Тест векслера детский вариант описание. Программа психокоррекции для подростков. «Стимульный материал к тесту Векслера»

Методика WPPSI (Wechsler Preschool and Primary Scale of Intelligence) предназначена для изучения интеллектуальных способностей ребенка дошкольного возраста (4–6,5 лет).

С помощью этой методики можно определить готовность ребенка к школе, оценить его когнитивные способности, а также нарушения в разных интеллектуальных сферах, чтобы своевременно начать психолого‑педагогическую коррекцию.

Структура методики соответствует принципам построения методик Векслера для школьников и взрослых. Российский вариант полностью соответствует американскому источнику (WechslerD. WPPSI Manual // The Psychological Corporation. 1967. № 4).

WPPSI, так же как и WISC, состоит из субтестов, которые измеряют разные психические процессы, а в сумме дают IQ – коэффициент интеллектуального развития ребенка.

WPPSI, так же как и WISC, делится на группу вербальных субтестов и невербальных. Всего имеется 10 субтестов: 5 вербальных и 5 невербальных.

Стандартные правила по проведению диагностики

Проводить диагностику и заполнять бланк должен квалифицированный психолог‑специалист в области детской клинической психологии.

Необходимо строго и точно придерживаться инструкции.

Не выставлять оценки в присутствии ребенка; любой ответ, кроме явно отрицательного, следует поощрять: «молодец», «как хорошо ты это сделал», «правильно» и т. д. Неправильные ответы нужно «амортизировать», смягчать, чтобы поддерживать мотивацию ребенка на дальнейшее сотрудничество. Если ребенок молчит, не хочет отвечать на вопросы, лучше переключить его внимание на невербальные субтесты, а затем снова вернуться к вербальным.

Если ребенок дает два непротиворечивых ответа, но разного качества, следует оценивать ответ по лучшему из них. Обычно весь тест занимает от 50 до 75 минут, поэтому большинство детей диагностируются в одну встречу. Но если ребенок выглядит усталым, можно прервать встречу и назначить дополнительную. Также разрешается после 5 субтестов сделать небольшой перерыв, дать возможность ребенку чего‑нибудь попить или съесть конфету.

Важна теплая и дружественная атмосфера проверки.

Психолог должен быть объективным и расположить ребенка к себе. Нельзя показывать свою излишнюю озабоченность.

Перед диагностикой стоит сказать ребенку, что вы собираетесь поиграть с ним в различные игры.

Хорошие отношения между психологом и ребенком важны при любых диагностических проверках, но с дошкольником в особенности. Психолог должен быть уверен, что ребенок не боится его, что у него нет излишней тревожности. Вообще, при тестировании маленьких детей важна атмосфера непринужденности и естественности, что, однако, не снимает с психолога ответственности за соблюдение всех стандартных правил при оценке результатов.

Оснащение методики

1. Инструкции.

2. Бланк ответов.

3. Бланк лабиринтов.

4. Сложенная бумага с номерами для геометрических фигур.

5. Доска с изображением животных и коробочка с 24 цилиндриками разных цветов (6 шт. – красные, 6 шт. – синие, 6 шт. – зеленые, 6 шт. – желтые (белые)). Размеры доски: длина – 26 см, высота – 1 см, ширина – 20 см. Глубина прорезей для цилиндриков – 0,7 см. Размеры цилиндриков: высота – 1,2 см, диаметр – 1,2 см.

6. Блокнот картинок с недостающими деталями, образцы для проведения субтеста «Кубики».

7. Блокнот с задачами по счету и геометрическими фигурами.

8. Четырнадцать кубиков (пластин) для задания «Кубики». Размер: 3 х 3 см, высота – 0,5 см.

9. Секундомер.

10. Два красных карандаша (для лабиринтов).

11. Два простых карандаша.

Во время тестирования необходимо подробно записывать ответы ребенка и его реакции.

Желательно предлагать задания в следующем порядке.

1. Осведомленность.

2. Дома животных.

3. Словарный запас.

4. Недостающие детали.

5. Арифметический.

6. Лабиринты.

7. Геометрические фигуры.

8. Сходство.

9. Кубики (пластины). 10. Понятливость.

Проверка строится на чередовании словесных и невербальных заданий, тяжелых и легких. Если ребенок затрудняется начать с определенного задания, психолог может свободно поменять порядок работы с заданиями.

Особенно застенчивым детям можно предложить «Дома животных» и лишь потом перейти к «Осведомленности».

В заданиях на время следует строго замерять секундомером время.

Обработка результатов проводится так же, как и по тесту Векслера (WISC). Сначала определяются исходные результаты по каждому субтесту. Они заносятся в графу «Исходная оценка» таблицы, расположенной на регистрационном листе (приложение 1). Затем эти «сырые» баллы переводятся в шкальные оценки. Для этого в точном соответствии с полным количеством лет, месяцев и дней ребенка на момент обследования по соответствующей таблице каждая «сырая» оценка переводится в шкальную (приложение 2). Результаты шкальных оценок заносятся в графу «Шкальные оценки» регистрационного листа. Далее подсчитываются суммы шкальных оценок по вербальной и невербальной шкалам, а также их общая сумма. При определении итоговых показателей теста используются «Таблица вычисления итоговых показателей /Q» и «Таблица вычисления общих показателей I(h> (приложение 3).

Инструкции к заданиям

1. Осведомленность

Желательно вначале спросить имя и фамилию (оценка не ставится).

Каждый вопрос задается стандартно. Если ответ неясен, можно спросить: «Что ты имел в виду? Объясни еще раз».

Прекратить субтест после пяти последовательно неправильных ответов.

Оценка: 1 балл за каждый правильный ответ. Максимальное количество баллов – 23.

Дома животных

Перед началом субтеста установить – ребенок левша или правша (какой рукой он берет предмет или рисует).

Положить перед ребенком доску, а коробочку с цилиндриками – сбоку (если левша – слева, если правша – справа).

Инструкция: «Посмотри наверх» (указать на верхнюю строчку‑пример на доске). «Здесь собачка, которая живет в красном домике» (указать на красный цилиндрик под собачкой) «Это курочка, она живет в зеленом домике» (показать). «Это рыбка, она живет в синем домике» (показать). «А это котик, он живет в желтом домике» (показать). «Ты видишь, каждое животное живет в домике своего цвета». Потом указать на первую картинку в первой строчке: «Ты видишь, вот курочка, у нее нет домика: давай найдем ей дом подходящего цвета. Курочка живет в зеленом домике» (указать на курочку из строчки‑примера).

«Ты сейчас найди домик зеленого цвета и вставь его в эту дырочку. Сейчас посмотри на рыбку: она живет в синем домике. Дай ей ее домик». Так разобрать всю строчку. Если видим, что ребенок не понял, то можно разобрать шестую картинку – собачка. Больше шести не разбирать. Быстро вытащить все цилиндрики, положить назад в кончишь эту строчку, начинай вторую (показать). Посмотрим, с какой скоростью ты сможешь это сделать. Готов? Приступай!» Включить секундомер. Больше ребенку помощь не оказывается.

Продолжительность задания – 5 минут. Если ребенок не закончил в течение 5 минут – забрать доску, сказать, что поиграем в другую игру. Записать, сколько было ошибок, пропусков. Сложить все вместе. Отметить общее время выполнения задания и по табл. 2 определить «сырой» балл. Максимально – 70 баллов.

Словарный запас

Инструкция: «Я хочу посмотреть, сколько ты знаешь слов. Скажи мне, что обозначает это слово. Ботинок – что это?» Если ответ ребенка непонятен, попросить: «Объясни мне еще раз».

После 8 неправильных ответов прекратить задание.

Слова 2–7: правильный ответ – 1 балл.

Слова 8‑23: каждое правильное объяснение – 2 балла или 1 балл. 2 балла (задания 8‑23):

Если ребенок называет слово‑синоним;

Главное назначение предмета;

Подробное описание. Максимально – 38 баллов.

1. Ботинок (балл не выставляется). Если ребенок дает правиль– ный ответ, проверка продолжается. Психолог обобщает ответ и рас– ширяет его. В других словах ничего не комментируется. Просто за– писывается ответ ребенка.

2. Шапка

1 балл – надеваем на голову; надеваем; она круглая, надеваем.

0 баллов – одежда; у меня есть.

3. Велосипед

1 – катаемся на нем… у него есть колеса… он как мотоцикл, но без двигателя.

0 – я хочу его… для того, чтобы играть с ним.

4. Нож

1 – им можно резать… у него есть ручка и лезвие… столовый прибор… он режет… это оружие… можно зарезать им… кушаем им… сделан из железа.

0 – у меня есть… я с ним играю.

1 – игрушка… игра… строим… квадратный. 0 – бросаем… у меня есть.

Таблица 2

Дома животных («сырые» баллы). Ошибки + пропуски

6. Осел

1 – садимся на него… бьем его и он идет… говорит «иа»… похож на лошадь…

0 – лошадь… кусает… ходит…

7. Дым

1 – выходит из огня… из сигарет… выходит из трубы… от костра.

0 – черный… курить… выходит из чайника, супа… это огонь, костер.

8. Пила

2 балла – пилим дерево… распиливаем что‑нибудь.

1 – режем… как нож у столяра.

0 – отрезаем деревья.

9. Зонтик

2 – пользуемся от дождя… что‑то большое и круглое, складывается… поднимаем над головой, когда идет дождь… прячемся под него от дождя.

1 – ходим с ним, когда идет дождь… что‑то от дождя… что‑то, что поднимаем над головой… прячемся от солнца.

0 – носим его… держим… у моей мамы есть дома… надеваем в дождь.

10. Гвоздь

2 – забиваем в дерево, в стену, бьем по нему молотком, чтобы скрепить доски.

1 – острый… металлический… для скрепления… для молотка… чиним с ним… забиваем.

0 – бьем по этому… скрепляем.

11. Письмо

2 – что‑то, что пишем и посылаем… почта… разговор с кем‑нибудь письменно… разговаривать с кем‑нибудь на бумаге… посылаем его по почте… бросаем в почтовый ящик… когда кто‑то далеко и хотим сказать ему что‑то, то посылаем.

1 – посылаем… читаем… пишем… конверт… марка… приглашение.

0 – бумага… бросаем.

12. Соревнование

2 – когда бежим и кто‑то побеждает… кто‑то выигрывает… кто‑то побеждает… кто‑то первым заканчивает.

1 – игра… это что‑то, когда соревнуемся (игра кошки‑мышки) 0 – война, когда бежим… дерутся.

13. Бензин

2 – заводит машину… может загореться… запускает двигатель… используют как топливо… чистит вещи.

1 – заполняем в машину… заливаем в двигатель… наполняем топливом… что‑то жирное, что добавляем в машину… еда для машины… для зажигалок.

0 – на заправочной станции чиним машину… играем с этим… ремонтировать машину.

14. Гранат

2 – фрукт… кушаем его…

1 – кушаем его… делаем сок… есть красные ягодки внутри.

0 – кислый.

15. Высушить

2 – чтобы не было мокрым… вытереть… повесить на солнце… прикрепить на веревку во дворе… извлечь воду.

1 – вешаем… высушить цветы… полотенцем… на солнце… стирка… волосы… тело.

0 – когда сушимся.

16. Утонуть

2 – смерть в воде… несчастье (беда) на воде… погружаемся в воду и не можем выйти, нет воздуха для дыхания, нечем дышать…

1 – в море (реке)… в воде… спасать… глубоко в воде.

0 – тонем.

17. Шерсть

2 – в чем собаки и кошки ходят… волосы… волосы у лошади (коровы, овцы, кошки)… у животных есть… шуба, в которой тепло… чем покрыты животные.

1 – что‑то, что греет… у животных есть… у овцы… можно из этого делать одежду… пальто (шуба)… воротник у пальто… ковер… кто‑то в рукавицах.

0 – мягкое… животное.

18. Замок

2 – место, где живет царь… как дом, роскошный и большой… крепость… дом короля и королевы, дворец такой.

1 – у царя… дом высокий… в нем живут (силачи, ведьмы, чудовища)… можно построить из песка.

О – здание (дом… царь… строим).

19. Герой

2 – смелый… сильный… не боится… на войне он побеждает всех… он получает награды (медали, ордена)… делает что‑то важное для страны.

1 – побеждает… первый в игре… спасает нас… на войне управляет самолетом… человек, который делает то, что другие не умеют делать… имя героя: Геркулес и т. д.

0 – солдат… много кушает…

20. Соединить

2 – приклеить… приклеить два кусочка бумаги (дерева)… связать… прикрепить… сложить вместе.

1 – вещи соединенные… цепочка… поезд… соединить колеса в машине… с клеем… с веревкой… к электричеству…

0 – по телефону.

21. Бриллиант

2 – дорогой камень… очень хороший камень… его вставляют в кольца.

1 – дорогой… блестящий… украшение… кольцо.

0 – что‑то очень красивое… камень… сделан из стекла.

22. Микроскоп

2 – прибор, с помощью которого можно увидеть микробы… увеличивает в тысячи раз…

1 – увеличивающий прибор… прибор, с помощью которого мы видим… с ним мы маленькие предметы видим как большие

0 – приближает предметы… прибор, через который смотрим… можно увидеть дальние предметы, увеличительное стекло.

23. Великодушный

2 – хороший… хорошо себя ведет… вежливый… ты приветлив с другими… ты всегда говоришь «спасибо» и «пожалуйста»… ты молчишь, когда другие говорят.

0 – не воюет.

Недостающие детали

Инструкция: «Я покажу тебе разные картинки. На каждой картинке отсутствует важная часть. Посмотри на картинку. Какой части здесь не хватает?»

На первых двух заданиях можно помочь.

Если в течение 15 секунд ребенок не отвечает – перейти к еле дующей картинке.

Если ответ ребенка непонятен, попросить указать пальцем отсут ствующую деталь.

Прекратить, если ребенок дал пять последовательно неправиль ных ответов после трех заданий. Оценка: 1 балл за каждый правиль ный ответ. Максимально – 22 балла.

Арифметический

Вопросы 1–8 – ограничений по времени нет. Но если ребенок в течение 15 секунд не отвечает – переходить к следующему вопросу. На решение задач 9‑20 отводится 30 секунд на каждую. Время засекается после вопроса.

Остановить проверку после пяти неправильных ответов. 1 балл за каждый правильный ответ. Максимально – 20 баллов.

Вопросы

В заданиях 1–4 используются рисунки.

1. Ребенку показывают круги: «Это мячи. Какой из них самый большой? Покажи мне».

2. «Перед тобой полоски. Какая из них самая длинная? Покажи мне».

3. «Здесь несколько рамок со звездочками. В какой рамке больше всего звездочек? Покажи».

4. «В этих тарелочках лежат вишенки. В каких тарелочках лежит одинаковое количество вишенок?»

В заданиях 5–8 используются кубики (пластины), повернутые красной стороной.

5. Положить 2 кубика. «Сколько здесь кубиков?»

6. Положить 4 кубика. «Сколько здесь кубиков? Посчитай с помощью пальцев».

7. Положить 9 кубиков. «Посчитай все кубики с помощью пальцев».

8. «Сейчас дай мне все кубики кроме четырех. Оставь на столе 4 кубика».

9. «Если я разрежу яблоко пополам, сколько половинок я полу‑чу?» (2)

10. «У Миши было 2 рубля, папа дал ему еще 1. Сколько рублей стало у Миши?» (3)

11. «У Саши было 3 кубика. Один потерялся. Сколько кубиков осталось?» (2)

12. «Сколько это – 2 книги и еще 3?» (5)

13. «У Маши было 5 кукол, 2 она потеряла. Сколько кукол у нее осталось?» (3)

14. «У Гриши было 4 рубля. Мама дала ему еще 2. Сколько рублей стало у Гриши?» (6)

15. «У Вали была 1 конфета. У Вики было 2 конфеты. У Маши – 2 конфеты. Сколько конфет вместе было у всех девочек?» (5)

16. «У Васи, Кати и у Леши было по 2 карандаша. Сколько карандашей было у всех детей вместе?» (6)

17. «Если одна конфета стоит 2 рубля, сколько будут стоить две конфеты?» (4)

18. «Один шарик стоит 4 рубля. Сколько будут стоить два шарика?» (8)

19. «У Жени было 8 открыток, он купил еще 6. Сколько открыток стало у Жени?» (14)

20. «У продавца было 12 газет. Он продал 5 из них. Сколько газет у него осталось?» (7)

Лабиринты

Оценка 0 баллов (неудача) дается, если:

количество ошибок превышает дозволенное;

время, затраченное на выполнение, больше выделенного;

ребенок не достигает цели (не заканчивает выполнение);

ребенок выходит из правильного маршрута (пересекает «стену»), «перепрыгивает» через часть лабиринта;

ребенок начинает не с самого начала, а с середины.

Нужно два красных карандаша для ребенка. У психолога – простой карандаш или ручка, секундомер.

Лабиринты горизонтальные)

Инструкция: 1А. «Ты видишь здесь маленького цыпленка? Он хочет прийти к своей маме, которая находится на другом конце (показать). Он может попасть к ней, только если будет идти по этой дороге и не пойдет по дороге, где стена (показать первый закрытый поворот). Смотри, цыпленок начинает здесь и идет по этой дороге». Использовать простой карандаш до середины дороги. «Здесь запрещено поворачивать».

1В. «Теперь попробуй совершенно самостоятельно, но помни, что запрещено заходить в тупик и нельзя дотрагиваться до линий, идти только по середине дороги», не отрывать карандаш от бумаги.

Если ребенок остановился в и 1В, не дойдя до курицы, сказать, чтобы он довел линию до самого конца.

Прекратить задание после двух неудач, начиная с третьего лабиринта.

В начале каждого лабиринта показать, откуда цыпленок должен начать идти и куда должен прийти, добавить, что нужно постараться довести его побыстрее к маме и не идти тупиковой дорогой.

4‑10 (лабиринты квадратные)

Инструкция: «Ты видишь здесь мальчика в середине? Он хочет выйти отсюда. Я покажу тебе, как он может выйти, не останавливаясь». Объяснить, откуда он начинает идти, почему нельзя идти тупиковой дорогой. «Видишь, здесь дорога закрыта, он не может идти через стену, правильно? Он может идти только по этой дороге» – указать правильную.

Если ребенок правильно выполнил четвертый лабиринт, перейти к пятому. Если ошибся, опять объяснить четвертый, а лишь потом перейти к пятому. Главное, чтобы ребенок:

понял инструкцию;

уложился в необходимое время.

Оцениваются лабиринты, начиная с первого (1А, 1В) (см. с. 205). Если ребенок получает за лабиринты 2А, ЗА по 2 балла, то лабиринты 2 В, 3 В выполнять не нужно, а сразу можно перейти к четвертому. Все ошибки, связанные с недостаточностью моторики, не засчитыва‑ются как неудача.

Геометрические фигуры

Материал: 3 листа А4 пополам, 2 простых карандаша, 10 карточек для копирования фигур (рис. 4).

Инструкция: перед ребенком кладут карточку с фигурой: «Нарисуй мне точно так, как на карточке».

Когда ребенок заканчивает, лист переворачивается. Прекратить после двух неудач.

Оценка дается согласно качеству выполнения (рис. 5; баллы указаны цифрами):

1) насколько линии прямые или круглые, как на примере;

2) длина линий;

3) расстояние между линиями;

4) точность углов;

5) точность соприкосновения концов линий;

6) соединение двух фигур;

7) расположение на листе;

8) размер фигур.

Максимальная оценка – 28 баллов.

Сходство

Инструкция: «Скажи, что общего между поездом и машиной?» Если ребенок говорит, что ничего, сказать: «Они оба едут, мы можем на них куда‑нибудь ехать, они являются транспортом».

«А теперь скажи, что общего или чем похожи ложка и вилка». Если ребенок затрудняется, сказать: «Это столовые приборы, ты можешь ими кушать», больше помощь не оказывать.

Каждому ребенку задают от 1 до 5 вопросов. Если ни на один из них он не отвечает правильно, прекратить субтест.

1. Поезд и машина

2 балла – транспорт.

1 – едем… колеса… окна… из железа… в обоих есть водитель.

0 – размером… поезд едет по рельсам, а машина по дороге, цветом.

2. Ложка и вилка

2 – столовые приборы.

1 – кушать… железные… есть ручка.

0 – размером… длинные… держим их.

3. Мяч и кукла

2 – игрушки… игры.

1 – играем… для игры… голова круглая и мяч круглый.

0 – головой… желтые.

4. Стакан и чашка

2 – посуда для питья.

1 – пить из них… стеклянные… пластиковые… сверху круглые.

0 – стакан похож на чашку… круглые… с ручкой.

5. Руль и колесо

2 – круглые… игрушки.

1 – едем… для машины… катаются… крутим их…

0 – черные.

Ступеньки и лестница

2 – поднимаемся и спускаемся.

1 – поднимаемся… спускаемся… лазить… похожее линиями.

0 – у обоих есть ступеньки… они так стоят… есть перила.

7. Копейка и рубль

2 – деньги.

1 – круглые… покупаем с ними… платим… даем их в магазине. О – блестящие.

8. Слива и яблоко

2 – фрукты.

1 – кушаем… срываем… растут на дереве… похожи цветом… у обоих есть кожура… у обоих сок… у обоих косточки.

0 – покупаем их.

9. Пальто и свитер

2 – теплая одежда (вещи)… зимняя одежда.

1 – одеваем… она греет… одевает наполовину… для зимы… из шерсти… одежда.

0 – красные.

10. Карандаш и ручка

2 – письменные принадлежности… орудия для письма.

1 – пишем… рисуем… у обоих есть стержень.

0 – длинные… стираем.

11. Вода и молоко

2 – напитки… жидкость… питье.

1 – пьем их… разливаются… делаем из них чай… кофе.

0 – белые.

12. Школа и детсад

2 – учимся в них.

1 – там есть дети… ходим туда… играем там… там есть книги…

0 – оба квадратные… оба дома… у обоих есть песок… в обоих делаем уроки.

13. Кошка и мышка

2 – животные.

1 – ходят… бегают… быстрые… с хвостами… четырьмя ногами.

0 – кошка кушает мышку… они белые… маленькие.

14. Нож и осколок стекла

2 – острые… опасные.

1 – режем… ранят… делают кровь.

0 – длинные… бросаем их… разбивают… оба из стекла.

15. Цыпленок и младенец

2 – только что родились.

1 – маленькие… у обоих есть ноги… у обоих глаза…

0 – играем с ними… пьют молоко… спят в кроватке… ходят ногами.

Максимальная оценка – 30 баллов.

Кубики (пластины)

Материал:

6 кубиков: одна сторона – красная, вторая – белая. 8 кубиков: одна сторона – красная, вторая – наполовину красная, наполовину белая.

3 карточки с образцами, секундомер. Инструкция:

в заданиях 1–7 ребенок должен собрать узор согласно образцу, сделанному психологом;

8‑10 – по карточке;

в заданиях 1–4 изменения, сделанные ребенком с помощью психолога, засчитываются, а в 5‑10 – нет.

если ребенок составляет узор правильно, но заменяет цвет – 0 баллов.

1. Берем три кубика. Говорим: «Посмотри, у меня три кубика, у которых одна сторона красная, а вторая – белая. Их можно выложить так»:

Показать. «Ты сделай точно так, как я это делал». Образец остается перед ребенком.

2. Сложить второй образец. Ребенок не должен видеть, как мы это делаем. Положить готовый образец и предложить сделать так же; 3, 4, 5, 6 и 7 – по этой модели, 8, 9, 10 – по карточке‑образцу.

Оценка. Если ребенок делает правильно с первой попытки и в отведенное время – 2 балла.

1 балл – если укладывается по времени, но делает со второй попытки.

0 – неудача в двух попытках.

Максимальная оценка – 20 баллов.

Понятливость

Ребенку задаются вопросы. Если он не понял, то можно повторить, но не изменять формулировку.

Если ребенок не отвечает в течение 15 секунд, проверяющий еще раз может повторить вопрос, но другая помощь запрещена.

Если ответ ребенка непонятен, можно сказать: «Объясни еще раз».

Вопросы 6, 8, 9,11 и 15: если ребенок называет одну причину, попросить: «Назови мне еще одну причину».

После 4 неправильных ответов остановить.

Вопросы 1–4:1 балл за правильный ответ, с пятого вопроса ребенок может быть оценен в 2, 1 и 0 баллов в зависимости от полноты ответа и его правильности.

Максимальная оценка – 26 баллов.

Вопросы

1. Почему нужно умывать лицо и руки?

1 – быть чистым… чтобы не было микробов… чтобы не быть грязным… чтобы не пачкать вещи… быть чистым перед едой, школой, так как они грязные.

0 – потому что мама сказала.

2. Для чего нужны часы?

1 – знать время… показывать время… будить… показывать, когда нужно идти в сад/школу, спать.

0 – чтобы повесить на стену… играть с ними.

3. Почему нельзя играть со спичками?

1 – возникнет пожар… чтобы дом не сгорел, чтобы люди не пострадали… они опасные… можно сделать больно себе…

0 – они горят… будут бить тебя… получится огонь… можно умереть от этого.

4. Для чего нужны перила (ограждение) на балконе?

1 – уберечь от падения, чтобы не упасть.

0 – поливать цветы.

5. Если ты потеряешь мяч твоего друга, что будешь делать?

2 – дам ему свой… куплю новый… мама моя купит ему новый.

1 – найду его… буду искать… напишу в газету о пропаже… попрошу кого‑нибудь поискать его… расскажу маме… я ему должен буду.

0 – просто заплачу… скажу ему, что я сожалею, позову милицию.

6. Для чего в домах окна?

Общее: свет – чтобы было светло дома… чтобы солнце могло быть внутри… Вид – чтобы можно было смотреть на улицу. Воздух – что‑бы было светло. Тепло – чтобы не было холодно. Преграда – чтобы мухи не залетали.

2 – ответ из двух причин.

1 – ответ из одной причины.

0 – так красиво… нельзя, чтобы дом был без окон.

7. Почему стирать лучше в стиральной машине, а не руками?

2 – так быстрее… легче стирать… не нужно напрягаться… она стирает одна (без помощи).

1 – чтобы руки не испачкать… чтобы руки не мочить… руками не очень приятно… более чисто.

0 – чтобы вещи не рвались… чтобы не было дырок.

8. Почему люди работают?

Общее: занятость – чтобы было чем заниматься… иначе будет скучно сидеть дома… Заработок: получение денег – заработать деньги… купить еду… купить вещи. Для того чтобы создать продукцию… построить дом… убрать дома, чтобы было чисто… учить детей в школе.

2 – ответ состоит из двух общих ответов.

1 – ответ состоит из одного общего ответа.

0 – чтобы не нужно было работать потом… так как они хотят работать… должен работать… все взрослые ходят на работу (работает в банке, продает в магазине).

9. Почему мы носим (надеваем) одежду?

Общее: греет, чтобы было нам тепло… можно простудиться… Скромность – стыдно быть голым… чтобы не быть голым… чтобы никто не видел нас.

2 – ответ содержит два высказывания из общих.

1 – ответ содержит одно высказывание из общих.

0 – чтобы люди не смеялись, глядя на нас… это некрасиво… чтобы пойти в сад… потому что это смешно.

10. Почему больные дети должны оставаться дома?

Общее: чтобы предупредить распространение болезни… исключить осложнение болезни.

2 – другие дети могут заразиться… чтобы в группе не было микробов… если выйдешь из дома, заболеешь сильнее… чтобы не было больше больных.

1 – чтобы не простудиться сильнее… чтобы мама могла лечить нас.

0 – взять их к врачу… так как у них температура… принять лечение… чтобы остались в постели… так как они больные.

11. Почему электрический свет лучше света от свечи?

Общее: светит лучше – лучше видно… свечка не светит сильно. Удобство – легче включить… свечку надо зажигать спичками. Замена – свечки гаснут быстро, а лампочки нет… лампочки могут гореть долго.

2 – ответ содержит хотя бы два высказывания.

1 – ответ содержит одно высказывание.

0 – нельзя вставить свечку вместо лампочки, свечи используют для торта на день рождения, так красивее… они лучше…

12. Что должен сделать большой мальчик, если его начинает бить маленький?

2 – не драться с ним… уйти… сказать ему, что не хочет драться… не бить его… узнать, в чем дело…

1 – сказать ему, что он не хочет сделать ему больно… попросить кого‑нибудь остановить его… сказать ему, чтобы прекратил драться… сказать его маме… пойти домой.

0 – просто разрешить ему продолжать драться… дать ему победить… если он маленький, не бить его сильно… не делать ничего… дать ему сдачи.

13. Для чего существуют флаги?

2 – это символ страны… выражение чувств… патриотизм.

1 – развеваются на праздниках, маршах (демонстрациях)… развеваются на… для веселья… для украшения… так как мы победили.

0 – размахивать.

14. Почему ночью холоднее, чем днем?

2 – солнце заходит… нет солнца…

1 – темно.

0 – есть луна.

15. Почему преступников сажают в тюрьму?

Общее: защита общества, чтобы не убивали больше людей… чтобы не воровали… Наказание – они должны быть наказаны за воровство… урок для других – чтобы другие не захотели заниматься этим, для исправления – воспитывать их, как надо себя вести, изоляция от общества.

2 – если ребенок приводит две причины.

1 – если ребенок приводит одну причину.

0 – они плохие… они совершают плохие поступки… они убийцы… они не полезны людям… если бы они не были бы преступниками, их бы не сажали… они опасны… они воруют и они должны сидеть в тюрьме… я не знаю.

Приложение 1

Регистрационные листы

Фамилия _______________ Имя _________ Отчество _________

Дата рождения: день ________ мес. _______ год ______

Возраст: ______ лет _____ мес. _____ дней

Дата исследования: ______________ 200 г.

Приложение 2

Таблицы перевода «сырых» баллов в «шкальные»

Возраст: 3 г. 10 м. 16 дн. – 4 г. 1 м. 15 дн.

Возраст: 4 г. 1 м. 16 дн. – 4 г. 4 м. 15 дн.

Возраст: 4 г. 4 м. 16 дн. – 4 г. 7 м. 15 дн.

Возраст: 4 г. 7 м. 16 дн. – 4 г. 10 м. 15 дн.

Возраст: 4 г. 10 м. 16 дн. – 5 л. 1 м. 15 дн.

Возраст: 5 л. 1 м. 16 дн. – 5 л. 4 м. 15 дн.

Возраст: 5 л. 4 м. 16 дн. – 5 л. 7 м. 15 дн.

Возраст: 5 л. 7 м. 16 дн. – 5 л. 10 м. 15 дн.

Возраст: 5 л. 10 м. 16 дн. – б л. 1 м. 15 дн.

Возраст: 6 л. 1 м. 16 дн. – 6 л. 4 м. 15 дн.

Возраст: 6 л. 4 м. 16 дн. – 6 л. 7 м. 15 дн.

Приложение 3

Таблица вычисления итоговых показателей IQ

Таблица вычисления общих показателей IQ

Методика Векслера WISC (для детей 5‑16 лет)

Введение

Методика исследования интеллекта детей, разработанная Д. Векс‑лером, является надежным, научно обоснованным и апробированным в школьной и медицинской практике психодиагностическим инструментом. Однако это вовсе не снижает требований к знаниям, навыкам и психологической интуиции экспериментатора. Твердое знание им порядка предъявления стимульного материала и правил численной обработки ответов испытуемого следует считать обязательным условием при принятии решения об использовании WISC в психодиагностических целях.

Перевод WISC и адаптация материалов ее субтестов на русский язык осуществлена А. Ю. Панасюком. Описание адаптированного варианта методики опубликовано в 1973 г. Это описание имеет ряд недостатков, затрудняющих грамотное использование WISC:

В описании отсутствуют наглядные материалы, без которых понимание текстовой части в некоторых случаях становится невозможным;

В тексте опущены некоторые сведения, обосновывающие и тем самым делающие понятными некоторые правила обработки данных тестирования;

В таблицах имеют место ошибки, создающие противоречия между указаниями, которые даются в разных частях описания.

Ю. И. Филимоненко, В. И. Тимофеев устранили эти мелкие редакторские погрешности в описании А. Ю. Панасюка, унифицировали работу экспериментатора с WISC, а также включили дополнительную информацию, полезную для корректного применения методики WISC.

Общие положения

Интеллектуальный тест для детей WISC (WechslerIntelligence Scale for Children) был опубликован Д. Векслером в 1949 г. Его название достаточно точно отражает место данного теста в структуре тестов, изучающих познавательные процессы. В психодиагностике принята такая классификация:

Тесты способностей, измеряющие относительно простые способности, психические процессы;

Тесты достижения, цель которых заключается в оценке усвоения ребенком заданной программы;

Тесты интеллекта, представляющие собой совокупность разнородных интеллектуальных заданий, оцениваемых в результате единым показателем.

Определение подготовленности ребенка к обучению в школе. Приступая к этой задаче, следует, однако, иметь в виду, что эта подготовленность не является сколько‑нибудь однородным фактором. Она зависит не только от наследственных задатков и гармоничности процесса их созревания, но также и от опыта учебной работы ребенка в дошкольном учреждении и в семье, от специфических особенностей школы и выдвигаемых ею требований к знаниям, навыкам и свойствам обучаемого.

Оценка возможных причин неуспеваемости школьника. Однозначное решение этой задачи на основе только результатов тестирования по WISC также не может быть найдено. Существует целый ряд причин, приводящих к неуспеваемости.

Таким образом, в рамках весьма обобщенной схемы (рис. 6) тест WISC частично выявляет один из пяти возможных блоков причин. И кроме того, как показал опыт работы педагогов‑новаторов В. Н. Шаталова, С. Н. Лысенко вой и др., существенный вклад в неуспеваемость ученика привносится несовершенством методики преподавания.

Тест Д. Векслера является одним из наиболее известных и часто использу­емых в психологической, педагогической и медицинской практике. Он относит­ся к числу индивидуальных тестов и применяется в ходе личного взаимодей­ствия психолога с испытуемым.

Тест основан на иерархической модели интеллекта Д. Векслера и диагностиру­ет общий интеллект и его составляющие - вербальный и невербальный интеллек­ты. Применению теста Векслера посвящено свыше 2000 публикаций. В нашей стране методические руководства к тесту и сам тест выпустили несколько пси­ходиагностических предприятий, поэтому, вместо того чтобы давать подробное

Диагностика интеллекта 65

описание теста, я ограничусь лишь необходимым минимумом информации, а так­же уместной теоретической и метрологической характеристикой теста.

Первая версия теста предложена в 1939 году (шкала Векслера-Бельвью, по названию клиники Bellevue) для диагностики интеллекта людей в возрасте от 7 до 69 лет. Д. Векслер подверг критике существующие тесты (в первую оче­редь, тест Стэнфорд-Бине) считая их непригодными для тестирования взрос­лых. Традиционный показатель IQ - «умственный возраст» - совершенно не­применим для характеристики интеллекта взрослых. Большинство тестов ин­теллекта ориентированы на скорость, что может вызвать, по мнению Векслера, затруднения у пожилых людей.

В традиционных тестах много места занимали шаблонные операции со сло­вами и примитивные задания, сконструированные для детей.

Отказавшись от группировки заданий по возрастному параметру, Векслер объединил тестовые задания в сходные по содержанию субтесты, внутри субте­стов задания были расположены по уровню трудности. Вместо показателя «ум­ственный возраст» он впервые ввел возрастные нормы.

Результат испытуемого соотносился с нормами той возрастной группы, к которой он принадлежал на момент тестирования. Переход от абсолютных пока­зателей к относительным был и силой, и слабостью методики Векслера, посколь­ку этот прием постулировал константность IQ человека на протяжении жизни.

Используются 3 варианта теста Векслера: тест WAIS, предназначенный для тестирования взрослых (от 16 до 64 лет), тест WISC - для тестирования детей и подростков (от 6,5 до 16,5 года) и тест WPPSI (для детей от 4 до 6,5 года).

В России адаптированы первые два варианта теста, которые мы и будем рассмат­ривать в этом разделе.

Тест включает в себя 11 субтестов. Из них 6 составляют вербальную шкалу и 5 - невербальную. В вербальную часть вошли следующие субтесты.

1. Общая осведомленность: включает 29 вопросов. Диагностирует уровень простых знаний. Нет вопросов, требующих специальных и теоретических знаний. Правильный ответ оценивается в 1 балл.

2. Понимание: 14 заданий на понимание смысла выражений. Оценивается способность к суждениям. Оценка в зависимости от правильности ответа: О, 1, 2 балла.

3. Арифметика: включает 14 задач из курса арифметики начальной школы. Задачи решаются устно. Диагностируется легкость оперирования числовым ма­териалом. Оценивается как правильность, так и затраченное время.

4. Нахождение сходства: 13 заданий. Испытуемый должен подвести 2 пред­мета под общую категорию, выявить, что между ними общего. Диагностируется по­нятийное мышление. Оценка в зависимости от правильности ответа: О, 1, 2 балла.

5. Запоминание цифр: первая часть содержит ряды, в которых от 3 до 9 цифр. Испытуемый должен прослушать цифры и устно их воспроизвести.

Вторая часть включает ряды от 2 до 8 цифр. Испытуемый должен воспроизвести ряд в обратном порядке.

6. Словарный запас: 42 понятия. Тест направлен на изучение вербального опыта и умения давать определения понятиям. Испытуемый должен объяснить значение слова. Первые 10 слов - распространенные в обыденной речи, следу­ющие 20 слов - средней сложности, последние 12 - абстрактно-теоретические понятия. Оценка от 0 до 2 баллов. Вербальная шкала тесно коррелирует с общей культурой испытуемого и академической успеваемостью. Результаты сильно зависят от языковой культуры испытуемого (от владения языком, на котором написан текст). Оценки по субтестам «Осведомленность», «Понятливость» и «Словарный запас» характеризуют общий уровень развития испытуемого, прак­тически не изменяются с возрастом и при старении. Полагают, что они опреде­ляются уровнем образования испытуемых. Я же считаю, что связь иная: по­скольку успешность выполнения этих субтестов в наибольшей степени корре­лирует с общим IQ, а также в наибольшей степени определяется генетически (см. раздел «Психогенетика общих способностей»), то скорее всего скорость накопления вербальных знаний определяет успешность и уровень образования.

Особняком стоит субтест «Сходство». Результаты его выполнения говорят о способности к логическому мышлению, обобщению и абстрагированию. Оцен­ки по тесту ухудшаются при старении. Вероятно, успешность его выполнения в большей мере детерминирована «текучим» интеллектом по Кэттеллу, нежели успешность выполнения других субтестов вербальной шкалы.

Субтест «Арифметический» диагностирует не только успешность решения вычислительных задач, но и произвольную концентрацию внимания. Результаты его выполнения зависят от профессии и уровня образования и мало изменяются при старении.

Субтест «Повторение цифр» наиболее слабо коррелирует с общим интел­лектом и направлен на определение объема кратковременной памяти и уровня активного внимания. Включение этого субтеста в шкалу Векслер обосновывал его диагностической ценностью: неспособность воспроизвести 4 цифры в пря­мом порядке свидетельствует о слабоумии. Прямое воспроизведение при старе­нии ухудшается незначительно, обратное - несколько значительней.

Наиболее устойчивы по отношению к воздействию различных факторов (интуиция, общее состояние испытуемого, болезнь и пр.) результаты теста «Сло­варный запас», поэтому его часто используют в качестве «точки отсчета» при анализе профиля оценок по субтестам шкалы Д. Векслера.

Невербальная шкала, или «шкала действий», состоит из 5 субтестов.

7. Шифровка (или Цифровые символы): является вариантом теста на кодовые замены. Испытуемый должен написать под каждой цифрой (всего 100) соответствующий символ за 1,5 минуты. На бланке приводится «ключ»: под каждой из 9 цифр нарисован определенный символ. Диагностируется зрительно-моторная скорость. Оценка успешности определяется числом правильно зашифрованные цифр.

Диагностика интеллекта 67

8. Недостающие детали (или Завершение картинок)", состоит из 21 кар­точки, на которых изображены картинки с отсутствующей деталью, и диагности­рует зрительную наблюдательность, а также способность выявлять существен­ные признаки. Время решения одной задачи - 20 с. Правильный ответ оценива­ется 1 баллом.

9. Конструирование блоков (Кубики Косса): 40 заданий. Включает набор карточек с красно-белыми чертежами и набор красно-белых кубиков. Испытуе­мый должен, глядя на образец, собрать из кубиков картинку. Диагностируются двигательная координация и визуальный синтез. Оценивается точность и время решения.

10. Последовательные картинки: 8 серий картинок. Каждая серия пред­ставляет сюжет. Картинки предъявляются в определенной неправильной после­довательности. Испытуемый должен их правильно расположить. Диагностиру­ются способности организации целого из частей, понимания ситуации, экстрапо­ляции. Оценка определяется правильностью и временем решения.

11. Сборка объекта (Складывание фигур): 4 задания. Испытуемый должен собрать фигуру хорошо знакомого предмета из отдельных деталей (фигуры «че­ловек», «профиль», «рука», «слон»). Диагностируется способность к синтезу цело­го из деталей. Оценка зависит от времени и правильности сборки.

В целом невербальная шкала диагностирует не только знания, но и способ­ность индивида к моторно-перцептивному взаимодействию с объектами окружа­ющего мира, зависящую от опыта деятельности.

Первоначально Д. Векслер полагал, что невербальный интеллект больше зависит от психофизиологических задатков индивида, но данные близнецовых исследований опровергли эту гипотезу.

Наиболее комплексным (принадлежность его к этой части теста весьма условна) тестом невербальной шкалы является «Шифровка», диагностирующая свойства внимания, восприятия, координации. Результаты его выполнения быст­ро ухудшаются после 40 лет.

Наиболее информативным субтестом невербальной шкалы многие авторы считают «Кубики Косса». Аналогичен по содержанию и тест «Сборка объек­тов».

Успешность выполнения этих трех тестов зависит от развития сенсомотор-ной координации, между тем как результаты по тестам «Недостающие детали» и «Последовательные картинки» не зависят от развития моторики, а в большей мере определяются когнитивными способностями. По мнению Векслера, успеш­ность выполнения этих двух тестов определяется опытом восприятия окружа­ющей среды и приобщенностью к культуре.

Итог проведения теста во многом зависит от того, какие складываются отно­шения между психодиагностом и испытуемым.

Тестирование производится по адаптивному алгоритму. Первые задания большинства вербальных субтестов (а также «Кубики Косса») предназначены для лиц, подозреваемых в умственной отсталости. В случае, если испытуемый, не

Рис. 17. Проведение теста WISC-R (Д Векслер) Субтест «Сборка объектов»

Диагностика интеллекта 69

подозреваемый в умственной отсталости, не выполняет задания основной серии, то ему предъявляются первые задания.

Процесс интерпретации результатов выполнения части вербальных тестов не полностью алгоритмизирован и предполагает активное участие эксперимен­татора.

Обработка и интерпретация результатов может проходить на трех уровнях:

1) подсчет и интерпретация баллов общего интеллекта, вербального и невер­бального интеллектов, 2) анализ профиля оценок выполнения субтестов испыту­емыми на основе подсчета соответствующих коэффициентов, 3) качественная интерпретация индивидуального профиля с привлечением данных наблюдения за поведением испытуемого в ходе обследования и прочей диагностической ин­формации.

Стандартный вариант обработки заключается в подсчете первичных «сы­рых» оценок по каждому субтесту. Затем «сырые баллы» по соответствующим таблицам переводятся в стандартные и отображаются в виде профиля. «Сы­рые» оценки отдельно по вербальной и невербальной части суммируют, а затем находят по таблицам соответствующие показатели общего, вербального и невер­бального IQ (см. табл. 7).

Таблица 7. Классификация IQ-показателей по Векслеру

IQ-показатель

Уровень интеллектуального развития

Процент выявления (по выборке 1,7 тыс. лиц от 16 до 64 лет)

130 и выше

Весьма высокий интеллект

Высокий интеллект

«Хорошая норма»

Средний уровень

Сниженная норма

Пограничный уровень

Умственный дефект

Дополнительным является индекс возрастного снижения интеллекта. Со­гласно данным Векслера, все субтесты его батареи делятся на две группы: основ­ные, успешность выполнения которых мало зависит от возраста, и субтесты, ре­зультаты выполнения которых ухудшаются с возрастом.

К первым он отнес: «Словарный», «Осведомленность», «Составление фигур», «Обнаружение недостающих деталей», ко второй группе - «Воспроизведениие цифр», «Обнаружение сходства», «Шифровка» и «Кубики Косса».

К»__________________________________________________Глава 3

Коэффициент возрастного снижения интеллекта (DQ) равен:

DQ= -------х 100%,

где ТНР - показатель по субтестам с неизменными результатами, ТПР - пока­затели по тестам с переменными результатами.

При анализе профиля выполнения субтестов используется ряд дополни­тельных индексов.

Важнейшей характеристикой является показатель разброса баллов, полу­ченных испытуемыми за выполнение каждого субтеста:

^ £ Xi - X |

где Хг - балл за выполнение отдельного субтеста, а Х == --

Наиболее часто употребляется коэффициент словарного разброса: разница между шкальной оценкой данного субтеста и оценкой по субтесту «Словарный запас». Значение баллов по этому субтесту, как правило, всегда выше, чем по другим, поэтому за исключением редких случаев отклонение является величи­ной отрицательной.

Алгебраическая сумма этих отклонений называется «сложным словарным разбросом»: его величина также почти всегда отрицательная. Оценка по субте­сту «Словарный» наиболее показательна для общего интеллекта и относительно стабильна при нарушениях адаптации индивида к среде.

Реже используют индекс модифицированного среднего разброса - разницу между оценкой любого вербального субтеста и оценкой всех остальных вербаль­ных субтестов (кроме субтестов «Числовые ряды» и «Арифметический») или баллом любого невербального теста и средней оценкой всех остальных невер­бальных тестов. Эта оценка отражает связь достижений испытуемого в отдель­ном субтесте с центральной тенденцией его достижений в остальных субтестах.

Иногда используют показатель «среднего разброса» - разницу между оцен­кой по одному из субтестов и средней арифметической оценкой всех субтестов (кроме субтестов «Арифметический» и «Числовые ряды»). Этот показатель от­ражает отношения отдельных достижений субъекта к центральной тенденции всех достижений. В медико-психологической практике вычисление этих показа­телей используется для уточнения диагноза. Например, считается, что значитель­ная величина "отрицательного словарного разброса является показателем психо­за, в частности, преобладание отрицательного словарного разброса в невербаль­ной части - показатель депрессии, а резкое снижение уровня выполнения вербальных тестов относительно балла по субтесту «Словарный» является при­знаком прогрессирующего шизофренического процесса и т. д.

Тест Векслера

Тест Векслера (другие названия: шкала Векслера, тест интеллекта Векслера, WAIS, WISC) является одним из самых популярных тестов исследования интеллекта на западе (особенно в англоязычных странах). В нашей стране тест также широко известен, но популярность его не так велика, ввиду сложности адаптации тестов интеллекта на другие языки и довольно высокие требования к квалификации психодиагноста.

Тест включает 11 субтестов, составляющих вербальную и невербальную шкалы:

Вербальные субтесты:

1. Субтест общей осведомленности. Исследует запас относительно простых сведений и знаний. Предлагается 29 вопросов, оценка - 1 балл за правильное решение каждого вопроса.

2. Субтест общей понятливости. Оценивает полноту понимания смысла выражений, способность к суждению, понимание общественных норм. Испытуемый должен дать ответ о своих предполагаемых действиях в описанной ситуации. Предлагается 14 вопросов, оценка в зависимости от точности ответа - 0, 1 или 2 балла.

3. Арифметический субтест. Оценивает концентрацию внимания, легкость оперирования числовым материалом. Испытуемый должен устно решить серию арифметических задач. Дается оценка не только точности ответа, но и затраченного на решение времени.

4. Субтест установления сходства. Оценивает способность к формированию понятий, классификации, упорядочиванию, абстрагированию, сравнению. Испытуемый должен установить и охарактеризовать общность между парой понятий. Оценка варьирует от 0 до 2 баллов, в зависимости от достигнутого уровня обобщения: конкретного, функционального, концептуального. В субтесте предлагается 13 пар понятий.

5. Субтест повторения цифровых рядов. Направлен на исследование оперативной памяти и внимания, состоит из двух частей: запоминания и повторения чисел в прямом и обратном порядке.

6. Словарный субтест. Направлен на изучение вербального опыта (понимания и умения определить содержание слов). Предлагается объяснить значение ряда слов. Всего в задании 42 слова: первые 10 - весьма распространенные, повседневного употребления; следующие 20 – средней сложности; третью группу составляют 12 слов высокой степени сложности. Оценка - от 0 до 2 баллов.

Невербальные субтесты:

7. Субтест шифровки цифр. Изучает степень усвоения зрительно-двигательных навыков. Задача состоит в том, чтобы написать под каждой цифрой в клеточке соответствующий ей символ (набор символов предлагается). Время выполнения лимитировано. Оценка соответствует количеству правильно зашифрованных цифр.

8. Субтест нахождения недостающих деталей. Изучает особенности зрительного восприятия, наблюдательность, способность отличить существенные детали. Испытуемому предъявляют 21 изображение, в каждом из которых необходимо отыскать какую-либо недостающую деталь или какое-то несоответствие. Правильный ответ оценивается одним баллом. Время выполнения - 20 секунд.

9. Субтест кубиков Коса. Направлен на изучение сенсомоторной координации, способности синтеза целого из частей. Испытуемому предлагают последовательно воспроизвести десять образцов рисунков из разноцветных деревянных кубиков. Время ограничивается по каждому заданию. Оценка зависит как от точности, так и от времени исполнения задания.

10. Субтест последовательности картинок. Исследует способность к организации фрагментов в логическое целое, к пониманию ситуации и предвосхищению событий. В задании предлагается восемь серий картинок. В каждой серии картинки объединены сюжетом, в соответствии с которым испытуемый должен расположить их в определенной последовательности. Оценка зависит от правильности и времени решения.

11. Субтест составления фигур. Направлен на изучение способности синтеза целого из частей. Испытуемому предлагают в определенной последовательности детали четырех фигур («человек», «профиль», «рука», «слон») без указания на то, что из этих деталей должно быть составлено. В оценке учитывается время и правильность решения.

В настоящее время используются 3 варианта теста Д.Векслера:

  • тест WAIS (Wechsler Adult Intelligence Scale), предназначенный для тестирования взрослых (от 16 до 64 лет);
  • тест WISC (Wechsler Intelligence Scale for Children) - для тестирования детей и подростков (от 6,5 до 16,5 лет);
  • тест WPPSI (Wechsler Preschool and Primary Scale of Intelligence) для детей от 4 до 6,5 лет.

В России адаптированы первые два варианта теста.

Первая адаптация WAIS была проведена в Психоневрологическом научно-исследовательском институте им. В.М.Бехтерева (1956 г.) в Ленинграде. Последняя по времени адаптация теста WAIS произведена психологами Санкт-Петербургского государственного университета (1991 г.).


Wikimedia Foundation . 2010 .

  • Тест Амтхауэра
  • Тест Лири

Смотреть что такое "Тест Векслера" в других словарях:

    ТЕСТ ВЕКСЛЕРА - см. Векслера шкалы. Большой психологический словарь. М.: Прайм ЕВРОЗНАК. Под ред. Б.Г. Мещерякова, акад. В.П. Зинченко. 2003. Тест Векслера …

    Тест Векслера - методика оценки уровя интеллектуального развития в соответствии с биологическим возрастом обследуемого … Психология человека: словарь терминов

    ТЕСТ ИНТЕЛЛЕКТА - (англ. intelligence test). Тесты, предназначенные для определения уровня интеллектуального развития учащихся и выявления особенностей их интеллекта. При помощи Т. и. количественно определяются и качественно характеризуются различные умственные… …

    Тест на интеллект - (intelligence test), измерение интеллектуальных способностей. Первый Т. на и. разработал Бине в 1908 г. Наиб, широко известен тест Векслера, в к ром на основе анализа вербальных и невербальных способностей человека словарного запаса, рассуждения… … Народы и культуры

    ВЕКСЛЕРА ТЕСТ - ВЕКСЛЕРА ТЕСТ. Один из наиболее распространенных психологических тестов для исследования интеллекта с помощью серии экспериментальных методик – субтестов, разработанных Д. Векслером (1949, 1955). Различаются вербальные и невербальные субтесты.… … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

    тест интеллекта - (тест способностей общих) одна из особенно популярных и распространенных разновидностей тестов. Методика психодиагностики, предназначенная для выявления умственного потенциала индивида. Служат для оценивания уровня развития мышления (интеллекта)… … Большая психологическая энциклопедия

    Векслера шкала памяти - тест для психометрического исследования функции памяти. Разработан Д. Векслером в 1945. Состоит из ряда субтестов, направленных на изучение механической, смысловой и ассоциативной памяти. Даёт возможность сопоставить слуховую и зрительную,… … Педагогический терминологический словарь

    ВЕКСЛЕРА, ДОШКОЛЬНИКОВ И МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ШКАЛА ИНТЕЛЛЕКТА (WPPSI) - Тест интеллекта, разработанный для использования с детьми, младше 6 летнего возраста … Толковый словарь по психологии

    Векслера тест - (WAIS) один из наиболее часто используемых тестов взрослого исследования интеллекта в возрасте от 16 до 75 лет (см.) D.Wechsler. Состоит из 2 субтестов: а) вербального субтеста и б) субтеста выполнения. Вербальными являются задания на общую… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

    Тест складывания кубиков (block design test) - Этот тест, разработанный Сэмюелем Косом на основе проведенного им в 1921 г. обширного исслед., был опубликован в 1923 г. С самого начала он задумывался как невербальный интеллектуальный тест для исслед. аналитических и синтетических аспектов… … Психологическая энциклопедия

Используют для измерения уровня развития интеллекта.

Шкала интеллекта для детей (WISC) вышла в 1950 г. Вариант WISC-R издан в 1974 году. Шкала предназначена для тестирования детей в возрасте от 6,5 до 16,5 лет. В тест входят 12 субтестов, соответствующих субтестам теста WAIS, но дополненные более легкими однотипными заданиями.

Кроме того, в шкалу действия включен дополнительный субтест "Лабиринты".

Причем при проведении исследования субтест "Понимание" может быть заменен "Запоминанием цифр", а субтест "Лабиринт" субтестом "Кодирование". При диагностике субтесты вербальной и невербальной частей чередуются.

Показатели дополнительных тестов при подсчете IQ не учитываются.

Субтест "Лабиринт" состоит из возрастающих по трудности лабиринтов. Испытуемый должен выполнить его за определенный промежуток времени (найти выход), подсчитываются ошибки и регистрируется время.
Испытания нужно проводить в хорошем настроении.
Субтест № 1 «Осведомленность».
Направлен на выявление и измерение общего объема и уровня относительно простых знаний и, тем самым, направленности и широты познавательных процессов, степени развития основных интеллектуальных функций (памяти и мышления). Успешность выполнения субтеста напрямую зависит от образования испытуемого, его общей культуры. Оценка за «Осведомленность» характеризует испытуемого с точки зрения его образованности и является особенно прогностичной в отношении вербального и общего IQ.

Для детей младше 8 лет и старше подозреваемых в умственном снижении: начинать с задания №1, прекратить при 5 отрицательных ответах подряд.

Для детей 8 лет и старше, не подозреваемых в умственном снижении: начинать с задания №4. Если одно из заданий №4, №5 или №6 не выполнено, то прежде, чем переходить к следующему, необходимо возвратиться к заданиям №№ 1,2,3. Если все три задания - №№ 4,5,6 выполнены, то дать аванс за №№ 1,2,3 и переходить к заданию №7. Прекратить при 5 неудачах подряд.

1.1.Сколько у тебя ушей?

1 Два.
2.Пара.

1.2.Как называется этот палец?

1: Указательный.

1.3.Сколько ног у собаки?

1: Четыре.

1.4.От какого животного мы получаем молоко?

1: От коровы (или козы или верблюда).

1.5.Что нужно сделать, чтобы вода закипела?

1: Поставить на огонь (или газ, или плиту). Нагреть.

1.6.В каком магазине продают сахар?

1: В продовольственном (или другом где могут продавать сахар).

1.7.Сколько копеек в пятаке?

1: Пять.

1.8.Сколько дней в неделе?

1: Семь.

1.9.Кто основал город, который называется Санкт-Петербург?

1: Петр Первый.

0: Строители.

?: Ленин. (верно, город раньше назывался по имени Ленина, а кто его основал?)

1.10.Что такое пара?

1: Два. Двое, два человека (или предмета). Оценка в школе.

0: Пара ног (или предметов).

?: это количество. Парочками ходят в детском саду. (Верно. Так значит, что такое пара?)

1.11.Назови мне четыре времени года?

1: Зима, лето, осень, весна (в любом порядке).

1.12.Какого цвета рубины?

1: Красного (Любого от светло-розового до темно-красного).

0: Рубинового.

1.13.Где садится солнце?

1: На западе. (При указании рукой на запад или при ответе «за горизонтом»: «Верно, но какое это направление?).

0: За тучу (или горы, или др.)

1.14.Для чего нужен желудок?

1: Он переваривает пищу. Обрабатывает пищу своим соком. Перерабатывает пищу.

1.15.Почему нефть или масло плавают на воде?

1: Потому что плотность воды больше (или нефти меньше). Легче.

?: Легкая. (Да, но монета тоже легкая, а не плавает).

1.16.Кто написал «Евгений Онегин»?

1: Пушкин или Чайковский.

1: Годовщина победы в Великой Отечественной войне. День Победы над фашистами.

1.18.Что такое SOS?

1: Сигнал бедствия. Призыв (или сигнал) о бедствии. Сигнал, когда корабль тонет. «Спасите наши души».

1.19.Каков примерно рост среднего человека?

1: 150-180 см.

1.20.Где расположена Италия?

1: На юге Европы. На Аппенинском полуострове. В Средиземном море.

0: В Европе. На юго-западе Европы. На Балканском полуострове. Около Франции. На острове.

1.21.Сколько килограммов в центнере?

1: 100 кг.

1.22.Как называется столица Греции?

1: Афины.

1.23.Из чего получают скипидар?

1: Из хвойных деревьев (или дерева, или сосны, или ели, или смолы).

0: Из спирта, бензина или нефти.

1.24.Сколько километров от Москвы до Владивостока?

1: 8-11 тыс. км.

1: через каждые 4 года. В високосном году.

0: Зимой. В феврале.

?: В этом (или таком-то году). Если год високосный спросить: «А когда еще будет?»

1.26.Кто открыл Южный полюс?

1: Амундсен.

Что такое барометр?

1.27.1: Прибор для измерения атмосферного давления. Прибор, предсказывающий погоду.

0: Измеряет температуру.

?: Для измерения погоды.

1.28.Что такое иероглиф?

1: Письменные знаки некоторых странах (Египте, Китае, Японии и др.) или у древних. Вид или знак письменности. Буквы в Китае (или др.).

0: Клинопись. Что-то нарисовано. Знак. Буквы.

1.29.Кто такой Александр Македонский?

1: Великий полководец древности. Древнегреческий полководец. Завоеватель, жил до нашей эры. Покоритель Персии (или Египта). Глава греко-македоно-персидской державы.

0: Великий русский полководец.

?: Великий полководец. Военачальник. Предводитель македонцев. Полководец Македонии.

1.30.Что такое конфискация?

1: Принудительное (или безвозмездное) изъятие имущества в собственность государства по приговору суда (или в административном порядке, или по закону). Отбор имущества по закону.

?: Отнятие (или изъятие) имущества. Насильственное (или принудительное) изъятие имущества.

М.К. Акимова, Е.И. Горбачева, В.Т. Козлова, Н.А. Ференс

Приводится полное описание Теста умственного развития взрослых (ТУРВ), включающее руководство по проведению теста, его психометрические характеристики, приемы количественной и качественной обработки результатов тестирования.

В Приложении приведены полный набор заданий теста, правильные ответы к заданиям, образцы бланков для ответов.

Ключевые слова: Тест умственного развития взрослых, руководство по проведению, психометрические характеристики, количественная и качественная обработка, субтесты.

Теоретические подходы к разработке теста

Тест умственного развития взрослых (ТУРВ) относится к тому классу диагностических методик, которые разработаны в рамках концепции социально-психологических нормативов, предложенной К.М. Гуревичем (2008).

Тест направлен на оценку умственного развития взрослых членов нашего общества (в возрасте от 18 до 50 лет). Он диагностирует общую осведомленность, определяемую как микросредой (семьей, школой, сферами общения), так и общественными условиями в целом, и теоретическое мышление, влияющее на успешность обучения, научной работы и других видов познавательной (теоретической) деятельности.

Следует отметить, что работа такого рода выполняется впервые — подобного теста для взрослых, ориентированного на норматив умственного развития, пока не существует. Между тем практика психологической работы требует разработки такого теста, которым можно было бы пользоваться для решения самых разных задач (профессиональных, образовательных, управленческих, социальных, субъективно-личностных), с которыми сталкиваются практические психологи.

Для выявления социально-психологического норматива умственного развития взрослых были проанализированы учебные программы старших классов средней школы и дисциплин общеобразовательного блока высшей школы, изучено доминирующее содержание информационных и научно-культурных программ телевидения и радиовещания, некоторых массовых газет и журналов, справочных изданий. Отобранные понятия и блоки информации были подвергнуты экспертным оценкам. В качестве экспертов выступили индивиды в возрасте 40-60 лет, имеющие высшее образование, высокий интеллектуальный уровень, занимающиеся интеллектуальными видами деятельности (научной и преподавательской).

Включенный в тест перечень заданий представляет то, что можно рассматривать как социально-психологический норматив умственного развития взрослых. Он включает в себя отобранную после экспертного оценивания и тщательного обдумывания часть того, что составляет основу теоретического мышления.

В норматив умственного развития взрослых вошли:

  • умения давать определения научно-культурным понятиям, т.е. формулировать в явной и сжатой форме их основное содержание;
  • общая информированность, осведомленность , т.е. уровень «врастания в культуру», уровень «присвоения» доминирующей в ней информации;
  • умения делать умозаключения; их сокращенная форма — энтимема - составляет неотъемлемый компонент и повседневного, и профессионального мышления взрослого человека, способствуя оперативной обработке поступающей информации;
  • умения понимать и классифицировать жизненные ситуации, заключенные в пословицах, находить в них общее и различное;
  • умения мыслить по аналогии на материале научно-культурных понятий;
  • умения обобщать, находить общее и специфичное в понятиях, выделять те существенные признаки, по которым они могут быть объединены;
  • умения понимать закономерности , выраженные знаковой символикой, оперировать ей, что может указывать на наличие у человека аналитического склада мышления. Это старый проверенный способ оценки интеллектуального развития человека. Он моделирует такой аспект интеллектуальной деятельности, который служит предпосылкой собственно теоретического мышления.

Созданный по принципу нормативности тест имеет иные, чем традиционные тесты, способы представления и обработки диагностических данных, основным среди которых является отказ от статистической нормы как главного ориентира оценки индивидуальных и групповых данных в пользу приближения к критериям социально-психологического норматива. Другими словами, нет необходимости, определяя меру успешности какого-нибудь испытуемого, обращаться к показателям всей совокупности или выборки индивидов. Нужно просто сопоставить полученные данные с общим числом заданий в тесте. Имеется апробированный способ сопоставления результатов с критериями социальнопсихологического норматива по выборке в целом.

Хочется еще раз подчеркнуть следующий момент. Нет абсолютно никаких причин рассматривать практическое использование подобных методик как попытку психологов воздвигнуть нечто вроде шлагбаума на пути творческого развития индивида. Как бы ни было своеобразно индивидуальное развитие, в какой бы области теории или практики оно ни проявлялось, такое развитие оказывается невозможным без овладения минимумом нормативного содержания, неизбежной базой любого варианта индивидуального творческого развития.

Описание теста

Тест включает семь субтестов:

  1. Словарный.
  2. Общая осведомленность.
  3. Умозаключения.
  4. Классификации.
  5. Аналогии.
  6. Обобщения.
  7. Числовые ряды.

В первом субтесте - Словарный - испытуемый должен дать определения предлагаемым словам и выражениям.

Второй субтест - Общая осведомленность - отражает общую информированность, знания индивидов в различных жизненных сферах, приобретенные ими вследствие межличностных контактов, а также под воздействием средств массовой информации, произведений литературы и искусства. Репрезентативными образцами содержания субтеста являются знания общественно-политического и научнокультурного характера в широком их понимании. Они затрагивают такие сферы, как история, география, экономика, политика, наука, искусство.

Третий субтест - Умозаключения - представляет собой вариант заданий на проверку умений делать выводы из суждений. Чаще всего в мыслительной практике приходится иметь дело с энтимемами -сокращенными категорическими силлогизмами. Энтимема — силлогизм, в котором пропущена одна из посылок или заключение. Каждое из заданий представляет собой неполное умозаключение (энтимему), в котором пропущено одно из его звеньев - большая посылка, меньшая посылка или заключение. Испытуемый должен из четырех предложенных суждений (А, Б, В и Г) выбрать то, которое восстанавливает полную структуру умозаключения. Выбрать можно только одно суждение.

Четвертый субтест - Классификации. В качестве заданий в нем предлагаются наборы пословиц. Испытуемый должен определить, какое из пяти утверждений в каждом задании не соответствует основному смыслу четырех других.

Пятый субтест — Аналогии. В заданиях предлагается три слова. Между первым и вторым существует определенная связь. Испытуемый должен к третьему слову подобрать такой ответ из числа приведенных, чтобы между ними существовала аналогичная связь.

Шестой субтест — Обобщения . Испытуемый должен установить, что объединяет предлагаемые пары слов или выражений, и записать свой ответ.

Седьмой субтест - Числовые ряды . Задания представляют из себя ряды чисел, каждый из которых построен по определенному правилу. Испытуемый должен определить это правило и в соответствии с ним продолжить ряд на следующие два числа.

Психометрические характеристики теста

Апробация теста проводилась на выборке испытуемых в возрасте от 18 до 50 лет. Всего в эксперименте приняли участие около 400 человек.

Определение надежности теста шло в двух направлениях:

  1. определялась внутренняя надежность измерительного инструмента;
  2. определялась стабильность измеряемого качества.

1. Для проверки надежности измерительного инструмента, свидетельствующего о его однородности (гомогенности), использовался так называемый метод «расщепления». Этот метод состоит в том, что задания делятся на четные и нечетные, отдельно обрабатываются, а затем вычисляется коэффициент корреляции между результатами двух полученных рядов. Если задания методики однородны, направлены на выявление одного и того же конструкта, то больших различий в успешности решения набора четных и нечетных заданий не будет, и, следовательно, коэффициент корреляции будет достаточно высоким.

В данном тесте были получены следующие коэффициенты внутренней надежности (гомогенности):

  • первый субтест — 0,90;
  • второй субтест — 0,99;
  • третий субтест - 0,98;
  • четвертый субтест — 0,99;
  • пятый субтест — 0,99
  • шестой субтест - 0,96;
  • седьмой субтест — 0,98.

Все коэффициенты значимы на уровне р ≤0,001.

Таким образом, разработанный тест как измерительный инструмент может быть признан надежным в том отношении, что все его задания направлены на выявление одного и того же качества, конструкта.

2. Определение другого вида надежности, зависящего от стабильности измеряемого признака, необходимо для того, чтобы установить, насколько устойчиво, стабильно во времени то качество, которое диагност намерен измерять. Этот вид надежности важен в отношении использования тестовых показателей для прогнозирования того, изменится ли и насколько существенно измеряемое качество спустя некоторый период времени. Для проверки стабильности диагностируемого признака, свойства используется прием, известный под названием тест-ретест. Он заключается в повторном обследовании испытуемых с помощью той же методики. О стабильности признака судят по коэффициенту корреляции между результатами первого и второго обследования. Этот показатель будет свидетельствовать о сохранении или несохранении каждым испытуемым своего порядкового номера в выборке.

Повторное обследование осуществлялось через пять месяцев. Был получен коэффициент корреляции, равный 0,89 (р ≤0,01).

Таким образом, учитывая полученные коэффициенты гомогенности и стабильности, разработанный тест можно признать надежным диагностическим инструментом.

Валидизация теста осуществлялась по следующим направлениям:

  • определялась теоретическая валидность с помощью метода оценки внутренней согласованности (конструктная валидность) и путем сопоставления результатов нового теста с данными по тесту Р. Амтхауера (конвергентная валидность );
  • определялась прагматическая валидность с помощью внешнего критерия.