Развитие впф у детей с зпр. Как многообразны причины, обусловливающие ЗПР, так многообразны и ее проявления. Существует несколько классификаций задержки психического развития. Трудность построения коррекционно-педагогического процесса в условиях специальн

Описание материала : предлагаю вашему вниманию статью, содержащую ряд психолого-педагогических упражнений для развития и коррекции высших психических функций (ВПФ) у детей дошкольного и младшего школьного возраста. Данный материал будет полезен педагогам-психологам, учителям-логопедам и дефектологам ДОУ и ГБОУ СОШ, а также специалистам центров раннего развития.

Проявлением дизонтогенеза при олигофрении является недоразвитие речи. Речь нарушена как система, страдают все ее компоненты: фонетико-фонематическая и лексикограматическая стороны речи. Нарушается импрессивная и экспрессивная речь

Благодаря 141 минут среднесуточного компьютерного времени плюс 103 минуты ежедневного чата в Интернете, использование мужского компьютера намного выше потребления ТВ и видео. Девочки играют в компьютерные игры на полтора часа меньше, чем мальчики со средним ежедневным игровым временем в 56 минут, но более интенсивно беседуют и имеют немного более интенсивное использование телевидения и видео, чем компьютерное использование на 201 минуте в день.

Развитие высших психических функций у детей дошкольного и младшего школьного возраста

Высшие психические функции (ВПФ) - это специфические психические функции человека. К ним относят: память, внимание, мышление, восприятие, воображение и речь. Известный отечественный психолог, Лев Семёнович Выготский, писал: «Высшая психическая функция появляется на сцене дважды: один раз как внешняя, интерпсихическая (т.е. функция, разделённая между ребёнком и взрослым), а второй - как внутренняя, интрапсихическая (т.е. функция, принадлежащая самому ребёнку)». Маленький ребёнок ещё не в состоянии длительно фокусировать внимание, помнить и правильно произносить названия некоторых предметов и т.д., поэтому роль взрослого в данный период - быть посредником между малышом и окружающим миром. Так, взрослый выступает в качестве основных психических функций ребёнка, напоминая ему названия явлений и предметов, концентрируя его внимание, развивая мышление и речь. Затем, в процессе взросления ребёнок постепенно наследует общественный опыт и становится способным самостоятельно его использовать. Таким образом, с точки зрения Выготского, процесс развития - это процесс перехода от социального к индивидуальному.

Рисунок 1: Время, проведенное ежедневно подростками с различными видами деятельности. Ввиду того, что это иногда связано с высоким временем использования средств массовой информации, вопрос о «пределе нормы» очевиден: когда можно говорить о рискованном поведении, связанным с медиа, каковы характеристики, благоприятные факторы и последствия?

Злоупотребление СМИ и ее проблемные области. До сих пор злоупотребление СМИ не было четко определено в литературе. В принципе, существуют три основные области потенциального злоупотребления медиа: трудоемкое использование средств массовой информации, проблемное использование носителей и индивидуальное использование дисфункциональных средств массовой информации. В качестве особо серьезной формы злоупотребления средствами массовой информации необходимо описать привыкание к использованию средств массовой информации, в котором проблемы, определенные выше, накладываются друг на друга: чрезмерное использование времени сочетается с дисфункциональным использованием средств массовой информации.

Следует отметить, что процесс развития высших психических функций начинается задолго до прихода ребёнка в школу, ещё во младенческом возрасте. Маленькие дети учатся постоянно: в игре, на прогулке, наблюдая за родителями и т.д.

Тем не менее, существуют определённые фазы в развитии ребёнка, когда он особенно восприимчив к познанию и творчеству. Такие периоды в жизни малыша называются сензитивными (дословно «чувствительные»). Традиционно к этим периодам относят процесс развития ребёнка от 0 до 7 лет. В отечественной психологии и педагогике этот период считается наиболее продуктивным в плане усвоения малышом социального опыта и приобретения им новых знаний. На данном этапе закладывается фундамент не только поведенческой и эмоционально-волевой, но и познавательной сферы личности человека.

Кроме того, можно заметить, что зависимость от употребления наркотиков у детей и подростков значительно коррелирует с использованием потенциально опасного для развития медиа-контента и может привести к задержкам в развитии. Ниже приведено несколько более конкретное значение для использования в средствах массовой информации на основе поиска.

Наличие в структуре дефекта недоразвития речи при ЗПР обуславливает необходимость специальной логопедической помощи. Поэтому, наряду с учителем-дефектологом с каждой группой детей должен работать логопед. Организационные аспекты его работы мы рассмотрим ниже

Концепция поведенческой тяги, не связанной с веществом, обсуждалась с конца века, но только нашла свое отражение в классификации психических расстройств в форме патологической азартной игры. Поскольку патологическая азартная игра классифицируется как расстройство импульсного контроля, общая концепция поведенческой причуды в настоящее время не признается путем включения в международно-проверенные диагностические руководства как специфическую концепцию зависимости от средств массовой информации. Это, хотя соответствующие усилия уже начались.

Итак, поговорим теперь об основных упражнениях и технологиях, используемых педагогами в развитии высших психических функций у детей дошкольного и младшего школьного возраста. Приведём короткие примеры из ежедневной практики.

Мышление.

Мыслительные операции включают в себя процессы обобщения, анализа, синтеза и абстрагирования. Соответственно, для развития каждой из операций применяются различные методики.

Соответствующая диагностика и лечение зависимого поведения, таким образом, значительно усложняются. В развитии и поддержании психологических, а также нейробиологических факторов приписывается большое значение. В соответствии с этим память о положительном аддиктивном эффекте является центральным мотиватором аддиктивного поведения. Изучается практика привыкания к привыканию - даже с неограниченной поведенческой склонностью к веществу. Таким образом, решающую роль играют процессы обучения, в частности классическое и оперантное обусловливание; как в создании, так и в поддержании зависимости.

Обобщение.

Цель: научить малыша находить общие признаки предмета.

Перед ребёнком раскладывается ряд карточек, на которых изображены предметы, объединённые по одному общему признаку (к примеру, серия: «яблоко, банан, груша, слива»). Малыша просят назвать все эти предметы одним словом (в данном случае это - «фрукты») и объяснить свой ответ.

Дисгармоничное психическое развитие

Поскольку внешние раздражители, такие как вид игрового автомата или внутренние стимулы, такие как определенные эмоциональные состояния или стрессовые ситуации, связаны с вызывающими привыкание или вызывающими зависимость эффектами. Затем они инициируют мотивационное состояние и научную реакцию, а именно использование привыкающих веществ, как изученных стимулов. Память об «успешном» использовании аддиктивных веществ затем способствует дальнейшему укреплению и повторению привыкания к привыканию в соответствии с принципами оперантного кондиционирования.

Анализ и синтез.

Цель: научить ребёнка исключать лишнее и объединять предметы по признаку.

Вариант 1. Ученика просят найти среди предложенных карточек изображение лишнего предмета и объяснить свой выбор (к примеру, серия: «юбка, сапоги, брюки, пальто»; лишнее - «сапоги», т.к., это обувь, а всё остальное - одежда).

Следует подчеркнуть, что ответ ребёнка должен быть полным и развёрнутым. Ребёнок должен не угадать, а осмысленно сделать свой выбор и уметь его обосновать.

Незрелость внутриречевых механизмов приводит не только к трудностям в грамматическом оформлении предложений. Основные проблемы касаются формирования связной речи. Дети не могут пересказать небольшой текст, составить рассказ по серии сюжетных картин, описать наглядную ситуацию, им недоступно творческое рассказывание

Например, в некоторых исследованиях чистое время, проведенное в компьютерных играх в течение определенного периода времени, определяется как критерий зависимости, что делает его гораздо сложнее отличить страстное, но в остальном непроблемное поведение в играх и привыкание. Поэтому представляется целесообразным обосновать диагноз привыкания к употреблению средств массовой информации в тесном контакте с критериями зависимостей, связанных с веществом, и в то же время учитывать особенности процессов использования средств массовой информации.

Вариант 2. Перед учеником предъявляется бланк с изображением разных животных. Ребёнку объясняют, что если животное обуто в сапожки, то это - 1, если не обуто, то это - 0 (к примеру, кот в сапогах = 1, а кот без сапог = 0 и т.д.). Далее учитель по очереди указывает на каждую картинку и просит ребёнка назвать только цифру (1 или 0).

Абстрагирование.

В то же время чрезмерное использование средств массовой информации, как это часто бывает у подростков, может быть первым признаком более глубокого нарушения и важным фактором риска развития зависимости. Однако это, в конечном счете, не является основным критерием существующей проблемы зависимости. Аналогичным образом, сильное желание использовать использование характерно для привыкания к использованию СМИ, но из-за высокой привлекательности использования средств массовой информации - особенно для молодежи! - Мало подходит для того, чтобы отличить использование патологических сред от обычного использования в средствах массовой информации.

Цель: научить малыша находить косвенные признаки.

Перед ребёнком предъявляется бланк с изображением зверей: «корова, слон, лиса, медведь, тигр». Затем малыша просят объединить их с другими зверями, названия которых начинаются на ту же букву: «крыса, собака, лев, мышь, тюлень» (правильным ответом в данном случае будет следующий: «корова-крыса, слон-собака, лиса-лев, медведь-мышь, тигр-тюлень»). Ученика обязательно просят аргументировать свой выбор, т.к. дети часто игнорируют инструкцию и связывают картинки по каким-либо другим признакам (к примеру, по принципу большой-маленький, добрый-злой, дикое животное-домашнее животное и т.д.). Если ребёнок не понял инструкцию, её следует повторить ещё раз и привести пример.

Клинические исследования рассматриваемой категории детей направлены на изучение причин и клинико-нейрофизиологических механизмов отклонений в развитии и обусловленной ими психопатологической симптоматики, а также на выделение клинических вариантов ЗПР

Так как критерии медиа-зависимости могут применяться таким образом. Злоупотребление СМИ и зависимость в подростковом возрасте. Около десяти процентов немецких подростков наблюдают среднесуточное число часов в шесть или более часов. Хотя общее время использования более шести часов в день в качестве основного занятия четко можно охарактеризовать как ухудшающее развитие злоупотребление, чрезмерные телевизоры, безусловно, не попадают полностью в эту категорию из-за частой функции телевидения в качестве среды для его сопровождения.

Память.

Память подразделяется на краткосрочную и долгосрочную. Для тренировки краткосрочной памяти перед учеником, к примеру, предъявляется устно ряд слов (как правило, 10 слов), которые он должен запомнить и воспроизвести сразу после предъявления в произвольном порядке.

Для тренировки долгосрочной памяти можно, к примеру, прочитать ряд слов несколько раз (так, чтобы ребёнок их запомнил как следует) и попросить его воспроизвести все слова через 15-40 минут. Задачу можно усложнить, попросив ребёнка воспроизвести все слова по порядку.

Частое использование медиаконтента, соответствующего возрасту, следует рассматривать как явно оскорбительное. Двадцать семь процентов подростков мужского пола регулярно играют в компьютерные игры только для взрослых, а 23 процента мальчиков часто смотрят фильмы для взрослых. В соответствии с этим 7 процентов пользователей интернет-подростков подростков и 6 процентов женщин-подростков в возрасте до 19 лет классифицируются как зависимые от Интернета. Среди 15-летних подростков в Германии 2 процента являются компьютерными.

Еще 3 процента классифицируются как уязвимые для зависимости от компьютерных игр. Здесь следует отметить, что зависимость от Интернета и зависимость от компьютерных игр - две сильно перекрывающиеся проблемные области, так как большая часть компьютерных игр со значительным потенциалом зависимости воспроизводится в Интернете.

Нормами для младшего школьника считается воспроизведение 10 слов. Для дошкольника - 7-8 слов.

Отличным упражнением для развития памяти было и остаётся чтение литературы. После прочтения необходимо обсудить с ребёнком сюжет сказки или рассказа, попросить дать оценку характерам персонажей, задать вопросы по тесту и т.д. Можно также попросить ребёнка нарисовать любимый эпизод из книги, вылепить из пластилина главных героев и т.д.

Благоприятные факторы в возникновении чрезмерного использования СМИ. Существует тесная статистическая связь между высокой квотой оборудования с собственными мультимедийными устройствами для детей и подростков, чрезмерным использованием СМИ и использованием медиаконтента, соответствующего возрасту. Помимо пола, социально-экономический статус семьи, уровень образования родителей и, в значительной степени, тип школы, в которой они посещают, считаются предикторами проблемного использования средств массовой информации детьми и подростками.

Внимание.

Перед ребёнком предъявляется крупный печатный текст (не очень длинный). Затем малыша просят обвести все буквы «А» в тексте красным карандашом в круг, все буквы «Б» - синим карандашом в квадрат, все буквы «В» - зелёным карандашом в треугольник. Также можно предъявить бланк с напечатанными в произвольном порядке буквами и попросить вычёркивать определённые из них (нужно засечь время - 3 минуты).

Поведение родителей в средствах массовой информации и медиаобразование родителей также систематически связано с социальным статусом в одном направлении и критически определяет поведение использования детей потомства. Родительский контроль потребления отрицательно коррелирует с потреблением детей. Кроме того, различные исследования показали корреляцию между потреблением ТВ ТВ и ожирением, депрессией и, наконец, психическим стрессом матери. Даже социально озабоченные молодые люди смотрят телевизор дольше.

Дисфункциональное социальное поведение, уменьшенный социальный интеллект, социальная тревога, одиночество, депрессивная капризность и избежание стратегий решения проблем были определены как факторы риска чрезмерного использования Интернета. Развитие чрезмерного использования видео и компьютерных игр было связано с социальной тревожностью, низким качеством социальных контактов, низкой социальной поддержкой для преодоления стресса, низкой самооценкой и посещением средней школы. Явное поведение, зависящее от компьютерных игр, дополнительно прогнозируется с помощью стратегий дисфункционального стресса, основанных на использовании средств массовой информации, школьного страха и неудачи, отсутствия успеха за пределами игровой деятельности, сильной виктимизации в детстве, импульсивности, отсутствия способности воспринимать перспективы и принятие насилия.

Также можно попросить ребёнка продолжить узор в тетради в клетку (или нарисовать рядом точно такой же рисунок). После того, как узор будет закончен, можно попросить ребёнка раскрасить каждую клеточку в рисунке разным цветом и т.д.

Речь.

К сожалению, на сегодняшний день всё больше и больше детей приходят в школу, имея серьёзные нарушения речи и письма.

Более позднее появление"комплекса оживления", недостаточная активность при эмоциональном общении со взрослым

Существуют также факторы риска, которые тесно переплетаются с используемой игрой. Мотив игры на осуществление власти в игре, а также игра в онлайн-ролевые игры значительно увеличивают риск зависимости от компьютерных игр. Это также показывает, что использование насилия и шутеров в раннем детстве коррелирует с развитием зависимости от компьютерной игры в подростковом возрасте. Уже для учеников пятого класса использование определенных жанров игр, а также некоторые мотивы использования могут считаться индикаторами проблемных компьютерных игр.

Прежде всего, следует понимать, что для гармоничного развития речи с ребёнком необходимо общаться. Разговаривая с ребёнком, старайтесь употреблять полное название явлений и предметов: не сокращайте их, не используйте в своей собственной речи «сленг», не искажайте звуки (к примеру, не «фотик», а «фотоаппарат»; не «магазик», а «магазин» и т.д.). Проговаривая слова чётко и полностью, вы обогащаете словарный запас ребёнка, правильно формируете звуковое произношение.

Особый риск для развития более поздней зависимости от компьютерных игр существует, когда использование компьютерных игр уже используется на ранней стадии для дисфункциональной компенсации сбоев в реальном мире, и когда уже в детстве игры с явным военным характером используются игры с высоким насилием и онлайн-ролевыми играми.

Важность поведения родительских СМИ. Подобно тому, как семейная среда и родительское влияние, в частности, оказывают решающее влияние на развитие и социализацию детей во всех важных областях жизни, семья также играет решающую роль в развитии моделей использования детей в средствах массовой информации и всей социальной медиатизации. Например, травматический опыт в детстве, например. Например, жестокое насилие со стороны родителей является фактором риска развития зависимости от компьютерных игр. Подростки, имеющие соответствующий опыт в детстве, имеют почти в три раза повышенный риск.

Отличным упражнением для развития речи будет совместное чтение (особенно старых народных сказок), рассказывание стихов, поговорок, скороговорок.

Восприятие и воображение.

Лучшим упражнением для развития данных психических функций является чтение художественной литературы и творческая и эстетическая деятельность. Посещение детских спектаклей, выставок, концертов, домашнее рукоделие, лепка, поделки, рисование - всё это превосходно развивает восприятие и воображение ребёнка.

Особенности развития высших п c ихически x функций у детей с ЗПР
Даже при отсутствии первичных недостатков з p ения, слуха и других видов чувствительности у детей с ЗПР отмечаются замедленность и фрагментарность восприятия, трудности выделения фигуры на фоне и деталей в сложных изображениях, значительно увеличен скрытый, невидимый период опознания объектов. Детям с ЗПР необходимо больше времени, чем их но p мально развивающимся c вер c тникам, для п p иема и пе p еработки c ен c орной информации.

Неточность и замедленность восприятия в наибольшей мере п p оявляются в младшем школьном возрасте, когда обна p уживают c я связанные с недостатками восприятия ошибки при c писывании текста, во c произведении фигур по зрительно представленным образцам и т. п. Также эти недостатки п p оявляют c я при усложнении у c ловий восп p иятия, когда, наприме p , изображения показываются повернутыми или уменьшается их четкость. С возра c том восприятие детей с ЗПР совершенствуется, и это п p оявляет c я как в качественных его x арактеристика x , прежде всего в полноте восприятия объектов, так и в количественных показателях, к которым относится c коро c ть восприятия.

O собенно значительно улучшаются показатели времени реакции, отражающие скорость восп p иятия.
Замедление пееработки информации в процес c е во c приятия связано у детей с ЗПР со c нижением уровня вним a ния, нехваткой ориентировочной деятельности, низк o й скоростью основных структурных единиц процесса восприятия операций, нечеткостью и неполнотой образов-представлений.

Внимание детей с ЗПР отличается неу c тойчивостью и повышенной отвлекаемостью. Исследователь детей с ЗПР Жаренкова Л.М. отмечает c ледующие особенности внимания, xa рактерные для д a нного на p ушения: низкая к o нцентрация внимания; неспособность ребенка сосредоточиться на задании, на какой-либо деятельности; быстрая отвлекаемость .

Любые посторонние стимулы привлекают к себе внимание детей, и они перестают выполнять задания. Неустойчивость внимания у них по-разному проявляется. У одних детей максимальное напряжение внимания наблюдает c я в н a ч a ле какой-либо деятельности, а потом оно неуклонно c нижается. У других – c осредоточение внимания отмечается лишь по c ле того, как они выполнили некото p ую часть задания. Также встречаются дети с ЗПР, которым свойственна нестойкость, периодичность в сосредоточении внимания. Для этой категории детей x арактерно c нижение кратковременной и долговременной памяти, произвольного и непроизвольного запоминания, низкая п p одуктивность и недостаточная устойчиво c ть запоминания (особенно при большой нагрузке); слабое развитие опосредованного запоминания, снижение при его о c уществлении интеллектуальной активно c ти.
П p ичинами на p ушенного внимания у детей с ЗПР являют c я астенические явления, не c формированность познавательной мотивации и не c форми p ованность механизмов п p оизвольности.
Существенное место в структуре дефекта при ЗПР развития принадлежит на p ушениям памяти . У многих детей с ЗПР ограничен объем памяти и снижена п p очность запоминания. Характерна неточность во c произведения и бы c трая уте p я информации. В наибольшей c тепени страдает вербальная память. Выраженность этого дефекта зави c ит от п p ои cx ождения ЗПР.

Особенно значимым при ЗПР является нарушение кратковременной памяти , поскольку этот вид памяти лежит в основе долгов p еменной памяти. Общей о c обенно c тью кратковременной памяти детей с ЗПР в c равнении с памятью нормально развивающихся является ее малый объем, медленное н ap астание п p одуктивно c ти при повто p ных предъявлениях. Повышенная тормозимость c ледов в результате интерференции побочными воздей c твиями, нарушения порядка в воспроизведении c ловесных и цифровых рядов, низкая изби p ательность. Наибольшие отличия детей с ЗПР от нормально p азвивающихся отмечаются по показателям опос p едствованн o г o запоминания.