Возникновение религиозной картины мира. Религиозная картина мира. Единство мира. Бытие. Ранняя античная философия

Каждая эпоха в истории человечества отличается своим особым, неповторимым ритмом жизни, своими ценностями, нормами и представлениями о мире. Все это находится в тесной взаимосвязи с хозяйственной деятельностью челове­ка, уровнем развития его знаний, методами обеспечения разнообразных потребностей, известными как способ веде­ния хозяйства. Вышеперечисленное в комплексе формирует мировоззрение человека определенной эпохи, складываясь в особую картину мира.

Для философа Маркуса Гавриила: «Все существует, кроме мира»

Очень важный анализ, который следует преподавать выпускникам средних школ. Поздравляем учителя за это освещение. Да будет мудрость с тобой! Маркус Габриэль: «Новый реализм - это слово, чтобы определить нашу эпоху, которая вышла из постмодерна». Встреча с Маркусом Габриелем, молодым немецким философом, который является растущей фигурой в глобальном философском ландшафте. Подтверждая радикальный разрыв с западной мыслью, он выступает за «новый реализм».

«Все существует, кроме мира». За этим утверждением, как императивным, так как оно загадочно, лежит фигура. рупором нового философского движения, называемый «новый реализм», как утверждает автор, со своим итальянским коллегой Маурицио Феррари, желание сломать в истории мысли. В то время как «французская теория» затмила, что аналитическая философия устает в Соединенных Штатах, некоторые полагают, что обнаружить в этом «новом реализме» в доме новой мысли, радикал, свободный от старых догм, переосмыслить наше время.

Что же такое «картина мира»? Как можно определить это понятие? Ученые, как правило, выделяют три его со­ставляющих:

1) самоощущение человека;

2) представление им о пространстве, видение его;

3) ощущение времени.

Эти три общие категории полностью характеризуют из­меняющуюся структуру мира и место в нем человека. Та­ким образом, картина мира - это самоощущение челове­ка, основанное на представлениях о пространстве и време­ни. Следует отметить, что «пространство» и «время» здесь не только и не столько абсолютные физические величины, сколько субъективные формы восприятия их в отдельные эпохи. Пространство в данном случае выступает как реаль­но существующее мировое пространство со всем многообра­зием составляющих его предметов и явлений, характеризу­ющихся различными свойствами, происхождением и пред­назначением. Понятие времени также специфично и вклю­чает в себя как астрономическое время, так и биологиче-

Новое пространство для философии, который был открыт в «Манифесте нового реализма» в настоящее время открыты и порождают дискуссии со всех сторон. Хотя сомнительно, даже его воображаемое радикализм, он по-прежнему занимает много времени, чтобы оценить важность его заявленного диапазона, также необходимо, чтобы слушать его голос: молодой немецкие 35 лет, преподаватель в Боннском университете, самый молодой профессор философии в Германии, говорящий на десяти языках. Обслуживание в кафе Сорбонна, туманное, загадочное, дружелюбное.

Интервью с Жан-Мари Дюран. Вы открыто претендуете на волю, чтобы сломить поле философии своей книгой «Почему мир не существует»? Маркус Габриэль - Да, абсолютно. Это часть книжной программы: радикальный разрыв с традициями западной философии и мысли. Абсолютная предпосылка западной мысли до настоящего времени - это существование мира, существование целого, частью которого мы являемся. Откуда эта абсурдная идея?


ское (время сменяющих друг друга поколений), индивиду­альное (этапы развития человека от рождения до смерти), социальное (развитие общества, отдельного народа, госу­дарства).

Картина мира, безусловно, отражается в памятниках материальной культуры, но из-за сложности и неоднознач­ности их расшифровки, а также весьма неполного (фраг­ментарного) отражения ими исследуемого периода они не способны воссоздать картину мира древнего человека в пол­ном масштабе.

Мне потребовалось двадцать лет, чтобы понять, что мы можем отрицать существование мира и верить в реальность вещей. Форма выражения этой философии постепенно показалась мне слишком консервативной. Эта форма по-прежнему определяется греческой мыслью. Мы должны признать, что наша мысль создает независимую реальность так же, как и другие факты. Мысль может быть такой же реальной, как взрыв вулкана.

Чтение некоторых ключевых авторов, с современных времен, помогло вам усовершенствовать свое мышление? Но это все еще конструктивизм. Для меня это недостаточно радикально. Что привело вас всех вместе, в основном, к вашему образу мышления? Идея о том, что наша мысль столь же реальна, как факты того, что называется миром. Зачем отрицать реальность мысли? Это мотив, который объединяет всех тех авторов, которые утверждают, что они «новый реализм». Мы задавались вопросом, что происходит в философском мире.

Наиболее ярко и полно картина мира представлена в ду­ховной культуре, особенно в рамках религиозных верова­ний представителей первобытной эпохи.

Для человека периода присваивающего хозяйства и ро-доплеменной организации характерны примитивные рели­гиозные верования - фетишизм, магия и гадание, анимизм, тотемизм, культ богини-матери и др. С переходом к присва­ивающему хозяйству и созданием государств и рабовладель­ческого общества формируются мифология и мифологиче­ское сознание. (Миф - особый способ отражения мира в со­знании человека, характеризующийся чувственно-образны­ми представлениями о небывалых существах, явлениях, процессах.) Появление феодальных отношений и связанная с ними система моральных норм воплотилась в новых, бо­лее сложных религиозных учениях. Древние цивилизации на этом пути породили конфуцианство и буддизм, еще тесно связанные с прежним, мифологическим мировоззрением. Новая стадия развития человечества - появление единобо­жия, предшествовавшая появлению мировых религий - христианства и ислама. Христианство, в частности, по­ставило черту под прежним духовным опытом человече­ства, создав на его основе принципиально новую и постро­енную на иных ценностях систему мировоззрения.

В общественном пространстве нет места для философии. Возникает вопрос: существует ли возможность изобретать новую европейскую или даже глобальную философию? Мы решили провести в Бонне симпозиум по новому реализму. Мы вышли за рамки метафизической традиции, оставаясь реалистичными. Какое влияние оказал этот манифест в философской области?

Если мир не существует, то что существует тогда? То, что существует, существует так же, как и остальные. Нет ни структуры, ни принципа, ни места, ни домена, ни физической формулы, описывающей все; нет ничего, нет мысли. В каждой ситуации мы живем в поле смысла. Поле ощущений состоит из объектов, упорядоченных по правилам внешнего вида. Например, мы только что ввели диалог; мы не знаем многих вещей, чтобы объединить наш опыт и составить наш диалог. Поле значения диалога в парижском кафе определяется правилами включения и исключения; правила имеют смысл.


Первобытные культы доцивилизационного периода яв­ляются своеобразной иллюстрацией процесса формирования человеческого самосознания. Человек еще не ощущал себя как личность, представляя себя в качестве составной части племени или рода. В пользу этого свидетельствуют наскаль­ные изображения, изображенные на которых люди лишены индивидуальных особенностей: не прорисовываются черты

Каждая ситуация имеет смысл; значение определяет то, что принадлежит ситуации. Что вы подразумеваете под «ситуацией»? Наш опыт не налагает ничего на внечеловеческую реальность. Жиль Делез написал «Логику смысла». Что это вдохновляет вас на ваше «поле смысла»?

И тогда Делез считает, что всегда есть смысл; согласно моей онтологии, значение, напротив, всегда существует. По-моему, создание смысла не обязательно для понимания его существования. Простой набор иллюзий. Философия также является критикой идеологии. Что вы делаете с эстетическим удовольствием? Какова функция искусства?


лица, фигуры весьма схематичны. Преобладают лишь тем­ные силуэты. Кроме того, люди по преимуществу изобража­лись группами, сообща совершающими какое-либо действие (охота, обряд и т. д.).

Мир представлялся единым и целым, а человек был лишь частью этого огромного организма. Человек еще не был спо­собен влиять на происходящие процессы, его жизнь цели­ком зависела от окружающего мира. Он испытывал жест­кую привязанность, взаимосвязь и тесное родство с этим миром. Так появляется тотемизм - система верований, со­гласно которой отдельный род, племя вели свое происхож­дение от общего предка - какого-либо животного или расте­ния. Племя, род носили имя своего тотема, который пред­ставлялся добрым и заботливым покровителем.

Произведения искусства определяют наше существование. Человек создает образ самого себя; и мы существуем через произведения искусства. Современность строится на этой идее. Платон уже подтвердил, что вечная борьба между искусством и философией. История идей всегда была связана с этими дебатами между искусством и философией. Вот почему многие художники сейчас интересуются тем, что происходит в области философии.

Какое место вы даете религии? У меня есть мои симпатии к религиям; те, кто считает, что религия - это только суеверие и сублимированное соответствие, ошибочны; религия гораздо глубже. Потому что религия дает нам концепцию бесконечности без каких-либо ограничений. Это конфронтация с возможностью настоящей бесконечности. Это тайная тема религии. Секрет религии заключается в том, что мира нет. Все религии говорили об этом.

Жесткая зависимость от окружающего мира, неспособ­ность осознать причины и суть происходящих в нем явле­ний способствовали возникновению магии и гадания. Ма­гия была более активной формой выражения, предполагаю­щей возможность как-то повлиять на мир через обращение к отдельным его силам. Одухотворялись не только живот­ные и растения, но и неживой мир, природные явления (дождь, ветер, буря и т. д.). Обращаясь к ним, говоря на их языке, делясь с ними чем-то жизненно важным и достав­шимся ценой больших усилий, человек пытался изменить окружающий его мир в благоприятную для себя сторону.

Почему вас интересуют телешоу? Телевизионные сериалы - лучший барометр времени. Телевидение выражает дух времени. Традиция критики техники - идеологическая конструкция. Новый реализм представляет собой сочетание европейских тем философии со средствами выражения аналитических философов.

Самая авангардная философия существует особенно в Соединенных Штатах; но аналитический американский философ, как самая передовая форма аргументации в философии, недавно вступил в кризис. У нее есть догматические основы. Аналитическая философия хочет защитить образ мира логическими, математическими инструментами. Этот образ мира - натурализм. В этом смысле он страдает догматическим пределом; это новая религия. На мой взгляд, это возможность создать новую европейскую философию.

Гадание представляло собой следствие догадки человека 6 закономерности и взаимосвязи происходящих в мире яв­лений. Не имея представления о системности мира, человек мог открывать для себя лишь отдельные цепочки этой сис­темы. Отталкиваясь от идеи всеобщей взаимозависимости природных и социальных явлений, человек начинал га­дать по трещинам на костях и черепках, по полету орла. Затем в процесс гадания стали проникать первые зачатки абстрактного и математического мышления. Классическим примером может служить китайская Книга Перемен.

Что, по вашему мнению, может сказать Европа об этой аналитической философии? Мы хотим воссоединить европейскую философию, ее традицию с четким выражением своих мыслей, то есть тем, что можно узнать у американцев. Это сочетание европейских тем философии со средствами выражения аналитических философов. Это слияние европейской философии с этой аналитической философией.

Разве вы не злоупотребляете каким-то маркетинговым эффектом своим «новым» термином и своей готовностью расстаться? Почему бы не попытаться достичь большой аудитории в современном мире, чтобы дать голос философии? Это невозможно сделать исключительно в академическом пространстве; вы должны открыть дискуссионную зону.

Человек - представитель первобытной эпохи - во всем видел жизнь, все предметы и явления мира им одухотво­рялись. Так сложился анимизм - вера в существование духов, одухотворение сил природы, животных, растений и неодушевленных предметов, приписывающее им разум, дееспособность и сверхъестественное могущество.


Со временем способности и возможности человечества растут, меняется хозяйственный уклад: от присваивающе­го человек переходит к производящему хозяйству. Появ­ляются первые государства. Зарождается цивилизация. Ме­няется и картина мира. Она приобретает большую систем­ность и упорядоченность, ощущение времени, формирует­ся мифологическое сознание. В этот период формируется мифология Древнего Востока и государств античности.

Моя онтология - это критика современной идеологии. Но то, что происходит на самом деле, глубже. Например, обоснование политических решений в натуральном выражении; это идеология. В Германии, например, политические акты оправдываются ссылкой на законы природы. Мы должны денатурировать мысли и реабилитировать нематериальные. Даже если это имеет какое-то отношение к материалу.

Материализм нашего времени, индексированный по экономическому целому, является чистой идеологией. Это не реально, что ищет новый реализм. Каков ваш интерес к общественным наукам? Фрейд говорил о «реальности иллюзии». Социальное имеет форму иллюзии; мы должны признать реальность этой иллюзии. Ваши ученики кажутся вам чувствительными к повороту, который вы предлагаете, к путанице в мысли, которую вы вызываете?

Мифология Древнего Востока хорошо известна по пред­ставлениям обществ Древнего Египта и Шумера. Здесь су­ществовал целый пантеон богов, каждый из которых яв­лялся «ответственным» за определенную сферу, категорию природных явлений или человеческой деятельности. Сре­ди них постепенно выделяется один, обладающий выдаю­щимися способностями и качествами. В определенные мо­менты истории он начинает претендовать на абсолютное главенство среди прочих божеств. Появление пантеона бо­гов, формирование между ними определенных отношений, иерархии, часто трактуемых как отношения господства и подчинения, отразили изменения в структуре общества и представлениях о мире. Отныне отношения внутри общи­ны экстраполируются на природный мир, а не наоборот, как это было раньше. Человек, наконец, выделяет свою активную преобразующую роль, что выражается в антро-поморфизации религиозных представлений. Египетские боги, к примеру, изображались с телом человека и голова­ми различных животных. Последнее можно считать не толь­ко отголоском предыдущих верований, но и просто спосо­бом иллюстрации характера, отдельных черт того или иного божества.

Новый реализм - это слово, чтобы определить нашу эпоху, которая вышла из постмодерна. Постмодернизм закончился; это была иллюзия, что все это была иллюзия. Это была настоящая иллюзия! Мы вернулись к истинной реальности, к реальности. Это идеальный момент для философии. Критический жест - это старый жест, как сама философия, не так ли?

Никто не критиковал эту концепцию мира, кроме Витгенштейна. Есть критики всей совокупности, но вы должны заниматься философией без мира. «Конец света» одержим толпой два года назад. Как ни парадоксально, тема конца света, Апокалипсиса, в частности, поп-культуры, выражает интуицию, что мира нет.

Усложняются представления о потустороннем существо­вании души, вследствие чего в сознании человека расшири­лось понимание пространства и времени. Упорядочение, иерархизация иногда чрезвычайно раздувшегося (как в Шумере) пантеона богов, постепенная схематизация их изображения, отвлеченные размышления о внеопытных явлениях (загробном мире, мире богов) говорят о разви­тии абстрактного мышления. Таким образом, категории пространства и времени в сознании человека расширяют­ся, приобретают многогранность.

Речь идет о том, чтобы узнать здесь, что такое религии вообще, и не говорить о той или иной религии. Религиозный факт присутствует во всех человеческих культурах, даже самых примитивных: в сущности, религиозный факт связывает человека к силам, которые больше, чем человеку, возникает вопрос, следует ли исключать друг друга разум и религия.

Латинский философ Цицерон дал двойную этимологию религии: она пришла бы в то время из релерера, собрать и переделать, чтобы снова подключиться. Таким образом, религия объединяет людей, присоединяя их вместе к сверхъестественным силам, которые они должны поклоняться: это чувство святого, смесь страха и уважения к силам, находящимся за нами.


В восточной мифологии появляется представление о зле и его борьбе с добром, между тем как античная мифоло­гия постулировала принцип гармоничности и завершеннос­ти мира. Важное значение приобретает слово, которое пони­мается и как обозначение явления, и как знание, и как про­цесс познания, и как специфическая форма существования явления. При этом представление о космосе как структури­рованном упорядоченном мире ограничивается пределами обитания общины. За этими пределами мир обращается в ничто, то есть, в хаос. Хрестоматийным примером является представление древних греков о том, что корабль, уйдя в море за пределы видимости, исчезнет совсем.

Можем ли мы различать несколько видов религий?

Почитание священной религии носит форму обрядов, которые отличаются от светского времени как время человеческих дел. Конт видел в фетишизме самую примитивную религию. Фетишистская вера наделяет предметы магическими качествами: таким образом, это потому, что сверхъестественная сила населяет его, что оружие смертельно. Мы будем говорить о магико-религиозных: обряд направлен на то, чтобы примирить достоинства потенциально угрожающих высших сил.

Согласно Конту, следующий этап - это политеизм: это уже не объекты, которые почитаются, а божественные существа, представленные антропоморфным образом. Религиозный элемент затем ассоциируется с элементом мифа как повествованием о происхождении: миф - это не только воображаемый рассказ, он является моделью, которая служит для объяснения реального и понимания его, рассказывая о его генезисе.

Пространство в мифологическом мышлении становится шире и многограннее, время обретает более сложный ритм, возвращаясь к истоку и становясь цикличным. Мир поэто­му мыслится бесконечным. От выделения частей мира в период первобытных культов человечество перешло к син­тезу этих частей и созданию цельной гармоничной и завер­шенной картины мира. В предыдущую эпоху человек осваи­вал пространство, теперь он стал осваивать время.

Что отличает монотеизм от политеизма?

Монотеистические религии верят в одного бога, в отличие от политеистических религий. Если мифы о политеистических религиях теряются в тумане времени, если они говорят о происхождении за пределами истории, монотеистические религии, с другой стороны, не являются мифическими: они подтверждают свой исторический характер, полагая существование приемлемым От их основателя.

Прежде всего, именно с монотеизмом Бог больше не думает об образе человека: он отныне бесконечно далек, он всецело. Это уже не вопрос жертвоприношения, чтобы привлечь свою милость, но и верить в это: с монотеизмом это понятие веры имеет прекрасный смысл.

На смену мифологии приходят более сложные религиоз­ные учения. Так, в VI - V вв. до нашей эры в Индии зарож­дается буддизм. Согласно этому учению жизнь человека не­изменно представляет страдание. Страдание является след­ствием нескончаемых и все возрастающих желаний челове­ка, которые невозможно удовлетворить. Окончательное и бесконечное блаженство приходит лишь с достижением нир­ваны (просветления). Нирвана понималась как освобожде­ние от бесконечной цепи перерождений и растворение в кос­мосе. Перерождения происходят вследствие постоянного по­тока сцепляющихся в разные формы элементарных частиц материи и сознания - дхарм. Нынешняя жизнь человека обусловлена всем комплексом его предыдущего существова­ния, или кармой. Все в этом мире обречено на бесконечную и бессмысленную цепь перерождений (сансара). Будда про­возгласил «срединный путь» достижения нирваны - отказ как от крайностей аскетизма, так и от самообмана прелестя­ми данного мира, который считался иллюзорным. Простран­ство в буддизме еще более расширилось, охватив мир эле­ментарных невидимых частиц, однако эта реальность


стала зыбкой. Время сохранило цикличность и бесконеч­ность.

Конфуцианство трудно назвать религией в полном смысле этого слова. Зародившись как комплекс морально-этиче­ских представлений, оно было впоследствии сакрализова-но и получило статус официальной идеологии. Данное уче­ние имеет вполне реального основоположника - это Кун-цзы, или Конфуций (551 - 479 гг. до н. э.). Конфуций создал концепцию «жэнь», человеколюбия. Она выража­лась через преданность государю - «чжун», верность дол­гу - «и», сыновнюю почтительность - «сяо», великоду­шие - «куань» и ряд других положительных характерис­тик. Идеалом Конфуция был «цзюнь-цзы» - «благород­ный муж». Высшей силой конфуцианство представляло Небо, которое определяет судьбу человека. Конфуцианство проповедовало строгий, освященный традицией иерархи­ческий порядок, согласно которому младший по возрасту и положению должен подчиняться старшему, а старший, в свою очередь, должен заботиться о младших.

Необычным, весьма интересным явлением в истории че­ловечества является иудаизм. Появление этой религии свя­зывается с кардинальной перестройкой представлений че­ловека о мире и своем месте в нем. Отныне выстраивалась прямая и непосредственно связующая вертикаль между че­ловеком и высшей силой, Богом. Судьбы всего мира стано­вились подвластными только ему, а человек оказывался на втором, после Бога, месте в мире. Мир меняет свою структу­ру. Из ограниченного он становится бесконечным, в со­гласии со всеобъемлющим могуществом Бога. Из относи­тельно аморфного и сферического - четко выстроенным по вертикали. Из подвластного желаниям человека через магию - подвластным лишь Богу и благоприятствующим человеку в соответствии с мерой его веры в бога и бого-угодностыо его поступков.

Следующим этапом в развитии человеческого мировоззре­ния стало христианство. Оно символизировало кризис ан­тичных представлений о мире, утверждая новое понимание мироустройства. В чем заключаются отличия христианства от предшествующих религий? Во-первых, в христианстве существует лишь один Бог, в противоположность поли-


теизму античного мира. Во-вторых, он предстает абсолют­ным властелином и творцом мира, в отличие от олимпий­ских богов, олицетворявших отдельные природные силы, и подвластных абсолютной гармонии Космоса. Бог в христи­анстве отделен от мира, являющегося лишь его творением, и наделен сверхъестественными способностями. И, наконец, этот же Бог создал и самого человека как вершину своего творе­ния, создал его по своему подобию, поставив человека выше всего остального мира, наделив его уникальной способнос­тью к творчеству.

Появление таких представлений означало окончательный отрыв человека от природы, а также обособление индивиду­ума от коллектива. На арену мировой истории выходит Личность.

Но меняется и сам мир. Время перестает быть циклич­ным. Согласно нормам христианства, все имеет свое начало от момента сотворения Богом и конец, обозреваемый в буду­щем как Страшный Суд. Человек стал поистине песчинкой в этом мире, но при этом самой значительной и «выдаю­щейся» песчинкой.

Культурное наследие древних цивилизаций.

Одной из самых древних на земле является Египетская цивилизация. В рамках этой цивилизации, в течение трех тысяч лет ее существования было создано немало выдаю­щихся памятников культуры, многие из которых дошли до нашего времени.

«у лее к началу эпохи Древнего Царства в Египте возни­кает письменность, получившая название иероглифиче­ской (от греч. hieros - «священный»). При этом в Египте существовало скорописание и курсивное (демотическое) письмо. Все три вида письма использовались в различ­ных целях. Писали на камне и папирусе. В системе пись­менности были как идеограммы, передающие отдельные понятия, так и фонограммы, передающие звуки. Письмо ценилось как искусство, а должность писца считалась одной из самых почетных.

Египет всегда ассоциируется в первую очередь с пирами­дами, которые являются одним из наиболее грандиозных творений человечества за всю его историю. Воздвигнутые в


эпоху Древнего Египта, пирамиды служили усыпальница­ми царей, отражая безграничную веру в могущество богов и представляющих их на земле царей (фараонов). Сперва возводились ступенчатые пирамиды (пирамида Джосера, XXVIII в до н. э.), затем появляются пирамиды с ломаны­ми гранями. Однако в большинстве своем это сооружения с ровными гладкими гранями и квадратным основанием. В Гизе, близ Каира, находятся три величайшие пирами­ды, построенные фараонами TV династии. Все три имеют единое направление осей и одинаковую ориентацию. Высо­та самой большой - 147 м, она известна как пирамида Хеопса. Масса каждого блока в ней равна примерно 2,5 тонны. Пирамиды являются единственным из семц чудес света, сохранившимся до наших дней. Гиза была целым архитектурным комплексом, в который входили еще пира­миды-гробницы вельмож и заупокойные храмы, пристраи­вавшиеся к пирамиде с восточной стороны. Кроме пирамид существовали скальные гробницы, характерные для Ново­го Царства. В эпохи Среднего и Нового Царств были созда­ны также величественные храмы в честь богов и фараонов, дворцы правителей. Храмовая архитектура отличается мо­нументальностью и необычайным богатством отделки.

Скульптура Древнего Египта также являлась тесно свя­занной с заупокойным культом. Статуэтки рассматривались как место пребывания одной из душ умершего, и их распо­лагали в храмах и гробницах. Фараона всегда изображали в расцвете сил с бесстрастным и величавым выражением лица и позы. В жанре скульптуры существовали определенные канонические требования. Стоящие статуи всегда строго фронтальны, фигуры их напряженно выпрямлены, головы поставлены прямо, руки опущены и плотно прижаты к телу, левая нога чуть выдвинута вперед. Статуи делали из дерева, гранита, базальта и других пород, их обычно раскрашива­ли: мужские фигуры в кирпично-красный, а женские - в желтый цвет. На барельефах голова и ноги изображались в профиль, плечи и грудь - в фас. Высшего расцвета скульп­тура Египта достигла в эпоху Нового Царства.

Характерной чертой шумеро-аккадской культуры яв­ляется создание своеобразной системы письменности - клино­писи, которая не была звуковым письмом, а содержала иде-


ограммы, обозначавшие целые слова, гласные либо слоги. Всего было около 600 знаков. Особый жанр в литературе составляют плачи - произведения о гибели шумерских городов вследствие набегов соседей. Наиболее распростра­ненными были этиологические (объясняющие) мифы о со­творении мира и человека, о Великом потопе, смерти и воскресении богов плодородия.

Своеобразным было храмовое зодчество Шумера, отли­чавшееся применением высоких платформ. Храмовые баш­ни - зиккураты - вслед за шумерами стали строить аккад­цы и вавилоняне. Зиккураты состояли из трех ступеней, построенных в соответствии с божественной триадой, и воз­водились из сырого кирпича.

Одним из самых величественных городов древней Месо­потамии был Вавилон. Защищенный двойной стеной, он имел восемь ворот, самыми известными были ворота богини Иш-тар 12-метровой высоты. Выложенные бирюзовым глазиро­ванным кирпичом и украшенные орнаментом из скульптур львов, драконов и быков, они производили ошеломляющее впечатление. Располагаясь на обоих берегах Евфрата, город соединялся каменным мостом - одним из первых в мире.

Специфика литературы древнего Вавилона заключалась в первоначальном преподнесении сюжета и последующем его развитии. Вавилонская литература в значительной мере заимствована из шумерских источников, большинство про­изведений написано в стихотворной форме. Одними из глав­ных тем были проблема незаслуженных страданий челове­ка и неизбежности смерти.

Гораздо динамичнее развивалась греческая культура. Выдающимся памятником крито-микенской (III - П тыс. до н. э.) архитектуры был Кносский дворец царя Миноса. Главной достопримечательностью этого дворца была фресковая жи­вопись. Древние греки создали величайшие эпические про­изведения - «Илиаду» и «Одиссею». Значительным откры­тием греков было создание своей системы письменности. За­имствовав алфавит у финикийцев, они значительно усовер­шенствовали его путем добавления гласных. Древнегречес­кая архитектура характеризуется наличием двух направ­лений, или стилей - дорического и ионического. Доричес­кий стиль - строгий, торжественный и массивный. До-


рическая колонна не имела базы, вырастая непосредственно из основания храма. Ионический ордер отличали более легкие пропорции, изящество и широкое применение де­коративных элементов. Ионическая колонна всегда имела базу, была легче и тоньше дорической.

Греческий храм считался жилищем бога, в нем, как правило, находилась статуя того бога, в честь которого он был воздвигнут. Особое место в истории архитектуры за^ нимает ансамбль Афинского Акрополя. Самое большое со­оружение здесь - храм Афины-Девы, Парфенон.

Скульптура, поражая своим мастерством, была лишена индивидуальных и психологических черт, изображая лю­дей согласно античным представлениям о прекрасном.

Выдающимся достижением греков было искусство изго­товления керамики и вазовой росписи. В ней выделялись чернофигурный и краснофигурный стили. Огромное значе­ние имеют греческий театр и аттическая трагедия. Некото­рые произведения, созданные древнегреческими драматур­гами, до сих пор занимают важное место в репертуаре со­временных театров. Античная культура явила поражающее воображение богатство форм, образов и способов выраже­ния, заложив основы эстетики, представления о гармонии и выразив, таким образом, свое отношение к миру.

Вопросы к разделу 2

1. Какие виды периодизации истории первобытного общества

используются в науке? Каковы их основные критерии?

2. Назовите основные этапы антропогенеза.

3. Чем протогосударство отличается от государства?

4. Что такое «неолитическая революция»? Каковы ее по­следствия?

5. Перечислите основные формы первобытной религии.

6. Чем скотоводческая цивилизация отличается от земле­дельческой?

7. Каковы последствия внедрения металла в производство?

8. Что такое престижная экономика?

9. Зачем главе протогосударства потребовалось сосредото­чивать в своих руках жреческую власть?


10. Проследите эволюцию человеческого сообщества от пер­вобытного стада до сельской соседской общины.

11. Какие формы государств Древнего мира вам известны?

12. С чем связана та огромная роль, которую государство играло в жизни восточного общества?

13. Чем античные цивилизации отличаются от древневос­точных?

14. Каковы характерные черты полиса?

15. Какие формы рабства вам известны и чем они отличают­ся друг от друга?

16. Расскажите о структуре восточного общества. В чем зак­лючается специфика индийского общества?

17. Почему восточное общество так стабильно?

18. Какую роль в экономике античных государств играло море?

19. Каким представлялось время в мифологическом созна­нии и почему?

20. В чем проявился кризис античного мировоззрения?

21. Охарактеризуйте динамику представлений о пространстве
и времени через три эпохи: время первобытных культов,
время мифологического сознания, время монотеизма.

22. Каково значение канона в культуре Египта?

23. Охарактеризуйте сходства и различия в культуре Егип­та и Двуречья.

3.6. Картины мира древних людей: мифология, религиозные учения

Вдуховной жизни восточного общества религия играла огромную роль. Религиозные представления развивались и видоизменялись вместе с развитием самого человека, но и древнейшие верования долгое время сохраняли свою власть.

Человек чувствовал себя частью природы, исповедуя многобожие – язычество (политеизм) – религию, обожествляющую силы природы. Это подтверждаютмифы многих народов, в которых рассказывается о том, что человек произошел от разных частей природы: плоть его – от земли, кровь – от воды, кости – от камней, глаза – от солнца. С другой стороны, и природа наделялась человеческими чертами. Звери и птицы, небесные светила, камни, источники – все это считалось одушевленными и сходными с человеком.

Присущая эмоциональному и метафорическому сознанию первобытного человека символическая картина мира, не делающая различий между естественным и сверхестественным, с помощью которой первобытное общество постигало мир и регулировало общественные отношения, именно так можно охарактеризовать мифы . Природу обожествляли и стремились воздействовать на нее с помощью многочисленных сложных обрядов. Боги также были тесно связаны с природой и воплощением ее силы; добрые и злые. Наиболее древние верования лежали в основе культа животных – богов, который процветал в Египте. Каждая область имела своих богов-покровителей, которые вели свое происхождение от первобытных тотемов. Египтяне верили в бога Анубиса, хозяина подземного царства, у которого была голова собаки. Богиня неба Хатор изображалась в виде коровы, а бог Собек, связанный с культом солнца, имел голову крокодила.

Силы природы обожествлялись и в Вавилоне, где поклонялись богу воды Эа, изображавшемуся в виде полурыбы-получеловека. Но главное место занимали обожествленные небесные светила.

Важнейшее значение в системе мифологических представлений имел образ потусторонней жизни. Смерть воспринималась как переход в иной мир, мало чем отличающийся от земного. Египтяне верили, что на западном берегу реки Нил лежит таинственный мир мертвых. Умерший человек, чтобы добраться туда, должен преодолеть препятствие и уберечься от злых демонов.

На протяжении всей истории древнего мира человек воспринимал окружающую действительность не только через мифы. Постепенно стали появляться зачатки нового, рационального отношения к миру. Большую роль здесь сыграло изобретение письменности, которая помогала удержать и передавать следующим поколениям большой объем информации, и это создавало базу для прогресса знаний. Закладываются основы астрономии, медицины, математики. Эти знанияпереплетались с мифологией. Поэтому в рецептах врачей предписания медицинского характера мирно уживались с магией.

Центрами знаний, очагами просвещения были города и храмы, так как именно в них концентрировались образованные, грамотные люди. Жрецы в то время были и учеными, державшими в своих руках самые сокровенные знания. С их помощью происходило распространение письменной культуры. Государству постоянно требовался приток грамотных людей в административный аппарат и обычно они набирались из числатех, кто учился в школе и храмах. Благодаряэтому в древних цивилизациях медленно расширялся круг людей, владеющих знаниями и способных эти знания развивать.

Первые естественнонаучные знания не разрушали мифологической картины мира, хотя постепенно подтачивали ее. Наиболее решительный удар по мифологическому сознанию был нанесен в I тысячелетии до н.э., примерно в VIII–II вв. до н.э. произошел важнейший переворот в духовной жизни человечества. В эту эпоху, независимо друг от друга, почти одновременно многие цивилизации древности (однако не все) стали строить новую систему представлений о мире. Перестав чувствоватьсебя частью природы, человек стал иначе смотреть на себя, ощутил себя как личность, но одновременно осознал и свое одиночество, ужас окружающего мира и свою беспомощность. Перед ним открылась дисгармония жизни и человек пытался понять ее законы, выработать новое к ней отношение: началось создание образа идеального мира, во многом противоположного реальности, образа, в котором человечество стремилось осознать, каким должны быть мир, люди и отношения между ними.

Теперь смерть не воспринимали как простое продолжение земного существования. В потусторонний мир переносится идеал справедливой и гармонично устроенной жизни. Создается четкая нравственная система координат: греховность земного противопоставляется чистоте небесного. В эту эпоху формируетсярелигия спасения – религия, основанная на детально разработанной этике, с помощью которой можно освободиться от грехов, перестроить свою жизнь так, чтобы душа была спасена и попала после смерти в рай.

В религиях спасения – Бог олицетворяет не таинственные силы природы, а справедливость, высший идеал добра. Для того, чтобы получить его благоволение, нужно не прибегать к магии, а совершенствовать себя или окружающий мир. Духовная жизньДревнего Востока эволюционировала от мифов и первобытных религиозных верований, через язычество до религии спасения, монотеизма – религиозной системы, основанной на представлениях о едином боге.

В Индии религиями спасения были буддизм и индуизм, в Китае зарождается конфуцианство, в Иране – зороастризм, в Палестине – иудаизм.

Даже в цивилизациях, незатронутых этим глобальным поворотом, также происходят некоторые изменения. В литературе Вавилона рано появляются мотивы отличные от мифологического восприятия мира. Безымянный автор, размышляя о противоречивости устройства мира и человека, противопоставляет земным законам небесные: “Почтение к царю я ставил высоко и учил народ уважению перед дворцом. О, если бы я был уверен, что это угодно Богу! Ибо, что самому человеку кажется благоприятным, перед Богом бывает мерзостью, а что его сердцу – незначительно, находят у Бога милость”.

В Египте уже во II тысячелетиидо н.э. появляется тема загробного суда, на котором оцениваются грехи и праведные поступки человека. “Я не творил неправедного, я не сделал мерзости вместо правды” – это нравственное оправдание умершего, показывает возможный перечень грехов. Это говорит о том, что в Египте начинает складываться система нравственных представлений, отвечающая “вечным” нормам морали. Однако и в Египте, и в Вавилоне все эти порывы к новому не создавали мощной тенденции, которая могла бы существенно изменить духовную жизнь этих цивилизаций.

Религии спасения значительно отличались друг от друга в силу целого комплекса исторических причин.

Буддизм

Буддизм – одна из трех мировых религий с сильно развитым не коллективным, а индивидуальным культом, заключающимся в углублении в самого себя, в самосовершенствовании.

Буддизм возникает в VI–V вв. до н.э. в Индии, в долине реки Ганг. Основателем, по преданию, считается Сиддхартха Гаутама – Будда (в переводе с санскритского “просветленный”). К началу I тысячелетия до н.э. учение достигает своего расцвета и широко распространяется в Азии.

Буддизм выступал против свойственного брахманизму (древняя религия Индии во главе с богом Брахма),преобладанию внешних форм религиозной жизни. В центре буддизма лежит учение о “четырех благородных истинах”: страдание, его причина, состояние освобождения и путь к нему. Данная религия отрицает потусторонность освобождения. В буддизме нет души, как неизменной субстанции, противопоставления духа и материи, бога как творца и безусловно высшего существа. Отрешенность от мира, индивидуализм – определяют мировоззрение буддизма.

Социальный смысл учения Гаутамы ясен: отказ от борьбы за улучшение существования, непротивление злу насилием, терпение.

Буддизм относится к политеистическим религиям, в которыхнет единого Бога-творца. Согласно буддизму существует множество миров и пространств, в которых жизнь постоянно эволюционирует от зарождения до гибели, и нового возрождения, и так до бесконечности.

Служители Будде – буддийские монахи ведут скромный образ жизни: не имеют право жениться, при встречи с женщинами имеют право сказать пять слов, обязательно бреют лицо и голову, подражая Будде, могут владеть лично лишь восьмью предметами; их тело должно быть прикрыто одеждой.

Буддизм впервые обратился к человеку не как к представителю какого-либо сословия, клана, племени или определенного пола, а как к личности. Для буддизма были важны только личные заслуги человека.

В эпоху царя Ашоки (III в. до н.э.) буддизм превращается в своего рода государственную религию. В это время в буддизме появляется множество направлений и шкал – 18. Наряду с философией развиваются ритуалы и искусства.

С начала новой эры буддизм собирает в единое пространство разные народы и территории, образуя сложные сочетания местных традиций с учением Будды. Вместе с религиозными доктринами индийские буддисты приносят в разные страны и достижения Индии в области медицины, фармокологии, астрономии, астрологии, архитектуры, литературы, живописи, ваяния.

Конфуцианство

Конфуцианство – философско-этическая система, разработанная в V в. до н.э. китайским философом Кун-цзы – Конфуций (551–478 гг. до н.э.), позже религиозное учение, отстаивающее незыблемость установленных небом общественных порядков, определявшее нравственную систему отношений между властью и обществом.

Китай уже в глубокой древности имел тенденцию к объединению в одно политическое целое. После объединения Китая под властью одного императора, государственной аппарат оказался лицом к лицу с многомиллионной армией крестьян, эксплуатация которых происходила путем сбора ренты – налога.

Подобные упрощенные экономические отношения необходимо было замаскировать, иначе они долго не просуществовали бы. Народу предложили идею: чиновники заботливо пекутся о его благе. Такую иллюзию может давать только религия. Наиболее подходящей религией оказалось именно конфуцианство.

В VII–VI вв. до н.э. наступает кризис раннеклассовой религии Китая, он совпадает с началом железной революции Китая. На пике этого кризиса Конфуций начинает свою проповедь.

Множество поучений Конфуция касаются чисто светских вещей, поэтому некоторые исследователи утверждают, что конфуцианство не религия, а всего лишь моральное учение.

Единственный социальный слой, который мог извлечь выгоду из этого учения были обедневшие боковые ветви аристократических родов . Именно они странствовали из царства в царство, предлагая свои услуги местным правителям и иногда достигая высоких постов.

Основы конфуцианства были заложены еще в VI в. до н.э. и выражали интересы наследственной аристократии. Власть правителя объявлялась священной, дарованной небом, а разделение людей на высших и низших (“благородных мужей” и “мелких людишек ”) – всеобщим законом справедливости.

Основные взгляды Конфуций изложил в книге “Лунь юй” (“Беседы и суждения”). Определяя моральные нормы и нравственные каноны он призывал соблюдать те порядки, которые установили с древних времен, уважать и заботиться остарших. Конфуций оставил после себя мудрости, которые часто определяли смысл жизни человека того времени: “Богатство это то, чего люди жаждут”, “Ничтожный человек стремится к выгоде, а благородный к справедливости”, “Не делай человеку того, чего не желаешь себе”, “Если человек правдив, то ему доверяют”.

Иудаизм

Одной из древнейших религий является иудаизм. Зачатки его появились во II тысячелетии до н.э. Возникнув в политеистической форме, иудаизм в I тысячелетии до н.э. постепенно трансформируется в религию со строгим единобожием.

Догмами этой религии являются Бог Яхве, вера в бессмертие души и существование загробного царства. Яхве становится “общенародным” Богом лишь в иудейском рабовладельческом государстве, так называемого периода Царствования (621 г. до н.э.).

С уничтожением родовой организации неизбежно исчезают племенные божества. На Яхве переносятся атрибуты прочих богов. Он становится подателем урожая, наставником в ремесле, защитником на войне. Прочие боги занимают подчиненное положение, превращаются в его служителей.

Иудаизм –монотеистическая религия зародившаяся в Палестине в I тысячелетии до н.э., получившая распространение главным образом среди евреев. Но рассказы Библии, последние археологические раскопки, приводят ученых к мнению, что иудаизм изначально был религией политеистической. Например, ветхозаветные патриархи Авраам, Исаак, Иаков поклонялись стихийным силам природы, обожествляли различные “священные” предметы. Здесь были лунные и солнечные праздники, вера в духов. Талмуд допускает наличие бесчисленные демонов обоего пола, земных и водных, ночных и дневных.

Бог Яхве приобретает первое положение среди богов под влиянием политических и социальных процессов в Иудейском и Израильском царствах.

Культ Бога Яхве становится для иудеев символом национального единства. После возвращения евреев на родину (при Кире II) в VI в. до н.э. иудейские священники стали высшей религиозной и политической властью Иудеи.

Религия древних евреев была и остается национальной религией. Исторически же развитие человечества требовало преодоления национальных и географических ограничений (обмен, торговля и т.д.).

Так возникли мировые религии.

Краткие выводы по теме

1. К IV–II тысячелетиям до н.э. на карте мира появляются первые цивилизации. Одним из главных условий является наличие крупных рек и морей.

2. Общество продолжает существовать в общинах, формируется патриархальная семья, которая ведет свое хозяйство, имеет собственность, участвует в общественных работах.

3. С переходом к цивилизации формируется и государство, которое приобретает признаки деспотизма. Укрепляется власть правителей, появляются Законы. Для этих государств была характерна строгая ие рархия, разнообразие социальных слоев.

4. С развитием государственности и иерархичности меняется карта мира древних людей. Появляются религии спасения: буддизм, конфуцианство, иудаизм.

Проверь себя

1. Приведите примеры речных и морских цивилизаций.

2. Заполните пропуски. “Согласно ……… представлениям индийцы, которые ……… выполняют все обязанности своей ………, в следующей жизни имеют ……… оказаться на более высокой ……… общества”. (Слова подсказки: ступень, религиозные, свято, шанс, каста).

3. Расставьте по порядку, в соответствии с иерархической лестницей древних обществ: жрец, царь, военная аристократия, купцы, ремесленники, рабы, чиновники, земледельцы.

4. За счет чего реализовывалась деспотическая власть?

5. Что являлось источниками рабства?……………………………………

6. Где использовался труд рабов?………………………………………………