Онр и другие. Общее недоразвитие речи (ОНР) - причины, симптомы, диагностика и лечение. Логопедическое обследование при ОНР

Общее недоразвитие речи (ОНР) – это отклонение в развитии детей, которое проявляется в несформированности звуковой и смысловой сторон речи. При этом наблюдается недоразвитие лексико-грамматических и фонетико-фонематических процессов, отсутствует связное произношение. ОНР у детей дошкольного возраста встречается чаще (40% от всего количества), чем другие речевые патологии. К общему недоразвитию речи стоит отнестись очень серьезно, так как без коррекции оно чревато такими последствиями, как дисграфия и дислексия (различные нарушения письма).

К симптомам ОНР у ребенка нужно отнестись со всей серьезностью, поскольку оно может повлечь за собой целый комплекс проблем

  • 1 уровень ОНР – полное отсутствие связной речи.
  • 2 уровень ОНР – у ребенка наблюдаются начальные элементы общеупотребительной речи, однако словарный запас очень скудный, ребенок допускает множество ошибок в употреблении слов.
  • 3 уровень ОНР – ребенок может выстраивать предложения, но звуковая и смысловая стороны еще недостаточно развиты.
  • 4 уровень ОНР – ребенок разговаривает хорошо, допуская лишь некоторые недочеты в произношении и построении фраз.

У детей с общим недоразвитием речи чаще всего выявляются патологии, полученные еще во внутриутробном развитии, либо во время родов: гипоксия, асфиксия, травмы при родах, резус-конфликт. В раннем детстве недоразвитие речи может быть следствием черепно-мозговых травм, часто возникающих инфекций, каких-либо заболеваний в хронической форме.



ОНР диагностируется к 3-м годам, хотя “предпосылки” недоразвития речи могут формироваться даже на этапе беременности и родов

Когда у малыша общее недоразвитие речи любой степени, разговаривать он начинает довольно поздно – в 3 года, некоторые – только к 5 годам. Даже когда ребенок начинает выговаривать первые слова, многие звуки он произносит нечетко, слова имеют неправильную форму, говорит он невнятно, и его с трудом понимают даже близкие люди (см. также: ). Связной такую речь назвать нельзя. Поскольку формирование произношения происходит неправильно, это отрицательно сказывается на других аспектах развития – памяти, внимании, мыслительных процессах, познавательной деятельности и даже координации движений.

Недоразвитие речи корректируется после определения уровня. От его характеристики и диагноза напрямую зависит, какие меры понадобится предпринимать. Теперь приведем более подробную характеристику каждого уровня.

1 уровень ОНР

Дети 1 уровня ОНР не умеют формировать фразы и строить предложения:

  • Они пользуются очень ограниченным запасом слов, причем основную часть такого лексикона составляют лишь отдельные звуки и звукоподражающие слова, а также несколько самых простых, часто слышимых слов.
  • Предложения, которые они могут использовать, состоят из одного слова, а большинство слов являются лепетными, как у младенца.
  • Свой разговор они сопровождают мимикой и жестикуляцией, понятными только в данной ситуации.
  • Значения многих слов такие дети не понимают, часто переставляют слоги в словах и вместо полного слова произносят только его часть, состоящую из 1-2 слогов.
  • Звуки ребенок произносит очень нечетко и невнятно, а какие-то из них вообще не способен воспроизвести. Трудными для него являются и другие процессы, связанные с работой со звуками: различать звуки и выделять отдельные из них, соединять их в слово, узнавать звуки в словах.


Программа по развитию речи для первой ступени ОНР должна включать в себя комплексный подход, направленный на развитие речевых центров мозга

При 1 уровне ОНР у ребенка прежде всего необходимо развивать понимание того, что он слышит. Не менее важно стимулировать навыки и стремление самостоятельно выстраивать монолог и диалог, а также развивать другие умственные процессы, которые напрямую связаны с речевой активностью (память, логическое мышление, внимание, наблюдательность). Правильное звуковое произношение на этом этапе не так важно, как грамматика, то есть построение слов, словоформ, окончаний, употребление предлогов.

2 уровень ОНР

На 2 уровне ОНР у детей, помимо несвязного речевого лепета и жестикуляции, уже проявляется способность строить из 2-3 слов простые предложения, хотя смысл их примитивен и выражает, чаще всего, только описание предмета или действие.

  • Многие слова заменяются синонимами, так как ребенок плохо определяет их значение.
  • Он испытывает определенные трудности и с грамматикой – неправильно произносит окончания, неуместно вставляет предлоги, плохо согласовывает слова между собой, путает единственное и множественное число, допускает другие грамматические ошибки.
  • Звуки ребенок по-прежнему произносит нечетко, искажает, смешивает, заменяет одни другими. Различать отдельные звуки и определять звуковой состав слова ребенок еще практически не умеет, так же как и соединять их в целые слова.

Особенности коррекционной работы при 2 уровне ОНР заключаются в развитии речевой активности и осмысленном восприятии услышанного. Большое внимание уделяется правилам грамматики и лексики – пополнению словарного запаса, соблюдению норм языка, правильному употреблению слов. Ребенок учится грамотно строить фразы. Ведется работа и над правильным произношением звуков, корректируются различные ошибки и недочеты – перестановка звуков, замена одних другими, обучение произношению отсутствующих звуков и другие нюансы.



На втором уровне ОНР важно подключить также фонетику, то есть работу со звуками и их правильным произношением

3 уровень ОНР

Дети 3 уровня ОНР уже могут говорить развернутыми фразами, но в основном строят только простые предложения, со сложными пока не справляясь.

  • Такие дети хорошо понимают, о чем говорят другие, но все же затрудняются воспринимать сложные речевые обороты (например, причастные и деепричастные) и логические связи (причинно-следственные отношения, пространственные и временные связи).
  • Лексикон у детей 3 уровня недоразвития речи значительно расширен. Они знают и используют все главные части речи, хотя существительные и глаголы преобладают в их разговоре над прилагательными и наречиями. При этом ребенок может по-прежнему ошибаться, называя предметы.
  • Также еще присутствует неправильное употребление предлогов и окончаний, ударений, неверное согласование слов между собой.
  • Перестановка слогов в словах и замена одних звуков другими уже встречаются крайне редко, только в самых тяжелых случаях.
  • Произношение звуков и различение их в словах хоть и нарушено, но уже в более простой форме.

Недоразвитие речи 3 уровня предполагает занятия, развивающие связную речь . Лексика и грамматика устной речи совершенствуются, освоенные принципы фонетики закрепляются. Сейчас дети уже готовятся к изучению грамоты. Можно использовать специальные развивающие игры.

4 уровень ОНР

4 уровень ОНР или нерезко выраженное общее недоразвитие речи характеризуется уже довольно большим и разнообразным словарным запасом, хотя у ребенка возникают трудности в понимании значений редких слов.

  • Детки не всегда могут понять смысл пословицы или суть антонима. Проблему может создать и повторение слов, сложных по составу, а также произношение некоторых труднопроизносимых сочетаний звуков.
  • Дети с нерезко выраженным общим недоразвитием речи еще плохо определяют звуковой состав слова и делают ошибки при образовании слов и словоформ.
  • Они путаются, когда приходится самостоятельно излагать события, могут пропустить главное и излишнее внимание уделять второстепенному, или повторять то, что уже сказали.

4 уровень, характеризующийся нерезко выраженным общим недоразвитием речи, является тем финальным этапом занятий по коррекции, после которого дети достигают необходимой нормы речевого развития дошкольного возраста и готовы к поступлению в школу. Все навыки и умения необходимо по-прежнему развивать и совершенствовать. Это касается и правил фонетики, и грамматики, и лексики. Активно развивается умение по построению фраз и предложений. Недоразвития речи на данном этапе уже не должно быть, а дети начинают осваивать чтение и письмо.

Первые две формы недоразвития речи считаются тяжелыми, поэтому их корректировка ведется в специализированных детских заведениях. Дети, у которых наблюдается недоразвитие речи 3 уровня, посещают занятия в классах коррекционного обучения, а с онр последнего уровня – общеобразовательные классы.

В чем заключается обследование?

Диагностирование недоразвития речи проводится у детей дошкольного возраста, и чем раньше это происходит, тем легче будет откорректировать данное отклонение. В первую очередь логопед проводит предварительную диагностику, то есть знакомится с результатами осмотра ребенка другими детскими специалистами (педиатром, неврологом, невропатологом, психологом и т. д.). После этого подробно выясняет у родителей, как протекает речевое развитие ребенка.

Следующий этап обследования – диагностика устной речи . Здесь логопед уточняет, насколько сформировались различные языковые компоненты:

  1. Степень развития связной речи (например, умение составлять рассказ по иллюстрациям, пересказывать).
  2. Уровень грамматических процессов (образование различных словоформ, согласование слов, выстраивание предложений).

Далее изучается звуковая сторона речи : какие особенности имеет речевой аппарат, каково звукопроизношение, насколько развита звуконаполняемость слов и слоговая структура, как ребенок воспроизводит звуки. Поскольку недоразвитие речи – очень сложный для коррекции диагноз, дети с ОНР проходят полное обследование всех психических процессов (в том числе слухоречевой памяти).



Выявление ОНР требует от специалиста высокой квалификации, а также наличия результатов обследования другими детскими специалистами

Профилактические мероприятия

Общее недоразвитие речи корректируется, хотя это не так просто и требует длительного времени. Начинают занятия с раннего дошкольного возраста, желательно с 3-4 лет (см. также: ). Коррекционно-развивающая работа проводится в специальных заведениях и имеет различное направление в зависимости от степени речевого развития ребенка и индивидуальных особенностей.

Чтобы предупредить недоразвитие речи, применяются те же приемы, что и при отклонениях, которые его вызывают (дизартрии, алалии, афазии, ринолалии). Роль семьи также немаловажна. Родителям необходимо как можно более активно способствовать речевому и общему развитию своего ребенка, чтобы даже нерезко выраженное развитие речи не проявилось и не стало препятствием для полного освоения школьной программы в будущем.

В последнее время у детей все чаще встречается общее недоразвитие речи. Это проявляется в виде пассивного изучения языка, что сильно влияет на накопление знаний. Заболевание имеет обширную симптоматику. Притупление освоения навыков, отсутствие или снижение адекватной реакции на общение являются одними из признаков ОНР.

Когда развитие ребенка проходит правильно, он демонстрирует способности, которые отвечают его возрасту. Активно проходит постижение мира и применение полученных в повседневной жизни знаний.

Данная патология является полиэтиологической и формируется во внутриутробной среде. Существует множество факторов, способствующих этому. Зачастую, это временные сбои в развитии малыша, которые, при правильном подходе, можно благополучно решить.

Существует четыре степени заболевания. Они различаются по степени тяжести симптомов. Для определения уровня серьезности недуга следует пройти обследование у логопеда. Процесс лечения формируется на базе консервативных методик, которые подразумевают работу специалиста. В домашних условиях с ребенком должны заниматься его родители.

Общее недоразвитие речи также классифицируется по клиническому составу. Всего существует 3 группы:

  1. Дети с минимальными мозговыми расстройствами, недостаточным мышечным тонусом и моторной дисфункцией относятся к не осложненной форме ОНР.
  2. Осложненная степень проявляется в виде синдрома неврологического и психологического характера.
  3. К грубому недоразвитию речи относятся дети с органическим поражением отделов головного мозга, отвечающих за речевые функции.

В зависимости от степени тяжести речевого расстройства, заболевание разделяют на четыре вида. Дети, страдающие этим недугом, начинают выговаривать первые слова достаточно поздно, примерно в 3-4 года. При этом окружающим трудно разобрать, что говорит ребенок. Все это имеет последствия в виде нарушений вербальной деятельности. Они обусловливаются нарушением памяти, снижением умственных способностей и уменьшением интереса к познаванию окружающего мира.

У детей, страдающих от первого уровня ОНР, проявляются следующие симптомы:

  • Сложности с формулировкой предложений. Нередко они состоят из одного слова.
  • Нарушение произношения звуков. Затруднения в их различии.
  • Невнятная речь. Фразы частично заменяются жестами и мимикой.

Вторая степень выявляется следующими признаками:

  1. Плохое запоминание слов. Небольшой запас, в сравнении со сверстниками.
  2. Отсутствие способности осознания различий между числами.
  3. Неправильное употребление падежей и предлогов.
  4. Искаженное произношение звуков.

Симптомы третьего уровня ОНР:

  • Трудности с согласованием разных частей речи.
  • Сложности с формулированием сложных фраз.
  • Несущественные ошибки в произношении.
  • Речь связная, но состоит из простых предложений.

Основные особенности, которые наблюдаются у детей с четвертой формой ОНР:

  1. Затруднения с произношением слов с большим количеством слогов.
  2. Пониженный уровень фонетического восприятия.
  3. Ошибки при словообразовании.
  4. Нарушения в логическом изложении мыслей.

Первый уровень

Ребенок, у которого 1 уровень недоразвития речи, умеет формулировать фразы, а также составлять несложные предложения. Они имеют небольшой словарный запас, половина которого состоит из отдельных звуков.

Предложения нередко состоят из одного-двух слов. У детей наблюдается несвязная речь, как у младенца. Разговор сопровождается чрезмерной жестикуляцией, которую иногда сложно понять. Часто ребенок просто не понимает значения некоторых слов. Тяжело дается воспроизведение звуков. При разговоре отмечается невнятная речь, требуется , логопеда.

Дети с первым уровнем ОНР, часто произносят только первые слога в словах или меняют их местами. Проявляются трудности с распознаванием звуков.

Второй уровень

Сложным для понимания является даже единственное и множественное число. Звуки все еще произносятся искаженно и нечетко. Ребенку еще трудно находить между ними отличия, поэтому появляются препятствия с соединением их в слова.

Третий уровень

Стадии дети уже могут разговаривать развернутыми фразами, но все еще только простыми предложениями, потому как сложные вызывают затруднения. Ребенок уже может понимать речь других людей на слух, если она не содержит запутанных словосочетаний.

В сравнении со вторым уровнем, отмечается увеличение лексикона. В разговоре преобладают глаголы и существительные. Прилагательные и наречия используются еще не так часто. При всех перечисленных достижениях присутствуют ошибки в названии предметов. Ребенок еще плохо использует окончания и ударения. Проявляются заметные успехи в произношении звуков. Перестановка слогов встречается уже не так часто.

Четвертый уровень

4 степень ОНР характеризуется большим словарным запасом, хотя еще встречаются незнакомые слова. Остаются трудности в понимании значений антонимов и пословиц. Проблемы также могут возникать с выговариванием труднопроизносимых звуков. Еще существуют затруднения с выражением собственной мысли, а также пересказом увиденных событий. Они проявляются в упущении главного смысла или излишнем внимании к второстепенным деталям.


Особенности лечения и коррекции на разных уровнях

Так как существует четыре степени общего недоразвития речи, терапия на каждой из них отличается.

Коррекция ОНР первого уровня у детей дошкольного возраста проводится путем развития самостоятельной речи. Также нужно уделять достаточное внимание улучшению памяти.

Следует развивать возможность понимать значение слов. Важным моментом также является стимуляция навыков правильного построения монологов и диалогов. Не стоит зацикливаться на чем-то одном, нужно совершенствовать и другие умственные процессы, такие как память, внимание и логическое мышление.

Терапия для второй степени заболевания должна включаться в себя работу над развитием речи и пониманием произносимого. Нужно улучшать звукопроизношение, а также объяснять ребенку грамматические и лексические тонкости.

Следует развивать речевую активность путем частого общения. По ходу разговора рекомендуется исправлять ошибки. Это нужно для соблюдения норм языка. Родители тоже должны рассказывать, как правильно употреблять слова.

Детям с 3 уровнем ОНР стоит уделять внимание произношению звуков и . Для этого нужно развивать связную речь. Лексика и грамматика также имеют большое значение. Для лучшего эффекта можно использовать специальные развивающие игры.

Требует коррекции возрастной речи. Она является финальной стадией в исправлении сбоев в развитии. Следует продолжать формирование навыков грамматики, фонетики и лексики. На этом этапе нужно разрабатывать умения строить фразы и предложения. Для лучшего усвоения терапию лучше проводить в разных условиях.

Чтобы избежать проблем со здоровьем у ребенка, женщинам во время беременности стоит отказаться от вредных привычек и больше внимания уделять правильному питанию и образу жизни.

В заключение

Если нарушения в речи уже имеются, это не критично, так как все можно исправить. Первым делом нужно отправиться на консультацию к логопеду. После осмотра, в зависимости от степени недуга, специалист назначит лечение, по окончании которого ребенок сможет правильно разговаривать и воспринимать слова на слух. Родителям также следует принимать активное участие в обучении малыша.

Другим будет обследование, когда наряду с выявлением характера речевого нарушения стоит задача отдифференцировать собственно речевое нарушение от нарушений речи, обусловленных снижением слуха или умственной отсталостью, что бывает необходимо в процессе отбора детей для обучения в специальных школах. В этом случае речевой материал можно использовать для обследования слуха и интеллекта. Кроме того, возникает необходимость применять и дополнительные приемы, позволяющие исследовать интеллектуальные возможности детей. В зависимости от цели и конкретных практических задач применяется тот или иной вид обследования.

Глава III. ОБЩЕЕ НЕДОРАЗВИТИЕ РЕЧИ

ХАРАКТЕРИСТИКА ОБЩЕГО НЕДОРАЗВИТИЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ

Под общим недоразвитием речи у детей с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом следует понимать такую форму речевой аномалии, при которой нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся как к звуковой, так и к смысловой сторонам речи.

При общем недоразвитии речи отмечается позднее ее начало, скудный запас слов, аграмматизм, дефекты произношения и фонемообразования.

Речевое недоразвитие у детей может быть выражено в разной степени: от полного отсутствия речи или лепетного ее состояния до развернутой речи, но с элементами фонетического и лексико-грамматического недоразвития.

Условно можно выделить три уровня общего недоразвития речи, причем первые два характеризуют глубокие степени нарушения речи, а на третьем, более высоком уровне, у детей остаются лишь отдельные пробелы в развитии звуковой стороны речи, словарного запаса и грамматического строя.

Первый уровень речевого развития характеризуется полным или почти полным отсутствием словесных средств общения в возрасте, когда у нормально развивающихся детей речь в основном сформирована. Дети 5-6 лет, а иногда и старше имеют скудный активный словарь, состоящий из звукоподражаний и звуковых комплексов. Эти звуковые комплексы, сопровождаемые жестами, образованы самими детьми и непонятны для окружающих. Так, вместо машина поехала ребенок говорит «биби», вместо пол и потолок – «ли», сопровождая речь указательным жестом, вместо дедушка – «де» и т.д.

В последнее время растёт число детей, имеющих такое речевое нарушение, как общее недоразвитие речи. Поэтому возникает большое количество вопросов родителей, связанных с ОНР. Постараюсь на них ответить.

Что такое ОНР?

ОНР общее недоразвитие речи , речевое нарушение, относящееся к психолого-педагогической классификации. При ОНР у ребёнка с нормальным слухом и интеллектом нарушены все компоненты речевой системы (звукопроизношение, фонематические функции, лексика, грамматический строй речи). Это является обязательным условием. Если у ребёнка грубо нарушено

звукопроизношение, речь малопонятна, но словарь достаточно точен и богат, фраза оформлена грамматически правильно. Это уже не будет являться общим недоразвитием речи, хотя для окружающих это проблема будет ярко выраженной.

Другой пример: речь ребёнка достаточно понятна, нарушено произношение всего 1-2 звуков, в потоке речи он иногда смешивает несколько парных фонем, речь фразовая и достаточно понятная, но словарь не совсем точен, имеются ошибки в согласовании, при употреблении сложных предлогов.

Такое речевое нарушение может быть практически незаметным для окружающих и даже для родителей, но уже будет являться общим недоразвитием речи со всеми вытекающими последствиями.

От родителей нередко приходится слышать вопрос: «Что у нас на самом деле, если логопед в садике сказала ОНР, а логопед в поликлинике написала дизартрия?» Общее недоразвитие речи вполне может сочетаться с заключениями клинико-педагогической классификации и уточняться ими.

Например, логопедическое заключение может звучать так: ОНР (I уровень речевого развития), алалия или ОНР (III уровень речевого развития), стёртая форма дизартрии. Противоречий здесь нет.

Дети с ОНР это очень разнородная группа. Это и практически безречевые дети с зачатками лепетных слов, и дети с достаточно понятной фразовой речью с элементами фонетико-фонематического и лексико-грамматического недоразвития.

Поэтому выделяют уровни общего недоразвития речи. Это позволяет более точно описать речевые проблемы ребёнка. Без уточнения уровня заключение ОНР мало о чём говорит.

Уровни речевого развития при общем недоразвитии речи.

I уровень самый тяжёлый. Это либо дети вообще без речи, либо дети, использующие несколько отдельных лепетных, либо очень усечённых (до 1-2 слогов) слов. Фразы на этом уровне нет вообще, часто используется одно деформированное слово вместо предложения.

Так же это одно слово может иметь несколько значений. Например «ПИ» это и мышка, и птичка, и хочу пить. Очень активно такие дети для общения используют жесты и мимику. Огромна разница между объёмом активного и пассивного словаря. Это дети, которые, со слов родителей, всё понимают, но ничего не говорят.

Однако при детальном обследовании выясняется, что и пассивный словарь таких малышей гораздо ниже возрастной нормы. Произношение звуков непостоянно. Грамматических форм нет вообще. Очень желательно для детей с I уровнем речевого развития начать логопедические занятия не позже 3х лет, тогда прогноз дальнейшего обучения будет более благоприятным.

II уровень речевого развития. Появляется фразовая речь. Фраза очень примитивная, аграмматичная, но это уже несколько слов объединённых по смыслу. Появляются полноценные слова, хотя часто очень искажённые.

Звукопроизношение грубо нарушено. Из-за фонематического несовершенства в речи возможны непостоянные замены, но они уже не такие хаотичные как на I уровне речевого развития. Очень сильно нарушена слоговая структура слов. Сокращается количество слогов, теряются согласные в стечениях. Употребление грамматических форм носит случайный характер.

Дети со II уровнем речевого развития практически не употребляют предлоги или заменяют на общий искажённый предлог. «А туи»= «на стуле», «а кани»= «в стакане». Очень ограничен словарный запас. Дети не могут назвать детёнышей животных, части целого (спинку и ножки у стула), затрудняются в назывании цветов, простых форм.

Примерный рассказ по серии картинок ребёнка со II уровнем речевого развития. « Косики си моть. Диютя. Бух водю.»=«Козлики шли по мосту. Дерутся. Бух в воду.»

III уровень речевого развития. Речь фразовая и достаточно развёрнутая, но остаются элементы фонетико-фонематического и лексико-грамматического недоразвития. Часто остаётся нарушенным произношение таких звуков как Ш, Ж, Ц, Ч, Щ, Л, Р, РЬ. Даже те звуки, которые дети могут произнести изолированно, в потоке речи они смешивают (С-Ш, З-Ж, Р-Л, Ч-ТЬ, Щ-СЬ и т.п.).

Слоговая структура длинных многосложных слов обычно нарушена. Особенно ярко это проявляется во фразе. Дети пользуются всеми частями речи, но редко используют прилагательные и наречия, словарь остаётся ещё достаточно бедным и неточным. Например, такие глаголы, как вяжет, вышивает ребёнок заменяет одним словом шьёт.

Остаются достаточно выраженные ошибки при словообразовании и словоизменении (много креслов, окнов, грушный сок, лисиный хвост и т.п.). Ошибки при согласовании существительных с прилагательными и числительными (5 письмов, солнышко лучистая).

Ошибки при употреблении предлогов, особенно сложных, которые обычно заменяются простыми (поднял с пола = поднял из пола, достал из-под стола = достал из стола и т.п.). Имеются трудности при составлении рассказов. Дети используют обычно простые нераспространённые фразы.

В последние годы стали выделять и IV уровень речевого развития при ОНР, раньше подобное речевое нарушение называли не резко выраженное общее недоразвитие речи (НВОНР). В последнее время чаще используют именно такую формулировку, IV уровень ОНР.

Для этого уровня так же характерны проблемы развития лексико-грамматического и фонетико-фонематического строя речи, только выражены они не так ярко. Такие дети могут произносить все звуки речи в отдельных словах, но во фразовой речи смешивают их.

Слоговая структура нарушается обычно в сложных для произношения словах на уровне фразы. Остаётся бедным и неточным словарь, продолжают встречаться грамматические ошибки устной речи.

Причины общего недоразвития речи.

Причины разнообразны, как и само нарушение. Это могут быть всевозможные проблемы беременности и родов матери, травмы головы, нейроинфекции, частые заболевания ребёнка в первые годы жизни. Так же к причинам ОНР можно отнести недостатки воспитания и образования.

Последствия ОНР прогнозы и обучение

Общее недоразвитие речи является большим препятствием для освоения детьми программы детского сада, а затем и школьной программы. В школьном возрасте это приводит к нарушениям чтения и письма (дислексии и дисграфии), а в более тяжёлых случаях делает усвоение программы вообще невозможным.

Дошкольникам с ОНР (I-III ур.р.р.) желательно посещать логопедическую группу для детей с тяжёлыми нарушениями речи. Дети с IV уровнем речевого развития могут заниматься и на логопункте, но занятия с логопедом обязательны. Ученики с III и IV уровнем речевого развития могут обучаться в массовой школе, занимаясь на школьном логопункте.

Школьники с более тяжёлым общим недоразвитием речи обучаются в коррекционных школах для детей с тяжёлыми нарушениями речи.

Прогнозы зависят от многих факторов: причин нарушения, уровня речевого развития, возраста ребёнка (чем раньше начать логопедические занятия, тем благоприятнее прогноз), сопутствующих проблем. При своевременно начатой логопедической работе общее недоразвитие речи во многих случаях можно устранить полностью.

Я постаралась ответить на основные вопросы, возникающие у родителей, которые сталкиваются с таким речевым нарушением у детей, как общее недоразвитие речи.

Повторюсь, что очень важным фактором для успешной коррекции ОНР является вовремя начатая логопедическая работа. Не тяните время! Обращайтесь к логопеду как можно раньше! Даже если кажется, что с речью Вашего ребёнка всё в порядке, покажитесь логопеду для профилактики в 3 года.

Если остались вопросы по этой теме, на которые я не ответила, пишите!

Общее недоразвитие речи (ОНР) встречается у детей довольно часто. Как правило, оно ограничивается неверным использованием и произнесением отдельных звуков, форм слов и т.д. Но бывают случаи, когда у детей полностью отсутствует речь или присутствуют только отдельные звукоподражательные элементы. При этом речь идет не о детях первого года жизни, а о малышах от 2 лет. Такое нарушение носит название первого уровня ОНР.

Чем характеризуется?

Характеристика ОНР первого уровня была описана многими исследователями детской речи: Левиной, Жуковой, Ефименко и другими учеными-дефектологами, занимавшимися вопросами развития речи. Степень речевого развития лишь отчасти зависит от возраста малыша и в большей степени связана с неврологическими расстройствами. ОНР первого уровня характеризуется такими параметрами:

  • В раннем возрасте речь отсутствует вовсе, а к 5-6 годам появляется скудный словарный запас, состоящий из сочетаний звуков и звукоподражаний.
  • Ребенок вычленяет из слова определенное сочетание звуков и заменяет им лексическую единицу. Иногда дети употребляют общеупотребительные слова, но их применение не сформировано по структуре.
  • Часто одним и тем же словом или звукосочетанием ребенок называет несколько сходных между собой понятий. Например, словом лапа малыш может обозначить движущуюся часть тела человека, животного, колесо у машины и т.д.
  • Дети с ОНР первого уровня объединяют понятия в группы по собственным признакам.
  • Если ребенок пытается строить предложения, то слова или звукоподражания в нем не согласованы. Предложения часто напоминают отдельные слова.
  • Малыш не может описать отдельные события или предметы по их характеристикам.
  • Активный словарь детей очень узкий, хотя они почти все понимают, но не могут выразить собственные мысли.
  • В речи отсутствуют формы множественного и единственного числа, рода, спряжений глаголов.
  • Произношение слоговых элементов ограничены. Часто дети вычленяют из слова первый или центральный слог и начинают им обозначать данное понятие.

К школьному возрасту такие дети редко остаются на первом уровне ОНР. При должной коррекционной работе малыши достигают ОНР 2 или 3 уровня.

Как проводится диагностика?

Дети с 1 уровнем ОНР должны пройти комплексную диагностику. Она включает в себя обследование у невролога, педиатра, логопеда, в результате чего выясняется причина речевых нарушений. Диагностика устной речи предполагает проверку по следующим параметрам:

  • способность к пересказу услышанного;
  • правильность грамматических процессов;
  • объем активного и пассивного словаря;
  • соотнесение звучания слова и понятия.

В дальнейшем анализируются:

  • моторика речевого аппарата;
  • произнесение звуков;
  • восприятие фонем;
  • звуковой анализ слова.

При этом специалист не должен путать ОНР с задержкой развития речи, когда развитие речевых навыков происходит правильно, но с некоторым отставанием.

Как происходит коррекция?

Поскольку словарный запас у детей с ОНР первого уровня практически отсутствует, хотя понимание речи может находиться на нормальном уровне, коррекционная работа логопеда будет заключаться в следующем:

  • Формирование активного словаря.
  • Развитие понимания речи.
  • Формирование простого распространенного предложения.
  • Составление небольших рассказов.
  • Подготовка артикуляции к звукопроизношению.

Работа с такими детьми ведется индивидуально. По достижении определенного уровня развития малышей можно объединять в группы по несколько человек. Так они будут учиться контактировать и практиковаться в использовании активного словаря.

Обязательным элементом является артикуляционная гимнастика перед зеркалом. Когда логопед добивается от ребенка произнесения определенных звуков, дальнейшая работа будет состоять в коррекции их произнесения в словах.

Чтобы дети могли овладеть активным словарем, работа строится с помощью наглядных пособий и активных игр. Логопед может использовать картинки, слайды, игры с мячом и другое. Результатом становится усвоение детьми элементарного словаря, необходимого в обиходе.

Как правило, работа со словарем предполагает усвоение существительных, объединенных в какие-либо группы:

  • мебель;
  • одежда;
  • домашние или дикие животные;
  • посуда;
  • игрушки и т.д.

Параллельно ведется работа над употреблением слов категории состояния, глаголов и падежных форм существительных. Все эти стороны развития затрагиваются комплексно на логопедических занятиях.

Не менее важной становится активизация внеречевых процессов:

  • памяти;
  • мышления;
  • внимания.

Пока работа на данном этапе посвящена построению грамматического употребления слов.


Каков прогноз?

С детьми, имеющими ОНР первого уровня, работа с логопедом должна начинаться в 3-4 года. Не лишним будет посещение невропатолога, поскольку нарушения могут быть связаны с недоразвитием нервной системы.

Специалисты и родители должны работать сообща. Не только на занятиях, но и дома малыша нужно окружить речевой средой, поощрять и стимулировать общение. Желательно, чтобы навыки. Приобретенные на занятиях с логопедом, закреплялись дома в беседах с ребенком.

Дома родители тоже должны обращать внимание на грамматический строй речи малыша. Если он неправильно употребляет формы слов, кроху надо корректно поправлять. Папе и маме нужно самим проявлять педагогическую активность, предлагая малышу задания на развитие мышления, памяти, речи (желательно согласовывать их с логопедом, чтобы обучение было более эффективным).

Прогноз при общем недоразвитии речи может быть вполне благоприятным. Главное, чтобы родители вовремя обнаружили проблему и взялись за выяснение причины и коррекцию. Своевременно проведенная работа позволит ребенку пополнить словарный запас и сделать речь грамматически правильной.