Финансовая грамотность на уроках всеобщей истории и истории россии. Значение «круговая порука Круговая порука в древней руси

На фальсификацию документов влияют такие общераспространенные факторы, как 1) высокий уровень децентрализации компании, контрольных органов 2) постановка руководством нереальных финансовых целей 3) непонимание менеджерами роли бухгалтерскою учета и аудита в оперативном управлении 4) сговор и круговая порука работников подразделения.  


На первом этапе у государства не было органов, которые могли бы взимать налоги. Отсюда стремление государства найти посредника между собой и плательщиком. Оно поручает весь сбор налогов естественному или искусственно образованному им союзу - городу или общине - под круговую поруку, а само определяет только общую сумму, которую требует от союза. Весь союз отвечает за уплату требуемой суммы. Между плательщиком и государством стоит такой союз, который заслоняет плательщика от государства. В этот период круговая порука и для правительства, и для таких союзов выгодна. Союз круговой поруки гарантирует полностью уплату требуемой суммы и использует эту гарантию как средство защиты от административного вмешательства в свои внутренние дела, что имело большое значение в условиях отсутствия законных гарантий. Круговой порукой были обеспечены не только прямые, но и косвенные налоги . Развивается так называемый оклад в косвенных налогах . Правительство поручает сбор косвенных налогов самоуправляющимся союзам с возложением ответственности на лиц, избранных самим союзом для взимания.  

Второй период характеризуется тем, что создаются государственные учреждения, которые берут на себя часть функций союза. Государство делает попытку приблизиться к плательщику, но не решается стать лицом к лицу с ним. Сумма (квота) определяется государством, но распределяется она между отдельными плательщиками не им, а союзами, каждому из которых государство назначает сумму налогов. Поскольку государство отказалось от полного нейтралитета в сфере раскладки налогов внутри союзов, то и круговая порука снимается с союза. Он раскладывает по норме, указанной правительством, и на этом его функции заканчиваются. Каждый плательщик отвечает за взнос налога лично . Таким образом, государство старается стать ближе к плательщику, чтобы лучше использовать платежеспособность граждан.  

Этими законами были установлены определенные правила раскладки сборов сельскими сходами и точный порядок их взыскания, а также облегчен и упрощен порядок предоставления льгот по платежу как оклада, так и недоимок. Применение круговой поруки было сначала ослаблено и упорядочено, а с 1903 г. и вовсе отменено. Надзор за взысканием с крестьян окладных сборов был снят с полиции и возложен на податную инспекцию и земских начальников. Привлечение к податному делу органов двух различных ведомств было слабой сторо-  

Их ответом было формирование круговой поруки, взаимного блата и пристраивание своих детей и родственников на выгодные места. Но всё же им хотелось окончательно превратить право распоряжения в право своего безраздельного владения тем, что пока оставалось общенародной собственностью.  

Наконец, существует довольно четкая тенденция к круговой поруке руководители отделов или служб внутри отделов обнаруживают реакцию солидарности перед лицом центральной дирекции, что заставляет их, например, скрывать истинные издержки того или иного отдела, находящегося в трудном положе-  

Корпоративные механизмы связаны с привязанностью к коллективу, группе, организации проявляется солидарность, ответственность, но может проявиться и круговая порука, групповой эгоизм.  

Беспринципные характеристики в немалой степени повинны в выдвижении на руководящие посты слабых работников. Наделяя человека не присущими ему положительными качествами, руководители, подписавшие характеристику, грубо нарушают принципы работы с кадрами, развращают людей, создают обстановку круговой поруки. Убедительное доказательство несостоятельности подобных характеристик мы получаем, изучая, так сказать, постфактум те из них, что были выданы на ском-  

При таком самостийном и волюнтаристском подходе руководителя к формированию аппарата управления может сложиться - и действительно нередко складывается - особо опасная обстановка, когда руководителю удается подобрать все свое окружение по признаку личной преданности. В результате создается коллектив, скрепленный круговой порукой. Наибольшие возможности возникновения подобного рода явлений существуют и в аппаратах управления сравнительно небольших предприятий, объединений, внутренних подразделений ведомств, учреждений.  

КРУГОВАЯ ПОРУКА (в применении к налогам) - в дореволюционной России способ обеспечения своевременного и полного сбора податей путем возложения ответственности за их уплату на крестьянскую общину в целом. Члены общины отвечали друг за друга всем своим имуществом в случае неуплаты налогов отдельными плательщиками сумма подати разверстывалась между остальными членами общины. Действие К. п., существовавшей на Руси издревле, было узаконено нек-рыми государственными актами в XIX в. наиболее четкое выражение она получила в законе от 28 ноября 1833 г. о порядке взимания денежных сборов с государственных крестьян. В 1861 г. при отмене крепостного права К. п. была распространена на все сельское население, поскольку царизм был заинтересован в сохранении ее как средства закабаления крестьянской бедноты, выколачивания податей и взыскания недоимок. Прогрессивная и революционная общественность в России (от Н. Г. Чернышевского до В. И. Ленина) разоблачала реакционную сущность К. п. Она была отменена законодательными актами 1903 и 1906 гг. в связи с подготовкой столыпинской аграрной реформы.  

Следует сказать, что трудовые коллективы еще различаются по уровню социальной зрелости. Здоровый, зрелый коллектив не тот, где все поддерживают друг друга по принципу круговой поруки, а где лодыря заставят трудиться добросовестно, прогульщика и пьяницу призовут к ответу, руководителю помогут исправить ошибки, если он их допускает.  

Круговая порука - 1) способ обеспечения значительных доходов, господствующего положения в той или иной сфере производства, торговли, используемый определенной группой 2) способ обеспечения поступлений от налогов путем возложения на определенный круг лиц обязанности отвечать друг за друга всем своим имуществом (был распространен до создания налогового аппарата).  

Почему нижестоящие руководители предпочитают морально-психологический эффект, стремясь отстоять автономию управления в разрешении производственных задач сегодняшнего дня Потому, что их кредо - выполнять производственный план , избегая инцидентов и конфликтов с подчиненными работниками иначе его не выполнишь. Но их предпочтения оказываются искаженными, если план выполняется в результате всепрощении, снисходительности, панибратства, круговой поруки. Выполнить план любыми средствами - это значит обесценить его морально-психологический эффект, лишить рабочих чувства гордости за свой труд.  

В тех странах, где сохранялось общинное землепользование, имел место периодический передел пахотной земли среди крестьянских подворий, как это было и в России. Натуральная рента взималась помещиками (в роли которых выступало и государство) в целом, чохом - с общих земель и подворий общины. Крестьянский сход уже сам распределял такой оброк между подворьями на основе круговой поруки. Крестьяне вели не только свои патриархальные хозяйства, но и участвовали в общинном производстве и самообложении натуральным оброком в пользу помещика и государства.  

КРУГОВАЯ ПОРУКА - в дореволюционной России применительно к налогам способ обеспечения своевременного и полного сбора податей или налогов путем возложения ответственности за их уплату на крестьянскую общину в целом.  

Особо отметим последнее положение. Данное положение очень важно и соответствует основным тенденциям современного западного аудита. С одной стороны, целью аудита является выражение мнения аудитора о достоверности отчетности , и аудиторская организация заключает договор с проверяемой организацией, согласно которому подряжается выполнить такую работу за определенное денежное вознаграждение . С другой стороны, существуют определенные объективные препятствия, в силу которых аудиторская организация может оказаться не а состоянии выполнить взятые на себя договорные обязательства . К таким обстоятельствам в первую очередь относятся отсутствие какой-либо важной бухгалтерской документации , непредставление аудиторам со стороны проверяемых необходимых разъяснений и вообще любые случаи серьезного уклонения проверяемых от конструктивного сотрудничества с аудиторами. Типичное видение аудита западными специалистами заключается в том, что акционеры вкладывают свои денежные средства в некое дело, берут на работу управляющего, который ежедневно ведет это дело, а раз в год приходят аудиторы и сообщают акционерам, что отчеты наемного управляющего о его работе и ее результатах верны. Или, напротив, аудиторы открывают глаза акционерам на просчеты, ошибки или злоупотребления управляющего или главного бухгалтера . Однако иногда основной акционер и управляющий предприятия - одно и то же лицо или родственные лица (а в российском малом и среднем бизнесе такая ситуация вообще типична), и аудитор видит , что при попытке сообщить акционеру о злоупотреблениях управляющего сталкивается с круговой порукой или оказывается в ситуации, когда информация о злоупотреблениях сообщается только лицу, в данных злоупотреблениях виноватому, и все это не позволяет изменить ситуацию к лучшему. Западная практика рекомендует аудитору в такой ситуации отказаться от задания, потребовав платы за фактически произведенные трудозатраты. Вернее, в МСА применяется такая формулировка Если в совершении мошенничества подозреваются лица, несущие ответственность за  

ИЗМЕНА - нарушение верности общему делу, узам солидарности, товарищества, любви. Отрицательная оценка И., даваемая ей моральным сознанием, обусловлена положительным значением, которое придается этим узам. Если эти узы утрачивают положительный смысл или даже приобретают антиморальное значение, нарушение и отказ от них уже не есть И. Напротив, верность в этом случае является безнравственной и расценивается как ложное товарищество, круговая порука, семейственность, групповщина и т.п.  

В 1885 г. Бунге вошел в Государственный совет с представлением о повсеместной (кроме Сибири) отмене с 1 января 1886 г. подушной подати, составлявшей со времени Петра I краеугольный камень финансовой системы Российской империи . Эта мера должна была уменьшить ресурсы государственного казначейства на 57 млн руб., часть которых предполагалось возместить увеличением налога на спирт (с 9 коп. за градус), а часть - увеличением оброчной подати с государственных крестьян (от повышения которой правительство в 1886 г. отказалось на 20 лет). Государственный совет, однако, решил перевести государственных крестьян на выкуп, который представлял собой -В действительности не что иное, как замаскированное увеличение оброчной подати. Законом 12 июня 1886 г. был установлен обязательный выкуп для государственных крестьян. Отмена подушной подати должна была повлечь за собой и отмену круговой поруки. И в  

Некоторому понижению подверглись и выкупные платежи , которые хотя и заносились в особый отдел росписи, но по существу отличались от прямых налогов только своею срочностью. При Витте были приняты меры к урегулированию судьбы недоимок в выкупных платежах , в огромном количестве накопившихся после неурожаев 1891 и 1892 гг., а также к уменьшению их оклада. Закон 7 февраля 1894 г. предписывал местной администрации разобраться в причинах происхождения недоимок по отдельным селениям и установить для каждого селения ту долю недоимки, которая могла бы ежегодно погашаться совместно с окладом для тех же случаев, когда прибавка их к окладу признавалась невозможной, разрешалось отсрочивать уплату недоимки до того времени, когда срок платежа оклада истечет. Предположения местных властей подлежали утверждению Министерств внутренних дел и финансов. Законы 13 мая 1896 г. и 31 мая 1899 г. имели целью уменьшить тягость оклада выкупных платежей . Достигалось это путем предоставления по ходатайствам крестьян рассрочки непогашенного остатка выкупного долга на новые сроки - в 28, 41 и 56 лет. Производилась, таким образом, конверсия выкупного долга, приводившая к понижению годичного платежа за счет удлинения выкупного периода. Ввиду слабого применения законов 1896 и 1899 гг., размер льгот был увеличен. Законы 1894,1896 и 1899 гг. дали местной и центральной администрации громадную работу, длившуюся много лет, но оказавшуюся бесполезной. Исследования платежной способности и недоимочности отдельных селений производились плохо проверка их в центральном управлении была невозможна. Конверсия выкупного долга не была понятна большинству крестьян. К 1900 г. рассрочка недоимок была почти закончена, но так как недоимки возникали вновь, то работа должна была постоянно возобновляться. Большое значение имело Положение 23 июня 1899 г. о порядке взыскания окладных сборов с надельных земель, дополненное Законом 12 февраля 1903 г. об отмене круговой поруки.  

Положение человека, подвергшегося остракизму, тем печальнее, что вышестоящее руководство далеко не всегда догадывается о наличии в этом коллективе круговой поруки. Не всегда и не сразу за кажущимся благополучием угадывается та истина, что людей сплачивают не высокие цели, а коллективный эгоизм, одномыслие, автором которого является руководитель. В таком коллективе обычно нет зримого движения вперед, но зато бдительно следят, чтобы кому-то не вздумалось вынести сор из избы. Надо ли пояснять, сколь опасны подобного рода явления.  

Надо ли говорить, сколь нетерпимо также устройство на должности по признакам личной преданности, родства и землячества. На этой почве принижается роль критики и самокритики, процветают семейственность и кумовство, создается обстановка нетребовательности, круговой поруки, угодничества и безответственности, что неизбежно ведет к различным злоупотреблениям. Люди, занявшие руководящие посты, не имея специального образования и профессиональных знаний , не в состоянии, понятно, осуществлять эффективное управление и уже только по этой причине склонны окружать себя недалекими и малоинициативными работниками. Некоторые из них, крепко уцепившись за чьи-то фалды, достигают подчас высоких постов, уже самим фактом пребывания в такой должности подрывают у людей веру в справедливость. Не ясно ли, что эти люди не могут служить примером для подчиненных, утверждать дисциплину и порядок, если сами являются олицетворением безответственности.  

Вместе с тем предпринимателям выгодно эксплуатировать всякие формы взаимной поддержки, совместной деятельности наемных работников . Даже суррогаты коллективности, иллюзорная коллективность ставятся на службу капиталу. Особенно большое внимание эксплуатации мнимой коллективности придается в развитых капиталистических странах в современных условиях. В США, Японии и некоторых других империалистических государствах довольно широкое распространение получили идеи патернализма, теория и политика человеческих отношений на производстве, которые идеологи капитализма пытаются объявить подлинно коллективистскими. В Японии, например, довольно широко практикуется пожизненный наем, применяется изощренная система круговой ответственности за результаты производства, перенесенная из докапиталистических эпох и обеспечивающая строжайший надзор за поведением каждого со стороны каждого. Система круговой поруки и всеобщего жесткого контроля за поведением и поступками наемных работников , приносящая дивиденды предпринимателям, конечно, не имеет ничего общего с коллективностью. По мнению буржуазных экономистов, применение различных форм коллективности (по примеру Японии) может сыграть роль фактора, ускоряющего развитие капиталистической экономики . Известный на Западе специалист в области японского менеджмента, профессор Высшей школы управления при Калифорнийском университете в Лос-Анджелесе (США) Уильям Оучи настойчиво рекомендует широко внедрять новую философию, т. е. концептуальную основу управления, которая сводится к применению организационных структур , обеспечивающих коллективное управление на заводах и в торговых организациях. При этом он не скрывает, что коллективные усилия необходимы для увеличения прибыли , которая служит единст-  

Классовые противоречия в докапиталистических формациях складывались в недрах родовой организации, пробивали себе дорогу, разрушая различные формы первобытной и полупервобытной общности людей. Развитие общественного разделения труда было той объективной предпосылкой, которая способствовала формированию новых форм социально-экономической общности людей. Общинная организация становится не только носителем традиций коллективизма и взаимопомощи, но и инструментом отношений эксплуатации, превращаясь в связанную круговой порукой фискальную ячейку, проявляясь в исключительности каст, неравенстве сословий, антагонизме классов.  

В России П.н. был введен Петром I вместо подворного налога с 1724 г. Этим налогом в одинаковом размере облагалось все мужское население независимо от возраста. С конца 18 в. П.н. становится главным доходом государства (до 50% всех доходов). Постепенно по мере исключения из обложения зажиточных слоев населения П.н. превратился в чисто крестьянский налог. Сбор налога вела крестьянская община, полное поступление налога гарантировалось круговой порукой, когда неуплаченные кем-то суммы раскладывались на остальные крестьянские дворы. К неплательщикам применялись жесткие санкции вплоть до изъятия имущества за долги. Такая политика приводила к разорению крестьянства. По указу Екатерины II в 1783 г. были изменены исчисление и взимание подушной подати. На основании данных ревизий и установленного оклада определялась общая сумма налога, которая далее раскладывалась по губерниям, уездам и волостям. Окончательная раскладка налога между отдельными плательщиками производилась самими сельскими обществами, причем принцип поголовности утрачивал решающее значение и заменялся поимущественным.  

Юридически надельные земли становились собственностью крестьян только после их выкупа. Вместо кун-чих на приобретённую крестьянами надельную землю выдавались особые данные, а сама земля поступала в залог, в обеспечение исправного внесения выкупных платежей . И хотя крестьяне именовались собственниками земли , на надельные земли не распространялось общее гражд. законодательство. Они рассматривались как особая крест, собственность. В течение 9 лет эти земли не могли отчуждаться. По истечении этого срока, пока не погашена выкупная ссуда, для отчуждения надельных земель необходимо было получить разрешение губернского присутствия, а вырученные деньги обращались прежде всего на погашение долга по выкупной ссуде. Впоследствии был запрещён также залог и дарение надела лицам, не принадлежащим к общине, н установлены др. ограничения в распоряжении крестьянами своими наделами. К роме того, но Положению 1861 земля закреплялась за сел. обществами, а не за крестьянами. Община отвечала круговой порукой за каждого домохозяина. Она имела право распределять землю по душам, ибо каждому зем. наделу соответствовала онредел. доля повинностей, от к-рых нельзя было отказаться, т. к. с 1893 выход из общины без согласия общества был запрещён. Т. о., II. з. сохраняло полукрспостнич. отношения.  

«На миру». Картина Сергея Коровина (1893 год)

Община как форма самоуправления крестьян, живущих в одном селе, существовала в России с древних времён. Сами крестьяне называли такие объединения «обществом» или «миром», в Малороссии - «громадой». Эти неформальные объединения занимались управлением общими (мировыми) землями, распределением и перераспределением наделов между отдельными хозяйствами.

В рамках общины существовали две основные формы землевладения - общинное и подворное. Наиболее распространённым было общинное владение, при котором вся земля находилась в собственности самой общины. В 1905 году в европейской части России такое владение распространялось на 109,5 млн гектаров, с которых кормилось 9,2 млн крестьянских дворов. При подворном землевладении каждое крестьянское хозяйство получало выделенный участок раз и навсегда. Таких хозяйств было 2,8 млн, в их владении находилось 26 млн гектаров.

При общинном землевладении крестьяне на сходе периодически проводили передел (перераспределение) общей земли между хозяйствами, принимая в расчёт размер семей, их способность обрабатывать эту землю и уплачивать подати. Для каждого участка устанавливался размер тягла, то есть той доли денежных сборов, которую надлежало вносить в общую кассу общины. Учитывалось появление новых семей и исчезновение старых. Иногда сход мог ограничиться накидками и скидками - увеличить надел одного хозяйства за счёт уменьшения другого, не касаясь прочих земель. Как правило, земля отрезалась у вдов и стариков, уже не способных её обрабатывать, и передавалась крепким, увеличившимся семьям.

Для государства важной функцией общины был сбор налогов, основанный на принципе круговой поруки: члены общины как бы ручались друг за друга и несли коллективную ответственность за полное и своевременное поступление всех податей. Казна требовала уплаты налогов в целом с общины, а её члены сами решали, сколько должно выплатить то или иное хозяйство. Если какая-то семья оказывалась не состоянии заплатить сполна, недостачу должны были покрыть другие члены общины.


«Сбор недоимок». Картина Алексея Корзухина (1868 год)

Первые упоминания принципа круговой поруки в России встречаются в «Русской Правде». Он применялся при выплате штрафа жителями определённой местности, если там совершалось уголовное преступление - например, убийство. Со временем сферу применения круговой поруки ограничили сбором налогов. Так, в Московском государстве ответственность перед властями за недоимку несли сборщики податей или, например, воеводы , в ведении которых находились земли, где проживали неплательщики. Под страхом этой ответственности они могли при взыскании недоимок применять принципы круговой поруки к сёлам, где жили должники, хотя это ещё и не было подкреплено законом.

С конца XVIII века началось законодательное оформление ответственности крестьянской общины за долги своих членов. В 1797 году было принято правило, согласно которому недоимка, накопленная по долгам отдельного хозяйства, взыскивалась со всего общества в наказание за то, что «видя сотоварища своего в леность и нерадение впавшего, к трудам и исправлению своего долга не старалось его обратить».

К середине XIX века участие общины в сборе налогов оформилось окончательно. Специальные казённые палаты исчисляли общую сумму сборов (окладной лист) со всей общины с указанием разновидностей платежей (казённых, земских, мирских и т. д.). Они не занимались учётом изменений в численном составе общины и экономическом положении её членов, а также распределением платежей между крестьянскими хозяйствами. Это было функцией самой общины.

Раскладочный приговор (распределение сборов по крестьянским дворам) утверждался в начале года на сельском сходе при принятии решения о переделе земли, скидках и накидках. Развёрстка податей между домохозяйствами проводилась с учётом тягловой повинности, которая зависела от размера и качества земли на обрабатываемом наделе. Платежи уменьшали для погорельцев, семей, потерявших кормильца, дворов, переживших падёж скота. Таким образом, снижая размер повинностей или снимая их вовсе, община спасала ослабевшие хозяйства от разорения, давая им возможность восстановиться. Недоплаченные такими дворами суммы перераспределялись между остальными. В этих случаях доля платежа, приходившаяся на зажиточных домохозяев, превышала иногда 100 рублей.

Принцип круговой поруки в общине был выгоден государству и повышал собираемость налогов. С неисправного плательщика всё равно почти нечего было взять. Земельный надел принадлежал общине в целом и не мог быть изъят по долгам отдельного крестьянина. По закону, нельзя было забрать у крестьянской семьи её дом и имущество сельскохозяйственного назначения: единственную корову, производственный инвентарь, семена. Остальное же имущество обычно стоило не много.

Однако, по свидетельству современников, члены общины всячески старались избежать уплаты недоимки за другого, заставляя опустившегося домохозяина «продать последнюю рубаху». В законе от 16 мая 1811 года говорилось, что для предупреждения недоимок можно было по решению общины направлять упорных неплателыциков на работу в самом селении или отсылать в работный дом до уплаты недоимки. Более обширные полномочия в этой области были даны общине в «Положении о взимании денежных сборов», принятом 28 ноября 1833 года. Сход мог применить к неплательщикам следующие меры: 1) обратить доход с принадлежащего недоимщику недвижимого имущества на возмещение недоимки; 2) отправить недоимщика или кого-либо из членов его семейства работать на стороне - с обращением заработанных денег в общинную кассу; 3) вместо неисправного хозяина назначить старшим в доме другого члена той же семьи или опекуна; 4) продать принадлежащее недоимщику личное недвижимое имущество, за исключением выкупленной усадьбы; 5) продать ту часть движимого имущества и строений недоимщика, которая не является необходимой в его хозяйстве; 6) отобрать у недоимщика весь отведённый надел или его часть. К последним трём мерам община прибегала только в крайних случаях.

Иногда община следила за хозяйственной деятельностью своих ненадёжных членов, не допуская их до разорительных поступков и даже распоряжаясь их денежными средствами. Сход мог избирать особых лиц, чтобы оказывать нравственное влияние на крестьян, понуждения их к своевременной уплате податей. Крестьянин села Млечи Трубчевского уезда Орловской губернии Николай Иванович Сеченов жаловался в Сенат на решение мира, который отобрал его надел. Проверка показала, что Сеченов имел за 17 лет недоимку в размере 51 рубля, которую погасила община. Поэтому 20 января 1885 года сход постановил забрать наделы у Сеченова и передать их Тимофею Соловьёву, исправному и благонадёжному плательщику. По результатам дознания волостной старшина сообщал: «Николай Сеченов ничего не платил, хозяйства никакого не имеет, вообще, человек неблагонадёжный, сидел в тюрьме за воровство, был наказан волостным судом за неуплату податей розгами, а землю домогается, чтобы продать её другим».

После 1903 года даже такие случаи стали редкостью, поскольку круговая порука была отменена в 46 губерниях европейской части России, а в 1905 году - повсеместно. Обложение крестьян налогами стало индивидуальным и производилось уже без участия общин.

Выводы (исторический и финансовый)

Традиционная задача общины - управление общими землями. В глазах государства основной функцией общины были сбор и уплата налогов в казну

Крестьянское хозяйство, которое было способно уплачивать налоги, но уклонялось от этой обязанности, сурово наказывалось. Хозяйство, которое своевременно уплачивало налоги, поощрялось

Круговая порука иногда спасала крестьянское хозяйство от разорения, а иногда приводила к изгнанию крестьян из общины

Классический пример, который можно привести для иллюстрации того, что такое круговая порука в настоящее время, - ответственность по кредиту не только заемщика, но и поручителей. Сегодня этот термин часто используется в несколько ином значении, чем то, которое было ему свойственно исторически. Сегодня под ним понимают скорее способ уйти от ответственности, коллективное укрывательство виновного в неблаговидных делах.

Корпоративная круговая порука

Это групповая ответственность всех членов коллектива за действия каждого его представителя. Корпоративная ответственность во многих крупных компаниях, к примеру, может выражаться в системе премирования не только за личные достижения, но и за выполнение плана всем структурным подразделением. Такая тактика используется для воспитания у подчиненных командного духа, чтобы люди сообща работали в коллективе, не нуждаясь в постоянном подталкивании менеджера. В таких условиях важным становится не результат каждого сотрудника в отдельности, а общий коллективный результат. Ставшее фразеологическим выражение «круговая порука» - это также ситуация, когда говорят о том, что нарушители закона покрывают друг друга из страха перед судом, соучастниками или ожидаемым наказанием.

Исторический смысл

Изначальный исторический смысл термина заключается в следующем. Круговая порука была системой коллективных обязательств жителей определенной округи перед властями. Уже в «Русской правде» (XI век) содержится упоминание об этом явлении. Вплоть до начала XX века в России это явления было распространено в сельских общинах. Оно касалось выплаты пошлины, казенных, земских и мирских сборов. Если кто-то из членов общины уклонялся от внесения своей доли в сумму общих выплат, это приходилось за него делать остальным членам общины. Так же, все вместе, крестьяне отвечали и за совершенный кем-то одним проступок.

Отрицательные моменты

Идея коллективизма пропитала эпоху коммунизма, когда об индивидуализме и думать было запрещено. Однако с исчезновением Советского Союза стало очевидным, что людям не свойственно жить, испытывая стадный рефлекс. И даже популярные аналогии со спортом не способны подстегнуть людей добровольно выкладываться по максимуму ради общего «приза». Проблема заключается в том, что человек по своей природе индивидуалист. Он работает для себя, своей семьи, а ценности компании или предприятия для него вторичны. Поэтому круговая порука заставляет кого-то быть ударником, а кому-то позволяет быть лоботрясом. Нужно сделать за смену 1000 изделий и не важно, сколько из них изготовит каждый из 10 работников? Понятно, что более ленивые от природы предоставят возможность потрудиться другим, а премия будет разделена поровну на всех. При таком раскладе появляются все условия для создания климата «поиска виноватых», возрастает демотивация, наказания и поощрения перестают быть справедливыми. И вообще, кому хочется быть «связанными одной цепью» и однажды уйти ко дну с теми, кто случайно оказался рядом по долгу службы?

Материал из ЭНЭ

Круговая порука - в гражданско-правовом смысле вид корреального обязательства (см.) в его римской форме, единственный, как кажется, в современном праве остаток этой формы. Обязываясь каждый за всех и все за одного, участники К. поруки связаны и во всех последствиях долга. Освободительные акты, не имеющие значения способов материального удовлетворения кредитора, если они допущены по отношению к одному должнику, действуют здесь и для всех: цель круговой поруки в том и состоит, чтобы поставить перед кредитором, вместо отдельных лиц, целую общину, как такую. Поэтому участниками К. поруки могут быть не члены любого союза, а лишь члены определенной территориальной единицы. Ответственность членов других союзов (товариществ) - всегда ответственность солидарная в современном смысле этого юридического понятия (см. Корреальное обязательство). Неправильно сближение К. поруки с простым поручительством (Гордон) и применение к нему правил о постепенности взыскания (beneficium excussionis ): цель К. поруки, как и всякого солидарного обязательства - гарантировать своевременное и немедленное исполнение обязательства. Она, поэтому, всего ближе к поручительству на срок, а последнее ничем, по существу, от солидарного обязательства в современном русском праве не отличается (кассационное решение 69 / 1186). Неправильна, следовательно, и попытка установить различие между круговой порукой и солидарным обязательством вообще, в форме корреалитета или чистого солидаритета.

См. Гордон, «Ст. 1548 т. X. ч. I-й и вопрос о К. поруке и солидарности в обязательствах» («Журнал Министерства Юстиции», т. 35, 1868).

Круговая порука в Pocсии

На первоначальных ступенях общественной жизни правовыми субъектами являются не отдельные личности, а роды . За действия лица отвечает род, и если ответственность переносится на личность, то потому только, что последняя рассматривается как представитель рода. Формула круговой поруки: все за одного и один за всех - ведет, таким образом, свое происхождение от времен родового быта. Хотя превращение родового союза в общинно-территориальный, а затем в государственный, и связано с постепенным выделением личности, как правового субъекта, тем не менее учреждение К. поруки не теряет совершенно своего значения и поддерживается или вводится вновь, частью вследствие сознания выгод его для лиц, составляющих общество, частью в силу государственных соображений об удобстве возложения исполнения известных задач на ответственность территориальных союзов. Первые указания на существование К. поруки в России встречаются в «Русской Правде » (некоторые ученые видят намек на существование этого института еще в договоре Олега с греками). К. порука, в пределах определенной территориальной единицы (верви), применялась к платежу пени (виры, продажи) за содеянное в округе преступление, когда преступник оставался неизвестен или когда убийство совершено было не с целью грабежа, а в ссоре, из мести и т. п. В XV - XVI вв. учреждение К. поруки нашло применение в устройстве губных округов, на жителей которых возложена была обязанность предупреждения и искоренения преступлений, с ответственностью, денежной и уголовной, за ненадлежащее выполнение этой обязанности. Начало К. поруки применялось в московском государстве и в некоторых других случаях. Так, недобор таможенного и кабацкого доходов иногда взыскивался с посадских и уездных людей, выбравших в целовальники виновников недобора; убытки, причиненные казне подрядчиком, взыскивались иногда с того посада , к которому он принадлежал; набирая из вольных людей отряды стрельцов, правительство возлагало на них ответственность по К. поруке за надлежащее исполнение каждым его обязанностей и за материальный ущерб казне в случае бегства со службы, и т. п. С течением времени сфера правительственного применения института К. поруки сокращается, а в конце концов она остается только в области фиска. Жители данной территориальной единицы искони обязаны были уплачивать определенную сумму податей. В интересах казны и самих плательщиков, раскладка сбора между домохозяевами предоставлена была населению. В тех же видах и собирание податей возложено было на выбранных плательщиками лиц. Отсюда некоторые ученые выводят заключение, что в моск. государстве на обществе плательщиков лежала ответственность за безнедоимочное поступление податей. Несомненно, во всяком случае, что ответственность перед правительством за недоимку в московской и императ. Руси несли сборщики податей, воеводы и другие лица, в ведении которых состояли крестьяне данного разряда. Под страхом этой ответственности (имущественной и личной), названные лица могли, при взыскании недоимок, применять, в большей или меньшей мере, начало ответственности одних плательщиков за других, даже в том случае, когда К. порука не была санкционирована законом. Правительство XVIII в., больше и больше развивая бюрократические порядки и отказываясь от применения начала К. поруки в различных отраслях государственного дела, утратило, по-видимому, всякое понятие о К. ответственности плательщиков податей, как одном из принципов организации податного дела в прежние времена. Это усматривается из того обстоятельства, что, будучи наконец вынуждено самой жизнью обратиться к К. поруке, как к средству обеспечения исправного поступления податей, правительство ввело ее не сразу, применяло ее сначала как меру крайнюю и давало этому применению различную мотивировку . Так, указом 15 января г. недоимку по сбору податей с купечества и государственных крестьян повелено этим сословиям разложить между собой «по званию их торгов и пожитков и владению земель», а взыскание недоимки, лежащей на крестьянах дворцовых, заводских, монастырских и т. п., обратить на самих крестьян лишь в случае, если ее нельзя пополнить из имущества вотчинных управителей, приказчиков и т. п. С учреждением, в г., департамента уделов и образованием разряда удельных крестьян, принято было за правило, что в случае накопления недоимки по причине лености и нерадения поселян, виновные предаются суду, а недоимка взыскивается с общества, в наказание за то, что «видя сотоварища своего в леность и нерадение впавшего, к трудам и исправлению своего долга не старалось его обратить». Обязанность общества отвечать за исправный взнос податей, как общее правило, установлена манифестом 16 мая г., дополненным указом г.; но при этом не было указано определенных мер взыскания, подлежащих применению к целому селению. С новым разделением в г. селений казен. крестьян на общества, было подтверждено и обязательство последних отвечать за исправный взнос податей, с добавлением, что если недоимка общества возрастет до годового оклада, то ответственность переносится на всю волость. Этим добавлением правительство ясно показало, что не считает К. поруку состоящей в связи с поземельными отношениями членов общества. Хотя с учреждением министерства государственных имуществ ответственность волости за недоимку сельских обществ была уничтожена, тем не менее К. порука не была приведена в связь с поземельным владением. Лишь в г. К. ответственность по сбору казенных податей, при общинном владении землей, была ограничена пределами поземельной единицы. В действующем законодательстве К. ответственность крестьян определяется ст. 187 общ. полож. о кр. и примеч. к ней. Каждое сельское общество , как при общинном, так и при участковом или подворном (наследственном) пользовании землей, отвечает К. порукой за каждого из своих членов в исправном отбывании казенных, земских и мирских повинностей. Сельским обществам, находящимся в пределах одной волости, предоставляется, для облегчения К. ручательства, соединяться между собой, по общему их о том мирскому приговору. Крестьяне, имеющие все угодья своего надела в отдельном владении, не могут быть привлекаемы к К. ответственности в исправном отбывании государственных податей и повинностей за других крестьян, хотя бы и состоящих в том же обществе или селении, но не участвующих в означенном владении. Если в селении или части селения, имеющих отдельное владение землей и получающих на этом основании отдельный окладной лист, числится менее 40 ревизских душ, состоящих в окладе, то подати и повинности взыскиваются с крестьян без К. поруки. Возлагая на общества ответственность за исправное отбывание их членами податей и повинностей, правительство первоначально не указывало средств, к каким могли бы прибегать сельские сходы для понуждения отдельных плательщиков ко взносу следуемых с них сборов. В законе 16 мая г. волостным головам, выборным и старостам, для предупреждения недоимок, дано право употреблять, по мирскому приговору, упорных неплателыциков на работу в самом селении или отсылать их в рабочий дом, до уплаты недоимки, с отпуском домой для сельских работ на время с 1 апреля по ноябрь месяц. Те же меры могли быть принимаемы и по отношению к старостам и выборным, признанным виновными в нерадении. Продажа движимости , «яко для крестьян разорительная и для верности податей бесполезная», запрещена. Гораздо более обширные полномочия даны обществу в «Положении о взимании денежных сборов» 28 ноября г.; преподанные этим Положением правила, с некоторыми изменениями и дополнениями, вошли в действующее законодательство. На основании Положения 19 февраля г., взимание с крестьян податей и других казенных, земских и мирских сборов лежит на обязанности выборных лиц - сельских старост и сборщиков, состоящих под наблюдением волостного старшины. Лица эти не имеют права прибегать к каким-либо понудительным мерам взыскания, за исключением кратковременного ареста и небольшого штрафа (ст. 64 и 86 общ. полож.). Более серьезные меры взыскания могут применять к неисправным плательщикам только сельские общества, а именно:

1) обращение на возмещение недоимки дохода с принадлежащего недоимщику недвижимого имущества; 2) отдача недоимщика или кого-либо из членов его семейства в посторонние заработки, с обращением заработанных денег в мирскую кассу; 3) определение к недоимщику опекуна или назначение старшим в доме, вместо неисправного хозяина, другого члена той же семьи; 4) продажа принадлежащего недоимщику лично недвижимого имущества, за исключением выкупленной усадьбы; 5) продажа той части движимого имущества и строений недоимщика, которая не составляет необходимости в его хозяйстве; 6) отобрание у недоимщика всего отведенного ему полевого надела или части оного.

К мерам, указанным в пп. 4, 5 и 6, общество должно обращаться лишь в крайних случаях, когда остальные меры взыскания окажутся недостаточными (ст. 188 общ. положения) [Приблизительно теми же средствами понуждения неисправных плательщиков были вооружены и общества мещан.]. Если, несмотря на все принятия меры, недоимка, лежащая на крестьянине, не будет пополнена к 1 октября , то она раскладывается сельским сходом на прочих крестьян того же общества и должна быть очищена к 15 января следующего года (ст. 189 общ. полож.). В случае неисправности всего сельского общества, оно понуждается к уплате недоимок через местную полицию (ст. 190); а при безуспешности мер понуждения, недоимка пополняется полицией посредством продажи крестьянского движимого имущества (ст. 191). На практике порядок взыскания податей вообще и применение К. поруки в частности идут путем, значительно отклоняющимся от указанного в законе. Так, меры понуждения плательщиков, предоставленные законом обществу, сплошь и рядом, особенно в местностях с подворным владением землей, применяются сельским и волостным начальством и даже полицией. Когда к ним прибегает общество (обыкновенно - под сильным давлением со стороны полиции), то в большинстве случаев оно ограничивается мерами, указанными законом как крайние: продажей движимого имущества недоимщика или временным отобранием у него надела, для сдачи в аренду на пополнение недоимки, минуя средства, указанные в пп. 1-3 ст. 188 общ. пол., как неприложимые в крестьянском быту. Очень редко применяется и статья закона относительно раскладки между всеми членами общества недоимки, неуплаченной к определенному времени отдельными крестьянами. Такая дополнительная раскладка производится далеко не везде, и если применяется, то не как обычная мера, а спорадически, по требованию полиции, вдруг взявшейся энергически за взыскание запущенных недоимок; в этих случаях доля платежа, упадающая на зажиточных домохозяев, доходит иногда до 100 р. и больше. Так же редко наблюдается и мера продажи за недоимки движимого имущества всех членов сельского общества; может быть в большей половине уездов Европейской России эта мера за последние 6 лет не применялась совсем или применялась в крайне ограниченных размерах; в остальных уездах, по сведениям податных инспекторов, за указанный период времени продано имущества крестьян за недоимки всего общества на несколько сот или тысяч рублей в каждом, и в очень немногих уездах - на сумму от 10 до 20 тыс. рублей. Поэтому, разорительное влияние продажи крестьянского имущества за недоимки, по закону о К. поруке, распространяется не на крупные районы, а на отдельные общества. Описи крестьянского имущества совершаются неизмеримо чаще, нежели продажи; в большинстве уездов число продаж составляет не более 10- 15 % числа описей. В одной губернии или даже в одном уезде какой-либо губернии полиция прибегает к описям в несколько раз чаще, нежели в другой губернии или другом уезде. Встречаются и такие уезды, где на сотню описей не приходится и одной продажи. Эти факты приводят к заключению, что к описи крестьянского имущества полиция весьма часто прибегает не в виде подготовки к продаже, а единственно с целью устрашения; как только напуганное население внесет часть состоящей на нем недоимки, дело не получает дальнейшего движения. Есть, однако, и такие местности, где число продаж крестьянского имущества мало отличается от числа описей его. Самая опись, если за ней и не следует продажа, не всегда проходит бесследно для хозяйственного положения населения, так как, под угрозой продажи имущества, недоимщики готовы прибегнуть к самым разорительным способам приобретения средств для уплаты части недоимки (займам из ростовщических процентов, преждевременной продаже продуктов сельского хозяйства, запродаже своего труда, сдаче в аренду земли и т. п.). Общества, из опасения К. ответственности, склонны побуждать крестьян к таким сделкам, а в крайнем случае сами отбирают у них землю. За исключением последнего способа очищения недоимки, предпринимаемого обществом из опасения ответственности по К. поруке, остальные средства, к которым прибегают недоимщики для получения денег на уплату податей, нельзя считать порождением закона о круговой поруке, так как продажа движимости недоимщиков (а также и отобрание у них земли для сдачи в аренду) допускается законом и по отношению к плательщикам, не связанным К. ответственностью. Хотя принцип К. поруки применяется весьма редко в форме, указанной в законе, тем не менее он составляет неотделимую часть всей земельно-податной общинной жизни, тесно сплетаясь с мотивами хозяйственного характера и получая применение не только в податном деле, но и в предприятиях чисто хозяйственных. Он служит одной из причин существующего в крестьянских обществах стремления сообразовать налагаемую ими на своих членов долю платежей, - независимо от свойства и происхождения последних, - с их хозяйственной состоятельностью; а так как крестьяне имеют тенденцию все платежи связывать с землей, то в местностях с малой доходностью хозяйства применяются системы разверстки общинной земли (а следовательно и податей), основывающиеся на рабочей силе домохозяев, как важнейшем источнике дохода для людей, живущих трудами своих рук. При этом, в качестве вспомогательных условий, принимаются иногда во внимание посторонние заработки семьи, ее хозяйственный инвентарь и т. п. Для того чтобы, не прибегая часто к общим переделам земли, можно было приспособлять податную тягость, лежащую на отдельных плательщиках, к их постоянно изменяющейся платежной способности, община нечерноземных местностей выработала систему частных переделов, так наз. свалки-навалки душ (земли и податей) - систему, путем которой легко достигается перекладка земли и податей с одной семьи, в хозяйственном отношении ослабевшей, на другую, более состоятельную. При раскладке текущего оклада сборов общества иногда освобождают от всех или части платежей наиболее бедных или подвергшихся несчастным случайностям своих членов, а также берут на себя часть старых, преимущественно безнадежных, недоимок. Местами общества следят за хозяйственной деятельностью ненадежных своих членов, не допускают их до разорительных поступков, не дозволяют выдавать им на руки страховой премии, а распоряжаются, чтобы из нее было уплачено за лес для постройки или за работу по стройке избы и т. п. Иногда общества избирают особых лиц, чтобы оказывать нравственное влияние на крестьян в смысле понуждения их к своевременной уплате податей. При затруднительности для бедных крестьян своевременно очистить лежащие на них платежи, общества очень часто покрывают следующую с таких крестьян подать позаимствованиями из мирских сумм, из доходов от оброчных статей, или прибегают к общественным займам денег, обыкновенно на невыгодных условиях, иногда с обязательством уплаты капитала или процентов трудом, продуктами сельского хозяйства или отдачей кредитору в пользование общинной земли. Позаимствования из мирских капиталов обыкновенно зачисляются долгом на недоимщиках, но значительная часть этих долгов не возвращается назад.

Кругова́я пору́ка - групповая солидарная ответственность , когда все члены группы отвечают за обязательства одного.

Определение

Согласно Юридическому словарю, под круговой порукой следует понимать ответственность всех членов общины (иного коллектива) за действия или выполнение обязанности каждым из её членов .

В обиходе этот термин означает согласие членов группы с действиями любого из своих членов, а также его поддержка, пассивная или активная. Часто употребляется с негативным оттенком.

Принципы

Здесь каждый за всех и все за одного, участники круговой поруки связаны и во всех последствиях долга. Освободительные акты, не имеющие значения способов материального удовлетворения кредитора, если они допущены по отношению к одному должнику, действуют в случае круговой поруки для всех её участников. Таким образом, цель круговой поруки состоит в том, чтобы поставить перед кредитором, вместо отдельных лиц, целую общину, как таковую .

В то же время, круговую поруку нельзя путать с простым поручительством и применять к ней правило о постепенности взыскания (beneficium excussionis). Цель круговой поруки, как и всякого солидарного обязательства - гарантировать своевременное и немедленное исполнение обязательства .

История

Россия

В XV-XVI веках на жителей губных округов налагалась обязанность предупреждения и искоренения преступлений, за неисполнение этой обязанностей они несли денежную и уголовную ответственность .

В Московском государстве круговая порука также использовалась при недоборе таможенного и кабацкого доходов (недобор мог быть взыскан с посада, который избрал в целовальники виновника недобора). Кроме того, убытки, причиненные казне подрядчиком, взыскивались иногда с того посада, к которому он принадлежал, а набирая из вольных людей отряды стрельцов, правительство возлагало на них ответственность по круговой поруке за надлежащее исполнение каждым его обязанностей и за материальный ущерб казне в случае бегства со службы .

Со временем использование государством института круговой поруки сохранилось лишь в области фиска: жители определенной территориальной единицы искони обязаны были уплачивать определенную сумму податей. Раскладка податей, которые должны были уплачивать жители конкретной территориальной единицы, между домохозяйствами производилась самими жителями, а собирание податей возложено было на выбранных плательщиками лиц. Отсюда некоторые учёные делают вывод, что ответственность за безнедоимочное поступление податей лежала на обществе плательщиков. Несомненно, во всяком случае, что ответственность перед правительством за недоимку несли сборщики податей, воеводы и другие лица, в ведении которых состояли крестьяне данного разряда. Под страхом этой ответственности (имущественной и личной), они могли, при взыскании недоимок, применять, в большей или меньшей мере, начало ответственности одних плательщиков за других, даже в том случае, когда круговая порука не была санкционирована законом .

В XVIII веке всё больше развивая бюрократические порядки и отказываясь от применения начала круговой поруки в различных отраслях государственного дела, утратило, по-видимому, всякое понятие о круговой ответственности плательщиков податей, как одном из принципов организации податного дела в прежние времена. Ввиду этого, будучи вынуждено в конце концов обратиться к круговой поруке, как к средству обеспечения исправного поступления податей, правительство ввело её не сразу, а применяло сначала как меру крайнюю и давало этому применению различную мотивировку. Так, в 1739 году царским указом повелевалось недоимку по сбору податей с купечества и государственных крестьян разложить членам этих сословий между собой, а недоимку с крестьян дворцовых, заводских, монастырских в первую очередь пополнить из имущества вотчинных управителей и приказчиков и только в случае их неспособности оплатить недостачу, взимать недоимки с самих крестьян .

С учреждением в 1797 году департамента уделов и образованием разряда удельных крестьян было решено, что в случае накопления недоимки по причине лености и нерадения поселян, виновные предаются суду, а недоимка взыскивается с всей сельской общины, в наказание за то, что «видя сотоварища своего в леность и нерадение впавшего, к трудам и исправлению своего долга не старалось его обратить » .

В качестве всеобщего правила обязанность общества отвечать за исправный взнос податей была закреплена Манифестом 16 мая 1811 года, дополненным указом 1828 года, но при этом не было указано определенных мер взыскания, подлежащих применению к целому селению. В то же время, в манифесте 1811 года для предотвращения недоимок волостным головам, выборным и старостам было дано право использовать злостных неплательщиков в работах в поселении или отсылать их в работный дом до уплаты долга, из которого их отпускали для сельских работ с апреля по ноябрь. Подобные меры могли быть приняты и к нерадивым старостам и выборным .

С новым разделением в 1833 году селений казенных крестьян на общества, было подтверждено и обязательство последних отвечать за исправный взнос податей, с добавлением, что если недоимка общества возрастет до годового оклада, то ответственность переносится на всю волость. Таким образом правительство ясно показало, что не считает круговую поруку состоящей в связи с поземельными отношениями членов общества. Хотя с учреждением министерства государственных имуществ ответственность волости за недоимку сельских обществ была уничтожена, тем не менее круговая порука не была приведена в связь с поземельным владением. Лишь в 1869 году круговая ответственность по сбору казенных податей, при общинном владении землей, была ограничена пределами поземельной единицы .

После крестьянской реформы 1861 года взимание с крестьян податей, а также казенных, земских и мирских сборов было возложено на выборных сельских старост и сборщиков, состоявших под наблюдением волостного старшины. Они не имели права прибегать по отношению к неплательщикам к каким-либо понудительным мерам взыскания, за исключением кратковременного ареста и небольшого штрафа. Большими полномочиями были наделены сами сельские общества. В частности, согласно законодательству они имели право по отношению к неплательщикам прибегать к более серьёзным мерам: продажа принадлежащего недоимщику недвижимого имущества с целью погашения недоимки, отдача недоимщика или кого-либо из членов его семьи в посторонние заработки, с изъятием заработанных денег в общинную кассу, определение к недоимщику опекуна или назначение вместо неисправного хозяина старшим в доме другого члена той же семьи. В крайних случаях сельское общество с целью воздействия на недоимщика имело право прибегать к более строгим мерам: продажа принадлежащего недоимщику лично недвижимого имущества (за исключением выкупленной усадьбы), продажа той части движимого имущества и строений недоимщика, которая не составляет необходимости в его хозяйстве, изъятие у недоимщика всего или части отведенного ему земельного надела. Если же, несмотря на все принятые меры, крестьянин не мог к 1 октябрю года расплатиться по своим долгам, то долг делился сельским сходом на других крестьян общества, которые должны были погасить его к 15 января следующего года. Если же сельское общество не справлялось с выплатой долга. то оно принуждалось к уплате недоимок через местную полицию, а в случае безуспешности и этих мер понуждения, недоимка гасилась полицией посредством продажи крестьянского движимого имущества .

На практике же порядок взыскания податей и применение круговой поруки протекало несколько иначе. Так, меры понуждения к неплательщикам, которые согласно закону, имело право применять лишь сельская община, как правило, особенно в местностях, где преобладало подворное владение землей, применялись сельским и волостным начальством и даже полицией. Когда же к ним под сильным давлением со стороны полиции прибегало общество, то в большинстве случаев оно ограничивалось мерами, указанными в законе как крайние: продажа движимого имущества недоимщика или временное отобрание у него надела, для сдачи в аренду на погашение недоимки, минуя более лёгкие меры, как неприложимые в крестьянском быту . Очень редко применялась разделение долга отдельных крестьян между всеми членами общества. Если эта мера и применялась, то спорадически, по требованию полиции. В этих случаях доля платежа, выпадавшая на зажиточных крестьян, доходила иногда до 100 рублей и больше .

В конце XIX века каждое сельское общество, как при общинном, так и при участковом или подворном (наследственном) пользовании землей, отвечало круговой порукой за каждого из своих членов в исправном отбывании казенных, земских и мирских повинностей. Сельским обществам, находящимся в пределах одной волости, предоставлялась возможность по общей договоренности объединяться между собой для облегчения кругового ручательства. Крестьяне, имеющие все угодья своего надела в отдельном владении, не могли быть привлечены к круговой ответственности в отбывании государственных податей и повинностей за других крестьян, даже проживавших в том же обществе или селении, но не участвующих в означенном владении. Если в селении или части селения, имеющих отдельное владение землей и получающих на этом основании отдельный окладной лист, числилось менее 40 ревизских душ, состоящих в окладе, то подати и повинности взыскивались с крестьян без круговой поруки. Возлагая на общества ответственность за исправное отбывание их членами податей и повинностей, правительство не указывало средств, к каким могли бы прибегать сельские сходы для понуждения отдельных плательщиков ко взносу сборов .

Применение круговой поруки при взимании государственных и земских сборов с надельных земель сельских обществ было существенно ограничено в 46 губерниях европейской России в 1899 году. В 1900 году была отменена круговая порука при взимании продовольственных сборов . В 1903 году круговая порука была полностью отменена в тех губерниях, где было введено положение 1899 года, с одновременным освобождением сельских обществ от кругового ручательства по взносу мирских сборов и платы за пользование в заведениях общественного призрения неимущих членов этих обществ .