Иммунная система человека и ее органы. Иммунная система, иммунитет, что нужно знать всем о них Что входит в иммунную систему человека

Иммунная система обеспечивает специфическую защиту организма от генетически чуждых молекул и клеток.

Клетки обладают уникальной способностью распознавать чужеродные антигены.

Иммунная система подчеркивает единство клеток общностью происхождения, функционального действия и механизмов регулировки

Центральные или первичные органы иммунной системы - красный костный мозг и тимус.

Красный костный мозг - место рождения всех клеток иммунной системы и созревание B-лимфоцитов. В нем из полипотентных стволовых клеток образуются эритроциты, гранулоциты, моноциты, дендритные клетки, B-лимфоциты, предшественники T-лимфоцитов и NK клетки.

Красный костный мозг у детей до 4х лет находится в полостях всех плоских и трубчатых костей.

А В 18 лет он остается только в плоских костях и эпифизах трубчатых костей.

С возрастом количество клеток красного костного мозга уменьшает и он замещается желтым костным мозгом.

Тимус - ответственен за развитие Т-лимфоцитов, которые поступают туда из красного костного мозга из пре Т-лимфоцитов.

В тимусе отбираются Т-лимфоциты с кластерами(рецепторы, которые определяют функциональные способности) дифференцировки CD4+ CD8+ и уничтожаются те из варианты, которые высоко чувствительны к антигенам собственных клеток, т.е. он предотвращает аутоиммунную реакцию.

Гормоны тимуса сопровождают функциональное созревание Т-лимфоцитов и повышают секрецию ими цитокинов.

Тимус окружен тонкой соединительно тканной капсулой, состоит из 2х ассиметричных долей, разделенных на дольки. Под капсулой находится базальная мембрана, на которой расположены эпителиоретикулоциты в один слой. Периферия долек - корковое вещество, центральная часть - мозговое, все дольки заселены лимфоцитами. С возрастам Тиму подвергается инволюции.

Т-лимфоциты дифференцируются до зрелых иммунных клеток в Тимусе, ответственны за клеточный лимфоциты, B-лимфоциты - Bursa Fabricius

Вторичные органы иммунной системы - периферические органы.

1 группа - структурированные органы иммунной системы - селезенка и лимфоузлы.

2 группа - неструктурированные.

Лимфоузлы - фильтруют лимфу, извлекают из нее антигены и посторонние вещества. В лимфоузлах происходит антигензависимая пролиферация и дифференцировка Т и B лимфоцитов. Зрелые не иммунные лимфоциты, образовавшиеся в костном мозге, с лимфо/ кровотоком, попадают в лимфоузлы, встречаются с антигеном в кровотоке, получают антигенные и цитокиновый стимул и превращаются в зрелые иммунные лимфоциты, способные распознавать и уничтожать антиген.

Лимфоузел покрыт соединительно тканной капсулой, от него отходят трабекулы, имеют корковую зону, паракортикальную зону, мозговые тяжи и мозговой синус.

В корковой зоне находятся лимфоидные фолликулы, которые содержат дендритные клетки и B - лимфоциты. Первичный фолликул - мелкий фолликул с не иммунными B лимфоцитами.

После взаимодействия с антигеном, дендритными клетками и т-лимфоцитами B -лимфоцит активируется и образует клон пролиферирующих B - лимфоцитов, в результате формируется герминативный центр, который содержит пролиферирующие B-лимфоциты и после завершения иммуногенеза первичный фолликул становится вторичным.

В паракортикальной зоне находятся Т-лимфоциты и посткапилярные венулы с высоким эпителием, через их стенки лимфоциты мигрируют из крови в лимфоуззлы и обратно. Также содержит интердигитирующие клетки, которые мигрировали в лимфоузел по лимфатическим сосудам из покровных тканей из кожи и со слизистых вместе с уже процессированным(процессинг антигена) антигеном. Мозговые тяжи находятся под паракортикальнйо зоной и содержат макрофаги, активированные B лимофциты, которые дифференцируются в плазматические антителопродуцирующие клетки. Мозговой синус накапливает лимфу с антителами и лимфоцитами и она отводится в лимфатическое русло и она уводится по эфферентному лимфатическому сосуду.

Селезенка

Имеет соединительно тканную капсулу, от нее отходят трабекулы, составляя каркас органа. Имеет пульпу, которая составляет основу органа. Пульпа содержит лимфоидную ретикулярную ткань, сосуды и форменные элементы крови. В белой пульпе отмечается скопление лимфоидных клеток в виде переартериальных лимфоидных муфт. Они расположены вокруг артериол. В белой пульпе также находятся герменотивные зародышевые центры и B клеточные фолликулы.

Красная пульпа содержит капиллярные петли, эритроциты, макрофаги.

Функции селезенки - в белой пульпе происходит контакт кдеток иммунной системы с антигеном, проникшим в кровь, процессинг и презентация этого антигена. А также реализация различных типов иммунного ответа, преимущественно гуморальная.

В красной пульпе происходит депонирование тромбоцитов, до 1/3 всех тромбоцитов содержится в селезенке, эритроцитов и гранулоцитов, и это разрушение поврежденных эритроцитов и тромбоцитов.

Лимфоидная ткань, ассоциированная с кожей.

Это белые отросчатые интердигитирующие клетки Лангенгарса. Они фиксируют антиген, поступающий с кожи, подвергают его процессингу и мигрируют в регионарные лимфоузоы(«это пограничники, которые ловят диверсанта и ведут его в комендатуру»)

Лимфоидные клетки эпидермиса, преимущественно Т-лимфоциты и кератиноциты, как механический барьер.

Лимфоидная ткань, ассоциированная со слизистыми оболочками(площадь которой 400 м 2)

Она представлена структурированными - солитарные фолликулы, аппендикс и миндалины, единичные лимфоидные клетки. Антиген проникает в лимфоидную ткань с поверзности слизистых через особые эпителиальные M-клетки. Расположенные под пителием макрофаги и дендритные клетки, подвергают процессингу антиген и предают его специфическую часть Т и B лимфоцитам.

Характерно, что каждая ткань имеет популяции лимофицтов, способных узнавать место своего проживания. У них на мембранах имеются хоуминговые «Home» рецепторы. СLA - кожный лимфоцитарный антиген.

Пейрорвы бляшки - Лимофидные образования, расположенные в собственной оболочке слизистой, имеют три основных составляющих - эпителиальный купол состоит из эпителия, лишенного кишенчных ворсинок и содержащего много М - клеток. Лимофидный фолликул с герменативным центром, который заполнен B-лимфоцитами.

Межфоликулярныая зона - N лимфоциыт и интердигитирующие клетки.

Основная функция специфического иммунного ответа - специфическое распознавание антигена.

Формы иммунного ответа.

  1. Клеточный иммунитет - накопление антиген специфических активных Т-лимфоцитов, выполняющих эффекторные функции, либо непосредственно сами лимфоиты, либо через выделяемые ими клеточные медиаторы лимфокины.
  2. Гуморальный иммунитет - основан на выработке специфических антител - иммуноглобулинов, выполняющих основные эффекторные функции.
  3. Иммунологическая память - способность организма отвечать на повторную встречу с антигеном, более интенсивно, чем на первую. Эта способность приобретается в результате иммунизации тем же антигеном.
  4. Иммунологическая толерантность - состояние специфической иммунологической а-реактивности организма к определенным антигенам. Она характеризуется -

А) отсутствием ответа на антиген

Б) отсутствием элиминации антигена при повторном его введении

В) Отсутствием антител на данный антиген. Антигены, вызывающие иммунологическую толерантность называются толерагенным

Формы иммунологической толерантности

Естественная - формируется на антигены во внутриутробном периоде

Искусственная - при введение в организм очень высоких или очень низких доз антигена.

Иммуноглобулины - содержащиеся в крови и тканевой жидкости. Молекула состоит из протеина и олигосахарида. По электрофоретическим свойствам в основном гамма глобулины, но встречаются альфа и бета.

Мономеры иммуноглобулина состоят из 2х пар цепей - 2 коротких или L цепи и 2 длинные или тяжелые H цепи. Цепи имеют константный С и вариабельный - V участки.

Легкие цепи бывают 2х видов - лямбда или каппа, они одинаковы у всех иммуноглобулинов, содержат 200 аминокислотных остатка.

Тяжелые цепи подразделены на 5 изотипов - гамма, мю, альфа, дельта и ипсилон.

Имеют от 450 до 600 аминокислотных остатка. По типу тяжелой цепи различают 5 классов иммуноглобулинов - IgI, IgM, IgA, IgD, IgE.

Фермент папаин расщепляет молекулу иммуноглобулина на 2 одинаковых антиген связывающих Fab фрагмента и один Fc фрагмент.

Иммуноглобулины классов А,M,G - мажорные иммуноглобулины, D,E-минорные. G,D,E, а также сывороточные фракции А являются мономерами, т.е. имеют 1 пару тяжелых и 1 пару легких цепей и 2 антиген связывающих участка.

Иммуноглобулин М - является пентамером.

Секреторная фракция иммуноглобулина А является димером, связанных друг с другом j - цепью(join - соединять). Антиген связывающий участок называется активным центром антитела, образован гипервариабельными участками H и L цепей.

Эти участки - имеются специфические молекулы, комплиментарные к определенным антигенным эпитопам.

FC фрагмент способен связывать комплимент и участвует в переносе некоторых иммуноглобулинов через плаценту.

Иммуноглобулины имеют компактные структуры, скрепленных дисульфидной связью. Их называют домены . Имеются вариабельные домены и константные домены. Легкие L цепи имеют 1 вариабельный и один константный домен, а тяжелые H цепи имеют 1 вариабельный и 3 константных домена. В СH2 домене находится комплимент-связывающий участок. Между СH1 и CH2 доменами имеется шарнирный участок(«талия антитела»), он содержит много пролина, делает молекулу более гибкой и в результате F ab и F ac могут вращаться в пространстве.

Характеристика классов иммуноглобулинов.

IgG (80%) - концентрация в крови 12 г на л. Мол. Масса 160 дальтон, образуется при первичном и вторичном введение антигенов. Является мономером. Имеется 2 эпитопсвязывающих участка. Обладает высокой активностью в связывании с бактериальными антигенами. Участвует в активации комплимента по классическому пути и в реакциях лизиса. Проникает через плаценту матери в организм плода. Fc фрагмент можетсвязываться с макрофагами, нейтрофилами и NK клетками. Период полураспад от 7 до 23 дней.

IgM - 13% всех иммуноглобулинов. Его концентрация в сыворотке 1 г на л. Является пентамером. Это первый иммуноглобулин, образующийся в организме плода. Образуется при первичном иммунном ответе. К этому классу принадлежат нормальные антитела, а также изогемагглютинин. Он не проходит через плаценту, у него самая высокая скорость связывания с антигенами. При взаимодействии с антигеном ин витро вызывает реакции агглютинации, претепетации, связывания комплимента. Его Fc фрагменты также участвуют Мономеры иммуноглобулиновы в виде мембранных имеются на поверхности B лимфоцитов.

IgA - 2 подкласса - сывороточный и секреторный. 2,5 г на л. Синтезируется плазматическими клетками селезенки и лимфоузлов, не дают феномена агглютинации и претепетации, не лизируют антиген. Период полураспада - 5 дней. У секреторного подкласса имеется секреторный компонент, который связывает 2 или реже 3 мономера IgA. Секреторный компонент имеет j цепь(бета глобулин с мол. Массой 71 кило дальтон, синтезируется клетками эпителия слизистых оболочек и моет присоединяться к сывороточному иммуноглобулину, при его прохождении через клетки слизистой оболочки - трансцитоз). SIgA Участвует в местном иммунитете, димер, 4 эпиоп связывающих участка. Препятствует адгезии микробов на клетках слизистых и абсорбции вирусов. IgA контролирует комплимент по альтернативному пути.

40% - сывороточный, 60% - секреторный

IgD - 0,03 г на л. Мономер, 2 эпитопсвязывающих участка, не проходит через плаценту, не связывает комплимент. Находится на поверхности B лимфоцитов и активирует их активацию или супрессию.

Свойства антител.

  1. Специфичность - каждый антиген имеет свое антитело
  2. Аффиность - сила связывания с антигеном
  3. Авидность - скорость связывания с антигеном и количество связанного антигена
  4. Валентность - количество работающих активных центров или антидетерминантых групп. Существуют 2х валентные и 1 валентные антитела(1 активный центр заблокирован)

Антигенные свойство антител

Аллотипы - внутривидовые антигенные различия. У людей существет 20 типов.

Идиотипы - антигенные различия антител. Характеризуют активные различия активных центров антител.

Изотипы - классы и подклассы иммуноглобулинов, определяются изотипы цедамидами констами тяжелых цепей.

Функции иммуноглобулинов.

Основная - связывание с антигеном. Это обеспечивает нейтрализацию токсинов и предотвращение проникновения возбудителей в клетку.

Эффекторная функция - связывание с клетками или тканями при участии специфических рецепторов, связывание с клетками иммунной системы, фагоцитами, с компонентами комплимента и связывание с стафилакокковыми и стафилаккоывыми антигенами.

Виды антител

По свойствам выделяют - полные двухвалентные(агглютинин, лизины, претепицины), неполные одновалентные блокирующие

По размещению - циркулирующие и надклеточные

По отношению к температуре - тепловые, холодовые и 2хфазные

Динамика образования антитела

  1. Лаг фаза - антитела в крови не образуются
  2. Лог фаза - логарифмического нарастания концентрации антител
  3. Плато фаза - стабильная высокая концентрация антител
  4. Затухания, спада - прекращение действия антител.

При вторичном иммунном ответе

Лаг фаза ускоряется, титры антител выше, при первичном иммунном ответе образуется иммуноглобулин М, а затем G, при вторичном сразу образуется IgG, а IgА образуется еще поздней

Характеристика неполных антител - моновалентные, блокирующей, один активный центр. Образуются при инфекции, аллергии, резус конфликте, термостабильны, наиболее рано появляются и поздно исчезают, проходят через плаценту. Их выявление проводят методом Кумбса, ферментные методы.

Уровень антител в крови или др. жидкостей оценивается титром, т.е. максимальным разведением биологической жидкости, при котором наблюдается видимый феномен реакции при взаимодействии антигена с антителом. Используются аналитические методы и определяют концентрацию в гр на л.

Иммунитет – это способность организма избавляться от чужеродных тел и соединений и благодаря этому сохранять химическое и биологическое постоянство внутренней среды и собственных тканей.

Боевая задача, которую природа поставила перед нашей внутренней охраной — гарантия полной безопасности организма, т.е. обеспечение иммунитета.

Когда иммунная система распознаёт «захватчиков», она запускает в действие последовательность реакций, происходящих с участием десятков специальных белков. Каждый из этих белков активирует последующий, усиливая контратаку. В любое время иммунная система стремится наперерез всему инородному и активизирует целый ряд средств, которые все это инородное разрушают.

Роль иммунитета сводится к поддержанию постоянства внутренней среды организма (гомеостаз), осуществлению надзора за генетическим единообразием клеток тела, ревностно оберегая наше «я» и уничтожая всё генетически чуждое — и проникшее в организм извне: (инфекционные возбудители, чужеродные вещества и пересаженные ткани), и возникшие, развившиеся внутри (аномальные, переродившиеся клетки).

Мы зависим от количества ресурсов, вовлекаемых в работу наших внутренних защитных механизмов, который работает непрерывно, как часы, чтобы защитить нас от враждебного нам мира. Без здоровой физиологической защитной функции, способного уничтожить всех наших врагов, мы приговорены к быстрой смерти, подобно ребенку, живущему под стеклянным колпаком. В свете сказанного нетрудно понять, что если вы хотите обладать прекрасным здоровьем, одной из самых главных ваших целей должно являться укрепление физиологической защиты.

СТРУКТУРА ИММУНИТЕТА

Иммунная система — это удивительный комплекс структур и механизмов, призванных защищать нас от всевозможных повреждающих агентов, в том числе бактерий и вирусов. Эти механизмы можно подразделить на две взаимодополняющие системы.

Первая, за считанные часы устраивает атаку на внедрившихся микробов. А вторая реагирует через несколько дней, зато поражает болезнетворные организмы точно в цель. Эта вторая система обладает хорошей памятью, поэтому, даже если конкретный «захватчик» вернётся через годы, он быстро будет уничтожен.

Вся система работает настолько эффективно, что мы часто не замечаем, как инфекция проникла к нам в организм и была успешно ликвидирована. Поражает то, каким образом иммунная система отличает сотни видов клеток нашего организма от всего инородного.

Микробы проникают с вдыхаемым воздухом, пищей, а также через мочеполовой тракт и повреждения на коже. Когда иммунная система распознаёт «захватчиков», она запускает в действие последовательность реакций, происходящих с участием десятков специальных белков. Каждый из этих белков активирует последующий, усиливая контратаку.

Первым барьером на пути нападающих оказываются кожа и слизистые оболочки. Они являются не только физической преградой, выделения потовых и сальных желез кожи губительны для многих микробов. Слёзы, слюна, соляная кислота и ряд других веществ, выделяемых слизистыми оболочками, также вредны для микробов. Наряду с этим действует и «экологическая защита»: на коже и слизистых находятся микроорганизмы, уничтожающие вредных для человека микробов.

Вторым барьером на пути болезнетворных микробов становятся элементы внутренней среды организма: кровь, тканевая жидкость и лимфа.

Таким образом, иммунитет - это многоуровневая защита организма. Известно, что таковая физиологическая функция может быть снижена вследствие воздействия ряда неблагоприятных факторов. При ожоге, переохлаждении, кровопотере, голодании, травмах (кожных покровов и психических). В этом случае организм становится более чувствительным к инфекциям, механизмы регенерации (заживления) и выздоровления затягиваются.

Общий вес всех органов и клеток иммунной системы взрослого человека составляет менее 1 килограмма, но, как известно, важно не количество, а качество.

Длительное подавление механизмов природной защиты организма резко повышает шанс развития раковых заболеваний, поскольку раковые клетки являются мутантными по отношению к организму, и в здоровом теле они быстро распознаются Т-лимфоцитами и уничтожаются ими. Недостаток внутренних ресурсов для защиты организма в десятки раз повышает риск того, что лимфоциты пропустят раковую клетку и та задаст прогрессирующий и неотвратимый рост дочерних раковых клеток.

ВИДЫ ИММУНИТЕТА

Иммунитет делится на: врождённый и приобретенный.

Врождённый , закреплен наследственно. Как правило, не имеет строгой специфичности к антигенам, и не обладает памятью о первичном контакте с чужеродным агентом. Например:

  • Все люди невосприимчивы к чуме собак.
  • Некоторые люди невосприимчивы к туберкулёзу.
  • Показано, что некоторые люди невосприимчивы к ВИЧ.

Приобретённый иммунитет делится на: активный и пассивный .

Приобретенный активный иммунитет возникает после перенесенного заболевания или после введения вакцины.

Приобретенный пассивный иммунитет развивается при введении в организм готовых антител в виде сыворотки или передаче их новорожденному с молозивом матери или внутриутробным способом. А также пассивный, при передаче антител ребёнку от матери.

Также иммунитет делится на: естественный и искусственный.

Естественный иммунитет включает врожденный иммунитет и приобретенный активный (после перенесенного заболевания).

Искусственный иммунитет включает приобретенный активный после прививки (введение вакцины) и приобретенный пассивный (введение сыворотки)

ОРГАНЫ ИММУННОЙ СИСТЕМЫ

Выделяют центральные и периферические органы иммунной системы.

К центральным органам относят: красный костный мозг и тимус;

к периферическим — селезенку, лимфатические узлы и лимфоидную ткань: бронхо-лимфоидную ткань (БЛТ), кожно-лимфоидную ткань (КЛТ), кишечно-лимфоидную ткань (КиЛТ, пейеровы бляшки).

ИММУНОКОМПЕТЕНТНЫЕ КЛЕТКИ

Иммунокомпетентные клетки - это клетки, входящие в состав иммунной системы и отвечающие за иммунитет. Это многочисленная армия фагоцитов и лимфоцитов, которые круглосуточно стоят на страже здоровья человека. Известны следующие клетки:

Фагоциты (лейкоциты) – означает «клетки — пожиратели». Это своеобразные пограничники, которые первыми атакуют опасные микроорганизмы и чужеродные вещества. Обнаружив чужеродное тело, они ложноножками захватывают его, поглощают и уничтожают.

Всего лишь один фагоцит способен уничтожить до 20 бактерий, но, увы, если противников больше, то он сам погибает. На месте таких сражений часто поднимается температура, а павшие в них «герои», во время простуды, обычно удаляются с помощью носового платка.

Лимфоциты – это большая группа клеток, которая созревает в лимфатических узлах и вилочковой железе (тимусе). Это бойцы несколько другого сорта. Они вырабатывают антитела, которые нейтрализуют яды и микробы, делая их более уязвимыми для фагоцитов.

Макрофаги — это более крупные клетки чем лейкоциты. При проникновении микроорганизмов через кожу или слизистые во внутреннюю среду организма макрофаги перемещаются к ним и участвуют в их уничтожении.

АУТОИММУННЫЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ

При нарушении иммуннологической толерантности или повреждении тканевых барьеров возможно развитие иммунных реакций на собственные клетки организма. Например, патологическая выработка антител к рецепторам собственных мышечных клеток.

В некоторых частях организма млекопитающих и человека появление чужеродных антигенов не вызывает иммунного ответа. К таким областям относятся мозг и глаза, семенники, эмбрион и плацента. Нарушение иммунных привилегий может становится причиной аутоиммунных заболеваний.

Способы защиты:

1. Защита организма проводится не только путем защиты от попадания в него чужеродных веществ, но и очищением всех органов и тканей от уже попавших антигенов. Очищение — это очень важный аспект в нормализации защиты организма! Вирусы, бактерии и их токсины, продукты распада бактерий выводятся из организма с потом, мокротой, мочой, испражнениями и другими экскрементами при достаточной стимуляции механизмов очищения организма.

2. К дополнительным составляющим защитной функции человеческого организма относят и интерферон - противовирусный белок, вырабатываемый зараженной клеткой. Распространяясь по межклеточной жидкости и оседая на мембранах здоровых клеток, интерферон защищает здоровую клетку от проникновения в неё вирусных частиц.

3. Существует ряд препаратов (иммуномодуляторы), содержащих как синтезированные, так и естественные природные вещества (Кордицепс, Спирулина, Икан, Хитозан, Антилипидный чай, Биокальций), повышающие силу неспецифического иммунитета.

НАШ ИММУНИТЕТ ЛЮБИТ:

  1. Свежий воздух.
  2. Легкие физические нагрузки.
  3. Баня, массаж.
  4. Полноценный сон.
  5. Положительные эмоции.
  6. Белок . Нехватка в рационе белка, сказывается самым неблагоприятным образом на нашей иммунной системе, потому, как белок содержит полный набор незаменимых аминокислот. Организм получает незаменимые жирные кислоты из пищи и путем последовательности химических реакций вырабатывает «полезные» и «вредные» простагландины. Действие «полезных» простагландинов направлено на стимулирование функции иммунитета, но более важным является равновесие между «полезными» и «вредными» простагландинами.
  7. Витамин «С». Этот витамин, который нам часто прописывается врачами при гриппе, простуде и ОРЗ, самым прямым образом отвечает за иммунитет.
  8. Витамины группы «В». Витамины группы «В», помогают стимулировать деятельность иммунитета в периоды физического стресса, например, после операции или травмы. Если уровень этих витаминов падает, заметно снижается способность организма вырабатывать антитела для борьбы с инфекциями.
  9. Микроэлемент Цинк . Из всех микроэлементов для иммунитета – ЦИНК особенно важен. Когда наблюдается его недостаток – в организме не образуются новые клетки. А ведь в случае опасности, иммунная система должна, как можно быстрее, создать дополнительные клетки-защитники!
  10. Микроэлемент Селен . Тяжелые металлы, не позволяют иммунитету работать в оптимальном режиме. Чтобы их нейтрализовать, нужен особый микроэлемент – СЕЛЕН, который способствует очищению организма от ртути и свинца.
  11. Полезные бактерии . Иногда сил лимфоцитов и фагоцитов недостаточно – и тогда можно послать им подкрепление – бифидобактерии и лактобактерии, которые уничтожают болезнетворную микрофлору в толстом кишечнике, активизируют пищеварение и синтезируют важные для организма вещества. Где их искать? Конечно же, в живых продуктах – простокваше, ряженке, кефире, йогурте, айране и мацони. Живыми являются и все квашеные продукты: моченые яблоки, квашеная капуста, квас.
  12. Пищевые волокна . Полезным микроорганизмам внутри человека нужно чем-то питаться, поэтому им жизненно необходимы пищевые волокна (клетчатка). Пищевые волокна делятся на растворимые и нерастворимые. Первые – способствуют нормальному пищеварению и исполняют роль адсорбента (выводят из организма токсины). Именно растворимыми волокнами питаются полезные бактерии. Нерастворимые волокна тоже весьма полезны – они словно губки впитывают лишнюю жидкость, балластные вещества и непереваренную еду.
  13. Сахар. Пища с высоким содержанием рафинированного сахара ослабляет организм тем, что повреждается способность организма вырабатывать нужные антитела для борьбы с инфекциями, а также тем, что снижается способность некоторых иммунных защитных средств бороться с чужеродными факторами.

НАШ ИММУНИТЕТ НЕ ЛЮБИТ:

  1. Стресс и депрессия.
  2. Табак и алкоголь.
  3. Гиподинамия и чрезмерные физические нагрузки.
  4. Работа по ночам.

Факультет Управление

Кафедра «Гуманитарные и социальные дисциплины»

по дисциплине Физическая культура

«Иммунная система организма

человека»

Выполнил: студентка Шундакова К.М.

Группа ЭД20.1/Б-12

Проверил Орлов А.Н.

Москва, 2013

Иммунная система это совокупность органов, тканей и клеток, работа которых направлена непосредственно на защиту организма от различных заболеваний и на истребление уже попавших в организм чужеродных веществ.

Данная система является препятствием на пути инфекций (бактериальных, вирусных, грибковых). Когда же в работе иммунной системы происходит сбой, то вероятность развития инфекций возрастает, это также приводит к развитию аутоиммунных заболеваний, в том числе рассеянного склероза.

Органы входящие в иммунную систему человека: лимфатические железы (узлы), миндалины, вилочковая железа (тимус), костный мозг, селезёнка и лимфоидные образования кишки (Пейеровые бляшки). Главную роль играет сложная система циркуляции, которая состоит из лимфатических протоков соединяющих лимфатические узлы.

Лимфатический узел – это образование из мягких тканей, имеет овальную форму и размером 0,2 – 1,0 см, в котором содержится большое количество лимфоцитов.

Миндалины – это маленькие скопления лимфоидной ткани, располагаются с двух сторон глотки. Селезёнка – внешне очень похож на большой лимфатический узел. Функции у селезёнки разнообразные, это и фильтр для крови, хранилище для клеток крови, продукции лимфоцитов. Именно в селезёнке старые и неполноценные клетки крови разрушаются.

Вилочковая железа (тимус) - располагается данный орган за грудиной. Лимфоидные клетки в тимусе размножаются и «учатся». У детей и людей молодого возраста тимус активен, чем человек старше, тем тимус становится менее активный и уменьшается в размере.

Костный мозг – это мягкая губчатая ткань, расположенная внутри трубчатых и плоских костей. Главная задача костного мозга это продукция клеток крови: лейкоцитов, эритроцитов, тромбоцитов.

Пейеровы бляшки – Это сосредоточение лимфоидной ткани в стенке кишечника. Главную роль играет система циркуляции, состоящая из лимфатических протоков, которые соединяют лимфатические узлы, и транспортируют лимфатическую жидкость.

Лимфатическая жидкость (лимфа) – это жидкость без цвета, протекающая по лимфатическим сосудам, в ней содержится много лимфоцитов – белых кровяных телец, участвующих в защите организма от болезней.

Лимфоциты – это образно говоря «солдаты» иммунной системы, именно они отвечают за уничтожение чужеродных организмов или больных клеток (инфицированных, опухолевых и т.д.). Самые важные виды лимфоцитов (В-лимфоциты и Т-лимфоциты) они работают вместе с остальными иммунными клетками и не позволяют вторгнуться в организм инородных субстанций (инфекций, чужеродных белков и т.д.). На первом этапе организм «учит» Т- лимфоциты отличать посторонние белки от нормальных (своих) белков организма. Этот процесс обучения проводится в вилочковой железе (тимусе) в детском возрасте, так как в этом возрасте тимус наиболее активен. Далее человек достигает подросткового возраста, и тимус уменьшается в размере и теряет свою активность.

Иммунная система появилась вместе с многоклеточными организмами и развивалась, как помощник их выживанию. Она соединяет органы и ткани, которые гарантируют защиту организма от генетически чужеродных клеток и веществ, которые поступают с окружающей среды. По организации и механизмам функционирования она подобна нервной системе.

Обе системы представлены центральными и периферическими органами, способными реагировать на разные сигналы, имеют большое количество рецепторных структур, специфическую память.

К центральным органам иммунной системы относят красный костный мозг, к периферическим - лимфатические узлы, селезёнку, миндалины, аппендикс.

Центральное место среди клеток иммунной системы занимают разные лимфоциты. При контакте с чужеродными телами при их помощи иммунная система способна обеспечить разные формы иммунного ответа: образование специфических антител крови, образование разных видов лимфоцитов.

Само понятие иммунитет в современную науку внесли русский ученый И.И. Мечников и немецкий - П. Эрлих, изучавшие защитные реакции организма в борьбе против различных заболеваний, прежде всего, инфекционных. Их совместные работы в этой области даже были отмечены в 1908 году Нобелевской премией. Большой вклад в науку иммунологию внесли также работы французского ученого Луи Пастера, разработавшего методику вакцинации против ряда опасных инфекций.

Слово иммунитет происходит от латинского immunis, которое означает «свободный от чего-либо». Сначала считалось, что иммунитет защищает организм только от инфекционных заболеваний. Однако исследования английского ученого П. Медавара в середине двадцатого века доказали, что иммунитет обеспечивает защиту вообще от любого чужеродного и вредного вмешательства в организм человека.

В настоящее время под иммунитетом понимают, во-первых, устойчивость организма к инфекциям, а, во-вторых, ответные реакции организма, нацеленные на уничтожение и удаление из него всего того, что ему чуждо и несет угрозу. Ясно, что не будь у людей иммунитета, они просто не смогли бы существовать, а его наличие позволяет успешно бороться с заболеваниями и доживать до старости.

Иммунная система сформировалась за долгие годы эволюции человека и действует, как хорошо отлаженный механизм, и помогает бороться с болезнями и вредоносным влиянием окружающей среды. В ее задачи входит распознавать, разрушать и выводить из организма как проникающие извне чужеродные агенты, так и образующиеся в самом организме продукты распада (при инфекционно-воспалительных процессах), а также патологически изменившиеся клетки.

Иммунная система способна распознать множество «чужаков». Среди них вирусы, бактерии, ядовитые вещества растительного или животного происхождения, простейшие, грибы, аллергены. К их числу она относит и превратившиеся в раковые и потому ставшие «врагами» клетки собственного организма. Главная ее цель - обеспечить защиту от всех этих «чужаков» и сохранить целостность внутренней среды организма, его биологическую индивидуальность.

Как происходит распознавание «врагов»? Этот процесс идет на генном уровне. Дело в том, что каждая клетка несет свою, присущую только данному человеку генетическую информацию (можно назвать ее меткой). Ее-то иммунная система и анализирует, когда обнаруживает проникновение в организм или изменения в нем. Если информация совпадает (метка в наличии), значит – свой, если не совпадает (метка отсутствует) – чужой.

В иммунологии чужеродные агенты принято называть антигенами. Когда иммунная система обнаруживает их, сразу включаются защитные механизмы, и против «чужака» начинается борьба. Причем для уничтожения каждого конкретного антигена организм вырабатывает специфические клетки, их называют антитела. Они подходят к антигенам, как ключ к замку. Антитела связываются с антигеном и ликвидируют его – так организм борется с заболеванием.

Одной из иммунных реакций является аллергия - состояние повышения реагирования организма на аллергены. Аллергены - это вещества или предметы, которые способствуют появлению аллергической реакции в организме. Их делят на внутренние и внешние.

К внешним аллергенам относят некоторые пищевые продукты (яйца, шоколад, цитрусовые), разные химические вещества (духи, дезодоранты), лекарства.

Внутренние аллергены – собственные ткани организма, обычно с измененными свойствами. Например, при ожогах организм воспринимает мертвые ткани, как чужеродные и создаёт для них антитела. Такие же реакции могут произойти при укусах пчел, шмелей, других насекомых. Аллергические реакции развиваются бурно либо последовательно. Когда аллерген действует на организм впервые, то вырабатываются и накопляются антитела с повышенной чувствительностью к нему. При повторном попадании этого аллергена в организм получается аллергическая реакция, например появляется высыпания на коже, различные опухоли.

То, что иммунная система, иммунитет – «это такое, чтобы человек меньше болел», слышали и знают все.

Но, уверен, большинство людей, не специалистов в этой области, слабо представляют значимость иммунитета и нормального функционирования иммунной системы, не только для здоровья человека, но и для его жизни, как таковой.

Что такое иммунитет и иммунная система?

Иммунитет, в общепринятом понимании – это способность организма сопротивляться чужеродным, как правило, болезнетворным, микроорганизмам и веществам, при их попадании в организм и на его покровы – слизистые и кожу.

Сюда же, можно смело отнести и способность организма к некоему ограниченному своему восстановлению, в целом, и отдельных органов и систем.

В общем, получается, что иммунитет – это способность организма поддерживать себя в оптимальном биологическом, а значит, и психическом состоянии .

И, сразу обратите внимание на это: иммунитет, его состояние, влияет не только на биологические показатели организма человека, но и на его психику.

Ибо психика, одна из систем организма, и, если даже допустить, что иммунная система не действует на психику напрямую, то она действует на неё через состояние организма в целом.

А, следовательно, мы должны себе представлять и понимать, что состояние иммунитета и иммунной системы, которая его обеспечивает, влияет:

1. Не только на состояние и функционирование организма человека и всех его систем;

2. Но и, влияя на нервную систему, влияет и на сознание человека: его чувства, мысли и в целом на мировоззрение, как взгляд на мир вокруг и на себя.

В самом деле, ведь, мы это давно знаем: В здоровом теле – здоровый дух. И все многократно наблюдали, как меняются у человека поведение, мироощущение и представления, в зависимости от состояния его организма.

Так вот, как раз, это состояние и определяет иммунная система, создавая у человека иммунитет, того или иного качества.

Повторяю, вот эту особенность иммунитета влиять не только на тело, но и на мозги человека, нужно себе уяснить, как одну из очень важных.

Что представляет собой иммунная система?

Я не думаю, что не специалисту в этой области, то есть, большинству из людей, не нужно знать все её элементы и связи. Тем более, насколько известно, все тайны иммунной системы и механизмы её работы, и учёным ещё неведомы.

Нам же нужно понять, что иммунная система - это очень сложный механизм защиты и поддержания организма и психики человека в жизнеспособных, оптимальных их состояниях.

И что иммунная система работает на микро уровне организма человека: сфера её действий, функций и элементов находится не только на клеточном, но и на внутриклеточном содержимом.

Иммунная система: врождённый и приобретённый иммунитет

Являясь фундаментальной в жизни организма, иммунная система не может быть не встроенной в организм, с момента его зачатия. То есть, она является врождённой – передаётся по наследству, через геном человека.

Естественно, что врождённый иммунитет может защищать организм только от тех чуждых микроорганизмов и веществ, которые есть обычно в среде обитания человека и в самом человеке.

НО, живой мир вокруг человека на то и живой, чтобы порождать новые микробы, вирусы или их разновидности, как продукты развития. Поэтому иммунная система имеет второй уровень защиты: приобретённый иммунитет.

Приобретённый иммунитет, конечно, более сложен, в сравнении с врождённым, ибо это уникальная биофабрика организма, функции, которой:

1. Распознать чужеродный микроорганизм или вещество.

2. Выработать анти вещество или анти организмы – антитела в достаточном количестве.

3. Уничтожить чужеродные микрочастицы.

4. Убрать останки нейтрализованного вещества и уничтоженных вредоносных тел и погибших антител.

5. Дать команду, а возможно и участвовать, в восстановлении нормальной жизнедеятельности поражённого органа, системы или организма в целом.

6. Запомнить опыт отражения атаки этого организма или вещества.

7. Перейти в режим ожидания: осуществлять дозор за появлением чужеродных веществ и организмов, вредоносных для организма.

Обратите внимание:

Хотя механизм работы врождённых и приобретённых иммунитетов видятся не таким и сложным;
- но с учётом его системности, да ещё на микроуровне;
- с учётом включенности и зависимости иммунной системы во все другие системы и подсистемы организма;
- учитывая, что иммунная система, априори, работает полностью только в экстремальных состояниях организма, -

легко понять, что сбои в работе иммунной системы не только возможны, но и неизбежны. Что мы и наблюдаем, в случае болезней с летальными исходами.

Если, конечно, человек не получит эффективное медикаментозное лечение или эффективное хирургическое вмешательство. Или, человек сам не воздействует так на иммунную систему, чтобы помочь ей, мобилизовать её на выполнение своей задачи.

В иммунной системе есть все известные болезни.

Лет 30 назад, в отдельных изданиях, проскользнула и исчезла такая информация: Учёные иммунологи обнаружили, что в организме человека присутствуют практически все известные людям болезни, включая и рак.

Почему проскользнула и исчезла

На мой взгляд, потому, что если это так, то нужно пересмотреть не только традиционные представления об иммунной системе и иммунитете, как таковом, но и переосмыслить представления о болезнях и, главное об их лечении. Почему?

1. Вот смотрите: одна из главных функций иммунной системы: распознать чужеродное вещество или микроорганизм.

Понятно, что без этого, она не сможет выработать нужные антивещества или антитела. НО, каким образом иммунная система производит это распознавание?

2. Допустить, что она это делает путём мыслительных операций – это признать, что на уровне клетки возможен интеллект – клетка носитель разума .

Это не вяжется с нашими знаниями о возможных носителях разума – клетке, любой, попросту, нечем думать.

3. Самая простейшая операция распознавания любого объекта любым живым объектом, способным на рефлексию – это сравнение.

4. Что должно быть в иммунной системе, для сравнения с появляющимися чужеродными веществами или микроорганизмами?

5. Конечно, можно вообразить, что в иммунной системе человека могут содержаться информационные коды всех веществ и всех микроорганизмов.

Ну, хотя бы только тех, с которыми человек уже сталкивался. Вообразить можно, но вот представить, уже не получается.

6. Как и где может организм человека рассортировать и хранить столько не только сложнейших химических формул враждебных ему микроорганизмов, но и информацию об их системах – элементах и их структурных связях? А нигде и никак.

7. Что остаётся иммунной системе делать, чтобы знать и узнавать «врагов в лицо»?

8. Единственный вариант: иметь их в себе, - хранить в своих элементах сами эти вещества и сами эти микроорганизмы.

9. Иметь и хранить, НО, в строго определённом количестве и качестве, – чтобы они не приносили вред организму.

10. Значит, иммунная система имеет в себе не только хранилище всех известных ей вредных веществ и микроорганизмов, вызывающих заболевания.

Но и постоянно регулирует их количество и качество, чтобы они к этим заболеваниям не привели, размножившись и усилившись до критического уровня.

Значит, правы были иммунологи, найдя множественные следы известных болезней человека в условно здоровом от этих болезней организме человека.

И логично предположив, что в иммунной системе есть ВСЕ вещества и все организмы, способные вызвать у человека заболевание .

Ну, ещё бы: а что такое вакцинация, как не внесение в организм НОВЫХ болезнетворных организмов, в малом количестве и в ослабленной форме?

Иммунная система, иммунитет. Быть здоровым – это болеть и выздоравливать

Исходя из того, что организм человека - есть самосохраняющаяся и восстанавливающаяся система, что очевидно.

И, с трудом понимая, что делает, это, организм, посредством иммунной системы и иммунитета, мы должны прийти к таким выводам:

1. Лечить человека: это усиливать или восстанавливать его иммунную систему , чтобы она могла уничтожить, вышедшие из повиновения – размножившиеся и усилившиеся, болезнетворные организмы внутри человека.

А не как мы делаем сейчас, в большинстве случаев: медикаментозно или хирургически уничтожаем сами эти микробы и вирусы – протомикробы, и последствия их размножения.

Ведь, поговорка: Одно лечим, а другое калечим, - правильно должна звучать так: Одно лечим, а калечим всё.

Ибо, уничтожая при помощи «химии» болезнетворные микробы и последствия их деятельности, мы уничтожаем саму иммунную систему, как минимум, нарушая её работу.

А удаление хирургическим путём последствий действий размножения микроорганизмов и веществ, – это вообще варварство.

Дикость и людей, которые допустили у себя выращивание опухоли, и состояния медицины, которая не находит ничего лучше, чем бороться с последствиями болезней, чем устранять их причины.

Или это кое-кому нужно, ТАК лечить людей?

2. Значит, нужно смотреть на иммунную систему, не как на помощницу в борьбе с болезнями , а как на основной инструмент естественного, природного механизма борьбы человека за своё выживание и подержание организма и психики в оптимальном – здоровом состоянии.

3. Значит, человек не может быть абсолютно здоровым – не может не иметь болезнетворных веществ и организмов в себе.

И главное, в организме не может ПОСТОЯННО не происходить какое-либо заболевание и борьба с ним – выздоровление.

Ибо, в противном случае, если человек не будет болеть, то остановится и разрушится, от бездействия, его иммунная система.

То есть: Совсем здоровый человек – это мёртвый человек, - это не шутка такая, а истина. Значит, быть здоровым – это ни не болеть, а выздоравливать.

А болеть, это, когда поступление извне в организм или размножение внутри организма, чужеродных болезнетворных веществ и организмов превысило силу сопротивления иммунной системы.

4. Иначе говоря, заболевание организма – выведение его из оптимального состояния, происходит в трёх случаях:

1) Когда извне, при инфицировании, в организм попадают новые или существенно модифицированные микроорганизмы или вещества, образцов которых, не имеется в иммунной системе этого человека.

То есть, иммунная система не может понять, от чего ей защищать организм, и чем – каким антителом или антивеществом.

Тогда, или смерть, или уничтожение этих микробов, вирусов, веществ, медикаментозно.

Или мутация в иммунной системе, которая сможет, тогда, выработать антитела или антивещества против этих врагов, когда случайным образом создаст антитело или вещество нейтрализатор.

Вспомните редчайшие случаи выздоровления людей в поголовных и летальных эпидемиях, когда у отдельных людей появлялся иммунитет на эту новую заразу.

Как он мог появиться, кроме как ни в результате таких случайных изменений в иммунной системе, когда она могла найти и выработать антитело, в попытках справиться с неизвестным микроорганизмом?

2) Когда извне, в организм человека, поступает большое количество вещества или микроорганизмов, и иммунная система организма не может справиться с этим «нашествием».

Сюда же можно отнести ситуацию, когда на иммунную систему идёт атака одновременно различных вредоносных веществ и микроорганизмов.

Ну, например, классический русский вариант: человек заболел, от размножения микробов, вирусов или от отравления веществами. Его иммунная система начинает бороться с источниками болезни.

А тут, ему, организму, по народной традиции и рецептам, вливают значительное или определённое количество «водочки, для сугреву и, чтобы микробы убить».

В результате, иммунная система начинает бороться не только с микробами или отравляющими веществами, но и с водкой, как с обычным, вообще-то, ядом для организма.

3) Когда иммунная система ослаблена и перестаёт справляться не только с внешними врагами, но и с микробами, имеющимися в организме.

Это ситуации, когда болезнь диагностируется как «непонятно откуда взявшаяся» и «почему я», в мрачных мыслях заболевшего человека. Классический пример: проявление герпеса.

Когда и как мы ослабляем, разрушаем иммунную систему?

Нужно каждому человеку знать, что ослабляя, а тем более, разрушая иммунную систему, - снижая или уничтожая свой иммунитет, он автоматически заболевает той или иной болезнью.

Заболевает в той или иной степени, и с теми или иными последствиями, вплоть до летального исхода.

Иммунная система, иммунитет подвергаются опасности, когда:

1. Человек сам, буквально, заталкивает в свой организм чужеродные вещества и микроорганизмы.

Нет, конечно, делать это следует, и даже очень необходимо, но, только в таких количествах, когда иммунная система может их не только переработать, но и запомнить, для дальнейшей борьбы с ними.

Скажем, нужно целоваться, и получать с поцелуем миллионы новых микробов и вирусов, которые иммунная система обработает, примет к сведению и уничтожит лишние.

Но, зачем целоваться с заразным (читай: неизвестным) человеком, у которого громадное количество микробов и вирусов, с которыми ваш иммунитет не справится?

Или, конечно, нужно кушать всякую разнообразную пищу, но зачем её поглощать в неимоверных количествах?

Или, зачем потреблять неимоверное количество всяких жидкостей, и не только воды, но и составов, которые, по своей сути, являются ядами?

Или зачем забивать желудок, когда предыдущая партия еды ещё «в горле стоит» – ранее трёх часов? Чтобы вызвать процессы гниения в желудочно-кишечном тракте, с выделением токсинов и просто ядов?

Нужно отчётливо понимать, что ВСЁ, что попадает в организм через рот, нос, кожу, - все вещества и органика, подлежит анализу и реакции иммунной системы.

Которая, как и всё в организме, имеет не только свой ресурс, но и свои параметры работы.

Конечно, как и у всего в организме, у иммунной системы есть резервы, но они не безразмерны. Как только нарушается мера, происходит сбой в иммунной системе. А это, как минимум, лёгкое недомогание.

И чем более таких изнасилований над собой будет получать иммунная система, тем быстрее, нарушения в ней, приведут к существенным или роковым заболеваниям организма.

2. Часто говорят, что иммунная система, иммунитет, ослабляются и нарушаются при пиковых нагрузках на организм человека, на тело и на психику.

Это, конечно, так, но нужно понимать, здесь, не следствия чрезмерных нагрузок, а их причины:

1) Большая физическая нагрузка на организм приводит к образованию большого количества продуктов распада, которые, бывает, иммунная система не успевает перерабатывать, вплоть до подачи команды организму: Стоп!

То есть, как правило, если человек не может выносить физических нагрузок на свой организм, дело не только в слабости мышц и в не тренированности его систем. А, прежде всего: в слабости иммунной системы человека.

2) Нервная система устроена таким образом, что вся, полностью и отдельными своими элементами, работает по принципу возбуждения и угнетения, торможения.

Отсюда, если нервная система человека угнетена, то, тем самым, она отдаёт команду всему организму на приторможенность, а то и, на начало процесса саморазрушения.

Например, если человек находится в состоянии «жизнь не мила», иммунная система ослабляется и начинает давать сбои.

И здесь никакой мистики: нужно не забывать, что нервная система, даже без участия сознания человека, сама по себе, априори, является командным центром организма.

Но, так же негативно скажутся на организме и перевозбуждения нервной системы. Даже, например, положительные эмоции.

Чрезмерная её активность и сопряжённая с этим физическая активность, начнут пробивать дыры в иммунной системе, которая, просто, не будет успевать за ними, в виду громоздкости и сложности своей системы и ответственности функций. Поэтому:

Как сохранять иммунную систему и повышать иммунитет?

1. Спать до полного высыпания, но не пересыпать – не «валяться в постели».

Крайне желательно, для иммунной системы, иметь обеденный сон и периодический отдых в течение дня.

2. Рациональное питание.

Именно РАЦИОНАЛЬНОЕ питание, а не чувственное. То есть, современный человек, не может, уже, питаться, руководствуясь своими чувствами голода, аппетита, удовольствия или неудовольствия от приёма той или иной пищи.

Почему? А потому что, во-первых, эти чувства, с первых дней жизни современного человека, «сбиты» - они не соответствуют истинным потребностям человека в приёме и при приёме пищи.

Потому что, даже кормя ребёнка грудью, мать и делает это неправильно – часто или редко, и уже начинает его, через молоко, кормить неестественными для человека пищевыми веществами, которые потребляет сама.

А во-вторых, разум человеку и дан, для того, чтобы он регулировал свою жизнедеятельность, в том числе, и приём пищи, а не руководствовался, только чувствами, как животное.

Иначе говоря, человек должен кушать не то, что он хочет, когда и сколько хочет, а то, столько и тогда, сколько ему говорит разум.

Конечно, если в этом разуме есть элементарные знания людей о разумном приёме пищи. А иначе, иммунная система и иммунитет будут вести себя как неуправляемые никем и ничем системы, то есть, давать сбои и саморазрушаться.

3. Организм, априори, должен иметь физические нагрузки – это его сущностное свойство – «шевелиться».

Но, в случае экстремальных физических и психических нагрузок, как говорилось выше, иммунная система и иммунитет, неизбежно будут давать сбои.

Как распознать проблемы в иммунной системе – проблемы с иммунитетом?

1. Быстрая и резкая утомляемость, даже при малых физических и психических нагрузках на организм.

2. Чувство постоянной усталости – сонливость, реже – бессонница – при перевозбуждении, когда иммунная система не может «прийти в себя».

3. Головная и другие боли, в различных частях тела и скелета, с не выраженной симптоматикой – человек не может понять, почему и что у него болит. Часто, ощущение, что «всё болит».

Начавшиеся сбои и отказы, иммунной системы, проявляют себя так:

1. «Беспричинные» простудные заболевания, а так же неудовлетворительная работа ЖКТ – желудочно-кишечного тракта.

2. Разнообразная аллергия.

3. Неустойчивая температура организма, с периодическими повышениями её до пограничных состояний, и озноб.

Повышение температуры – это один их механизмов работы иммунной системы, в случае экстремального поражения организма чужеродными микроорганизмами и веществами.

А озноб – когда знобит, - это попытки иммунной системы встряхнутся, мобилизоваться на борьбу.

Основной вывод: Беречь здоровье - это сохранять и укреплять свою иммунную систему и сохранять свой иммунитет. Разве, каждый человек, ни должен знать и понимать это?