Морская болезнь: причины и лечение. Морская болезнь: причины, симптомы и методы лечения Причина и профилактика морской болезни

Укачивание - особое болезненное состояние, возникающее у некоторых лиц при качке на корабле или самолете, а также при езде на автомобильном и железнодорожном транспорте, главным образом вследствие воздействия на организм механических раздражителей, связанных с перемещениями корабля, самолета, автомобиля и т. д.

Для обозначения определенного болезненного состояния в зависимости от того, где развивается укачивание - на море, в воздухе или в автомобиле, в поезде и на другом сухопутном транспорте, издавна пользуются терминами «морская болезнь», «воздушная болезнь», «железнодорожная или автомобильная болезнь». Некоторые авторы называют это состояние просто укачиванием, или болезнью движения.

Каковы причины возникновения морской болезни?

Наиболее часто и полно клиническая картина укачивания бывает выражена на море, особенно когда водная поверхность неспокойна. Укачивание на море в первую очередь связано с качкой корабля и воздействием на человека прямолинейных и угловых ускорений. Другими факторами, способствующими развитию симптомокомплекса морской болезни, являются повышение реактивности организма, неустойчивость эмоциональной сферы, а также лабильность вегетативного отдела центральной нервной системы. Еще Плутарх отмечал отсутствие укачивания у детей в первые годы жизни. Подтверждением большого значения состояния психики при повышении реактивности организма являются случаи, когда клиническая картина морской болезни возникает при виде волнующегося моря с палубы корабля, или только при воспоминании об испытанных в прошлом болезненных ощущениях при передвижениях на корабле, самолете, автомобиле. Наряду с этим можно привести немало случаев, когда моряки, подверженные укачиванию, в условиях напряженной боевой деятельности корабля не страдали морской болезнью даже в штормовую погоду.

Морская болезнь чаще наблюдается среди лиц молодого возраста. По данным, только 1/3 молодых моряков в возрасте 18-25 лет не страдает от укачивания. Моряки более старшего возраста и особенно лица, часто отправляющиеся в длительные морские походы, в неблагоприятных метеорологических условиях укачиваются значительно реже.

Развитие морской болезни зависит и от некоторых других факторов. Так, среди моряков, живущих в помещениях, расположенных в носовой части корабля, морская болезнь наблюдается чаще, чем у матросов и пассажиров, размещенных в кормовых отсеках. Вот почему опытные моряки всегда стараются получить места в каютах кормовой части корабля.

Не менее важными факторами, способствующими укачиванию, являются недостаточная вентиляция закрытых и тесных помещений, высокая температура и повышенная влажность воздуха, а так же сотрясения корабля. Морская болезнь возникает реже и переносится легче открытом воздухе, когда имеется возможность наблюдать окружающую водную поверхность и линию горизонта.

Около 67% личного состава, списанного с кораблей на берег из-за морской болезни, составляют матросы и старшины электромеханической части, у мотористов укачивание встречается в два с лишним раза чаще, чем у боцманов. По другим данным, вообще только 3% людей не подвержены укачиванию, а все остальные в какой-то мере страдают морской болезнью.

Среди других факторов, способствующих появлению морской болезни, следует указать на различные запахи: табака, отработанного машинного масла, лаков, дыма, приготовленной пищи и др. Все эти запахи раздражают обонятельный анализатор и усиливают симптомы укачивания, делают их более тягостными.

Имеет значение качество и количество пищи: обильная, особенно жирная и сладкая пища, а также злоупотребление спиртными напитками путем воздействия на вкусовые рецепторы и интерорецепторы желудка способствуют проявлению симптомокомплекса укачивания.

Итак, целый ряд самых разнообразных факторов благоприятствует укачиванию, но, как мы указывали выше, основное значение в развитии морской болезни имеет качка корабля.

Различают три вида качки корабля: вертикальную - при погружении корабля вниз и подъеме кверху, бортовую - около продольной оси и килевую качку - около поперечной оси.

Бортовая качка увеличивается во время дрейфа и при положении корабля лагом (параллельно к волне), крен при этом может достигать 20-30° и наиболее значителен вблизи миделя (центра пересечения всех осей качания корабля). Килевая качка наиболее выражена, когда корабль идет навстречу волне.

Наибольший размах килевой качки бывает на оконечностях корабля и, особенно в носовой части его. При этом дифферент - угол продольного наклонения судна, вызывающий разность в осадках носа и кормы, может достигать 7-9°. При бортовой и килевой качках на человека воздействуют угловые и прямолинейные ускорения, немного превышающие пороговые физиологические раздражители.

Несколько слов о качке на так называемой мертвой зыби. Зыбь - волнение моря без ветра, достигающее иногда крупных размеров, наблюдается или после продолжительного ветра, когда море еще не успокоилось, или перед ветром, когда последний с силой дует по соседству и гонит перед собой волну. При этом амплитуда движения волн в вертикальной плоскости может достигать нескольких метров.

При вертикальной качке, которая более выражена на носу и корме, на человека воздействуют прямолинейные ускорения, которые в десятки раз превышают пороговые физиологические раздражители.

Прямолинейные, главным образом вертикальные, перемещения корабля нередко являются основной причиной развития морской болезни. На крупных кораблях движение судна по вертикали почти не ощущается, зато бывают значительными угловые перемещения, наблюдаемые при бортовой и килевой качках.

В развитии морской болезни наряду с видом качки не меньшее значение имеет и ее характер. Качка может быть медленной (плавной) или, наоборот, быстрой (стремительной). Особенно плохо переносится стремительная качка на кораблях небольшого тоннажа с малым естественным периодом (промежуток времени, в течение которого корабль перемещается из одного крайнего положения в другое и обратно).

Каждый корабль имеет свой, присущий только ему, естественный период качки. Величина этого периода зависит от длины, ширины, углубления корабля, а так же от конструктивных особенностей. Во время сильного волнения моря укачиванию способствуют также вынужденные колебания корабля, зависящие от величины волн, которые могут достигать 400 м. в длину и 11 м в высоту.

Как возникает морская болезнь?

Во время качки у человека прежде всего вследствие воздействия прямолинейных и угловых ускорений, связанных с перемещением тела, возникает ряд ответных соматовегетативных реакций, которые и определяют основные проявления морской болезни. Местом приложения этих раздражений в первую очередь является вестибулярный аппарат, отолиты и полукружные каналы которого с помощью рецепторов вестибулярного нерва, расположенных в преддверии внутреннего уха, осуществляют связь периферических органов-анализаторов с центральной нервной системой.

Основание этих клеток, обращенное к стенке ампулы, вступает в связь с волокнами вестибулярного нерва, а волоски этих клеток «купаются» в эндолимфе ампулы. При передвижении головы (полукружных каналов) токи эндолимфы являются раздражителями для клеток с волосками. Возникающие при этом импульсы передаются по вестибулярному нерву в центральную нервную систему.

Части преддверья составляют эллиптический (utriculus) и сферический (sacculus) мешочки, которые иннервируются вестибулярным нервом. В этих мешочках также имеются эпителиальные клетки с волосками, на концах которых, обращенных в полость, лежат кристаллы извести - отоконии. Центральные отрезки клеток этих мешочков интимно связаны с волокнами вестибулярного нерва. Весь этот аппарат носит название отолитов. Волокна вестибулярного нерва возникают от клеток узла Скарпа, лежащего во внутреннем слуховом проходе. Периферические волокна клеток этого узла связаны с рецепторными клетками отолитов и полукружных каналов, а центральные ветви входят в состав слухового нерва, который вступает в продолговатый мозг. Вестибулярные ветви слухового нерва заканчиваются в пяти ядрах. Медиальное ядро лежит под дном IV желудочка. Ядро Дейтерса располагается латерально от него. В наружном углу IV желудочка лежит ядро Бехтерева.

Нисходящее ядро расположено на уровне хвостовой части дейтерсова ядра и достигает уровня ядер задних столбов. Наконец, ядро Монакова лежит кнаружи от клиновидного канатика. Волокна вестибулярных ядер связаны с мозжечком, с ядрами спинного мозга, ствола зрительного бугра, глазодвигательных нервов, а также с корой головного мозга.

Как было указано выше, при вращении тела вокруг какой-либо оси эндолимфа полукружных каналов приходит в движение и раздражает их эпителиальные клетки с волосками. Движение эндолимфы по направлению к ампуле создает состояние повышенной возбудимости ее рецепторов, которое по волокнам вестибулярного нерва передается его ядрам и тем аппаратам, которые с ним связаны. В результате возникает ряд рефлекторных, так называемых вестибулярных соматических реакций, назначение которых заключается в ликвидации или снижении пассивного перемещения тела при воздействии на него внешних сил.

Биологическое значение отолитового аппарата состоит в том, что он является, по сути дела, основным рецептором в системе тонических рефлексов, определяющих положение тела при его покое и движении. Отолиты и полукружные каналы имеют то общее, что участвуют в регуляции положения тела по отношению центра тяжести, а также способствуют фиксации зрительной оси при передвижении головы. Иначе говоря, эти приборы обладают рецепторами постуральных, в частности антигравитарных рефлексов.

Наряду с приспособительными (ответными) соматическими рефлексами при раздражении вестибулярного аппарата может возникать большое количество висцеральных реакций, проявляющихся расширением зрачков, побледнением лица, изменением частоты пульса, тошнотой, рвотой и пр. Все это обусловлено тем, что при возбуждении вестибулярного аппарата импульсы передаются как на соматические, так и на висцеральные центры головного мозга. Головокружение, часто наблюдаемое при раздражении вестибулярного аппарата, по-видимому, обусловлено распространением возбуждения на корковые вестибулярные центры.

Если для полукружных каналов, как указывалось выше, раздражителем является угловое ускорение, то для отолитового аппарата - гравитационное ускорение и ускорение при прямолинейных перемещениях тела. При укачивании возбуждение и особое положение возникает не только в полукружных каналах, но и в отолитовом аппарате. Имеющиеся в нем скопления чувствительных клеток, слуховые пятнышки и лежащие на них известковые кристаллы - отоконии - меняют свои взаимоотношения, а именно: когда корабль находится на гребне волны, отоконии подтягиваются к пятнышкам, а когда он достигает подошвы волны, отодвигаются от пятнышек. В результате возникает раздражение волосковых клеток невроэпителия с последующей передачей импульсов по вестибулярному нерву в различные отделы центральной нервной системы и воздействием на соматовисцеральные органы. Ответная реакция со стороны последних состоит в двигательных и вегетативных расстройствах, совокупность которых в сочетании с корковыми реакциями внешне проявляется синдромом укачивания. Вполне понятно, что лица с неустойчивой нервной системой и вегетативными реакциями наиболее подвержены укачиванию.

О роли вестибулярного аппарата в возникновении укачивания говорит тот факт, что глухонемые с недоразвитым лабиринтом редко страдают морской или воздушной болезнью.

Малочувствительны к укачиванию дети (от грудного до 4-летнего возраста).

Кроме вестибулярного аппарата, который является основным, хотя и не единственным источником пространственного чувства и связанных с ним рефлексов (особенно вегетативных), в механизме укачивания известная роль принадлежит раздражению зрительного и к и нестатического анализаторов. Достаточно сказать, что раздражение рецепторного аппарата зрительного анализатора в этих условиях нередко вызывает головокружение, тошноту и рвоту.

Оптическая фиксация взглядом неподвижной точки горизонта, отдаленных волн и облаков уменьшает укачивание, тогда как большая часть поля зрения, занятая движущимися предметами, усиливает длительное головокружение. Иначе говоря, потеря зрительного контакта со статическими точками способствует укачиванию. Вот почему слепые более подвержены морской болезни.

Повышенная импульсация с проприорецепторов при качке вызывает вестибулярно-вегетативные реакции организма, а пребывание тела в горизонтальном положении содействует уменьшению укачивания, так как снимается добавочное ускорение, вызываемое активным и пассивным движением головы. Наряду с этим в горизонтальном положении уменьшаются раздражения чувствительных нервов в результате того, что смещения подвижных внутренних органов по отношению к диафрагме становятся менее значительными.

Реакции организма на статокинетические раздражители (изменение в положении и движении тела) находятся в зависимости от состояния и деятельности многих рецепторных систем (зрительной, вибрационной, тактильной, проприоцептивной, интероцептивной и др.), среди которых особое место занимает лабиринтная.

«Изменения в положении и движении тела (т. е. статокинетические раздражения) улавливаются одновременно и зрением, и лабиринтом, и мышечно-суставным чувством, и вибрационно-тактильным чувством, и чувствительными оболочками брюшной, грудной и черепной полостей с заключенными в них органами».

Каковы симптомы морской болезни?

Укачивание на море переносится по-разному. Описано более 20 различных симптомов укачивания. Одни торопливо ходят по наветренной стороне корабля, испытывая чувство тревоги и страха, другие лежат на койках, они апатичны и безразличны к окружающей их обстановке.

Появляется головокружение, диплопия, головная боль, зябкость, расширение зрачков, иногда спутанное сознание и другие мозговые симптомы. Извращаются вкус и аппетит. Нередко присоединяются расстройства функции кишечника: запоры, реже жидкий стул. Развивается общая слабость, появляется слюнотечение, нарастающая тошнота. Кожа лица становится бледной и покрывается холодным липким потом. Иногда наблюдаются различные расстройства сердечного ритма. Артериальное давление снижается. Больной дышит часто, глубоко и неритмично. Начинается рвота. В рвотных массах имеется примесь желчи, вязкой слизи, иногда кровь. После рвоты наступает кратковременное облегчение.

Субъективные ощущения больных крайне тягостны. Это состояние как нельзя лучше определяется старым изречением: «В начале морской болезни боятся умереть, а если она затягивается, то желают умереть».

По выраженности и разнообразию клинических симптомов некоторые авторы предлагают различать три степени проявления этого болезненного состояния. Однако все это очень условно.

Первая степень (легкая по своему течению) в основном проявляется головокружением, тошнотой и слюнотечением.

Вторая (средней тяжести) и третья степень укачивания. Тяжелое течение характеризуются наряду с указанными симптомами нарушением деятельности сердечно-сосудистой системы, которое проявляется различными расстройствами сердечного ритма, падением уровня артериального давления и бледностью кожи. Мучительная рвота, холодный липкий пот и резкие нарушения в эмоциональной сфере, пожалуй, полностью характеризуют тяжесть проявления и течения морской болезни.

Различают также три формы проявления морской болезни: астеническую, ажитированную и смешанную.

Чаще всего наблюдается астеническая форма укачивания. Проявляется она резким угнетением эмоциональной сферы, психической подавленностью, заторможенностью и сочетается с различной степенью выраженности вегетосоматических реакций со стороны разных систем организма.

Другой вид проявления морской болезни - ажитированная форма укачивания, характеризующаяся чрезмерной неустойчивостью эмоциональной сферы: излишней разговорчивостью, немотивированным смехом, «театральностью» позы, речи и пр. Кроме того, при этой форме часто наблюдается неоправданная обстановкой подвижность.

Смешанная форма укачивания характеризуется сменой эмоционального состояния, когда вслед за эректильной фазой быстро наступает астеническое состояние.

С прекращением качки все симптомы морской болезни исчезают, однако некоторые «укачавшиеся» лица продолжают чувствовать себя больными. В течение нескольких часов и даже дней они находятся в прострации, испытывая общую слабость, головную боль, головокружение, тошноту и ряд других болезненных ощущений.

Общее переутомление, повышенная чувствительность вестибулярного аппарата к ускорениям и некоторые болезненные состояния (хронические гастриты, желчнокаменная болезнь, камни почек, сердечно-сосудистые неврозы, а также различные функциональные и органические заболевания центральной нервной системы) особенно предрасполагают к укачиванию.

Самые незначительные ускорения могут вызывать раздражение рецептивных полей больного органа с низким порогом возбуждения, в результате чего возникает бурная, разлитая, ответная вегетосоматическая реакция организма на морскую качку.

Какие меры профилактики морской болезни существуют?

Лица, поступающие на морскую службу (плавсостав), должны подвергаться медицинскому обследованию для отбора менее страдающих от укачивания.

Коллективная профилактика экипажей кораблей, коммерческих и пассажирских судов в основном складывается из санитарно-гигиенических мероприятий, систематической физической подготовки и закаливания, а также проведения специальных (физических) тренировочных занятий.

Во время волнения на море необходимо усиленно проветривать жилые и служебные помещения корабля (судна).

Перед выходом в море целесообразно составлять специальное меню-раскладку с блюдами, содержащими в избытке солено-кислые продукты.

В штормовых условиях следует включать в суточный рацион питания сельдь, соленые огурцы, соленую воблу, кислую капусту. К питьевой воде и в горячий чай желательно добавлять клюквенный экстракт.

Такими тренировочными упражнениями обеспечивается повышение сопротивляемости к возникновению морской болезни путем развития устойчивости вестибулярного анализатора к действиям специфических раздражителей.

Комплекс упражнений, рекомендуемых на корабле, с целью профилактики морской болезни

1. Повороты головы направо и налево на месте и в движении - 10 раз.

2. Повороты корпуса тела на месте в пределах 45-180° - 10 раз.

3. Наклоны головы вперед и назад на месте и в движении - 10 раз.

4. Наклон туловища вперед и разгибание назад на месте и на ходу- 5-10 раз.

5. Наклоны головы в стороны на месте и в движении - 10 раз.

6. Наклоны туловища в стороны на месте и в движении (руки в замке над головой) -5-10 раз.

7. Наклон туловища под прямым углом и вращение в одну сторону- 10 раз, затем остановка, выпрямление туловища и ходьба по прямой на расстоянии 3-5 м (активная отолитовая реакция).

8. Прыжки на носках 40-50 раз за 30 секунд. Бег и ходьба на месте. Прыжки на месте с поворотом на 180-360° -5-10 раз.

Специальные упражнения в учебно-гимнастическом зале

1. Переворот боком («колесо») в обе стороны -6 раз.

2. Кюльбюты и кувыркание вперед и назад - 6 раз.

3. Стойка на руках (у стенки или с помощью товарища) -3 раза.

4. Обороты на перекладине завесой вперед и назад, а также верхом вперед или назад -6-8 раз.

5. Упражнения на параллельных брусьях: перевороты, стойка на плечах, подъем разгибом из размахивания.

6. Кружение в обе стороны на вертикальном канате или на кольцах с закручиванием веревки.

7. Передвижение по бревну для тренировки равновесия.

8. Качание на двубрусковых качелях Хилова в течение 15 минут.

9. Упражнения на гигантских шагах.

Физическая подготовка и закаливание экипажа предохраняют в определенных условиях личный состав от укачивания, хотя попытки достичь надежного привыкания в качке в искусственных условиях на берегу задолго до выхода корабля в море действительно оказываются малоуспешными.

Мощным средством профилактики укачивания является сон. Известно, что почти у большинства матросов и пассажиров явления укачивания проходят при засыпании.

Кроме того, опыт показывает, что моряки, подверженные укачиванию на кораблях большого тоннажа, с плавной, большого периода качкой, нередко чувствуют себя значительно лучше на кораблях малого тоннажа со стремительной, небольшого периода качкой, и наоборот.

Личная профилактика и лечение морской болезни

Необходимость в предохранительных мерах против укачивания обычно возникает в связи с предстоящим выходом в море или с появлением волнения на море во время пребывания на корабле.

Особенно нуждаются в защитных, мерах те, кто подвержен укачиванию и в прошлом не раз испытал все тягостные ощущения этого состояния при передвижениях по морю, по железной дороге или в автомобиле по пересеченной местности.

Предохраняют и смягчают проявления укачивания следующие мероприятия: отвлечение (переключение) внимания от волнения на море (особенно предохраняет от укачивания физическая работа), пребывание на свежем, прохладном воздухе, размещение в средней части корабля, где качание слабее выражено, отдых на койке (в положении на спине), расположенной вдоль борта корабля, или в кресле со слегка запрокинутой назад головой. Старым способом, облегчающим общее состояние при укачивании, является наложение довольно тугой повязки на живот (бинтование живота производится снизу вверх).

Большое значение имеет режим питания. Натощак укачиваются чаще и сильнее, поэтому до выхода в море рекомендуется легкий завтрак и крепкий чай. Обильная, к тому же жирная пища может ускорить появление тошноты. Следует избегать курения и употребления алкогольных напитков.

Медикаментозное лечение морской болезни

Теоретически, исходя из патогенеза морской болезни, эффективными медикаментозными средствами против укачивания являются те из них, что понижают чувствительность нервных центров, с которыми в первую очередь связан вестибулярный аппарат. В силу этого в нашей стране и за рубежом с профилактической и лечебной целью для борьбы с укачиванием применяют лекарственные средства, действующие преимущественно на центральную нервную систему.

1. Медикаментозные средства, успокаивающие центральную нервную систему и одновременно оказывающие холинолитическое действие:

а) Скополамин бромистоводородный в дозах 0,0001-0,0005 г (высшая, разовая), суточная доза 0,0015 г.

б) Таблетки аэрона (вазано), содержащие камфарнокислый скополамин в дозе 0,0001 г и камфарнокислый гиосциамин в дозе 0,0004 г. Продолжительность действия около 10 часов. Суточная доза - не более 4 таблеток.

Порошки и таблетки, содержащие скополамин, необходимо принимать за час до выхода в море или до поездки. При волнении на море прием гиосциамина сам по себе нередко вызывает рвоту и может сопровождаться сухостью во рту и звоном в ушах.

2.Снотворные в комбинации с медикаментозными средствами, возбуждающими центральную нервную систему: мединал - диэтилбарбитурат натрия. Высшая разовая доза 1 г.

Продолжительность действия до 8 часов. При необходимости можно повторить прием этого лекарства в половинной дозе.

3. Лекарственные средства, действующие преимущественно на вегетативный отдел центральной нервной системы. К ним относятся холинолитические средства из группы атропина, в частности платифиллин виннокислый кислый, а также средства, блокирующие вегетативные узлы.

В целях профилактики укачивания препараты красавки малоэффективны. Более надежно действует платифиллин, обладающий выраженными холинолитическими и спазмолитическими свойствами. При правильной дозировке в отличие от атропина он не вызывает побочных явлений. Платифиллин рекомендуют применять в сочетании с другими лекарственными средствами.

Принять за 30-60 минут до выхода в море или поездки. В случае необходимости можно повторить прием смеси в той же дозе через 3-5 часов. Смесь назначается в порошках, желатиновых капсулах, таблетках, каплях и свечах.

В последние годы с профилактической и лечебной целью для борьбы с укачиванием пробуют применять ганглиоблокирующие вещества, которые обладают способностью временно ослаблять или полностью прерывать передачу нервного возбуждения через вегетативные ганглии. Ганглиоблокирующей активностью обладают не только соединения, содержащие четвертичные атомы азота, но и многие третичные амины, относящиеся к спазматическим, антигистаминным, местноанестезирующим средствам - спазмолитик, димедрол, новокаин и др. Эффективность антигистаминных препаратов для профилактики и лечения морской болезни невелика.

Применение таких ганглиоблокирующих средств, как пентафен, аминазин и др., нежелательно, так как они оказывают выраженное побочное действие. Пентафен может вызвать расстройство аккомодации, тахикардию, сухость во рту, инъекцию сосудов склер, дисфагию, запоры, задержку мочеиспускания, мышечную слабость и даже развитие постуральной гипотонии с переходом в ортостатический коллапс. Побочные явления при лечении аминазином выражаются аллергическим дерматитом, возможно также развитие токсического паренхиматозного гепатита, пеллагроподобного синдрома, ортостатического коллапса, явлений паркинсонизмава. Кроме того, применение пентафена и аминазина с профилактической целью против укачивания в результате развития побочных явлений может привести к снижению работоспособности 35-42% личного состава корабля.

Наибольшим позитивным эффектом и наименьшим побочным действием обладает дифазин, хотя и при применении этого препарата у 15-20% лиц, пользовавшихся им как профилактическим средством, наблюдалось головокружение и сонливость. Дифазин рекомендуется давать в сочетании с димедролом и кофеином. Время действия данной смеси 7-12 часов.

Совершенно очевидно, что выбор тех или иных лекарственных средств в целях профилактики и для лечения морской болезни в каждом конкретном случае будет зависеть не только от условий плавания (в поездки), от степени выраженности и характера проявления укачивания, от предшествовавшего состояния здоровья (анамнестические данные), но также и от функционального состояния различных физиологических систем организма.

Морская болезнь – один из самых древних видов проявления укачивания, что неудивительно, так как первые длительные поездки человечество совершило именно с помощью этого транспорта. Упоминания об этом недомогании встречаются еще в трудах Гиппократа, датированных V веком до н.э. Известно, что от тошноты при укачивании страдал великий флотоводец адмирал Горацио Нельсон, а Чарльз Дарвин, наоборот, отправился в кругосветное путешествие для лечения болезни движения. Каковы причины появления данного синдрома? И каким должно быть лечение морской болезни, чтобы удавалось получать удовольствие от таких радостей жизни, как круизы вокруг Атлантики, путешествия на яхтах по Средиземноморью, прогулки на теплоходах? Ведь некоторым приходится избегать плавания на корабле именно из-за страха морской болезни.

Морская болезнь – один из самых древних видов проявления укачивания, что неудивительно, так как первые длительные поездки человечество совершило именно с помощью этого транспорта.

Причины морской болезни

Причиной укачивания в море является несоответствие зрительного восприятия и ощущений, испытываемых телом. Медицинское название данного механизма – сенсорный конфликт. Например, подобное рассогласование, вызывающее синдром укачивания, или кинетоз, может возникнуть во время качки, когда человек находится внутри корабля и не видит волны, на которых происходит колебание судна, но тело при этом ощущает его передвижение. На развитие морской болезни значительное влияние также могут оказывать психологические факторы. Люди, столкнувшиеся с симптомами укачивания в прошлом, заранее настраиваются на неблагоприятный сценарий, что вновь приводит к недомоганиям.

Симптомы морской болезни

Установлено, что развитие синдрома укачивания возможно не только на водном транспорте. Кинетоз может возникать также в самолете, автомобиле, лифте и даже при раскачивании на качелях. Во всех случаях болезнь движения, как правило, непродолжительна. При этом ее проявления могут иметь различную интенсивность. К основным симптомам морской болезни относятся:

  • тошнота и рвота;
  • повышенное слюноотделение и учащенное дыхание;
  • зевота и сонливость;
  • головная боль и головокружение или даже обморок;
  • потеря пространственной ориентации;
  • бледность;
  • раздражительность и плаксивость, которые нередко наблюдаются при морской болезни у маленьких детей.

Что делать при укачивании

Проблема укачивания вовсе не означает, что вам придется навсегда отказаться от путешествий по водным просторам. Следующие рекомендации помогут избавиться от морской болезни или минимизировать ее проявления.

Пить воду . Если ребенка или взрослого укачало и рвет при движении корабля, хорошим средством от морской болезни является вода с лимоном, простая питьевая вода или другой напиток, который нужно пить маленькими глотками. Это поможет восполнить потерю жидкости и подавить чувство тошноты.

Ограничить зрительную активность . Симптомы морской болезни более выражены при открытых глазах: это связано с тем, что во время передвижения «картинка» непрерывно меняется, и в мозг поступает избыток зрительной информации. Поэтому, если проявляются приступы тошноты при движении, если вас стало укачивать, лучше постараться принять расслабленную позу в каюте корабля и закрыть глаза, либо можно зафиксировать взгляд на любом неподвижном предмете.

Придерживаться особого режима питания. Не стоит переедать, но и не рекомендуется отправляться в плавание на пустой желудок. Если вас тошнит при движении на различных видах транспорта, соблюдение данной рекомендации позволит минимизировать проявления болезни укачивания. Выберите легкоусвояемое питательное блюдо и старайтесь употребить его за 1,5-2 часа до отплытия, чтобы предупредить приступы тошноты.

Принять определенную позу и выбрать пассажирское место . Постарайтесь занять место или каюту в средней части судна. Во избежание морской болезни рекомендуется не сидеть против движения корабля. Также важно принять удобную позу, в которой укачивание минимизируется (желательно немного запрокинуть голову назад и расслабиться).

Обеспечить поступление свежего воздуха . Следует помнить, что укачивание развивается реже и легче переносится на открытом воздухе, когда есть возможность наблюдать линию горизонта и окружающую водную поверхность. При этом недостаточная вентиляция тесных и закрытых помещений, высокая температура воздуха в каютах на корабле могут усиливать синдром укачивания.

Принять препарат Драмина® . Препарат Драмина® помогает снять чрезмерное возбуждение нервной системы и уменьшить неприятные симптомы болезни движения во время морских путешествий. Блокирование рецепторов внутреннего уха при приеме средства Драмина® устраняет их повышенную чувствительность к укачиванию. Это позволяет избавиться от головокружения, слабости, потери ориентации и тошноты при кинетозе. Обратите внимание, что во время длительного путешествия, например, в течение многодневного круиза, принимать препарат постоянно не придется: как правило, организм постепенно приспосабливается и перестает активно реагировать. Более подробную информацию о препарате вы найдете здесь.

Планируя прогулку по реке на обычной лодке или по морю на круизном лайнере, традиционную рыбалку на выходных или грандиозное кругосветное путешествие, лучше взять с собой Драмина® , чтобы ничто не могло испортить впечатлений от отдыха!

Вам может
быть интересно

Наименование:


Ощущение тошноты и «укачивания» из-за монотонных колебаний (впервые люди столкнулись с этим феноменом при морских путешествиях, откуда и название). Морская болезнь может появляться не только на водном транспорте, но и в автомобиле, поезде, притом сила проявления заболевания зависит от силы укачивания.

Более всего восприимчивы к этому заболеванию дети в возрасте от 5 до 12 лет, также пожилые люди.

Причины морской заболевания

Заболевание возникает из-за сенсорного конфликта, когда внутреннее ухо, глаза и другие части тела посылают противоречивые сигналы в мозг. При этом одна часть вестибулярного аппарата обнаруживает, что тело находится в движении, в то время как другая часть не распознает этого. Например, если вы находитесь в кабине движущегося корабля, то ваше внутреннее ухо «чувствует» большие волны, но глаза при всем этом не видят движения. Это приводит к общему недомоганию.

Восприимчивость к морской заболевания заметно увеличивают некоторые внешние факторы:

  • Состояние озабоченности или страха,
  • Характер качки
  • Работа за штурманским столом, или чтение
  • Штормовая погода и сопутствующие стрессовые факторы
  • Усталость
  • Запах или процесс приема пищи

Основные симптомы морской заболевания

Организм воспринимая внутренний конфликт как некую патологию увеличивает производство свободного гистамина, который, в первую очередь, вызывает тошноту, потом, обезвоживание, головокружение, низкое содержание сахара в крови, низкое кровяное давление, беспокойство, смятение, депрессию, и в конечном счете, шоковое состояние вплоть до полной потери работовероятности.

Лечение морской заболевания

Как только у вас появились симптомы морской заболевания, вы можете уменьшить их степень, приняв оризонтальное положение и закрыв глаза. Это смягчает разброд сенсоров, и способствует привыканию к состоянию постоянной качки. Если вы находитесь в самолете, то садитесь возле крыльев, на борту корабля, оставайтесь в кабине.

Профилактика морской заболевания

Уже за две недели до отправления в экспедицию нужно прекратить принимать спиртные напитки, напитки, содержащие кофе, и жирную пищу.

Если вы знаете о вашей предрасположенности к морской заболевания, за сутки до старта нужно начать прием подобранных медикаментов, и постараться хорошо выспаться. Сон способствует уменьшению количества гистамина в кровотоке.

Не надлежит пить много жидкости по утрам. При этом нужно каждый день на протяжении дня выпивать не меньше 2-ух литров жидкости. Обычно так получается, если выпивать дополнительно к традиционной норме литровую бутылку чистой воды.

Во все время путешествия пища, которую употребляет человек, страдающий морской болезнью, обязана быть легко усваиваемой организмом.

Следует приспособляться к колебательным движениям

Статьи с форума на тему «»

почему наступает морская болезнь? и как ее предотвратить?

Болезнь морская - называется своеобразное недомогание, которое появляется у совершенно здоровых людей во время морского путешествия. Недомогание это, очевидно, находится в зависимости от качательного движения судна.
Болезнь морская обнаруживается вначале тошнотными движениями, головокружением, невозможностью прочно фиксировать зрение; далее появляется повторная рвота, вслед за которой может наступить период полной апатии и даже отвращения к жизни. Сознание в большинстве случаев не теряется. Опасной болезнь морская может быть только для лиц или слабых, или страдающих какими-либо серьезными болезнями, могущими значительно ухудшиться под влиянием расстройства кровообращения и рвотных движений.
Причина появления болезни морской до сих пор не выяснена с достаточной полнотой, и мнения по этому вопросу весьма различны. Вероятнее всего, в данном случае имеется неравномерное орошение различных участков головного мозга кровью (как оно бывает и при качании, езде в экипажах, при кружении и т. д.). За это объяснение говорит и характер более отдаленных причин, могущих вызвать также морскую болезнь; таковы постоянные качательные движения, непрочная фиксация предметов, неприятный пароходный запах, постоянно преследующие пассажира, самый страх заболеть морскою болезнью и т. д.

Развивайте свой вестибулярный аппарат путем специальных упражнений: прыжки со скакалкой, прыжки на батуте или с вышки в воду; вращательные и кивательные движения головой; художественная гимнастика, танцы. Можно пройти специальный курс занятий в неврологической клинике с использованием особой аппаратуры.

Общие правила перед поездкой таковы: ни в коем случае нельзя объедаться - только легкий завтрак, обед или ужин. Перед поездкой в автобусе, на самолете, на корабле можно принять средство против укачивания.
Если вы летите в самолете, обязательно возьмите с собой мятные карамельки - их иногда специально раздают в самолетах пассажирам. Покупая билеты на самолет, попросите место, которое находится примерно посередине салона, между крыльев самолета - это наименее опасное место в плане укачивания. Из предложенных напитков выбирайте чай с мятой.
В машине меньше всего укачивает на переднем сидении, при этом постарайтесь не вертеть головой, смотрите не по сторонам, а вперед. Если вас все же укачало, попросите остановиться минут на 15. Выйдите из машины, подышите свежим воздухом, побродите по траве.
Если вы путешествуете на корабле, каюту для проживания выбирайте в средней его части. Вас может начать укачивать, если вы засмотрелись на качающийся предмет. В момент укачивания постарайтесь сосредоточить взгляд на линии горизонта.
Катализаторы дорожной тошноты - жирная, сладкая пища, алкоголь, переутомление.
Справиться с тошнотой помогут также мятный отвар, сок красной смородины, эфирное масло гвоздики и мандарина, имбирь.
Существует большое количество патентованных лекарств, помогающих справляться с морской болезнью, но в итоге каждый сам должен определить, что ему подходит лучше всего. Сначала прочтите рекомендации по применению любого лекарства. Не принимайте лекарств, которые вызывают сонливость. Не забудьте, что при морской болезни таблетки вряд ли помогут, если не задержатся в желудке достаточно долго. Принимать таблетки надо примерно за два часа до отхода (или когда ожидается плохая погода).

Если кинетоз проявляется слишком часто и доставляет вам серьезные проблемы, необходимо проконсультироваться с невропатологом.

морская болезнь из за плохого вестибюлярного аппарата, есть таблетки авиа - море за час до того, как предстоит путешествие на корабле, помогает

нарушение вестибуляторного аппарата и обычно назначают фенибут или ноотропы

Морская болезнь связана с понятиями о рав­новесии и головокружении. Наши органы равновесия содержат жесткие волоски, окруженные жидкостью. Когда мы двигаемся в любом направ­лении, жидкость двигает волоски. Эти волоски посылают сигнал в мозг, который дает нам ощу­щение движения в данном направлении.
Чувствительные волоски тоже колеблются из стороны в сторону. Поэтому сигналы, которые они посылают в мозг, тоже переключаются с од­ного на другой. Как только в мозг поступает ка­кой-то «приказ», тут же следует другой, совер­шенно противоположный «приказ». Положение судна меняется так часто, что мозг получает сиг­налы, которые противоречат друг другу!
В результате наступает замешательство в этой части нашей нервной системы. Поэтому вскоре у нас появляется головокружение, головная боль, потемнение и искры в глазах, холодный пот, рвотные позывы и рвота - то есть все то, из чего и состоит морская болезнь.
К сожалению, единственным средством от морской болезни может быть приведение лимфы и органов равновесия в спокойное состояние или предотвращение такого положения, когда сигналы от органов равновесия оказывают на нас влияние. Все известные средства от морской болезни воздействуют на организм вторым способом. До сих пор неизвестно никакого средства, которое бы за­ставило волоски и лимфу остановить движение.
Следовательно, средство от морской болезни оказывает следующее воздействие: оно парализует часть мозга, по которой проходит сигнал; или парализует рвотный центр в мозгу; или снижает чувствительность определенных нервов.
Один из наиболее эффективных способов про­тивостоять морской болезни - пойти на наиболее устойчивую часть корабля, в центр, и находиться там, стараясь как можно меньше двигаться. Важно помнить еще и то, что надо удерживаться от стра­хов, потому что страх и воображение только уси­ливают морскую болезнь!

это когда на коробле укачивает и тошнит, бывает это в поездке на лодке, яхте, корабле и тд итп, всё что связано с воденым транспортом.

Морская болезнь - ощущение тошноты и «укачивания» из-за монотонных колебаний (впервые люди столкнулись с этим феноменом при морских путешествиях, откуда и название). Морская болезнь может появляться не только на водном транспорте, но и в автомобиле, поезде, притом сила проявления болезни зависит от силы укачивания, и чаще всего ныне с морской болезнью сталкиваются при езде в автомобилях.
Предотвращение наступления морской болезни
Не следует пить много жидкости по утрам
Во все время путешествия пища, которую употребляет человек, страдающий морской болезнью, должна быть легко усваиваемой организмом.
Следует приспособляться к колебательным движениям судна.
Как только судно пристает к берегу или входит в реку, морская болезнь обычно или совсем исчезает, или значительно облегчается. Во многих случаях уже на твердой земле еще довольно продолжительное время продолжаются головокружения.

И «укачивания» из-за монотонных колебаний (впервые люди столкнулись с этим феноменом при морских путешествиях, откуда и название). Морская болезнь может появляться не только на водном транспорте , но и в автомобиле , поезде , самолёте , притом сила проявления болезни зависит от силы укачивания, и чаще всего ныне с морской болезнью сталкиваются при езде в автомобилях.

Предотвращение морской болезни

  • Не следует пить много жидкости по утрам .
  • Во всё время путешествия пища , которую употребляет человек, страдающий морской болезнью, должна быть легко усваиваемой организмом.
  • Следует приспосабливаться к колебательным движениям судна .

Как только судно пристает к берегу или входит в реку , морская болезнь обычно или совсем исчезает, или значительно облегчается. Во многих случаях уже на твёрдой земле ещё довольно длительное время продолжаются головокружения .

  • Также среди моряков распространён приём сосания спичек . Следует достать две спички из коробка и, вставив между зубов, посасывать, это облегчает течение морской болезни. Спички не следует вставлять серными головками в рот, это усилит тошноту.
  • Смотреть на горизонт . Причиной тошноты считается несоответствие поступающих сигналов от вестибулярного аппарата и органов зрения . Обращение внимания на заведомо неподвижные предметы (на море чаще всего это линия горизонта) помогает привести их в соответствие.
  • Перебирайте ногами или сидя стучите ногами по полу с пятки на носок и т. п. Данные движения сведут к минимуму несоответствие сигналов от зрения и вестибулярного аппарата в мозг. Ваш вестибулярный аппарат будет передавать сигналы в мозг, как будто вы идёте по земле, а зрение будет подавать, хоть и незначительные, но сигналы движения (если не смотреть в одну точку).

Ссылки

  • // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : В 86 томах (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Морская болезнь" в других словарях:

    МОРСКАЯ БОЛЕЗНЬ - МОРСКАЯ БОЛЕЗНЬ, своеобразный сим птомокомплекс, вызываемый качанием судов на волнах. Качание судна складывается в основном из трех видов движения: наклонения по поперечной и по продольной оси и опускания и поднятия судна. Первый вид движения… … Большая медицинская энциклопедия

    Большой Энциклопедический словарь

    Болезненное состояние организма, вызываемое качкой и сопровождающееся тошнотой и общей слабостью Причиной морской болезни может быть и самовнушение. Большинство моряков привыкают к морю и не страдают морской болезнью. С прекращением качки все… … Морской словарь

    Морская болезнь - ■ Чтобы не страдать от неё, достаточно думать о другом … Лексикон прописных истин

    Укачивание в результате раздражения вестибулярного аппарата при качке судна. * * * МОРСКАЯ БОЛЕЗНЬ МОРСКАЯ БОЛЕЗНЬ, укачивание в результате раздражения вестибулярного аппарата при качке судна … Энциклопедический словарь

    морская болезнь - rus укачивание (с), морская болезнь (ж) eng motion sickness, kinetosis, sea sickness fra cinétose (f), kinétose (f), mal (m) de mer, maladie (f) des transports deu Reisekrankheit (f), Kinetose (f), Seekrankheit (f) spa cinetosis (f), quinetosis… … Безопасность и гигиена труда. Перевод на английский, французский, немецкий, испанский языки

    МОРСКАЯ БОЛЕЗНЬ - См. болезнь движения … Толковый словарь по психологии

    Болезненное состояние, которое возникает в результате действия укачивания (См. Укачивание) на вестибулярный аппарат внутреннего уха (См. Ухо). Основные проявления: плохое самочувствие, головокружение, тошнота, рвота. При значительной… … Большая советская энциклопедия

    Укачивание в результате раздражения вестибулярного аппарата при качке судна … Естествознание. Энциклопедический словарь

    Морская болезнь - болезненное состояние, возникающее у некоторых людей при плавании на корабле (судне) во время качки, при полётах иа ЛА, при езде иа автомобилях и других видах наземного транспорта. Основные симптомы: головокружение, усиленное слюноотделение,… … Словарь военных терминов

Книги

  • Водоросли. Исцели свою болезнь! Природная кладовая витаминов и биологически активных веществ , Волкова Роза. Водоросли - ценнейший продукт, от которого зависит наше здоровье и наша красота. Биологи и медики утверждают, что по содержанию активных веществ водоросли превосходят все другие виды…
  • Водоросли: исцели свою болезнь! Природная кладовая витаминов и биологически активных веществ , Роза Волкова. Водоросли – ценнейший продукт, от которого зависит наше здоровье и наша красота. Биологи и медики утверждают, что по содержанию активных веществ водоросли превосходят все другие виды…

Морская болезнь – одна из весомых причин, по которой потенциальный ныряльщик может отказаться от дайвинга.

Казалось бы, что страшного в том, что человек испытывает небольшое недомогание, ему хочется спать и его немного тошнит. Но это не страшно на суше. А вот в воде все приобретает совсем иной окрас.

Симптомы заболевания известны всем:

  • Головокружение;
  • Тошнота;
  • Потеря четкой ориентации в пространстве.

Причины

А вот причины возникновения укачивания на еще не до конца изучены. Согласно теории известного медика Владимира Воячека морская болезнь возникает из-за рецепторов вестибулярного анализатора, которые реагируют на изменения движения тела и сообщают об этом в ЦНС.

Рецепторы чувствительны к движениям, которые повторяются на протяжении долгого времени. Соответственно, возникает реакция организма.

Еще одна причина – несоответствие между сигналами, которые поступают в мозг из органов зрения и вестибулярного аппарата. В частности, это происходит во время качки в каюте, когда тело движется, а глаза не видят причины.

Лечение и профилактика

Особенность морской болезни заключается в том, что о себе она дает знать только в воде. Будучи на суше человек может никогда и не узнать, что он подвержен этому заболеванию. Считается, что излечиться от этой напасти невозможно. Но она поддается профилактике. Например, ежедневно надо делать упражнения, которые тренируют вестибулярный анализатор.

Чтоб избежать приступов тошноты, не рекомендуется накануне погружения употреблять алкоголь и есть жирную пищу. Перед нырком воздержитесь от любых действий, требующих концентрации внимания. Лучше полюбуйтесь небом.

Кроме того, существуют лекарства от морской . Например, прометазин. Применять его желательно в ночь перед . Но после этого не стоит нырять глубже, чем 30 метров. Эффективным является и препарат Драмина.

Его действующее вещество блокирует сигналы, которые передает вестибулярный аппарат в ЦНС и таким образом приостанавливает возникающие симптомы. Кстати, во многих странах Драмина в обязательном порядке входит в аптечку путешественника.

Также считается, что при морской болезни помогает имбирный корень и акупунктура. Но медицинского подтверждения этой информации нет.

Будьте внимательны к своему здоровью и помните: лучшее лечение этого заболевания – профилактика.