Детское музыкальное творчество и пути его формирования. Детское музыкальное творчество

Дошкольное детство - яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Это время первоначального развития личности, формирования основ самосознания и индивидуальности ребенка. Именно в этот период начинается процесс социализации, устанавливается связь ребенка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром. Происходит приобщение к культуре, к общечеловеческим ценностям.

Цены на музыкальное раннее вмешательство

Около 950 общественных музыкальных школ в Германии организованы в Ассоциации немецких музыкальных школ. Здесь учатся дети в возрасте от четырех лет. Как и затраты на место в детском саду, индивидуально определяются расходы на курсы городов и муниципалитетов. В среднем для такого предложения требуется около 200 евро в год. В дополнение к муниципальным предложениям также есть множество частных музыкальных школ, предлагающих музыку для детей. Здесь цены могут сильно различаться между отдельными провайдерами.

Отечественные психологи и педагоги рассматривают творчество как самоценность ребёнка и его личностное качество, как деятельность естественную и необходимую для развития способностей каждого дошкольника (Б.В. Асафьев, Л.А. Венгер, Н.А. Ветлугина, Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, Д.Б. Кабалевский, Н.Н. Поддьяков, Б.М. Теплов и др.)

Наиболее эффективное и действенное средство воспитания и развития детей – это музыка. Один из ярких эмоциональных видов искусства. Она обладает большой силой эмоционального воздействия, воспитывает чувства человека, формирует вкусы.

Расскажите о предлагаемых программах, потому что они могут отличаться друг от друга содержанием. Например, некоторые рекламные акции придают особое значение движению и танцу, в то время как другие акцентируют внимание на музыкальных способностях. Кроме того, обучение в классе может сильно различаться. На некоторых курсах все классы опущены, в других - концепции, подходящие для детей, например, для студентов-мужчин.

Раннее музыкальное образование для дома

С небольшим творчеством вы также можете порадовать своего ребенка музыкой дома. И вам даже не нужны инструменты для этого. Поскольку тренировать ритм и тонкие моторные навыки вашего ребенка уже помогает хлопать в песне, гудеть, дрочить или топать. В раннем музыкальном образовании это называют собственными инструментами тела. Есть много способов сопровождать песню.

Музыкальное развитие оказывает ничем не заменимое воздействие на общее развитие: формируется эмоциональная сфера, совершенствуется мышление, воспитывается чуткость к красоте в искусстве и жизни. Только развивая эмоции, интересы, вкусы ребенка, можно приобщить его к музыкальной культуре, заложить ее основы.

Дошкольный возраст чрезвычайно важен для дальнейшего овладения музыкальной культурой. Если в процессе музыкальной деятельности будет сформировано музыкально-эстетическое сознание, это не пройдет бесследно для последующего развития человека, его общего духовного становления.

Наконец, песня снова исполняется, и каждый сопровождает инструмент по своему выбору.

  • Дети выбирают песню, известную всем.
  • Чтобы настроить мелодию и лирику, песня исполняется и сопровождается хлопанием.
  • Затем каждая строфа сопровождается другим собственным инструментом.
В дополнение к типичному сопровождению песен вы также можете создавать новые ритмы и, следовательно, требовать творчества своих детей.

Если ребенок или взрослый все еще играет, он будет думать о новом ритме и передать его.

  • Они напевают или хлопают в ритме.
  • Ваш ребенок играет в этот ритм.
Будь деревянный барабан, бары, треугольник или погремушка - дети должны испытать свои инструменты со всеми своими чувствами, а не сразу играть на нем. Дайте вашему ребенку инструмент в руке и спросите, как он себя чувствует, как он выглядит и чем он может быть полезен. Иногда вы можете закрыть внешний вид этикетки. Таким образом, деревянный блок-барабан выполнен из гладкой тяжелой древесины.

Скачать:


Предварительный просмотр:

План

Введение

Глава I

Дошкольников

Глава II

Заключение

Приложение

Введение……………………………………………………………………….3

Глава I………………………………………………………………………….4

1.1. Общая характеристика детского музыкального творчества…………...4

1.2. Песенное творчество детей дошкольного возраста……………………..7

Затем вы показываете, как правильно использовать инструмент, а также как он не используется. Музыкальные инструменты не должны быть дорогими. С небольшим творческим потенциалом вы можете сами создавать различные инструменты - это не только экономит деньги, но и делает забаву. Например, погремушка может быть сделана из пустых рулонов туалетной бумаги: просто налейте рис, чечевицу или горошек и запечатайте концы лентой с посылкой. Уже музыкальный инструмент готов. Так же легко сделать барабаны из пустых консервных банок и глокеншпиль из цветочных горшков.

1.3. Творческие проявления в основных видах музыкальной деятельности

Дошкольников………………………………………………………………...9

Глава II………………………………………………………………………….12

2.1. Анализ опыта работы музыкального руководителя…………………….12

Заключение……………………………………………………………...............17

Список используемой литературы……………………………………………..20

Отправной точкой для исследования, в котором Рената Рейтингер подходит к музыкальному воображению ребенка, является 20 композиций из пяти-шестилетних детей. Точно-теоретическое предположение о том, что продуктивно-творческий процесс сочинения возможен только после развития дискурсивно-восприимчивых способностей, повернуто на голову, и узнается интуитивное знание музыки у детей. Центральное - это понятие музыкального воображения, чьи многочисленные повседневные и научные коннотации должны стать управляемыми, сосредоточив внимание на характеристиках как «универсальной ориентации человека в мире, так и ядре связи между человеком и музыкой».

Приложение

Введение

Дошкольное детство - яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Это время первоначального развития личности, формирования основ самосознания и индивидуальности ребенка. Именно в этот период начинается процесс социализации, устанавливается связь ребенка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром. Происходит приобщение к культуре, к общечеловеческим ценностям.

Автору это удается, исследуя сложные аспекты этого термина с точки зрения их значимости и их функций, и поставив их под основным смыслом «психических процессов с перцептивными психологическими условиями и последствиями». Музыкальная концепция особенно касается аспектов временной музыки, лингвистического сходства в смысле медиации содержания содержания и структуры музыки, которые одинаково расположены в рациональной и интуитивной сфере воображения. В дополнение к антропологическому анализу концепции музыкальной концепции с исторической и текущей точки зрения, в частности, теоретические выводы и выводы в области развития лежат в основе исследования.

Отечественные психологи и педагоги рассматривают творчество как самоценность ребёнка и его личностное качество, как деятельность естественную и необходимую для развития способностей каждого дошкольника (Б.В. Асафьев, Л.А. Венгер, Н.А. Ветлугина, Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, Д.Б. Кабалевский, Н.Н. Поддьяков, Б.М. Теплов и др.)

Наиболее эффективное и действенное средство воспитания и развития детей – это музыка. Один из ярких эмоциональных видов искусства. Она обладает большой силой эмоционального воздействия, воспитывает чувства человека, формирует вкусы.

Автор дополняет ключевой элемент Жан-Пиаже в символической функции в теории развития развития восприятия с помощью теоретических категорий развития самоощущения и отношений в Данииле Стерне и тем самым объясняет рамки так же субъективного и социально-влияемого процесса.

Основываясь на теориях и эмпирических выводах о музыкальном воображении, она показывает, что методы сбора данных иногда приводили к большим различиям в выводах о развитии ребенка, в зависимости от того, были ли проведены тесты способности для прослушивания и записи, или анализ детских творческих продуктов. Методологически выбирается путь феноменологически-герменевтического метода для описания, анализа и интерпретации данных. Они взяты из детских композиций, которые в качестве «первичных данных» делают ненужным методы дискурсивного обследования и которые используются для исследования следующих вопросов исследования.

Музыкальное развитие оказывает ничем не заменимое воздействие на общее развитие: формируется эмоциональная сфера, совершенствуется мышление, воспитывается чуткость к красоте в искусстве и жизни. Только развивая эмоции, интересы, вкусы ребенка, можно приобщить его к музыкальной культуре, заложить ее основы.

Дошкольный возраст чрезвычайно важен для дальнейшего овладения музыкальной культурой. Если в процессе музыкальной деятельности будет сформировано музыкально-эстетическое сознание, это не пройдет бесследно для последующего развития человека, его общего духовного становления.

«Каковы особенности кинопроизводства?» У детей есть скрытое, то есть независимое знание, знание структурных правил музыки в порождающем смысле? Соблюдают ли они музыкальные организационные принципы в своих произведениях, даже если они не представлены в смысле концептуального знания? «Можно ли при необходимости дополнять существующие концепции развития музыки?»«Каковы последствия с точки зрения музыкальной педагогики?».

В четырех группах исследованных детей, которые принимали участие в мастерских автора, три первоначальных стимула послужили вдохновением для композиции: презентация универсального инструмента, приглашение придумать и охарактеризовать мифическое существо и историю путешествия по космосу. Детские композиции анализируются на звуковые материалы и игровые приемы, форму и курс, а также на регулирование напряженности, мотивационные способы связи и генезис контекста. В результате автор разрабатывает модель музыкального воображения детей в возрасте от пяти до шести лет, основанную на элементах формирования и связывания единиц смысла, а также их формирования через кривые активности и интенсивности.

Глава I

1.1. Общая характеристика детского музыкального творчества

Музыкальное воспитание, музыкальная деятельность - одна из центральных составляющих эстетического воспитания - играет особую роль во всестороннем развитии дошкольника, которая определяется спецификой музыки как вида искусства, с одной стороны, и спецификой детского возраста - с другой .

Таким образом, музыкальное воображение описывается как принцип ориентации, который можно увидеть невербально и допускает предположения о приобретении в превербальной фазе развития музыкального универсального знания. Первая часть книги завершается обсуждением педагогической значимости результатов, в то время как вторая часть посвящена практическим преимуществам обучения с помощью дидактико-методических предложений на всех этапах композиционного процесса с дошкольными и младшими школьниками. Идеи характеризуются воображаемыми продолжениями первых экспериментальных звуковых исследований до готового состава, а также путем явной интеграции практики и представления в рабочий процесс.

Музыка развивает ребенка умственно, оказывает влияние на процесс физического совершенствования ребенка, отражает многие жизненные процессы, которые обогащают представления детей об обществе, о природе, о быте и традициях .

Детское музыкальное творчество - важный фактор в развитии личности ребёнка. Оно может проявляться во всех видах музыкальной деятельности: пении, танцах, игре на детских музыкальных инструментах. Дети обычно импровизируют спонтанно, в различных играх. Они поют куклам колыбельную, напевают марш для солдатиков, охотно сочиняют песни, придумывают мелодии на заданный текст. Также дошкольники способны сочинить простейшие ритмические и мелодические мотивы, различные по характеру (маршевые, плясовые, спокойные), импровизировать на заданную тему на детских музыкальных инструментах .

Предложения мотивируют вас использовать их в своих уроках и делать чтение весело. Влияние музыки известно с незапамятных времен. Музыка обладает большой силой. Обеспечивает приятный опыт обучения, стимулирует воображение и творчество детей. Кроме того, он создает связи между родителями и детьми в соответствии с ритмами и звуками, которые генерируются в среде. Вкус между родителями и детьми при обмене музыкальными моментами усиливает их связи. Эта связь будет служить отношениям, которые ребенок будет поддерживать на протяжении всей своей жизни.

Детское музыкальное творчество можно разделить на исполнительское и «композиционное». Такое разделение использует Е. Горшкова, основываясь на позиции, принятой в искусствоведении Б.В. Асафьевым. Детским исполнительным творчеством она считает выразительность, индивидуальную манеру исполнения музыкально-пластических, танцевальных образов. Детское «композиционное» творчество в танце – это создание новых музыкально-пластических, танцевальных образов, которые являются более или менее завершёнными танцевальными композициями .

Мы можем найти музыку повсюду: в звуке ветра, в кране, под дождем. Вся музыка есть, и вы и ваш ребенок можете наслаждаться ею. Естественно, достижение связи с ребенком по-музыкальному. Когда родители разговаривают со своими детьми, они приспосабливают голос, чтобы сделать его более музыкальным. Когда ребенок реагирует, он образует своего рода дуэт, укрепляя доверие между обеими сторонами.

Музыка играет очень важную роль в создании подпрограмм. Пение той же песни каждую ночь перед сном становится частью перехода между бодрствованием и сном. Когда дети придумывают слова, чтобы адаптировать их к известной музыке, они развивают свое творчество и вкус к языковым и музыкальным звукам. Выражая себя, дети могут выразить свой гнев, показать радость и другие настроения. Кроме того, родители, разделяя музыку со своими детьми, помогают им успокоиться. Таким образом, у них есть возможность соединиться со своими чувствами.

Детское творчество имеет ряд особенностей, которые необходимо учитывать, развивая творческие способности детей. Оно обычно не имеет большой художественной ценности для окружающих людей по качеству, по масштабности охвата событий, по решению проблем, а является важным для самого ребёнка. Творчество детей значимо в мире детской игры. Психологические особенности детского возраста определяют непосредственность творчества детей, его эмоциональность, правдивость и содержательность, смелость. Сочиняя, придумывая, изображая, ребёнок берётся за любые темы .

Они разделяют моменты счастья и радости. Недавние исследования показывают, что музыка также способствует здоровому развитию маленьких детей. Музыка создает богатую среду, которая способствует самооценке и способствует социальному, эмоциональному и интеллектуальному развитию.

Маленькие дети впервые познакомились с музыкой в ​​своих отношениях с вами. Включая музыку как часть своего образования, дети будут наслаждаться радостными моментами у тех, кто имеет возможность вытеснять общение, движение, социализацию и творчество, а также возможность содействовать обучению, стимулировать их развитие и укреплять свои навыки. установить крепкие и здоровые отношения с другими людьми.

Н.А.Ветлугина определяет детское творчество как «первоначальную ступень в развитии творческой деятельности». Она указывает на то, что ребёнок в творческой деятельности выявляет своё понимание окружающего и отношение к нему. Он открывает новое для себя, а для окружающих его людей – новое о себе. Через продукт детского творчества есть возможность раскрыть внутренний мир ребёнка.

Музыка вокруг нас. Эти ежедневные звуки, которые мы слышим каждый день в любом месте, это музыка, у них есть ритмы, которые превращаются в мелодии. Мы можем помочь нашим детям развивать свои навыки слушания и творчество, чтобы обнаружить те музыкальные звуки, которые нас окружают.

Особенность музыки в том, что она позволяет нам узнать о мире вокруг нас. Слова, основы для построения языка и умения читать и писать. Повторение, усиливающее обучение. Шаблоны, которые помогут предсказать, что следует. Ритмический ритм, который помогает улучшить координацию. Мелодии, которые привлекают внимание и наше удовольствие.

По мнению Гогоберидзе А.Г. особенности детского творчества заключаются в следующем:

  • во-первых, в относительной новизне продукта творчества. Сочиняя, ребенок в первую очередь открывает новое для себя. Это так называемая относительная или субъективная новизна детского творчества;
  • во-вторых, в рассмотрении результатов сочинительства как результатов выражения внутреннего мира ребенка, его способностей, склонностей, ценностей. Это открытие себя окружающему миру и в какой-то степени самому себе .

Именно эти характеристики отличают творчество детей от творчества взрослых, и именно поэтому творчество детей определяется как «детское».

Музыка взаимодействует с навыками развития. Создайте координацию, позволяющую детям следовать компасу и использовать их умы, голоса и тела. вместе. Помогите старшим детям делиться, подружиться и чувствовать себя комфортно в группе. Поощряйте развитие языка через рассказы, рифмы и ритмы. Пробудите творчество, позволяя детям заполнять пробелы слов, открывать звуки или. изобретать песни. Строить отношения, общаться с чувствами, обеспечивать комфорт и комфорт. Развивать мелкие и грубые двигательные навыки с помощью пальцев, танцев или актерского мастерства. инструменты.

Н.А.Ветлугиной было установлено, что необходимое условие возникновения детского творчества – накопление впечатлений от восприятия искусства, которое является образцом для творчества, его источником. Другое условие детского музыкального творчества – накопление опыта исполнительства. В импровизациях ребенок эмоционально, непосредственно применяет все то, что усвоил в процессе обучения. В свою очередь обучение обогащается творческими проявлениями детей, приобретает развивающий характер .

Детское музыкальное творчество, как и детское исполнительство, обычно не имеет художественной ценности для окружающих людей. Оно важно для самого ребенка. Критериями его успешности является не художественная ценность музыкального образа, созданного ребенком, а наличие эмоционального содержания, выразительности самого образа и его воплощения, вариативности, оригинальности .

Что бы ребенок мог сочинить и спеть мелодию, у него необходимо развить основные музыкальные способности. Кроме того, для проявления творчества требуется воображение, фантазия, свободное ориентировка в непривычных ситуациях (Ветлугина).

Детское музыкальное творчество по своей природе синтетическая деятельность. Оно может проявляться во всех видах музыкальной деятельности: в пении, ритмике, игре на детских музыкальных инструментах .

Таким образом, творчество детей разделяется на изобразительное, словесное, театрально-игровое и музыкальное. Оно имеет свои особенности, которые отличают детское творчество от творчества взрослых .

1.2. Песенное творчество детей дошкольного возраста

Детское песенное творчество – характерный вид самостоятельной музыкальной деятельности детей дошкольного возраста. Продукт песенного творчества ребенка включает несколько небольших интонационных оборотов, мотивов и складывающуюся из них простейшую мелодию. Как всякое художественное детское творчество, песенное творчество требует совместных действий, сотворчества взрослого и детей, особенно на первых этапах. Ребенок вначале включается в выполнение отдельных частей заданий, участвует в сочинении отдельных частей создаваемой песни. По мере усвоения творческого опыта он выполняет уже необходимое для создания целостной и завершенной композиции, хотя и в самой простой форме .

Источник детского творчества – окружающая жизнь и музыкальное искусство, отражающее ее. Особенное внимание в развитии песенного творчества следует обращать на использование песен-образцов. Они служат своеобразными побудителями для решения детьми творческих задач и подсказками для их решения. Музыкальные темы песен-образцов должны быть точными, ясными и яркими, текст – кратким, запоминающимся. Ритм песни должен способствовать созданию ребенком ритма собственной мелодии .

Стремление к песенному творчеству проявляется у детей рано. Начиная с младшей, средней групп выявляем эти склонности и содействуем их успешному развитию. В старшей и подготовительной группах продолжается работа над закреплением навыков, полученных детьми в младшем дошкольном возрасте, но на более качественном уровне. В старшем дошкольном возрасте дети знакомятся с некоторыми первоначальными звуковысотными и ритмическими понятиями, которые складываются в ходе постоянных упражнений, развивающих мелодический слух, определяют движение мелодии вверх-вниз, сравнивают звуки различной высоты, длительности, поют интервалы, попевки. Слух ребенка все время контролирует правильность звучания .

Главная цель – расширить музыкальный опыт детей, сформировать навык самостоятельных импровизаций, а также помочь детям преодолеть неуверенность, стеснение, снять напряжение, развить воображение, внимание, память .

Педагогами специально разработана серия творческих заданий для развития песенного творчества:1) импровизация имен, звукоподражаний, мелодий без слов; 2) импровизация музыкальных вопросов и ответов; 3) сочинение попевок контрастного характера на предлагаемый текст, сочинение попевок в определенном жанре .

В годы дошкольного детства голосовой аппарат еще не сформирован, певческое звучание ввиду неполного смыкания голосовых связок и колебания только их краев характеризуется легкостью, недостаточной звонкостью и требует к себе бережного отношения. Воспитательно-образовательная работа должна включать организацию различных видов певческой деятельности детей, таких как исполнение и слушание песен, пение мелодий и упражнений для развития представлений о высоте, тембре, длительности, силе звуков, анализ песен, импровизацию, сочинение мелодий к заданным текстам, сочинение хороводов .

Музыкальные руководители в своей работе с детьми должны систематически использовать упражнения на развитие музыкального слуха и голоса. Усваивая упражнения, дети учатся правильно воспроизводить в пении разнообразные виды мелодического движения и наиболее характерные интонационные обороты, встречающиеся в песенном репертуаре для детей данного возраста. Для закрепления певческих навыков нужно, чтобы песня звучала не только в стенах детского сада, но и в семье. Поэтому педагогам следует проводить соответствующую работу с родителями, знакомя их с детскими песнями .

Успешное выполнение детьми творческих заданий, свидетельствует о достаточно высоком уровне развития их музыкальности. Для получения у детей лучших результатов в пении нужно, чтобы каждая последующая песня представляла собой некоторое усложнение по сравнению с предыдущей.

Кроме того, обучение детей пению должно строиться при создании следующих условий: взаимосвязи пения с другими видами музыкальной деятельности, систематическом проведении художественных событий, влияющих на мотивацию детей, тесном сотрудничестве дошкольного учреждения с семьей, широком использовании русской народной песни .

Таким образом, песенное творчество является важнейшим условием развития не только музыкальной, но и общей культуры ребенка. Оно формирует у детей эстетическое мировосприятие, обогащает эмоциональный опыт, побуждает осознавать окружающий мир в его звуковых проявлениях.

1.3. Творческие проявления в основных видах музыкальной деятельности дошкольников

Детское творчество - одна из форм самостоятельной деятельности ребёнка , в процессе которой он отступает от привычных и знакомых ему способов проявления окружающего мира, экспериментирует и создает нечто новое для себя и других .

Деятельность – это активный процесс овладения общественным опытом, достижениями культуры. В деятельности совершенствуется восприятие, памяти, мышление, воображение, ощущения .

Музыкальная деятельность дошкольников - это различные способы, средства познания детьми музыкального искусства, с помощью которых осуществляется музыкальное и общее развитие .

В музыкальном воспитании детей выделяются следующие виды музыкальной деятельности: восприятие, исполнительство, творчество, музыкально-образовательная деятельность .

  • Слушание – восприятие. Слушание складывается из следующих действий: слушания произведений; слушания в процессе разучивания песен, хороводов, танцев; слушания с целью определения свойств звука в дидактических играх.
  • Пение (исполнительство) является массовым и доступным видом исполнительства. Песня – ценное средство нравственно-эстетического воспитания, благодаря единству музыкального и литературного текста.
  • Музыкально – ритмическая деятельность (творчество) условно делиться на две группы: восприятие музыки и воспроизведение ее выразительных свойств и движений.
  • Детское музыкальное творчество. В пении это импровизация простейших мотивов, придумывание своих мелодий на заданный текст. Танцевальное творчество проявляется в умении комбинировать знакомые элементы танца, создавать собственные движения, придумать простой танец.

Все они имеют свои разновидности. Каждый вид музыкальной деятельности, имея свои особенности, предполагает овладение детьми теми способами деятельности, без которых она не осуществима, и оказывает специфическое влияние на музыкальное развитие дошкольников. Поэтому так важно использовать все виды музыкальной деятельности .

«Успешность творческих проявлений детей зависит от прочности певческих навыков, от умения выражать в пении определённые чувства и настроения, а также петь чисто и выразительно» О.П. Радынова.

Обычно этими умениями дети овладевают к старшему дошкольному возрасту. Но формировать творческие проявления необходимо намного раньше, используя посильные детям творческие задания (спеть своё имя, колыбельную кукле и т.д.).

Творческие проявления детей в ритмике, танцах являются важным показателем музыкального развития. Ребёнок начинает импровизировать, создавать собственный музыкально-игровой образ, танец, если у него развито восприятие музыки, её характера, выразительных средств и если он владеет двигательными навыками. Полноценное танцевальное творчество ребёнка возможно при условии, что его музыкально-эстетические представления постоянно обогащаются и если у него есть возможность проявить самостоятельность .

Инструментальное творчество детей проявляется в импровизациях - сочинении во время игры на детском музыкальном инструменте. Это непосредственное, сиюминутное выражение впечатлений. Оно возникает на основе жизненного и музыкального опыта, имеющегося у детей. Накопление, обогащение музыкальных впечатлений является непременным условием творческих проявлений детей. Одним из условий, обеспечивающих успешное инструментальное творчество, является владение детьми элементарными навыками игры на музыкальных инструментах, освоение различных способов звукоизвлечения, которые позволяют детям передавать простейшие музыкальные образы .

Таким образом, музыкальная деятельность имеет огромное значение для нравственно-эстетического воспитания дошкольников, содействует развитию творческих способностей, которое возможно лишь в процессе усвоения детьми и практического применения ими знаний, умений и навыков. Каждый вид музыкальной деятельности, имеет свое, специфическое воздействие на ребенка. Слушание музыки влияет на развитие чувств, учит видеть красоту.

Глава II

2.1. Анализ опыта работы музыкального руководителя

В данной работе представлен опыт работа музыкального руководителя О.Г. в детском саду №84 «Радуга» по теме «Развитие певческих навыков у детей дошкольного возраста» период с 2009 (со второй младшей группы) по 2013 год (до подготовительной к школе группы). На протяжении этого периода отслеживалось развитие вокальных навыков дошкольников, нарастание обучающих приёмов в формировании детского вокального исполнительства.

Основанием для выбора направления работы: «Развитие певческих навыков у детей дошкольного возраста» послужили результаты диагностики развития певческих навыков по методике О.П.Радыновой в начале 2009 – 2010 учебного года, где было выявлено, что 60% детей 3-4 лет имеют низкий уровень развития вокальных навыков: большинство пели напряженно, интонировали не всегда чисто, вступали не вовремя, нередко замедляли темп.

Целью ее работы стало овладение детьми дошкольного возраста певческими навыками.

Опираясь на современные методики и рекомендации известных педагогов, была выстроена собственная система формирования певческих навыков ребенка дошкольного возраста. Для этого были систематизированы и адаптированы к уровню вокальных возможностей дошкольника вокальные упражнения Е.Тиличеевой, Н.Ветлугиной, М. Картушиной, О. Кацер, А.Битус, упражнения на развитие голосового аппарата по системе В.Емельянова и упражнения на развитие напевности Д.Огороднова.

Для реализации цели были поставлены задачи:

  • воспитание у детей любви и интереса к певческой деятельности;
  • развитие эмоциональной отзывчивости у детей;
  • формирование певческих навыков;
  • развитие исполнительского мастерства;
  • расширение музыкального кругозора и представления об окружающем мире;
  • усвоение навыков хорового пения;
  • развитие детского песенного творчества.

В работе с детьми педагог руководствовалась следующими принципами:

1. Целенаправленность, систематичность, плановость.

2. Принцип дифференцированного подхода к работе с детьми и учёта их индивидуальных особенностей

3. Принцип доброжелательности и открытости.

Для каждой возрастной группы был подобран интересный и доступный материал, с помощью которого можно решить различные проблемы развития вокальных навыков.

После подбора репертуара начинается вокально-хоровая работа.

В первую очередь, детям напоминаются правила певческой установки, и постоянно контролируется их выполнение. Певческая установка – это правильное положение корпуса при пении, от которого в большой степени зависит качество звука и дыхания. При обучении детей пению надо следить за тем, как дети сидят, стоят, держат голову, корпус, как открывают рот.

На этапе формирования вокально-хоровых навыков в работу включаются одновременно почти все элементы вокально-хоровой техники(дыхание, звукообразование, дикция, чистота интонирования, ансамбль), а в последующие периоды они углубляются. Научить детей спокойному вдоху, не перегруженному воздухом, без участия плеч помогают упражнения из дыхательной гимнастики А.Н. Стрельниковой («Ладошки», «Погонщики», «Насос», «Кошечка» и другие) и системе Д.Огороднова («Понюхать цветок»).В дальнейшем задача усложняется – дети учатся быстрому спокойному вдоху в подвижных песнях и между фразами.

Для выработки навыка выразительной дикции рекомендуется использовать: упражнения артикуляционной гимнастики, скороговорки, чистоговорки, речевые зарядки, ритмодекламации (см. приложение 1).

Также неоценимое значение оказывают упражнения по системе В.Емельянова, которые делятся на статические и динамические (см. приложение 2).

Цель статических упражнений – выработка у ребёнка умения удерживать органы артикуляции в определённом положении.

В отличие от статических, динамические упражнения служат для выработки умения переключаться с одной артпозы на другую, поэтому должны выполняться в более быстром темпе.

Для эффективности использую пособия «живые картинки» с движущими деталями (упражнения «Лесенка», «Домик на горе», «Пой со мной» и другие). Также для налаживания чистоты интонации в пении, О.Г. использует систематическое повторение выученных песен с сопровождением и a cappella, упражнение «рисуем голосом»

Работу над песней условно можно разделить на несколько этапов:

1 этап – ознакомление с новым музыкальным произведением.

2 этап – разучивание песни.

3 этап – исполнение песни.

О.Г. считает, что в обучении детей пению помогает работа с родителями. На родительских собраниях и в индивидуальных беседах рассказывают о том, чему учатся дети на музыкальных занятиях, об охране детского голоса и так далее. Для родителей выставляются папки-передвижки с материалами о музыкальном воспитании в семье, а также о развитии певческих навыков у дошкольников.

Воспитатели оказывают действенную помощь в обучении детей пению, они умело организовывают предметно-развивающую среду для развития музыкальных способностей детей. В группах есть центр музыкального развития, диски и кассеты с музыкой для детей, в том числе музыкой для режимных моментов: колыбельные песни, музыка разного характера. Воспитатели проводят с детьми музыкально-дидактические и хороводные игры с пением, включают песни в повседневную жизнь дошкольников. Благодаря наличию в каждой группе вокального дидактического материала (картинки, схемы-алгоритмы, сборники песен), воспитанники могут заниматься самостоятельной вокальной деятельностью, организовывать сюжетно-ролевые игры с вокальной тематикой (концерты, праздники в кукольной семье и так далее), кроме того дети часто поют спонтанно в самостоятельной деятельности, в режимных моментах, в свободной игре.

Результаты работы

Подводя итоги работы по развитию певческих навыков у дошкольников, мы можем говорить о том, что поставленная цель достигнута:

дети любят петь,

понимают многие вокальные термины, дирижерские жесты,

научились слышать и передавать в пении поступенное и скачкообразное движение мелодии,

научились начинать петь самостоятельно, после музыкального вступления и проигрыша, точно попадая на первый звук,

научились слышать и оценивать правильное и неправильное пение.

Все это отчетливо прослеживается в результатах итоговой диагностики (см. приложение 3).

Сочетание музыки и слова помогают детям выразить свои чувства, переживания. На занятиях по развитию певческих навыков дошкольники участвовали в исполнительской деятельности, что помогло им глубже понять песню, при этом многократное повторение песни не понизило интерес к ней, а, наоборот, дало ей новую жизнь. Целенаправленная работа повысила интерес детей к музыкальным занятиям, песенному творчеству, а песня прочно вошла в жизнь детей.

О.Г. и в будущем планирует продолжать работу по обучению детей пению, развитию их вокальных навыков, расширению певческого диапазона каждого воспитанника, используя наработанный опыт.

Заключение

Музыке отводится особая роль в воспитании ребенка. С этим искусством человек соприкасается с рождения, целенаправленное музыкальное воспитание он начинает получать уже в детском саду, а в последующем и в школе. Следовательно, музыкальное воспитание является одним из средств формирования личности ребенка с самого раннего возраста. Современные научные исследования свидетельствуют о том, что развитие музыкальных способностей, формирование основ музыкальной культуры - т.е. музыкальное воспитание нужно начинать в дошкольном возрасте. Отсутствие полноценных музыкальных впечатлений в детстве с трудом восполнимо впоследствии.

Изучив психолого-педагогическую литературу, мы выяснили, что дошкольный возраст - период, когда закладывается первоначальные способности, обуславливающие возможность приобщения ребенка к различным видам деятельности.

Приобщение к музыкальному искусству в детском саду осуществляется музыкальными руководителями и воспитателями на музыкальных занятиях, утренней гимнастике, праздниках и развлечениях, в самостоятельной музыкальной деятельности и продолжается в школе на уроках музыки. Поэтому педагоги должны иметь специальное образование, а также необходимые знания о специфике возраста.

Гармоничность музыкально-эстетического воспитания достигается лишь в том случае, когда используются все виды музыкальной деятельности, доступные дошкольному возрасту, все творческие возможности растущего человека. Общество заинтересовано сохранить и передать будущим поколениям духовные ценности, в том числе музыкальную культуру. Дети должны развиваться через познания культурного наследия, воспитываться так, чтобы в будущем быть способными его приумножать.

Баринова М.Н. О развитии творческих способностей – Л:1961;

Бекина С.И. Музыка и движение- М.:Просвещение, 1984;

Ветлугина Н.А. Музыкальное воспитание в детском саду - М.: Просвещение, 1981;

Ветлугина Н.А. Музыкальный букварь – М.: Провещение, 1990;

Вопросы музыкальной педагогики Сб. статей вып.2 [Текст] / ред. - сост. В.И.Руденко – М.: 1980;

Готсдинер А.Л. Музыкальная психология – М.:1993;

Дошкольная педагогика. Учебное пособие для студентов пединститутов [Текст] / под. Ред. В.И.Логиновой – М.:Просвещение, 1983;

Кобалевский Д.Б. Как рассказывать детям о музыке? – М.:1977;

Методика музыкального воспитания в детском саду [Текст] / под. Ред. Н.А.Ветлугиной. – М, 1982;

Метлов Н.А. Музыка – детям – М.:Просвещение, 1985;

Назайкинский Е.В. О психологии музыкального восприятия. – М.: 1972;

Петрушин В.И. Музыкальная психология М., 1997;

Радынова О.П., Катинене А.И., Полавандишвили М.Л. Музыкальное воспитание дошкольников [Текст] / под.ред.О.П.Радыновой – М.:Просвещение: Владос, 1994;

Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей – М., Л., 1977;

Урунтаева Г.А. Дошкольная психология – М.: Изд.центр «Академия», 1996;

Список используемой литературы

  1. Баринова М.Н. О развитии творческих способностей – Л:1961;
  2. Бекина С.И. Музыка и движение- М.:Просвещение, 1984;
  3. Ветлугина Н.А. Музыкальное воспитание в детском саду - М.: Просвещение, 1981;
  4. Ветлугина Н.А. Музыкальный букварь – М.: Провещение, 1990;
  5. Вопросы музыкальной педагогики Сб. статей вып.2 [Текст] / ред. - сост. В.И.Руденко – М.: 1980;
  6. Готсдинер А.Л. Музыкальная психология – М.:1993;
  7. Дошкольная педагогика. Учебное пособие для студентов пединститутов [Текст] / под. Ред. В.И.Логиновой – М.:Просвещение, 1983;
  8. Кобалевский Д.Б. Как рассказывать детям о музыке? – М.:1977;
  9. Методика музыкального воспитания в детском саду [Текст] / под. Ред. Н.А.Ветлугиной. – М, 1982;
  10. Метлов Н.А. Музыка – детям – М.:Просвещение, 1985;
  11. Назайкинский Е.В. О психологии музыкального восприятия. – М.: 1972;
  12. Петрушин В.И. Музыкальная психология М., 1997;
  13. Радынова О.П., Катинене А.И., Полавандишвили М.Л. Музыкальное воспитание дошкольников [Текст] / под.ред.О.П.Радыновой – М.:Просвещение: Владос, 1994;
  14. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей – М., Л., 1977;
  15. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология – М.: Изд.центр «Академия», 1996;

«Влево

вправо

(протыкаем языком щеку слева),

(теперь щеку справа),

Раз,

два

(опять слева)

(опять справа).

Вверх

вниз

(протыкаем языком верхнюю губу),

(нижнюю),

Вверх - вниз

Язычок, не ленись!

(еще по разу верхнюю и нижнюю губу).

Губы, просыпайтесь!

Ротик, открывайся

(вибрируем губами)

(очень широко открываем рот)!

Язычок, покажись,

и зубов не страшись

(кусаем кончик своего языка),

(высовываем язык вперед и убираем его назад, при этом покусывая всю поверхность языка)!

А зубы-то, а зубыкусают даже губы

(кусаем нижнюю губу).

Кусаются, кусаютсяи не унимаются. (кусаем верхнюю губу)

А губы то хохочут,то сильно обижаются

(в улыбке открываем верхние зубы),

(выворачиваем нижнюю губу, придав лицу обиженное выражение).

То весело хохочут,то снова обижаются

(в улыбке открыть верхние зубы),

(выворачиваем нижнюю губу).

Зубам надоело кусать - стали язык жевать (жуем язык боковыми зубами).

Язычок - не лист капустный, он совсем, совсем не вкусный!

Зубки, зубки, успокойтесь, хорошенечко умойтесь (проводим языком между верхней губой и зубами).

Не сердитесь, не кусайтесь, а вместе с нами улыбайтесь! (проводим языком между нижней губой и зубами) (улыбаемся)

Ритмодекламация – это синтез поэзии и музыки.

Например, речевая зарядка:

Покажите-ка, ребята, как мы в лес шагали?

Вот так, вот так, весело шагали.

Налетели комары, мы их отгоняли.

Вот так, вот так, мы их отгоняли.

Рассердились и потом шишки в них кидали,

вот так, вот так, шишки в них кидали.

Вдруг полил из тучи дождь, мы все испугались,

позабыли мы про шишки, и домой помчались.

шагаем

отгоняем руками комаров

кидаем «шишки»

побежали

Приложение 2

Статические упражнения

1. «Птенчик» - широко открыть рот;

2. «Улыбка» - широко улыбнуться, чтобы были видны верхние и нижние зубы (челюсти при этом сжаты);

3. «Трубочка» - губы вытянуты вперёд, как при произнесении звука У.

Динамические упражнения

1. «Часики» – рот открыт, губы в улыбке. Острый кончик языка совершает движения на «раз» - к левому уголку рта, на «два» - к правому. Вместо счёта «раз-два» произносим звукоподражания: «тик-так»;

2. «Улыбка – трубочка» - на «раз» - губы в улыбке, на «два» - губы вытянуть вперёд трубочкой. Это же упражнение представляем детям, как «Весёлый и грустный»: улыбка – весёлый человечек, губы в положении «Трубочка» - грустный. Музыкальное сопровождение – «Клоуны» музыка Д.Кабалевского;

Приложение 3

Сравнительная диагностика уровня развития музыкальных способностей за 4 года

1.2. Песенное творчество детей дошкольного возраста

дошкольников

2.1. Анализ опыта работы музыкального руководителя

Заключение

Список используемой литературы

Приложение

Введение……………………………………………………………………….3

Глава I………………………………………………………………………….4

1.1. Общая характеристика детского музыкального творчества……………4

1.2. Песенное творчество детей дошкольного возраста……………………..7

1.3. Творческие проявления в основных видах музыкальной деятельности

дошкольников…………………………………………………………………9

Глава II………………………………………………………………………….12

2.1. Анализ опыта работы музыкального руководителя…………………….12

Заключение…………………………………………………………………………17

Список используемой литературы……………………………………………..20

Приложение

Введение

Дошкольное детство — яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Это время первоначального развития личности, формирования основ самосознания и индивидуальности ребенка. Именно в этот период начинается процесс социализации, устанавливается связь ребенка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром. Происходит приобщение к культуре, к общечеловеческим ценностям.

Отечественные психологи и педагоги рассматривают творчество как самоценность ребёнка и его личностное качество, как деятельность естественную и необходимую для развития способностей каждого дошкольника (Б.В. Асафьев, Л.А. Венгер, Н.А. Ветлугина, Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, Д.Б. Кабалевский, Н.Н. Поддьяков, Б.М. Теплов и др.)

Наиболее эффективное и действенное средство воспитания и развития детей – это музыка. Один из ярких эмоциональных видов искусства. Она обладает большой силой эмоционального воздействия, воспитывает чувства человека, формирует вкусы.

Расскажите о предлагаемых программах, потому что они могут отличаться друг от друга содержанием. Например, некоторые рекламные акции придают особое значение движению и танцу, в то время как другие акцентируют внимание на музыкальных способностях. Кроме того, обучение в классе может сильно различаться. На некоторых курсах все классы опущены, в других - концепции, подходящие для детей, например, для студентов-мужчин.

Раннее музыкальное образование для дома

С небольшим творчеством вы также можете порадовать своего ребенка музыкой дома. И вам даже не нужны инструменты для этого. Поскольку тренировать ритм и тонкие моторные навыки вашего ребенка уже помогает хлопать в песне, гудеть, дрочить или топать. В раннем музыкальном образовании это называют собственными инструментами тела. Есть много способов сопровождать песню.

Музыкальное развитие оказывает ничем не заменимое воздействие на общее развитие: формируется эмоциональная сфера, совершенствуется мышление, воспитывается чуткость к красоте в искусстве и жизни. Только развивая эмоции, интересы, вкусы ребенка, можно приобщить его к музыкальной культуре, заложить ее основы.

Дошкольный возраст чрезвычайно важен для дальнейшего овладения музыкальной культурой. Если в процессе музыкальной деятельности будет сформировано музыкально-эстетическое сознание, это не пройдет бесследно для последующего развития человека, его общего духовного становления.

Наконец, песня снова исполняется, и каждый сопровождает инструмент по своему выбору.

  • Дети выбирают песню, известную всем.
  • Чтобы настроить мелодию и лирику, песня исполняется и сопровождается хлопанием.
  • Затем каждая строфа сопровождается другим собственным инструментом.
В дополнение к типичному сопровождению песен вы также можете создавать новые ритмы и, следовательно, требовать творчества своих детей.

Если ребенок или взрослый все еще играет, он будет думать о новом ритме и передать его.

  • Они напевают или хлопают в ритме.
  • Ваш ребенок играет в этот ритм.
Будь деревянный барабан, бары, треугольник или погремушка - дети должны испытать свои инструменты со всеми своими чувствами, а не сразу играть на нем. Дайте вашему ребенку инструмент в руке и спросите, как он себя чувствует, как он выглядит и чем он может быть полезен. Иногда вы можете закрыть внешний вид этикетки. Таким образом, деревянный блок-барабан выполнен из гладкой тяжелой древесины.

Глава I

1.1. Общая характеристика детского музыкального творчества

Музыкальное воспитание, музыкальная деятельность - одна из центральных составляющих эстетического воспитания - играет особую роль во всестороннем развитии дошкольника, которая определяется спецификой музыки как вида искусства, с одной стороны, и спецификой детского возраста - с другой .

Музыка развивает ребенка умственно, оказывает влияние на процесс физического совершенствования ребенка, отражает многие жизненные процессы, которые обогащают представления детей об обществе, о природе, о быте и традициях .

Детское музыкальное творчество — важный фактор в развитии личности ребёнка. Оно может проявляться во всех видах музыкальной деятельности: пении, танцах, игре на детских музыкальных инструментах. Дети обычно импровизируют спонтанно, в различных играх. Они поют куклам колыбельную, напевают марш для солдатиков, охотно сочиняют песни, придумывают мелодии на заданный текст. Также дошкольники способны сочинить простейшие ритмические и мелодические мотивы, различные по характеру (маршевые, плясовые, спокойные), импровизировать на заданную тему на детских музыкальных инструментах .

Детское музыкальное творчество можно разделить на исполнительское и «композиционное». Такое разделение использует Е. Горшкова, основываясь на позиции, принятой в искусствоведении Б.В. Асафьевым. Детским исполнительным творчеством она считает выразительность, индивидуальную манеру исполнения музыкально-пластических, танцевальных образов. Детское «композиционное» творчество в танце – это создание новых музыкально-пластических, танцевальных образов, которые являются более или менее завершёнными танцевальными композициями .

Детское творчество имеет ряд особенностей, которые необходимо учитывать, развивая творческие способности детей. Оно обычно не имеет большой художественной ценности для окружающих людей по качеству, по масштабности охвата событий, по решению проблем, а является важным для самого ребёнка. Творчество детей значимо в мире детской игры. Психологические особенности детского возраста определяют непосредственность творчества детей, его эмоциональность, правдивость и содержательность, смелость. Сочиняя, придумывая, изображая, ребёнок берётся за любые темы .

Н.А.Ветлугина определяет детское творчество как «первоначальную ступень в развитии творческой деятельности». Она указывает на то, что ребёнок в творческой деятельности выявляет своё понимание окружающего и отношение к нему. Он открывает новое для себя, а для окружающих его людей – новое о себе. Через продукт детского творчества есть возможность раскрыть внутренний мир ребёнка.

По мнению Гогоберидзе А.Г. особенности детского творчества заключаются в следующем:

во-первых, в относительной новизне продукта творчества. Сочиняя, ребенок в первую очередь открывает новое для себя. Это так называемая относительная или субъективная новизна детского творчества;

во-вторых, в рассмотрении результатов сочинительства как результатов выражения внутреннего мира ребенка, его способностей, склонностей, ценностей. Это открытие себя окружающему миру и в какой-то степени самому себе .

Именно эти характеристики отличают творчество детей от творчества взрослых, и именно поэтому творчество детей определяется как «детское».

Н.А.Ветлугиной было установлено, что необходимое условие возникновения детского творчества – накопление впечатлений от восприятия искусства, которое является образцом для творчества, его источником. Другое условие детского музыкального творчества – накопление опыта исполнительства. В импровизациях ребенок эмоционально, непосредственно применяет все то, что усвоил в процессе обучения. В свою очередь обучение обогащается творческими проявлениями детей, приобретает развивающий характер .

Детское музыкальное творчество, как и детское исполнительство, обычно не имеет художественной ценности для окружающих людей. Оно важно для самого ребенка. Критериями его успешности является не художественная ценность музыкального образа, созданного ребенком, а наличие эмоционального содержания, выразительности самого образа и его воплощения, вариативности, оригинальности .

Что бы ребенок мог сочинить и спеть мелодию, у него необходимо развить основные музыкальные способности. Кроме того, для проявления творчества требуется воображение, фантазия, свободное ориентировка в непривычных ситуациях (Ветлугина).

Детское музыкальное творчество по своей природе синтетическая деятельность. Оно может проявляться во всех видах музыкальной деятельности: в пении, ритмике, игре на детских музыкальных инструментах .

Таким образом, творчество детей разделяется на изобразительное, словесное, театрально-игровое и музыкальное. Оно имеет свои особенности, которые отличают детское творчество от творчества взрослых .

1.2. Песенное творчество детей дошкольного возраста

Детское песенное творчество – характерный вид самостоятельной музыкальной деятельности детей дошкольного возраста. Продукт песенного творчества ребенка включает несколько небольших интонационных оборотов, мотивов и складывающуюся из них простейшую мелодию. Как всякое художественное детское творчество, песенное творчество требует совместных действий, сотворчества взрослого и детей, особенно на первых этапах. Ребенок вначале включается в выполнение отдельных частей заданий, участвует в сочинении отдельных частей создаваемой песни. По мере усвоения творческого опыта он выполняет уже необходимое для создания целостной и завершенной композиции, хотя и в самой простой форме .

Источник детского творчества – окружающая жизнь и музыкальное искусство, отражающее ее. Особенное внимание в развитии песенного творчества следует обращать на использование песен-образцов. Они служат своеобразными побудителями для решения детьми творческих задач и подсказками для их решения. Музыкальные темы песен-образцов должны быть точными, ясными и яркими, текст – кратким, запоминающимся. Ритм песни должен способствовать созданию ребенком ритма собственной мелодии .

Стремление к песенному творчеству проявляется у детей рано. Начиная с младшей, средней групп выявляем эти склонности и содействуем их успешному развитию. В старшей и подготовительной группах продолжается работа над закреплением навыков, полученных детьми в младшем дошкольном возрасте, но на более качественном уровне. В старшем дошкольном возрасте дети знакомятся с некоторыми первоначальными звуковысотными и ритмическими понятиями, которые складываются в ходе постоянных упражнений, развивающих мелодический слух, определяют движение мелодии вверх-вниз, сравнивают звуки различной высоты, длительности, поют интервалы, попевки. Слух ребенка все время контролирует правильность звучания .

Главная цель – расширить музыкальный опыт детей, сформировать навык самостоятельных импровизаций, а также помочь детям преодолеть неуверенность, стеснение, снять напряжение, развить воображение, внимание, память .

Педагогами специально разработана серия творческих заданий для развития песенного творчества:1) импровизация имен, звукоподражаний, мелодий без слов; 2) импровизация музыкальных вопросов и ответов; 3) сочинение попевок контрастного характера на предлагаемый текст, сочинение попевок в определенном жанре .

В годы дошкольного детства голосовой аппарат еще не сформирован, певческое звучание ввиду неполного смыкания голосовых связок и колебания только их краев характеризуется легкостью, недостаточной звонкостью и требует к себе бережного отношения. Воспитательно-образовательная работа должна включать организацию различных видов певческой деятельности детей, таких как исполнение и слушание песен, пение мелодий и упражнений для развития представлений о высоте, тембре, длительности, силе звуков, анализ песен, импровизацию, сочинение мелодий к заданным текстам, сочинение хороводов .

Музыкальные руководители в своей работе с детьми должны систематически использовать упражнения на развитие музыкального слуха и голоса. Усваивая упражнения, дети учатся правильно воспроизводить в пении разнообразные виды мелодического движения и наиболее характерные интонационные обороты, встречающиеся в песенном репертуаре для детей данного возраста. Для закрепления певческих навыков нужно, чтобы песня звучала не только в стенах детского сада, но и в семье. Поэтому педагогам следует проводить соответствующую работу с родителями, знакомя их с детскими песнями .

Успешное выполнение детьми творческих заданий, свидетельствует о достаточно высоком уровне развития их музыкальности. Для получения у детей лучших результатов в пении нужно, чтобы каждая последующая песня представляла собой некоторое усложнение по сравнению с предыдущей.

Кроме того, обучение детей пению должно строиться при создании следующих условий: взаимосвязи пения с другими видами музыкальной деятельности, систематическом проведении художественных событий, влияющих на мотивацию детей, тесном сотрудничестве дошкольного учреждения с семьей, широком использовании русской народной песни .

Таким образом, песенное творчество является важнейшим условием развития не только музыкальной, но и общей культуры ребенка. Оно формирует у детей эстетическое мировосприятие, обогащает эмоциональный опыт, побуждает осознавать окружающий мир в его звуковых проявлениях.

1.3. Творческие проявления в основных видах музыкальной деятельности дошкольников

Детское творчество - одна из форм самостоятельной деятельности ребёнка , в процессе которой он отступает от привычных и знакомых ему способов проявления окружающего мира, экспериментирует и создает нечто новое для себя и других .

Деятельность – это активный процесс овладения общественным опытом, достижениями культуры. В деятельности совершенствуется восприятие, памяти, мышление, воображение, ощущения .

Музыкальная деятельность дошкольников - это различные способы, средства познания детьми музыкального искусства, с помощью которых осуществляется музыкальное и общее развитие .

В музыкальном воспитании детей выделяются следующие виды музыкальной деятельности: восприятие, исполнительство, творчество, музыкально-образовательная деятельность .

Слушание – восприятие. Слушание складывается из следующих действий: слушания произведений; слушания в процессе разучивания песен, хороводов, танцев; слушания с целью определения свойств звука в дидактических играх.

Пение (исполнительство) является массовым и доступным видом исполнительства. Песня – ценное средство нравственно-эстетического воспитания, благодаря единству музыкального и литературного текста.

Музыкально – ритмическая деятельность (творчество) условно делиться на две группы: восприятие музыки и воспроизведение ее выразительных свойств и движений.

Детское музыкальное творчество. В пении это импровизация простейших мотивов, придумывание своих мелодий на заданный текст. Танцевальное творчество проявляется в умении комбинировать знакомые элементы танца, создавать собственные движения, придумать простой танец.

Все они имеют свои разновидности. Каждый вид музыкальной деятельности, имея свои особенности, предполагает овладение детьми теми способами деятельности, без которых она не осуществима, и оказывает специфическое влияние на музыкальное развитие дошкольников. Поэтому так важно использовать все виды музыкальной деятельности .

«Успешность творческих проявлений детей зависит от прочности певческих навыков, от умения выражать в пении определённые чувства и настроения, а также петь чисто и выразительно» О.П. Радынова.

Обычно этими умениями дети овладевают к старшему дошкольному возрасту. Но формировать творческие проявления необходимо намного раньше, используя посильные детям творческие задания (спеть своё имя, колыбельную кукле и т.д.).

Творческие проявления детей в ритмике, танцах являются важным показателем музыкального развития. Ребёнок начинает импровизировать, создавать собственный музыкально-игровой образ, танец, если у него развито восприятие музыки, её характера, выразительных средств и если он владеет двигательными навыками. Полноценное танцевальное творчество ребёнка возможно при условии, что его музыкально-эстетические представления постоянно обогащаются и если у него есть возможность проявить самостоятельность .

Инструментальное творчество детей проявляется в импровизациях — сочинении во время игры на детском музыкальном инструменте. Это непосредственное, сиюминутное выражение впечатлений. Оно возникает на основе жизненного и музыкального опыта, имеющегося у детей. Накопление, обогащение музыкальных впечатлений является непременным условием творческих проявлений детей. Одним из условий, обеспечивающих успешное инструментальное творчество, является владение детьми элементарными навыками игры на музыкальных инструментах, освоение различных способов звукоизвлечения, которые позволяют детям передавать простейшие музыкальные образы .

Таким образом, музыкальная деятельность имеет огромное значение для нравственно-эстетического воспитания дошкольников, содействует развитию творческих способностей, которое возможно лишь в процессе усвоения детьми и практического применения ими знаний, умений и навыков. Каждый вид музыкальной деятельности, имеет свое, специфическое воздействие на ребенка. Слушание музыки влияет на развитие чувств, учит видеть красоту.

Глава II

2.1. Анализ опыта работы музыкального руководителя

В данной работе представлен опыт работа музыкального руководителя О.Г. в детском саду №84 «Радуга» по теме «Развитие певческих навыков у детей дошкольного возраста» период с 2009 (со второй младшей группы) по 2013 год (до подготовительной к школе группы). На протяжении этого периода отслеживалось развитие вокальных навыков дошкольников, нарастание обучающих приёмов в формировании детского вокального исполнительства.

Основанием для выбора направления работы: «Развитие певческих навыков у детей дошкольного возраста» послужили результаты диагностики развития певческих навыков по методике О.П.Радыновой в начале 2009 – 2010 учебного года, где было выявлено, что 60% детей 3-4 лет имеют низкий уровень развития вокальных навыков: большинство пели напряженно, интонировали не всегда чисто, вступали не вовремя, нередко замедляли темп.

Целью ее работы стало овладение детьми дошкольного возраста певческими навыками.

Опираясь на современные методики и рекомендации известных педагогов, была выстроена собственная система формирования певческих навыков ребенка дошкольного возраста. Для этого были систематизированы и адаптированы к уровню вокальных возможностей дошкольника вокальные упражнения Е.Тиличеевой, Н.Ветлугиной, М. Картушиной, О. Кацер, А.Битус, упражнения на развитие голосового аппарата по системе В.Емельянова и упражнения на развитие напевности Д.Огороднова.

Для реализации цели были поставлены задачи:

воспитание у детей любви и интереса к певческой деятельности;

развитие эмоциональной отзывчивости у детей;

формирование певческих навыков;

развитие исполнительского мастерства;

расширение музыкального кругозора и представления об окружающем мире;

усвоение навыков хорового пения;

развитие детского песенного творчества.

В работе с детьми педагог руководствовалась следующими принципами:

1. Целенаправленность, систематичность, плановость.

2. Принцип дифференцированного подхода к работе с детьми и учёта их индивидуальных особенностей

3. Принцип доброжелательности и открытости.

Для каждой возрастной группы был подобран интересный и доступный материал, с помощью которого можно решить различные проблемы развития вокальных навыков.

После подбора репертуара начинается вокально-хоровая работа.

В первую очередь, детям напоминаются правила певческой установки, и постоянно контролируется их выполнение. Певческая установка – это правильное положение корпуса при пении, от которого в большой степени зависит качество звука и дыхания. При обучении детей пению надо следить за тем, как дети сидят, стоят, держат голову, корпус, как открывают рот.

На этапе формирования вокально-хоровых навыков в работу включаются одновременно почти все элементы вокально-хоровой техники(дыхание, звукообразование, дикция, чистота интонирования, ансамбль), а в последующие периоды они углубляются. Научить детей спокойному вдоху, не перегруженному воздухом, без участия плеч помогают упражнения из дыхательной гимнастики А.Н. Стрельниковой («Ладошки», «Погонщики», «Насос», «Кошечка» и другие) и системе Д.Огороднова («Понюхать цветок»).В дальнейшем задача усложняется – дети учатся быстрому спокойному вдоху в подвижных песнях и между фразами.

Для выработки навыка выразительной дикции рекомендуется использовать: упражнения артикуляционной гимнастики, скороговорки, чистоговорки, речевые зарядки, ритмодекламации (см. приложение 1).

Также неоценимое значение оказывают упражнения по системе В.Емельянова, которые делятся на статические и динамические (см. приложение 2).

Цель статических упражнений – выработка у ребёнка умения удерживать органы артикуляции в определённом положении.

В отличие от статических, динамические упражнения служат для выработки умения переключаться с одной артпозы на другую, поэтому должны выполняться в более быстром темпе.

Для эффективности использую пособия «живые картинки» с движущими деталями (упражнения «Лесенка», «Домик на горе», «Пой со мной» и другие). Также для налаживания чистоты интонации в пении, О.Г. использует систематическое повторение выученных песен с сопровождением и a cappella, упражнение «рисуем голосом»

Работу над песней условно можно разделить на несколько этапов:

1 этап – ознакомление с новым музыкальным произведением.

2 этап – разучивание песни.

3 этап – исполнение песни.

О.Г. считает, что в обучении детей пению помогает работа с родителями. На родительских собраниях и в индивидуальных беседах рассказывают о том, чему учатся дети на музыкальных занятиях, об охране детского голоса и так далее. Для родителей выставляются папки-передвижки с материалами о музыкальном воспитании в семье, а также о развитии певческих навыков у дошкольников.

Воспитатели оказывают действенную помощь в обучении детей пению, они умело организовывают предметно-развивающую среду для развития музыкальных способностей детей. В группах есть центр музыкального развития, диски и кассеты с музыкой для детей, в том числе музыкой для режимных моментов: колыбельные песни, музыка разного характера. Воспитатели проводят с детьми музыкально-дидактические и хороводные игры с пением, включают песни в повседневную жизнь дошкольников. Благодаря наличию в каждой группе вокального дидактического материала (картинки, схемы-алгоритмы, сборники песен), воспитанники могут заниматься самостоятельной вокальной деятельностью, организовывать сюжетно-ролевые игры с вокальной тематикой (концерты, праздники в кукольной семье и так далее), кроме того дети часто поют спонтанно в самостоятельной деятельности, в режимных моментах, в свободной игре.

Результаты работы

Подводя итоги работы по развитию певческих навыков у дошкольников, мы можем говорить о том, что поставленная цель достигнута:

дети любят петь,

понимают многие вокальные термины, дирижерские жесты,

научились слышать и передавать в пении поступенное и скачкообразное движение мелодии,

научились начинать петь самостоятельно, после музыкального вступления и проигрыша, точно попадая на первый звук,

научились слышать и оценивать правильное и неправильное пение.

Все это отчетливо прослеживается в результатах итоговой диагностики (см. приложение 3).

Сочетание музыки и слова помогают детям выразить свои чувства, переживания. На занятиях по развитию певческих навыков дошкольники участвовали в исполнительской деятельности, что помогло им глубже понять песню, при этом многократное повторение песни не понизило интерес к ней, а, наоборот, дало ей новую жизнь. Целенаправленная работа повысила интерес детей к музыкальным занятиям, песенному творчеству, а песня прочно вошла в жизнь детей.

О.Г. и в будущем планирует продолжать работу по обучению детей пению, развитию их вокальных навыков, расширению певческого диапазона каждого воспитанника, используя наработанный опыт.

Заключение

Музыке отводится особая роль в воспитании ребенка. С этим искусством человек соприкасается с рождения, целенаправленное музыкальное воспитание он начинает получать уже в детском саду, а в последующем и в школе. Следовательно, музыкальное воспитание является одним из средств формирования личности ребенка с самого раннего возраста. Современные научные исследования свидетельствуют о том, что развитие музыкальных способностей, формирование основ музыкальной культуры — т.е. музыкальное воспитание нужно начинать в дошкольном возрасте. Отсутствие полноценных музыкальных впечатлений в детстве с трудом восполнимо впоследствии.

Изучив психолого-педагогическую литературу, мы выяснили, что дошкольный возраст — период, когда закладывается первоначальные способности, обуславливающие возможность приобщения ребенка к различным видам деятельности.

Приобщение к музыкальному искусству в детском саду осуществляется музыкальными руководителями и воспитателями на музыкальных занятиях, утренней гимнастике, праздниках и развлечениях, в самостоятельной музыкальной деятельности и продолжается в школе на уроках музыки. Поэтому педагоги должны иметь специальное образование, а также необходимые знания о специфике возраста.

Гармоничность музыкально-эстетического воспитания достигается лишь в том случае, когда используются все виды музыкальной деятельности, доступные дошкольному возрасту, все творческие возможности растущего человека. Общество заинтересовано сохранить и передать будущим поколениям духовные ценности, в том числе музыкальную культуру. Дети должны развиваться через познания культурного наследия, воспитываться так, чтобы в будущем быть способными его приумножать.

Баринова М.Н. О развитии творческих способностей – Л:1961;

Бекина С.И. Музыка и движение- М.:Просвещение, 1984;

Ветлугина Н.А. Музыкальное воспитание в детском саду — М.: Просвещение, 1981;

Ветлугина Н.А. Музыкальный букварь – М.: Провещение, 1990;

Вопросы музыкальной педагогики Сб. статей вып.2 [Текст] / ред. — сост. В.И.Руденко – М.: 1980;

Готсдинер А.Л. Музыкальная психология – М.:1993;

Дошкольная педагогика. Учебное пособие для студентов пединститутов [Текст] / под. Ред. В.И.Логиновой – М.:Просвещение, 1983;

Кобалевский Д.Б. Как рассказывать детям о музыке? – М.:1977;

Методика музыкального воспитания в детском саду [Текст] / под. Ред. Н.А.Ветлугиной. – М, 1982;

Метлов Н.А. Музыка – детям – М.:Просвещение, 1985;

Назайкинский Е.В. О психологии музыкального восприятия. – М.: 1972;

Петрушин В.И. Музыкальная психология М., 1997;

Радынова О.П., Катинене А.И., Полавандишвили М.Л. Музыкальное воспитание дошкольников [Текст] / под.ред.О.П.Радыновой – М.:Просвещение: Владос, 1994;

Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей – М., Л., 1977;

Урунтаева Г.А. Дошкольная психология – М.: Изд.центр «Академия», 1996;

Список используемой литературы

Баринова М.Н. О развитии творческих способностей – Л:1961;

Бекина С.И. Музыка и движение- М.:Просвещение, 1984;

Ветлугина Н.А. Музыкальное воспитание в детском саду — М.: Просвещение, 1981;

Ветлугина Н.А. Музыкальный букварь – М.: Провещение, 1990;

Вопросы музыкальной педагогики Сб. статей вып.2 [Текст] / ред. — сост. В.И.Руденко – М.: 1980;

Готсдинер А.Л. Музыкальная психология – М.:1993;

Дошкольная педагогика. Учебное пособие для студентов пединститутов [Текст] / под. Ред. В.И.Логиновой – М.:Просвещение, 1983;

Кобалевский Д.Б. Как рассказывать детям о музыке? – М.:1977;

Методика музыкального воспитания в детском саду [Текст] / под. Ред. Н.А.Ветлугиной. – М, 1982;

Метлов Н.А. Музыка – детям – М.:Просвещение, 1985;

Назайкинский Е.В. О психологии музыкального восприятия. – М.: 1972;

Петрушин В.И. Музыкальная психология М., 1997;

Радынова О.П., Катинене А.И., Полавандишвили М.Л. Музыкальное воспитание дошкольников [Текст] / под.ред.О.П.Радыновой – М.:Просвещение: Владос, 1994;

Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей – М., Л., 1977;

Урунтаева Г.А. Дошкольная психология – М.: Изд.центр «Академия», 1996;