Повторительные упражнения на правописание приставок. Упражнения на правописание приставок Упражнение 1 правописание приставок с 7.8

Размер: px

Начинать показ со страницы:

Транскрипт

1 Упражнения по теме «Правописание приставок ПРЕ- и ПРИ-» Упражнение 1. Вставьте пропущенные буквы. Распределите и запишите слова в две колонки: в первую с приставкой при-, во вторую с приставкой пре-. Старинное пр...дание, камень пр...ткновения, пр...чуды природы, пр...ступить (к делу), богатое пр...даное, пр...вратности судьбы, пр...одоление препятствий, не надо пр...рекаться, пр...знание в содеянном, пр...бывать в бездействии, беспр...кословно повиноваться, пр...верженец новых взглядов, пр...дать друга, пр...мирить врагов, пр...бытие поезда, непр...менное условие, полезное пр...обретение, жизнь без пр...крас, пр...забавный случай, пр...ломление лучей, пр...вышение полномочий, пр...остановить слушание дела, давать пр...сягу, искатели пр...ключений. Упражнение 2. Запишите и запомните эти слова иноязычного проис хождения, объясните их значение. Составьте с данными словами словосочетания или предложения. Прелюдия, преамбула, превалировать, престиж, привилегированный, прейскурант, премьера, примат, примадонна, претензия, прецедент. 1 / 10

2 Упражнение 3. Перепишите текст, вставляя недостающие орфограммы. Объясните написание приставок. Обманчивый лес Однажды, охотясь в густом лесу, король Генрих напал на след пр...красной горной козы и, пр...следуя ее, отстал от своей охотничьей свиты на большое ра...стояние. Раздраженные запахом зверя, его собаки так увлеклись п...гоней, что...скоре не стало слышно даже их лая. Между тем нез...метно...гущался вечер, и н...ступила ночь. Тут король понял, что заблудился. И...дали д...носились призывные звуки охотничьих рогов, но чем ближе, как казалось королю, он шел к ним, тем слабее звучали рога. С досадой в...помнил Генрих о том, как...бивчивы и капризны громкие звуки в горных лесах и какой предательский пересмешник - горное эхо. Но было уже поздно. Пр...дстояло переночевать в лесу. (По А. Куприну) 2 / 10

3 Упражнение 4. Составьте словосочетания с данными словами. Объясните значение приставок пре- и п ри-. Превратить, презирать, преодолеть, претворить, привыкнуть, пригласить, приготовить, приостановить, превзойти, превратиться. Упражнение 5. Замените обороты словами с приставками пре- и при-. Усердный, старательный; находящийся возле школы; приехать куда-нибудь; сообщить недругу какую-либо тайну; устный рассказ, история, передающаяся из поколения в поколение; склонности, ставшие обычными, постоянными; обратить что-либо в нечто другое; лечь ненадолго; охранник, стоящий у ворот; перестать что-либо делать; немного открыть. 3 / 10

4 Упражнение 6. Напишите текст под диктовку. Подчеркните приставки пре- и при-, объясните их написание. Хитрая мангуста Я увесил каюту гирляндами бананов. Они на веревочках качались под потолком. Это для мангуст. Я выпустил ручную мангусту, и она теперь бегала по мне, а я лежал прикрыв глаза. Чуть приоткрыл глаза и вижу, что мангуста прыгнула на пояку, перелезла на раму круглого пароходного окна, покрепче примостилась и глянула на меня. Я притаился. Мангуста толкнула лапкой в стейу, и рама поехала вбок. Когда рама приблизилась к бананам, мангуста рванулась, прыгнула и обеими лапками ухватила банан. Она повисла на момент в воздухе. Но банан оторвался, и мангуста прыгнула на все четыре лапки. Прекрасный акробатический прыжок! Я привскочил поглядеть, но мангуста уже беспрерывно возилась под койкой. Через минуту она предстала передо мной с измазанной мордой и покрякивала от удовольствия. (По Б. Житкову) 4 / 10

5 Упражнение 7. Вставьте пропущенные буквы, распределяя слова по столбикам (пре-, при-) Пр_дорожный, пр_открыть, пр_одолеть пр_пятствие, пр_возмочь боль, пр_сесть на скамью, пр_глушить, пр_морский, пр_сытиться, пр_небрегать, пр_вращение, пр_следование, пр_знаться, пр_зирать труса, пр_брежный, пр_ображение, пр_ступить к делу, пр_остановить, пр_восходный, пр_образование, пр_града, пр_ручить, пр_строить, знаки пр_пинания, пр_забавный котенок. Пр_бывать в неведении пр_бывать по расписанию; старинное пр_дание пр_дание силы; пр_данный патриот пр_данный врагами пр_данный командованию; пр_емник традиций пр_емник «Турист-2» пр_емственность поколений пр_емлемый вариант; пр_зрение к смерти пр_зрение сироты пр_зор; пр_зирать угрозы пр_зирать детей, потерявших родителей; пр_ображенный пр_обретенный; пр_творить в жизнь пр_творить дверь; пр_ткнуться о камень пр_ткнуться в уголок; пр_увеличивать пр_уменьшать значение открытия, пр_уменьшать расходы ради экономии; пр_ходящий момент пр_ходящий медработник; пр_дел в храме пр_дел всему; пр_клонить ветви пр_клонить колена; пр_падать к земле пр_подать урок; пр_скорбный факт пр_светлый образ. Тест по теме "Правописание приставок ПРЕ- и ПРИ-" 1. В каком слове пишется приставка пре-? 5 / 10

6 1) Пр_брежный; 2) пр_остановиться; 3) пр_прятать; 4) пр_увеличить. 2. В каком слове пишется приставка при-? 1) Пр_успеть; 2) пр_вращать; 3) пр жать; 4) пр_провождать. 3. Найдите вариант с орфографической ошибкой. 1) Президент 2) презирать 3) преоритет 4) президиум 4. В каком слове пишется приставка пре-? 1) Пр морский 6 / 10

7 2) пр землиться 3) пр пятствие 4) пр сесть 5. В каком слове пишется приставка при-? 1) Пр умолкла 2) пр рвали 3) пр лестный 4) пр клонить колени 6. В каком слове пишется приставка пре-? 1) Пр бирать 2) пр растать 7 / 10

8 3) пр влекательный 4) пр большой 7. В каком слове пишется приставка при-? 1) пр возносить 2) пр вратиться 3) пр сесть 4) пр уменьшить 8. В каком слове приставка обозначает «неполное действие»? 1) Пр хорошенький 2) пр брежный 3) пр стегнуть 4) пр открыть 8 / 10

9 9. В каком слове приставка обозначает «приближение»? 1) Пр хлынут 2) пр лечь 3) пр..милый 4) пр пятствие 10. В каком слове написание пре-/при- зависит от контекста? 1) Пр слушиваться 2) пр нахмурилась 3) пр давать 4) пр летел 9 / 10

10 Ответы 10 / 10


ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ По дисциплине «Русский язык» ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ 1 Орфография Тема: Правописание гласных О и Ё после шипящих и Ц Часть1 Продолжительность 90 минут Цель: Закрепление правописания о

МОУ «СОШ с. Грачев Куст Перелюбского муниципального района Саратовской области» Правописание приставок и Открытый урок в 6 классе Подготовила учитель русского языка и литературы Булгакова О.В. 2009 2010

ПРАВОПИСАНИЕ ПРИСТАВОК ГРУППЫ ПРИСТАВОК Разные приставки пишутся по разным правилам. В зависимости от принципа написания они делятся на три группы: 1) приставки, которые пишутся всегда одинаково согласно

План-конспект урока русского языка в 5 классе Тема: «Приставки пре- и при-» Цели урока: Образовательные: познакомить учащихся с орфограммой и ее графическим обозначением на письме; тренировать учащихся

А15. Правописание приставок. Правописание Ъ и Ь. Ы/И после приставок на согласную Задание А15 проверяет сразу пять правил. Каждое из них само по себе очень легкое, но запутаться в них вполне возможно.

Тема. «авописание гласных е и в приставках пре, при» Цель урока: познакомить обучающихся с орфограммой пре-/при- Задачи урока: образовательные: знать условия написания приставки пре-/при-, обосновывать

План конспект урока Предмет: Русский язык Класс: 6 класс Тема: «Правописание гласных в приставках пре- и при-» Техническое обеспечение: Проектор, компьютер Программное обеспечение: Power Point, MyTestXSetup

Тема: «Приставки-сёстры ПРЕ- и ПРИ-» Цели урока: обучающая цель: знать правило написания приставок пре- и при-, значения приставок пре- и при-; развивающие цели: научить различать приставки ПРЕ- и ПРИ-

В каком слове правописание приставки определяется её значением «приближение»? 1) пришли 2) привычный 3) прикрыла 4) прислушалась Как решать? В задании проверяется умение определять тип приставки. Если

План-конспект урока составила Емелина Татьяна Сергеевна, учитель русского языка и литературы окружного города Тольятти в 2015-2016 учебном году Класс: 6 Предмет: русский язык Тема: Правописание приставок

Урок русского языка в 4 классе Тема: «Правописание звонких и глухих согласных» Цели: формирование умения сопоставлять произношение и написание парных согласных; продолжить работу по формированию навыка

Методическая разработка урока русского языка в 6 классе Учитель Герасимова Е.Ю. Тема: «Правописание гласных в приставках пре- и при-» Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний,умений, навыков.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Утянская средняя общеобразовательная школа» Разработка урока по русскому языку в 6 классе «Правописание приставок пре и при» Учитель русского языка

1. Списывание. Приемы по выработке орфографической зоркости 2. Письмо с проговариванием (в основе прого варивание по слогам) или фонемное письмо. 3. Комментирование (объяснение написания). 4.Орфографические

Занятие 12 1. Язык и речь. - Что такое речь? Кто обладает речью? Виды речи: устная и письменная. Примеры разных видов речи. - Язык - это система слов, знаков (букв), которая характерна для разных народов

Тема:«Правописание слов с проверяемыми и непроверяемыми безударными гласными в корне» 1. Организационный момент. С добрым утром начат день, Первым делом гоним лень. На уроке не зевать, А работать и писать!

КГБПОУ «Алтайский транспортный техникум» Методическое пособие для организации практических занятий по русскому языку Часть IV. Морфемика, словообразование, орфография Барнаул 2018 Методическое пособие

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В 5 КЛАССЕ Тема: Правописание приставок, оканчивающихся на з, с. Цели: 1. Образовательная - изучить условия выбора буквы з(с) в приставках; сформировать умение выбирать

Самостоятельная работа по теме «Правописание приставок». Вариант 1. 2. Вспомните и запишите 3 слова с приставкой со-. Составьте с этими словами аморальный, бе()облачный, пре()приниматель. 4. Спишите слова.

ВПР 7 г. Русский язык. 4 класс. Вариант 3 Часть! При оценивании ответов допущенные обучающимися орфографические и пунктуационные ошибки на не изучаемые в начальной школе правила не учитываются. 4 Произнеси

Технологическая карта урока русского языка в 6 классе Тема урока «Гласные в приставках при- и пре-» Тип урока закрепление знаний Дата урока 11. 11. 2015 г. Образовательные ресурсы: 1. Русский язык. 6 класс.

ОГЭ по русскому языку. 2017 год. Вариант 1 Прочтите текст и выполните задания 2-14. (1) Не дружит Витька со своей старшей сестрой Кирой. (2)Дружбы не получается. (3)Неужели у всех такие сёстры? (4) Витька

Итоговая контрольная работа по русскому языку класс УМК «Перспективная начальная школа» Первый снег Я всегда рад зиме и снегу. Вот, наконец, и первый снег.* Крупные мохнатые снежинки кружили над землѐй.

МКС(К) ОУ для обучающихся воспитанников с ограниченными возможностями здоровья Старогородковской специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната VIII вида им. Заслуженного учителя РФ Фурагиной

С.П.Хасанова, учитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ 12», Кунгур Дата: 27.11.2014г. Институт развития образования, Пермь Приемы мотивации, примеры пробных действий для актуализации, фиксации затруднений

Конспект урока по русскому языку в 6 классе в соответствии с ФГОС по теме: «Правописание Н- и НН- в причастиях и отглагольных прилагательных». 1. Организационный этап. Мотивация к учебной деятельности.

Савченко Ольга Викторовна Муниципальное автономное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа 1» Петропавловск-Камчатского городского округа ОТКРЫТЫЙ УРОК В 3 КЛАССЕ «РАЗЛИЧИЕ И ПРАВОПИСАНИЕ

MINISTERU EDUCAŢIEI A REPUBICII MODOVA Фамилия: Имя: Отчество: Учебное заведение: Место жительства: Agenţia de Asigurare a Calităţii Район / Муниципий: РУССКИЙ ЯЗЫК И ЛИТЕРАТУРА ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЕ ТЕСТИРОВАНИЕ

Петухова Лидия Дмитриевна учитель русского языка и литературы Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа 1 г. Арамиль, Свердловская область РАЗВИТИЕ ОРФОГРАФИЧЕСКОЙ

Проверочная работа по РУССКОМУ ЯЗЫКУ 4 КЛАСС Вариант 3 Инструкция по выполнению заданий части 2 проверочной работы На выполнение заданий части 2 проверочной работы по русскому языку даётся 45 минут. Часть

Спецификация контрольного измерительного материала для проведения промежуточной аттестации по русскому языку в 8 классе 1. Назначение КИМа - оценить уровень обученности учащихся 8 класса по предмету «русский

План работы со слабоуспевающими учащимися 2 класса на 2017-2018 учебный год Классный руководитель: Маркина Юлия Вячеславовна Мероприятия Срок 1. Составить список слабоуспевающих учащихся по преподаваемым

Демонстрационный вариант экзаменационного материала переводного экзамена в рамках промежуточной аттестации в 2018-2019 учебном году Русский язык, 6 класс А1. Укажите группу слов, состоящую только из заимствованных

ВПР 015 г. Русский язык. 4 класс. Вариант 4 Проверочная работа по РУССКОМУ ЯЗЫКУ 4 КЛАСС Вариант 4 Инструкция по выполнению заданий части 1 проверочной работы На выполнение заданий части 1 проверочной

Открытый урок. Русский язык. 3 Б Учитель: Новак Галина Николаевна Тамбов 2012 г Открытый урок, 3класс Б Тема: «Правописание непроизносимых согласных» Цель урока: 1.Тренировать умение писать слова с непроизносимыми

Урок русского языка в 6 классе. Правописание приставок пре-, при-. Обобщение. План-конспект урока. Тема. Правописание приставок пре- и при-. Цели. 1.Закрепление навыка правописания приставок пре-, при.

Мухамадеева Айгуль Тальхатовна Учитель русского языка и литературы Тема урока: Повторение темы «Глагол» 1Орг. Момент Организационный момент. Проверка готовности к уроку. Психологический настрой. Создание

Контрольно - измерительный материал разработан на основе требований образовательных стандартов второго поколения для оценивания образовательных результатов в 1 классе как итоговая контрольная работа Цель:

Комплексная итоговая контрольная работа на основе единого текста для 1 класса 2013 г. Контрольно - измерительный материал разработан на основе требований образовательных стандартов второго поколения для

Тема «Правописание приставок пре- и при-» Цели: дать знания о правописании приставок пре- и при-; научить использовать правило в практической деятельности; воспитывать чувство взаимопонимания, взаимопомощи,

Бурцева Светлана Александровна учитель русского языка и литературы высшей категории Донецкой ОШ І-ІІІ ступеней 54 Открытый урок русского языка в 6-Б классе Тема урока: «Повторение правописания приставок

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ОБРАЗОВАНИЯ РУССКИЙ ЯЗЫК Вариант 2 Школа Класс 4 Фамилия, имя фамилия, имя учащегося ИНСТРУКЦИЯ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ На выполнение работы отводится 40 минут. В работе тебе встретятся разные

УДК 372.8:811 ББК 74.268.1Рус Б24 Серия основана в 2007 году Барылкина Л.П., Давыдова Е.А. Б24 Русский язык: Тесты, проверочные работы, мини-диктанты: 3 класс. М.: 5 за знания, 2014. 64 с. (Серия: 5 за

Тема: «Правописание безударных гласных в корне». Цели: закрепить знания, умения и навыки учащихся в написании и проверке слов с безударной гласной в корне; развивать орфографическую зоркость, устную и

ОТКРЫТЫЙ МУНИЦИПАЛЬНЫЙ (ДИСТАНЦИОННЫЙ) ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ 2017 Секция 7 Конспект урока русского языка для учащихся 2-го класса, в котором обучаются дети с ОВЗ. Морозова Наталья Сергеевна учитель начальных

Тема урока: Учитель Образовательная цель Планируемые образовательные результаты Программные требования к образовательным результатам раздела «Глагол» Программное содержание Мировоззренческая идея Соблюдение

МОУ «Гимназия 23» Открытый урок. Развитие речи. 4 класс. тема: Изложение с элементами сочинения. Слепой заяц. (по Анатолию Дементьеву) 2 урока. Учитель: Лебедева Любовь Александровна. г. Озерск 2003 г.

Демонстрационный вариант диагностической работы по исследованию уровня индивидуальных учебных достижений обучающихся 3-х классов по учебному предмету «Русский язык», 2018 год (итоговый контроль) ИНСТРУКЦИЯ

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету «Письмо и развитие» (ОВЗ) УО для учащихся 9 класса на 2018-2019 учебный год Полетаева Ирина Федоровна, учитель русского языка и литературы категория

Урок русского языка. Тема: «Мягкий знак после шипящих в глаголах». Цель: Формировать умение писать ь после шипящих во всех глагольных формах. Задачи: 1.Совершенствовать знания учащихся о глагольных формах

Тесты по русскому языку 2 класс с ответами >>> Тесты по русскому языку 2 класс с ответами Тесты по русскому языку 2 класс с ответами Поставь ударение в словах. Он озирался по сторонам. В саду 12 13 14

Урок русского языка 2 класс «А» «Разделительный мягкий знак» Максименко Л.П. учитель начальных классов 2019 год Русский язык 2 класс УМК «Школа России» Тема: «Разделительный мягкий знак». Тип урока: урок

МОУ «СОШ р. п. Соколовый Саратовского района Саратовской области» Урок по русскому языку в 6 а классе Культура речи Правильное употребление деепричастий Учитель русского языка и литературы высшей категории

Занятие 9 1. Звук [ж]. Буква Жж. Сочетания ЖИ-ШИ. 1. Рассмотреть картинку на странице 25 и определить, в какую игру играют дети. Выделить из начала слова жмурки начальный звук. Несколько раз произнести

Волкова Марина Евгеньевна Учитель высшей квалификационной категории Конспект урока по русскому языку в 3 классе «Правописание слов с парными по глухостизвонкости согласными на конце слов и перед согласным

Широглазова Надежда Николаевна, учитель начальных классов МБОУ «Гимназия» УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА 3 класс Тема урока: «Правописание гласных в приставках» Цель урока: познакомить учащихся с орфографическим

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов 13 г. о. Тольятти Учитель начальных классов Буянова Марина Викторовна

Урок русского языка Тема: Образование однокоренных существительных. Цель: Развитие умения различать суффиксы существительных; разбирать слова по составу. Задачи: 1) Развивать умение анализировать, сравнивать,

Конспект урока русского языка к учебнику А.Д.Шмелёва на тему: «Буквы О и Ё после шипящих в корне» Учитель Бушко М.И. Тема урока: Базовый учебник: Цели Буквы О и Ё после шипящих в корне Русский язык. 5

Тренировочный вариант 2 ВПР 2019 4 КЛАСС Пояснение к образцу проверочной работы На выполнение работы по русскому языку даётся 90 минут. Работа состоит из двух частей и включает в себя 15 заданий. Задания

Русский 4 Имя... Задание 1: Прочитай. Вставь пропущенные буквы, Морж. Я зн...ком с одним м...ржом, Ест он кашу, пьёт боржом, Очень любит эскимо. Вместе ходим мы в кино. Я к м...ржу д...мой х...жу, С ним

Шахверди Оксана Борисовна Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Cредняя общеобразовательная школа 1» Хабаровского края, г. Советская Гавань РАЗРАБОТКА УРОКА «СПРЯЖЕНИЕ ГЛАГОЛА» Цели:

Демоверсия Промежуточная аттестация по русскому языку в 6 классе проводится в соответствии со статьей 58 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» 273-ФЗ от 29.12.2012г., Основной общеобразовательной

Итоговый тест по русскому языку в 8 классе Тест по русскому языку в 8 классе состоит из 2 частей: часть А включает 12 заданий с выбором ответа. К каждому заданию даны 4 варианта ответов, из которых только


пишутся с буквой з перед гласными и перед звонкими согласными (б, в, г, д, ж, з, л, м, н,р) и с буквой с перед глухими согласными {к, п, с, т, ф, х, ц, ч, ш, щ). Например: безгласный - бесклассовый, возбуждение - воспоминание, взбежать - вскружить, изгнать - испортить, низводить - нисходить, раздать - растратить, чрезмерный - чересседельник.
  1. В приставке раз- {рас-) - роз- {рос-) без ударения пишете;; а, под ударением - о. Например: раздать - розданный.
  2. Приставка с- пишется как перед глухими, так и перед звонкими согласными. Например: спрятать - сбежать, столкнуть - сделать.
Упражнение 158. Вставьте пропущенные буквы.
Бе...голосый, бе...печный, бе...вкусный, бе...платный, бе...корыстный, бе...пощадный, бе...дорожный, бе...церемонный, бе...характерный, бе...мятежный, бе...нравственный, бе...толковый, безгрешный, бе...жизненный, бе...численный, бе...шумный, безропотный, бе...предельный, бе...лиственный.
Упражнение 159. Образуйте слова со следующими приставками:
воз вое- (препятствовать, славить, дать, требовать, гордиться, хвалить, стать, жечь);
из ис- (жить, зябнуть, сохнуть, чахнуть, лить, царапать,
шарить);
раз рас- (думать, звонить, колоть, пороть, спросить, цвести,
чесать, шевелить).
Упражнение 160. Перепишите, вставляя пропущенные буквы.
1. Как эта лампада бледнеет пред ясным во...ходом зари, так ложная мудрость мерцает и тлеет пред солнцем бе...смертным ума (П.). 2. В бе...людной улице за версту слышно, как разговаривают двое-трое между собой (Гонч.). 3. Наступила весна, все зазелейело, ра...пустилось, ра...цвело (Акс.). 4. Предра...светный ветер подул, и тихо в...плывает багровое солнце (Т.). 5. ...жатые губы Илюши не шевелились, ...двинутые брови не ра...ходились (Т.). 6. Хорь не все ра...сказывал, он сам меня о многом ра...спрашивал (Т.). 7. Я беспощадно погонял измученного коня (Л.). 8. Поглядев на звезды, Хаджи Мурат ра...читал, что было уже за полночь (Л. Т.). 9. Ни...- кие бе...конечные камыши тянулись до самых гор (Л. Т.). 10. Во сне даже сильный человек кажется бе...защитным и бе...помощным (М. Г.). И. Пламя колебалось, дрожало, точно бе...звучно ра...сказывало о чем-то (М. Г.). 12. Изредка в просвет ни...падали солнечные лучи, в...пыхивал по-летнему синий клочок неба (Шол.). 13. По- хорошему...дружился поваренок с черномазым кубовщиком (И.О.).
  1. Ра...судительный и серьезный матрос терпеливо выслушивал все ра...сказы о житье-бытье (Н. О.). 15. Рука Алексея бегала по ватману, выводя карандашом длинный ра...чет (Аж.).
Для справок. Различие в написаниях расчет - рассчитать связано с правилом: перед -чет пишется одно с (кроме слова бессчетный), перед -чит два с.
Упражнение 161. Перепишите, вставляя пропущенные буквы; поставьте ударение.
Р...зыграть, р...зыгрыш, р...списание, р...спись, р...спустить, р...спуск, р...звальни, р...звалиться, р...зыск, р...зыскать, р...сказать, р...сказни, р...списка, р...списной, р...ссыпи, р...ссыпать.
Упражнение 162. Перепишите, вставляя пропущенные буквы; выделите корни в приводимых ниже словах.
Ни...кий, НИ...ШИЙ, ра...шить, ...делать, ...дание, ...дача, ...доба, ...дешний, ...гибать, не видно ни...ги, со...дать, ...дружиться, ра...дружиться, ...жечь, ...доровье, ...жать, ра...жать, ...двоить, ра...двоить, ...дравствовать.

Еще по теме 1. Приставки на з- и приставка с-:

  1. § 36. Приставки и их роль в образовании форм совершенного вида по учению А.А.Шахматова
  2. § 41. Приставки совершенного вида с реальными временными и количественными значениями
  3. § 36. Приставки и их роль в образовании формсовершенного вида по учению А. А. Шахматова

Упражнения по теме «Правописание приставок»

Гласные и согласные в приставках

1.Вставьте пропущенные буквы

Тщательно п...р...работать, пре...ставить документы, з...конспектировать статью, ...держать обещание, о...бросить врага, на...стройка дома, по...твержденные факты, явное пре...почтение, д...веренное лицо, по...ставить под удар, п...слать заявку, п…глядел, пр…читал, д…тянуться.

Приставки на –З, -С

1.Вставьте пропущенные буквы

Бе…пробудный, во…кликнуть, и…тыкать, ра…косый, бе…выездный, ни…падать, бе…порядок, в…колыхнуть, бе…аконный, бе…лесье, в…бесить, …дравствуй, …жать, бе…трашный, ра…клевать, бе…дарный, и…кусный, …дание, бе…спокойный, бе…жалостный, бе…домный, бе…крайний, бе…деятельный, бе…звучный, бе…конечный, бе…сердечный, бе…славный.

2.К данным словам подберите и запишите антонимы с приставками

На –З,-С.

Полезный, живой, честь, закат, незнакомый, завязка

Приставки ПРИ-, ПРЕ-

1.Вставьте пропущенные буквы

Пр..больно, пр…задуматься, пр…митивный, пр…грубый, пр….кратить, пр…отличный, пр...бывать, пр...открыть, пр...шить, пр...поднять, пр...седание, пр...вращение, пр...писка, пр...говор, пр...смешной, пр...цепить, пр...дорожный, пр...вязывать, пр...озёрный.

Пр…клонить голову к плечу, пр…клонить колени; пр…бывать на месте, пр…бывать на место; пр…творить мечту в жизнь, пр…творить форточку; пр…ходящий учитель, пр…ходящие ценности.

2.Придумайте предложения со следующими парами слов.

Преумножить, приумножить. Претворить, притворить. Пребывать,

Прибывать. Преходящий, приходящий .

3. Подберите антонимы к следующим словам, используя приставку ПРЕ-.

Пребедный, превеселый, превысокий, прелюбезный, премного, презлой


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Слайды презентаций в программе Power Point это удобный и результативный способ предоставить ребенку возможность с интересом выполнить то или иное логопедическое упражнение. Презентация со...

Упражнение 1.

Вставьте пропущенные буквы. Распределите и запишите слова в две колонки: в первую - с приставкой при- , во вторую - с приставкой пре- .

Старинное пр...дание, камень пр...ткновения, пр...чуды природы, пр...ступить (к делу), богатое пр...даное, пр...вратности судьбы, пр...одоление препятствий, не надо пр...рекаться, пр...знание в содеянном, пр...бывать в бездействии, беспр...кословно повиноваться, пр...верженец новых взглядов, пр...дать друга, пр...мирить врагов, пр...бытие поезда, непр...менное условие, полезное пр...обретение, жизнь без пр...крас, пр...забавный случай, пр...ломление лучей, пр...вышение полномочий, пр...остановить слушание дела, давать пр...сягу, искатели пр...ключений.

Упражнение 2.

Запишите и запомните эти слова иноязычного проис­хождения, объясните их значение. Составьте с данными словами словосочетания или предложения.

Прелюдия, преамбула, превалировать, престиж, привилегированный, прейскурант, премьера, примат, примадонна, претензия, прецедент.

Упражнение 3.

Перепишите текст, вставляя недостающие орфограммы. Объясните написание приставок.

Обманчивый лес

Однажды, охотясь в густом лесу, король Генрих напал на след пр...красной горной козы и, пр...следуя ее, отстал от своей охотничьей свиты на большое ра...стояние.

Раздраженные запахом зверя, его собаки так увлеклись п...гоней, что...скоре не стало слышно даже их лая. Между тем нез...метно...гущался вечер, и н...ступила ночь. Тут король понял, что заблудился. И...дали д...носились призывные звуки охотничьих рогов, но чем ближе, как казалось королю, он шел к ним, тем слабее звучали рога. С досадой в...помнил Генрих о том, как...бивчивы и капризны громкие звуки в горных лесах и какой предательский пересмешник - горное эхо. Но было уже поздно. Пр...дстояло переночевать в лесу.

(По А. Куприну)

Упражнение 4.

Составьте словосочетания с данными словами. Объясните значение приставок пре- и при- .

Превратить, презирать, преодолеть, претворить, привыкнуть, пригласить, приготовить, приостановить, превзойти, превратиться.

Упражнение 5.

Замените обороты словами с приставками пре- и при- .

Усердный, старательный; находящийся возле школы; приехать куда-нибудь; сообщить недругу какую-либо тайну; устный рассказ, история, передающаяся из поколения в поколение; склонности, ставшие обычными, постоянными; обратить что-либо в нечто другое; лечь ненадолго; охранник, стоящий у ворот; перестать что-либо делать; немного открыть.

Упражнение 6.

Напишите текст под диктовку. Подчеркните приставки пре- и при- , объясните их написание.

Хитрая мангуста

Я увесил каюту гирляндами бананов. Они на веревочках качались под потолком. Это для мангуст.

Я выпустил ручную мангусту, и она теперь бегала по мне, а я лежал прикрыв глаза. Чуть приоткрыл глаза и вижу, что мангуста прыгнула на пояку, перелезла на раму круглого пароходного окна, покрепче примостилась и глянула на меня. Я притаился. Мангуста толкнула лапкой в стейу, и рама поехала вбок. Когда рама приблизилась к бананам, мангуста рванулась, прыгнула и обеими лапками ухватила банан. Она повисла на момент в воздухе. Но банан оторвался, и мангуста прыгнула на все четыре лапки. Прекрасный акробатический прыжок! Я привскочил поглядеть, но мангуста уже беспрерывно возилась под койкой. Через минуту она предстала передо мной с измазанной мордой и покрякивала от удовольствия.

(По Б. Житкову)

Упражнение 7.

Вставьте пропущенные буквы, распределяя слова по столбикам (пре- , при- )

Пр_дорожный, пр_открыть, пр_одолеть пр_пятствие, пр_возмочь боль, пр_сесть на скамью, пр_глушить, пр_морский, пр_сытиться, пр_небрегать, пр_вращение, пр_следование, пр_знаться, пр_зирать труса, пр_брежный, пр_ображение, пр_ступить к делу, пр_остановить, пр_восходный, пр_образование, пр_града, пр_ручить, пр_строить, знаки пр_пинания, пр_забавный котенок. Пр_бывать в неведении – пр_бывать по расписанию; старинное пр_дание – пр_дание силы; пр_данный патриот – пр_данный врагами – пр_данный командованию; пр_емник традиций – пр_емник «Турист-2» – пр_емственность поколений – пр_емлемый вариант; пр_зрение к смерти – пр_зрение сироты – пр_зор; пр_зирать угрозы – пр_зирать детей, потерявших родителей; пр_ображенный – пр_обретенный; пр_творить в жизнь – пр_творить дверь; пр_ткнуться о камень – пр_ткнуться в уголок; пр_увеличивать – пр_уменьшать значение открытия, пр_уменьшать расходы ради экономии; пр_ходящий момент – пр_ходящий медработник; пр_дел в храме – пр_дел всему; пр_клонить ветви – пр_клонить колена; пр_падать к земле – пр_подать урок; пр_скорбный факт – пр_светлый образ.

Тест по теме "Правописание приставок ПРЕ- и ПРИ-"

1. В каком слове пишется приставка пре- ?

1) Пр_брежный;
2) пр_остановиться;
3) пр_прятать;
4) пр_увеличить.

2. В каком слове пишется приставка при- ?

1) Пр_успеть;
2) пр_вращать;
3) пр…жать;
4) пр_провождать.

3. Найдите вариант с орфографической ошибкой.

1) Президент

2) презирать

3) преоритет

4) президиум

4. В каком слове пишется приставка пре-?

1) Пр…морский

2) пр…землиться

3) пр…пятствие

4) пр…сесть

5. В каком слове пишется приставка при-?

1) Пр…умолкла

2) пр…рвали

3) пр…лестный

4) пр…клонить колени

6. В каком слове пишется приставка пре-?

1) Пр…бирать

2) пр…растать

3) пр…влекательный

4) пр…большой

7. В каком слове пишется приставка при-?

1) пр…возносить

2) пр…вратиться

3) пр…сесть

4) пр…уменьшить

8. В каком слове приставка обозначает «неполное действие»?

1) Пр…хорошенький

2) пр…брежный

3) пр…стегнуть

4) пр…открыть

9. В каком слове приставка обозначает «приближение»?

1) Пр…хлынут

2) пр…лечь

3) пр..милый

4) пр…пятствие

10. В каком слове написание пре-/при- зависит от контекста?

1) Пр…слушиваться

2) пр…нахмурилась

Урок русского языка в 5 классе.

Тема урока: «Буквы –з и –с на конце приставок».

Тип урока: урок открытия нового знания.

Технология: технология деятельностного метода

Цели урока:

- обучающие: формирование представления о способе выбора написания согласных букв з и с на конце приставок; формирование навыка морфемного разбора;

- развивающие: закрепление знаний об этапах учебной деятельности и их содержании; развитие умения самостоятельного осуществления учебной деятельности под руководством учителя;

- воспитательные: формирование коммуникативной культуры учащихся.

Задачи урока:

-дидактическая: создать условия для самостоятельного выделения и формулирования учащимися познавательной цели урока, осознанного построения речевого высказывания в устной форме, структурирования знаний.

- учебная: создать условия для усвоения учащимися условий выбора согласной з и с на конце приставок.

Оборудование: алгоритм действий; карточки для индивидуальной работы учащихся; презентация.

Ход урока:

    Самоопределение к учебной деятельности. (слайды №1 и2)

Здравствуйте, ребята. Садитесь. Сегодня мы продолжим путешествие по стране морфем. Ребята, а что должен сделать путешественник, прежде чем отправиться в дорогу?

(Проверить свой багаж)

Что нам нужно сделать, чтобы проверить наш багаж?

(Повторить необходимый материал)

    Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном действии. (слайд № 3)

Заглянем в чемодан уже накопленных о стране морфем знаний. Всё ли на месте?

(Нет.)

Чтобы навести порядок, необходимо завершить данные высказывания: (слайды № 4 – 8)

    Приставка, корень, суффикс, окончание – это ……….

    Морфемы как части слова изучаются в особом разделе науки о языке – ……….

    При образовании однокоренных слов получаются слова с разным ……………. значением.

    Замену одних звуков другими в одной и той же части слова называют ………………….

    Части слов, в которых имеются чередования звуков, называют…………..

Молодцы, ребята! Вы навели идеальный прядок в чемодане знаний. (слайд № 9)

Скажите, ребята, а связана ли морфемика с орфографией?

А что вы знаете об орфографии? Что представляет собой этот раздел науки о языке?

(Это раздел науки о языке, который изучает правила написания слов.)

Какие орфограммы в приставках вам уже известны?

(Правописание гласных и согласных в приставках.)

Чтобы сесть на поезд, который повезет нас дальше по стране Морфемике, нам нужен билет. Купить билет мы сможем, вспомнив это правило и выполнив задание на его повторение. (слайд № 11)

Задание. Запишите данные словосочетания, вставив пропущенные буквы. Объясните их написание. (слайд№ 12)

Н..писать сочинение

С..рвать цветок

П..ласкать котёнка

Пр..дсказывать погоду

Тправиться в поход

Д..ехать до деревни

Кто хочет поработать у доски?

(Учащиеся по очереди выходят к доске, также задание выполняется в рабочих тетрадях.)

Отлично, билеты в путешествие по стране Морфемике мы приобрели. Занимаем места в вагонах поезда и отправляемся.

А вот и первая станция. Узнать название станции мы сможем, если обратим внимание на то, что написано на здании вокзала. Оно зашифровано, некоторые буквы пропущены. (слайды № 13 – 14)

Задание. Вставьте пропущенные в словах буквы, объясните их написание.

Ра..писать стены

Ра..ровнять землю

В..лететь по облака

В..кинуть руки

Бе..людный парк

Бе..платный вход

(Учащиеся выполняют задание в карточках.)

Удалось ли вам справиться с задание?

(Нет.)

Почему вам не удалось выполнить задание? В чём затруднения?

(Мы не можем объяснить написание букв з и с.)

    Постановка учебной задачи. (слайд №14)

В какой части слова находятся пропущенные буквы?

(В приставке)

Всё ли мы знаем о правописании приставок?

(Нет. Нам неизвестно правило написания букв з и с на конце приставок.)

Какова же цель нашего путешествия сегодня?

(Узнать условия написания букв з и с на конце приставок.)

Как же называется станция, на которую мы прибыли? Её название и будет темой нашего урока. Сформулируйте тему урока.

(Буквы з и с на конце приставок.)

Запишите тему урока в рабочих тетрадях.

(слайд №15)

    Построение проекта выхода из затруднения. (слайд № 16)

Какие знания о стране Морфемике нам понадобятся для достижения цели нашего путешествия?

(Умение выделять приставку в слове, знания о том, что морфемы могу иметь варианты, умение видеть условия выбора варианта морфемы, умение комментировать написание приставок)

Для определения условий написания букв з и с на конце приставок предлагаю вам поработать в группах. Но что мы должны сделать, прежде чем вы приступите к работе?

(Составить план действий.)

Каким будет ваш первый шаг? (Выделить приставку)

Второй? (Определить, какая буква пишется после приставки)

Третий? (Сделать вывод)

(План действий выводится на слайде презентации.)

    Реализация построенного проекта. (слайд №16)

Разделитесь на четыре группы и, следуя алгоритму, поработайте в карточках. Выделите приставку в слове и обратите внимание на то, какая буква пишется после приставки.

Учащимся раздаются карточки со совами.

1 группа

2 группа

3 группа

4 группа

Безбрежный

Взглянуть

Возлагать

Бесценный

Раскидать

Вспылить

Воспарить

Время вышло. Посмотрим, что у вас получилось. Вывесите результаты своей работы на доску. Все ли группы справились с заданием? (Да.)

Итак, ребята, выполнив это задание, вы можете ответить, от чего зависит написание букв з и с на конце приставок?

(Да. Написание букв з и с зависит от того, какая буква пишется после приставки.)

Сформулируйте, пожалуйста, правило написания букв з и с на конце приставок.

Как нам оформить правило, чтобы было легче его запомнить?

(Составить цепочку действий, алгоритм.)

Каким будет первый шаг?

(Учащиеся проговаривают шаги алгоритма, учитель фиксирует его, выводит на слайд презентаци) )

(слайд №17)

Теперь проверим правильность наших выводов. Откройте учебник, внимательно прочитайте правило и проверьте цепочку. Все ли верно?

Вернёмся к названию нашей станции и выполним в тетрадях задание, с которым в начале вы не смогли справиться. (слайд № 18).

Ученики вставляют пропущенные в приставках буквы и комментируют условия их написания, работу выполняют в тетрадях.

    Первичное закрепление во внешней речи. (слайд № 19)

- Теперь ваша задача научиться применять это правило на практике. Выполним упражнение.

(Учащимся предлагается выполнить упражнение на новое правило из учебника. (Упр. 423) Учащиеся выполняют упражнение рабочих тетрадях, проговаривая по цепочке условия написания букв –з и –с на конце приставок.)

    Самостоятельная работа с проверкой по эталону.

- А теперь проверим, насколько внимательными вы были в путешествии и что усвоили. Для этого вы должны поработать самостоятельно. Для вас оставлено несколько заданий, решив их вы сможете продолжить путешествие по стране Морфемике.

Задание. Вставьте пропущенные буквы и объясните их написание.

Самостоятельная работа.

I вариант

II вариант

Бе..ропотный

Ра..сердить

Ра..статься

Бе..звучный

Ра..считывать

В..хлипнуть

Бе..толковый

И..царапать

Бе..предельный

Бе..жалостный

Ра..чесать

Ра..винтить

Бе..сердечный

Ра..плести

И..следовать

В..лететь

Ра..сказать

И..черпать

Ра..ведать

Ра..чистить

Ра..крутить

Образец проверки. (Слайд № 20)

I вариант

II вариант

Эталон проверки.

I вариант

II вариант

Безр опотный

Расс ердить

Расс таться

Безз вучный

Расс читывать

Всх липнуть

Бест олковый

Исц арапать

Бесп редельный

Безж алостный

Расч есать

Расс вет

Разв интить

Изл ить

Бесс ердечный

Расп лести

Исс ледовать

Разж ечь

Взл ететь

Расс казать

Исч ерпать

Разв едать

Расч истить

Раск рутить

(Учащиеся выполняют задание в индивидуальных карточках, затем проверяют его по образцу и оценивают свои работы, используя образец проверки и критерии оценивания.)

    Включение в систему знаний и повторение. (слайд № 21)

Скажите, ребята, где мы будем применять новые знания?

(Это правило останется в нашем багаже знаний, оно пригодится нам в жизни: нужно уметь грамотно писать.)

Тем, кто справился с самостоятельной работой отлично и уверен в своих знаниях, я предлагаю выполнить более сложное задание.

Дополнительное задание.

Вставьте пропущенные буквы и запишите данные слова в два столбика:

1) с приставкой, оканчивающейся на –з и –с (объясните условия выбора согласных на конце приставки);

2) с приставками, неизменяющимися на письме.

Ра..считывать, о..блеск, от..брать, бе..хитростный, з..лепить, бе..шумный, з..держать, ра..ведать, в..бежать, ра..думать, пре..почтение, и..подтишка, в..бросить, н..думать, бе..звездный, п..бежать, ра..дразнить, п..дбегать.

(Учащиеся получают карточки с заданием, 2-3 минуты работают самостоятельно)

Тем, кто допустил ошибки в самостоятельной работе, я предлагаю обратиться к эталону проверки, проанализировать свои работы и выполнить упражнение из учебника №424. (слайд № 22)

(Ученики допустившие ошибки выполняют упражнение из учебника, по которому идёт работа, аналогичное заданию из самостоятельной работы. Один из учеников работает у доски.

Учащиеся, получившие дополнительное задание, по цепочке озвучивают ответы.)

    Рефлексия учебной деятельности. (слайд № 23)

Наше путешествие заканчивается, пора подвести итоги.

Какую цель мы поставили в начале путешествия?

(Узнать условия написания букв –з и –с на конце приставок.)

Достигли мы этой цели? (Да.)

Что мы узнали? (Учащиеся озвучивают изученное на уроке правило)

С какими трудностями мы столкнулись в путешествии?

(Учащиеся называют затруднения, вызванные на этапе пробного действия.)

    Домашнее задание.

- Учитывая полученные вам сегодня знания и те затруднения, которые вы испытали в путешествии, я предлагаю вам выполнить дома следующие задания:

1) выучит правило и алгоритм действия;

2) выполнить упражнение 427,

(Учащиеся, выполнившие самостоятельную работу без ошибок, выполняют данное в тексте упражнения творческое задание; учащиеся, допустившие ошибки в самостоятельной работе, вставляют пропущенные буквы и объясняют условия их выбора)

Наше путешествие окончилось. Спасибо всем, кто принял в нем участие.