Социально психологический тренинг упражнения. Исходя из этого принципа, тренер придумывает, конструирует и организовывает такие ситуации, которые давали бы возможность членам группы осознать, апробировать и тренировать новые способы поведения, эксперимент

Практика социально-психологического тренинга (СПТ) начала складываться в США после второй мировой войны. Исторически она определилась из концепции «групповой терапии», разработанной Т. Бурроу в 20-е годы. Помимо идей Т. Бурроу большое влияние на практику тренинга оказали концепция психодраммы Д. Морено и работы К. Левина по групповой динамике.

Выработка правил работы в группе

Поскольку тренеры берут свои команды через разминку, на главную сессию и заканчивают с остыванием, пожалуйста, подумайте, какое поведение представляет участие этих игроков в сессии и ее задачах? Что еще более важно, рассмотрите влияние, которое тренер оказывает на эти поведения во время сессии, и почему они оказывают такое влияние?

Начало обучения: разминка

Тренеры команды до 10 лет прибывают рано и уже настроены на сеанс. Когда каждый игрок приходит, один из тренеров говорит игрокам, чтобы получить мяч и присоединиться к нему в небольшой сетке, которую он установил в сторону учебной зоны. Тренер просит игроков показать ему, сколько разных частей их ног они могут использовать, чтобы поворачивать, качать и бегать с мячом, когда они перемещаются по сетке. Тренер ходит по сетке, поощряя тех, кто пытается новые навыки. Упражнение действует как мост между приходом игроков и началом сеанса, удерживая тех, кто рано встал на задание, поскольку они ждут, когда все приедут.

Многообразие теоретических предпосылок породило огромное количество различных программ и форм группового тренинга. В их число в первую очередь входят: «Т-группы», «группы встреч», группы «тренинга умений», группы «тренинга сензитивности» и др. Единого подхода к классификации подобных групп, как в зарубежной, так и в отечественной психологии до сих пор не существует.

Вскоре после появления последнего игрока тренер называет конец упражнения. Как говорит тренер, каждый игрок внимательно слушает, вглядываясь в контакт с тренером, перед ним, когда он сообщает им о том, что будет дальше. Игроки двигаются дальше в их разминке. Существует весна в шагах игроков с большим количеством видимых усилий и удовольствия. Тренер хвалит игроков за их усилия и поощряет их также хвалить друг друга, когда они видят, что кто-то из их команды делает что-то хорошее. Тренер быстро укрепил тех игроков, которые поддерживали друг друга.

Разработанную авторами программу пособия социально-психологического тренинга со студентами в большей степени можно отнести к одной из разновидностей «Т-групп». Первые такие группы были основаны в 1946 году К. Левином и его коллегами, обратившими внимание на то, что участники групп получают пользу от анализа собственных групповых переживаний.

Как только тренеры появятся, игроки начинают готовиться к сеансу - рыться в сумке шариков, чтобы найти те, которые не плоские. Затем они приступают к выстрелам в цель, пока они ждут окончания сеанса. Как только выясняется, что больше не появляется игроков для сеанса, тренеры вызывают игроков.

Они постоянно разговаривают с игроками о своей предыдущей игре, рассказывая им, кто хорошо играл, а кто нет, прежде чем говорить о том, что им нужно делать в следующей игре. Затем игроков несколько раз посылают на разминку по периметру поля. В течение этого времени два тренера обсуждают, что они должны делать во время тренировки. По мере того, как игроки бегают по мячу, некоторые из игроков остаются на спине, поэтому они могут смеяться и шутить и вообще быть подрывными для тех игроков на фронте, которые хотят разминки для сеанса, насколько это возможно.

Необходимо отметить, что предлагаемая программа СПТ со студентами представляет собой в содержательном и целевом аспекте, более сложную форму тренинга по сравнению с классическим вариантом «Т-групп». Она предполагает не только развитие у студентов компетентности в общении (в единстве его трех сторон: перцептивной, коммуникативной, интерактивной), но и личностный рост участников СПТ (что характерно для групп-встреч), повышение их взаимочувствительности (тренинг сензитивности), а также выработку оптимальных стратегий поведения в конфликтных ситуациях (тренинг умений).

Перед каждой практикой тренеры напоминают игрокам о том, чего они пытаются достичь, и создают цели для предстоящей практики. Когда делаются ошибки, игроки просто продолжают и очень стараются изо всех сил в течение всего сеанса. Сами тренеры обязательно обойдутся всеми группами и поощряют игроков индивидуально для своих усилий или для хорошей работы, которую они показывают на балу. Когда что-то ломается, тренер находится под рукой, чтобы помочь дать личную обратную связь, в то же время усиливая хорошую работу, которую они делали.

Принцип творческой позиции

Все игроки, ли они преуспевают или борются с задачей, получают такое же внимание от тренера. За последние 15 минут сеанса тренеры организуют игроков в матче. Они бросают вызов игрокам продемонстрировать то, что они узнали во время сеанса, и не бояться; продолжать попытки, даже если они не сразу найдут успех. Всякий раз, когда игрок выполняет улучшенное умение с сеанса, тренеры проявляют бдительность в определении этого и подтверждении игрока.

Исходя из основной цели представленного тренинга, использовались как признанные и широко применяемые методы и приемы СПТ, так и такие из них, которые только получают свое развитие в рамках социально-психологического тренинга, но обеспечивают, на наш взгляд, высокую степень воздействия на психику студента. Это связанно, прежде всего, с тем, что занятия по программе СПТ со студентами имеет свои особенности, обусловленные характеристиками их возрастного развития и спецификой обучения в ВУЗе.

Игроки стоят в ожидании своей очереди на тренировке и имеют очень мало касаний на мяче. Медленно они начинают терять интерес, становятся скучными и начинают путаться. В результате тренеры становятся все более раздраженными игроками, поскольку сессия продолжается. Некоторые из упражнений слишком сложны для игроков. Только лучшие игроки в команде справляются, и практика продолжает разрушаться. Лучшие игроки возлагают вину за это на тех игроков, которые борются. Один из игроков начинает надуваться, когда он находится на приемной стороне некоторых критиков своих товарищей по команде.

1. Студенты в силу своего возраста более восприимчивы к психологическим воздействиям, в особенности к его активным формам, чем люди зрелого возраста. Элементы структуры их психики, и в частности социальные установки и ценностные ориентации, крайне динамичны и неустойчивы, что позволяет эффективно производить их коррекцию с помощью СПТ.

Принцип осознания поведения

Тренеры начинают заниматься этим, останавливая практику и публично рассказывая игрокам, что то, что они делают, является неправильным, и что они должны делать лучше. Поскольку некоторые игроки продолжают бороться, тренер сравнивает их с лучшими игроками в команде. Смотрите, что делает Том. Это то, что вам нужно делать. Даже в тех случаях, когда они справляются с некоторым успехом, у тренера нет хвалы и поддержки. Некоторые из игроков начинают сдаваться или не участвовать, чтобы не кричать снова.

По возрасту, на который рассчитано упражнение

С поздним стартом и большим количеством времени, проведенным тренерами, исправляющими «ошибки» в упражнениях, в конце сеанса есть только 6-7 минут для матча. Лучшие игроки перестали упорствовать в этом вопросе и очень летаргичны. Игроки, которые боролись на протяжении всего сеанса, скрываются, не желая шара. Качество матча, таким образом, плохое, к большому разочарованию тренеров.

2. Студенты проявляют повышенный интерес к игровым методам тренинга, в которых не просматривается открытое психологическое воздействие на них руководителя СПТ и членов группы, что так характерно для их повседневной учебы и жизни в ВУЗе.

3. Группы тренинга со студентами характеризуются разнополым составом участников, что значительно увеличивает число участников – юношей, занимающих демонстративную позицию, в виду присутствия девушек а, следовательно, и наличием мотивации такого поведения.

Эффективность тренинга во многом зависит не только от адекватности осуществляемой тренером диагностики, но и от того, насколько большим арсеналом средств он обладает для достижения той или иной цели

Под-10 тренеров завершают свой матч и вызывают всех игроков, чтобы они остыли. После завершения оба тренера начинаются, восхваляя усилия игроков во время сеанса. Они спрашивают игроков, что они чувствуют, что они хорошо справились во время сеанса, что они узнали и что, по их мнению, они могут улучшить на следующей сессии. Каждому игроку предоставляется равная возможность участвовать и добавлять свои взгляды. Это очень интерактивная дискуссия с участием игроков, которая завершит сессию.

4. Большие по численности студенческие группы (в среднем 16 человек) затрудняют ведущему как восприятие и анализ происходящих в ней событий, так и управление групповыми процессами. Все это требует от ведущего высокого мастерства, импровизации, умелого сочетания директивного и демократического стилей ведения группы тренинга.

5. В тренинги участвуют студенты только что набранного 1-го курса, являющиеся членами постоянного коллектива (группы), которые будут поддерживать взаимоотношения друг с другом последующие 5-6 лет. Это факт может затруднять внешнее проявление эмоций вследствие боязни студентов не сформировать желаемый ролевой статус во вновь сформированной учебной группе.

Один из тренеров называет их матч до конца и собирает игроков. Несколько игроков спрашивают друг друга «Это правда?», Прежде чем спрашивать у тренера, смогут ли они играть дольше. Тренер говорит им, что они не могут, поскольку у них не хватило времени на сессии, но если игрокам требуется больше игрового времени, они должны появиться на тренировке в начале следующей недели.

Таким образом, «мы можем начать раньше и пройти через то, что нам нужно в свое время». После того, как все игроки, тренеры попросят их пойти и забрать все конусы и получить все футбольные мячи, которые они использовали, перед тем, как организовать их и упаковать. После этого они будут свободны. Затем тренеры забирают все оборудование и уходят.

Названные особенности следует учитывать ведущим группы тренинга в ходе его проведения со студентами.

Приступая к описанию основных методов предлагаемой программы СПТ, отметим, что СПТ не исключает возможности использования традиционной лекции, семинаров, бесед, но акцент в тренинге делается на активных и интерактивных методах.

Психологическое влияние тренера

Возвращаясь к учебным занятиям из возрастных групп до 10 лет и младше 11 лет, тренеры могут сопоставлять психологические и социальные качества, которые кажутся в одной группе, по сравнению с отсутствием возможности испытать эти качества в другой группе.

Подумайте о том, как качество вашей тренировочной среды влияет на поведение вашего игрока. Рассматривая влияние тренеров на опыт игроков в обучении и то, как взаимодействие между игроками влияет на этот опыт, тренеры могут понять, как эти психологические ответы переходят в позитивные и негативные действия в матчах. Конечно, наличие четкого психологического подхода к тренерам при работе с игроками поможет сформировать положительные типы ответов, которые вы хотите культивировать в игроках за годы их развития.

При всем многообразии существующих классификаций активных методов, их можно свести к двум большим блокам: групповые дискуссии и игровые методы. Мы придерживаемся данной точки зрения и считаем базовыми методами СПТ групповую дискуссию и ролевую игру. Групповая дискуссия, как метод СПТ, представляет собой коллективное обсуждение какой-либо проблемы в целях выработки общего мнения о ней. В ходе дискуссии происходит коллективное сопоставление мнений, оценок и информации по осуждаемой проблеме. Ее психологическая ценность состоит в том, что благодаря принципу обратной связи и мастерству ведущего каждый студент – участник тренинга получает возможность увидеть, что к решению одной и той же проблемы можно подойти по-разному, что велики различия людей в восприятии и интерпретации одних и тех же жизненных, в том числе конфликтных ситуаций.

Подход тренера к молодым игрокам повлияет на игрока. Другие получили его сразу. Это, в свою очередь, влияет на то, насколько мотивированы игроки, насколько хорошо они взаимодействуют с товарищами по команде, и их способность сосредоточиться и справиться с неудачами. Для полноты приведено краткое описание поведения, которое было продемонстрировано в ходе обеих тренингов. Обратите внимание на аналогичное цветовое кодирование.

Особенно эффективными в достижении целей тренинга через осознание, апробирование и тренировку приемов, способов поведения, идей, предложенных тренером, являются те ситуации и упражнения, которые позволяют активно участвовать в них всем членам группы одновременно

Рис. 2а: Показаны положительные психологические поведения и ответы. игроками и тренером в течение менее 10 учебных занятий. Показаны отрицательные психологические проявления и ответы. игроками и тренером в течение менее чем 11 учебных занятий. Вспомните последний раз, когда вы попали в свой проект. Вы были так перекачаны, что не могли держаться? Вы боялись упасть, так что вместо этого вы просто сели на веревку? Или вы так беспокоились о своей попытке красной точки, что вы даже не попали на нее? Если вторая и третья ситуации звучат знакомо, вы не одиноки.

Групповая дискуссия выполняет в ходе тренинга ряд важных функций, являясь универсальным психологическим инструментом для формирования адекватного образа проблемы, его коррекции и, в конечном счете, для изменения социальных установок, ценностных ориентаций и стереотипов студентов.

Среди игровых методов СПТ наибольшее распространение получили метод деловой игры и метод ролевой игры. По нашим наблюдениям, они наиболее эффективны в тренинговой группе студентов. В деловой игре больше внимания уделяется отработке взаимодействия участников игры в ситуациях, моделирующих определенный фрагмент учебно-коммуникативной деятельности студентов.

· в большей степени изменится состояние кого-то одного или двух-трех участников

Годы личного восхождения, бесчисленные опросы альпинистов и психологические исследования указывают на умственную силу как наиболее влиятельный фактор в том, достигнет ли альпинист или нет. Ваше тело может быть сильным и желательным, но если у вас нет одинаково сильного и добровольного ума, вашему телу нечего ориентировать. Хорошей новостью является то, что вы можете тренировать свой мозг так же, как вы тренируете свое тело. Мы разработали план психологической подготовки, в котором излагаются знания и навыки, необходимые для улучшения игры в голову, и, следовательно, общая производительность восхождения.

В ролевой же игре, предметом пристального изучения являются, прежде всего, закономерности межличностного общения, понимаемого в единстве трех его сторон (коммуникативной, перцептивной и интерактивной), а также стратегии поведения студентов в конфликтных ситуациях и психологические механизмы, влияющие на выбор участниками СПТ конкретного способа разрешения конфликта. В силу своего предназначения и заключенных в ней возможностей ролевая игра занимает в разработанной программе СПТ одно из центральных мест среди применяемых методов.

Методические разработки занятий группы социально-психологического тренинга

Любое квалифицированное поведение изучается. Поэтому мы сначала опишем некоторую науку, лежащую в основе обучения. Нейронные стрельбы отвечают за три области психологии: мышление, чувство и занятие. Нет нервной стрельбы, и у вас нет мыслей, чувств или эмоций. На самом деле, многие, многие нейроны стреляют, в частности, для получения конечных результатов, которые мы наблюдаем как мысли и чувства. Понимание немного о том, как работает эта система, поможет вашей умственной подготовке.

Относительно методов, целесообразно упомянуть о трансактном анализе Э. Берна, направленном на осознование участниками тренинга межличностных ролей, обусловленных преимущественно эмоциональными потребностями. Трансактный метод, включенный в программу нашего СПТ, служит хорошим инструментом обнаружения и психологической коррекции непродуктивного игрового поведения студентов, приводящего к острым конфликтам между ними. В этом случае, трансактный анализ оказывается своеобразной «контригрой», направленной на конструктивное межличностное взаимодействие.

Суть этого принципа заключается в том, что в ходе тренинга участники группы осознают, обнаруживают, открывают идеи, закономерности, уже известные в психологии, а также, что особенно важно, свои личные ресурсы, возможности, особенности

Закон Хебба гласит, что когда Нейрон А стреляет, заставляя Нейрон Б стрелять, в нейронах происходят изменения, которые делают эту стрельбу более вероятной в будущем. Некоторые люди описывают Закон Хебба как «Нейроны, которые стреляют вместе, соединяются вместе». Это означает, что для восхождения следует, что повторение, практика и упражнения улучшают работу, изменяя нейронные связи.

Наряду с перечисленными методами СПТ, ставшими уже классическими, в программу тренинга были включены и более актуальные для студентов лечебного факультета. Например, саморегуляция психических состояний, релаксация с помощью техники нервно-мышечного расслабления, дыхательные техники, техники визуализации, эриксоновский гипноз. Включение каждого из этих элементов в структуру занятий по разработанной программе СПТ со студентами не случайно и обусловлено конкретными обстоятельствами.

Одной из причин межличностных конфликтов среди студентов является неадекватная самооценка студента, его неверные представления о своей роли в коллективе, неумение производить коррекцию восприятия себя и других. Это свидетельствует об отсутствии у студентов навыков рефлексии. Именно поэтому рефлексия в начале каждого занятия и по его завершении включена как обязательный структурный элемент предлагаемой программы СПТ. Такая процедура помогает студенту – участнику СПТ лучше осознавать себя и окружающих его людей, посмотреть на собственное поведение их глазами, проанализировать с высокой степенью достоверности свое положение и ролевой статус в этом коллективе.

Включение в структуру занятий СПТ упражнений по саморегуляции психических состояний обусловлено тем фактом, что большинство студентов не умеют в конфликтных ситуациях контролировать собственное эмоциональное состояние, что приводит к обострению конфликта и выбору оппонентами деструктивных способов его разрешения. Под психической саморегуляцией понимается «один из уровней регуляции активности живых систем, выражающих специфику реализующих ее психических средств отражения и моделирования деятельности» . Можно выделить с достаточной долей условности, ряд направлений саморегуляции психических состояний:

Мышечная саморелаксация, т.е. достижение состояния глубокого мышечного расслабления (покоя);

Психическая самокоррекция, т.е. избавление от негативного воздействия ранее не реализованных потребностей, желаний различного рода психических травм;

Психологический самотренинг, т.е. воссоздание представлений и воображений, позитивно влияющих на психическое состояние человека.

Упражнения мышечной релаксации можно проводить (на усмотрение руководителя СПТ) в начале и в конце каждого занятия тренинга, и строить их на чередовании напряжения и расслабления различных групп мышц. Это позволит концентрировать внимание студентов на мышечных ощущениях, достижении состояния покоя и расслабленности, снятии возможных негативных переживаний.

Два других направления саморегуляции достаточно продуктивно реализуются в так называемом измененном состоянии сознания через использование эриксоновского гипноза и самогипноза, основы которого включены в данную программу СПТ. Кроме того, групповой эриксоновский гипноз может применяться ведущим группы тренинга с целью коррекции социальных установок и ценностных ориентаций студентов в сторону конструктивного разрешения межличностных конфликтов.

В методическом плане тренинг, в рамках данной программы, построен на синтезе теоретического и эмпирического, основанного на опыте обучения. Наиболее оптимальным, можно считать такое соотношение между этими частями СПТ, при котором 25% общего времени тренинга отводится на теоретическую часть, а 75% - на практическую. Содержание этапов проведения тренинга, каждого занятия и упражнения содержатся в главе 3 данного пособия.

3. Примеры проведения социально-психологического тренинга

Предлагаются упражнения для проведения социально-психологического тренинга. Соответственно специфике состава группы, особенностей групповой динамики, социально-психологической компетентности участников можно вносить коррективы, изменения в предложенные упражнения.

«Знакомство»

Участники садятся в круг. Им предложено задуматься о том, что в них, в их характере является самым важным, самым существенным. А затем найти этому краткую форму выражения, можно в стихотворной форме. Например: «Лед и пламень», «То, как зверь, она завоет, то заплачет, как дитя», «Тиха, печальна, молчалива…» и т.д. Теперь по кругу, по очереди, начиная с участника, сидящего справа от ведущего, все начинают представляться группе. Сначала называют свое имя, а затем говорят несколько слов о себе, о своей сути. Лучше, если это будет сказано одной фразой, можно в стихах или с использованием метафоры. Когда все участники представятся, стоит обсудить, чьи представления произвели наибольшее впечатление.

Все участники поочередно говорят о том, какую футболку и с какой надписью-девизом они купили бы себе, если бы была такая возможность. Эта надпись должна отображать жизненное кредо человека, его основной жизненный принцип, а цвет отвечать его характеру.

«Отгадай, кто это?»

Каждый участник составляет детальную психологическую самохарактеристику, не указывая отличительных признаков, по которым можно сразу же узнать человека. В этой самохарактеристике должно быть десять-двенадцать предложений. Все написанное отдается руководителю, перемешивается и по очереди зачитывается. Группа старается узнать, где чья самохарактеристика.

«Перехват инициативы в диалоге»

Двое участников садятся в центре. Один из них начинает диалог с любой реплики, на любую тему. Другой должен подхватить разговор и при этом переключить собеседника на свою тему. Делать это надо ненавязчиво, вежливо, но настойчиво. Группа следит за диалогом. Потом двое следующих участников садятся на их место и т.д. [Ермакова, 2006; 37].

«Видение других»

Один из участников тренинга становится спиной к группе, он должен детально описать (по предложению группы) внешний вид кого-то из присутствующих товарищей. Или можно создать такую ситуацию. Кто-то из участников садится в центре, а другой должен детально воссоздать последовательность его поведения, например, за последние полчаса. Подобные тренировки желательно проводить регулярно, чтобы участники привыкли внимательно относиться друг к другу.

«Разговор через стекло»

Двое участников с помощью жестов стараются о чем-то договориться. Тему сообщают одному из них и он должен передать эту информацию своему товарищу, как бы стоя перед звуконепроницаемым стеклом. Разговаривать и запрещено.

«Эмпатия»

Один из членов группы выходит из комнаты. Те, которые осталось, характеризуют его, называя черты, свойства, привычки, то есть высказывают свою мысль, причем только положительную. Кто-то из группы ведет «протокол», записывая автора и содержание высказывания. Через некоторое время приглашается участник, который вышел из комнаты и ему зачитывается все сказанное, не называя автора. Главная задача его – определить, кто мог бы о нем такое сказать. Потом «секретарь» зачитывает, все высказывания, но уже с указанием авторов [Аверченко, 1999; 203].

«Решительный разговор»

Все по очереди высказываются о том, от каких слов и привычек в общении с людьми они хотели бы избавиться. Причем все надо актуализировать, то есть проговорить и продемонстрировать группе, опять-таки – искренне и откровенно.

«Всеобщее внимание»

Всем участникам игры предлагается выполнить одну и ту же простейшую задачу. Любыми средствами, не прибегая, к физическим воздействиям и местным катастрофам, постараться привлечь к себе внимание окружающих. Задача усложняется тем, что одновременно ее стараются выполнить все участники игры. Затем надо определить, кому это удалось и за счет каких средств. В заключение, подсчитывают кто привлек внимание большего числа участников игры.

«Рассмешить партнёра»

Выбирают первую пару игроков. Один из них должен во что бы то ни стало, любыми средствами рассмешить своего партнера. Если ему удастся это сделать, то его коллега становится смешащим и выбирает себе нового партнера из остальных игроков. Если рассмешить не удается никакими силами, то приходится выбирать нового партнера. Остальные участники переживают происходящее, глядя со стороны. После окончания руководитель определяет самого насмешливого и самого смешливого игрока [Ермакова, 2006; 40].

«Просьба»

Как много зависит от того, как попросить человека о каком-то одолжении, каким тоном, в какой обстановке, с каким настроением вы изложите свою просьбу. От этого, по существу, зависит – «быть или не быть». А между тем существует совсем небольшое количество приемов, которые могут значительно повысить вероятность выполнения вашей просьбы. Участники выбирают себе партнера, и пока в порядке шутки просят его о некотором одолжении. Например, очки, авторучку на время. Можно что-то более существенное, можно попросить о каком-то одолжении с его стороны, но все зависит от той формы, в которой вы изложена просьба. Собеседники всегда ценят тактичность, дипломатичность, а также оригинальность и находчивость. Трудно отказать в просьбе, если она исходит от друга, а ведь можно создать дружеское расположение к себе и совсем незнакомого человека. Если за просьбой тут же следует, еще до получения ответа, косвенная признательность, благодарность за предстоящую услугу, уже трудно отказать. Итак, все участники пробуют.


Заключение

В данной работе мы рассмотрели понятие общительности и главную социально-психологическую методику её развития – групповой тренинг. Он эффективен в борьбе с неуверенностью в себе, низким уровнем эмпатии или незнанием простых речевых тактик в разговоре – причин, среди прочих, затрудняющих общение между людьми.

Социально-групповой тренинг был разработан, чтобы преодолеть разногласия, которые объективно мешают личности продуктивно взаимодействовать с другими в социальной среде и трудовой деятельности в частности. Опыт, приобретенный в групповых занятиях, позволяет выработать особый успешный стиль поведения в последующей личной коммуникации участников. В максимально приближенных к жизни условиях индивид осмысливает правила взаимодействия, содержание межличностных ролей, формирует типичные сценарии действий, совершенствует вербальные и невербальные техники выражения мыслей и чувств, вырабатывает в себе способность приспосабливаться к стрессовым ситуациям в социальной среде.

Благодаря принципам самодиагностики, диалогизации и доверительности человек получает новые конкретные сведения о себе, своих коммуникативных качествах и потенциале, учится полно и понятно раскрываться в беседе, убеждать или достойно выходить из конфликта. Итоги тренинга могут также затронуть такие личностные переменные индивида, как ценности, мотивы, установки в социальной среде. Таким образом, СПТ можно ассоциировать с процессом общего развития личности, которое положительно отразится как на персональном психическом состоянии человека, так и на его общественно-активной деятельности.


Список использованной литературы

1. Аверченко Л.К. Управление общением [Текст]: теория и практикумы для социального работника, учебное пособие. – М.: «Инфра-М», 1999. – 216 с.

2. Гойхман О.Я. Основы речевой коммуникации [Текст]: учебник для вузов. – М.: «Инфра-М», 1997. – 272 с.

3. Ермакова И. Психологические игры и упражнения [Текст]: развитие общительности, преодоление стеснительности, снятие агрессии. – М.: «Корона Принт», 2006. – 48 с.

4. Зимбардо Ф.Дж. Застенчивость [Текст]: перевод с английского. – М.: «Педагогика», 1991. – 207 с.

5. Литвинцева Н.А. Психологический автопортрет [Текст]. – М.: Бизнес-школа «Интел-Синтез», 1997. – 303 с.

6. Мальханова И.А. Коммуникативный тренинг [Текст]: учебное пособие. – М.: «Академический проект», 2006. – 158 с.

7. Петровская Л.А. Компетентность в общении [Текст]: Социально-психологический тренинг. – М.: «Альфа-М», 1989. – 276 с.

8. Прутченкова А.С. Социально-психологический тренинг межличностного общения [Текст]. – М.: «Аспект-Пресс», 1991. – 188 с.

9. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога. [Текст] Кн. 2. Работа психолога со взрослыми. Коррекционные приёмы и упражнения. – М.: «Владос», 1999. – 480 с.

10. Станкин М.И. Психологические способы установления контактов между людьми [Текст]: учебное пособие. – М.: МПСИ, 2006. – 397 с.


Социально-психологического знания (с 50-х годов ХХ века по настоящее время): необихевиористское, когнитивистское, психоаналитическое, интеракционистское, культурологическое и отечественное направления в развитии социальной психологии. Необихевиористские концепции: 1. Теория агрессии и подражания (Н.Миллер, Д.Доллард, А.Бандура) об оперантной обусловленности поступков и поведения, о промежуточных...

Особенностей влияния тренинга общения на эмоциональную сферу личности офицера с целью изучения возможности применения тренинга общения как формы оказания психологической помощи. В процессе проведения исследования была сформулирована гипотеза: необходимо оказывать психологическую помощь военнослужащим для стабилизации эмоциональной сферы личности офицера. В исследовании принимали участие две...




Зависит от воспитания, усвоения моральных норм и социального опыта конструктивного взаимодействия. 1.5. Выводы. Проведя анализ имеющихся данных по вопросу социально-психологической характеристики конфликтов можно сделать следующие выводы: 1. Конфликт – это столкновение субъектов взаимодействия, отстаивающих собственные взгляды, мнения, цели, интересы, заключающееся в противодействии друг...



Цель использования этих техник состоит в коррекции отдель­ных невротических проявлений и профилактике психических откло­нений. Предлагаемая методика консультирования пригодна для практиче­ского использования в системе социальной работы с населением. Таким образом, в результате проделанной работы обоснованы организация и методика индивидуального психологического кон­сультирования клиентов, ...