Упражнение для проведения социально психологического тренинга. Упражнение «Имена - качества». Творческое задание «Прекрасный сад»

Социально-психологический тренинг (СПТ)

Тренинг (с англ.) – тренировка, упражнение. Развитию Т‑групп положили начало исследования К. Левина, работы которого считаются классическими в области групповой динамики.

Пример СПТ – тренинг общения. Тренинг направлен на приобретение компетентности, грамотности в общении, лучшее понимание себя и других, более точную самооценку.

Воспитательный триатлет и жадный лыжник, Браун нашел идеальную форму в спортивной психологии. Два - Ник Томан и Дэвис Тараутер - принесли домой золотые медали. У меня лучшая работа в мире, - говорит Браун. Работа с олимпийцами - это лишь часть картины. Лидеры в области спортивной психологии говорят, что возможности для их опыта растут в университетских спортивных департаментах, средних школах и клубных видах спорта. В конце концов, те же методы, которые использовались для умственного соответствия элитных спортсменов - визуализация и управление стрессом, среди прочего, могут помочь спортсменам всех уровней оставаться на вершине своей игры.

Оптимальный вариант – 7-15 человек, 1 раз в неделю, по 1,5‑2 часа.

Виды работы СПТ:

1) диагностика – уточнение и оценка различных особенностей группы и отдельных её участников (например, сплоченность группы, ценностные ориентации её членов, темперамент и особенности мышления отдельных личностей и т.д.);

2) разминка или психологический разогрев – 5-10 мин. Снятие двигательных, голосовых и других стереотипов. Например, можно организовать громкое групповое перехлопывание или перетопывание и т.п.;

Мы живем в спортивно-любящем обществе. Это означает найти край, выходящий за пределы физической формы. Эксперты в этой области больше не думают о максимальной производительности как естественном побочном продукте практики и физической обусловленности, говорит Браун. Вместо того, чтобы сосредоточиться на победах в полевых играх, они признают, что спортсменам нужны те же острые умственные навыки, которые успешно конкурируют в бизнесе, искусстве и в операционной.

«Мы считаем, что поле действительно представляет собой психологию производительности», - говорит Марк Аояги, доктор философии, директор по спортивной и исполнительской психологии в Университете Денвера. «Это не относится к спорту, хотя оно развивалось из спорта».

3) развитие сензитивности – повышение чувствительности в области межличностных отношений, например быстрое распознавание эмоционального состояния другого человека;

4) обучение индивидуальному аутотренингу – расслабление, снятие напряженности с использованием самовнушения;

5) ролевые игры – близкие к драматическим этюдам, в которых участники берут на себя проигрывание различных ролей, встречающихся в межличностном общении.

Это означает, что возможности для спортивных психологов не ограничены олимпийцами и элитарными спортсменами. Варианты карьеры открываются на этапах и в залах заседаний. Если защитник может визуализировать точный проход к получателю в конечной зоне, танцор может представить себе идеальный пируэт, говорит Браун. Все дело в достижении высшей формы и позитивном прогнозе, несмотря на неудачи, потери или отвлекающие факторы.

Но большинство спортивных психологов работают на более низких рабочих местах, например, в университетских спортивных отделениях, говорит Глория Балаге, доктор философии, профессор психологии Университета штата Иллинойс, Чикаго. «Это не только для производительности, но и для того, чтобы спортсмены-спортсмены были хорошо округлены», - говорит она.

Принципы СПТ. Принципы оговариваются в самом начале занятий в группе:

1) принцип активности участников предполагает безоговорочное участие в любых формах групповой работы;

2) принцип творческой исследовательской позиции – установка на само- и взаимоизучение, отказ от стереотипов мышления, поиск нового в типичных ситуациях, попытка построения новой модели поведения;

Студенческие атлеты сталкиваются с множеством отвлекающих факторов. Плохая погода приводит к задержкам в поездках в выездные игры. В этих обстоятельствах спортивные психологи могут помочь студентам-спортсменам поддерживать хорошую «психическую гигиену», чтобы оставаться конкурентоспособными как в классе, так и на поле, говорит Голдман.

Упражнение «Имена - качества»

Перспективы работы хороши и в армии. По словам Аойаги, обязательство поддерживать военнослужащих, мысленно приспособленных для битвы, сделало армию США крупнейшим работодателем спорта и исполнительских психологов страны. В военных условиях спортивные психологи работают с солдатами, их семьями и гражданскими лицами, чтобы повысить сопротивляемость невзирая на то, отправится ли она на третье развертывание в Афганистан или справится с смертью близкого человека во время боя.

3) принцип обратной связи – каждый участник тренинга получает от группы информацию относительно своего поведения. При этом соблюдаются следующие условия: обратная связь должна носить описательный (а не рекомендательный) характер; должна быть неотсроченной и следовать сразу после выполнения задания; касается действий, а не личности, причем конкретных действий в конкретных ситуациях (запрещаются высказывания типа «Ты всегда…» или «Ты никогда…»); касается тех свойств личности, которые могут быть изменены;

Спортивные психологи также работают в частной практике, помогая широкому кругу спортсменов. Например, родители перспективных спортсменов средней школы часто нанимают спортивных психологов, чтобы дать своим детям преимущество, равно как и любительские спортсмены, стремящиеся улучшить свою работу. Триатлеты, гольфисты, теннисисты и конники - все это потенциальные клиенты, будь то любители или профессионалы.

«Поменяйтесь местами, те кто»

По его словам, в частной практике диапазон зарплат довольно широк. Спортивная психология - это «бутик-сервис», который обслуживает нишу клиентов, которые платят за услуги сами, отмечает Аояги. «Нет никакого потолка к тому, сколько вы можете сделать, но и пола нет», - говорит он.

4) принцип партнерского общения состоит в равенстве психологических позиций участников, признания значимости проблем каждого.

Цели групповой работы в тренинге: помощь в исследовании и решении психологических проблем; улучшение психического здоровья; развитие самосознания с целью самоизменения и коррекции поведения; изучение психологических основ общения; содействие личностному росту.

Недостаточно быть лицензированным психологом, занимающимся спортом, - говорит Балаге, - и, зная, как правильно пройти тренировку, она может сбивать с толку, добавляет она. «Тренировочный курс по-прежнему состоит в том, что студенты должны собраться вместе», - говорит она.

Упражнение «Учимся противостоять влиянию»

Нередко будущие спортивные психологи зачисляются в клиническую или консультационную докторантуру, а затем проводят дополнительные занятия по кинезиологии, физиологии, спортивной медицине, бизнесу и маркетингу, говорит Голдман. Обучение спортивной психологии все еще развивается, поэтому наставники также могут помочь вам в обучении. Ваш советник может быть наставником, или Балаге предлагает познакомиться с спортивными психологами, консультирующимися с атлетическим отделом вашего университета.

Общие тренинговые методы: групповая дискуссия; игровые методы; методы, направленные на развитие социальной перцепции; методы телесно-ориентированной психокоррекции; медитативные техники.

Количество техник, применяемых в психодраме и ролевых играх, более тысячи. Выделяют девять специальных базовых техник:

1) представление самого себя (самопрезентация) – серия коротких ролевых действий, в которых участник изображает самого себя или кого-то очень важного для себя;

Рекомендуется, чтобы учащиеся, которые хотят карьеру в спортивной психологии, проводят специальную подготовку по спортивной психологии и докторантуре, говорит Аойаги. Горстка школ пыталась угадать догадки на докторантуре, развивая концентрации в спортивной психологии.

Программа СПТ для подростков. Описание психологических упражнений

Требования включают в себя три курса - физическую и спортивную психологию, социальную психологию спортивной и прикладной спортивной психологии, а также практикум спортивной психологии, один исследовательский проект по спортивной психологии и однолетнюю стажировку. В Университете штата Флорида докторская программа в области педагогической психологии имеет крупную спортивную психологию. Студенты и их советники выбирают наблюдательный комитет из четырех человек, который утверждает курс обучения по специальности.

2) исполнение роли – имитация поведения какого-то человека или акт принятия роли части тела, животного, неодушевленного предмета или даже роли представления или понятия, например, такого как страх, смерть, неуверенность;

3) диалог – изображение в ролевых играх взаимоотношений между реальными людьми, где каждый играет самого себя (например, в семейной психотерапии);

На веб-сайте подразделения представлен список ресурсов для студентов и лицензированных психологов, заинтересованных в этой области. Работа с клиентами, которые хотят преуспеть, - это проблема, с которой Балаге больше всего нравится в своей работе. «Вы не работаете из-за дефицита; вы работаете над тем, как эти клиенты могут использовать все, что у них есть», - говорит она. «Там также меньше выгорания, когда вы работаете с этой очень позитивной точки зрения».

Аояги тоже находит занятое, высокопоставленное население весело работать. Но недостаток, добавляет он, заключается в том, что некоторые клиенты хотят работать на скорости гепарда или сгибаться под серьезными углами, прежде чем они «готовы». Они иногда хотят слишком много сделать, слишком рано, - говорит он.

4) монолог – проговаривание своих чувств и мыслей вслух, очень часто во время движения по кругу;

5) дублирование – техника, при которой вспомогательное лицо играет дублирующую роль кого-либо одновременно с ним, пытаясь стать его «психологическим двойником»;

6) реплики в сторону – в ситуации ролевой игры, в которой кто-либо из участников общается со вспомогательным лицом и говорит вслух, что он действительно думает, чувствует или собирается делать;

Путешествуя со спортивной командой и завоевывая игроков, доверие может быть полезным, - говорит Браун. Спорт-психологи также ходят по этической линии, решая, сколько информации нужно делиться с тренерами и командами. Быть на дороге с командой также означает мало времени, чтобы расслабиться и расслабиться. Вы всегда «на», - говорит Браун. Вот почему для спортивных психологов важно заботиться о своем собственном эмоциональном здоровье, пока они ухаживают за игроками.

Иногда спортивный психолог имеет сложную работу по консультированию студента-спортсмена, который хочет выйти из команды, несмотря на оппозицию тренера, говорит Голдман. Несмотря на это, он не видит много недостатков в своей профессии. «Это действительно полезно быть частью этого и наблюдать, как спортсмены сияют после всей тяжелой работы, которую они совершили», - говорит он.

7) обмен ролями – одно из самых важных и сильных психокоррекционных средств. В этой технике на короткое время два человека меняются местами – физически – так, что А становится Б и Б становится А. При этом каждый перенимает позу, манеры, душевное и психологическое состояние другого;

8) техника пустого стула – метод, активно применяемый и в психодраме, и в гештальттерапии. Участник взаимодействует с воображаемым кем-то или чем-то, представленным одним или несколькими пустыми стульями, в форме монолога или чаще – обмена ролями;

Чувства являются воротами в мир. Они более чем чистое восприятие: видение, слух, обоняние, прикосновение, чувство, дегустация - все эти сенсорные восприятия оказывают длительное влияние на качество жизни человека. Мы не только более интенсивно воспринимаем нашу среду и окружающую среду - все стимулы и импульсы также расширяют наши горизонты, приносят нам новые идеи и идеи и открывают совершенно новые возможности.

Повысьте свои чувства: Улучшенное восприятие как фактор успеха

В каждой ситуации и каждом контакте с другими людьми сотни стимулов проникают в наши органы чувств. Пресловут решительно характеризуется запахом, прикосновением, зрительным контактом и голосом. Те, кто сознательно воспринимают и, прежде всего, могут фильтровать различные импульсы, не только лучше оценивают - они также могут отделять важную информацию от несущественной информации.

9) техника зеркала осуществляется вспомогательным лицом, исполняющим роль кого-либо из участников в течение короткого времени, а третий наблюдает за ними, удалившись из пространства действий. Далее идет интерпретация.

Среди базовых выделяется общая группа техник: «шаг в будущее», «возврат во времени», «тест на спонтанность», «сновидения», «психодраматический шок» и «ролевые игры под гипнозом».

Ролевая игра - давление группы

В результате он или она может услышать критический тон, воспринимать случайные жесты или чувствовать неопределенность в другом человеке. Четкие чувства не роскошь, а реальное преимущество. Конечно, не больно, что эта выгода может увеличить удовольствие и, таким образом, повысить качество жизни.

Человеческое восприятие является результатом сбора и обработки информации, которую мы получаем через различные сенсорные впечатления. Стимулы, воспринимаемые чувствами - эта часть восприятия называется восприятием - обрабатываются мозгом и сопоставляются с хранимыми образцами. Поэтому наше восприятие представляет собой комбинацию зарегистрированных в настоящее время стимулов и добавление этой информации, уже обработанной в мозге.

Для преодоления негативных эмоциональных состояний применяется также темоцентрированное воздействие (ТЦВ). Группы темоцентрированного взаимодействия относятся к гуманистической традиции, что и роджеровские группы встреч. Специфической чертой метода является концентрация на определенной теме, структурирующей события, происходящие в группе. ТЦВ применяется как метод расширения опыта индивида, обладающий чертами интегративных обучающих стратегий, психотерапии и психодинамического тренинга. Методика ТЦВ является эффективным средством исследования и развития «Я», поскольку в процессе темоцентрированного взаимодействия каждый участник ТЦВ осмысливает тему своим собственным, неповторимым образом. Поставленная интеллектуальная проблема одновременно ориентирует человека на обращение к личному опыту и перенесение его на ситуацию «здесь и теперь». Обсуждение темы в группе проходит на основе собственных впечатлений и наблюдений.

Это особенно заметно при визуальном восприятии: иногда мы видим вещи, которые на первый взгляд кажутся чем-то совершенно другим. Примером этого является наш выборочный тест восприятия, который вы. Поэтому большая часть нашего восприятия - это конструкция, которую наш мозг создает из разных частей информации. Хотя это создает пространство для неверных истолкований, это единственный способ обрабатывать богатство тысяч стимулов в день, не становясь безумным.

Поэтому те, кто заостряют свои чувства, не только улучшают свое восприятие, но и тренируют обработку информации. Чувства и восприятие можно обучить - подобно мышцам или памяти. Решающим для этого, однако, является то, что вы воспринимаете своих собратьев и окружающую среду тщательно и сознательно. Это возможно только в том случае, если вы уменьшаете отвлекающие факторы или исключаете их, насколько это возможно.

Эффективно работает и метод позитивной психотерапии, разработанный Н. и Х. Пезешкиан, который основывается на трёх принципах – надежды, гармонизации и консультирования. На этапе работы с учётом принципа гармонизации используется распределение энергии по четырём основным сферам жизнедеятельности – телесной, ментальной, социально-коммуникативной и духовной. К телесной сфере относятся еда, сон, секс, телесные контакты, забота о внешности, физические упражнения, переживания боли и телесного комфорта/дискомфорта. В идеальной, гармоничной модели на каждую сферу выделяется 25% жизненной энергии. Реальное распределение энергии выявляется с помощью неформализованного теста.

Восприятие через умственную подготовку

Исследователи из Швейцарского федерального технологического института в Лозанне обнаружили, что умственная подготовка также может усилить ваши чувства и улучшить ваше восприятие. Этого может быть достаточно, чтобы представить чувственное восприятие интенсивно, чтобы улучшить чувства. Это работает, потому что наше восприятие состоит не только из сенсорных стимулов, но и от обработки этих стимулов.

Уточните свои чувства: медитация и внимательность

Некоторые рассматривают такие понятия, как и все еще с определенным скептицизмом. Это не является полностью необоснованным, поскольку на рынке существуют действительно ориентированные на эзотерику провайдеры. Тем не менее, эффективность этих методов также доказана традиционной медициной.

Согласно Пезешкиану, дисбаланс в телесной сфере создаёт риск соматических и психосоматических заболеваний (в ментальной – агрессивных дистрессовых реакций и перфекционизма и так далее). При выявлении дисбаланса (например, менее 10% и более 50%) в какой-либо сфере сначала рассматривают возможности гармонизации, перераспределения остальных трёх сфер и только на последнем этапе целенаправленно обсуждают мероприятия для сбалансирования наиболее проблемной сферы. Достигается это путём директивных, конкретных и простых предписаний по изменению стиля жизни руководителя, а также с помощью планирования будущего, задействуя все четыре сферы жизнедеятельности.

В.В. Козлов и Ю.А. Бубеев в своей книге «Измененные состояния сознания – системный подход» советуют: при работе с чувствами как предметом трансформации, личностного роста и терапии нужно всегда иметь в виду несколько важных моментов:

Чувства и эмоции имеют динамичный и «текучий» характер и часто работа с ними похожа на стремление наполнить водой сито;

Любое стремление проанализировать, отрефлексировать чувство или эмоцию приводит к перефокусировке осознания на само содержание мышления и к изменению самого чувства;

Любые достаточно сильные чувства (чувство одиночества, любовь и др.) полностью захватывают личность, сознание человека и лишают его самостоятельности и возможности тонкой рефлексии.

1. Для стабильности и эффективности работы необходимо опираться на наиболее сильные чувства, которые связаны с базовыми потребностями человека: стремление к превосходству, жажда жизни, страх смерти, эгоизм и др.

2. Развивать в личности созерцательность. Основная цель – научиться тотально проживать целостность чувства.

3. Формировать осознанность и отождествленность со свободным индивидуальным сознанием.

Таким образом, в настоящее время применяют различные методы регуляции и саморегуляции эмоциональных состояний:

Суггестивные – внушение в бодрствующем состоянии или в гипнозе;

Аутогенная тренировка;

Рациональная (разъяснительная);

Групповая;

Условно-рефлекторная (поведенческая);

Музыкотерапия;

Библиотерапия (лечение чтением книг);

Имаготерапия (от лат. imago ? воображение);

Психодрама и др.

Суггестивная психокоррекция представляет собой способ психического воздействия психолога на клиента. Внушение (от древнерусского «внъуши» ? вложить в уши) практически всегда должно иметь место при беседе психолога с клиентом во время разъяснения ему характера проблем и убеждения в возможности их решения. При этом жесты, мимика психолога, действия, окружающая обстановка имеют хотя и дополнительное, но немаловажное значение. Суггестивная психокоррекция может осуществляться двумя путями: клиент может находиться в бодрствующем состоянии либо в состоянии релаксации.

Аутосуггестия. В этом случае клиент усилием воли должен сконцентрировать свои мысли на словах, аналогичных словам, произносимым психологом, и неоднократно повторять (про себя или вслух) формулы внушения. Одним из вариантов самовнушения является аутогенная тренировка (АТ).

Аутосуггестия – самовнушение. Существует много определений самовнушения. Так, А.М. Свядощ (1982) под самовнушением понимает «усилие влияния представлений на вегетативные или психические процессы, вызванные психической активностью лица, проводившего самовнушение». М.Е. Бурно (1975) считает, что самовнушение – это методика внушения каких-то мыслей, желаний, образов, ощущений, состояний самому себе.

Механизмы внушения и самовнушения изучены ещё недостаточно. Предполагается, что в основе как внушения, так и самовнушения лежат ослабленные действия сознательного контроля, осуществляемого в отношении воспринимаемой информации. Если при внушении очаг концентрированного возбуждения в коре головного мозга возникает в результате действия внешних раздражителей, то при самовнушении он может образовываться вследствие оживления и тренировки внутренних ассоциативных связей.

Самовнушение также, как и внушение, возможно в бодрствующем состоянии (например, метод Куэ) и в состоянии аутогипнотического транса (например, метод Шульца). Сам Шульц (1932, 1960) рассматривал разработанный им метод аутогенной тренировки как самовнушение, проводимое в состоянии саморасслабления, как «концентрированное саморасслабление».

Произвольное самовнушение – метод Куэ. Эмиль Куэ родился во Франции (1857-1926). Основываясь на своих практических наблюдениях, Куэ создал систему психотерапевтической помощи, которую назвал «школой самообладания путем сознательного самовнушения». Созданный им метод «произвольного самовнушения» применяется в практике психотерапии по сегодняшний день.

Куэ считал, что главной причиной заболевания является болезненное воображение, в котором проявляется бессознательное Ид. Он утверждал, что все люди находятся во власти силы своего собственного воображения и что больной человек, «вооружившись правильным представлением, может снова достичь своего душевного равновесия». Сознательное самовнушение по Куэ – это лечебный метод, позволяющий подавить болезненные, вредные по своим последствиям представления и заменить их полезными и благотворными.

Согласно Куэ, лечебные представления, которые он назвал «формулой самовнушения», являются по своей сути констатацией факта. Формула самовнушения должна быть простой и не носить насильственный характер. Например: «С каждым днем во всех отношениях мне становится все лучше и лучше». При этом неважно, считает Куэ, соответствует ли формула самовнушения действительности или нет, так как она адресуется подсознательному Я, которое отличается легковерием. Подсознательное Я принимает эту формулу за истину, как приказ, который необходимо выполнить. Чем проще будет формула, тем лучше лечебный эффект. Формула должна состоять максимум из 3-4 фраз и всегда носить позитивное содержание. Например, «я здоров» вместо «я не болен».

Во время сеанса клиент занимает удобную позу, сидя или лежа, закрывает глаза, расслабляется и шепотом, без всякого напряжения, 20 раз произносит одну и ту же формулу самовнушения. Произносить формулу нужно монотонно, не фиксируя внимание на её содержании, не громко, но так, чтобы сам клиент обязательно слышал то, что говорит. Сеанс самовнушения продолжается 3-4 минуты, повторяется 2-3 раза в день в течение 6-8 недель.

Аутогенная тренировка (метод Шульца). Аутогенная тренировка – это самовнушение в состоянии релаксации (низшая ступень) или гипнотического транса (высшая ступень). Создателем метода аутогенной тренировки считают Иоганса Генриха Шульца, ему принадлежит и термин «аутогенная тренировка». Время создания? 1932 г. Аутогенная тренировка, предложенная Шульцем как самостоятельный метод, по своему характеру является методом синтетическим. В его основе лежат находки древнеиндийской системы йогов (слово «йога» означает «запрягать в упряжку, надевать сбрую, дисциплинировать, а в широком смысле – «заставить себя сосредоточиться, мобилизоваться»), опыт исследования ощущений людей, погружаемых в гипноз, практику использования самовнушения нансийской школой психотерапевтов (Куэ, Бодуэн, Нанси-клиника психотерапии, открытая Куэ в 1910 г.), психофизиологические исследования нервно-мышечного компонента эмоций и опыт применения мышечной релаксации Джекобсона.

Метод прогрессивной мышечной релаксации был предложен чикагским врачом Джекобсоном в 1922 г., т.е. за 10 лет до того, как Шульц представил на суд медицинской общественности свой метод, изложенный им в монографии «Аутогенная тренировка – сосредоточенное саморасслабление». Джекобсон исходил из общественного факта, что эмоциональное напряжение сопровождается напряжением поперечно-полосатых мышц, а упокоение – их релаксацией.

Пионерами распространения метода аутогенной тренировки в России являются А.М. Свядощ, Г.С. Беляев, К.Н. Миравский, Н.В. Иванов, А.Г. Панов и др. Методическое письмо А.М. Свядоща и А.С. Ромена «Применение аутогенной тренировки в психотерапевтической практике (техника самовнушения)» было первой отечественной публикацией, в которой достаточно последовательно и полно излагалась методика аутотренинга.

Предложенная Шульцем методика аутогенной тренировки называется классической и делится на две ступени: 1-я, или начальная (АТ-1), и 2-я, или высшая (АТ-2).

Техника АТ-1. Перед началом тренировки проводится беседа, в которой в доступной форме объясняются физиологические основы метода, механизмы воздействия на организм тех или иных упражнений. Сам Шульц, например, считал, что при значительном расслаблении поперечно-полосатой мускулатуры возникает особое состояние сознания, позволяющее путем самовнушения воздействовать на различные, в том числе непроизвольные, функции организма. Сеансы самовнушения проводятся 3-4 раза в день. Сеансы проводятся лежа или сидя, в позе «кучера» (голова склоняется вперед, кисти и предплечья – на коленях, ноги удобно расставлены).

Упражнение 1. Вызывание ощущения тяжести. Мысленно повторяют: «Я совершенно спокоен» (1 раз); «моя правая (левая) рука тяжелая» (6 раз); «я спокоен» (1 раз). Далее чувство тяжести вызывается в обеих руках… в обеих ногах… во всём теле. Каждое упражнение должно начинаться и заканчиваться формулой: «Я спокоен».

Упражнение 2. Вызывание ощущения тепла. Мысленно повторяют: «Я спокоен» (1 раз); «моя правая (левая) рука теплая» (6 раз). Далее переходят к формуле: «Обе руки теплые… обе ноги теплые… все тело теплое». В дальнейшем 1-е и 2‑е упражнения объединяются одной формулой: «Руки и ноги тяжелые и
теплые». Упражнение считается освоенным, если ощущение тяжести и тепла в теле вызывается легко и отчетливо.

Упражнение 3. Регуляция ритма сердечной деятельности. Упражнение начинается с формулы: «Я спокоен». Затем последовательно вызывается ощущение тяжести и тепла в теле. Затем правая рука кладется на область сердца и мысленно произносится 5-6 раз: « Мое сердце бьется спокойно, мощно и ритмично». Предварительно рекомендуется научиться мысленно считать сердцебиение. Упражнение считается освоенным, если удается влиять на силу и ритм сердечной деятельности.

Упражнение 4. Регуляция дыхания. Используется примерно следующая формула самовнушения: «Я спокоен…мои руки тяжелые и теплые…мое сердце бьется сильно, спокойно и ритмично…Я дышу спокойно, глубоко, равномерно». Последняя фраза повторяется 5-6 раз. В последующем формула сокращается: «Я дышу спокойно».

Упражнение 5. Влияние на органы брюшной полости. Вызываются последовательно такие же ощущения, как и при упражнениях 1-4, а затем мысленно 5-6 раз повторяют формулу: «Солнечное сплетение теплое…оно излучает тепло».

Упражнение 6. Вызывание ощущения прохлады в области лба. Вначале вызываются ощущения, описанные в упражнениях 1-5. Затем 5-6 раз мысленно повторяют: «Мой лоб прохладен».

По мере освоения упражнений формулы самовнушения могут сокращаться: «Спокоен…Тяжесть…Тепло…Сердце и дыхание спокойны…Солнечное сплетение теплое…Лоб прохладный».

После выполнения упражнений рекомендуется спокойно отдохнуть в течение 1-2 минут, а затем вывести себя из состояния аутогенного погружения. Для этого дают себе мысленную команду «согнуть руки (2-3 резких сгибательных движения в локтевых суставах), глубоко вдохнуть, на выдохе открыть глаза».

Техника АТ-2. К высшей ступени аутогенной тренировки Шульц относил упражнения, цель которых заключается в тренировке процессов воображения (со способностью к визуализации представлений) и нейтрализации аффективных переживаний. В основе упражнений высшей ступени аутогенной тренировки лежит медитация.

Упражнение 1. Медитация на цвете. После исполнения шести упражнений низшей ступени, не меняя позы, мысленно концентрируем свое сознание на образах характерного цвета: заснеженные горные вершины… зеленый луг… синий цветок. Во время упражнений следует стремиться удержать в сознании представление о цвете, а не о конкретных формах предметов. Упражнение повторяется до тех пор, пока не научимся визуализировать цветные образы.

Упражнение 2. Медитация на образе определенного цвета. Цель упражнения заключается в целенаправленном вызывании определенных цветовых представлений. Одновременно тренируются ассоциации цвет? ощущения. Например, фиолетовый – чувство покоя, черный – печаль, тревога и т.д.

Упражнение 3. Медитация на образе. Цель упражнения – научиться произвольно визуализировать конкретный предмет или образ. Это может быть цветок, ваза, человек. Критерием успешности тренировки является целенаправленная визуализация самого себя.

Упражнение 4. Медитация на абстрактной идее. Сущность упражнения заключается в вызывании образных эквивалентов таких абстрактных понятий, как свобода, надежность, радость, любовь и т.п. Образные эквиваленты подобных абстрактных понятий у всех людей сугубо индивидуальны. У одних свобода ассоциируется с парящей в небе птицей, у вторых – с морем, у третьих – с бескрайней степью.

Упражнение 5. Медитация на эмоциональном состоянии. В процессе упражнений осуществляется переход к проекции визуализированных образов на себя, на собственные переживания. Шульц в качестве примера предлагал медитацию ощущения при виде гор. Фокус воображения должен быть направлен не на конкретный объект или пейзаж (море, горы), а на ощущения, которые возникают при их создании.

Упражнение 6. Медитация на человеке. Сначала воображение концентрируется на незнакомом, а потом – на знакомом человеке. Основная задача упражнения состоит в том, чтобы научиться «освобождаться» от субъективных установок и эмоциональных переживаний по отношению к знаковым образам, сделать эти образы «нейтральными».

Упражнение 7. «Ответ бессознательного». Овладев способностью к визуализации образов, мы сами себе задаем вопросы, а ответы на них получаем в виде спонтанно возникающих образов, которые следует проинтерпретировать. Наиболее часто задаются такие вопросы: «Что я хочу от жизни?», «Какие ошибки я допускаю в жизни?», «В чем мои главные проблемы?», «Как я должен вести себя в конкретной ситуации?»

АТ целесообразно проводить ежедневно, иногда даже 2 раза в день: после пробуждения и перед засыпанием

Социально-психологический тренинг для групп постоянного состава

Пояснительная записка

В практику образовательных учреждений входят новые интересные формы работы: творческие клубы, дискуссионные мастерские и т.д. В числе активных форм все чаще стали встречаться социально-психологические тренинги.

Социально-психологический тренинг – это форма специально организованного общения, в ходе которого решаются вопросы развития личности, формируется коммуникативная и социальная компетентность, снимаются стереотипы и решаются личностные проблемы участников.

Решение затруднений в коммуникативной и социальной сфере на сегодняшний день является приоритетной задачей, это связано с тем, что мы живем в эпоху своеобразного коммуникационного «взрыва», значительной интенсификации общения. Компетентность в общении стала одной из главных составляющих всех сфер жизни. Зачастую испытывая затруднения в общении, человек боится обратиться к окружающим за помощью, не может адекватно выразить свои эмоции, чувства, конструктивно выйти из конфликтной ситуации и выполнять командные формы работы. и только в тренинговой группе, чувствуя себя принятым и активно принимающим других, человек пользуется полным доверием, и не боится доверять сам. А та же приобретает позитивный опыт работы в группе.

Главные приоритеты в деятельности Дома детского творчестваразвитие коммуникативной и социальной компетентности. Учитывая специфику учреждения и поставленных целей, социально-психологический тренинг является наиболее приемлемой формой для развития выше обозначенных качеств.

Во время занятий каждый подросток может проигрывать разные стили общения, усваивать и отрабатывать совершенно иные, не свойственные ему ранее коммуникативные умения и навыки, ощущая при этом психологический комфорт.

Основная гуманистическая идея подобных занятий заключается в том, чтобы не заставлять, не подавлять, не ломать человека, а помочь ему стать самим собой, преодолеть стереотипы, мешающие общению с окружающими.

Цель социально-психологического тренинга:

Повышение социально-психологической компетентности участников, развитие их способности эффективно взаимодействовать с окружающими.

Задачи тренинга:

· Повышение уровня психологической культуры;

· Снятие личностных барьеров, мешающих реальным и продуктивным действиям;

· Овладение индивидуальными приемами межличностного взаимодействия, повышающими его эффективность;

· Овладение определенными социально-психологическими знаниями;

· Развитие способности адекватного познания себя.

Условия реализации:

· Помещение, в котором есть пространство для двигательных упражнений;

· С предложенными занятиями психолог выходит на работу с детьми, которые скомплектованы педагогом на курс, обозначенный программой. В данном тренинге педагог, который постоянно курирует участников тренинга, также принимает активное участие, это способствует улучшению контакта внутри группы;

· Оптимальное количество участников группы – 12 человек.

· Возраст участников 14-17 лет

Реализуя социально-психологический тренинг, психолог основывается на следующих принципах работы группы:

1. Принцип активности участников группы. Психолог создает условия для максимальной активности каждого участника (все высказываются по кругу, упражнение в микро группах и парах).

2. Принцип исследовательской позиции. В ходе тренинга участники группы открывают идеи, закономерности, уже известные в психологии, а так же осознают свои личные ресурсы, которые позволяют экспериментировать с различными способами поведения.

3. Принцип объективации поведения. За время тренинга у участников есть возможность получить обратную связь от психолога и участников группы.

4. Принцип партнерского общения. Общение, при котором учитываются интересы всех участников, признается ценность личности другого человека.

Основной принцип работы психолога - постоянная рефлексия того, что происходит в группе. После каждого дня тренинга психолог получает обратную связь в письменной форме.

Методические приемы, используемые в социально-психологическом тренинге:

· Дискуссия;

· Ролевые игры;

· Письменные упражнения;

· Устные упражнения.

Учебный план

Первое занятие

Цель: данная встреча начинает серию занятий, и поэтому необходимо подробно ознакомить участников с основными правилами работы в тренинговой группе, а также создать благоприятный эмоциональный фон и атмосферу доверия.

1. Вступление.

1.1. Знакомство.

1.2. Определяется режим работы группы.

1.3. Прояснение основных понятий тренинга.

1.4. Информация о том, как будет проходить тренинг, возможность получения обратной связи.

2. Принятие правил работы в группе.

Каждое правило обсуждается в группе.

Как знак принятия правил, всем участникам предлагается встать. Этот момент считается рождением команды.

3. Изготовление визиток.

Каждый из участников изготавливает себе визитку, где указывает свое имя, или то имя, которым бы хотелось, чтобы называли. В дальнейшем на занятии называть друг друга только по тем именам, которые указаны на визитке.

4. Создание работоспособности в группе.

1. Знакомство.

2. Выявление ожиданий, опасений, сомнений.

3. Обсуждение формы обращения, приветствия, которое будет транслироваться на каждом занятии.

5. Упражнение «Мы идем в поход»

Упражнение выполняется в кругу. Каждый из участников называет свое имя, а также называет предмет, который он может взять с собой в поход. Например: «Меня зовут Катя, я иду в поход и беру с собой компас». Тогда следующий участник произносит: «Меня зовут Сережа, я иду в поход и беру с собой спальник, а еще Катю с компасом» и т.д. В случае затруднения с выбором предмета можно обратиться за помощью к группе.

6. Упражнение «Построение»

Ведущий предлагает построиться всем участникам в шеренгу, при этом называются самые разнообразные основания для построения. Например: «Постройтесь по цвету глаз, от самых светлых к самым темным»; «Постройтесь по числам и месяцам рождения от 1 января до 31 декабря»; «Постройтесь в алфавитном порядке по первым буквам полных имен» и др.

После упражнения обязательное обсуждение в кругу и комментарии ведущего.

7. Упражнение «Скала»

Ведущий предлагает всем участникам встать в одну линию и каждому участнику сделать какое-либо препятствие ногой. Первый участник начинает двигаться «по скале». Задача всех участников – помогать руками, поддерживать, не дать упасть. Когда первый участник доходит до конца, он тоже делает препятствие другим. Упражнение закончено тогда, когда все участники пройдут «через скалу».

8.

Все участники сидят в кругу на стульях (свободных стульев нет). Ведущий стоит в центре круга, он произносит некую характеристику, относящуюся к себе, те, у кого есть то же самое, должны поменяться местами. Если ведущий первым занимает свободный стул, то участник, оставшийся без стула, становится ведущим. Пример характеристик: кто любит танцевать; кто играет на гитаре; кто любит мороженое; кто умеет плавать и т.д.

9. Упражнение «Стена»

Ведущий предлагает участникам обсудить, что такое команда, как себя ощущает человек, когда его поддерживают. После обсуждения ведущий спрашивает о готовности участников поддержать друг друга. Если кто-то из участников опасается, что его не поддержат, задается вопрос команде, поддержит ли она этого участника. Обычно ответ утвердительный. После этого ведущий натягивает веревку на уровне пояса (можно также использовать скотч) и сообщает, что всей команде нужно перебраться на противоположную сторону, при этом нельзя обходить веревку, пролазить снизу, можно только через верх. Но если тот, кто пересекая, ее задевает, то вся команда возвращается на прежнее место. После проб и обсуждений, ребята начинают распределять роли и договариваться, как лучше командой справиться с проблемой. Задача ведущего: смотреть за соблюдением правил, а также помочь команде решить проблему, как перебраться последнему участнику (ведь задевать нить нельзя только тому, кто ее пересекает).

После выполнения упражнения происходит его обсуждение в кругу, дается возможность высказаться каждому участнику, что понравилось, что не понравилось, чувствовалась ли поддержка от группы. Во время обсуждения психолог соблюдает баланс позитива и негатива, переводит негатив в позитив. Обсуждается только, что помогало и что мешало, пресекаются оценочные суждения.

10. Упражнение «Змейка»

Ведущий предлагает команду разделиться на две группы. Задание: сделать змейку, взявшись за руки, а также связав все имеющиеся подручные средства. Это могут быть шарфы, ремни, галстуки и т.д. Побеждает та команда, чья змейка получится длиннее.

11.

Перед выполнением упражнения ведущий рассказывает о том, что такое «общение». Вместе с участниками определяет, какую роль, занимает общение в их жизни. Далее ведущий рассказывает о вербальном и невербальном общении и предлагает воспользоваться невербальным общением.

Все участники делятся на пары, желательно чтобы это были люди мало общающиеся между собой. После этого ведущий сообщает, что это упражнение выполняется молча, на каждую пару он выдает по одному листу бумаги и одному фломастеру. Нужно, держась одновременно за один фломастер, нарисовать картину и придумать для нее название. А для того, чтобы это упражнение выполнялось «без ошибок» ведущий склеивает руки участников скотчем.

После выполнения все садятся в круг и высказываются по поводу прошедшего упражнения (легко ли его было выполнить, кто играл активную роль, кто пассивную и что при этом чувствовали). Далее ведущий просит показать, какими способами невербального общения пользовался каждый из участников.

12.

Одной из последних процедур каждого занятия является анкетирование. Участникам предлагается закончить предложения, которые даны в анкете, и тем самым выразить свое отношение к происходящему. Анкетирование можно проводить без подписи анкетируемого, либо подписывается тот, кто пожелает.

Анкета «Откровенно говоря»

Будьте предельно откровенны, так как ваше мнение поможет ведущему продумать следующее занятие, сделать его более полезным для вас и всей группы в целом.

Дата занятия «___»_____________20__г.

Мое тренинговое имя………………………………………..

1. Во время занятия я понял(а), что……………………..............................

2. Самым эффективным я считаю………………………………….

3. Я не смог(ла) быть более откровенным(ой), так как…………..

……………………………………………………………………………

4. На занятии мне не удалось……………………...

5. Больше всего мне понравилось…………………….

…………………………………………………………………………….

6. На следующем занятии я хотел(а) бы……………………….

...........................................................................................................................................................................................................................................

7. На месте ведущего я бы………………………………………….

………………………………………………………………………………………………………………………………………………………….

Второе занятие

Цель занятия: способствовать дальнейшему сплочению детского коллектива, закрепить стиль доверительного общения. Раскрыть качества, важные для эффективного межличностного общения.

1.

2. Вводная часть (проходит в кругу)

3. Упражнение «Комплимент»

Ведущий «настраивает детей» на тактичное отношение друг к другу.

Умение увидеть сильные стороны, положительные качества у любого человека и, главное, найти нужные слова, чтобы сказать ему об этом, - вот что необходимо для приятного и продуктивного общения. Давайте попробуем проверить, насколько вы доброжелательны, умеем ли видеть хорошее в других и говорить об этом.

Участники садятся в большой круг. Каждый должен внимательно посмотреть на сидящего слева и подумать, какая черта характера, какая привычка этого человека ему больше всего нравится, и он хочет сказать об этом, т.е. сделать комплимент. Начинает любой, кто готов сказать приятные слова своему партнеру. Во время высказывания остальные участники должны внимательно слушать выступающего. Тот, кому сделан комплимент, должен как минимум поблагодарить, а затем, установив контакт с партнером, сидящим слева сделать свой комплимент и т.д. по кругу, до тех пор, пока все участники тренинга не скажут что-то приятное соседу.

После выполнения упражнения всем участникам группы предоставляется возможность высказаться в кругу.

4. Упражнение «Общительный ли я?»

Любому человеку интересно и полезно узнать мнение о себе. Но самое обидное – очень трудно узнать об этом. Ведь у нас не принято спрашивать: «Как ты ко мне относишься?». Вот мы и живем, не зная точно, как же все-таки к нам относятся люди.

В нашем коллективе у нас такая возможность есть. Давайте прямо сейчас попробуем провести мини – социологический опрос членов группы. Каждый присутствующий имеет определенное мнение по поводу вашей внешности, манеры говорить, жестикулировать. Но мы зададим друг другу только один вопрос: «Как ты думаешь, я общительный человек?». Для более организованного проведения опроса будем использовать специальный бланк – опросный лист.

Каждый из вас должен подойти к возможно большему числу товарищей и задать поставленный вопрос. Оценка выставляется по следующей шкале:

· Ты самый общительный человек +2 балла

· Ты общительный человек и можешь стать еще общительнее +1 балл

· Я плохо знаю тебя с этой стороны 0 баллов

· Ты не общительный человек, но есть более необщительные люди -1 балл

· Мне кажется ты закрытый человек -2 балла

Не забудьте вместе с оценкой в баллах получить подпись опрашиваемого. Если не будет подписи, то балл не зачитывается. На все дается максимум 5 минут.

Опросный лист

После сбора данных происходит обсуждение в кругу. Каждый по очереди высказывается по поводу прошедшего упражнения, а также по поводу результатов мини – социологического опроса. В кругу высказываются пожелания себе и коллективу.

5. Что такое «Эффективное общение?»

Ведущий обозначает поставленную тему и просит каждого высказаться:

· Что значит эффективно общаться?

· Привести примеры, когда общение можно было бы назвать эффективным.

· «Эффективного общения»

· «Активного слушания»

6. Упражнение «Говорящий и слушающий»

Все участники разбиваются на пары. Выбирают себе в пару того из членов группы, с кем вы пока меньше всего общаетесь, но хотели бы узнать ближе.

Ведущий ждет, пока все участники группы сядут парами.

«Распределите между собой роли: один из вас будет «говорящим», а другой – «слушающим». Задание будет состоять из следующих этапов (шагов). Каждый шаг будет рассчитан на определенное время. Сначала правилами «активного слушания» руководствуется «слушающий». «Говорящий» в течение пяти минут рассказывает о своих интересах, увлечениях. «Слушающий» активно и заинтересованно поддерживает, используя полученные навыки.

Через 5 минут ведущий останавливает беседу.

Затем участники меняются ролями. Работа продолжается в течение 5 минут. После этого за 5 минут «слушающий» должен повторить «говорящему», что он понял из двух рассказов. На протяжении этого времени «говорящий» все время молчит и только движением головы показывает, согласен он или нет с тем, что говорит «слушающий». После того как «слушающий» скажет все, что он запомнил из двух рассказов «говорящего», последний может сказать, что было пропущено и что искажено.

В следующей части упражнения пары меняются ролями.

После выполнения упражнения происходит обсуждение в кругу. Психолог уточняет, получилось ли справиться с этим упражнением, какие были затруднения.

7. Упражнение «Молекулы»

Все участники хаотично под ритмичную музыку двигаются по комнате. По команде ведущего они объединяются в мини группы. По двое, затем по трое и т.д. до тех пор, пока все не объединятся.

8. Упражнение «Экстрасенс»

Представьте себе, что вы обладаете экстрасенсорными способностями, в частности умеете читать мысли и чувства другого человека по выражению его глаз, лица, по позе, т.е. как он сидит и т.п. Теперь среди учащихся найдите одного, чье состояние и мысли вы будете угадывать. Вам дается 3 минуты на то, чтобы письменно изложить, о чем он думал во время занятия, какие чувства испытывал и т.п.

Затем все участники садятся в большой круг и, обращаясь к человеку, которого вы описали, расскажите ему о нем (о его состоянии и мыслях). Тот, чье состояние вы описывали, может прокомментировать этот рассказ, т.е. высказать свое мнение – подтвердить правильность выводов «экстрасенса» (если высказанное соответствует его действительным мыслям и ощущениям) или опровергнуть, но только в тактичной форме.

После выполнения упражнения всем участникам группы предоставляется возможность высказаться в кругу.

9. Упражнение «Свечка»

Все участники становятся в круг. Выбирается первый участник, он становится в центр круга, закрывает глаза и падает. Задача остальных поймать его, что бы ни случилось. Затем выбирается другой участник. Предложенное упражнение выполняется только с добровольного участия.

После выполнения упражнения происходит его обсуждение в кругу. Дается возможность высказаться каждому участнику, что понравилось, что не понравилось, чувствовалась ли поддержка группы.

Третье занятие

Цель занятия: активизировать работу по самоанализу, совершенствование коммуникативных навыков.

Используемый материал : видеокамера, листы ватмана, цветные карандаши, краски, фломастеры, пластилин, клей, ножницы.

1. Приветствие по выбранной на первом занятии форме.

2. Вводная часть (проходит в кругу)

Психолог сообщает о цели сегодняшнего занятия, выявляет ожидания, опасения, сомнения.

Каждый участник тренинга формулирует пожелания к группе и к психологу.

3. Ролевая игра «Необитаемый остров»

Участники садятся в большой круг и ведущий объясняет правила предстоящей ролевой игры:

В результате кораблекрушения вы оказались на необитаемом острове с богатым животным и растительным миром. Но жизнь там полна опасностей: ядовитые растения и животные, ливневые дожди, кратковременный, но жестокий холод, могут быть и визиты каннибалов с соседних островов. В ближайшие несколько лет вы не сможете вернуться к нормальной жизни, в родные края. Ваша задача – создать для себя нормальные условия, в которых вы могли бы выжить. Поймите серьезность и опасность ситуации. Люди иногда в таких ситуациях теряют человеческий облик, вспыхивают споры, ссоры и драки со смертельным исходом. Тут не место для развлечений и болтовни – вам надо есть и пить, обустроить жилье, чтобы солнце не жгло вашу кожу и вы могли укрываться в сезон дождей от ливней, а зимой от холодов.

Нужно освоить остров, организовать на нем хозяйство, наладить социальную жизнь, распределить основные функции и обязанности. Следует продумать и то, каким образом они будут выполняться.

1) Прежде всего, решите вопрос о власти

· Какой она будет на вашем острове?

· Кто будет принимать окончательное решение?

· Каким образом будет контролироваться выполнение?

2) Как будет распределяться пища?

3) Имеет ли право человек жить на вашем острове, никого не слушая и никому не подчиняясь?

4) Какие у вас будут праздники?

· Сколько?

· Как их будете устраивать?

5) Разработайте нравственно-психологический кодекс взаимоотношений примерно из 15-20 пунктов

· Правила должны быть конкретные, а не абстрактные, они должны помогать решению возникающих проблем, эффективному сотрудничеству, предотвращению конфликтов и ссор

· Нужно также предусмотреть санкции за нарушение установленных правил

Данная игра – еще одна возможность договориться о правилах цивилизованного общения. Естественно, что игровая ситуация лишь усиливает необходимость слышать и слушать друг друга, заставляет искать пути выхода из сложившихся обстоятельств.

После выполнения упражнения проведение рефлексии в кругу. Психолог резюмирует все сказанное группой.

Четвертое занятие

Цель: развитие эмоциональной сферы, способность к пониманию, сопереживанию и сочувствию.

1.

2. Вводная часть (проходит в кругу).

Психолог сообщает о цели сегодняшнего занятия, выявляет ожидания, опасения, сомнения.

Каждый участник тренинга формулирует пожелания к группе и к психологу.

3. Упражнение «Мои чувства»

Чувства каждого человека уникальны. Одни и те же события разные люди переживают по-разному. Каждый имеет право чувствовать по-своему. Попробуйте «презентовать» свое чувство в виде животного, цветка, звука и т.д.

4. Упражнение «Театр»

Участникам предлагается почувствовать себя актерами и показать разнообразные чувства только ртом, глазами, рукой, спиной, посадкой.

5. Упражнение «Волны»

Используемый материал:

Ведущий предлагает участникам превратиться в морские волны и из атласных лент показать: «волны радости», «волны гнева», «волны страха», «волны гордости» и пр.

6. Упражнение «Живые руки»

Участники садятся в ряд, им завязывают глаза. Ведущий шепчет на ухо первому участнику название чувства, его задача – передать соседу чувство при помощи рук, по принципу глухого телефона. Затем все открывают глаза и обсуждают в кругу, кто сумел передать чувство, а кто нет, что мешало и что помогало.

7. Упражнение «Глаза в глаза»

Участники разбиваются на пары. В течение 3 минут партнеры, молча, смотрят друг другу в глаза, пытаясь понять мысли и чувства, как бы общаясь друг с другом глазами. Затем участники делятся своими ощущениями с группой.

После выполнения упражнения обсуждение в кругу. Какие чувства испытывают люди при длительном контакте глазами? Возникает ли ощущение понимания, доверия, духовной близости?

8. Упражнение «Ванька-встанька»

Участники становятся в круг как можно плотнее друг к другу. Один из них выходит в центр круга. Он пытается максимально расслабиться, а остальные участники, вытянув руки перед собой, покачивают участника, находящегося в центре, из стороны в сторону, поддерживая его и не давая упасть. В центре круга могут побывать все желающие.

После выполнения упражнения происходит обсуждение его в кругу. Ведущий задает вопрос всем, побывавшим в центре круга: Кто действительно сумел расслабиться и довериться людям?

Членам группы надо оценить степень своего доверия по 5-ти бальной системе, подняв руку с соответствующим числом пальцев. Участников с «низкой» степенью доверия группе можно спросить, почему они не сумели расслабиться, что им мешало и т.п.

9. Упражнение «Пойми меня»

Участники сидят в кругу. Ведущий предлагает каждому по очереди кратко рассказать о ситуации, когда с ним поступили несправедливо (интолерантно). Сосед, сидящий слева, должен пересказать эту историю как можно точнее, а также попытаться понять и передать чувства рассказчика. Автор истории, в свою очередь оценивает точность пересказа. Упражнение можно проводить в кругу.

После выполнения упражнения происходит ее обсуждение в кругу, дается возможность высказаться каждому участнику.

Пятое занятие

Цель: данное занятие является заключительным и поэтому очень важно закрепить позитивный настрой в группе и активизировать полученные знания в ходе прошедшего курса.

Используемый материал: видеокамера, листы ватмана, цветные карандаши, краски, фломастеры, пластилин, клей, ножницы.

1. Приветствие по выбранной форме

2. Вводная часть (проходит в кругу)

Психолог сообщает о цели сегодняшнего занятия, выявляет ожидания, опасения, сомнения.

Каждый участник тренинга формулирует пожелания к группе и к психологу.

3. Ролевая игра «Саморазвивающийся спектакль»

Ведущий сообщает детям, что они делятся на «актерские группы» и «сценарные группы».

· «Сценарная группа» выбирает жанр будущего спектакля, выбирают его сквозную тему, пишут сценарий

· «Актерская группа» распределяет роли, придумывают характер всем персонажам.

Каждый участник игры в начале рассказывает о себе. Начиная фразу следующим образом: «Я как зритель люблю…».

Далее каждый участник говорит о своем товарище (дважды об одном говорить нельзя) следующим образом, напри мер: «Галина может быть максимально полезна нашему творческому театральному объединению по следующим параметрам…». Обычно называют какие-то творческие способности.

Потом группы сочиняют сценарий, учитывая выбранный жанр (например: детектив, мелодрама, комедия, трагедия, сказка и пр.). ребята сидят вместе, пишут текст, придумывают ситуации, диалоги, монологи. Затем по команде ведущего меняются текстами, например, через 2 минуты. Таким образом, все группы проходят через все жанры. На финише первый текст опять попадает в руки актеров, которые его начинали.

Затем начинается репетиция спектакля. Ребята распределяют роли этой пьесы. Придумывают костюм и декорации и играют перед всеми свой «спектакль».

После выполнения упражнения проведение рефлексии в кругу. Психолог резюмирует все сказанное группой.

Затем происходит просмотр занятия на видео.

Цель – детальный анализ происходящего, объективация поведения.

Примерные вопросы психолога: «Что здесь происходит?», «Что вы чувствовали в этот момент?».

Заключительная рефлексия всего тренинга, происходит в кругу. Психолог уточняет, сбылись ли ожидания, продуктивна ли была работа.

тренинг психологический общение методический упражнение

Подробная программа двух занятий.

Первое занятие

1. Вступительная лекция

Здравствуйте, меня зовут ……………. Нам с вами предстоит вместе поработать 5 дней. Мы будем много общаться, играть, интересно и с пользой проводить время. Давайте для начала познакомимся.

Теперь давайте обговорим, в какое время мы будем с вами встречаться.

Нам предстоят тренинговые занятия. И я должна вам рассказать, что такое тренинг.

Тренинг – это форма специально организованного общения, в ходе которого решаются вопросы развития личности, формируются навыки общения, снимаются стереотипы и решаются личностные проблемы участников тренинга.

Цели нашего тренинга – снятие личностных барьеров, овладение приемами межличностного взаимодействия, развитие способности познания себя.

Наши занятия будут проходить в оговоренное с вами время. После каждого занятия мы с вами будем обсуждать в кругу ваши действия, чувства, эмоции, пожелания, что понравилось, а что нет, у каждого будет возможность высказаться.

2. Принятие правил работы в группе

В нашей группе будут свои правила, давайте их обсудим.

1. Доверительный стиль общения.

2. Обращение по принципу «здесь и сейчас». Многие люди стремятся не говорить о том, что они думают, что чувствуют, так как боятся показаться смешными. Для них характерно стремление уйти в область общих рассуждений, заняться обсуждением событий, случившихся с другими людьми. Срабатывают механизмы психологической защиты. Но основная задача превратить группу в своеобразное объемное зеркало, в котором каждый смог бы увидеть себя во время самых разнообразных проявлений характера, поведения. Поэтому во время занятий все говорят только о том, что волнует их именно сейчас, и обсуждают то, что происходит с ними в группе.

3. Персонификация высказываний. Для более откровенного общения во время занятий участники отказываются от безличной речи, помогающей скрывать собственную позицию и тем самым уходить от ответственности за свои слова. Поэтому высказывания типа: «Большинство людей считают, что…» заменяются на такое: «Я считаю, что…»; «Некоторые из нас думают…» - на: «Я думаю…» и т.п. Во время занятий участники также не используют безадресных суждений типа: «Многие меня не поняли…» - на конкретную реплику: «Оля и Соня не поняли меня».

4. Искренность в общении. Во время работы мы говорим только то, что чувствуем и думаем по поводу происходящего, т.е. только правду. Если нет желания высказываться искренне и откровенно, то лучше промолчать.

5. Конфиденциальность всего происходящего в группе. Все, что происходит во время занятий, ни под каким предлогом не разглашается.

6. Определение сильных сторон личности. Во время занятий любой из участников стремится подчеркнуть только положительные качества человека.

7. Недопустимость непосредственных оценок человека. При обсуждении происходящего оценивается не участник, а только его действия и поведение.

8. Как можно больше контактов и общения с другими людьми. Во время занятий каждый участник должен стремиться поддерживать отношения со всеми членами группы и, особенно с теми, с кем меньше всего общается в обычной жизни.

9. Уважение говорящего. Когда высказывается кто-то из участников, все его внимательно слушают. Не перебивают и задают вопросы только после того, когда закончится высказывание.

Как знак принятия правил, давайте все встанем. Этот момент будем считать рождением команды.

3. Изготовление визиток

А теперь давайте каждый из вас изготовит свою визитку, где укажет свое имя или то имя, которым бы вам хотелось, чтобы вас называли. В дальнейшем на наших занятиях мы будем называть друг друга только этими именами.

4. Создание работоспособности в группе

Перед каждым занятием я буду вам сообщать о цели предстоящего занятия, выслушаю ваши ожидания от предстоящего занятия, опасения, сомнения. Каждый участник может сформулировать пожелание к группе и к ведущему. После каждого занятия вы сможете заполнить анкеты, где расскажете, что вам удалось, что понравилось, ваши пожелания. Ваше мнение поможет мне продумать следующее занятие, сделать его более полезным для вас и всей группы.

А теперь давайте придумаем обращение - приветствие, с которого мы будем начинать каждое наше занятие.

5. Упражнение «Мы идем в поход»

Упражнение называется «Мы идем в поход». Давайте встанем в круг. Правила упражнения:

Каждый из вас назовет свое имя, а также предмет, который он может взять с собой в поход. Например: «Меня зовут Катя, я иду в поход и беру с собой компас». Тогда следующий участник произносит: «Меня зовут Сережа, я иду в поход и беру с собой спальник, а еще Катю с компасом» и т.д. В случае затруднения с выбором предмета можете обратиться за помощью к группе. Игра продолжается, пока все не примут участие.

6. Упражнение «Построение»

А теперь следующее упражнение, оно называется «Построение». Для его выполнения предлагаю всем построиться в шеренгу, при этом я буду называть самые разнообразные основания для построения. Например, сейчас я предлагаю вам построиться по цвету глаз, от самых светлых к самым темным. Хорошо. А теперь пожалуйста постройтесь по числам и месяцам рождения от 1 января до 31 декабря. Следующий вид построения, постройтесь в алфавитном порядке по первым буквам полных имен.

А теперь закончив упражнение давайте его обсудим. Что вам понравилось, что нет, какие у вас возникли трудности, в какой момент упражнения.

7. Упражнение «Скала»

Упражнение называется «Скала». Для его выполнения вам нужно встать в одну линию и каждому участнику сделать какое-либо препятствие ногой. Первый участник начинает двигаться «по скале». Задача всех участников – помогать руками, поддерживать, не дать упасть. Когда первый участник доходит до конца, он тоже делает препятствие другим. Упражнение будет закончено тогда, когда все участники пройдут «через скалу».

8. Упражнение «У кого… поменяйтесь»

Для следующего упражнения, которое называется «У кого… поменяйтесь», вам всем нужно сесть в круг на стулья. Я произнесу про себя некую характеристику, те, у кого есть то же самое, должны поменяться стульями. Если ведущий первым занимает свободный стул, то участник, оставшийся без стула, становится ведущим. Итак, начинаем: Я умею рисовать.

9. Упражнение «Стена»

Наше следующее упражнение называется «Стена». Но, перед его выполнением давайте обсудим, что такое команда, как себя ощущает человек, когда его поддерживают. Я думаю, каждому есть, что сказать.

А теперь, когда мы это обсудили, скажите мне, пожалуйста, готовы ли вы поддержать друг друга? Для тех, кто опасается, что его не поддержат. Команда, вы поддержите………………. Сейчас я натяну веревку на уровне пояса. Вам всем нужно перебраться на противоположную сторону, при этом нельзя обходить веревку, пролазить снизу, можно только через верх. Но если тот, кто, пересекая, ее задевает, то вся команда возвращается на прежнее место. Задевать веревку нельзя только тому, кто ее пересекает.

Давайте попробуем, прежде чем начать. (После проб и обсуждений, ребята начинают распределять роли и договариваться, как лучше командой справиться с проблемой. Задача ведущего: смотреть за соблюдением правил, а также помочь команде решить проблему, как перебраться последнему участнику.)

Упражнение выполнено, теперь давайте в кругу его обсудим. Каждый может высказаться, что понравилось, что не понравилось, чувствовали ли вы поддержку группы. (Во время обсуждения психолог соблюдает баланс позитива и негатива, переводит негатив в позитив. Обсуждается только, что помогало и что мешало, пресекаются оценочные суждения.)

10. Упражнение «Змейка»

А сейчас я предлагаю вам разделиться на две группы.

Упражнение называется «Змейка».

Задание каждой группе: сделать змейку, взявшись за руки, а также связав все имеющиеся подручные средства. Это могут быть шарфы, ремни, галстуки и т.д. Побеждает та команда, чья змейка получится длиннее.

11. Упражнение «Рисунок со скотчем»

Название следующего упражнения «Рисунок со скотчем». Но перед выполнением упражнения я расскажу вам, что такое общение. Согласно определению из словаря по психологии: Общение – это взаимодействие двух и более людей, состоящее в обмене между ними информацией. Общение удовлетворяет особую потребность человека в контакте с другими людьми. Удовлетворение этой потребности связано с возникновением чувства радости. В процессе общения происходит обмен информацией; взаимодействие между людьми, например, нужно согласовать действия, распределить функции или повлиять на настроение, поведение, убеждения собеседника; происходит восприятие друг друга партнерами по общению и установлению на этой основе взаимопонимания.

А теперь давайте определим, какую роль, занимает общение в вашей жизни.

Общение бывает двух видов: вербальное – речевое и невербальное – неречевое. В структуру вербального общения входят значение и смысл слов и фраз, речевые звуковые явления: темп речи (быстрый, средний, замедленный), тональность и высота голоса, интонация и др. играют важную роль точность употребления слов, их выразительность и доступность, выразительность и смысл интонации.

Невербальные средства общения, это: мимика – движение мышц лица; жестикуляция – движения отдельных частей тела; пантомимика – движения всего тела: позы, осанка, походка; прикосновения в ситуации общения: рукопожатия, дотрагивания, поглаживания, отталкивания; расположение людей в пространстве – дистанция во время контакта.

Для выполнения задания этого упражнения я предлагаю воспользоваться невербальным общением. Сейчас вы поделитесь на пары. Но одно условие – вы должны быть в паре с тем участником, с которым мало общаетесь.

Это упражнение выполняется молча. (на каждую пару ведущий выдает по одному листу бумаги и одному фломастеру).

Задание: Каждой паре нужно, держась одновременно за один фломастер, нарисовать картину и придумать для нее название. А для того, чтобы это упражнение выполнялось «без ошибок» я склею вам руки скотчем.

Задание выполнено, а теперь давайте сядем в круг и каждый выскажется по поводу прошедшего упражнения: легко ли его было выполнить, кто играл активную роль, кто пассивную и что при этом чувствовали.

А теперь покажите, какими способами невербального общения пользовался каждый из участников.

12. Упражнение «Откровенно говоря»

Мы дошли до последнего упражнения на нашем занятии. Оно называется «Откровенно говоря». Я предлагаю вам в конце каждого занятия заполнять анкеты. Вам нужно будет закончить предложения, которые даны в анкете, и тем самым выразить свое отношение к происходящему. Не забывайте, что упражнение называется «Откровенно говоря», а это значит, что при заполнении анкет вы должны быть максимально искренни. Ваши анкеты помогут при планировании следующих занятий. Подписывать анкету не обязательно, подписывается тот, кто пожелает. До свидания.

Четвертое занятие

Здравствуй те. Очень хорошо, что вы снова все собрались и готовы к занятию, я рада вас всех видеть.

1. Приветствие по выбранной форме.

Для начала нашего занятия давайте встанем в круг и поприветствуем друг друга.

2. Вводная часть (проходит в кругу).

Цель нашего занятия – развитие эмоциональной сферы, способности к пониманию, сопереживанию и сочувствию. Нам предстоит выполнить ряд упражнений для развития этих качеств.

Перед тем, как начать наши упражнения, пусть каждый расскажет о своих ожиданиях от предстоящего занятия, опасениях, сомнениях.

А теперь я предлагаю каждому из вас сформулировать пожелания к группе и к ведущему.

3. Упражнение «Мои чувства»

Чувства каждого человека уникальны. Одни и те же события разные люди переживают по-разному. Каждый имеет право чувствовать по-своему. Это упражнение называется «Мои чувства». Пусть сейчас каждый из участников попробует «презентовать» свое чувство в виде животного, цветка, звука, запаха, вкуса.

4. Упражнение «Театр»

При выполнении следующего упражнения, которое называется «Театр», вам предстоит почувствовать себя актерами и показать разнообразные чувства только ртом, глазами, рукой, спиной, посадкой.

5. Упражнение «Волны»

Используемый материал: атласные ленты длиной 1-1,5 метра.

Следующее упражнение называется «Волны». Для его выполнения предлагаю вам превратиться в морские волны и из атласных лент показать: «волны радости», «волны гнева», «волны страха», «волны гордости» и пр.

6. Упражнение «Живые руки»

Название этого упражнения «Живые руки». Сядьте, пожалуйста в ряд, я завяжу вам глаза. Сейчас я прошепчу на ухо первому участнику название чувства, его задача – передать соседу чувство при помощи рук, по принципу глухого телефона. Затем все открывают глаза и обсуждают в кругу, кто сумел передать чувство, а кто нет, что мешало и что помогало.

7. Упражнение «Глаза в глаза»

Упражнение «Глаза в глаза». Для выполнения этого упражнения вам нужно разбиться на пары. В течение 3 минут партнеры будут молча смотреть друг другу в глаза, пытаясь понять мысли и чувства, как бы общаясь друг с другом глазами.

8. Упражнение «Ванька-встанька»

Для выполнения упражнения «Ванька-встанька» вам необходимо встать в круг как можно плотнее друг к другу. Один из вас выходит в центр круга. При этом вышедшему нужно попытаться максимально расслабиться, а остальные участники, вытянув руки перед собой, будут покачивать участника, находящегося в центре, из стороны в сторону, поддерживая его и не давая упасть. В центре круга могут побывать все желающие.

Мы выполнили упражнение ми теперь давайте обсудим его в кругу.

Вопрос к тем, кто побывал в центре круга расскажите нам: Кто действительно сумел расслабиться и довериться людям?

Сейчас каждому из вас надо оценить степень своего доверия по 5-ти бальной системе, подняв руку с соответствующим числом пальцев.

У кого была низкая степень доверия группе, расскажите: почему вы не сумели расслабиться, что вам мешало.

9. Упражнение «Пойми меня»

И последнее упражнение нашего занятия – «Пойми меня». Садитесь пожалуйста в круг. Предлагаю сейчас каждому участнику вспомнить и кратко рассказать о ситуации, когда с ним поступили несправедливо. Сосед, сидящий слева, должен пересказать эту историю как можно точнее, а также попытаться понять и передать чувства рассказчика. Автор истории, в свою очередь оценивает точность пересказа.

Теперь давайте обсудим выполнение этого упражнения.

10. Упражнение «Откровенно говоря»

А теперь заполните, пожалуйста, анкеты. Спасибо. До встречи на следующем занятии.