Сходство зпр и умственной отсталости. Отличие умственной отсталости от зпр

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С ЗПР И УО Определение

УО - необратимость (?), тотальность - недоразвитие всех сторон психики: познавательных процессов, эмоц.-волев, + социальных способностей

ЗПР - обратимость, порциальность - запаздывание (приостановка) одной или нескольких функциональных систем, т.е. неравномерные нарушения отдельных психических функций

    Восприятие

Скорость снижена, требуются многократные повторения

Узость Невозможность удерживать в поле зрения 2-3 объектов Зрительная ориентировка

Не рассматривают, выхватывают хаотично предмет

Неузнавание предметов (незнакомых)

Снижается способность в написании букв, наслаивание одних на другие

Вербальные инструкции часто не воспринимаются

1. Восприятие

Скорость

Недостаточная скорость восприятия учебного материала

Узость

Одновременное удержание большего числа объектов, но рассеянность внимания

Зрит. Ориент.

Рассматривают, но упускают детали, не выдел. Существ. Признаков - затрудняются в узнавании предметов, зашумлен картинки

Путаются в написании (рассеянное внимание, повыш. утомляемость)

Словесные инструкции - значит, эффективнее

2. Мышление Наглядно-действенное - доминирует Словесно-логическое, абстрактное - не развивается - анализ - бессистемность, анализ возник Хаотично, мышление, речь - отдельно -Не следуют инструкции - обобщение - абстрактное мышеление -затруднено, систематич занятия могут не привести к положит результатам - сравнение - сравнивает не сравниваемые вещи, описывает только один объект

Сложность даже с инструкцией взрослого

2. Мышление Наглядно-действ. - более развито Отставание наглядно-образного, словесно-логического - нет анализа исходного задания, ориентация на внешние признаки. - не придержив. Инструкций - обобщение - затруднено, но поддается коррекции и обучению

- сравнение - упускает важные детали, не различает существенных признаков - нет готовности к интеллектуальному усилию - бедность понятийного словаря - неумение устанавливать логическую связь - задержаны: анализ, синтез, сравнение, обобщение, особенно абстрагирование (отвлечение)

3. Память - механическая - более развита

- непроизвольная

(нарушена из-за нарушения внимания)

- произвольная

затруднена

З.Память - механическая - снижен объем запомин., много ошибок - непроизвольная - недостаточная продуктивность (из-за снижения познават деят-ти) - произвольная - недостаточно (из-за снижения уровня развития эмоц - волев сферы)

4. Деятельность (игровая)

Более длительная предметная (манипулягивная) - не понимание свойств предметов (функциональность) - быстрое пресыщение - стериотипность действий (метод проб и ошибок)

4. Деятельность

Замедляется формирование сюжетно-ролевой - назначение игрушки понимается, но затрудн. в восстановлен. Связи

Учебная деятельность - задержка формирования.

5. Речь

Ограниченный словарный запас (и верб и не верб)

Позднее появление первых слов

Дефекты в строении органов речи (часто)

Период неологизмов отсутствует

5. Речь

Бедный словарный запас (сниженная познавательная активность)

Задержка темпов развития отдельных сторон речи

Неологизмы (словотворчество) затягивается

Ошибки звукопроизношения

Нарушение фонематического слуха

Системная недоразвитость речи (лексико – граматич.)

Практически отсутствует эмпатия

Также и УО

6. Эмоционально – волевая сфера

Повышенная моторная активность

Высокая отвлекаемость

Низкая выносливость

Нарушение настроения

Низкий уровень эмоционального интеллекта (способность слышать свои и чужие чувства и эмоции)

Повышенный уровень страхов

Эмпатия ближе к норме

В подр. возрасте решение конфликтных межличностных ситуаций:

Агрессия

Бегство

Регрессия

Отрицание трудностей и неадекватная оценка реальной ситуации; - неадекватная самооценка

Высокий уровень соперничества (из-за нереализованных стремлений, роста потребности в социальном признании, болезненного самоутверждения)

Внимание

Пассивность непроизвольное (чрезмерная отвлекаемость

Двигательные беспокойства или вялость, пассивность

Низкий уровень произвольного (недоразвитость волевых качеств)

Неспособность распределения внимания между разными объектами

Отвлекаемость двигательная расторможенность (или заторможенность)

У ЗПР тоже. Выраженный синдром дефицита внимания в сочетании с гиперактивностью

Причины:

Слабое развитие лобных долей (программирование, контроль поведения)

Ретикулярной формации (блок активации)

Социальные факторы:

Беременность, роды,

Травмы ч/м

Генетический фактор (ученые говорят – «может передаваться по наследству»)

По всем показателям психического развития дети с ЗПР находятся между нормой и УО.

Но дети с ЗПР в отличии от УО обладают большими потенциальными способностями при обучении и коррекции.

Приведите примеры девиантного поведения подростков с ЗПР или УО.

Поведение, характеризующееся отклонением от принятых нравственных, а в некоторых случаях и правовых норм называют девиантным. Оно включает антидисциплинарные, антисоциапьные, делинквентные, противоправные и аутоагрессивные (суицидальные и самоповреждающие) поступки.

Девиантное поведение достаточно широко распространено среди подростков с интеллектуальной недостаточностью. Среди поведенческих нарушений могут быть следующие:

Гиперкинетическое расстройство поведения. Оно характеризуется недостаточной настойчивостью в деятельности, требующей умственного напряжения, тенденцией переходить от одного занятия к другому, не завершая ни одного из них, наряду со слабо регулируемой и чрезмерной активностью.

Расстройство поведения, ограничивающееся семьей. Оно включает антисоциальное или агрессивное поведение (протестующее, грубое), проявляющееся только дома во взаимоотношениях с родителями и родственниками. Может иметь место воровство из дома, разрушение вещей, жестокость по отношению к ним, поджоги дома.

Несоциализированное расстройство поведения. Типичное поведение включает драчливость, хулиганство, непослушание, грубость, индивидуализм и сопротивление авторитетам, тяжелые вспышки гнева и неконтролируемой ярости, разрушительные действия, поджоги.

Социализированное расстройство поведения. Оно отличается тем, что стойкое асоциальное (воровство, лживость, прогулы школы, уходы из дома, вымогательство, грубость) или агрессивное поведение возникает у общительных детей и подростков.

По каким критериям можно отличить ЗПР от УО?

Задержки психического развития церебрального происхождения при хромосомных нарушениях, внутриутробных поражениях, родовых травмах представляют наибольшую сложность при отграничении их от умственной отсталости.

В исследованиях дефектологов (В. И. Лубовского, К С. Лебединской, М. С. Певзнер) указывается, что при задержке психического развития имеет место неравномерность формирования психических функций, причем отмечается как повреждение, так и недоразвитие отдельных психических процессов. При УО же характерны тотальность и иерархичность поражения.

УО носит необратимый характер, ЗПР в ряде случаев поддается коррекции.

К началу школьного обучения у этих детей, как правило, не сформированы основные мыслительные операции - анализ, синтез, сравнение, обобщение, они не умеют ориентироваться в задаче, не планируют свою деятельность, не удерживают условие задачи. Но, в отличие от умственно отсталых, у них выше обучаемость, они лучше используют помощь и способны применять показанный способ действия при выполнении аналогичных заданий.

Учитывая это, необходимо при дифференцированной диагностике строить обследование детей в форме обучающего эксперимента.

В отличие от умственной отсталости, где психическое и, в первую очередь, интеллектуальное недоразвитие имеет тотальный и необратимый характер, при задержке психического развития наблюдается выраженная неравномерность развития высших психических функций.

При ЗПР сохранны потенциальные возможности высших форм познавательной деятельности, и прежде всего, обобщения, отвлечения и абстрагирования. Поэтому дети с ЗПР, в отличие от умственно отсталых детей, способны использовать оказываемую им помощь и переносить ее самостоятельно на новые задания. Умственно отсталый ребенок также использует оказываемую ему помощь, но перенести самостоятельно усвоенный в конкретном задании обобщенный способ действия на новые задания он не может.

В отличие от умственно отсталых детей, у детей с ЗПР выше обучаемость. Они лучше используют помощь учителя или старшего и способны применить показанный способ действия при выполнении аналогичных заданий. Поэтому для правильной постановки диагноза очень важно проводить обследование ребенка с подозрением на ЗПР в форме обучающего эксперимента.

Государственное учреждение социального обслуживания населения Тульской области «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних Белевского района»

Консультация для воспитателей

Тема: « Отличие детей с задержкой психического развития от умственной отсталости и педагогической запущенности ».

Подготовила педагог-психолог

Князева Оксана Викторовна

Белев 2014

Задержка психического развития (ЗПР)- замедление темпа психического развития преодолеваемое с возрастом при специфически организованном обучении. Для ЗПР характерны мозаичность и парциальность нарушений психических функций. Вследствие недостаточности динамической организации психической деятельности отмечаются неустойчивость, рассеянность внимания, нарушение контроля за выполняемой деятельностью, поверхность знаний об окружающем мире, социальная незрелость и др.

Умственная отсталость недоразвитие интеллекта, которая не является отдельным заболеванием или особым состоянием, скорее это общее название многих отклонений, различных по своей природе и степени выраженности. Умственная отсталость «стойкое, необратимое недоразвитие уровня психической, в первую очередь интеллектуальной деятельности, связанное с врожденной или приобретенной (деменция) органической патологией головного мозга. Наряду с умственной недостаточностью всегда имеет место недоразвитие эмоционально-волевой сферы, речи, моторики и всей личности в целом».

Педагогическая запущенность – устойчивое отклонение в сознании и поведении детей обусловлено отрицательным влиянием среды и недостатками воспитания (трудные дети). У таких детей и детей ЗПР наблюдается внешнее сходство отклонений в поведении и социальном отношении: конфликтность, нарушение правил поведения, отказ или уклон от требований, лживость, необязательность. Причины возникновения отклонений педагогически запущенных детей разные. Поведение – результат стойкого отклонения в нравственно-правовом сознании. Данного ребенка можно назвать оппозиционером по убеждению (деяния совершают сознательно). Причины отклонения поведения детей ЗПР являются слабые адаптационные механизмы личности. Несбалансированность процессов возбуждения и торможения. Для этого ребенка конфликт, отказ, ложь – наиболее простой способ взаимодействия со средой и в то же время способ самосохранения, самозащиты от отрицательных воздействий извне. При таком стихийном формировании без педагогической опеки ребенок приобретает асоциальные черты характера.

Отличие детей с ЗПР от умственной отсталости.

Для нарушения познавательной деятельности при ЗПР характерна порциальность, многозначность в развитии всех компонентов психической деятельности ребенка. Для УО характерно диффузное, размытое повреждение коры головного мозга.

В сравнении с УО детьми у детей с ЗПР гораздо выше потенциал возможности развития их познавательной деятельности, в особенности высших форм: мышления, общения, сравнения, анализа и синтеза.

В отличие от УО, при которой страдают мыслительные функции, при ЗПР страдают предпосылки интеллектуальной деятельности: внимание, речь, фонематический слух.

Для развития всех форм мыслительной деятельности детей с ЗПР характерна скачкообразность ее динамики (Н.: внимание у детей ЗПР скачкообразно повышается к 3-му классу)

При обследовании детей с ЗПР в комфортных для них условиях и в процессе целенаправленного воспитания и обучения выяснено, что дети способны сотрудничать со взрослыми, что не наблюдается у детей УО. Дети ЗПР легко принимают помощь продвинутого сверстника.

Игровое предъявление задания повышает продуктивность деятельности детей с ЗПР в то время, как УО оно может служить поводом для непроизвольного соскальзывания внимания ребенка с выполнения задания, чаще, если задание на пределе возможности ребенка.

Игровая деятельность для детей ЗПР в отличии от УО носит более эмоциональный характер. Мотивы определены целями деятельности, но содержание не развернуто, в ней (игре) отсутствует собственный замысел, воображение, умение представлять ситуацию в умственном плане. В отличие от нормального сверстника не переходят на уровень сюжетно-ролевой игры без специального обучения, а застревают на уровне сюжетной, когда дети УО застревают на предметной игровой деятельности.

Для детей с ЗПР характерно больше ярких эмоций, которые позволяют сосредоточиться на выполнении задания, чем больше ребенок заинтересован заданием, тем выше результат.

Большинство детей с ЗПР с дошкольного возраста достаточно владеют изобразительной деятельностью. УО без специального обучения изобразительной деятельности не возникает. Такой ребенок остается на уровне черкания (кривые домики, головоногие человечки, буквы и цифры хаотично разбросаны по бумаге)

  1. Необходимо постоянно поддерживать уверенность в своих силах, обеспечить ребенку субъективное переживание успеха при определённый усилиях. Трудность заданий должна возрастать постепенно, пропорционально возможностям ребёнка.
  2. Не нужно требовать немедленного включения в работу. На каждом занятие обязательно вводить организационный момент, т.к. дети с ЗПР с трудом переключаются с предыдущей деятельности.
  3. Не нужно ставить ребёнка в ситуацию неожиданного вопроса и быстрого ответа, обязательно дать некоторое время для обдумывания.
  4. Не рекомендуется давать для усвоения в ограниченный промежуток времени большой и сложный материал, необходимо разделять его на отдельные части и давать их постепенно.
  5. Не требовать от ребёнка с ЗПР изменения неудачного ответа, лучше попросить ответить его через некоторое время.
  6. В момент выполнения задания недопустимо отвлекать учащегося на какие-либо дополнения, уточнения, инструкции, т.к. процесс переключения у них очень снижен.
  7. Стараться облегчить познавательную деятельность с использованием зрительных опор на занятие (картин, схем, таблиц), но не увлекаться слишком, т.к. объём восприятия снижен.
  8. Активизировать работу всех анализаторов (двигательного, зрительного, слухового, кинестетического). Дети должны слушать, смотреть, проговаривать и т.д.
  9. Необходимо развивать самоконтроль, давать возможность самостоятельно находить ошибки у себя и у товарищей, но делать это тактично, используя игровые приемы.
  10. Необходима тщательная подготовка перед каждым уровнем. Важна не быстрота и количество сделанного, а тщательность и правильность выполнения самых простых заданий.
  11. Воспитатель не должен забывать об особенностях развития таких детей, давать кратковременную возможность для отдыха с целью предупреждения переутомления, проводить равномерные включения в занятия динамических пауз (через 10 минут).
  12. Для концентрации рассеянного внимания необходимо делать паузы перед зданиями, интонацию и приемы неожиданности (стук, хлопки, музыкальные инструменты, колокольчик и т.п.).
  13. Необходимо прибегать к дополнительной ситуации (похвала, соревнования, жетоны, фишки, наклейки и др.). особенно это актуально в дошкольном возрасте. Использовать на занятиях игру и игровую ситуацию.
  14. Создавать максимально спокойную обстановку на занятии, поддерживать атмосферу доброжелательности.
  15. Темп подачи материала должен быть спокойным, ровным, медленным, с многократным повтором основных моментов
  16. Все приемы и методы должны соответствовать возможностям детей с ЗПР и их особенностям. Дети должны испытывать чувство удовлетворённости и чувство уверенности в своих силах.
  17. На занятиях и во внеурочное время необходимо уделять постоянное внимание коррекции всех видов деятельности детей.

Одной из важнейших задач психолого-педагогиче­ской диагностики является отграничение умственной от­сталости от ЗПР. Большая заслуга в деле разработки психолого-педагогиче­ской диагностики отграничения умственной от­сталости от ЗПР принадлежит дефектологам Т. А. Власовой, Г. М. Дульневу, А. Р. Лурия, М. С. Певзнер, Ж. И. Шиф, Г. Е. Сухаревой, В.И. Лубовскому, С. Д. Забрамной и др. Проблема дифферен­циальной диагностики в связи с комплектованием уч­реждений для умственно отсталых детей была предме­том обсуждения на Международной конференции, со­стоявшейся в 1964 г. в Копенгагене. Уже тогда было указано на недостаточность только психометрических оценок при диагностике умственной отсталости и были поставлены задачи разработки методов исследования и критериев для отграничения умственной отсталости от пограничных, сходных с ней состояний.

В зависимости от происхождения (церебрального, конституционального, соматогенного, психогенного), времени воздействия на организм ребенка вредоносных факторов задержка психического развития дает разные варианты отклонений в эмоционально-волевой сфере и в познавательной деятельности.

Задержки психического развития церебрального про­исхождения при хромосомных нарушениях, внутриутроб­ных поражениях, родовых травмах встречаются чаще других ипредставляют наибольшую сложность при от­граничении их от умственной отсталости, поскольку в том и другом случае у детей отмечаются недостатки познавательной деятельности в це­лом и выраженная дефицитарность модально-специфических функций.

В исследованиях дефектологов (В. И. Лубовского, К. С. Лебединской, М. С. Певзнер, Н. А. Цыпиной и др.) указывается, что при задержке психического раз­вития имеет место неравномерность формирования пси­хических функций, причем отмечается как повреждение, так и недоразвитие отдельных психических процессов. При олигофрении же характерны тотальность и иерар­хичность поражения.

Вот основные отличительные признаки, значи­мые для разграничения задержки психического развития и умствен­ной отсталости.

Для нарушений познавательной деятельности при ЗПР ха­рактерны парциальность, мозаичность в развитии всех компонен­тов психической деятельности ребенка. При умственной отсталос­ти отмечается тотальность и иерархичность нарушений психичес­кой деятельности ребенка. Ряд авторов используют для характери­стики умственной отсталости такое определение как «диффузное, разлитое повреждение» коры головного мозга.

В сравнении с умственно отсталыми детьми у детей с ЗПР
гораздо выше потенциальные возможности развития их познава­тельной деятельности, и в особенности высших форм мышления -
обобщения, сравнения, анализа, синтеза, отвлечения, абстраги­рования. Однако нужно помнить, что некоторые дети с ЗПР, как и их умственно отсталые сверстники, затрудняются в установле­нии причинно-следственных зависимостей и имеют несовершен­ные функции обобщения.

Для развития всех форм мыслительной деятельности детей с
ЗПР характерна скачкообразность ее динамики. В то время как у умственно отсталых детей данный феномен экспериментально не выявлен.

В отличие от умственной отсталости, при которой страдают собственно мыслительные функции - обобщение, сравнение, анализ, синтез, - при задержке психического развития страдают предпосылки интеллектуальной деятельности. К ним относятся такие психические процессы как внимание, восприятие, сфера образов-представлений, зрительно-двигательная координация, фонематический слух и другие.

При обследовании детей с ЗПР в комфортных для них усло­виях и в процессе целенаправленного воспитания и обучения дети способны к плодотворному сотрудничеству с взрослым. Они хо­рошо принимают помощь взрослого и даже помощь более про­двинутого сверстника. Эта поддержка еще более эффективна, если она оказывается в форме игровых заданий и ориентирована на
непроизвольный интерес ребенка к осуществляемым видам дея­тельности.

Игровое предъявление заданий повышает продуктивность де­ятельности детей с ЗПР, в то время как для умственно отсталых дошкольников оно может служить поводом для непроизвольного соскальзывания ребенка с выполнения задания. Особенно часто это происходит, если предлагаемое задание находится на пределе возможностей умственно отсталого ребенка.

У детей с ЗПР имеется интерес к предметно - манипулятивной и игровой деятельности. Игровая деятельность детей с ЗПР, в отличие от таковой у умственно отсталых дошкольников, носит более эмоциональный характер. Мотивы определяются целями де­ятельности, правильно выбираются способы достижения цели, но содержание игры не развернуто. В ней отсутствует собственный за­мысел, воображение, умение представить ситуацию в умственном плане. В отличие от нормально развивающихся дошкольников дети с ЗПР не переходят без специального обучения на уровень сюжетно-ролевой игры, а «застревают» на уровне сюжетной игры. Вмес­те с тем их умственно отсталые сверстники остаются на уровне предметно-игровых действий.

Для детей с ЗПР характерна большая яркость эмоций, кото­рая позволяет им более длительное время сосредоточиваться на выполнении заданий, вызывающих их непосредственный интерес. При этом, чем больше ребенок заинтересован в выполнении зада­ния, тем выше результаты его деятельности. Подобный феномен не отмечается у умственно отсталых детей. Эмоциональная сфера умственно отсталых дошкольников не развита, а чрезмерно игро­вое предъявление заданий (в том числе в ходе диагностического обследования), как уже упоминалось, часто отвлекает ребенка от решения самого задания и затрудняет достижение цели.

Большинство детей с ЗПР дошкольного возраста в различной
степени владеют изобразительной деятельностью. У умственно от­сталых дошкольников без специального обучения изобразитель­ная деятельность не возникает. Такой ребенок останавливается на уровне предпосылок предметных изображений, т. е. на уровне чер­кания. В лучшем случае у отдельных детей отмечаются графические штампы - схематичные изображения домиков, «головоногие» изоб­ражения человека, буквы, цифры, хаотично разбросанные по плос­кости листа бумаги.

В соматическом облике детей с ЗПР в основном отсутствует
диспластичность. В то время как у умственно отсталых дошкольни­ков она наблюдается достаточно часто.

В неврологическом статусе детей с ЗПР обычно не отмечает­ся грубых органических проявлений, что типично для умственно
отсталых дошкольников. Однако и у детей с задержкой можно уви­деть неврологическую микросимптоматику: выраженную на вис­ках и переносице венозную сеточку, легкую асимметрию лицевой иннервации, гипотрофию отдельных частей языка с его девиаци­ей вправо или влево, оживление сухожильных и периостальных рефлексов.

Патологическая наследственная отягощенность более типична
для анамнеза умственно отсталых детей и практически не отмеча­ется у детей с задержкой психического развития.

В математике имеют место трудности в овладении составом числа, счетом с переходом через десяток, в ре­шении задач с косвенными вопросами и т. д. Но помощь здесь более эффективна, чем у умственно отсталых. Учитывая это, необходимо при дифференцированной диагностике строить обследование детей в форме обу­чающего эксперимента.

При обследовании чтения, письма, счета они часто обнаруживают ошибки такого же типа, что и умственно отсталые, но, тем не менее, у них имеются качественные различия. Так, при слабой технике чтения дети с за­держкой психического развития всегда пытаются понять прочитанное, прибегая, если надо, к повторному чтению. У умственно отсталых нет желания понять, поэтому их пересказ может быть непоследовательным и нелогич­ным. В письме отмечается неудовлетворительный навык каллиграфии, небрежность и т. п., что, по мнению спе­циалистов, может быть связано с недоразвитием мото­рики, пространственного восприятия. Детям с ЗПР тру­ден звуковой анализ. У умственно отсталых все эти недостатки выражены грубее.

Безусловно, это не все отличительные признаки, учитываемые при разграничении ЗПР и умственной отсталости. Не все они одинаковы по своей значимости. Однако знание этих вышеупомяну­тых признаков позволяет достаточно четко дифференцировать оба рассматриваемых состояния.

Иногда приходится дифференцировать задержку психического развития и легкую степень органической деменции. При ЗПР нет такой разлаженности деятельности, личностного распада, грубой некритичности и полного выпадения функций, которые отмеча­ются у детей с органической деменцией, что и является диффе­ренциальным признаком.

Отличительные признаки, позволяющие разграничить ЗПР и умственную отсталость в коротком виде представлены в Таблице 1.

Таблица 1

Сравнительная характеристика умственной отсталости и ЗПР

Умственная отсталость Задержка психического развития
1. Диффузное поражение головного мозга или сочетания диффузного поражения с очаговыми поражениями головного мозга или подкорковых областей. 2. Значительное отставание в развитии моторных навыков. Наличие отклонений в развитии двигательной сферы (нарушений координации движений, недоразвития мелкой ручной моторики и др.). 3. При тотальном недоразвитии всех сторон познавательной деятельности и эмоциональной волевой сферы всегда больше нарушено мышление, наиболее высшие его формы (словесно-логическое, абстрактное). 4. Стойкое снижение или отсутствие познавательных интересов; отсутствие инициативы и самостоятельности в учебной и других видах познавательной деятельности. 5. Механическая память сохранна. Трудность в запоминании внутренних логических связей. Недоразвитие смысловой памяти. 6. Усвоенные знания без постоянного их использования в практической деятельности быстро утрачивается. Относительной стойкостью обладают навыки, формирующиеся на основе механической памяти. 7. Эмоциональные реакции однообразные, невыразительные, малодифференцированные, не всегда соответствуют происходящему. 8. Значительно снижена критика к себе, к результатам деятельности. Не всегда заинтересован в достижении результата. 9.Оказание всех мер помощи малоэффективно. Логический перенос усвоенного способа на аналогичное задание либо не происходит, либо формируется крайне медленно и легко распадается 1.Отсутствие диффузного поражения головного мозга. Наличие функциональных нарушений деятельности ЦНС или очаговых органических поражений головного мозга средней или легкой степени. 2.Отстутствие или незначительная задержка в двигательном развитии. Нарушение со стороны двигательной сферы нерезко выражены или отсутствуют. 3. Неравномерность нарушений психических функций. При нарушении различных сторон познавательной деятельности и эмоционально-волевой сферы интеллект первично сохранный. 4. Избирательные интересы к определенным видам деятельности, проявление инициативы и самостоятельности в некоторых видах деятельности (игровой и предметно-практической, реже – в отдельных видах учебной деятельности). 5. Снижение механической памяти. Способность к запоминанию общего смысла и логических связей, при неточности воспроизведения деталей. Смысловая память чаще сохранна. 6. Способность к усвоению и сохранению знаний, умений, навыков в целом приближается к норме. Могут отмечаться избирательные нарушения процесса запоминания той или иной информации. 7. Эмоциональные реакции живые или скупые, но всегда выразительные, дифференцированные, как правило соответствуют происходящему. 8.Эмоционально реагирует на неуспех и неудачу в деятельности. Переживает по поводу своей успешности. 9. Оказание помощи как правило эффективно. Чаще достаточно оказание организующей и направляющей помощи для выполнения задания. Логический перенос усвоенного способа на аналогичное задание формируется.

Отличие умственной отсталости от ЗПР

Спрашивает: Ирина33

Пол: Мужской

Возраст: 7

Хронические заболевания: не указаны

Здравствуйте, моему ребенку 7 лет, учится в 1 классе. Невропатолог поставила СДВГ в прошлом году. Он неусидчивый, легко отвлекается, учительницу не слушает. На ее вопросы часто просто молчит, не потому что не знает, а просто, как говорит, не хочет. Дети часто его задевают, он дает сдачи, но когда учитель спрашивает, ей ничего не рассказывает, а только дома говорит, что кто-то его обидел и он ответил. Родители других детей жалуются, учительница тоже нервничает. Вследствие этого нас направили к психиатру, который поставил диагноз f90 и под вопрос f70 и направил на ПМПК. Прочитав дома, что означает f70, мы решили, что на ПМПК не пойдем. Пошли к другому психиатру, она поставила f21.8. Нас этот диагноз устраивает больше, т. к. подразумевает школу 7 вида, но таких школ у нас нет, есть только 8, поэтому директора нашей школы такой диагноз не устраивает и она заставляет пойти на ПМПК. Мы решили, что не пойдем, потому что при наличии диагноза и показаний к обучению в школе 8 вида, нас из школы точно уберут. Мы не знаем что делать, как можно поставить точный диагноз ребенку в 7 лет. Ведь если ошибиться с диагнозом, можно сломать ему всю жизнь, оставить без образования, нормальной работы. Мы с мужем считаем что у него ЗПР, а это совсем другой диагноз с другими показаниями. Если по развитию, ребенок, на мой взгляд интеллектуально развивался нормально, правда сидеть начал только в 10 месяцев, ходить в 1 год и 2 месяца, но улыбаться. Говорить начал в том же возрасте, что и двое моих старших детей, они у меня отличники в школе. В 2 года пошел в сад, хоть и воспитатели жаловались на ригидность, я считаю, просто им там не занимались. С пяти лет пытались научить буквам, не мог запомнить, но в 6,5 отдали на обучение женщине, которая готовит у нас детей к школе, через месяц стал читать по слогам. Сейчас неплохо читает, пишет. Считает хуже, в пределах 10, до 20 только по линейке. Психиатр ставит под вопрос УО, на основании того, что плохо считает и плохо развито логическое мышление, но если в садике ими никто не занимался, а мы работаем целый день, то может ему просто не объясняли то, что от него требуют. Как можно реально поставить в 7 лет диагноз, отличить ЗПР от УО, чтобы потом, когда ему будет 12-13 лет, он не винил нас, что мы отдали его в школу 8 вида и в тоже время, чтобы наша теперешняя борьба со всеми учителями, родителями, директором школы, которая выматывает нервы и требует больших финансовых затрат на врачей, лекарства, репетиторов, была не впустую.

Лёгкая умственная отсталость с нарушением поведения, расстройством экспрессивной речи Скажите пожалуйста положенна ли инвалидность ребёнку с диагнозом лёгкая умственная отсталость с нарушением поведения, расстройством экспрессивной речи. Обучаться он не может только по программе для умственно отсталых признали на пмк. Под вопросом у него стоит эписидром в амнезе. У него последствия раннего органического поражения ЦНС, задержка психоречевого развития. Делали ЭЭГ умеренные диффузные изменения б. э. а головного мозга с усилением синхронизирующих стволовых влияний. Признаки замедления формирования БЭА головного мозга. Не нереализованный и очаговой эпилептиформной активности не зарегистрировано. На учёте у психиатра состоит ребенок

3 ответа

Не забывайте оценивать ответы врачей, помогите нам улучшить их, задавая дополнительные вопросы по теме этого вопроса .
Также не забывайте благодарить врачей.

Здравствуйте, Ирина.
Ребенку ставили 3 совершенно различных диагноза. И это при очных осмотрах. Заочно, в описание от 3-го лица, это сделать тем более невозможно.
Главное отличие ЗПР от умственной отсталость легкой степени в обратимости изменений. При УО так же имеется органический компонент болезни: патология в перинатальный период, травма в родах, наследственность и т. д.
Чтобы ответить на Ваш вопрос нужно иметь знания по неврологии и психиатрии. Вряд ли Вы сами сможете отдифференцировать диагноз. Можете посм таблицу http://www.studfiles.ru/preview/1668569/

Ирина33 2017-05-12 14:29

Я скорее имела в виду, насколько велика вероятность ошибиться при постановке диагноза в 7 лет, и во сколько лет можно поставить диагноз наиболее приближенный к реальному. Просто даже, если проверять по тесту Векслера, ребенок отвечает на первые логические вопросы, а дальше идут такие, на которые даже я затрудняюсь ответить, поскольку требуются знания, а не логика, т. е. на них ребенок может ответить только в 6-8 классе, где это проходят на уроках.

К 7-8 годам вполне можно увидеть умственную отсталость.
Попробуйте проконсультировать ребенка на кафедре детских болезней. Слишком разнятся поставленные ему диагнозы.

Поиск по сайту

Если вы не нашли нужной информации среди ответов на этот вопрос , или же ваша проблема немного отличается от представленной, попробуйте задать дополнительный вопрос врачу на этой же странице, если он будет по теме основного вопроса. Вы также можете задать новый вопрос , и через некоторое время наши врачи на него ответят. Это бесплатно. Также можете поискать нужную информацию в похожих вопросах на этой странице или через страницу поиска по сайту . Мы будем очень благодарны, если Вы порекомендуете нас своим друзьям в социальных сетях .

Медпортал сайт осуществляет медконсультации в режиме переписки с врачами на сайте. Здесь вы получаете ответы от реальных практикующих специалистов в своей области. В настоящий момент на сайте можно получить консультацию по 43 направлениям: аллерголога , венеролога , гастроэнтеролога , гематолога , генетика , гинеколога , гомеопата , дерматолога , детского гинеколога , детского хирурга , детского эндокринолога , диетолога , иммунолога , инфекциониста , кардиолога , косметолога , логопеда , лора , маммолога , медицинского юриста , нарколога , невропатолога , нейрохирурга , нефролога , онколога , онкоуролога , ортопеда-травматолога , офтальмолога , педиатра , пластического хирурга , проктолога , психиатра , психолога , пульмонолога , сексолога-андролога , стоматолога , уролога , фармацевта , фитотерапевта , флеболога , хирурга , эндокринолога .

Мы отвечаем на 97.48% вопросов .

Оставайтесь с нами и будьте здоровы!