Психотехнические упражнения на снятия тревожности. Черные полосы в жизни. Упражнение «Отдых на море»

Тренинг на снятие тревожности для педагогов

Цель: снятие эмоционального напряжения перед профессиональным конкурсом.

  1. «Визитка»

Каждый участник на своём листе рисует схему, символизирующую щит (смотри схему). Затем он начинает заполнять каждую клетку.

  1. Написать имя, нарисовать символ, который отображал ваш внутренний мир сейчас.
  2. Мое прошлое
  3. Мое настоящее
  4. Мое будущее
  1. Упражнение «Дадим отпор...»

Цель: выравнивание эмоционально фона и сплочение группы.

В) Мышечное расслабление

С термином депрессия, по сути, нет единой патологии, а ряд нарушений, отличных друг от друга, но имеющих общие черты. Подавленное настроение в течение большей части дня; Отмечено снижение интереса или удовольствия для всех или почти всех видов деятельности в течение большей части дня; Значительная потеря веса при отсутствии рациона или значительном увеличении веса или уменьшении или увеличении аппетита; Нарушения сна; Психомоторное возбуждение или замедление; Усталость или недостаток энергии; Самооценка или чувство вины; Снижение веса умение мыслить или фокусироваться, или затруднять принятие решений, повторяющиеся мысли о смерти, повторяющиеся суицидальные мысли, не разрабатывая конкретных планов, попытку самоубийства или разработать конкретный план по самоубийству. Это маниакальное состояние состоит из чрезмерного оптимизма, мыслей и ускоренного языка, отличных, но нереалистичных проектов, совершенно расторможенных, чрезмерной агрессии, сумасшедших расходов и преувеличенных покупок.

Проведение: все участники становятся в круг. Ведущий называет страхи и опасность. Если кто-то из участников боится того, что было озвучено ведущим, то он должен встать в круг. Если остальные участники, оставшиеся в кругом, в течение 5 секунд возьмутся за руки (как бы защищая тех, кто вошёл в круг) и громко, дружно скажут: «Дадим отпор...», то считается, что упражнение выполнено правильно и оставшиеся в кругу защищены. Основные критерии этого упражнения – быстрота, громкость и дружность защиты. Фразы ведущего начинаются со следующего выражения: «На нас напали...» Ответ участников начинается с фразы: «Дадим отпор...»

Обычно эти состояния имеют переменную продолжительность от нескольких дней до нескольких месяцев. Как и в случае с большинством психологических расстройств, причина депрессии заключается во взаимодействии между биологическими, психологическими и социальными факторами. В 10% случаев это может быть вызвано такими заболеваниями, как анемия или гипотиреоз или некоторые лекарства. В большинстве случаев депрессия возникает в результате очень стрессовых событий; однако не все те, кто сталкивается со стрессовыми ситуациями, развивают депрессивное расстройство.

  1. Неуверенность;
  2. Тревога;
  3. Страх;
  4. Внутреннее напряжение;
  5. Отчаяние;
  6. Беспокойство;
  7. Боязнь не соответствовать ожиданиям окружающих.
  1. Релаксация «Цветок в ладошках»

Всем участникам предлагается удобно сесть, закрыть глаза и представить, что они на зеленом лугу. (звучит релаксационная музыка со звуками природы).

Интенсивность и продолжительность стрессовой стимуляции, способность справляться со стрессом и тип поддержки, получаемой другими во время и после стрессового события, а также индивидуальное генетическое наследие, являются основными переменными, которые взаимодействуют между Некоторые аспекты характера, такие как трудность утверждения, неуверенность в своих способностях, эмоциональная нестабильность, забота о своем здоровье и чувство преследования отвратительная судьба, может облегчить начало депрессии.

Выбор подходящего лечения представляет собой индивидуальный процесс, который зависит не только от тяжести депрессии, но также от предпочтений депрессии и профессионального мнения лечащего врача, который может решить, использовать ли комбинацию нескольких видов лечения. Помощь и отношение к семье и друзьям имеет большое значение для того, чтобы дать силы противостоять депрессии: понять чувства больного человека, избежать критики и возможной социальной изоляции, указав, что это только временная ситуация, поможет депрессивному человеку почувствовать себя и найти силы, чтобы начать решать проблему.

Ведущий: «Представьте зеленый луг, ласковое солнце, поют птицы, журчит ручей. Появляется маленький, симпатичный, наивный и очень счастливый ребенок, он не знает печали, неуверенности, плохого настроения. Это вы в детстве, узнали себя? Малыш тянет к вам руки, он такой доверчивый и доброжелательный, и вы отвечаете ему тем же. Хочется радоваться и улыбаться, забыть все трудности жизни, почувствовать себя уверенным и счастливым. Вы берете малыша на руки, а он превращается в цветок в ваших ладошках, он прекрасен цветок детства, и вы несете его с собой по жизни. У кого-то он очень глубоко в душе, а кто-то часто видит его во сне, у кого-то это скромный, неприметный цветочек, а у кого-то яркий, бурный, запоминающийся. Они все хороши, цветы нашего детства. И если вам будет трудно, вы не сможете найти ответ на какой-то вопрос, вспомните малыша, подарившего вам цветок детства в ладошках,и я надеюсь, что это вам поможет почувствовать себя маленьким наивным, счастливым ребенком, а уж он- точно подскажет, как почувствовать себя счастливым. Открывайте глаза. Пора возвращаться.»

Когда в депрессии важно защищать и развивать дружбу и доверие к другим, нет необходимости уничтожать тех, кто способен выдержать депрессию: они являются сетью безопасности в моменты, когда болезнь, похоже, падает. Было бы полезно сохранить интересы и действия, которые всегда сопровождали вас, такие как чтение или спортивная деятельность, даже если они кажутся слишком тяжелыми: они помогают не ухудшать депрессию и избегать одиночества. Кроме того, учась распознавать мотивы вашей печали, вы можете узнать о правилах отдыха, личной гигиене, используя свое время, признавая проблемы, которые могут помочь вам в терапевтическом вмешательстве.

Ведущий спрашивает об ощущениях, испытанных участниками.

  1. Творческое задание «Прекрасный сад»

Описание упражнения: Участники сидят в кругу. Ведущий предлагает вспомнить какой цветок детства в ладошках они представляли в предыдущем упражнении. Каким он был? Какие листья, стебель, а может быть шипы? Высокий или низкий? Яркий или не очень? А теперь, после того, как все представили это – нарисуйте свой цветок, напишите что-то важное на лепестках, что поможет вам быть счастливыми. Всем раздается бумага, фломастеры, мелки, клей, бусины.

Пациенту нужно все, кроме как иметь кого-то, кто обращается к нему, говоря «просто делай то или это». Просить реакции, подстрекательство к бизнесу, предложение решений, злоупотребление или тряска может только ухудшить ситуацию. Необходимо избегать отказа от силы воли и виновности депрессивного пациента, который из-за болезни уже виноват в вине и лишен жизненной энергии. Что было бы наиболее полезно, так это заставить вас понять, что вы беспокоитесь и что вы можете найти правильное решение, попросить совета у врача или психолога, не критикуйте заботу о том, что ваш друг или родственник уже следует: в случае считают, что они не адекватны, стараются обращаться с ним тактично и не подвергаться деструктивной критике.

Далее участникам предлагается вырезать свой цветок. Затем все садятся в круг. Ведущий расстилает внутри круга полотно любой ткани, (можно использовать ватман и клей) желательно однотонной, раздает каждому участнику по булавке. Ткань объявляется поляной сада, которую нужно засадить цветами. Все участники по очереди выходят и прикрепляют свой цветок.

Существует несколько видов психологического лечения, таких как индивидуум, группа или семья, которые посредством переговоров и упражнений управляются квалифицированным терапевтом, помогают пациенту преодолеть кризис, успокоить его и поддержать. Когнитивно-поведенческая терапия выделяет привычки и поведение, которые могут способствовать развитию симптомов, исследуя мысли и видение реальности депрессии. Межличностная терапия определяет путь взаимоотношений с другими. Психоанализ раскрывает глубокие причины недомогания.

Упражнения могут вылечить депрессию, помогая видеть жизнь с большим оптимизмом, давая чувство удовлетворения и на биологическом уровне уменьшая уровень гормона, участвующего в депрессии. Рекомендуются занятия пешеходными прогулками, езда на велосипеде, плавание, волейбол, даже садоводство. Другими видами терапии, которые могут быть полезны, но не очень используются, являются: лишение сна после полного или частичного лишения ночного сна, вы получаете немедленное, но временное улучшение депрессивных симптомов: примерно в половине случаев, после сна он возвращается в исходное состояние; световая терапия, воздействие света в десять раз интенсивнее, чем в комнате, приводит к улучшению симптомов через несколько дней, примерно в 60% случаев, связанных с сезоном; электросудорожная терапия, наиболее спорная терапевтическая техника.

Обсуждение: Предлагается полюбоваться на «прекрасный сад», запечатлеть эту картинку в памяти, чтобы она поделилась своей положительной энергией. Заметить, что хоть и много цветов, но всем хватило места, каждый занял только свое, то, которое выбрал сам. Увидеть, в окружении каких разных, непохожих на других растет твой. Но есть и общее - у кого-то окраска, у кого-то размер или форма листьев. И всем без исключения цветам нужно солнце и внимание. Эта полянка символизирует о том, что душа каждого педагога всегда полна прекрасными цветами .

Предписывается в тяжелых случаях с симптомами, которые компрометируют возможности пациента, например, если у него или нее есть суицидальные инстинкты, психотические симптомы. Пациент подвергается электрическому разряду, который помогает высвободить мозг в антидепрессантах.

При лечении депрессии под руководством и медицинским наблюдением может быть применена фармакологическая терапия. Антидепрессанты работают, получая различные виды эффектов: эффект антидепрессанта правильно сказал, уменьшая печальное настроение, пессимизм, беспокойство и уменьшая соматические симптомы, такие как чувство угнетения и усталости; стимулирующий эффект, который является результатом антидепрессанта и действует на апатию и бдительность, но может вызвать бессонницу. Следует отметить, что эти лекарства требуют времени, прежде чем они вступят в силу: обычно три-четыре недели.

Психологический смысл упражнения: оно используется для психологического сброса внутреннего напряжения, служит для изучения чувств, для развития межличностных навыков и отношений, укрепления самооценки и уверенности в себе. Упражнение позволяет понять и ощутить себя, быть самим собой, выразить свободно свои мысли и чувства, а также понять уникальность каждого, увидеть место, которое занимаешь в многообразии этого мира и ощутить себя частью этого прекрасного мира.

Это часто делает необходимым связать анксиолитический или гипнотический препарат с антигипертензивным средством, которое имеет задачу противодействовать депрессии, такой как тревога, возбуждение, бессонница. Для этой цели используются, главным образом, бензодиазепины, которые обладают преимуществом замечательной быстроты действия. Вот классы антидепрессантов с их соответствующим активным ингредиентом и торговым наименованием.

Литий: в виде солей; Трициклические антидепрессанты: состоящие из имипрамина, амитриптилина, нортриптилина; Ингибиторы моноаминоксидазы: состоящие из фенолзина, траннилипрамина; Селективные ингибиторы обратного захвата серотонина: соединения флуоксетина, сертралина, флувоксамина, пароксетина, циталопрама; Селективные ингибиторы обратного захвата серотонина и норадреналин: аналогичные предыдущим в отношении механизма действия; Атипичные антидепрессанты: соединения десулепина, аминептина, тразодона. Каждый из них имеет разные механизмы действия и времени действия, а также различные побочные эффекты.

5. «Пожелание от души!»

Лист А4 поделить на 4 части. На 3 написать пожелание 3 соседям слева, а на 4 тренеру.

6. Обратная связь

Наконец, сложите руки в замок перед собой. Потянитесь, напрягая плечи и

руки (во время потягивания в организм выбрасывается эндорфин – «гормон счастья»).

Программа коррекции стрессовых расстройств и тревожности у детей и подростков

Психиатр настраивает лечение в соответствии с потребностями отдельного пациента. И тиковые, и вокальные двигатели могут быть простыми или сложными. Кроме того, тики можно классифицировать как переходные, спонтанные или хронические исчезновения, если их продолжительность превышает один год и видит добавление новых тиков. Они в основном формируются в детстве, особенно между 5 и 9 годами.

Посмотрим теперь, как простые и тиковые комплексы характеризуются спецификой. Простые тиковые двигатели включают подергивание, скручивание шеи, плечо, гримасу лица, кашель, в то время как простые тиковые пороки включают царапины в горле, шероховатость, «подтягивание носом», стук. Они имеют следующие функции.

Пояснительная записка

Травматическая ситуация, вытесненная в прошлом, подчиняясь влиянию какого-либо стимула из вне, может вернуться в любой момент, накладывая свой отпечаток на жизнедеятельность человека в настоящем, и заставляя страдать, как его, так и его окружение. Проблема развития стрессового расстройства актуальна не только для индивидов-носителей, но и для общества в целом. В качестве диагностических критериев исследователями выделяются факторы риска развития стрессового растройства, которые можно разделить на 3 категории: социально-средовые, индивидуально психологические (личностные особенности, особенности характера и темперамента), а так же биологические факторы, включающие физиологические реакции и генетическую предрасположенность.

Являются непроизвольными, иногда могут быть подвергнуты добровольному подавлению; являются стереотипными и повторяющимися, с колебательной частотой; присутствуют при некоторых обстоятельствах, но не в других; отсутствуют, когда объект сконцентрирован; в основном из-за лица и шеи чаще у мужчин, чем у женщин; они длится от нескольких недель до менее чем года, и поэтому они считаются переходными; особенно детей. Сложные двигательные движения включают в себя такие движения, как имитация, прыжки, прикосновение, стук ног, обоняние объекта; Вместо этого сложные речевые тики касаются повторения слов и фраз из контекста, в самых суровых случаях - копролалии или использования непристойных слов и эхолеры.

В Международной классификации описаны следующие признаки травматического стресса:

1. Травматическое событие переживается вновь и вновь. Это может происходить в следующих формах:

Повторяющиеся и насильственной врывающиеся в сознание воспоминания о событии, которые находят выход и в детских играх. Это связано с тем, что дети в своих играх выражают то, что на них особенно влияет, например, дети играют во врачей, похороны, террористов, бандитов и т.п.

Комплексные ТИЦ имеют следующие особенности. Представляют собой сложные двигательные последовательности, которые принимают значение жестов и одновременно включают до трех групп мышц; вокальные последовательности, состоящие в излучении элементарных звуков; имеют тенденцию хронизировать и влиять как на детей, так и на взрослых. Тиковые расстройства делятся на два основных типа.

Переходные процессы: они длится менее года, встречаются у нескольких детей с пиковым возрастом от 5 до 9 лет; наиболее затронутыми частями тела являются глаза, лицо, шея, плечи и руки. хронические: они длится более одного года и могут сопровождаться новыми тиками. Начало возраста составляет от 5 до 9 лет с частотой около 7 лет; Мужчины поражаются в три раза чаще, чем женщины. Дети с хроническими тиками могут также иметь заикание, дефицит внимания, расстройство обучения и трудности с концентрацией внимания.

Повторяющиеся кошмарные сны о событии.

Действия или чувства, соответствующие переживаемым во время травмы (сюда относятся галлюцинации, иллюзии).

Интенсивные негативные переживания при столкновении с напоминанием о травматическом событии.

Физиологическая активность при столкновении с чем-то, напоминающим травматическое событие.

Наиболее распространенными симптомами являются подмигивание и другие лицевые тики, встряхивание верхних конечностей и туловища, повторные прикосновения предметов или частей тела; Что касается вокальных тиков, частые гортанные звуки, кашель с носом, кашель. Симптомы могут затуманиваться или исчезать целыми периодами, легко появляться и акцентироваться в стрессовые моменты. Хроническая тиковая подвижность или вокальное расстройство: главной особенностью этого расстройства являются наличие или тиковые двигатели или тиковые гласные, но не оба; интенсивность симптомов постоянна в течение недель, а продолжительность длится более одного года. Тиковые глаголы встречаются редко, и когда они сохраняются, они должны перенести диагноз на более тяжелое расстройство, синдром Туретта, о котором мы поговорим ниже. Хронический цирроз обычно возникает в детском возрасте, имеет хронический ход и имеет тенденцию включать не более трех групп мышц. Тиковые двигатели состоят из неконтролируемых движений головы и других частей тела, таких как туловище, верхние и нижние конечности. Могут также быть сложные сложные двигатели, такие как прикосновение, приседание, снятие шагов, создание пируэтов. Вокальные тики включают слова, звуки, щелчки языка, хрюки, ошибки, нос, кашель, копролалия. Наиболее часто ассоциируемыми симптомами синдрома Туретта являются: обсессивные и стереотипные мысли, повторение только что сказанного, умственный копролизм, компульсия касания предметов или частей собственного тела и других, воспроизведение сложных движений или жестов, таких как сокрушающие ноги, ступеньки или прыгающие полоски, трогательные края, импульсы для подражания чужим движениям, гиперактивность, отвлечение и импульсивность. За исключением органических причин, могут быть решены психологические проблемы.

2. Избегание всего, что может быть связано с травмой.

3. Вытеснение элементов травмирующего события.

4. Снижение интереса к вещам, которые раньше занимали.

5. Чувство отчужденности, ощущение одиночества.

6. Эмоциональная притупленность.

7.Неверие в будущее, т.е. возникновение короткой жизненной перспективы.

Сопутствуя психическим расстройствам, происходит дезорганизация в интеллектуальной сфере и учебном процессе. Коломинский Я. Л. И Игумнов С. А., которые исследовали влияние ЧАЭС на психику детей, выявили, что у детей шестилетнего возраста наблюдались задержка развития речи, низкая интеллектуальная вербализация с соответствующими нарушениями в коммуникативной сфере.

Необходимо помнить о том, что дети более раннего возраста не могут даже рассказать о себе, о том, что с ними случилось. В соответствии с этим возникает множество сложностей связанных с и реабилитацией детей, особенно в раннем возрасте. В большинстве случаев наиболее эффективным способом взаимодействия с ребенком является не вербальный контакт. Взаимодействуя с ребенком в эмоциональном и поведенческом аспектах, существует большая вероятность того, что между взрослым и ребенком возникнет доверительная атмосфера, во время и после чего станет возможным детально продиагностировать и скорректировать посттравматические реакции.

Во многих случаях краткосрочной психотерапии для лечения ПТСР детей и подростков применяется нейролингвистическое программирование (НЛП), с помощью которого осуществляется изменение отношения к травмирующей ситуации, снижение ее эмоционального влияния, упорядочивание опыта. Для лечения ПТСР и фобий используются следующие методы:

1.Установление контакта с ребенком с помощью отражения, подстройки к его состоянию с помощью невербального языка тела и речи.

2.Обучение ребенка релаксирующим методам, в частности с помощью дыхания.

3.Глазодвигательные приемы, снижающие и стирающие зрительную и звуковую картины травмирующего событие.

4.Изменение субмодальностей травмирующей ситуации на субмодальности ресурсного состояния, с использованием метафор (Субмодальности – части сенсорного опыта: четкость, близость, трехмерность, цвет изображения (зрительные субмодальности), скорость, движение, ритм в картинке (тактильные субмодальности), громкость звука, интонация, тембр голоса (звуковые субмодальности) и многие другие).

5.Визуально – кинестетическая диссоциация, которая считается эффективной для быстрого и долговременного уменьшения восприимчивости пациентов к травмирующим происшествиям и фобиям.

Программа направлена на работу с детьми и подростками, имеющими высокие показатели тревожности по тесту Филипса, Спилберга.

Программа включает 7 направлений, каждое из которых состоит из группы упражнений. Рассчитана программа на 7 встреч. Состав группы постоянный от 6 до 12 человек.

Программа

Направление работы

Упражнения, задания

Время, дата

Приемы саморегуляции

«Успокаивающее дыхание»

«Зевок», «Очистительное дыхание»,

«Очистительное дыхание со звуком «Ха» »

Релаксация

«Я снежная баба»,

«Мы свечки на торте»

Визуализация

«Мой огонек»,

«Разговор с собой»,

«Солнце»,

«Мой лес»

«Светящийся шар»

Арт-терапия

«Чистый лист»,

«Мой дом»,

«Незаконченные предложения»

«Напряжение-расслабление»,

«Огонь-лед»,

«Принятие себя»,

«Зеркало»

Работа с метафорой

«О моряках и пресной воде»,

«Метафора про гусеницу»

«Как маленький самолетик учился летать»

«Голубая энергия»,

«Заброшенный сад»,

«Я по городу шагаю»

Упражнения к программе

Приемы саморегуляции

«Успокаивающее дыхание».

В исходном положении стоя или сидя сделать полный вдох. Затем, задержав дыхание, вообразить круг и медленно выдохнуть в него. Этот прием повторить четыре раза. После этого вновь вдохнуть, вообразить треугольник и выдохнуть в него три раза. Затем подобным же образом дважды выдохнуть в квадрат. После выполнения этих процедур обязательно наступит успокоение.

2 . «Зевок».

По оценке специалистов зевок позволяет почти мгновенно обогатить кровь кислородом и освободиться от избытка углекислоты. Напрягающиеся в процессе зевка мышцы шеи, лица, ротовой полости ускоряют кровоток в сосудах головного мозга. Зевок, улучшая кровоснабжение легких, выталкивая кровь из печени, повышает тонус организма, создает импульс положительных эмоций. Говорят, что в Японии работники электротехнической промышленности организованно зевают через каждые 30 минут.

Для упражнения нужно закрыть глаза, как можно шире открыть рот, напрячь ротовую полость, как бы произнеся низкое «у-у-у». В это время необходимо как можно ярче представить, что во рту образуется полость, дно которой опускается вниз. Зевок выполняется с одновременным потягиванием всего тела. Повышение эффективности зева способствует улыбка, усиливающая расслабление мышц лица и формирующая положительный эмоциональный импульс. После зевка наступает расслабление мышц лица, глотки, гортани, появляется чувство покоя.

3. «Очистительное дыхание».

Выполняется в любом удобном положении - стоя, сидя, лежа. Способствует быстрому снятию утомления, очищает кровь от токсинов, повышает сопротивляемость организма.

После полного вдоха выдох осуществляется небольшими порциями сквозь узкую щель между губами, внешне напоминая попытки погасить пламя свечи. Каждая последующая порция должна быть меньше предыдущей. На первых порах число повторений не должно превышать трех, а в дальнейшем можно довести до десяти.

4. Очистительное дыхание со звуком «Ха» обладает тонизирующим воздействием, способствует снятию нервного напряжения, освобождению от ощущения внутреннего беспокойства.

Исходное положение - стоя, ноги на ширине плеч. С медленным вдохом поднять расслабленные руки над головой, задержать дыхание на несколько секунд и представить себя стоящим на краю глубокой пропасти, держа в руках сосуд, содержащий все, что омрачает жизнь- горести, страхи, физические недуги. Немного наклониться вперед (с прямой спиной) и со звуком «Ха» резким движением сбросить сосуд в пропасть. Звук должен не произноситься, а образовываться выходящим из груди воздухом. После выдоха некоторое время оставаться в наклоне, раскачивая руки, до ощущения желания сделать вдох. Повторить 2-3 раза.

2.Релаксация

Я снежная баба . Тебя вылепили дети, и теперь они ушли, оставив тебя одну. У тебя есть голова, туловище, две торчащие в стороны руки, и ты стоишь на крепких ножках. Прекрасное утро, светит солнце. Вот оно начинает припекать, и ты чувствуешь, что таешь. Сначала тает голова, потом одна рука, потом - другая. Постепенно, понемножку начинает таять и тулови ще. Ты превращаешься в лужицу, растекшуюся по земле».

«Давайте притворимся, что мы свечки на торте . Цвет вы можете выбрать тот, который вам больше нравится. Поначалу мы стоим высокие и прямые. Мы выглядим совсем как деревянные солдатики. Тела наши крепки, как свечки. А теперь солнце припекает все сильнее. Вы начинаете плавиться. Сначала падает голова… Теперь плечи… руки… Воск, из которого вы сделаны, тает медленно. Ваши ноги оседают… и медленно… медленно… вы становитесь лужицей воска на полу. А теперь поднимается холодный ветер и дует на вас: Ф-ф-у… Ф-ф-у… Ф-ф-у-у-у», вы снова становитесь стройными и прямыми».

3 . Визуализация

«Мой огонёк»

Ты выходишь из этого дома и идёшь по улице. Ты никуда не торопишься, просто идёшь. Тебя никто не ждёт. Ты просто гуляешь. Замечаешь снежные сугробы вокруг дороги. Снег серебрится в лучах фонарей. Ты останавливаешься и любуешься снегом. Потом поднимаешь глаза, видишь дома, освещённые окна. В окнах горит тёплый свет. В каждом окне – маленький мир. Уютный дом. Теперь представь себе, что где-то внутри тебя горит такой же маленький тёплый свет. Он даёт тебе уют и тёплый покой. Что бы ни происходило с тобой, какие бы бури и волнения ты не переживал, он горит ясным, тёплым, спокойным светом. Представь его в виде язычка пламени. Ты можешь осторожно взять его в руки. Вот он перед тобой. Ты бережно держишь его в руках. Полюбуйся его ровным, мягким светом. Поблагодари за тепло и мир, которые он даёт (Пауза). Теперь бережно положи его. Он всегда будет с тобой.

«Разговор с собой» .

Представь, что ты идёшь по тропинке, спускаешься к реке. Ты идёшь вдоль реки. Вода тихо струится, переливается. Ты смотришь на воду – и вдруг мир вокруг тебя изменяется. Я не знаю, как – но ты знаешь это. Ты смотришь на берег и видишь вдали маленького мальчика. Он играет один. Он кажется тебе очень близким. Ты подходишь и видишь, что он – это ты. Только меньше. Маленький, беспечный, беззаботный. Он глядит на этот мир большими изумлёнными глазами. Он ещё многого не знает. Подойди ближе к нему. Сейчас ты можешь прикоснуться к нему. Просто молча посидеть рядом. И можешь сказать ему какие-то очень важные, нужные слова. (Пауза) Теперь ты можешь впустить его внутрь себя или можешь отпустить его. Только помни, что в тебе всегда есть частичка этого маленького существа.

«Солнце»

(Это и последующие упражнения предложены Р. Ассаджоли.) Представьте себя на пляже на рассвете. Море почти неподвижно, гаснут последние яркие звезды. Ощутите свежесть и чистоту воздуха. Посмотрите на воду, звезды, темное небо.

Некоторое время вслушивайтесь в предрассветную тишину, в неподвижность, пропитанную будущим движением. Темнота медленно отступает и цвета меняются. Небо над горизонтом краснеет, потом становится золотым. Затем вас касаются первые лучи солнца. И вы видите, как оно медленно поднимается из воды.

Когда солнце наполовину показывается из-за горизонта, вы видите, что его отражение в воде образует дорожку золотого мерцающего света, идущего от вас к самому его центру. Вода теплая, приятная, и вы решаете войти в нее. Медленно, наслаждаясь, вы начинаете плыть в окружающем вас золотом сиянии. Вы ощущаете соприкосновение тела с водой, полной искрящегося света. Вы чувствуете, как легко вам плыть, и наслаждаетесь движением по морю.

Чем дальше вы плывете к морю, тем меньше сознаете окружающую вас воду, и тем больше становится вокруг света. Вы чувствуете, что окутаны благотворным проникающим в вас светом. Теперь ваше тело купается в животворной энергии солнца. Ваши чувства проникнуты ее теплом. Ваш ум озарен ее светом. Вы возвращаетесь, одновременно сохраняя в себе частичку тепла и света.

Открываем глаза.

«Светящийся шар»

«Встаньте, сядьте или лягте - поза несущественна. Закройте глаза. Сделайте два глубоких вдоха, каждый раз, шумно выдыхая воздух. Теперь представьте себе, что прямо у вас над головой висит светящийся шар. Он не соприкасается с вашей головой, а плавает в воздухе над ней. Шар круглый и сияющий, полный света и энергии. Теперь вообразите, что лучи света от шара направлены на ваше тело. Шар испускает лучи постоянно. В нем избыток энергии. Эти лучи, эти потоки света проникают в ваш организм через вашу голову. Они проникают легко, без труда. Представьте себе, что каждый луч направляется в какую-то часть вашего тела. Представьте, что один из лучей проходит через вашу голову, шею, плечо в левую руку, опускаясь к пальцам, к кончикам пальцев, и излучается из них в пол. Другой луч проникает в вашу правую руку и излучается из нее. Еще один луч проходит по спине, другой-по груди и животу, сле дующие - по бокам. Один из лучей идет в вашу левую ногу, дру гой - в правую. Ваши внутренние органы омываются лучами света, пока вы не почувствуете, что вам достаточно. Вы чувствуете, как лу чи проходят по всем вашим органам, эти лучи теплые и приятные. Как только вы насытитесь ими, медленно откройте глаза».

4. Арт-терапия

Упражнение «Чистый лист».

Лист бумаги разбивается ребенком на столько квадратов, сколько главных событий в своей жизни он может вспомнить. В каждом квадратике выполняется рисунок, соответствующий этому событию. Ребенок сам выбирает, чем ему рисовать. После этого терапевт предлагает ребенку рассказать о некоторых событиях, произошедших в жизни ребенка. Можно рассказывать от имени другого человека, сказочного персонажа.

Упражнение «Мой дом». Цель: создание ресурса. Предлагается каждому ребенку лист ватмана. Задание: на листе нарисовать дом, в котором вы хотите жить. Какой это дом? Деревянный или каменный? Где стоит? Что вокруг? Город, лес, или поле? Что вокруг? Кто живет с вами? Радует ли жизнь в этом доме. Чего не хватает для счастливой жизни в этом доме? Обсуждение проходит в группе. Ребята фантазируют, рассказывая о своих домах.

Техника незаконченных предложений .

Завершение незаконченных предложений - отличный способ стимулировать детей к декларативным заключениям о самих себе, побуждать их вступать в контакт со своими желаниями, потребностями, разочарованиями, мыслями и чувствами. Тест «Незаконченные предложения» предоставляет большие возможности для этого. То, как ребенок заканчивает предложение, помогает психологу выявить его иррациональные представления, способы решения проблем, аффективные и поведенческие реакции. Ведущий поддерживает в ребенке позитивную самооценку.

Ведущий предлагает незаконченные предложения, специфичные для проблематики группы:

«Я веселюсь, когда…»

«Мне особенно грустно, когда…»

«Я чувствую себя лучше, когда….»

«Что меня бесит, это….»

«Мое любимое занятие…»

«Звук выстрелов вызывает у меня….»

Иногда можно попросить детей написать целую страницу предложений, начинающихся словами «Я - это» или «Я хочу».

5 . Упражнения на снятие внутренних зажимов, умение общаться

Упражнение «Напряжение – расслабление»

На первом занятии участники знакомятся с простейшими мышечными зажимами. Участникам предлагается встать прямо и сосредоточить внимание на правой руке, напрягая ее до предела. Через несколько секунд напряжение сбросить, руку расслабить. Проделать аналогичную процедуру поочередно с левой рукой, правой и левой ногами, поясницей, шеей.

Упражнение «Огонь-лед»

Упражнение включает в себя попеременное напряжение в расслабление всего тела. Участники выполняют упражнение стоя в кругу. По команде ведущего «Огонь» участники начинают интенсивные движения всем телом. Плавность и степень интенсивности движений выбираются каждым участником произвольно. По команде «Лед» участники застывают в позе, в которой застигла их команда, напрягая до предела все тело. Ведущий несколько раз чередует обе команды, произвольно меняя время выполнение той и другой.

Упражнение «Принятие себя»

Для этого упражнения потребуется каждому участнику лист бумаги и

ручка. Нужно разделить лист на две половинки. Слева, в колонку

«Мои недостатки», записать все то, что считаете своими

недостатками именно сегодня, сейчас. На эту работу отводится пять

минут. Затем напротив каждого недостатка запишите по одному

своему достоинству, т.е. то, что можно противопоставить, чем вы и

окружающие вас люди довольны уже сегодня, что принимают в вас.

Запишите их в колонке «Мои достоинства». На второй этап работы вам

отводится пять минут.

Мои недостатки Мои достоинства

После этого проводится обсуждение по кругу.

Упражнение «Тень»

Участники разбиваются на пары. Один из них будет Человеком, другой - его тенью. Человек делает любые движения. Тень - повторяет. Причем особое внимание уделяется тому, чтобы Тень действовала в том же ритме, что и Человек Она должна догадаться о самочувствии, мыслях и целях Человека, уловить все оттенки его настроения.

Упражнение «Зеркало»

Участники разбиваются на пары, становятся лицом друг к другу. Один из играющих делает замедленные движения. Другой должен в точности копировать все движения напарника, быть его «зеркальным отражением». На первых порах проработки задания идущий налагает некоторые ограничения на действия «оригинала»:

1) не делать сложных движений, т.е. не производить одновременно несколько движений;

2) не делать мимических движений;

3) выполнять движения в очень медленном темпе.

Через некоторое время участники меняются ролями.

В ходе выполнения упражнения участники, работающие на «отражение», довольно быстро научаются чувствовать тело партнера и схватывать логику его движений. От раза к разу следить за «оригиналом» становится все легче и все чаще возникает ситуация предвосхищения и даже опережения его действий. Упражнение - очень хорошее средство для установления психологического контакта.

6. Работа с метафорой

С точки зрения НЛП, метафора не тождественна термину “метафора” в филологии, хотя в основе метафоры и там и здесь лежит сходство. Скорее, метафору в НЛП можно назвать притчей. Мы же будем пользоваться термином “метафора” как закрепившимся в нейролингвистическом программировании понятием. Итак, метафора основана на сходстве. Метафоры обогащают модель мира, воздействуют на оба полушария, активизируют мышление и память, задействуют глубинные структуры психики. Для создания эффективной метафоры используется особый язык - паттерны языкового влияния или Милтон-модель.

Структура метафоры:

О моряках и пресной воде

Однажды корабль, везший ценный груз, попал в шторм и потерял направление. Приборы были испорчены, и в течение долгих дней он блуждал по морю. Скоро закончились запасы питьевой воды, и матросы страдали от жажды. И вот, когда все уже потеряли надежду на спасение, на горизонте показался парус. С мачты потерявшего курс корабля был подан сигнал: ”Мы умираем от жажды, пришлите нам пресной воды!” Тотча с с встречного корабля был подан ответный сигнал: “Опустите ведро на том месте, где находитесь”. Команда корабля, терпящего бедствие, знала, что вокруг только воды соленого моря, и снова подала сигнал: “Воды, пришлите нам воды!” И снова получили ответ: “Опустите ведро там, где вы находитесь!” Капитан наконец внял совету и приказал опустить ведро за борт. Когда его подняли, оно было наполнено пресной, кристально чистой водой. Оказалось, что в этом месте было сильное течение из устья реки Амазонки.

Метафора про гусеницу

Жила-была гусеница. Целыми днями медленно ползала она по веткам дерева. Но однажды она остановилась и начала вить кокон. Постепенно она обволакивала себя тонкими шелковыми нитями и скоро полностью скрылась из глаз. Внутри кокона было мягко, тепло и темно. Гусеница чувствовала, что с ней что-то происходит. Прошло некоторое время, и в коконе гусенице стало тесно. Она напрягла все свои силы, кокон лопнул, и ее залил яркий солнечный свет. Вокруг был удивительный мир, полный красок, звуков и открытого пространства. Сначала гусенице стало страшно - что она будет делать теперь без кокона, который согревал и защищал ее? Она взглянула вниз - под ней расстилался огромный луг, полный цветов. Волшебное чувство свободы наполнило ее. Она раскрыла большие разноцветные крылья и полетела. Так гусеница превратилась в бабочку.

Как ма ленький самолетик учился летать

Я хочу рассказать вам одну историю, или вернее, сказку. Или, пожалуй, так. Я хочу рассказать вам одну сказочную историю. Поэтому устраивайтесь поудобнее и позвольте себе просто слушать, видеть и чувствовать эту историю.

Итак, я начинаю. Жил-был маленький самолетик, который хотел научиться летать. Он стоял на земле и смотрел, как большие самолеты кружатся в небе, выписывая замысловатые узоры. И ему тоже очень хотелось летать также легко и правильно, как и другие. Но он почему-то считал, что никогда не сможет научиться этому. И ему было очень обидно плохо летать. Иногда даже другие самолеты поддразнивали его: ”Эх, ты! Все умеют, а ты нет. Это же так просто! Летим с нами!” “Вам-то просто, а я не могу!”- грустно думал самолетик.

На аэродроме каждый день проводились уроки, на которых самолеты учились делать в небе сложные фигуры. Однажды самолетик, как обычно, наблюдал за фигурами высшего пилотажа, которые выписывали на небе другие самолеты. После них на небе оставался белый след. Вдруг след одной из фигур, похожий на букву “Щ”, превратился в мягкого белого щенка. “Привет! - сказал щенок. - А ты почему не летаешь?”

“У меня не получается. Я даже не хочу пробовать…” - ответил самолетик.

“Знаешь, когда я смотрю отсюда с высоты, я могу одним взглядом охватить весь аэродром и поле, и лес за ним и с одного раза понять их смысл. Понимаешь, сверху гораздо легче видеть такие вещи и охватить их смысл…чем стоять внизу на одном месте. И также дело обстоит во многих других областях жизни. И это относится и к знакам на бумаге. Отдельные значки на бумаге состоят из маленьких кружочков, палочек и изогнутых линий. И их очень легко нарисовать. Вместе они составляют слова-узоры. И гораздо проще увидеть слово, которое уже написано, чем увидеть все это еще тогда, когда палочки, крючочки и кружки еще не стали словами”.

И тогда самолетику захотелось посмотреть с высоты на родной аэродром, на поля и леса. Захотелось самому рисовать узоры, которые, оказывается, как и буквы, состоят из совсем простых линий. И он представил, как выписывает эти линии, которые складываются в узоры-слова. А потом разбежался и взлетел именно так, как представлял себе это. Он почувствовал, как воздух сам поддерживает и помогает ему. Лететь было легко и приятно. Поднимаясь все выше, он смотрел вперед, а за ним в небе оставались буквы. И как вы думаете, что он написал? Одна за другой появлялись буквы и складывались в слова. И вот те, кто стоял, внизу прочитали: “У меня получилось!” Это было очень приятно.

И может быть, вы удивитесь, что с тех пор самолетик стал летать все увереннее и писать все новые и новые слова на небе, выполняя самые сложные упражнения. А потом он вырос и, оглядываясь в прошлое, с улыбкой вспоминал то время, когда он еще не умел летать.

7. Упражнения на снятие тревожности и беспокойства

Упражнение «Заброшенный сад» (для подростков).

Инструкция: Я хочу показать, как вы можете самостоятельно восстановить свои силы после трудной работы.

Пожалуйста, закройте глаза. Несколько раз глубоко вдохните и выдохните.

Представьте себе, что вы бродите по какому-то большому помещению. Вы видите высокие стены, целиком заросшие плющом. В стене вы замечете старую деревянную дверь. Поддавшись внезапному порыву, вы открываете створки и входите внутрь…

Вы обнаруживаете, что оказались в старом саду. По-видимому, раньше этот сад был цветущим, аккуратным и очень ухоженным. Но сейчас он совсем одичал.

Деревья и кусты необузданно разрослись во все стороны, сорняков столько, что дорожки и клумбы стали едва различимы.

Вы начинаете наводить порядок в окружающей вас части сада. Возможно, вы будете косить траву, выпалывать сорняки, обрезать сучья пересаживать растения, поливать их, вносить удобрения. Делайте всё что, как вам кажется, надо сделать, чтобы привести сад в порядок…

А когда вы устанете, и вам будет нужен источник вдохновения для продолжения работы, остановитесь и посмотрите на ту часть сада, которую вы уже привели в порядок, и сравните ее с участками сада, которых - ваша рука еще касалась… (3 минуты.)

Теперь скажите саду «до свидания» и со свежими силами возвращайтесь сюда.

Упражнение «Я по городу шагаю» направлено на снятие тревожности, восстановление навыков общения: люди хаотично двигаются по комнате, по команде начинают делать шаг либо навстречу человеку, стоящему рядом с ним, либо уходят на шаг в сторону и отворачиваются, либо делают шаг к человеку, но топают при этом ногой. Обсуждение: каких действий было больше; что при этом чувствовали, что было трудно, а что легко сделать.

Упражнение «Голубая энергия».

Светящийся голубой цвет способствует свободному дыханию, освобождению от напряжения и беспокойства. После этой медитации наступит состояние приятного расслабления и появится чувство душевной ясности.

Инструкция

У каждого из нас есть внутренний потенциал, позволяющий работать и решать проблемы творчески и с высокой степенью концентрации, принимая во внимание других людей. Но мы должны заботиться о том, чтобы наш источник энергии мог постоянно наполняться. Я покажу вам любопытный метод, с помощью которого вы сможете это делать.

Сядьте поудобнее и закройте глаза, сделайте три глубоких вдоха и выдоха… Представьте себе, что вы вдруг встретили самого себя и можете рассмотреть свое тело со стороны. Рассмотрите каждую его часть от головы до ступней… Рассмотрите свои ноги и руки, ступни и колени, бедра, позвоночник, плечи и голову… Если вы представили ясную картину своего тела, позвольте этой картине растаять и исчезнуть…

А теперь снова вызовите эту картину и в этот раз представьте, что ваше тело выточено из блестящего кристалла. Представьте, что вам на голову упали две капли голубой энергии. Вы видите самый прекрасный, струящийся голубой цвет, который вы когда-либо могли видеть. Пусть эта струящаяся субстанция проникает сквозь ваше тело капля за каплей, образуя тонкий канал, по которому свет течет через голову до живота, а от живота до ступней, наполняя этой энергией часть за частью ваше тело: до лодыжек, до колен, до бедер, до живота, до сердца, до горла, - пока не наполнятся руки и кисти и, наконец, вся голова. Представьте, что даже каждая ваша ресница стала кристально прозрачной трубкой, которая наполнена голубой энергией…

Наблюдайте за тем, как вы до конца заполнитесь этой голубой светящейся энергией. А теперь представьте себе, что все смутные мысли, все плохие переживания или тяжелые отношения растворились в голубой текучести, как облака черных чернил…

Смотрите, как голубизна на мгновение теряет свой свет и становится темной, а потом представьте, что сильная голубизна поглощает черные облака, пока они не исчезают полностью…

Заметьте, голубизна стала светлее, насыщеннее и ярче, чем раньше. Если вы чувствуете, что полностью насытились этой голубой энергией, можете возвращаться. Потянитесь, сделайте глубокий выдох и откройте глаза, почувствуйте себя отдохнувшими и освеженными…

Подведение итогов

Какого рода трудности делают вас бодрее? С какого рода неприятностями вы должны обращаться осторожнее.

Список литературы

1.Астанов Д.М. Тревожность за детей. М., 2001.

2. Борисова С.А «Психическая травма у детей»/ http://simastudent.newmail.ru

3 .Матафонова Т.Ю., Пелешенко М.А. М, 2006

4.Павлова М.А. Интенсивный курс повышения грамотности на основе НЛП,.М, 1997