклопедии [Электронный ресурс] . -http://school.holm.ru/enciclopedia . - (дата обращения: 14.11.2011).

Правила оформления ссылок
В тексте любой письменной работы цитата заключается в кавычки и делается ссылка на источник. Важно: в ссылках и сносках при описании источника. – (точку и тире) заменяют. (точкой)

Существуют три распространённых варианта . В начале работы вам необходимо определиться, каким вариантом ссылок вы будете пользоваться, чтобы ваша письменная работа была выполнена в единой манере.

    После цитаты в квадратных скобках указывается номер книги из списка использованной литературы, помещённого в конце работы и страница, с которой взяты слова автора.
    Пример: «Информацией насыщено всё вокруг нас и мы сами. » где 2 – порядковый номер цитируемого произведения в списке, а 18 – страница, на которой расположена цитата в источнике.

    Сведения об источнике приводятся сразу после цитаты в круглых скобках.
    Пример: «Но человек изобрёл специальные средства фиксации и передачи особо значимой информации» (Голубева, Е. И. О работе с книгой: подсказки для старшеклассников. М., 2004. С. 18).

    Приводимым цитатам присваиваются порядковые номера, и в конце страницы под чертой указываются соответствующие источники.

Пример: «…Никому не помешает ни осмысление своего собственного читательского опыта, ни знакомство с обобщённым опытом других людей»
При оформлении этого варианта на компьютере (в Microsoft Word):
В конце цитаты, после кавычек ставите курсор. Далее входите в меню «вставка», выбираете «ссылка», далее «сноска», выбираете из предложенного (обычно уже выбрано типовое) и мышкой на «вставить» или нажимаете клавишу Enter.

Все эти правила призваны выполнять одну очень важную функцию – как можно более чётко идентифицировать первичные источники, которыми пользовался автор при написании своей письменной работы.

Если вы выполните все рекомендации правильно, то в результате у вас получится грамотно оформленный цитатами интеллектуальный продукт, а также пронумерованный, составленный по алфавиту сначала печатных, а потом электронных источников, список. Пример списка перед вами. Это источники, которые послужили основой написания данного материала.

Список использованных источников:

    ГОСТ 7.1-2003. Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления. – введ. 2004-07-01. – М. : ИПК. Издательство стандартов, 2004 . – 48 с.

    Голубева, Е. И. О работе с книгой: подсказки для старшеклассников / Е. И. Голубева. – М. : РГДБ, 2004. – 24 с.

    Коптяева, Е. И. Откуда дровишки? : библиотечный урок «Некоторые правила составления списка использованной литературы и оформления ссылок, сносок к реферату» // Библиотека в школе. – 2007 . - № 16 . – С. 32-34.

    Савина, И. А. Методика библиографического описания: практическое пособие. – М. : Либерия-Бибинформ, 2007. – 144 с.

    Повышаем информационную культуру // Библиотека МОУ «ООСШ № 2» п. Октябрьский [Электронный ресурс] . - http:// schoolbiblio.ucoz.ru /forum/. – (дата обращения: 17.11.2011).