Государственный совет 1810 года. Государственный Совет и его полномочия (XIX-XX вв.). Информация об изменениях

Государственный совет в 1906-1917 годах - высшее наряду с Государственной думой, законодательное (верхняя палата первого российского парламента), а до этого с 1810 по 1906 годы - высшее законосовещательное учреждение Российской империи.

Преобразован 1(13) января 1810 года из Непременного совета (существовал с 1801 года) в соответствии с "Планом государственных преобразований" М.М. Сперанского для централизации законодательной практики и унификации юридических норм.

Законодательной инициативой Государственный совет не обладал - внесение законопроектов в Государственный совет определялось волей царя. Обсуждённые в департаментах Государственного совета законопроекты выносились на его общее собрание и, после утверждения императором, получали силу закона.

С 1824 года прекратилась практика утверждения мнения большинства: император мог утвердить и мнение меньшинства или отвергнуть оба мнения, приняв собственное решение (закреплено в 1842 года в "Учреждении Государственного совета"). В 1880-е годы часть функций Государственного совета перешла в Комитет министров.

В ведении Государственного совета находились все вопросы, требовавшие отмены, ограничения, дополнения или пояснения прежних узаконений и принятия новых, общие распоряжения к исполнению существующих законов. Государственный совет рассматривал ежегодные отчёты министерств (до 1827 года), сметы общих государственных приходов и расходов (с 1862 года государственную роспись доходов и расходов), годовые отчёты Госбанка (с 1894 года). Государственный совет также рассматривал сметы и штаты государственных учреждений, отдельные вопросы, требовавшие утверждения верховной власти.

Первоначально в состав Государственного совета входили 35 человек, к 1890 году - 60, назначаемых (как и председатель Государственного совета) императором из числа высших сановников. К 1905 году Государственный совет насчитывал 90 человек. Министры являлись членами Государственного совета по должности. В случае присутствия царя председательство переходило к нему. Фактически членство в Государственном совете было пожизненным. Члены Государственного совета делились на присутствовавших только на общем собрании и присутствовавших в департаментах. В 1812-1865 годах председатель Государственного совета являлся одновременно председателем Комитета министров.

Государственный совет состоял из 4 департаментов: Департамента законов, рассматривавшего законопроекты общегосударственного значения; Департамента гражданских и духовных дел, ведавшего вопросами юстиции, полиции и духовного ведомства; Департамента государственной экономии, занимавшегося вопросами, касающихся финансов, промышленности, торговли, наук и пр.; Военного департамента, существовавшего до 1854 года.

В феврале - апреле 1817 года существовал Временный департамент для рассмотрения ряда проектов, положений и уставов; в 1832-1862 годах - Департамент Царства Польского (в 1866-1871 годах - Комитет по делам Царства Польского), с января 1901 года действовал Департамент промышленности, наук и торговли.

Перед рассмотрением в Государственном совете все дела поступали в Государственную канцелярию, во главе которой стоял государственный секретарь, имевший ранг министра. Задача Государственной канцелярии - делопроизводство и подготовительные работы к заседаниям Государственного совета. В ведении Государственной канцелярии также находились Государственный архив и Государственная типография.

После обсуждения дел в соответствующих департаментах канцелярии наиболее важные из них передавались в Общее собрание Государственного совета (некоторые дела поступали сразу в Общее собрание). Заседания департаментов и общих собраний Государственного совета были не публичны, на них не допускались также и представители печати.

Кроме того, в составе Государственного совета были: Комиссия составления законов (в 1826 году преобразована во Второе отделение Собственной его императорского величества канцелярии); Кодификационный отдел (1882-1893 годы); Комиссия прошений (1810-1835 годы); Особое присутствие для предварительного рассмотрения жалоб на определения депутатов Сената (1884-1917 годы); Особое присутствие о военной повинности (1874-1881 годы); Главный комитет об устройстве сельского состояния (1861-1882 годы) и др.

В 1906 году, с созданием Государственной думы, Государственный совет был реформирован в верхнюю законодательную палату и стал участвовать в законодательной деятельности на равных правах с Государственной думой, получив право законодательной инициативы (исключая вопросы изменения Основных законов).

[Политический анекдот. 1906 г.]

После реорганизации Государственный совет включал: 1-й департамент - рассмотрение дел по административным, гражданским и судебным вопросам; 2-й департамент - по отчётам финансово-кредитных учреждений и дел о строительстве железных дорог, об отводе и продаже участков казённых земель; Государственную канцелярию; Финансовую комиссию (1907-1917 годы) для предварительного рассмотрения проектов государственной росписи доходов и расходов, смет и чрезвычайных расходов; Особое присутствие по делам о принудительном отчуждении недвижимых имуществ и вознаграждении их владельцев (1905 -1917 годы).

Делопроизводство Государственного совета по-прежнему было возложено на Государственную канцелярию и Государственного секретаря. Издание Свода законов и Полного Собрания законов также было оставлено в ведении Государственной канцелярии.

Государственный совет состоял из равного числа назначаемых императором членов и выборных членов. Министры присутствовали на его заседаниях по должности, но голосовать имели право, только являясь членами Государственного совета. Члены Государственного совета по Высочайшему назначению увольнялись исключительно по их личной просьбе.

Члены Государственного совета по выборам избирались: от губернских земских собраний - по 1 человеку (из числа лиц, владевших утроенным земельным или имущественным цензом для выборов в Государственную думу, за исключением лиц, прослуживших 2-й срок предводителями дворянства; избирались на 3 года); от губернских и областных дворянских обществ - 18 человек (от каждой губернии по 2 выборщика на общее собрание, избиравшее членов Государственного совета); от российской православной церкви - 6 человек (избирались Синодом по представлению епархиальных архиереев); от Совета и местных комитетов торговли и мануфактур, биржевых комитетов и купеческих управ - 12 человек; от Петербургской АН и университетов - 6 человек (АН и каждый университет избирали 3-х выборщиков из числа ординарных академиков или профессоров, которые на общем собрании избирали членов Государственного совета); финляндский сейм избирал 2 человека. В 1914 году Государственный совет состоял из 188 человек.

Члены Государственного совета (за исключением членов от губернских земских собраний) избирались на 9 лет, каждые 3 года обновлялась 1/3 состава. В Государственный совет не могли быть избраны лица, не имевшие права участвовать в выборах в Государственную думу, лица моложе 40 лет или не окончившие курса в средних учебных заведениях. В отличие от порядка избрания в Государственную думу, от выборов в Государственный совет не устранялись воинские чины, состоявшие на действительной государственной службе. При обсуждении и принятии законов законодательным составом признана 1/3 Государственного совета.

После Февральской революции 1917 года Государственный совет фактически перестал существовать. 6 октября 1917 года был издан декрет Временного Правительства о роспуске Государственной думы и утрате полномочий членами Государственного совета. Так как предстояло созвать Учредительное Собрание, которое должно было разработать и принять Конституцию России (республиканского, парламентско-президентского типа).

Литература:

  • Зайончковский П.А. Государственный совет // Советская историческая энциклопедия: В т.: т. 4: Г-Д / Редкол.: Жуков Е.М. (гл. ред.) и другие. - М.: Советская энциклопедия, 1963. - С. 646-647;

От времян Петра Первого представляет беспрерывное почти колебание правительства от одного плана к другому. Сие непостоянство, или, лучше сказать, недостаток твердых начал, был причиною, что доселе образ нашего правления не имеет никакого определенного вида и многие учреждения, в самих себе превосходные, почти столь же скоро разрушались, как и возникали.

При издании самых благоразумных и спасительных законов вопрос, на чем они основаны и что может удостоверить их действие, сей вопрос оставался всегда не разрешенным, и в сердце народа умерщвлял всю силу их и доверенность.

Сему иначе и быть невозможно. Во всяком государстве, коего политическое положение определяется единым характером государя, закон никогда не будет иметь силы, народ будет все то, чем власть предержащая быть ему повелит. Воссядет на престол дух сильный и предприимчивый, один из сих духов, что небо посылает на землю для преобращения судьбы царств, он пожелает народ грубый и упрямый одним махом передвинуть и поставить на той точке совершенства, к коей смежные государства веками доходили – и царство сие покроется всем блеском заимственного просвещения. Успехи войны и наружное сходство внутреннего устроения заставят возмечтать народ, что он все сделал, нарядившись в чужое платье и переменив внешний свой вид. С сего времяни подражание войдет в свойство народа, и природная гордость северных обитателей обратится в тщеславие и напыщенную уверенность. Все займутся украшением поверхностей и, введя иностранные названия в образ правления, будут думать, что переменили самое существо его – позлатят цепи свои и нарекут себя свободными. Ослепись призраками роскоши и меняя кровавый пот на игрушки, возмечтают, что обогатились торговлею. Откроются академии, явятся Бернуллии и Ридингеры, прославятся в Европе деяния мудрых, а народ чтение грамоты будет считать еще между смертными грехами. Таким образом пройдет и другое царство по глубокой бразде, проложенной первым. Обуреваемый царедворскими интригами, престол достанется властолюбивым министрам, кои под имянем восседящей на нем слабости, дозволят себе в европейском государстве самые азиатские жестокости и самовластие. Народ, угнетенный под сим ярмом, переведет дух при царстве милости и благочестия, и хотя судьба его в существе своем не переменится, но сладкая уверенность владеющего милосердия поддержит несколько дух его от падения.

Сперанский М. М. Размышления о государственном устройстве империи // Сперанский М.М. Проекты и записки. М., Л., 1961 http://stepanov01.narod.ru/library/speransky/chapt02.htm

ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО СОВЕТА

По примерам древнего отечественного нашего законодательства мы не оставим назначить порядок, коим уложение сие совокупным рассмотрением избраннейших сословий имеет быть уважено и достигнет своего совершенства.

Но законы гражданские, сколь бы они ни были совершенны, без государственных установлений не могут быть тверды.

В числе сих установлений Совет издавна занимал важное место. В начале своем он был временным и преходящим. Но при вступлении нашем на престол, наименовав его Государственным , мы тогда же предназначили дать ему в свое время образование, свойственное публичным установлениям.

Ныне, с помощью Вышнего, положили мы совершить сие образование на следующих главных началах:

I. В порядке государственных установлений Совет составляет сословие, в коем все части управления в главных их отношениях к законодательству соображаются и через него восходят к верховной императорской власти.

II. По сему все законы, уставы и учреждения в первообразных их начертаниях предлагаются и рассматриваются в Государственном совете и потом действием державной власти поступают к предназначенному им совершению.

III. Никакой закон, устав и учреждение не исходит из Совета и не может иметь своего совершения без утверждения державной власти.

IV. Совет составляется из особ, доверенностью нашею в сословие сие призываемых.

V. Члены Совета могут иметь звания в порядке судном и исполнительном.

VI. Министры суть члены Совета по их званию.

VII. В Совете председательствуем мы сами.

VIII. В отсутствие наше место председателя занимает один из членов по нашему назначению.

IX. Назначение члена председательствующего возобновляется ежегодно.

X. Совет разделяется на департаменты.

XI. Каждый департамент имеет определенное число членов, из коих один председательствует.

XII. Министры не могут быть председателями департаментов.

XIII. Члены всех департаментов составляют общее собрание.

XIV. Члены Совета, при определении коих не будет назначен особенный департамент, присутствуют в общих собраниях.

XV. Распорядок членов по департаментам возобновляется каждые полгода по нашему усмотрению.

XVI. Присутствия департаментов и общих собраний имеют положенные дни, но по уважению дел во всякое время они могут быть созваны особенным нашим повелением.

Манифест «Образование Государственного совета» 1 января 1810 г. // Российское законодательство X–XX вв. В 9 т. Т.6. Законодательство первой половины XIX века. М., 1988. http://www.hist.msu.ru/ER/Etext/gossovet.htm

НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО СОВЕТА

Государственный совет, таким образом составленный, в первых своих собраниях обратит внимание на следующие главные предметы:

Первое. Гражданское уложение, по мере совершения его с принадлежащими к нему судебными обрядами и устройством судебных мест, будет поступать на его уважение. За сим последует уложение уголовное. От успешного окончания сего труда зависит общее устройство судебной части. Вверив оную особенно Правительствующему сенату, мы не умедлим дать сему высшему в империи нашей судебному сословию образование, важному назначению его свойственное, и присоединим к его установлениям все, что может их усовершить и возвысить.

Второе. Различные части, министерствам вверенные, требуют разных дополнений. При первоначальном их учреждении предполагаемо было постепенно и соображаясь с самим их действием приводить сии установления к совершенству. Опыт показал необходимость довершить их удобнейшим дел разделением. Мы предложим Совету начала окончательного их устройства и главные основания общего министерского наказа, в коем с точностью определятся отношения министров к другим государственным установлениям и будут означены пределы действия и степень их ответственности.

Третье. Настоящее положение государственных доходов и расходов требует также неукоснительного рассмотрения и определения. На сей конец доставим мы Совету план финансов, составленный на началах, части сей наиболее свойственных. Главные основания сего плана состоят в том, чтоб всевозможным сокращением издержек привести их в надлежащую соразмерность с приходами, установить во всех частях управления истинный разум доброй экономии и самыми действенными мерами положить твердое основание постепенной уплаты государственных долгов, коих ненарушимость, удостоверенную всеми государственными богатствами, мы всегда признавали и будем признавать одним из важнейших и неприкосновенных обязательств нашей империи.

Дан в Санкт-Петербурге в 1-й день генваря в лето от рождества Христова 1810, царствования же нашего в десятое.

Государственный совет Российской империи. Государственный совет - высший законосовещательный орган Российской империи в 1810-1906 годах и верхняя палата законодательного учреждения Российской империи в 1906-1917 годах. Государственный совет в 1810-1906 годах О создании Государственного совета было объявлено манифестом «Образование Государственного совета» императора Александра I, изданным 1 (13) января 1810 года. Предшественником Госсовета был Непременный совет, учреждённый 30 марта (11 апреля) 1801 года, который неофициально также именовался Государственным советом, поэтому дату основания последнего иногда относят к 1801 году. Образование Государственного совета было одним из элементов программы преобразования системы власти в России, разработанной М. М. Сперанским. Цели его создания были подробно раскрыты в записке Сперанского «О необходимости учреждения Государственного совета».

Членов Государственного совета назначал и увольнял император, ими могли стать любые лица, вне зависимости от сословной принадлежности, чина, возраста и образования. Абсолютное большинство в Госсовете составяли дворяне, назначение в Госсовет в большинстве случаев было фактически пожизненным. По должности в число членов входили министры. Председатель и вице-председатель Государственного совета ежегодно назначались императором. В 1812-1865 годах председатель Госсовета был одновременно и председателем Комитета министров, среди членов Госсовета всегда были представители императорской фамилии, а с 1865 по 1905 год председателями Госсовета были великие князья Если на заседании Госсовета присутствовал император, то председательство переходило к нему. В 1810 году было 35 членов Государственного совета, в 1890 году - 60 членов, а в начале XX века их число достигло 90. Всего за 1802-1906 годы в Госсовете состояло 548 членов.

Полномочия Государственного совета:

    новых законов или законодательных предположений;

    вопросов внутреннего управления, требующих отмены, ограничения, дополнения или разъяснения прежних законов;

    вопросов внутренней и внешней политики в чрезвычайных обстоятельствах;

    ежегодной сметы общих государственных приходов и расходов (с 1862 г. - государственной росписи доходов и расходов);

    отчетов Государственного контроля по исполнению росписи доходов и расходов (с 1836 г.);

    чрезвычайных финансовых мер и пр.

Государственный совет состоял из общего собрания , Государственной канцелярии , департаментов и постоянных комиссий. Кроме того, при нем действовали различные временные особые совещания, комитеты, присутствия и комиссии.

Все дела поступали в Госсовет только через Государственную канцелярию на имя возглавлявшего ее государственного секретаря. После определения, принадлежит ли данное дело ведению Госсовета, государственный секретарь распределял его в соответствующее отделение канцелярии, которое готовило его к слушанию в соответствующем департаменте Госсовета. Срочные дела по повелению императора могли сразу передаваться в общее собрание Госсовета, но обычно дело сначала проходило соответствующий департамент, а потом уже попадало в общее собрание. Согласно манифесту 1 января 1810 года через Государственный совет должны были проходить все принимаемые законы.Решение в департаментах и общем собрании принималось большинством голосов, но император мог утвердить и мнение меньшинства.

Согласно указу от 5 (17) апреля 1812 года Госсовет на время отсутствия императора подчинял себе министерства, а указ 29 августа (10 сентября) 1801 года- в случае продолжительного отсутствия императора в столице решения большинства общего собрания Госсовета принимают силу закона. В 1832 году полномочия Совета были сокращены: министры перестали передавать ему ежегодные отчеты о своей деятельности. 15 (27) апреля 1842 года был принят новый документ, определяющий деятельность Совета, заменивший собой манифест 1810 г.: «Учреждение Государственного совета», разработанное комитетом под председательством князя И. В. Васильчикова. Новое положение ограничило сферу деятельности Госсовета, обозначив ряд направлений законодательной деятельности, не подлежащих рассмотрению на его заседаниях, но одновременно и расширило ее за счет административных дел и вопросов судопроизводства.

Департаменты Государственного совета до 1906 года Департамент законов (1810-1906). Рассматривал законопроекты административно-территориального устройства, судопроизводства, налогообложения, существенных реформ государственного аппарата, проекты положений и штатов отдельных государственных учреждений, промышленных, финансовых и торговых обществ, общественных организаций. Департамент гражданских и духовных дел (1810-1906). Рассматривал юридические вопросы и дела духовного управления: формы и порядок судопроизводства; толкование и применение в судебной практике отдельных статей гражданского и уголовного законодательства; возведение в дворянство и лишение такового, дела о присвоении княжеских, графских и баронских титулов; дела о наследственных, земельных и прочих имущественных спорах, об отчуждении недвижимого имущества на государственные нужды или его передаче из государственной собственности в частные руки; об учреждении новых епархий и приходов православных и иных вероисповеданий. Также в департаменте рассматривались дела, вызвавшие разногласия при решении их в Сенате или между Сенатом и отдельными министерствами. Департамент государственной экономии (1810-1906). Занимался вопросами финансов, торговли, промышленности и народного просвещения. Рассматривал законопроекты, связанные с развитием экономики, государственных доходов и расходов, финансовые сметы министерств и главных управлений, отчеты государственных банков, вопросы налогообложения, предоставления привилегий отдельным акционерным обществам, дела по открытиям и изобретениям. Департамент военных дел (1810-1854). Рассматривал вопросы военного законодательства; комплектования и вооружения армии; создания центральных и местных учреждений военного ведомства; средствах для обеспечения его хозяйственных нужд; сословных и служебных правах и привилегиях лиц, причисленных к военному ведомству, их судебной и административной ответственности. Фактически перестал действовать в 1854 году. Временный департамент (1817). Был образован для рассмотрения и подготовки законопроектов в финансовой области: об учреждении Государственного коммерческого банка, Совета государственных кредитных установлений, а также введении питейного сбора и пр. Департамент дел Царства Польского (1832-1862). Образован после упразднения конституционной автономии Царства Польского для рассмотрения общих вопросов политики в отношении польских земель, разработки соответствующих законопроектов, а также росписи доходов и расходов Царства Польского. Департамент промышленности, наук и торговли (1900-1906). Рассматривал законопроекты и бюджетные ассигнования в области развития промышленности и торговли, а также просвещения; дела об утверждении уставов акционерных обществ и железных дорог; выдаче привилегий на открытия и изобретения. Комиссии и другие органы Государственного совета до 1906 года

Комиссия составления законов (1810-1826). Образована в 1796 году для осуществления кодификации законодательства. С образованием Госсовета вошла в его состав. Упразднена в связи с созданием II отделения Собственной Его Императорского Величества канцелярии. В 1882 году II Отделение было вновь передано Государственному совету, образовав Кодификационный отдел (1882-1893) , упраздненный после передачи вопросов кодификации законодательства Государственной канцелярии. Комиссия по принятию прошений (1810-1835). Была создана для принятия жалоб, связанных с деятельностью органов власти, а также прошений, связанных с назначением различного рода пособий. После 1835 года выведена из состава Госсовета и подчинена непосредственно императору. Существовала до 1884 года, после чего была преобразована в особую Канцелярию по принятию прошений, упразднённую в 1917 году. Особое присутствие для предварительного рассмотрения жалоб на определения департаментов Сената (1884-1917). В его задачу входило рассмотрение жалоб на решения департаментов Сената и определение возможности передачи соответствующих дел на рассмотрение общего собрания Госсовета.

Манифест от 20 февраля 1906 и новая редакция Основных законов Российской империи от 23 апреля 1906 учреждали Государственный совет как законодательный орган - верхнюю палату первого российского парламента, наряду с нижней палатой - Государственной думой.

Половина членов Государственного совета назначалась императором, другая половина - избиралась. Члены по выборам пользовались депутатской неприкосновенностью, в то время как члены по назначению оставались в первую очередь должностными лицами. Всего в первом составе Государственного совета было 196 членов (98 назначенных и 98 выбранных). Избрание проводилось по 5 разрядам (куриям): от православного духовенства - 6 человек; от дворянских обществ - 18 человек; от губернских земских собраний - по одному от каждого; от академии наук и университетов - 6 человек; от совета торговли и мануфактур, биржевых комитетов и купеческих управ - 12 человек; кроме того 2 человека избирались от Финляндского сейма. Срок избрания членов по выборам составлял 9 лет. Каждые 3 года проводилась ротация, в результате которой выбывала 1/3 членов Совета по каждому из разрядов в очередном порядке. Это не касалось членов, избранных от земств, которые переизбирались каждые три года в полном составе. В Государственный совет не могли быть избраны лица, не имевшие права участвовать в выборах в Государственную Думу, лица моложе 40 лет или не окончившие курса в средних учебных заведениях и иностранные подданные. Председатель Государственного совета и его заместитель ежегодно назначались императором из числа членов Совета по назначению.

Структура Государственного совета после 1906 года существенно изменилась. В нем помимо общего собрания и Государственной канцелярии осталось только два департамента (вместо четырех), увеличилось число постоянно дейстующих комиссий . Заседания общего собрания Госсовета теперь стали публичными, на них могли присутствовать публика и представители прессы.

В ходе Февральской революции 25 февраля 1917 года император Николай II издал указы о «перерыве в занятиях» Государственного совета и Государственной думы с планируемым сроком возобновления их деятельности не позднее апреля 1917. Однако свою деятельность Государственный совет так и не возобновил. Его общие собрания больше не собирались. В мае 1917 года Временным правительством были упразднены должности членов Государственного совета по назначению. В декабре 1917 года Государственный совет был упразднен декретом Совета народных комиссаров.

Первый департамент принимал решения по вопросам, которые вызвали разногласия в Сенате, между Сенатом и Министерством юстиции, Военным советом или Адмиралтейств-советом. Рассматривал дела, касающиеся ответственности за преступления, совершенные членами Государственного совета и Государственной думы, министрами и другими высшими чиновниками а также дела об утверждении в княжеском, графском и баронском достоинстве и др. Второй департамент был специализирован на вопросах, связанных с финансами и экономикой. Он рассматривал годовые отчеты Министерства финансов, Государственного банка, Государственного дворянского земельного банка, Крестьянского поземельного банка, государственных сберегательных касс, дела связанные с частными железными дорогами, продажей частным лицам казенных земель и др. Политические группировки в составе Государственного совета в 1906-1917 годах

Группа Правых - организовалась в мае 1906 г. Костяк состава образовался из членов Госсовета по назначению. Внутри группы ее участники делились на крайнее и умеренное течения. Крайнее крыло считали недопустимым положение, при котором верховная власть «не регулирует жизни», а «является органом управляемым жизнью и подчиненным ее течениям». Умеренное крыло группы, соглашаясь с монархизмом Группа Правого Центра - официально организовавшаяся как самостоятельная группа в 1911 г., отколовшийся от «Группы Центра» «Кружок нейтгардтцев» названный по имени его вдохновителя. Костяк группы состоял из выборных членов Госсовета. до 1915 г. именно эта группа оказывала главное влияние на исход голосования Госсовета. Несмотря на исход из нее членов, поддержавших идеи Прогрессивного блока, члены «Группы Правого Центра» отклонили предложение о коалиции «Группы Правых» против Прогрессивного блока. Кружок внепартийного объединения - образован в декабре 1910 г. беспартийными членами по назначению, некоторыми членами умеренно-правого крыла «Группы Правых» и «Группы Центра», отпавшими от своих групп. До 1915 г. - не имела общей идеологии, после группа солидаризировалась «Группой Центра», поддерживающей Прогрессивный блок. Группа Центра - образовалась в мае 1906 г. членом А. С. Ермолаевым из умеренно-либеральных членов Госсовета по назначению. Члены группы были достаточно разнородны по своим политическим воззрениям, формально объединяясь общей консервативно-либеральной платформой, близкой октябристской. Первоначально являясь крупнейшей группой Госсовета по численности состава(в 1906 г. - 100 членов)С 1906-07. внутри группы возникли несколько подгрупп, голосовавших отдельно от группы по ряду проблем. Объединял членов центра со смещением вправо в отношении голосования по национальным и религиозным вопросам Группа Левых - образовалась в апреле-мае 1906 г. только из выборных депутатов-сторонников кадетской партии, но впоследствии отражала настроения околопрогрессистского толка.Состояла только из выборных депутатов.

После издания 6.8.1905 г. закона о создании Государственной думы началась разработка соответствующего преобразования Государственного совета (см. Образование Государственного совета 1810 г.). Один вариант реформы был составлен помощником начальника гл. управления местного хозяйства МВД С.Е.Крыжановским. Он стремился "поставить Государственный совет так, чтобы личный состав его помимо служебного опыта и познаний имел и общественный вес в стране, а не казался бы Государственной думе одним лишь советом чиновников, постановляющим свои заключения по указаниям высшего начальства". По мысли Крыжановского верхняя палата должна состоять из, во-первых, наследственных членов из числа старших представителей аристократических родов, отличившихся, по мнению императора, на государственной или общественной службы, во вторых, пожизненных членов, назначенных монархом из числа лиц, "заявивших себя особыми трудами и познаниями в области государственного управления, общественной, научной, промышленной или торговой деятельности", в третьих, из выборных членов (1/2 общего состава палаты) от дворянских обществ и крупнейших землевладельцев "коренных русских губерний", торгово-промышленных организаций, столичных университетов, Синода или особого Духовного собора. По словам Крыжановского, Совет с предлагаемым им составом " будет прочной общественной силой, на которую правительство всегда может опереться, и которое будет иметь обширное влияние на местах и найдет существенную поддержку образу своих мыслей и суждений в широких общественных кругах".

Более умеренный вариант реформы был подготовлен в государственной канцелярии под руководством председателя Государственного совета гр. Д.М.Сольского. Он предусматривал выборы половины членов палаты на 10 лет губернскими избирательными собраниями по выборам в Думу (из крупнейших землевладельцев), Академией наук и ун-тами, всероссийским съездом представителей биржевой торговли и сельского хозяйства, Святейшим синодом и высшими органами инославных исповеданий. Назначаемую часть палаты реформировать не предполагалось.

В октябре 1905 г. под руководством Сольского эти проекты были сведены воедино. При этом за основу был взят проект государственной канцелярии. Из текста Крыжановского было заимствовано увеличенное представительство православного духовенства, но предложенные им гарантии независимости членов по назначению в виде наследственности и пожизненности их должностей приняты не были. В связи с изданием манифеста 17.10.1905 г. проект в ноябре 1905 - январе 1906 был пересмотрен Совещанием для разработки необходимых в действующем Учреждении Гос. совета изменений во главе с Сольским, включавшим министров и видных членов Совета (с участием Крыжановского). Оно повысило возрастной ценз для выборных членов с 35 до 40 лет, установило выборы членов Совета от территорий земствами и съездами крупных землевладельцев. По предложению петербургского и московского предводителей дворянства гр. В.В. Гудовича и кн. П.Н. Трубецкого было введено представительство поместного дворянства (имевшееся у Крыжановского, но не включенное в октябрьский проект). Было исключено представительство инославного духовенства и установлено деление членов по назначению на присутствующих и не присутствующих.

В связи с предоставлением Гос. думе законодательных прав Совещание решило поставить в аналогичное положение и Гос. совет. Из его ведения были изъяты все судебные и административные (кроме утверждения контингента новобранцев), а также некоторые категории финансовых и законодательных дел, которые было решено не вносить в Думу. По аналогии с ней Совет получил более определенное право законодательной инициативы и некоторые контрольные полномочия.

Наибольшие споры вызвал вопрос о соотношении законодательных прав Думы и Совета. Несколько министров (главноуправляющий землеустройством и земледелием Н.Н. Кутлер, обер-прокурор Святейшего синода кн. Алексей Д. Оболенский) предлагали предоставить верхней палате лишь право отлагательного вето, установив, что законопроекты, отклоненные Советом, но вновь одобренные Думой 2/3 голосов, представляются для утверждения императору. Пред. Совета министров гр. С.Ю. Витте колебался. Все остальные сановники решительно настаивали на равноправии палат и абсолютном вето Гос. совета. На II Царскосельском совещании (февраль 1906) проект был окончательно одобрен с рядом частных поправок. По вопросу о вето верхней палаты Николай II согласился с большинством. 20.2.1906 был издан о переустройстве учреждений Государственного совета.

Затем в государственной канцелярии под руководством государственного секретаря бар. Ю.А. Икскуля фон Гиндельбандта был подготовлен проект нового Учреждения Государственного совета, которое объединяло указ 20.2, некоторые постановления готовящегося указа 23.4.1906 об упразднении Комитета министров и сохранявшие силу положения Учреждения дореформенного Совета. Этот документ был одобрен совещанием гр. Сольского и утвержден императорским указом 24.4.1906 г. Этот закон действовал до 1917 г. и предлагается вниманию читателей.

Реформа Государственного совета не вызвала возражений лишь в консервативных кругах. Его равноправие с Думой и право абсолютного вето вызвало негативное отношение даже либералов, подавляющее большинство которых выступало за двухпалатную систему.

Члены реформированного Государственного совета по назначению продолжали, за единичными исключениями, представлять высшую бюрократию и видели в императоре и, отчасти, правительстве начальство. Между тем именно они играли в Совете руководящую роль, т.к.были образованнее, компетентнее и сплоченнее своих выборных коллег, принадлежащих к разным регионам и общественным слоям, иногда с недоверием относившихся друг к другу и часто занятых делами вне верхней палаты.

Поэтому Государственный совет в основном играл роль арбитра в столкновениях правительства и Думы, в значительном большинстве случаев поддерживая первое и смягчая радикальность думских реформ. Однако определение направления законодательства оставалось за Думой.

Введение.

1. Государственный совет составляет государственное установление, в коем обсуждаются законодательные предположения, восходящие к верховной самодержавной власти по силе Основных государственных законов и в порядке, установленном в сём Учреждении и в Учреждении Государственной думы. В Государственном совете образуются также департаменты и особые присутствия для рассмотрения дел, к ведению оных отнесённых.

2. Государственный совет образуется из членов по высочайшему назначению и членов по выборам.

3. Председатель и вице-председатель Государственного совета назначаются ежегодно высочайшей властью из числа членов Совета по назначению. Вице-председатель Совета в случае отсутствия председателя исполняет обязанности последнего, в остальное же время участвует в собраниях Совета на правах его члена.

4. Каждый из членов при вступлении в Государственный совет подписывает присягу по форме, при сём приложенной.

5. Государственный совет в делах, ему предлагаемых, пользуется всей свободой мнений.

6. В Государственный совет воспрещается являться депутациям, а также представлять словесные или письменные заявления и просьбы.

7. Председатель Государственного совета ежегодно повергает на высочайшее воззрение всеподданнейший отчёт о деятельности Совета за каждую истекшую сессию.

8. Для производства дел по Государственному совету состоит государственная канцелярия.

Раздел первый. О Государственном совете.

Глава первая. О членах Государственного совета.

9. Общее число членов Государственного совета, призываемых высочайшей властью к присутствованию в Совете из среды его членов по высочайшему назначению, не должно превышать общего числа членов Совета по выборам . Состав присутствующих в Совете членов по высочайшему назначению может быть пополняем из числа сих членов как не присутствующих в Совете, так и вновь назначаемых. Члены по высочайшему назначению увольняются только по их о том просьбам.

10. Состав членов Совета по выборам может быть заменён новым составом до истечения срока полномочий сих членов (ст. 18) по указу императорского величества, коим назначаются и новые выборы членов Совета .

11. Состав присутствующих в Совете членов по высочайшему назначению, а также членов по выборам ежегодно публикуется во всеобщее сведение .

12. Члены Государственного совета по выборам избираются: 1) от духовенства православной российской церкви, 2) от губернских земских собраний, 3) от дворянских обществ, 4) от императорской Академии наук и императорских российских университетов, 5) от Совета торговли и мануфактур, московского его отделения, местных комитетов торговли и мануфактур, биржевых комитетов и купеческих управ.

Примечание: Правила о выборах членов Государственного совета от губернских земских собраний в губерниях, в коих введены земские учреждения на основании Высочайше утверждённого 12 июня 1890 года Положения, а также правила о производстве выборов членов Государственного совета от землевладельцев в губерниях: Астраханской, Виленской, Витебской, Волынской, Гродненской, Киевской, Ковенской, Курляндской, Лифляндской, Минской, Могилёвской, Оренбургской, Подольской, Ставропольской и Эстляндской , в области войска Донского и в губерниях царства Польского при сём приложены.

13. От духовенства православной российской церкви избираются Святейшим синодом в порядке, им с высочайшего утверждения определяемом, шесть членов Государственного совета: трое из монашествующего православного духовенства и трое из белого православного духовенства .

14. Каждое губернское земское собрание избирает по одному члену Государственного совета .

15. Дворянские общества в губерниях и областях, в которых производятся дворянские выборы , избирают из своей среды каждое по два выборщика. Съезд сих выборщиков собирается в С.-Петербурге и выбирает из своей среды восемнадцать членов Государственного совета.

16. Императорская Академия наук и каждый императорский российский университет избирают по три выборщика: Академия в полном академическом собрании избирает их из числа ординарных академиков, а совет каждого университета – из числа ординарных его профессоров. Съезд сих выборщиков собирается в С.-Петербурге и выбирает из своей среды шесть членов Государственного совета.

17. Совет торговли и мануфактур избирает четырёх выборщиков, в том числе двух от торговли и двух от промышленности. Московское отделение сего Совета , а также иваново-вознесенский, костромской и лодзинский комитеты торговли и мануфактур – по два выборщика от промышленности, прочие комитеты торговли и машуфактур – по одному выборщику от промышленности; биржевые комитеты: с.-петербургский и московский (общих бирж) – по четыре выборщиков, в том числе по два от промышленности и по два от торговли, варшавский, одесский, киевский, нижегородский, рижский, ростовский-на-Дону, харьковский (общей биржи), самарский, саратовский, лодзинский, либавский, екатеринбургский, пермский, томский и омский – по два выборщика, в том числе по одному от промышленности и по одному от торговли, комитет Харьковской каменноугольной биржи – одного выборщика от промышленности, все же прочие биржевые комитеты, а также купеческие управы – по одному выборщику от торговли. Съезд сих выборщиков собирается в С.-Петербурге и избирает из своей среды двенадцать членов Государственного совета, в том числе шесть от промышленности и шесть от торговли .

18. Члены Государственного совета по выборам избираются сроком на 9 лет с тем, чтобы каждые три года одна треть каждого разряда сих членов выбывала в очередном порядке. В тех случаях, когда число членов данного разряда не делится на три, превышающее делимое на три число членов выбывает в составе последней трети. Взамен выбывающей к истечению трёхлетнего срока трети членов Совета избирается подлежащими установлениями такое же число членов Совета соответствующих выбывающим разрядов. Выбывающие в очередном порядке члены Совета могут быть вновь избираемы.

Примечание: В первые по издании указа 20 февраля 1906 года (собр. узак., 198) выборы в члены Государственного совета избирается полное число членов Совета с тем, чтобы по истечении первого трёхлетия со дня выборов одна треть каждого разряда первоначального состава членов, а по истечении второго трёхлетия другая треть каждого разряда того же состава членов выбывала по жребию с соблюдением при том правил, постановленных в сей (18) статье .

19. Избрание членов Государственного совета производится подлежащими съездами (ст. 15-17) под председательством выбранных ими из своей среды лиц.

20. Не могут быть избираемы в члены Государственного совета: 1) лица, не достигшие сорокалетнего возраста, 2) не окончившие курс хотя бы в средних учебных заведениях или не выдержавшие соответствующего испытания, 3) иностранные подданные и 4) указанные в пункте 1 статьи 6 и в статьях 7 и 8 Положения о выборах в Государственную думу лица, не участвующие в выборах в Думу .

21. Выборы производятся закрытой подачей голосов посредством баллотировки шарами или посредством записок. Избранными считаются получившие больше половины голосов избирателей в порядке большинства голосов; в случае же их равенства избрание определяется по жребию. Если число получивших более половины голосов не достигнет подлежащего избранию числа выборщиков или членов Государственного совета, то на следующий день проводятся дополнительные выборы недостающего числа выборщиков или членов Совета. В случае безуспешности этих дополнительных выборов на третий день производятся окончательные выборы недостающего числа выборщиков или членов Совета, причём избранными считаются получившие относительное большинство голосов.

22. Жалобы на неправильность производства выборов в члены Государственного совета приносятся на имя Совета. Жалобы эти подаются в трёхдневный срок со дня закрытия избирательного собрания или съезда его председателю и препровождаются им с его объяснениями в Совет в недельный срок со дня получения жалобы.

23. В случае отмены всего выборного производства Государственным советом производятся подлежащими установлениями новые выборы. В случае же отмены выборов по отношению к отдельным членам Совета на место их вступают в порядке старшинства избирательных баллов те из следующих за ними лиц, которые получили при выборах большинство голосов. Если таких лиц не окажется, то производятся подлежащим избирательным собранием или съездом новые выборы.

24. В случае выбытия из состава Государственного совета члена по выборам, если до окончания срока, на который он был избран в Совет, остается более года, выбывшего члена, на остающийся его срок полномочий заменяет в порядке старшинства избирательных баллов следующее за ним лицо, получившее при выборах большинство голосов. Если такого лица не окажется, то производятся подлежащим избирательным собранием или съездом новые выборы.

25. Разъяснение сомнений по применению постановлений сего Учреждения относительно выборов в члены Государственного совета принадлежит Правительствующему сенату, причём дела сии разрешаются в первом его департаменте порядком, указанным в ст. 21 Положения о выборах в Государственную думу.

26. Члены Государственного совета по выборам не обязаны отчетом перед своими избирателями и в отношении свободы суждений и мнений по делам, подлежащим ведению Совета, подчиняются соответствующим правилам, постановленным для членов Государственной думы.

27. Члены Государственного совета по выборам в отношении лишения или ограничения личной их свободы и временного устранения от участия в собраниях Совета, равно как условий и порядка отказа от звания члена Совета, сложения сего звания и выбытия из состава Совета в случаях, указанных в статье 17, пунктах 1 и 2 статьи 18 и статье 19 Учреждения Государственной думы, подчиняются соответствующим правилам, постановленным для членов Государственной думы.

28. Членам Государственного совета по выборам в течение его сессии производится суточное из казны довольствие в размере двадцати пяти рублей в день каждому. Сверх того означенным членам Совета возмещаются из казны раз в год путевые издержки из расчёта 5 копеек на версту от места их жительства до С.-Петербурга и обратно. Упомянутые члены Совета, если они занимают другие должности, коим присвоено содержание, получают его лишь в случае отказа от суточного довольствия.

Глава вторая. О порядке производства дел в Государственном совете.

29. Законопроекты поступают в Государственный совет из Государственной думы (Учр. Гос. думы, ст. 49). Законопроекты, предначертанные по почину Государственного совета, вносятся в совет либо министрами и главноуправляющими отдельным частями, либо комиссиями, образованными из членов Государственного совета (ст. 56 сего Учр.).

30. Продолжительность ежегодных занятий Государственного совета и сроки перерывов в течение года определяются указами императорского величества .

31. Для законного состава заседаний Государственного совета требуется присутствие не менее одной трети общего числа данного состава членов Совета без различия членов по высочайшему назначению либо по выборам.

32. От Государственного совета зависит предначертанные по его почину или же переданные из Государственной думы и ею одобренные законопроекты обращать для предварительного соображения в особые, образуемые Советом из своей среды комиссии .

33. Заседания Государственного совета, а также образуемых Советом комиссий назначаются, открываются и закрываются председателями.

34. Суждения Государственного совета по делу прекращаются, если оно постановлением Совета признано достаточно выясненным .

35. В собраниях Государственного совета могут присутствовать министры и главноуправляющие отдельными частями, но участвовать в голосовании они имеют право только в том случае, если состоят членами Совета.

36. Государственный совет может обращаться к министрами и главноуправляющими отдельными частями за разъяснениями, непосредственно касающимися рассматриваемых им дел. Министры и главноуправляющие имеют право отказаться от сообщения Совету разъяснений по таким предметам, кои по соображениям государственного порядка не подлежат оглашению. Равным образом министры и главноуправляющие должны быть выслушаны в собрании Государственного совета каждый раз, когда они о том заявят.

37. Разъяснения сообщаются в указанном предшедшей (36) статьей порядке министрами и главноуправляющими отдельными частями как лично, так и через их товарищей или начальников отдельных частей центрального управления. Сведения же по специальным предметам могут быть предъявляемы ими при содействии других должностных лиц, заведующих делами по означенным предметам.

38. В заседания образуемых Государственным советом комиссий ни посторонние лица, ни представители печати не допускаются.

39. Председателю Государственного совета предоставляется разрешать присутствие в заседаниях общего его собрания, кроме заседаний закрытых, посторонним лицам в числе, не превышающем количества отведенных для них мест с соблюдением установленных правил . От председателя Совета зависит разрешать с соблюдением тех же правил присутствовать в заседаниях общего его собрания, кроме заседаний закрытых, представителям выходящих в свет изданий повременной печати в числе, не превышающем количества отведённых для них мест, но не более одного от отдельного издания. В заседаниях общего собрания Государственного совета, кроме заседаний закрытых, имеют право присутствовать члены Государственной думы, сенаторы и особы дипломатического корпуса. В случае нарушения лицами, допущенными в заседание, правильности его хода, они удаляются из заседания по распоряжению председателя Совета.

40. Закрытые заседания общего собрания Государственного совета назначаются по постановлению общего его собрания или по распоряжению председателя Совета. По распоряжению председателя Совета закрытые заседания общего его собрания назначаются и в том случае, когда министр или главноуправляющий отдельной частью, предметов ведомства коих касается дело, подлежащее рассмотрению Совета, заявит, что оно по соображениям государственного порядка не должно подлежать оглашению.

41. Отчеты о всех заседаниях общего собрания Государственного совета составляются присяжными стенографами и по одобрении председателем Совета допускаются к оглашению в печати, кроме отчетов о закрытых заседаниях.

42. Из отчета о закрытом заседании общего собрания Государственного совета могут подлежать оглашению в печати те части, опубликование которых сочтёт возможным либо председатель Совета, если заседание было объявлено закрытым по постановлению Совета или по распоряжению его председателя, либо министр или главноуправляющий отдельной частью, если заседание было объявлено закрытым вследствие их о том заявления.

43. Государственный совет может возбуждать предположения об отмене или изменении действующих и издании новых законов (ст. 54-56), за исключением Основных государственных законов.

44. Государственный совет может обращаться к министрам и главноуправляющим отдельными частями, подчинённым по закону Правительствующему сенату, с запросами по поводу таких последовавших с их стороны или подведомственных им лиц и установлений действий, кои представляются незакономерными (ст. 57-59).

45.Законопроект, предначертанный по почину Государственного совета, может быть взят обратно внёсшим его министром или главноуправляющим отдельной частью не иначе, как с согласия на то Совета. Законопроект, предначертанный по почину Государственной думы и по ее одобрении поступивший в Совет, не может быть взят обратно министром или главноуправляющим, внёсшим такой законопроект в Думу.

46. Постановлением Государственного совета по рассмотренным им делам почитается мнение, принятое в общем его собрании большинством голосов. В случае разделения голосов поровну производится новое голосование. Если и затем не получится большинства голосов, то голос председателя Совета даёт перевес. Постановление Совета об отмене выборов в члены Совета по неправильности сих выборов получает силу в том случае, если принято большинством двух третей наличных членов Совета.

47. Законопроекты, поступившие в Государственную думу и ею одобренные, передаются в Государственный совет. Законопроекты, предначертанные по почину Государственного совета и им одобренные, поступают в Государственную думу.

48. Законопроекты, не принятые Государственным советом или Государственной думой, признаются отклонёнными.

49. В тех случаях, когда Государственный совет, не отклоняя одобренного Государственной думой законопроекта, признает необходимым внести в него изменения, дело для нового его рассмотрения может быть по постановлению Совета либо возвращено в Думу, либо передано в особую комиссию, образуемую из равного числа членов от Государственного совета и Государственной думы, по выбору Совета и Думы, по принадлежности. В комиссии председательствует один из ее членов по выбору самой комиссии. Из комиссии дело с её заключением вносится в Государственную думу и получает дальнейшее движение в установленном порядке .

50. Законопроекты, поступившие в Государственную думу и одобренные как ею, так и Государственным советом, равно как законопроекты, предначертанные по почину Государственного совета и одобренные как им, так и Государственной думой, представляются императорскому величеству.

51. Законопроекты, предначертанные по почину Государственного совета или Государственной думы и не удостоившиеся высочайшего утверждения, не могут быть внесены на законодательное рассмотрение в течение той же сессии. Законопроекты, предначертанные по почину Государственного совета или Государственной думы и отклонённые одним из сих установлений, могут быть вносимы на законодательное рассмотрение в течение той же сессии, если последует высочайшее на то повеление.

52. В том случае, когда заседание Государственного совета не состоится по неприбытию положенного числа его членов (ст. 31), подлежащее рассмотрению дело, если оно признается внесшим его министром или главноуправлящим отдельной частью неотложным, назначается к новому слушанию не позднее двух после несостоявшегося заседания недель. При таком слушании дело рассматривается, каково бы ни было число прибывших в заседание членов Совета.

53. Проекты государственной росписи доходов и расходов рассматриваются Государственным советом с соблюдением Правил о порядке рассмотрения государственной росписи доходов и расходов, а равно о производстве из казны расходов, росписью не предусмотренных .

54. Об отмене или изменении действующего или издании нового закона члены Государственного совета подают письменное заявление председателю Государственного совета. К заявлению об изменении действующего или издании нового закона должен быть приложен проект основных положений предлагаемого изменения в законе с объяснительной к проекту запиской. Если заявление это подписано не менее чем тридцатью членами, то председатель вносит его на рассмотрение Государственного совета.

55. О дне слушания в Государственном совете заявления об отмене или изменении действующего или издании нового закона извещаются министры и главноуправляющие отдельными частями, к предметам ведомства которых заявление относится, с сообщением им копий с заявления и относящихся к нему приложений не позднее как за месяц до дня слушания.

56. Если Государственный совет разделяет изложенные в заявлении соображения о желательности отмены или изменения действующего или издания нового закона, то соответствующий законопроект вырабатывается и вносится в Государственный совет подлежащим министром либо главноуправляющим отдельной частью. В случае отказа министра или главноуправляющего от составления такого проекта Государственным советом может быть образована для его выработки комиссия из своей среды .

57. О сообщении сведений и разъяснений по поводу таких последовавших со стороны министров и главноуправляющих отдельными частями, а равно подведомственных им лиц и установлений, действий, кои представляются незакономерными, члены Государственного совета подают письменное заявление председателю Государственного совета. Если заявление подписано не менее чем тридцатью членами, то председатель вносит его на обсуждение Государственного совета.

58. Принятое большинством членов Государственного совета заявление (ст. 57) сообщается подлежащему министру или главноуправляещему отдельной частью, которые не далее одного месяца со дня передачи им заявления либо сообщают Государственному совету надлежащие сведения и разъяснения, либо извещают Совет о причинах, по коим они лишены возможности сообщить требуемые сведения и разъяснения.

59. Если Государственный совет большинством двух третей членов не признает возможным удовлетвориться сообщением министра или главноуправляющего отдельной частью (ст. 58), то дело представляется председателем Государственного совета на высочайшее благовоззрение .

60. Подробности внутреннего распорядка в Государственном совете определяются Наказом, издаваемым Советом. Наказ сей публикуется во всеобщее сведение чрез Правительствующий сенат .

61. Правила о допущении в заседания Государственного совета посторонних лиц и об охранении в помещениях Совета должного порядка составляются по соглашению председателя Государственного совета с председателем Совета министров и утверждаются высочайшей властью.

Глава третья. О порядке представления законопроектов на высочайшее утверждение.

62. Законопроекты, одобренные Государственным советом и Государственной думой, представляются императорскому величеству председателем Государственного совета.

63. О законопроектах, не удостоившихся высочайшего утверждения, сообщается государственным секретарем по принадлежности.

64. Законоположения издаются за собственноручной подписью или утверждением императорского величества с изъяснением в них, что они последовали с одобрения Государственного совета и Государственной думы. Собственноручное утверждение отдельных законоположений выражается словами: «Быть по сему».

65. Законоположения скрепляются государственным секретарем с указанием места и времени их утверждения.

Раздел второй. О департаментах и особых присутствиях в Государственном совете

Глава первая. О департаментах

66. В составе Государственного совета состоят два департамента: первый и второй.

67. Департаменты образуются из председателей и членов, ежегодно назначаемых в оные высочайшей властью из числа членов Государственного совета по высочайшему назначению. Должность председателя департамента в случае его болезни или отсутствия, когда не будет к тому назначен его императорским величеством иной член Государственного совета, замещает старший в чине из наличных членов департамента.

68. Ведению первого департамента подлежат:

1. дела об учреждении заповедных имений;

2. дела об утверждении в почётных достоинствах (княжеском, графском и баронском) и о передаче дворянами фамилий, гербов и титулов;

3. дела, из общих собраний Правительствующего сената на основании Учреждения оного поступающие ;

4. дела об ответственности за преступные деяния, совершённые членами Государственного совета и членами Государственной думы при исполнении или по поводу исполнения обязанностей, лежащих на них по сим званиям, а также об ответственности за нарушение долга службы председателя Совета министров, министров, главноуправляющих отдельными частями, наместников и генерал-губернаторов и о предании суду за преступления должности прочих высших чинов, занимающих должности первых трёх классов;

5. дела об употреблении имуществ и капиталов, пожертвованных для определённой надобности казне, земству, городу или какому-либо обществу, учреждению и т.п., если употребление сих имуществ или капиталов сообразно указанному жертвователем назначению сделается по изменившимся обстоятельствам невозможным (зак. гражд., ст. 986).

69. Ведению второго департамента подлежат:

1. кассовый отчет министра финансов;

2. годовые отчеты Государственного банка и государственных сберегательных касс;

3. годовые отчеты государственных Дворянского земельного и Крестьянского поземельного банков;

4. отчеты С.-Петербургской и Московской ссудных казн при разногласиях между министром финансов и государственным контролером;

5. годовой отчет по операции выдачи ссуд на сельскохозяйственные улучшения;

6. дела о разрешении постройки частных железных дорог, если не требуется ассигнования средств из казны, а равно дела об устройстве подъездных путей в тех случаях, когда для сего требуется высочайшее разрешение (Пол. подъезд. пут., ст. 22, п. 1) ;

7. дела об избрании способов удовлетворения правительства по его претензиям к железным дорогам, принятым в казённое управление от несостоятельных обществ (Уст. железн. дор., изд. 1886 г., ст. 143);

8. дела об образовании и отводе, а равно продаже участков казённой земли в случаях, указанных в статьях 112 и 115 приложения к статье 28 и в статье 7 приложения к статье 29 Устава сельского хозяйства (изд. 1903 г.);

9. дела о предоставлении в случае, указанном в статье 14 приложения к статье 28 Устава сельского хозяйства (изд. 1903 г.), в потомственное пользование свободных казённых участков и прочие дела об отводе в пользование участков казённой земли.

70. Ведению департаментов, кроме дел, указанных в статьях 68 и 69, подлежат также дела на основании особых узаконений, равно как по особенным высочайшим повелениям вносимые. Дела сии распределяются между департаментами по постановлению соединённого присутствия департаментов.

71. Собрания департаментов прерываются на летние месяцы. Продолжительность вакантного в департаментах времени определяется особыми на каждый год высочайшими повелениями, объявляемыми председателем Государственного совета.

72. Дела в департаменты поступают от министров и главноуправляющих отдельными частями.

73. Заседания департаментов, назначаются, открываются и закрываются их председателями.

74. В департаментах могут принимать участие по приглашению председателя также и члены, к составу департамента не принадлежащие. В департамент председателем оного могут быть приглашаемы без права голоса лица, от коих по свойству дела можно ожидать полезных объяснений. Министры и главноуправляющие отдельными частями относительно приглашения в департаменты лиц, могущих принести пользу своими объяснениями, сносятся с председателем подлежащего департамента.

75. Министры и главноуправляющие отдельными частями не обязаны присутствовать по делам их в департаментах, но могут, когда признают нужным, представлять объяснения свои департаментам лично или чрез товарищей, или начальников отдельных частей центрального управления. Равным образом департаменты, когда признают нужным, могут чрез своих председателей приглашать министров и главноуправляющих в свои собрания.

76. В заседания департаментов Государственного совета ни посторонние лица, ни представители печати не допускаются.

77. Когда первый департамент Государственного совета усмотрит, что в деле, из Сената поступившем, есть такие документы, кои не были Сенатом достаточно уважены и рассмотрены или вовсе не были в виду оного при решении дела, то департамент может обратить дело в Сенат к новому рассмотрению и решению.

78. Внесенное министром или главноуправляющим отдельной частью дело, не заслушанное в департаменте, возвращается им в случае заявленного им желания. Дело, заслушанное в департаменте, возвращается министру либо главноуправляющему отдельной частью по их желанию с разрешения департамента.

79. Дела в департаментах решаются по большинству голосов.

80. Министры и главноуправляющие отдельными частями имеют право участвовать в голосовании только в том случае, если состоят членами Государственного совета.

81. По каждому выслушанному в департаменте делу составляется отдельный журнал, который подписывается председателем и членами.

82. Положения департаментов представляются в мемориях непосредственно на высочайшее благоусмотрение.

83. Мемории департаментов подписываются председателями подлежащих департаментов и скрепляются государственным секретарём.

84. Исполнение по делам департаментов совершается либо именными указами, либо объявляемыми председателями департаментов высочайшими повелениями.

85. Непосредственно в департаментах без представления на высочайшее усмотрение оканчиваются: 1) дела, вносимые в департамент лишь для сведения его; 2) дела, по коим представление министра или главноуправляющего отдельной частью по соглашению с ним ему возвращается; 3) дела, которым дается лишь законное направление, когда направление это, по свойству его, не требует высочайшего разрешения.

86. Дела об ответственности и о предании суду поименованных в пункте 4 статьи 68 лиц производятся порядком, указанном в нижеследующих (87-95) статьях.

87. Донесения и жалобы, содержащие обвинения в преступных деяниях, указанных в пункте 4 статьи 68, представляются на высочайшее усмотрение.

88. Удостоенные высочайшего уважения донесения и жалобы обращаются в первый департамент Государственного совета .

89. Департамент сообщает привлекаемым к ответственности лицам как о предметах обвинения, так и об имеющихся доказательствах и требует от них объяснений.

90. По рассмотрении представленных объяснений и собрании сведений, какие для разъяснения дела окажутся необходимыми, департамент полагает заключение о дальнейшем направлении дела.

91. Когда по обстоятельствам дела окажется нужным предварительное следствие, производство такого возлагается на одного из сенаторов кассационных департаментов по высочайшему назначению, а прокурорские по сему следствию обязанности исполняются обер-прокурором уголовного кассационного департамента.

92. Оконченное следствие вносится при заключении обер-прокурора уголовного кассационного департамента о дальнейшем направлении дела в первый департамент Государственного совета, который постановляет о прекращении начатого преследования, или о наложении на привлеченного к ответственности взыскания без суда, или о предании обвиняемого суду. В отношении членов Государственного совета и Государственной думы департамент постановляет или о прекращении начатого преследования или о предании обвиняемого суду.

93. Состоявшееся в департаменте (ст. 90 и 92) постановление о прекращении дела, предании суду или наложении взыскания без суда представляется на высочайшее усмотрение .

94. Постановление департамента о производстве предварительного следствия (ст. 90 и 91) обращается к исполнению без испрошения высочайшего утверждения.

95. Удостоенное высочайшего утверждения представление департамента о предании суду члена Государственного совета, члена Государственной думы, председателя Совета министров, министра, главноуправляющего отдельной частью, наместника или генерал-губернатора служит основанием обвинительного акта, который составляется обер-прокурором уголовного кассационного департамента и вносится им в Верховный уголовный суд.

Глава вторая. Об особом присутствии по делам о принудительном отчуждении недвижимых имуществ и вознаграждении их владельцев.

96. Особое присутствие по делам о принудительном отчуждении недвижимых имуществ и вознаграждении их владельцев состоит из назначаемых высочайшей властью четырёх членов Государственного совета по высочайшему назначению с возложением на одного из них во высочайшему усмотрению обязанностей председателя.

97. Рассмотрению присутствия подлежат дела о принудительном отчуждении недвижимых имуществ, временном их занятии и установлении права участия в пользовании ими для государственной или общественной пользы, а также дела о вознаграждении частных лиц за имущества, отчуждаемые или временно занимаемые для государственной или общественной пользы.

98. На особое присутствие распространяются правила, постановленные в главе первой сего раздела в отношении департаментов Государственного совета.

Глава третья. Об особом присутствии для предварительного рассмотрения всеподданнейших жалоб на определения департаментов Правительствующего сената.

99. Особое присутствие для предварительного рассмотрения всеподданнейших жалоб на определения департаментов Правительствующего сената состоит из председателя и четырех членов, назначаемых высочайшей властью из числа членов Государственного совета по высочайшему назначению и сенаторов. Главноуправляющий канцелярией его императорского величества по принятию прошений участвует, когда признает нужным, в заседаниях присутствия.

100. Кроме указанных в предшедшей (99) статье жалоб, поступающих от главноуправляющего канцелярией его императорского величества по принятию прошений, никакие другие жалобы, прошения, объяснения, документы или иные бумаги особым присутствием ни от кого не принимаются.

101. Участвующие в деле и посторонние лица, равно как представители печати в заседания присутствия не допускаются.

102. По жалобам, принесённым по истечении 4 месяцев со времени объявления обжалованного определения или со времени приведения его в действительное исполнение, присутствие постановляет заключение об оставлении их без последствий.

103. Доклад по жалобам, принесённым с соблюдением установленного срока (ст. 102), производится устно и заключается в изложении сущности жалобы, обстоятельств дела и возникающих в деле по содержанию жалобы вопросов.

104. По докладу и обсуждению жалобы присутствие, не разрешая дело по существу, постановляет заключение о том, в какой мере изложенные в жалобе объяснения могут служить достаточным основанием (Учр. Сен., ст. 217, по Прод.; Зак. Суд. гражд., ст. 351, Зак. Суд. угол., ст. 439) к переносу дела на рассмотрение общего собрания Сената.

105. Единогласные заключения присутствия, а также последовавшие между членами разные мнения повергаются на всемилостивейшее государя императора усмотрение .

106. Высочайшие повеления, воспоследовавшие по заключениям Особого присутствия, сообщаются главноуправляющему канцелярией его императорского величества по принятию прошений для объявления лицам, принесшим жалобы.

107. Сношения присутствия со всеми местами и лицами производятся чрез председателя присутствия.

Раздел третий. О государственной канцелярии.

Глава первая. О составе и устройстве государственной канцелярии.

108. Главное управление государственной канцелярией возлагается на государственного секретаря. Труды государственного секретаря разделяет товарищ государственного секретаря, состоя на правах товарища министра.

109. Государственному секретарю принадлежит высшее заведование Государственной типографией, библиотекой Государственного совета и зданиями Мариинского дворца, архива Государственного совета и отдельного дома государственной канцелярии.

110. На государственную канцелярию сверх обязанностей по делопроизводству в Государственном совете, равно как в департаментах и особых присутствиях, возлагается также разработка и издание Свода законов и местных узаконений Российской империи и Полного собрания законов.

111. В составе государственной канцелярии образуются отделения, управляемые статс-секретарями или, по распоряжению государственного секретаря, помощниками статс-секретарей на правах статс-секретарей. Должностные лица государственной канцелярии: помощники статс-секретарей, делопроизводители, экспедиторы и другие чины распределяются по отделениям государственным секретарем.

112. При государственной канцелярии состоят пристав Государственного совета с помощниками и присяжные стенографы.

113. Классы должностей, оклады содержания и разряды пенсий чинов государственной канцелярии определяются штатом. Пристав Государственного совета приравнивается по служебным преимуществам к помощникам статс-секретарей, а помощники пристава – к старшим делопроизводителям.

114. Государственному секретарю предоставляется: 1) определять число делопроизводителей и других назначаемых им на должности чинов государственной канцелярии, а также чинов управления Государственной типографии, не выходя за пределы сумм, ассигнуемых по штатам каждого из сих установлений; 2)определять оклады содержания присяжным стенографам, не выходя из пределов общей суммы, ассигнуемой на сей предмет; 3)распределять дела по отделениям канцелярии; 4) определять порядок делопроизводства по канцелярии и обязанности её чинов, равно как порядок присутствования их в заседаниях.

115.Государственный секретарь, товарищ государственного секретаря, статс-секретари, помощники статс-секретарей и начальник Государственной типографии определяются и увольняются указами Государственному совету за собственноручным высочайшим подписанием. Определение и увольнение всех прочих чинов государственной канцелярии и Государственной типографии зависит от государственного секретаря.

116.Чинам государственной канцелярии воспрещается разглашать сведения, которые стали им известны по служебному их положению, если сведения эти оглашению не подлежат.

117.Архив предназначается для хранения дел Государственного совета, а также и других дел по особым высочайшим повелениям.

118.Государственная типография управляется на основании особого о ней Положения. Относительно управления хозяйственной частью зданий Мариинского дворца, архива Государственного совета, отдельного дома государственной канцелярии, а также Государственной типографии изданы особые правила.

Глава вторая. О порядке издания Свода законов и местных узаконений и Полного собрания законов Российской империи.

119.Свод законов и местных узаконений, а также продолжения к Своду (ст. 124) и Полное собрание составляются по распоряжениям государственного секретаря на основании особо установленных правил.

120.По предметам, относящимся до издания Свода и Полного собрания законов и подлежащим непосредственному государя императора разрешению государственный секретарь испрашивает повелений его императорского величества всеподданнейшими докладами.

121.В тех случаях, когда при изготовлении нового издания Свода законов или при внесении в него новых узаконений встретятся вопросы, которые не могут быть разрешены порядком кодификационным, а также когда при этом обнаружится неполнота или недостаточность действующего закона, государственный секретарь или министр, до ведомства которого предмет относится, входят с представлением о разъяснении, изменении или дополнении подлежащих статей Свода или других узаконений.

122.По всем могущим возникнуть при изготовлении нового издания Свода вопросам, по коим представиться нужным иметь в виду заключение министерств и главных управлений, государственный секретарь входит в сношение с министрами и главноуправляющими отдельными частями по принадлежности, а в случае признанной им надобности препровождает к ним на рассмотрение и самые проекты нового издания отдельных частей Свода.

123.Новые издания отдельных томов или частей Свода законов обнародываются Правительствующим сенатом установленным порядком на основании высочайших повелений, объявляемых государственным секретарем.

124.Свод законов по его издании дополняется вновь выходящими узаконениями посредством продолжений очередных и сводных, которые издаются по мере надобности и обнародываются порядком, указанным в статье 123.

Приложения.

Приложение к статье 4. Форма присяги членов Государственного совета.

«Мы, нижепоименованные, обещаем пред всемогущим Богом исполнять возложенные на нас обязанности членов Государственного совета по крайнему нашему разумению и силам, храня верность его императорскому величеству государю императору и самодержцу всероссийскому и памятуя лишь о благе и пользе России, в удостоверение чего своеручно подписуемся».

Приложение к статье 12 (прим.). Правила о выборах членов Государственного совета от губернских земских собраний, а также членов Государственного совета от землевладельцев в губерниях: Астраханской, Виленской, Витебской, Волынской, Гродненской, Киевской, Ковенской, Курляндской, Лифляндской, Минской, Могилёвской, Оренбургской, Подольской, Ставропольской и Эстляндской, в области войска Донского и в губерниях царства Польского.

1. В губерниях, в коих введены земские учреждения, на основании высочайше утверждённого 12 июня 1890 года Положения (Свод. зак., т. II, изд. 1892 г.), выборы членов Государственного совета производятся в губернских земских собраниях в составе, означенным Положением определенном, на основаниях, изложенных в статьях 2-4, 9 и 10 сего приложения.

2. Каждое губернское земское собрание выбирает по одному члену Государственного совета из числа: 1) лиц, владеющих в губернии на праве собственности или пожизненного владения, а в отношении горнозаводских дач также и на посессионном праве не менее трех лет пространством обложенной сбором на земские повинности земли, в три раза превышающим количество земли, дающее право на непосредственное участие в земских избирательных собраниях , и 2) лиц, владеющих в губернии на праве собственности или пожизненного владения, а в отношении горнозаводских дач также и на посессионном праве не менее того же трехлетнего срока пространством обложенной на земские повинности земли, дающим право на непосредственное участие в земских избирательных собраниях, если лица сии прослужили не менее двух выборных сроков в должностях губернского или уездного предводителя дворянства, председателя губернской или уездной земской управы, городского головы или почетного по выборам мирового судьи.

3. С.-Петербургскому, Московскому и Херсонскому губернским земским собраниям предоставляется выбирать по одному члену Государственного совета не только из числа указанных в предшедшей (2) статье землевладельцев, но также из лиц, владеющих в С.-Петербурге, Москве и Одессе на праве собственности или пожизненного владения не менее трёх лет недвижимым имуществом, оценённым для взимания земского сбора не ниже сорока пяти тысяч рублей, или же оценённым на том же основании не ниже пятнадцати тысяч рублей, если владелец имущества прослужил не менее двух выборных сроков в перечисленных в статье 2 сего приложения должностях.

4. Списки лиц, имеющих право быть избранными в члены Государственного совета, составляются уездными земскими управами. Списки эти по губерниям С.-Петербургской, Московской и Херсонской дополняются сведениями о лицах, упомянутых в статье 3 сего приложения, на основании сообщений городских управ С.-Петербурга, Москвы и Одессы. Составленные таким образом списки сообщаются уездными управами губернатору, по распоряжению которого публикуются в местных ведомостях не позднее как за 2 недели до выборов. В течение недели со дня опубликования списков могут быть подаваемы жалобы на их неправильность и неполноту в губернскую по делам о выборах в Государственную думу комиссию. Постановления губернской комиссии почитаются окончательными и обжалованию не подлежат.

5. Впредь до открытия земских учреждениях в губерниях: Астраханской, Виленской, Витебской, Волынской, Гродненской, Киевской, Ковенской, Курляндской, Лифляндской, Минской, Могилевской, Оренбургской, Подольской, Ставропольской и Эстляндской, в области войска Донского и в губерниях царства Польского, выборы членов Государственного совета от землевладельцев сих губерний и области производятся на основаниях, изложенных в нижеследующих статьях (6-10) сего приложения.

6. В губерниях Астраханской, Виленской, Витебской, Волынской, Гродненской, Киевской, Ковенской, Курляндской, Лифляндской, Минской, Могилёвской, Оренбургской, Подольской, Ставропольской и Эстляндской, а также в области войска Донского образуются в губернских и областном городах под председательством губернского, а в области войска Донского областного предводителя дворянства, съезды лиц, имеющих в сих губерниях и области, по количеству состоящей во владении их земли (Пол. о выбор. в Гос. думу, ст. 25, п. 1 и 2), право непосредственного участия в съезде уездных землевладельцев, если притом они владеют той землей не менее трех лет, и если они не принадлежат к числу лиц, которые не допускаются к участию в выборах по основаниям, указанным в пунктах 1, 2. 3 и 6 статьи 6 и в статьях 7 и 8 Положения о выборах в Государственную думу. Каждый из сих съездов избирает по одному члену Государственного совета из числа: 1) лиц, владеющих в губернии или области на праве собственности или пожизненного владения, а в отношении горнозаводских дач также и на посессионном праве не менее указанного трехлетнего срока пространством обложенной сбором на земские повинности земли, в три раза превышающим количество земли, дающее право непосредственного участия в съездах уездных землевладельцев, и 2) лиц, владеющих в губерниях Астраханской, Курляндской, Лифляндской, Оренбургской, Ставропольской и Эстляндской, а также в области войска Донского на праве собственности или пожизненного владения, а в отношении горнозаводских дач также и на посессионном праве не менее того же трехлетнего срока пространством обложенной сбором на земские повинности земли, дающим право непосредственного участия в съездах уездных землевладельцев, если лица сии прослужили не менее двух выборных сроков в должностях губернского или уездного, а в названной области – областного или окружного предводителя дворянства, в губерниях же Лифляндской и Эстляндской и в должностях ландрата или уездного депутата.

7. В губерниях царства Польского образуются в губернских городах под председательством особых лиц, назначенных к тому высочайшей властью, съезды лиц, имеющих в сих губерниях по количеству состоящей во владении их земли (Пол. о выб. в Гос. думу, ст. 25, п. 1 и прил.) право непосредственного участия в съездах уездных землевладельцев, если притом они владеют той землей не менее трех лет, и если они не принадлежат к числу лиц, которые не допускаются к участию в выборах по основаниям, указанным в 1, 2, 3, и 6 статьи 6 и в статьях 7 и 8 Положения о выборах в Государственную думу. Каждый губернский съезд избирает по шести выборщиков из числа лиц, владеющих в губернии на праве собственности или пожизненного владения не менее указанного трёхлетнего срока пространством обложенной государственным налогом или местными сборами земли, в три раза превышающим количество земли, дающее право непосредственного участия в съездах уездных землевладельцев. Общий в городе Варшаве съезд этих выборщиков под председательством особого лица, назначенного к тому высочайшей властью, выбирает из своей среды шесть членов Государственного совета.

8. Списки лиц: 1)имеющих право участия в выборах членов Государственного совета, и 2)имеющих право быть избранными в члены Совета составляются уездными по делам о выборах в Государственную думу комиссиями. Списки эти сообщаются уездными комиссиями губернатору, а в области войска Донского войсковому наказному атаману, по распоряжению коих публикуются в местных ведомостях не позднее как за две недели до выборов. В течение недели со дня опубликования списков могут быть подаваемы жалобы на их неправильность и неполноту в губернскую или областную по делам о выборах в Государственную думу комиссию. Постановления губернской или областной комиссии почитаются окончательными и обжалованию не подлежат.

9. При исчислении упомянутого выше, в статьях 2, 3, 6 и 7 сего приложения, срока владения недвижимыми имуществами, дающего права быть избранным в члены Государственного совета, принимается в расчёт и срок владениям сим имуществом наследодателя по восходящей линии.

10. Члены Государственного совета избираются в порядке, определённом в статьях 2. 3, 6 и 7 сего приложения, сроком на три года с соблюдением правил, изложенных в статьях 20-24 сего Учреждения.

11. Виновные в преступных деяниях, совершённых при производстве выборов в порядке, определенном в сём приложении, подвергаются преследованию и наказанию на основании именного высочайшего указа 8 марта 1906 года (собр. узак., 353) .

12. По преобразовании и введении земских учреждений в местностях, перечисленных в статьях 1 и 6 сего приложения, новые выборы членов Государственного совета производятся губернскими и областными земскими собраниями не ранее, как по истечении того трехлетия, на которое действующими ныне в упомянутых местностях земскими учреждениями или образованными для выборов съездами были избраны члены Совета.

Законодательные акты переходного времени. 1904-1908 гг. М., 2010. С. 832-861

Государственный совет

Государственный совет относился к органам верховного управления в Российской империи. 1 января 1810 года манифестом Александра I был учрежден высший законосовещательный орган, получивший название Государственного Совета. Государственный Совет был создан по инициативе М. М. Сперанского, его предшественником был Непременный совет, учрежденный в 1801 году. Состав Государственного Совета назначался императором из числа наиболее влиятельных чиновников и приближенных лиц.. Их число в различные годы колебалось от 40 до 80 человек. В состав Совета входили также министры. Председателем Государственного Совета был царь, а в его отсутствие один из членов Совета по назначению императора. Это назначение осуществлялось только на один год.

Структура Совета : общее собрание, четыре департамента (департамент законов, департаменты дел военных, дел гражданских и духовных, государственной экономии), две комиссии (по охране государственного порядка, Особое совещание для охраны спокойствия) и государственная канцелярия.

Через Государственный совет должны были проходить все законопроекты. Он и сам должен был разрабатывать важнейшие из них. Государственный Совет обсуждал проекты законов, утверждаемые затем императором, вопросы войны и мира, введение в отдельных местностях чрезвычайного положения, бюджет, отчеты всех министерств и ведомств и некоторые судебные и другие дела, которые выносились царем на его рассмотрение. Проекты законов обсуждались вначале в департаментах, затем в общем собрании, после чего поступали на утверждение императора. Но император мог издать закон и без предварительного рассмотрения его Государственным Советом, т.е. царь мог одобрить решение Государственного Совета или отвергнуть его, не считаясь с тем, что это решение принято большинством членов Совета. Со второй четверти 19 в. законопроекты стали разрабатываться в царской канцелярии, министерствах, специальных комитетах. Обсуждение их в Государственном Совете стало носить формальный характер.

Государственный Совет ведал и кодификацией законов. С 1882 по 1894 г. этим занимался Кодификационный отдел, а с 1894 г. – Отделение свода законов Государственной канцелярии. Государственный Совет контролировал деятельность Сената через созданное в 1884 г. «Особое присутствие для предварительного рассмотрения всеподданнейших жалоб на определения департаментов Сената». Предпринимавшиеся попытки расширить состав Государственного Совета за счет выборных членов от дворянства, земств и городов не увенчались успехом.

На Государственный совет возлагались также обязанности по финансовому управлению.

Государственный Совет просуществовал с некоторыми изменениями до 1917 года. В 1906 году в связи с учреждением Государственной думы был реформирован и Государственный Совет. Царь наделил Совет полномочиями, которые Совет раньше не имел. Состав, структура и компетенция обновленного Совета были определены актами от 29 февраля 1906 года «О переустройстве учреждения Государственного Совета» и 23 апреля 1906 года «Учреждение Государственного Совета». Суть преобразования – превращение Государственного Совета в верхнюю палату, что, естественно, существенным образом умаляло права Государственной думы. Выборы в Государственный Совет были организованы так, что демократические элементы и трудящиеся туда попасть не могли. Половина членов Совета назначалась царем из крупных чиновников, занимавших в прошлом министерские и прочие высшие посты в государстве, а другая избиралась узкими корпорациями – от губернских земских собраний, дворянских общин, буржуазных организаций, от духовенства православной церкви, от Академии наук и университетов. Следовательно, и назначаемая, и избираемая части Государственного Совета обеспечивали царизму возможность через Государственный Совет не допустить принятия Думой закона, неугодного режиму. Члены по выборам избирались сроком на 9 лет. Каждые три года треть их обновлялась. Структура государственного совета была такова: общее собрание, два номерных департамента, два присутствия и государственная канцелярия. По мере надобности образовывались комиссии и особые совещания. Из членов Совета царь ежегодно назначал председателя и вице-председателя Государственного Совета. Во главе канцелярии Государственного Совета стоял государственный секретарь.

В целях изоляции Государственного Совета от народа, в Совет запрещалось подавать просьбы и заявления, а также принимать депутации от народа. Хотя закон предоставил Государственному Совету равные с Думой права, в действительности он был поставлен над Думой, стал верхней палатой российского «парламента». Государственный Совет, как и Государственная Дума, имел право законодательной инициативы. А главное – без его согласия законопроект, принятый Думой, не представлялся для утверждения. Он отверг ряд важных думских законопроектов, например, о введении Архангельского земства. Государственный Совет мог отклонить любой законопроект, принятый Думой, но неугодный царскому правительству. В случае разногласия между этими палатами дело передавалось в согласительную комиссию. Если не было достигнуто соглашение, законопроект считался отклоненным. Считался также отклоненным и законопроект, приятый Думой и Государственным Советом, но не утвержденный царем.

Преобразуя Государственный совет в законодательную палату, царское правительство грубо нарушило свой Манифест, в котором говорилось только об одном законодательном учреждении – Государственной Думе.