Салли Манн, «Гордая плоть. Самый неоднозначный американский фотограф – знаменитая Салли Манн Салли манн ближайшие родственники

ibigdan скопипастил текст об американской фотографше Салли Манн http://en.wikipedia.org/wiki/Sally_Mann , но потом застеснялся и убрал "под замок" http://ibigdan.livejournal.com/14041387.html
IMHO, зря, потому как история занятная.

В основном, фотографии Салли - черно-белые.
Цветные фотографии я нашел только в проекте "Body Farm" - сленговое название отдела судмедэкспертизы. Голый обгоревший труп (красно-черный), голый полуразложившийся труп в трупных пятнах etc. Такие фотографии в свой журнал запихивать не буду, любопытствующие могут пройти по ссылке http://sallymann.com/selected-works/body-farm

Один из проектов Салли Манн называется "At twelve", где Салли исследует сексуальность двенадцатилетних девиц.

Если верить Википедии, на фотографии 12-летняя девица рядом с boy-friend"ом ее матери. Салли очень просила девицу прижаться поближе к мужчине, чтобы лучше скомпоновать кадр, но девица отказалась. Через несколько месяцев после фотографирования мать девицы застрелила этого boy-friend"а. На суде заявила, что поступила так, якобы, из-за сексуальных домогательств этого boy-friend"а к дочери.

Еще Салли очень нравилось фотографировать собственных детей.
Единственная фотография с улыбкой, которую я нашел - вот эта.

В основном же, как-то так:

Если кто не понял, справа - приспособление в виде жестяного конуса, чтобы отрубать головы домашним птицам.

Впрочем, у Салли есть и нейтральные сюжеты.


Сигарета фейковая, на самом деле это - конфета, изображающая сигарету.

В общем, то, что называется "готика": "из-за леcа, из-за гор, кишки, месиво, хардкор".
А теперь я процитирую талантливейший журналистско-искусствоведческий текст, ради которого я и написал данный post:

Альбом нашего детства
Эти фотографии из другого - летне-детского мира, босоногого, солнечного, оставшегося в памяти.
Все мы родом из детства. Наши взгляды, наши привычки, наше мироощущение и чувство прекрасного формируются в то время, когда мы о них еще даже не задумываемся. Фотограф Салли Манн отлично помнит своё счастливое детство, которое решила во что бы то ни стало подарить и своим детям.
[...] AdMe.ru выбрал 33 ярких снимка из семейного фотоальбома Салли Манн, пропитанного свободой и детской беззаботностью.
http://www.adme.ru/fotograf/albom-nashego-detstva-585055/

Примечание
lily_munchausen оставила комментарий по поводу "33 снимков".
Суровые детки. Ровно полторы улыбки на всю подборку. Причем, одна из них - у ребенка рядом с трупом оленя с перерезанной шеей. Как-то у меня с афтором уж очень различаются представления о счастливом детстве. Ну, счастье у всех разное, чоуш. Оно местами художественно даже, некотрые прям завораживают. Но как иллюстрации к мистическому триллеру, а так вот чтоб "я подарила своим детям счастливое детство" - такого ощущения нет.

Я долго искал, а где же на фотографиях семейного альбома есть еще половинка улыбки? Нашел. На одной из фотографий, на заднем плане, есть какя-то посторонняя девица, не дочка Салли. И да, действительно, можно сказать, что та девочка почти улыбается.

Эта американка прославилась своими откровенными снимками, в которых главными героями являлись ее дети. В пронзительных фото смешались игра и реальность, в результате чего получился прекрасный коктейль под названием "Ближайшие родственники", вызвавший настоящий шквал эмоций. На фотографа обрушилась общественная критика, и Салли Манн (Sally Mann) обвинили в завуалированной детской порнографии.

Скандальный проект

Автор провокационных работ, излюбленной техникой которой является черно-белое фото, родилась в 1951 году в штате Вирджиния. Еще в школе маленькая девочка обожает проявлять снимки, а с возрастом начинает эксперименты с обнаженной натурой. После окончания колледжа она работает фотографом и устраивает персональные выставки своих произведений. Однако критики не обращают внимания на новое имя, и для широкой публики творчество Салли Манн остается неизвестным.

И только в 1992 году, когда свет увидел проект "Ближайшие родственники", американка становится знаменитой. К сожалению, известность она получила после разразившегося скандала, когда добропорядочная публика разглядела непристойные позы в детских фотографиях. "Интимные снимки - это совершенно обычные вещи, которые я наблюдаю как мать", - заявила Салли Манн. Дети автора вызвавших резонанс в обществе работ были вовлечены в творческий процесс еще с младенчества, а удачные кадры женщина считает настоящим подарком судьбы.

Задокументированная семейная жизнь

Так она документировала жизнь своей семьи, раскрывая счастливое детство троих ребятишек в возрасте до 10 лет в неожиданных ракурсах, которые публика восприняла с возмущением. Кадры были сняты во время отдыха в семейном доме у реки, где дочки и сын веселились и играли в обнаженном виде, а домохозяйки никак не могли понять, как можно было выставить на всеобщее обозрение своих детей в таком виде.

Автор скандальных фото предвидела бурную реакцию общества и проконсультировалась с юристами, которые рассказали, что за некоторые снимки ее могут даже арестовать. Салли хотела отложить выставку на 10 лет, чтобы повзрослевшие дети сами приняли решение и понимали последствия обнародования изображений. Однако ребята не хотели ждать так долго, и к ним пригласили психолога, который убедился, что они сознательно делают свой выбор, понимая, к чему может привести публикация. Дети сами отобрали для альбома понравившиеся им кадры. Известный психиатр А. Есман после скандала заявил, что вызвавшие гнев общества снимки "не являются эротически стимулирующими".

Как бы то ни было, но альбом вышел, а яростная критика вовсе не мешала росту популярности.

Отзывы зрителей

Зрители разделились на два лагеря: одни возмущались провокационными снимками, на которых были изображены дети, другие отнеслись к завуалированной эротике с пониманием, посчитав, что фотограф Салли Манн, которая знала о пуританском воспитании общества, сознательно пошла на такой шаг, чтобы добавить себе популярности. Она точно знала, какую реакцию вызовет неоднозначный проект. Однако вдумчивая публика увидела в талантливых черно-белых работах гармонию и красоту в повседневности.

Новая провокация

Очередной скандал вспыхнул 13 лет назад на выставке в Вашингтоне, носившей говорящее название "Останки". Основной темой стала смерть, о которой Салли Манн сказала, что "ее необходимо воспринимать как некую точку, позволяющую более полно увидеть жизнь". Зрители, познакомившиеся с работами, объединенными темой неизбежности конца, понимают, что тень старухи с косой преследует их постоянно.

Американка выставляет на всеобщее обозрение то, что осталось от погибшей собаки, снимает разложившиеся тела, однако последняя часть выставки, посвященная ее детям, вселяет надежду, а исследования гибели завершаются любовью. Автор провокационных работ заявляет, что неотвратимость смерти помогает нам ощутить всю полноту жизни, раскрашенной радужными оттенками.

Исследование недуга мужа

В галереях мира успешный фотограф выставляет работы раннего периода творчества, показывая мир с разных углов зрения. Она создает абстрактные снимки, ландшафтные, а на некоторых из них смотрит в объектив больной муж Салли Манн - Ларри, страдающий атрофией мышц. Свою долгую семейную жизнь американка отобразила в отдельном проекте, получившем название "Супружеское доверие" и охватывающем фото за тридцать лет, включая самые интимные.

Обладающая мужеством, она исследует неизлечимый недуг, честно смотря в объектив своей камеры. Она знает, что зритель может не увидеть всех откровенных работ, но ее это не пугает: "Возможно, с ними познакомятся только после моей смерти, но я знаю - фотографии уже лежат в лаборатории".

Монохромные работы

Описать природу уникального творчества мастера, получившего множество престижных премий, - задача не из легких. Кадры самобытного автора напоминают сны или видения. Постановочность на фотографиях Салли Манн сведена к минимуму, а ее персонажи напоминают людей, живущих на другой планете и постепенно забывающих о своем прошлом.

Отсутствие цвета в работах - это осознанный выбор творца, ярко проявляющего уникальный стиль и создающего особую магию. Обладающая талантом от Бога американка видит наш мир через объектив камеры не так, как обыватели, и она пытается зрителям донести свой взгляд на действительность. Ее работы у одних вызывают настоящий восторг, а другие их осуждают.

Детские проблемы на фото

Ставшая главным героем двух документальных фильмов Салли Манн, фотоработы которой часто демонстрируют членов ее семьи, запечатлевает различные эпизоды детства и затрагивает сложные моменты в жизни ребенка. Она повествует об одиночестве, неуверенности в себе, порочных мыслях, о которых в обществе не принято говорить открыто, и такая искренность многих шокирует. Мастер вскрывает волнующие детей в любом возрасте проблемы, на которые родители частенько закрывают глаза.

Нереальные пейзажи

Надо признаться, что получившая в 2001 году премию "Лучший фотограф Америки" Салли снимает не только людей, но и создает потрясающие монохромные пейзажи. Благодаря особому видению окружающей среды у нее получаются мистические произведения, а зрителям кажется, что они попадают в другую реальность, где отсутствует людская суета. Это совершенно иной мир, в котором жизнь течет по своим законам и правилам.

Салли Манн: запрещенный фотограф

В 2015 году Роскомнадзор заблокировал страницы ведущего мирового портала об искусстве, где были снимки часто обвиняемой в детской порнографии американки. Российские пользователи не смогут увидеть работы неоднозначного мастера, в числе которых есть редкий снимок "Три грации", сделанный в 1994 году. На нем запечатлены три обнаженные девочки.

Сейчас Салли, черно-белые произведения которой представлены в различных галереях и музеях мира, живет с семьей на ферме в Вирджинии и продолжает работать, в очередной раз обращаясь к теме человеческого тела.

Sally Mann (Салли Манн) родилась в США, штат Виржиния, Лексингтон, 1 мая 1951 года. В Putney School (школа Патни) с углубленным изучением изобразительных искусств и богатыми художественными традициями Салли Манн получает среднее образование. С этого момента в маленькой девочки зародилось пристрастие к фотографии, хотя мотивы были далеки от любви к искусству.

Проснувшийся интерес к противоположному полу одновременно пробудил и женскую изобретательность: где еще встречаться с мальчишками, как ни в загадочной темной фотолаборатории? Кстати говоря, среди первых фоторабот Sally Mann есть фотографии её обнаженных одноклассников.

Отец, врач-терапевт Р.С. Мангер, сыграл в формировании мировоззрения дочери самую важную роль. Благодаря ему девочка смогла осознать истину: «Репутация – это то, без чего могут жить люди с характером» из «Унесенных ветром». Под влиянием отца формировался и художественный вкус Салли Манн. Эксцентричные «шедевры» в виде собачьих экскрементов или коряги, напоминающей мужской член, были привычными в их доме.

Мать Салли всегда говорила, что это «папина дочка». Разумеется, отца не только не смущали эксперименты Sally Mann с обнаженной натурой, он их всячески поощрял.Страсть к большому формату началась с отцовской камеры с негативами 5х7 дюймов, но в скором времени Салли Манн переходит на стеклянные пластины 8х10 дюймов и начинает использовать изобретенный более 100 лет назад и практически забытый мокрый коллодионовый процесс.Аттестат о среднем образовании Салли Манн получает в 1969г., диплом бакалавра – в 1974г., а через год она становится магистром изящных искусств (специальность Creative writing (писательское мастерство)). Но писателем ей стать так и не удалось: после окончания колледжа Салли Манн устраивается фотографом в Washington and Lee University (Университет Вашингтона и Ли).

В 1977г. прошла первая персональная выставка Sally Mann. Состоялась она в Вашингтоне в Галерее Искусств Коркоран. 1984г. ознаменовался выходом фотоальбома «Second Sight» («Ясновидение»). Но эти события прошли практически незамеченными. В 1988 Салли Манн выпускает второй фотоальбом «At Twelve: Portraits of Young Women» («Двенадцать лет: Портрет молодой женщины»). Все работы в нем посвящены девочкам переходного возраста, которые уже «стоят одной ногой во взрослом мире».

Хотя книга получила положительные отзывы критиков, широкой известности Салли Манн она не принесла.Третий альбом вышел в1992 году, героями его стали две дочери и сын, которым на момент выхода фотоальбома было 7-13 лет. «Immediate Family» («Ближайшие родственники») –так назывался эта книга из 65 черно-белых фоторабот, мгновенно вознесших Салли Манн на вершину фотографического Олимпа.

Но причиной успеха стал не талант Sally Mann, а разразившийся скандал: ряд критиков посчитали позы детей на некоторых фотоработах «откровенно эротичными». Представители нескольких комитетов вообще объявили эти работы «завуалированной детской порнографией». Стоит заметить, что не только американские критики накинулись на Салли Манн, к ним присоединились и добропорядочные домохозяйки, причем, не только Америки. Возможно, для домохозяек этот альбом и является чем-то из ряда вон выходящим, но ведь Sally Mann –фотохудожник.Кстати говоря, детская эротика никогда для фотохудожников не считалась запретной темой.

Льюис Кэрролл, известный английский писатель и фотограф, еще в XIX веке сделал ряд великолепных фотопортретов обнаженных девочек, из-за чего в последствии исследователи XX века заклеймили писателя педофилизмом. Так что, Салли Манн знала, что ее может ожидать после опубликования столь противоречивого фотоальбома. Понятие «детская сексуальность» в понимании многих современников и правоохранительных органов имеет совершенно иное значение, чем его трактует сама Салли Манн.Чтобы обезопасится от различных юридических проблем, Sally Mann предварительно проконсультировалась с представителями прокуратуры и ФБР, отправила к психологу на освидетельствование двух старших детей, чтобы их голоса в поддержку матери звучали гораздо убедительнее. Салли Манн объявила во всеуслышание, что ее дети имеют право вето на публикацию любых снимков. Например, дочь Виржиния отказалась от публикации снимка, на котором она справляет малую нужду, Джесси и Эммет не захотели, чтобы мир увидели снимки, на которых они выглядят «придурковатыми или чокнутыми».

Наступил момент, когда Салли Манн решилась перенести публикацию фотокниги до тех пор, пока дети хоть немного подрастут, но они бурно выразили протест, и книга была выпущена в планируемые сроки. «Ближайшие родственники» вызвали волну вполне предсказуемых эмоций и принесли Салли Манн всеамериканскую, а после и мировую известность. «New York Times» утверждал, что еще не один фотохудожник за всю историю фотографии не прорывался к славе так быстро, а «The New Republic» назвал фотоальбом одной из величайших фотокниг современности. После выхода «Immediate Family» Салли Манн не сняла ничего подобного, сравнимого по воздействию со своим скандально известным альбомом.

В 1994 году вышла ее четвертая книга «Still Time» («Еще не вечер»). В альбом вошли более ранние пейзажные зарисовки, абстрактные образы и фотографии ее детей. В 2003г. увидел свет альбом «What Remains» («Останки»), в котором Sally Mann захотелось показать разнообразие окружающего мира: здесь и детские лица крупным планом, и таинственные пейзажи, и полуразложившиеся трупы. В целом от альбома остаются гнетущие и довольно сильные впечатления. В 2005г. Салли Манн выпускает шестой альбом «Deep South»(«Далёкий Юг»), в который вошли фотографии ландшафтов, сделанные в период с 1992 по 2004г. Когда каждый ее альбом выходил в свет, это сопровождалось выставками, проходящими со значительным успехом в Европе и Америке. В экспозицию входили не только «книжные» шедевры, но и ее удачные и не совсем фотоэксперименты.

Салли Манн определенное время после выпуска последней книги экспериментировала с собачьими костями. Для нее фотография – это неоднозначность, странность, нечестность.Одним из последних фотографических исследований Салли Манн стала атрофия мышц, которой с 1994г. страдает ее муж. Болезнь эта неизлечима, она приводит к ослаблению мышц и, как результат, к уменьшению мышечной массы. У ее супруга, Лари Манна, эти процессы происходят в левой руке и правой ноге.

Для такой работы требуется немало сил и мужества. Салли Манн назвала проект «Marital Trust»(«Супружеское Доверие»). В фотоработах отображены все стороны жизни: утренний туалет, мытье, даже секс. Не известно, увидит ли мир эти фотографии, но сама Sally Mann утверждает, что они хороши.На сегодняшний день Салли Манн считается одним из наиболее значительных фотографов Америки конца XX – начала XXI века. В ее послужном списке ряд престижных званий и премий, фотоработы продаются с различных аукционов и входят в число экспозиций крупнейших мировых музеев. Салли Манн стала героиней документальных фильмов: 1994г.- «Blood Ties» («Узы крови»), ставший номинантом на Оскар; 2005г. -«What Remains» («Останки»), получивший приз жури на кинофестивале в Атланте (лучший документальный фильм).

Фотохудожница и актриса Салли Манн родилась 1 мая 1951 года в г.Лексингтон, штате Вирджиния. Отец – врач-терапевт Роберт С. Мангер, мать Элизабет Эванс Мангер – владелица книжного магазина в Университете родного города Лексингтона. Салли и её два старших брата росли в атмосфере созидания и поощрения.

Родители не запрещали детям познавать себя и окружающий мир, приветствовали любое проявление творческой нотки в своих детях. Фотохудожница с особой теплотой и нежностью вспоминает о своих юных годах в родном городке. Вспоминает и своего отца, человека-загадку, так не похожего на типичных докторов, с его неординарными выходками и неуёмной жаждой жизни. Именно он привил Салли умение видеть то, что часто скрыто от наших глаз и приоткрыл дверь в мир за фотообъективом. А главное, научил её уверенно идти по жизни и помнить, что человеку с характером репутация ни к чему.

Салли Мангер окончила школу Патни в 1969 году, где углублённо изучала изобразительное искусство. В старших классах увлеклась фотографией, начав фотографировать своих одноклассников, которые без стеснения позировали ей в обнажённом виде. Потом она посещала занятия в колледже Беннигтон, где училась фотографическому искусству у фотографа Нормана Сайефа. Там же встретила своего будущего мужа Ларри Манна.

В 1954 году окончила с отличием литературное отделение колледжа Холлинс в Роанок, штат Вирджиния. А ещё через год стала магистром изящных искусств, получив специальность «Писательское мастерство». Но предаваться писательскому творчеству Салли Манн не стала, её манил мир, который можно увидеть только через объектив старого фотоаппарата. Поэтому она стала работать фотографом в университете Вашингтона и Ли. Знала ли тогда Манн, что с годами внесет весомый вклад в развитие искусства, за что будет удостоена премии от Национального фонда искусств, что станет лауреатом премии Гугенхайма, а её работы будут экспонироваться в музеях и галереях Вашингтона, Нью-Йорка, Сан-Франциско, Бостона, Токио.

В 26 лет Салли представила свои первые фотоработы в галерее искусств Коркоран в Вашингтоне, а в 1984 году появился фотоальбом «Ясновидение». Комментарии к своим работам Манн так и не услышала, но шла далее намеченным путём. В 1988 году были опубликованы фотографии, объединённые в альбом «Двенадцать. Портреты молодых женщин», в которых автор продемонстрировала процесс становления девочки-подростка в молодую женщину. Талант Салли Манн заметили и оценили, правда, возникли споры по поводу, возможно, излишней драматичности и экспрессивности фоторабот.

Настоящий шквал эмоций, критики и осуждений вызвал её третий фотоальбом под названием «Ближайшие родственники», увидевший мир в 1992 году. На шестидесяти пяти черно-белых фотографиях мы видим близких Салли людей, мужа и троих их детей, сына Эммета, дочерей Джесси и Вирджинию. То, что они изображены в основном обнаженными и послужило поводом для бурного обсуждения. Некоторые фото были подвержены цензуре, так как они были явно эротичного характера.

Конечно, она затронула сложные моменты подрастающего ребенка, о которых не принято говорить открыто: детские страхи, неуверенность в себе, интерес к противоположному полу, непонимание взрослых, одиночество, запрещённые мечты и порочные мысли. Её искренность многих, мягко говоря, удивила, даже шокировала. Посыпались обвинения в эксплуатации детей, нарушении моральных устоев. Большинство критиков и представителей различных комитетов "Защиты детей" назвали эти фотографии "завуалированной детской порнографией".

Но фотограф сумела дать достойный ответ на критику и бичевание в свой адрес, заручившись заранее юридической поддержкой, и шла вперёд путём новых художественных открытий, которые она начала делать ещё в юном возрасте. "Это невинные детские позы. Если вы видите в них эротизм, то это проблема вашего восприятия, неверных взрослых интерпретаций", - писала она в ответ очередному критику. А также публично заявила, что опубликовала фотографии по согласию детей. По словам самого автора, она изобразила то, что видит обычная мать или отец, воспитывая своих детей.

В 1994 году был опубликован четвёртый фотоальбом Салли Манн «Ещё не время». Передвижная выставка состояла из шестидесяти фоторабот, сделанных в течение двадцати лет, на них можно увидеть не только детей Салли, но и необычные пейзажи её родной Вирджинии, а также абстрактные работы. В этом же году режиссер Стивен Кантор представляет на кинофестивале «Санденс» документальный фильм о Салли Манн «Кровные узы», который был номинирован на премию Американской киноакадемии.

Манн увлеклась пейзажами ещё в середине девяностых, используя столетнюю технику процесса фотоснимка. С помощью этой техники выполнены её работы, представленные на двух выставках в Нью-Йорке: в 1997 году под названием «Салли Манн – Родина». Современные пейзажи Джорджии и Вирджинии; в 1999году – «Глубокий Юг»: пейзажи Луизианы и Миссисипи. В 2001 году Салли Манн заслужено получает признание как фотограф года, по мнению журнала «Тайм».

Работы Салли Манн постоянно участвуют в выставках по всему миру, включены в постоянные экспозиции многих музеев. Среди них - музеи современного искусства в Нью-Йорке и Сан-Франциско, музей Гарвардского университета в Кембридже, Токийский музей искусств. Журнал "New York Times" заявил, что "ни один фотограф в истории не прорывался к славе так быстро".

И без того известная фотохудожница заставила говорить о себе с ещё большим усердием, чем после выхода в свет её «Ближайших родственников». В 2004 году в галерее искусств Коркоран в Вашингтоне взору почитателей фотоискусства были представлены работы Салли Манн под названием «Останки». Экспозиция включала в себя пять разделов, четыре из которых объединяла тема неизбежности человеческой жизни, то есть смерти. На фотографиях первого раздела мы видим то, что осталось от любимой собаки Салли. Во втором – мертвые тела в процессе распада, хранящиеся в Федеральном судебном антропологическом фонде, известном как «body farm».

На фотоснимках третьей части экспозиции изображено место во владениях Манн, где был убит вооружённый беглый каторжник. Четвертый раздел возвращает нас во времена Гражданской войны в США, мы видим эпизод одного кровавого сражения. Кажется, что тень смерти будет преследовать вас ещё не раз, но вот мы переходим к пятой части выставки и понимаем, что автор оптимистично смотрит в будущее. На снимках дети Салли Манн, и жизнь опять заиграла радужными красками. Ведь, по словам самого автора этих работ, смерть, какой бы угнетающей она не была, помогает понять нам всю полноту и насыщенность жизни.

В шестой фотоальбом «Глубокий Юг», опубликованный в 2005 году, автор включила фотоснимки, сделанные в период с 1992 по 2004 год. На них можно увидеть очень разные пейзажи: от полей сражений и разрушающегося особняка, заросшего кудзу, до мистических и каких-то нереальных картин природы далёкого Юга. Благодаря неординарному виденью автора и в какой-то мере технике коллодионного процесса, снимки дают возможность заглянуть в другую реальность. Кажется, стоит прикоснуться к ним рукой, и очутишься в ином мире, где нет людей и присущей им суеты. Там жизнь течет сама по себе и живет своими законами.

Салли Манн по-прежнему вызывает интерес своими работами, которые неизменно создаются в фотостудии в её родном имении.

В 2006 году состоялась премьера второго документального фильма о жизни и творчестве фотохудожницы «То, что остаётся», снятого тем же режиссером Стивеном Кантором. Он получил специальную премию на фестивале в Атланте. Тогда же Манн стала почетным доктором искусствоведения. Правда, случилось и малоприятное происшествие: Салли упала с умирающей лошади и повредила спину. Два года она восстанавливалась после травмы и одновременно делала серию автопортретов.

Позже уже в 2010 году они войдут в фотоальбом «Плоть и Дух», а также в нем будут ранее неопубликованные пейзажи, ранние фото детей и мужа, страдающего мышечной дистрофией с 1994 года. Кстати свою семейную жизнь с Ларри Манн воплотила в отдельный проект «Супружеское доверие», который отображает тридцать лет их совместной жизни. Надо обладать обоюдным мужеством, чтобы не только бороться с неизлечимым недугом, но и фотографически исследовать его. Но Салли Манн не привыкать, она наверняка знает для чего и ради кого она живет и творит. А поклонникам её творчества остается ждать новых работ от человека, открыто и честно смотрящего на мир сквозь объектив старенькой фотокамеры.

«Если мои снимки попали в публичное пространство и если вы видите в них эротизм, это проблема вашего восприятия или вопрос ваших неверных взрослых интерпретаций».

В 1977 году прошла первая персональная выставка американской художницы. Состоялась она в Вашингтоне, в Галерее искусств Коркоран. 1984 год для Салли Манн ознаменовался окончанием работы над серией Second Sight («Ясновидение») и выходом в печать одноименного фотоальбома. Но эти события прошли практически незамеченными для общественности и вызвали слабую реакцию у арт-критиков. В 1988-м Салли Манн выпускает второй фотоальбом - At Twelve: Portraits of Young Women («Двенадцать лет: портрет молодой женщины»), посвященный девочкам переходного возраста, - который вызвал неоднозначную реакцию публики. Столь же неоднозначную, но гораздо более бурную реакцию вызвала ее следующая книга «Близкие родственники» (Immediate Family), опубликованная в 1992 году. Альбом состоял из снимков мужа и троих детей Салли Манн, которые, по мнению фотографа и поклонников ее таланта, были представлены в «невинных детских позах», а по мнению ряда критиков и различных комитетов по защите прав детей, эти позы были «откровенно эротичными».

Снимки, на которых изображены спящие, играющиеся, полураздетые, а иногда полностью обнаженные подростки, вызывали чувство безмятежности, рассказывали о прошлом, о теплом лете и детстве, которое теперь было далеким и безвозвратным. А с другой стороны - наталкивали на двусмысленные размышления, двойственные ассоциации, продиктованные достаточно взрослыми позами детей. Скрытые и открытые страхи, которые любой родитель мог ощутить по отношению к своему ребенку, в фотографиях Салли Манн были реализованы с эйдетической ясностью.

Помимо вопросов нравственности, работы Салли Манн повлекли проблемы личного и юридического характера. Некоторые критики пошли еще дальше, объявив фотографии художницы из серии «Близкие родственники» завуалированной детской порнографией: «Если, по ее словам, главная задача материнства - защищать детей от всевозможного вреда, почему она сознательно лишает своих детей права выбора быть непубличными? Почему подвергает риску, демонстрируя их личные фотографии миру, в котором существует педофилия? Могут ли маленькие дети осознанно давать свое согласие и принимать участие в съемке столь противоречивых портретов, даже если художник является их родителем?».

Дискуссии вокруг творчества Салли Манн будут длиться еще долгое время - зрители и критики до сих пор спорят о мотивах, предшествующих появлению снимков американской художницы. Чувственные образы, которые мы видим на фотографиях, были получены в результате естественного поведения детей или сформированы фантазиями автора для аудитории специально? Это желание эпатировать публику, риск, смелость или готовность фотографировать то, чего стыдилось большинство людей, становясь взрослыми? Артикуляция Салли Манн вполне логична: «Это невинные детские позы. Посмотрите свои семейные альбомы, в которых вы и ваши родители сняты без пеленок. Если мои снимки попали в публичное пространство и если вы видите в них эротизм, это проблема вашего восприятия или вопрос ваших неверных взрослых интерпретаций. Я все время смотрю на людей и места, к которым неравнодушна, я смотрю одновременно и с пылкой страстью, и с откровенной эстетической, холодной оценкой. Я смотрю со страстью глаза и сердца, но в этом пылком сердце должен быть еще и кусок льда. На большинстве снимков - вещи и люди, которых я люблю, которые меня очаровывают и трогают, но это не означает, что мне их легко видеть или делать. Как у Флобера, у меня есть два святых правила в работе: греховность и совершенство. Первое - обычно врожденное, второго приходится добиваться. Помимо обычного «совпадения случайностей», которые порой награждают работу, занятие искусством требует упорства, нелепого сочетания в характере птички колибри и бульдозера и, более всего, практики. Практики наблюдения», - писала она в ответ на очередные обвинения.


Но критика, с одной стороны, не утихала, а с другой - вовсе не мешала росту ее популярности. В 2004 году вокруг имени Салли Манн разразился новый скандал, который, как и предыдущие, добавил ей популярности - в Музее искусств Вашингтона состоялась выставка «Останки» (What Remains). Экспозиция из пяти частей включала в себя более 90 работ. Там можно было увидеть снимки полуразложившихся трупов, таинственные пейзажи и невероятно красивые портреты людей. «Смерть могущественна, - сказала Салли Манн на открытии выставки, - и лучше всего ее воспринимать как точку, с которой можно увидеть жизнь более полно. Вот почему мой проект заканчивается снимками живых людей, моих собственных детей».





01 00

Салли Манн получила большое количество престижных премий, журнал Time в 2001 году назвал ее «Лучшим фотографом Америки» - снимки Манн дважды появлялись на обложке этого издания. Вероятно, ни один фотограф не пользовался таким успехом в мире искусства - работы Салли Манн включены в постоянные коллекции многих музеев, среди них: Метрополитен-музей, Галерея искусств Коркоран, Музей Хиршхорна и сад скульптур, Музей изобразительных искусств в Бостоне, Музей современного искусства Сан-Франциско, МоМа, Музей Уитни в Нью-Йорке и пр.

Манн стала героиней двух документальных фильмов Стива Кантора. Кинолента «Кровные узы» дебютировала на кинофестивале Sundance в 1994 году и была номинирована на премию «Оскар» в категории «Лучший короткометражный документальный фильм». Второй фильм - «Останки», - снятый тем же режиссером, впервые показали в 2006-м. Эту киноленту номинировали на «Эмми» как лучший документальный фильм в 2008 году.

В 2009-м в свет вышла серия снимков Proud Flesh («Гордая плоть») - это шестилетнее исследование мышечной дистрофии ее мужа и история тонких отношений близких людей, в которой один неизлечимо болен. Проект был также неоднозначно воспринят арт-критиками, но с успехом продемонстрирован в галерее Ларри Гагосяна в октябре того же года. Вот что говорит о проекте «Гордая плоть» сама Салли Манн:

«Я - женщина, которая смотрит. В традиционных сюжетах смотрящие женщины, в особенности те, которые пристально смотрели на мужчин, наказывались. Вспомните несчастную Психею, навеки наказанную за то, что она осмелилась приподнять фонарь, чтобы увидеть своего возлюбленного.


Я вспоминаю бесчисленных мужчин, от Боннара до Каллахана, фотографировавших своих жен и возлюбленных, но я затрудняюсь найти параллельные примеры среди фотографов моего пола. Оценивающий взгляд на мужчину, взгляд в глаза на улице, просьба сфотографировать его, изучить его тело всегда рассматривались как бесстыдство со стороны женщины, в то время как те же действия со стороны мужчины повсеместны и даже ожидаемы.

Я пристально смотрю на своего мужа с тех самых пор, когда он впервые вошел в комнату, где я сидела на затертом синельном диване в какой-то студенческой квартире. Мои глаза остановились на нем с живым интересом, украдкой изучая этого высокого человека. Через полгода мы поженились. Это было сорок лет назад, и первое, что я сделала - сфотографировала его.

Но эта длинная история никак не облегчила мою работу над «Гордой плотью». Вы можете риторически ходить вокруг да около, но в корне любой интеракции между фотографом и моделью лежит эксплуатация, даже сорок лет спустя. И Ларри, и я - мы оба понимаем, насколько этически сложен и могуществен акт взятия фото, насколько он нагружен такими понятиями, как честность, ответственность, сила и соучастие, и что очень много хороших образов приходят, так или иначе, благодаря модели.


Это свидетельствует об огромном достоинстве и смелости Ларри - то, что он позволил мне сделать эти фото. Вполне возможно, что боги выбили бы фонарь из моей поднятой руки, когда передо мной лежал мужчина, нагой и незащищенный, как несчастный, растянувшийся на мифической горе, кишащей хищниками. В нашем возрасте, когда пик жизни уже позади и мы остаемся с нашими сухожилиями и дряблостью тела, Ларри несет с высоким божественным благородством скорбь от раннего натиска мускульной дистрофии. То, что он сделал это с такой готовностью - это одновременно трогательно и пугающе».


Один из текущих проектов Салли Манн называется «Супружеское доверие» (Marital Trust). Это фотографическая история подробностей семейной жизни Салли и ее мужа, охватывающий период тридцати лет их супружеской жизни. Проект является продолжением серии работ «Гордая плоть», о конечных датах реализации или выставке пока не сообщалось.

ТЕКСТ: Ярослав Солоп