Понятие «психические расстройства. Понятие психического заболевания

Человеческое тело - живой организм, и жизнь его возможна только при условии, что все его органы и системы выполняют свои функции в достаточном объеме. Разумеется, каждый орган и каждая система имеют собственные резервы «функциональной прочности», а также способны в той или иной мере адаптироваться к изменяющимся условиям окружающей среды и внутренней среды организма в целом. Если, однако, такая адаптация нарушается, то возникает особое состояние, характеризующееся своими причинами возникновения, развитием, проявлениями, исходом, называемое болезнью.

Поскольку наш анализ в конечном счете касается общей концепции беспорядка применительно к физическим и психическим состояниям, примеры в этих областях используются для его проверки. Предпосылки анализа заключаются в следующем. Этого достаточно для фоновых предположений.

Оценочный компонент «беспорядка»

Как показывают традиционные оценочные объяснения, состояние является психическим расстройством только в том случае, если оно наносит ущерб социальным ценностям и, следовательно, потенциально оправдывает медицинскую помощь. «Преступность» здесь интерпретируется здесь, чтобы включить все отрицательные условия.

Болезнь - состояние всего организма в целом, значительно влияющее на функционирование всех его частей. Нелепо воспринимать организм как техническое устройство, в котором отдельные блоки независимы друг от друга и могут быть исправлены или заменены без последствий для других деталей.

В клинической медицине есть особое понятие - нозологическая форма. Когда говорят об определенной болезни, как о нозологической форме, подразумевают, что эта болезнь (это патологическое состояние) отличается от других патологических состояний по ряду критериев. Критериями выделения какого-либо состояния в самостоятельную нозологическую форму, как правило, служат: знание причины (этиологии) данной болезни, физиологических механизмов ее развития (патогенеза), внешних и внутренних проявлений (симптомов), которые, будучи связаны друг с другом патогенетически, объединяются в устойчивые симптомокомплексы - синдромы, совокупность которых, в свою очередь, формирует клиническую картину болезни, а также ее течения (времени появления и исчезновения симптомов и синдромов, закономерности их смены, изменения под влиянием сопротивляемости организма и лечения) и исхода (выздоровление, хронизация, смерть).

Классификационные суждения, как профанные, так и профессиональные, показывают, что понятие психического расстройства содержит оценочную составляющую. Например, невозможность научиться читать, что вызывает дисфункцию в мозолистых телах, является пагубной в грамотных обществах, но не является предвзятой в прелитературных обществах, где чтение не является обученным или ценным навыком; это не беспорядок в этих обществах. С другой стороны, у большинства людей есть то, что врачи называют «доброкачественными аномалиями», незначительными пороками развития, которые являются результатом генетических ошибок или ошибок развития, но не вызывают проблем. важно.

Таким образом, если болезнь - расстройство функционирования каких-либо систем или органов, например, легких или почек, то психическая болезнь - расстройство системы, отвечающей за психику, совокупность функций высшей нервной деятельности, свойственных наиболее высокоорганизованным существам, часть из которых, такие, как мышление и самосознание, возможно, присущи в полной мере только человеку. Таким образом, психическая болезнь является расстройством функционирования, в первую очередь, головного мозга. Распознаванием и лечением психических болезней и занимается психиатрия.

Такие аномалии обычно не считаются нарушениями. Например, определенная доля сперматозоидов явно деформирована и дисфункциональна, но эти внутренние дисфункции не считаются нарушениями, за исключением случаев, когда они вызывают повреждение репродуктивной функции. Точно так же доброкачественные ангиомы представляют собой небольшие кровеносные сосуды, рост которых упакован, что приводит к их соединению с кожей. Но, поскольку они не являются предрассудками, они не считаются проблемами. Требование вреда также объясняет, почему простой альбинизм, инверсия сердечной позиции и застревание ног обычно не считаются расстройствами, хотя каждый из них является следствием дефекта на пути механизм должен работать.

Справедливо замечание, что поскольку человек является существом с чрезвычайно сложно организованной психической деятельностью, очень трудно определить границу, которая строго разделила бы психическую норму со всеми разнообразными ее вариантами и психическую патологию. В отличие от большинства разделов клинической медицины, в большинстве случаев психиатрия не располагает убедительными данными об этиологии и патогенезе психических болезней. Основным критерием заболевания является в данном случае его клиническая картина. И не смотря на то, что психиатрия выделилась в самостоятельную клиническую дисциплину уже более 200 лет назад, и знания и опыт врачей-психиатров постоянно совершенствовались, в оценке ряда состояний психической деятельности возможен известный субъективизм. Именно поэтому в психиатрии особое значение приобретает клиническая практика.

Почему «беспорядок» включает в себя фактический компонент?

По-прежнему обсуждается вопрос о том, является ли понятие «психическое расстройство» чисто оценочным или содержит ли он решающий фактический компонент, который позволяет отличить потенциальную область от негативных состояний, которые являются нарушениями, из области тех, кто этого не делает. нет. Некоторые анализы концепции «беспорядка» останавливаются здесь, утверждая, что психическое расстройство - это просто социально подавленное состояние. Но есть веские основания настаивать на том, что понятие «психическое расстройство» не может быть просто оценочной концепцией.

Если заглянуть в медицинские справочники, станет очевидно, что выраженные психические расстройства встречаются у 2-5% населения. Разнообразие их весьма велико. Сегодня существует несколько конкурирующих классификаций психических болезней («психических расстройств» в англоязычной литературе), основанных на различных принципах. Ниже мы будем стараться придерживаться традиционных представлений отечественной психиатрической школы, в основном потому, что большинство понятий, которыми нам придется оперировать, прочно вошли в обиход, став привычными и, порой, обыденными словами.

Нам нужен дополнительный фактологический компонент, чтобы отличать нарушения от многих других негативных психических состояний, которые не считаются психическими расстройствами, такими как невежество, недостаток навыков, отсутствие таланта, низкий интеллект, неграмотность, преступность, плохие манеры, глупость и нравственная слабость. «Психические расстройства» являются лишь частью многих негативных вещей, которые могут случиться с человеком.

Действительно, среди очень похожих отрицательных условий профессионалы, а также миряне различают нарушения от нормальных состояний. Более высокая мужская агрессия и большая склонность человека к неверности считаются отрицательными, но обычно не считаются нарушениями, потому что они воспринимаются как результат естественно выбранного функционирования мужского пола. несмотря на то, что подобные мотивационные условия воспринимаются как расстройства.

Хотя мы прекрасно понимаем, что в большинстве случаев современная психиатрия не располагает точными данными о происхождении душевных болезней, за долгие годы своего существования эта наука прошла, будем надеяться, значительную часть пути к пониманию данной проблемы. Накоплено много достоверных данных, свидетельствующих о полиэтиологическом происхождении психических болезней. Основными причинами, приводящими к душевным болезням, являются, с точки зрения современной психиатрии, следующие:

Чисто оценочное объяснение «беспорядка» не учитывает таких различий между аналогичными отрицательными условиями. Кроме того, мы часто решаем наши концепции беспорядка на основе межкультурных данных, которые могут противоречить нашим ценностям. Например, наша культура не ценит многоженство, но мы не считаем ее неудачей естественного функционирования, поэтому она не считается патологической, частично на основе данных. транскультурный.

По причинам такого рода поиск чисто оценочного анализа понятия «беспорядок» не привел к объяснительному адекватному определению для различения нарушений от других негативных состояний. Провал таких нейтральных по факту объяснений ставит задачу предложить фактологическую составляющую, которая может объяснить суждения о нарушениях. Основное возражение против этого подхода состояло в том, чтобы утверждать, что термин «дисфункция» сам по себе является оценочной концепцией.

Наследственная предрасположенность. Особенное значение фактор наследования по-видимому, играет в происхождении заболеваний, так или иначе связанных с нарушением тонких механизмов работы мозга, например, обмена нейромедиаторов, количества и уровня развития связей между нейронами, и т.д. Долгое время ведутся споры относительно типа наследования таких заболеваний, как шизофрения и эпилепсия. Данные популяционной генетики, генеалогических исследований, в частности - близнецового метода - свидетельствуют скорее о полигенетическом их наследовании. Немалую роль играет в данном случае и низкая пенетрантность (одно из свойств гена в классической генетике - способность аллели проявлять свое действие, реализовывать свое присутствие на уровне признака) генов, ответственных за наследование психических болезней, позволяющая им накапливаться в популяции, несмотря на противодействие естественного отбора.

Задача состоит в том, чтобы выяснить фактический смысл. Из исторических и антропологических соображений ясно, что ценности, нормы и идеологии глубоко влияют на то, что люди считают естественными функциями, особенно когда отсутствует научное понимание того, что является функциональным и дисфункциональным.

Функции как эффекты, объясняющие их причины

Но нет ничего, что подразумевало бы, что семантическое содержание понятия «естественная функция» является оценочным. Это чисто фактические, описательные, истинные или ложные представления о нашей планете, не зависящие от чьих-либо ценностей, даже если убеждения человека о значимости применения их к Земле глубоко или даже полностью определяются значениями. Представление о том, что понятие беспорядка каким-то образом связано с понятиями функции и дисфункции, замечательно однородно в замечаниях многих авторов, подходы которых отличаются друг от друга.

Биохимические нарушения , как наследуемые, так и приобретенные. Исследования в этой области находят практический выход в применении психофармакологических средств. Большинство гипотез в этой области сводятся к нарушению нейромедиаторного обмена («дофаминовая» гипотеза, нейротрансмиттерная гипотеза (роль серотонина, гамма-аминомасляной кислоты (ГАМК), моноаминоксидазы (МАО) и др. веществ, участвующих в обеспечении обмена медиаторов), а также обмена нейропептидов - эндорфинов (естественных морфиноподобных веществ) и энкефалинов.

Спитцер и Эндикотт отмечают очевидную необходимость и почти универсальность использования «дисфункции», чтобы понять концепцию «беспорядка»: «Наш подход делает явным основное предположение, которое присутствует во всех дебатах о на заболевание или расстройство, то есть на концепцию дисфункции организма». Поэтому нам необходим удовлетворительный анализ понятий «функция» и «дисфункция».

Что такое дисфункция? Один из способов приблизиться к проблеме - это думать, что дисфункция связана с дефектом функции, другими словами, неспособностью механизма организма выполнять свою функцию. Однако здесь не все виды использования «функции» и «дисфункции». Медико-значимое значение «дисфункции», очевидно, не является обычным значением термина, что относится к неспособности человека вести себя должным образом в данной социальной роли или окружающей среде, как указано в заявлениях таких как «Я испытываю дисфункциональные отношения» или Дискомфорт с иерархическими структурами власти дисфункциональен в сегодняшней деловой среде.

Иммунологические нарушения на уровне дефицита систем неспецифической гуморальной защиты - системы комплемента (группа белков плазмы крови, способных при определенных условиях активировать друг друга и формировать сложные белковые комплексы, обладающие способностью активно воздействовать на антиген), пропердина, а также аутоиммунная патология. Важную роль играют, по-видимому, нарушения активности Т-лимфоцитов.

Эти типы проблем не должны быть расстройствами как таковыми. Более того, типы функций, которые занимают нас, - это не те, которые вытекают из социальных или личных решений, чтобы использовать часть ума или тела определенным образом. Например, нос может иметь функцию поддерживающих очков, и сердце выполняет полезную функцию в медицинском диагнозе. Но у человека, у которого нос имеет форму, которая не поддерживает очки, не имеет носового расстройства, точно так же, как человек, чье сердце не испускает обычный звук, не страдает так сильно расстройство сердца.

Органическая природа психических болезней. Для ряда заболеваний установлены вполне определенные морфологические критерии. При различных процессах, приводящих к нарушению морфологической структуры мозга (травмы, интоксикации) описаны соответствующие психические нарушения. Предпринималось много попыток описать патологоанатомическую картину психозов, однако общих закономерностей, обнаруживаемых на клеточном и макроскопическом уровнях, выявить не удалось.

Расстройство отличается от неспособности действовать определенным социальным или личным образом, именно потому, что дисфункция существует только тогда, когда орган не может функционировать, как это, естественно, должен делать. Поэтому можно предположить, что функции, которые здесь актуальны, - это «естественные функции», концепция, в которой имеется обширная литература, которая будет использоваться ниже. Такие функции часто приписываются предполагаемым основным психическим механизмам; например, естественная функция перцепционного аппарата заключается в передаче более или менее точной информации о непосредственной окружающей среде, так что очевидные галлюцинации указывают на дисфункцию; Некоторые когнитивные механизмы также имеют функцию обеспечения человека степенью рациональности, необходимой для дедуктивного, индуктивного и инструментального рассуждения, так что существует дисфункция, когда способность делать такие рассуждения сворачивается, как в тяжелые психотические состояния.

Психотравмы . Одной из наиболее популярных гипотез в настоящее время является гипотеза нарушения «барьера психической адаптации», базирующегося на биологической и социальной основах. Срыв адаптации в результате психотравмы, превышающей компенсационные возможности личности, приводит к болезни.

В большинстве случаев в психиатрии принято деление заболеваний на «эндогенные», т. е. возникшие, исходя из внутренних причин (шизофрения, маниакально-депрессивный психоз), и «экзогенные», спровоцированные воздействием окружающей среды. Причины последних выглядят более очевидными. Патогенез большинства психических болезней может быть представлен только на уровне гипотез.

Хемпель поставил проблему «естественной функции» следующим образом: каждый орган имеет несколько эффектов, большинство из которых не являются его естественными функциями. Например, сердце влияет на перекачку крови и образование звука в сундуке, но только перекачка крови является естественной функцией. Анализ «естественной функции» должен определять, что отличает естественные функции органа от его других эффектов.

Концепция функции также применяется к артефактам, таким как автомобили, стулья и ручки. Кажется правдоподобным, что понятие «функция» было расширено, по аналогии, от артефактов к органам. Поэтому использование термина «функция» в случае естественных механизмов должно быть способом ссылаться на свойства, которые такие механизмы разделяют с артефактами. Но функция артефакта - это просто использование, для которого оно было разработано; например, функция автомобилей, стульев и ручек, соответственно, позволяет нам двигаться, сидеть и писать, потому что именно атрибуты этих объектов объясняют их существование.

Наука о патологических проявлениях психической жизни человека называется психопатология . Она включает в себя феноменологические (от «феномен» в смысле «случай, явление») описания патологических признаков, которые должны отражать результат объективного наблюдения, данные экспериментов, например о взаимосвязи патологических явлений с психологическими процессами, и в меньшей степени, данные, полученные в результате теоретических исследований. Исторически психопатология формировалась как описательная наука, какой она и остается в значительной степени по сей день.

Однако организмы и их органы находятся в природе и не были действительно «разработаны» кем-либо с определенной целью, поэтому дизайн и назначение не могут быть их общим достоянием. Конечно, эволюционные биологи обычно говорят об окончательности и дизайне при обсуждении естественных функций, но это только откладывает проблему; что оправдывает это метафорическое утверждение в случае естественных механизмов? Расширение термина «функция» артефактов на естественные механизмы должно быть оправдано и иметь отношение к другому общему свойству, лежащему в основе терминов «дизайн» и «цель».

Фактически родоначальником системного феноменологического подхода в психопатологии явился Карл Ясперс, чей фундаментальный труд «Общая психопатология» увидел свет в 1913 году. Эта книга до настоящего времени осталась самым лучшим и самым подробным описанием психопатологических феноменов.

В этой главе мы опишем симптомы психических расстройств. Симптом – это клинический критерий патологического состояния организма (Снежневский А. В.), это проявление психического расстройства, которое мы можем зафиксировать при наблюдении своими органами чувств либо приборами. По одному симптому нельзя судить о болезни. Это только знак, свидетельствующий о неблагополучном состоянии организма в целом. Однако, обнаружив симптом, мы должны предположить наличие психического расстройства.

Функция артефакта важна главным образом потому, что его объяснительная ценность примечательна тем, что она связана с дизайном и целью. Функция объясняет, почему был создан артефакт, почему он структурирован таким образом, почему части взаимодействуют таким образом и почему это полезно для определенных вещей. Например, мы можем частично объяснить, почему существуют автомобили, почему автомобильные двигатели структурированы так, как они есть, и почему, с соответствующим обучением, вы можете путешествовать из одного места в другое на машине, все это просто обращаясь к функции автомобиля, который должен быть средством передвижения.

Любая классификация симптомов условна. Обычно (и мы тоже будем придерживаться этого принципа) симптомы делят на классы, исходя из преимущественного поражения того или иного психического процесса (восприятия, мышления, памяти etc.). В 1920-е годы в работах М. О. Гуревича и М. Я. Серейского с опорой на работы И. М. Сеченова был использован физиологический принцип классификации, отражающий уровень симптома относительно звеньев рефлекторной дуги. С тех пор в большинстве отечественных руководств по психиатрии используется разделение на симптомы рецепторного отдела (часть дуги, ответственная за поступление информации), интрапсихические (подразумевается, что за их появления ответственна та часть рефлекторной дуги, что локализована в коре головного мозга) и эффекторные (часть дуги, ответственная за реализацию рефлекса).

Класс 1. Рецепторные расстройства (сенсопатии) – это самые простые симптомы, «связанные с нарушением чувственного познания» (Снежневский А. В.). К ним относятся гиперестезия (повышение чувствительности к свету, звуку, запаху, когда негромкий звук слышится как громовой удар, а светотень выглядит четкой и контрастной, словно клетки шахматной доски) и гипестезия (обратное гиперестезии состояние, когда весь мир блекнет, теряет форму и контуры, интонации и т.д.). Необычная, непроизвольная фиксация второстепенных предметов и явлений называется гиперметаморфозом . Пациенты фиксируют взгляд на незначительных предметах, например, чередовании нитей в обивке дивана, складок гардин, чуть слышном шуме за окном.

Часто встречаются явления, называемые сенестопатиями . Это неприятные странные и обычно плохо локализуемые ощущения, исходящие из тела больного. Они могут быть охарактеризованы как стягивание, скручивание, переливание, жжение и т.д. Как правило, сенестопатии описываются больными не так, как обычные соматические (от греческого «сома» - тело) симптомы, описания чаще носят вычурный характер, а сами симптомы очень стойки.

Нарушение восприятия пространства и формы и размера предметов называется метаморфопсией . Предметы могут неестественно уменьшаться или увеличиваться, перекручиваться, надламываться. То же самое может происходить и с пространством.

Фактически этими феноменами исчерпывается перечень рецепторных расстройств. В то же время по достаточно формальным признакам в данный класс относят куда более сложные симптомы, условно объединяемые понятием дереализации . А. В. Снежневский указывал на промежуточное положение данной группы феноменов между рецепторными и интрапсихическими нарушениями.

Собственно дереализация – чувство неестественности, неправдоподобности окружающего мира, нередко сопровождающееся отчуждением собственных переживаний и ощущений, собственной личности (деперсонализация ). Мир становится неузнаваемым, чуждым, как правило – обезличенным, лишенным красок, ирреальным. Нередко при данном состоянии возникают сомнения в реальности существования окружающего. В рамках дереализации могут отмечаться феномены «уже виденного (слышанного)» (незнакомое кажется знакомым) и «никогда не виденного (не слышанного)» (знакомое кажется незнакомым). Могут возникать расстройства осознавания времени (безвременье, пустота, разорванное время, утрата различий между прошлым, настоящим и будущим) и олицетворенное осознавание – чувство присутствия в помещении постороннего (как правило, сопровождается сознанием ошибочности этого чувства). В ряде случаев отмечается расстройство апперцепции – утрата способности понимать смысл происходящего в силу нарушения связи явлений.

Класс 2. Интрапсихические расстройства. Это большая группа симптомов различного характера и природы. Их объединяет то, что все они реализуются в результате нарушений в высшем отделе мозга – коре. Условно их принято делить на расстройства ориентировки и самосознания, расстройства восприятия, мышления (включая бред), эмоций (аффективные расстройства), памяти (собственно это разделение тоже грешит условностью, поскольку явления психической жизни трудно представить в изолированной форме).

Расстройства ориентировки (во времени, ситуации, в месте, в собственной личности) проявляется неспособностью назвать дату и время года, ориентироваться в новом или хорошо знакомом месте, собственной личности (в том числе и в рамках бреда, например, бреда величия). Как правило, эти состояния длятся недолго, если сопровождают расстройства сознания, но долго, если являются следствием грубых органических патологических процессов (например, болезни Альцгеймера). Непонимание своего состояния, сопровождающееся беспокойством, вопросами о себе, своем местонахождении, называют растерянностью . Она возникает на фоне нарушения самосознания (нарушение чувства собственного «Я», различий между «Я» и «не Я», собственной целостности, границ своего тела, иногда – сосуществование двух противоречивых личностей, которые обе воспринимаются как собственное «Я») вследствие острых расстройств психической деятельности.

В рамках расстройства ориентировки в собственной личности нужно рассматривать и деперсонализацию – отчуждение собственных психических свойств, перемену в самосознании, вследствие чего утрачивается чувство собственной реальности. Подобное состояние может сопровождаться чувством присутствия дополнительных конечностей или «отделения» от тела, наблюдения за собой «со стороны». Вероятно, деперсонализация – следствие искажения сознания (по В. Майер-Гроссу).

Расстройства восприятия включают иллюзии, галлюцинации, псевдогаллюцинации.

Иллюзия – искаженное восприятие реального объекта, полностью замещаемого ложным образом. При этом и реальный и иллюзорный объекты относятся к одной сфере чувств. Иллюзии бывают аффективные (как правило, возникают на фоне страха), вербальные (искажение содержания речи окружающих) и парейдолические – фантастические образы, «воздушные замки» из облаков. К. Ясперс предостерегал от смешения понятий иллюзий и ошибочных суждений . Последнее представляет собой ложное умозаключение при сохранном восприятии, например человек принимает крышку от бутылки за монету на основании того, что видит на земле круглый блестящий предмет подходящего размера.

Галлюцинации – ложные восприятия, возникающие без участия реального объекта. Они могут возникать в любой сфере чувств (слуховые, зрительные, вкусовые, обонятельные, тактильные галлюцинации и комплексные галлюцинации – в нескольких анализаторах). Галлюцинации сопровождаются чувством реальности. Галлюцинирующий видит, слышит, осязает объект, реальный для него, а не представляет себе это. От зрительной галлюцинации можно отвернуться, чтобы не видеть ее, или закрыть глаза, чтобы не слышать «голосов» больные нередко зажимают уши. Такое поведение может служить объективным подтверждением существования галлюцинаций. Как правило, галлюцинации существуют в реальном времени и пространстве, что отличает их от псевдогаллюцинаций , однако бывают и исключения (экстакампинные зрительные галлюцинации вне поля зрения). Галлюцинации редко существуют изолированно, но как правило они – один из признаков психоза . Больные могут вести себя так, как подсказывает им ситуация (спасаться от преследователей, чьи голоса слышны за стеной, нападать на людей, которых галлюцинаторный голос назвал врагами). Особенно опасны императивные галлюцинации – голоса, приказывающие больному сделать что-либо (убить, покончить с собой), которым он не в силах сопротивляться. Отдельно рассматривают галлюцинации в переходный период между сном и бодрствованием (гипнагогические , если предшествуют сну, и гипнопомпические , если предваряют пробуждение) и функциональные (сосуществуют с реальным раздражителем в той же сфере чувств, например, на фоне стука колес слышен голос, поезд останавливается, голос умолкает) и рефлекторные (сосуществуют с реальным раздражителем в иной сфере чувств, например, на фоне стука молотка возникают яркие вспышки света) галлюцинации.

Псевдогаллюцинации описаны русским психиатром В. Х. Кандинским. Они лишены реальности, воспринимаются иначе, не отождествляясь с настоящими голосами или образами. Им свойственно чувство «сделанности» - привнесенности явлений в сознание актом чужой воли. Больные говорят о псевдогаллюцинациях «в пассивном залоге» - не «я вижу, слышу», а «мне показывают, транслируют». Псевдогаллюцинации могут локализоваться в субъективном пространстве, например в голове больного, восприниматься субъективными органами чувств («духовным зрением», «третьим глазом», «внутренним слухом»). Кроме псевдогаллюцинаций в сфере чувств встречаются и кинестетические псевдогаллюцинации – когда совершаемые действия носят характер чуждых, сопровождаются чувством сделанности, словно это акт чужой воли. Несмотря на то, что псевдогаллюцинаторные образы лишены реальности, больные не сомневаются в их действительности. По наблюдениям многих клиницистов псевдогаллюцинации встречаются чаще истинных галлюцинаций.

Расстройства мышления включают в себя нарушения течения мыслей, связей между мыслями, владения своими мыслями, навязчивости (обсессии) и бред.

Расстройства течения мыслей и связей между мыслями – это ускорение или замедление мышления , когда меняется темп и напор идей, мыслительных образов, ассоциаций. В крайнем случае мышление может приобретать форму неуправляемого и непрерывного потока мыслей (ментизм ), когда мысли стремительно сменяют друг друга, создавая «вихрь идей». При бессвязности мышления наблюдается хаотическое нагромождение ассоциаций, образов, идей, в результате чего и речь больного представляет собой бессмысленный набор слов, нередко произносимых в рифму. Преобладание одной мысли над другими, ее постоянное возвращение, отраженное и в речи называют персеверацией . Внезапный обрыв мысли, сопровождающийся чувством потери нити беседы, растерянностью, называется шперрунгом (закупорка мышления ). Сопоставление несвязанных ничем образов, явлений, умозаключений составляет паралогическое мышление . При нем наблюдаются соскальзывания (проявляется в речи смещением акцента на побочную тему с утратой логики изложения), патологический полисемантизм (искаженная трактовка смысла слов, как правило, по созвучию, с обнаружением «глубинного слоя» значений), витиеватость мышления, использование неологизмов.

Навязчивости (обсессии ) представлены мыслями, влечениями, чувствами. Их удобнее рассматривать вместе, хотя многие из них не соотносятся прямо с процессом мышления.

А. В. Снежневский предложил делить эти состояния на отвлеченные навязчивости (навязчивый счет, например, шагов, ступеней, навязчивые отвлеченные воспоминания, например, названий городов, имен, навязчивые рассуждения (бесплодное мудрствование ) на темы вроде формы Земли, смысла жизни) и чувственные навязчивости (воспоминания, как правило, неприятных эпизодов жизни, навязчивые влечения (компульсии ) совершать бессмысленные или противоправные поступки, навязчивые страхи (фобии ), навязчивые действия). Все эти явления осознаются больными, часто воспринимаются как чуждые личности, характеризуются насильственностью, неодолимостью возникновения. В то же время навязчивые влечения, как правило, не претворяются в действия. Навязчивости очень широко распространены. Часто встречаются фобии (навязчивые страхи) самого различного содержания (страх темноты, высоты, собак, мышей, пауков, замкнутых пространств, открытых пространств, толпы, одиночества, болезни, смерти и т.д.). Фобии возникают несмотря на понимание бессмысленности страха и желание преодолеть его. Нередки навязчивые сомнения (выключен ли свет, газ, заперта ли дверь, не забыты ли нужные документы). Иногда навязчивости играют роль ритуалов , бессмысленных действий защитного или проверочного характера. Большинство навязчивостей мучительны для больных, что заставляет последних искать помощи у врачей.

Сверхценные идеи – это умозаключения, суждения, возникшие из реальности, но субъективно переоцененные, занимающее в сознании не по праву слишком заметное место. Они сопровождаются соответствующими их содержанию эмоциональными переживаниями, но не характеризуются тотальным вовлечением всей личности, что свойственно бреду.

Бред – это совокупность ложных представлений, умозаключений, логических связей между событиями, людьми, явлениями, изначально лишенных реальных оснований, полностью владеющих сознанием, не поддающихся коррекции.

Бред характеризуется убежденностью в непреложности истины составляющих его (бредовых) идей, невозможностью их коррекции (переубеждения), и хотя содержание бредовых идей может носить абсурдный характер, а им бывают противопоставлены самые веские аргументы, бреду свойственна собственная, внутренняя «кривая логика». Больные с бредом не меняют своих убеждений, они уверены в своей правоте. Бредовая идея – своего рода априорное знание.

Формированию бреда предшествует предчувствие, ожидание некого счастливого прозрения, либо напротив, беды. Окружающее, словно сгущающаяся туча, меняет облик и то манит, то угрожает. У больного возникает чувство «измененности», все приобретает некий иной смысл (т.н. «бредовое настроение»), а затем внезапно, словно сполох, возникает озарение – формируется («кристаллизуется» по И. М. Балинскому) бредовая идея.

Бред принято классифицировать по характеру возникновения (первичный, вторичный, индуцированный) и по содержанию (отношения, величия, ревности, ипохондрический, религиозный, виновности и т.д.).

Первичный бред (интеллектуальный, интерпретативный) опирается, как правило, на реальные факты, но постепенно искажается суждение о них, которое подкрепляется рядом субъективных, отмеченных «кривой логикой» доказательств, в результате чего формируется детально проработанная система, очень стойких, пронизывающих всю личность ложных убеждений самого различного содержания. Например, при бреде преследования больные, будучи убежденными, что их преследуют некие враги, меняют место жительства и работу, обращаются в суд, прокуратуру, изобретают свои способы защиты, порой весьма вычурные, могут напасть на «врагов».

Вторичный бред (чувственный, образный) возникает обычно на фоне галлюцинаций или аффективных нарушений. Ему свойственен образный характер, нет ни системы, ни логики, зато много фантастических, чувственных переживаний. Поступки больных внезапны и непредсказуемы. Человек, которому больной пять минут назад доверительно сообщал свои переживания, внезапно становится главным врагом, коварным шпионом, «выведавшим» у больного его тайну, и может стать жертвой его агрессии.

Индуцированный бред возникает, как правило, у родственников и ближайших друзей больных и во многом повторяет содержание бреда больного. Он очень нестоек и быстро распадается при разлучении индуктора и индуцированного.

По содержанию выделяют много вариантов бреда. Широко распространены: бред преследования (параноидный бред ), когда пациент убежден в том, что за ним следят, преследуют, пытаются причинить ему вред отдельные люди или целые организации (разведка, полиция, тайные общества), бред отношения (предметы и люди имеют для больного особое значение, например, диктор в программе теленовостей передает некоторую информацию персонально для него), бред величия (убеждение в собственной уникальности, значимости), ипохондрический бред (больной убежден в наличии у него неизлечимого заболевания), сексуальный бред (больные убеждены в своей исключительной привлекательности, к ним все питают недвусмысленные чувства и испытывают почти неодолимое сексуальное желание), бред ревности . Необходимо заметить, что бред имеет четкую связь с доминирующим аффектом. При депрессивном аффекте чаще можно встретить бред самообвинения, осуждения, при маниакальном – величия, особого предназначения, изобретательства. Содержание бреда во многом зависит от уровня культуры больного и от господствующих в обществе представлений.

Эмоциональные (аффективные ) расстройства – представлены маниакальным, депрессивным, дисфорическим аффектами, апатией, страхом, тревогой и рядом других состояний.

Маниакальный аффект (мания ) – приподнятое настроение, сопровождающееся активизацией мышления, ускорением темпа речи, физической активностью, в ущерб вниманию. Вся деятельность человека преображается: мир воспринимается «через розовые очки», человек оптимистичен и активен. При умеренной мании растет работоспособность, при более выраженной преобладает суетливость, деятельность становится малопродуктивной. Выделяют веселую манию (повышено настроение), спутанную манию (хаотичная двигательная активность), гневливую манию (с раздражительностью). Крайнее безмятежное, радужное настроение, сопровождающееся пассивным чувством наслаждения называют эйфорией , а крайнее ощущение блаженства, восторга – экстазом .

Депрессивный аффект (депрессия ) – печальное, тоскливое настроение, сопровождающееся ограничением физической активности, иногда – тяжелыми физическими ощущениями, как правило, в области груди, сердца, замедлением мышления, снижением всех проялений активности, нередко – снижением аппетита, сексуального влечения, нарушением сна. Преобладают идеи виновности, собственной ненужности, безысходности. В крайнем случае наступает полное оцепенение – ступор . Выделяют ироническую депрессию (грустная ирония над своей беспомощностью), слезливую депрессию , адинамическую депрессию (обездвиженность, слабость, вялость), ажитированную депрессию (беспокойство, суетливость, возбуждение, очень опасное состояние в плане возможного суицида), маскированную депрессию (при внешнем относительном благополучии возникают симптомы, имитирующие соматические заболевания).

Дисфория – сочетание злобы и тоски, угрюмое настроение. В ответ на самый незначительный внешний раздражитель возникают вспышки гнева, больные бранятся, кидаются драться, сокрушают все на своем пути, совершают акты вандализма, тяжкие преступления. По нашим наблюдениям, дисфория часто встречается у асоциальных подростков в силу высокой встречаемости у них органического поражения головного мозга, обусловленного употреблением токсических веществ.

Страх – тяжелое чувство ожидания опасности, беды, катастрофы, смерти. Страх проявляется на физическом уровне – от «мурашек» до неспособности пошевелиться или, напротив, стремительным бегством. Это может быть «холодок» в груди, «волосы, вставшие дыбом», «мороз по коже», «душа, ушедшая в пятки» и т.д. Страх возникает при реальной угрозе (напомним, что галлюцинации воспринимаются как реальность) жизни, здоровью, благополучию. В отличие от страха тревога – смутное предчувствие опасности, неприятностей, которые чаще всего даже не могут быть предсказаны логически.

Апатия – полное безразличие к происходящим событиям, в том числе, касающимся лично больного, безучастность, утрата интересов и побуждений.

Болезненное психическое бесчувствие (anaesthesia psychica dolorosa) – болезненно переживаемое чувство утраты всех чувств.

Расстройства памяти . Память включает в себя способность фиксировать, хранить и воспроизводить информацию. Ослабление памяти называют дисмнезией , а полную утрату (на какой-то период) – амнезией . Принято выделять ретроградную амнезию – утрату памяти на события, непосредственно предшествующие психическому расстройству или эпизоду утраты сознания (например, при черепно-мозговой травме), антероградную амнезию – утрату памяти на события, последовавшие за психическим расстройством или потерей сознания, фиксационную амнезию – утрату способности запоминать текущие события, прогрессирующую амнезию – утрату способности запоминать и постепенное оскудение памяти на предшествующие события, причем сначала из памяти пропадают события недавнего, а потом – отдаленного прошлого (закон Т. Рибо). Отдельной формой выделяют палимпсесты – эпизоды ослабления памяти на детали, при сохранении общей канвы событий (при алкоголизме).

Среди расстройств памяти значительное место занимают ложные воспоминания. Выделяют конфабуляции – как правило, реальные события, имевшие место в прошлом, воспринимаемые субъективно как недавние, или (реже) фантастические псевдовоспоминания, порой самого удивительного содержания. Утрата различия между собственными воспоминаниями о событиях, реально имевших место с больным, и хранящейся в памяти информации, почерпнутой из книг, рассказов других лиц, фильмов называют криптомнезией . Слияние настоящего с истинным воспоминанием и ложным воспоминанием называют парамнезией .

Класс 3. Эффекторные расстройства. В это класс относят расстройства психических функций, являющихся итоговыми, конечными этапами реализации интрапсихической деятельности.

Расстройства побуждений включают изменение основ жизнедеятельности личности, «ее активности, энергии, инициативы» (А. В. Снежневский). Это гипобулия (понижение волевой активности) и абулия – полное отсутствие желаний, всякого рода деятельности, гипербулия (повышение волевой активности), парабулия – искажение, извращение, вычурность деятельности. Указанные изменения проявляются в идеаторной (мыслительной) и моторной (двигательной) сферах. Полная утрата движения, оцепенение, потеря речи, мимики называется ступором . Ступор может возникать в составе кататонии , депрессии, апатических состояний, как реакция на тяжелую психическую травму. Противоположность ступору представляет собой раптус – неистовство, «бешенство», сопровождающееся всплеском физической активности. Раптус может развиваться в рамках кататонии, при маниакальном состоянии, в рамках депрессии (меланхолический раптус , состояние с высоким риском осуществления суицида), при наплыве устрашающих галлюцинаций, при дисфории. Все эти состояния опасны для самого больного и окружающих.

Расстройства влечений – включают анорексию (утрату чувства голода), развивающуюся в рамках депрессии, мании, кататонии, либо как проявление сверхценных идей и бреда (сверхценная идея похудеть, бред отравления), булимию (обжорство вследствие повышения аппетита), полидипсию (неутолимую мучительную жажду), изменения полового влечения, импульсивные влечения . Импульсивные влечения возникают внезапно, подчиняя себе волю и поведение больного. Все сознание направлено только на реализацию импульсивного влечения. Больные уходят из дома, предпринимая длительные путешествия (дромомания ), беспробудно пьянствуют (дипсомания ), без цели совершают кражи (клептомания ), совершают поджоги (пиромания ). Совершая противоправные действия больные не руководствуются преступным умыслом, не имеют цели причинить кому-либо вред, но только одну цель – удовлетворить внезапно возникшее влечение.

Расстройства речи – большой класс симптомов эффекторного звена. Во многих случаях нарушения речи обнаруживаются и при неврологических расстройствах. Речь является зеркалом психической деятельности, и нарушения мышления, памяти, настроения находят свое отражение в речи.

Смазанная, трудно воспринимаемая, с запинками, неправильным произношением звуков речь является дизартричной . Утрата способности к речи называется алалией , а утрата способности пользоваться отдельными словами в устной или письменной форме, либо утрата способности понимать речь (при сохраненном слухе) – афазией . Ответы не в контексте вопроса, невпопад, называют паралогией . Замещение слов в речи схожими по звучанию представляет собой акатофазию . Разорванная речь, сохранившая грамматический строй, словесная окрошка, которой придается верная форма при отсутствии смысла называется шизофазией , а совершенно хаотичный набор слов – инкогеренцией . Постоянное повторение одного слова (фразы) носит название вербигерации , а механическое повторение только что услышанных слов – эхолалии .

Расстройства сна – очень частые симптомы широкого круга психических расстройств. Чаще всего нарушается засыпание , больные долго не могут уснуть. Возможны частые пробуждения , полные (возвращение в состояние бодрствования) и неполные, т.н. «просоночные состояния », когда действия осуществляются в автоматическом режиме, не осознаются и не сохраняются в памяти. Пробуждения могут возникать среди ночи несколько раз (прерывистый сон ) или под утро, тогда больные уже не могут уснуть (ранние пробуждения ). Во сне могут наблюдаться эпизоды сноговорения и даже снохождения .

Изложенные нами симптомы психических расстройств, конечно, не представляют собой полного перечня всех патологических феноменов, известных психиатрии. Многими известными психиатрами создавались объемные руководства, содержащие подробные, клинически иллюстрированные описания симптомов психических расстройств. Настоятельно рекомендуем ознакомиться с ними! (См. список рекомендуемой литературы).

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Понятие психического заболевания

психические болезни психоз

Психические болезни представляют собой специфически человеческую форму патологии, в основном проявляющуюся нарушением отражения человеком окружающего и своего собственного внутреннего мира, в результате чего страдает его адаптация в социальной среде.

Общественное мнение традиционно склонно относить к психическим болезням психозы, при которых у больного возникают качественно новые свойства психики, отличающие его от психически здорового человека. В представлении широкого круга людей держится образ <сумасшедшего> - неизлечимо больного человека, высказывающего нелепые идеи и совершающего бессмысленные, опасные для окружающих поступки. Такие представления берут начало в наблюдениях за психически больными с наиболее тяжелыми формами психозов - постоянными обитателями психиатрических больниц. Но психозы не всегда таковы, во многих случаях они ограничиваются немногочисленными или даже единичными приступами с благоприятным исходом, который может быть приравнен выздоровлению. Если даже психоз не ведет к выздоровлению и болезнь становится хронической, она не всегда завершается тяжелым исходом; часто наступает послабление болезни - ремиссия, при которой больной способен в той или иной степени адаптироваться в условиях социальной среды, и сохраняющиеся психические расстройства не лишают его полностью жизненной перспективы.

Психозы по частоте значительно уступают пограничным расстройствам, при которых психические процессы изменяются не столько в качественном, сколько в количественном отношении в сторону усиления или ослабления тех или иных психических реакций. При них свойственные любому человеку реакции раздражения, чувство усталости, колебания настроения, тревога усиливаются до такой степени, что приводят к значительному ухудшению самочувствия больного, к снижению его социальной адаптации и трудоспособности; кроме психических изменений у таких больных с большим постоянством обнаруживаются функциональные нарушения со стороны сердечно-сосудистой системы и других внутренних органов, симптомы вегетативных расстройств, часто обозначаемые как вегето-сосудистая дистония. В повседневной медицинской практике мысль о патологии психической деятельности в подобных случаях возникает тогда, когда эмоциональные расстройства и нарушения поведения у больного выступают на первый план, а его жалобы на состояние здоровья перестают соответствовать характеру и тяжести объективных соматических симптомов.

Различия психозов и пограничных состояний не всегда бывают достаточно отчетливыми и определенными. Кроме того, при многих психических заболеваниях психотические и пограничные расстройства сочетаются в разных пропорциях. В связи с этим в Международной классификации болезней 10-го пересмотра (МКБ-10) разделение психических нарушений на психотические и пограничные отсутствует.

Психические расстройства наблюдаются не только при психических заболеваниях в собственном смысле этого слова; они могут иметь место при многих соматических болезнях. Не является, например, редкостью возникновение быстро проходящих нарушений сознания с бредом и сновидными галлюцинациями на высоте лихорадочного состояния при инфекционных заболеваниях. При некоторых соматических болезнях изменения психической деятельности настолько постоянны и типичны, что они описываются в руководствах по внутренним болезням в качестве симптомов основного заболевания, например раздражительность при желтухе или гипертиреозе, понижение настроения при язвенной болезни желудка, страх смерти при инфаркте миокарда и т. п.

Психиатрия как самостоятельная клиническая дисциплина не имеет четких границ, и предмет ее во многом определяется особенностями культуры данного общества. Принято считать, что чем выше уровень цивилизации и культуры общества, тем чаще люди обращаются за психиатрической помощью. Хорошо известно, что тягостное душевное состояние бывает у человека в связи с трудными жизненными обстоятельствами и душевными потрясениями, не связанными с патологическими процессами в центральной нервной системе. Человек в современном высокоразвитом обществе не всегда бывает готов мириться с ним, он ищет помощи и поддержки у специалиста - психотерапевта, психоаналитика или психиатра. Во многих странах такая практика стала повседневной и широко распространенной. Это еще более размывает границы деятельности психиатрической службы, которая вступает в тесное взаимодействие с системой немедицинской психологической и социальной помощи населению. Связи между ними текучи, не поддаются точному регламентированию и устанавливаются в зависимости от культурных традиций общества в данном регионе.

На разных этапах развития общества, особенно в. периоды экономических и политических его кризисов, возрождаются антипсихиатрические тенденции, широкое распространение среди населения получают суеверные, ненаучные представления о природе и лечении психических болезней. Возникает культ необычной личности - экстрасенса, колдуна, народного целителя, которому приписывается обладание необыкновенными, мистическими способностями, силами <биополя>, магией слова и жеста, позволяющими чудесным образом исцелять больных. На поверку оказывается, что конечная цель заключается не столько в исцелении данного конкретного больного, сколько в удовлетворении мистически? потребностей определенного круга людей. В этих предрассудках оживают архаические черты мышления людей первобытного общества, основанные на вере в силы, хотя и не ощутимые с помощью органов чувств, но представляющиеся тем не менее реальными. Если эти коллективные представления предполагают в предметах наличие определенных свойств, пишет французский психолог Л. Леви-Брюль, то уже ничто не в состоянии разубедить людей с чертами первобытного мышления. Точно так же, как неудача какого-то магического обряда, например заклинания дождя, не может обескуражить тех, кто в него верит.

Все сказанное позволяет прийти к выводу, что в обществе и в медицине существует большой диапазон представлений о психической болезни и мерах по оказанию помощи лицам с психическими расстройствами. Психиатрия среди клинических медицинских дисциплин является наиболее <социальной>, на нее оказывают большое влияние общественное мнение и общественные настроения. В. М. Бехтереву приписывают слова: <Отношение к психиатрии является показателем уровня цивилизации общества>. С другой стороны, идет медленный процесс накопления подлинных знаний о природе психических болезней и их лечении, опирающийся на прогресс фундаментальных наук о человеке. Можно усомниться в совершенстве современных психиатрических научных знаний. Но нельзя сомневаться в том, что за двести лет существования психиатрии в разных странах накоплено не-малодостоверных сведений о существе психической патологии, классификации различных ее форм и методах лечения.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Общая характеристика послеродовых психозов, их диагностические критерии и симптомы. Причины депрессивного расстройства матерей в послеродовой период, факторы, предрасполагающие к возникновению такой депрессии. Решение проблемы послеродовых психозов.

    реферат , добавлен 14.12.2010

    Типы личности алкоголиков. Стадии развития алкоголизма. Симтоматика алкогольных психозов: алкогольные делирии, галлюцинозы, бредовые психозы, энцефалопатии, патологическое опьянение. Проявления психозов и причины развития. Возможности лечения алкоголизма.

    реферат , добавлен 13.01.2010

    Происхождение неврозов и реактивных психозов. Причины и симптомы психических заболеваний. Развитие психического заболевания. Шизофрения. Диагностика психических заболеваний. Галлюцинации, бред, навязчивые состояния, аффективные расстройства, слабоумие.

    контрольная работа , добавлен 14.10.2008

    Характеристика эмоциональных состояний. Психологические исследования эмоциональных состояний. Эмоциональные состояния личности и проблема их регуляции. Особенности и закономерности изменения эмоциональных состояний личности в процессе лечебного массажа.

    дипломная работа , добавлен 24.08.2010

    Исследование эмоциональных состояний, которые оказывают влияние на протекание психических процессов, на активность человека повышая или понижая ее. Характеристика основных видов нервно-психического состояний: настроения, страсти, стресса и фрустрации.

    реферат , добавлен 12.07.2011

    Психические состояния депрессий и их проявления. Виды депрессивных расстройств, их психические проявления. Депрессивные расстройства невротического, циклотимного и психотического уровня. Психические проявления инволюционной депрессии (психические травмы).

    реферат , добавлен 20.06.2009

    Общая характеристика эмоций и эмоциональных состояний. Виды и проявление эмоциональных переживаний. Анализ аспектов, связанных с учетом юридически значимых эмоциональных состояний в юридической практике. Психологическая экспертиза эмоциональных состояний.

    курсовая работа , добавлен 15.10.2014

    Сущность психических состояний. Эмоциональные и волевые психические состояния. Особенности познавательных психических состояний. Индивидуальные свойства личности. Характеристика основных эмоциональных состояний. Виды стрессоров и их последствия.

    реферат , добавлен 27.06.2012

    Функциональные психозы позднего возраста. Инволюционный параноид, меланхолия. Сведения об этиопатогенезе функциональных психозов позднего возраста. Сенильные и пресенильные деменции. Методы исследования при болезни Альцгеймера. Метод нейровизуализации.

    курсовая работа , добавлен 28.05.2014

    Общая характеристика эмоций и эмоциональных состояний, их взаимосвязь с потребностями личности. Виды и проявление эмоциональных переживаний. Понятие юридически значимых эмоциональных состояний, их психологическая экспертиза и квалифицированная оценка.