Проблема тревоги и тревожности в современной психологии


Введение

    Понятие тревожности

    Классификация видов тревожности

    Формы тревожности

    Стадии развития тревоги

    Экзистенциальная тревога

    Особенности тревожных личностей

    Причины возникновения тревоги

Список литературы

Введение

Эмоции и чувства представляют собой отражение реальной действительности в форме переживаний. Различные формы переживания чувств (эмоции, аффекты, настроения, стрессы, страсти и д. р.) образуют в совокупности эмоциональную сферу человека.

Несколько когнитивных факторов также влияют на синдром генерализованного беспокойства и его поддержания. Непредсказуемые события, над которыми мы не контролируем, вызывают непосредственный страх и восприимчивость к реакциям тревоги в будущем. Модели поведения, развившиеся на ранних этапах жизни в странных и опасных ситуациях, способствуют развитию автоматических мыслей, направленных на возможные угрозы. Непрерывный страх привлекает внимание к сигналам возможной угрозы или влияет на такое толкование неоднозначных сигналов, что не сопровождается их хорошей памятью.

Выделяют такие виды чувств, как нравственные, интеллектуальные и эстетические. По классификации, предложенной К. Изардом, выделяются эмоции фундаментальные и производные.

Из соединения фундаментальных эмоций возникает такое комплексное эмоциональное состояние, как тревожность, которая может сочетать в себе и страх, и гнев, и вину, и интерес-возбуждение.

Вопросы, рассматриваемые в этой работе. Три Три Три символизирует Бога, божество, святость, троицу, крестец, гармонию, силу, солнце, плод, рост, развитие, медитацию, счастье, сознание.

  • Тревога как признак психологической патологии.
  • Характеристики, клинические особенности и прогноз шизофрении.
Словацкий кордиан, эпизодический герой, фантастический; точно так же, как воображение, олицетворение умственной слабости Кордиана. Продолжить чтение невротических, является одним из распространенных человеческих эмоций.

Страх имеет адаптивные функции, предупреждая нас о неизбежной опасности, поэтому он является самым естественным явлением, и его невозможно избежать. Проблема возникает, когда мы чувствуем страх без всякой видимой причины, когда нас беспокоит неприятное беспокойство в ситуациях, которые не являются объективно угрожающими. Такое государство Государство во время феодализма было закрытой социальной группой с таким же правовым статусом в государстве. Читать далее Исторический словарь называется тревожным и является одним из симптомов психических или даже соматических расстройств.

1 Понятие тревожности

В психологической литературе можно встретить разные определения этогопонятия, хотя большинство исследований сходятся в признании необходимости рассматривать его дифференцированно – как ситуативное явление и как личностную характеристику.

А.М. Прихожан указывает, что тревожность – это переживание эмоционального дискомфорта, связанное с ожиданием неблагополучия, спредчувствием грозящей опасности. Различают тревожность как эмоциональное состояние и как устойчивое свойство, черту личности или темперамента.

Тревога является одним из наиболее распространенных невротических расстройств. Читайте больше и молодые люди, доля колеблется между 7-11%. Конечно, случаи различаются по длине, дальности и интенсивности, поэтому только когда эти факторы учитываются, мы можем начать думать о возможном лечении. Кроме того, тревога часто может связываться с расстройствами настроения, такими как депрессия, область, расположенная ниже уровня моря. Подробнее. Географический словарь. Если симптомы тревоги и депрессии мягкие, они называются смешанными формами.

Однако они могут принимать форму моделей поведения в форме робости, избегания, эмоциональной гиперчувствительности, неопределенности и напряженности. Затем они оказывают негативное влияние на общую жизнь пациента, и мы говорим об избегании личности, беспокойства. Основными тревожными расстройствами являются объективное расстройство, тревога паники, тревога разделения, фобии и обсессивно-компульсивные расстройства.

В.В. Суворова определяет тревожность, как психическое состояние внутреннего беспокойства, неуравновешенности и в отличие от страха может быть беспредметной и зависеть от чисто субъективных факторов, приобретающих значение в контексте индивидуального опыта. Она относит тревожность к отрицательному комплексу эмоций, в которых доминирует физиологический аспект.

Тревожное расстройство - классификация. В более ранних изданиях этой последней классификации невроз был отдельной категорией от психозов и органического расстройства. Мы можем найти беспорядки, имеющие тревогу прежде всего в сборе «невротических расстройств, связанных со стрессом и в соматической форме» - они будут.

Вышеупомянутая личность относится к категории «расстройства личности и поведения взрослых». Многие исследования и наблюдения показывают, что тревога может иметь биологическую основу. Рост - это особенность всех живых организмов и следствие приема питательных веществ из окружающей среды. Некоторые приводят эволюцию вида и выдвигают гипотезу о готовности, согласно которой мы будем запрограммированы на быстрое реагирование на стимулы, которые особенно опасны в прошлом.

По определению Р. С. Немова, «тревожность – постоянно- или ситуативно-проявляемое свойство человека приходить в состояние повышенного беспокойства, испытывать страх и тревогу в специфических социальных ситуациях».

Карен Хорни тревожность является неотъемлемым компонентом психики. Она считала, что тревожность формируется в самых ранних отношениях с родителями. В случае, если родители недостаточно внимательны к ребёнку, проявляют к нему недостаточно любви и заботы, у ребёнка возникает враждебное отношение к ним. Это отношение ребенок вынужден вытеснять, так как он зависим от них. Позже эти подавленные чувства негодования и враждебности распространяются на отношения с другими людьми.

Доказательства в поддержку биологических теорий - это исследование психофармакологических агентов, которые оказывают анксиолитическое действие. Тем не менее, это область исследований, к которой трудно получить доступ, потому что на протяжении многих лет психиатрическая статистика, из которой сначала запрашиваются данные исследований, включала только пациентов, которые были госпитализированы, и они составляют лишь небольшой процент населения, восприимчивого к расстройству.

Это также указывает на факт межкультурного характера, например, некоторых фобий. Аналогичным образом, масштабы возникновения явления, пропорции различных типов тревожных расстройств, а также их предмет. С другой стороны, генетическое расстройство будет подтверждено семейными тенденциями: у 15% членов семьи пациентов с тревожными расстройствами возникают сходные проблемы с общей популяцией около 3%. Конечно, проблема природы или культуры, генов или окружающей среды также здесь нелегко решить. В целом, 30% дисперсии тревожного расстройства связано с генетическими факторами и 70% - с окружающей средой.

Также Хорни выделяла в своей концепции «базальную тревогу»- это интенсивное и всепроникающее ощущение отсутствия безопасности.

Рассмотрение тревожности как предмета психологического исследования берет начало в психоанализе Зигмунда Фрейда. Изначально он предположил что тревога является следствием неадекватной разрядки энергии либидо. Позже Фрейд пересмотрел это предположение и пришел к выводу, что тревога является функцией Эго и назначение её состоит в том, чтобы предупреждать индивидуум о надвигающейся угрозе, которую надо встретить или избежать.

Социально-культурный подход фокусируется на факторах окружающей среды, в том числе на нарушениях в функционировании семейной среды, возникновении травматических ситуаций и особенностях родной культуры пациента. Главную роль в формировании взглядов на патогенез тревожных расстройств, разумеется, играют концепции, разработанные в психологии. Детальное содержание этих понятий зависит от психологического направления, из которого они происходят.

Психоаналитические концепции стрессовая зависимость тревоги от неудовлетворенных психических потребностей и скрытых внутренних конфликтов. Перед рождением Зигмунта Базили он узнает из пророчества, что его потомок будет жестоким тираном. Подробнее Словарь литературных героев - средняя школа Фрейда указала на страх как основной источник невротических или аффективных расстройств. Основываясь на своей собственной клинической практике, Фрейд признал различные типы тревоги. Кальдерон Живущий сон, главный герой; сын Базили, король Польши. . Как правило, страх в теории Фрейда является результатом всех неразрешенных внутренних конфликтов, особенно с детства.

В своих работах Вильгельм Райх расширил психодинамическую теорию Фрейда, включив в нее, помимо либидо, все основные биологические и психологические процессы. Райх рассматривал удовольствия, как свободное движение энергии из сердцевины организма к периферии и во внешний мир. Тревожность же понималась им, как препятствие контакта этой энергии с внешним миром, возвращение ее внутрь, что вызывает “мышечные зажимы”, искажает и разрушает естественное чувствование, в частности сексуальное. Райх внес в описание феноменологии тревожности важный аспект - ригидность и мышечная зажатость, отказ от выполнения действия путем блокады телесных органов.

Человек рассматривается как поле противостоящих динамических сил, между которыми баланс пытается сохранить эго, руководствуясь принципом реальности. Он отвечает требованиям внешней среды, к которой он имеет доступ через свои познавательные способности и желания, руководствуясь принципом удовольствия.

Копировальный аппарат формируется в детстве в течение первых 5-6 лет жизни. Если какой-либо конфликт детства не был должным образом или перегружен, он входит в структуру личности и приводит к неконтролируемым вспышкам паники или попытки уничтожить вины в форме обсессивна или поведенческий.

Центральная категория теории Адлера - комплекс неполноценности – также вбирает в себя тревожность. Тревожность возникает в связи с необходимостью восстановить утраченное социальное чувство (чувство единства с социумом), когда социальное окружение ставит перед индивидом задачи. Даже в том случае, если задача очень проста она воспринимается им как проверка полноценности, что приводит к чрезмерному эмоциональному реагированию на нее, излишнему напряжению при её решении.

Единственный выход - это психотерапия, то есть переутомление подавленных конфликтов не-невротическим способом и укрепление эго. Диккенс Рождественская Кэрол, поддерживающая героя; Племянник Скруджа и. подробнее Глоссарий литературного самоуправления путем введения дихотомии силы-слабости в качестве исполнительного механизма отношения защиты от чувства тревоги в виде компенсации или само вознаграждение комплекса неполноценности образованного в детстве на основе нежелательного чувства зависимости, в отличие от господствующей в нашей жизни квест к власти. Карен Хорни - представила концепцию так называемой основной тревоги, которая исходит из ненормальных отношений между ребенком и родителями, особенно с матерью. во взрослой жизни, как с другими людьми, так и с внешним миром. Его можно увидеть в любой ситуации в одном из взглядов: «отношение к» - человек слишком покорный и уязвим для социальных влияний, некритичный, он не может защищать свои собственные автономию и настаивать на «приговоре» от его собственного приговора - избегать других людей, вкладывая жизнь в уединение для общественной жизни, отношение к изоляции «отношение к» - агрессивное, враждебное поведение, неспособность сопереживать. Каждое из этих отношений является неадаптивным и препятствует социальному, семейному или профессиональному функционированию.

Все авторы рассматривают тревожность по-разному, но можно придти к общему выводу, что тревожность- это состояние опасения, беспокойства, испытываемое человеком в условиях ожидания неприятностей. Обычно тревожность ведет к возникновению защитных реакций.

    Классификация видов тревожности

Ч. Спилбергер выделяет два вида тревожности:

Реакция на это чаще всего является воспитанием эгоцентрического отношения и вторичного страха, то есть страха перед независимым функционированием. Появление вторичной тревоги является сигналом развития невротической личности. Гуманистические концепции - страх рассматривается как результат дезинтеграции, внутреннего конфликта, реакции на навязывание норм и ценностей внешней средой, закрепленной прежде всего в процессе социализации, несовместимости этих ценностей с индивидуальной оценкой ситуации. Экзистенциальные понятия - чувство вины и страх имманентны экзистенциальной ситуации человека, она смертна, живет в мире абсурда и страданий в мире и смертность стремится к бесконечности, чтобы превзойти себя и физической реальности. Тревога как состояние и беспокойство как черта.

Первая из них – это так называемая ситуативная тревожность, т. е. порожденная некоторой конкретной ситуацией, которая объективно вызывает беспокойство. Данное состояние может, возникает у любого человека в преддверии возможных неприятностей и жизненных осложнений. Это состояние не только является вполне нормальным, но и играет свою положительную роль. Оно выступает своеобразным мобилизирующим механизмом, позволяющим человеку серьезно и ответственно подойти к решению возникающих проблем.

Исходя из этого, была создана концепция беспокойства как состояния и тревоги как признака, и это было сделано Чарльзом Спилбергером, чей масштаб для изучения этих двух аспектов тревоги чаще всего используется. Более конкретно, беспокойство как состояние включает.

Когнитивные психологические факторы и физиологические аффективные факторы - стимуляция вегетативной нервной системы. Долговременная глобальная напряженность и чувство угрожающего опыта неполноценности и смущения критики и отказа от желания наладить более тесные отношения, избегать угроз повседневной жизни, а также уверенность в себе, неспособность противостоять вызовам, ограниченный образ жизни. Словарь иностранных слов о выбранных типах тревожных расстройств. Подробнее Биологический словарь беспокойства, характерный для младенческого возраста, который составляет около 7-8 месяцев и связан с отделением от ближайших родственников.

Ненормальным является скорее снижение ситуативной тревожности, когда

человек перед лицом серьезных обстоятельств демонстрирует безалаберность и безответственность, что чаще всего свидетельствует об инфантильной жизненной позиции, недостаточной сформулированности самосознания.

Второй вид – так называемая личностная тревожность. Она может рассматриваться как личностная черта, проявляющаяся в постоянной склонности к переживаниям тревоги в самых различных жизненных ситуациях, в том числе и таких, которые объективно к этому не располагают. Она характеризуется состоянием безотчетного страха, неопределенным ощущением угрозы, готовностью воспринять любое событие как неблагоприятное и опасное. Ребенок, подверженный такому состоянию, постоянно находится в настороженном и подавленном настроении, у

Неприятные ощущения, которые испытывает ребенок в этой ситуации, вызывают страх перед разделением и в основном связаны с вегетативными нарушениями в виде, например, болей в животе, головных болей, нарушений сердечного ритма и тошноты. Кроме того, часто возникают нарушения сна. Страх разделения как таковой является нормальным явлением на определенном этапе жизни, и вскоре его заменяет желание исследовать и формировать чувство автономии. С другой стороны, беспокойство о разделении влияет на все поведение ребенка, которое часто распространяется на многие годы, может привести к регрессу в развитии и повлиять на модели поведения взрослых.

него затруднены контакты с окружающим миром, который воспринимается им как пугающий и враждебный. Закрепляясь в процессе становления характера к формированию заниженной самооценки и мрачного пессимизма.

А.М. Прихожан выделяет виды тревожности на основе ситуаций, связанных:

С процессом обучения – учебная тревожность;

С представлениями о себе – самооценочная тревожность;

С общением – межличностная тревожность.

Зигмунд Фрейд говорил о наличии двух видов тревоги первичной и сигнальной. Каждый из этих видов есть ответ Эго на возрастание инстинктивного или эмоционального напряжения.

При этом сигнальная тревога есть сторожевой механизм, предупреждающий ЭГО о надвигающейся угрозе его равновесию. Первичная тревога – предупреждает эмоцию, сопровождающую распад Эго. Функция сигнальной тревоги - не допустить первичную тревогу, давая возможность Эго принять меры предосторожности (защиты), поэтому её можно рассматривать как направленную вовнутрь форму бдительности.

Фрейд выделял следующие типы тревоги.

1. Реалистическая - является ответом на объективную внешнюю угрозу, при чрезмерном проявлении такая тревожность ослабляет способность индивида эффективно справиться с источником опасности. Переходя во внутренний план в процессе формирования личности, она служит основой для двух типов тревожности, которые различаются по характеру осознания.

2. Невротическая тревога обусловлена боязнью оказаться неспособным контролировать свои внутренние побуждения, и является видоизмененной формой реалистической тревожности, когда страх перед внешним наказанием не обусловлен объективной ситуацией. Говоря языком психоанализа, это эмоциональный ответ на угрозу, что неприемлемые импульсы со стороны ИД станут осознанными.

3. Моральная тревога возникает, когда безнравственные побуждения блокируются воспринятыми индивидом социальными и культурными нормами. Факт возникновения таких побуждений вызывает самообвинение (чувства стыда и вины, вплоть до ненависти к себе).

К числу других видов тревоги, описанных в психоанализе относятся:

а) кастрационная тревога, вызываемая реальными или воображаемыми угрозами по отношению к сексуальной функции;

б) сепарационная тревога, вызываемая угрозой разлучения с объектами, ощущаемыми как необходимые для выживания;

в) депрессивная тревога, спровоцированная страхом собственной враждебности к “хорошим объектам”;

г) параноидная тревога (преследования), в основе которой лежит страх перед нападением со стороны “плохих объектов”;

д) объективная тревога, при которой страх вызывается реальной внешней угрозой;

е) невротическая тревога - термин, охватывающий все перечисленные выше виды тревоги, за исключением объективной, т.е. а) и б) по контрасту с в) и г), которые охватываются случаем ж);

ж) психотическая тревога, которая иногда относится к угрозам собственной идентичности.

    Формы тревожности

Под формой тревожности понимается особое сочетание характера переживания, осознания, вербального и невербального выражения в характеристиках поведения, общения и деятельности. Форма тревожности проявляется в стихийно складывающих способах ее преодоления и компенсации, а также в отношении человека к этому переживанию.

А.М.Прихожан выделяет такие формы тревожности:

1. Открытая тревожность - сознательно переживаемая и проявляющаяся в деятельности в виде состояния тревоги. Она может существовать в различных формах, например:

Как острая, нерегулируемая или слабо регулируемая тревожность, чаще всего дезорганизующая деятельность человека;

Регулируемая и компенсируемая тревожность, которая может использоваться в качестве стимула для выполнения соответствующей деятельности, что, впрочем, возможно преимущественно в стабильных, привычных ситуациях;

Культивируемая тревожность, связанная с поиском «вторичных выгод» от собственной тревожности, что требует определенной личностной зрелости (соответственно, эта форма тревожности появляется только в подростковом возрасте).

2. Скрытая тревожность - в разной степени несознаваемая, проявляющаяся либо в чрезмерном спокойствии, нечувствительности к реальному неблагополучию и даже отрицании его, либо косвенным путем через специфические формы поведения (теребление волос, расхаживание из стороны в сторону, постукивание по столу и тд.):

Неадекватное спокойствие (реакции по принципу «У меня все в порядке!», связанные с компенсаторно-защитной попыткой поддержать самооценку; низкая самооценка в сознание не допускается);

Уход из ситуации.

Также можно выделить «замаскированную тревожность». «Масками» тревожности называются такие формы поведения, которые имеют вид ярко выраженных проявлений личностных особенностей, порождаемых тревожностью, позволяют человеку вместе с тем переживать ее в смягченном виде и не проявлять вовне.В качестве таких «масок» чаще всего описываются агрессивность, зависимость, апатия, чрезмерная мечтательность и др. Выделяют агрессивно-тревожный и зависимо-тревожный типы (с разной степенью осознания тревоги).

Психология. Иллюстрированный словарь

Тревога. Обусловлена ожиданием чего-то опасного. Имеет диффузный характер, не связана с конкретными событиями. При наличии тревоги на физиологическом уровне фиксируются учащение дыхания, усиление сердцебиения, увеличение кровотока, повышение артериального давления, возрастание общей возбудимости, снижение порога чувствительности.

Азбука социального психолога-практика

Тревога - личностно напрягающее, иногда личностно травмирующее, порой личностно разрушающее эмоциональное состояние субъекта, оказавшегося в обстоятельствах, оцениваемых им как неопределенно угрожающие и формирующие у него представление о возможных негативных для него последствиях в ближайшем или отдаленном будущем. Если сравнивать тревогу с достаточно родственным ей эмоциональным состоянием - страхом, то, в отличие от него как реакции на реально существующую конкретную опасность, тревога, как правило, не обусловлена непосредственной, по сути дела, объективной угрозой, а связана с субъективным ощущением возможности ее появления и острым переживанием по поводу тех сложностей, которые помешают справиться с ней и ее избежать.

Большой психологический словарь

Тревога (англ. anxiety ) - переживание эмоционального дискомфорта, связанное с ожиданием неблагополучия, предчувствием грозящей опасности. В отличие от страха как реакции на конкретную, реальную опасность Т. - переживание неопределенной, диффузной, безобъективной угрозы. Согласно др. т. зр., страх испытывается при «витальной» угрозе (целостности и существованию организма, человека как живого существа), а Т. - при угрозе социальной (личности , представлению о себе, потребностям Я, межличностным отношениям, положению в обществе). Во многих контекстах Т. и страх могут использоваться как взаимозаменяемые понятия.

Различают ситуативную Т., характеризующую состояние субъекта в определенный момент, и тревожность как относительно устойчивое образование, личностное свойство (Р. Кэттел, Ч. Спилбергер, Ю. Л. Ханин). В зависимости от наличия в ситуации объективной угрозы выделяется также «объективная», «реальная» Т. и Т. «неадекватная», или собственно тревога, проявляющаяся при нейтральных, неугрожающих условиях.

На физиологическом уровне реакции Т. проявляются в усилении сердцебиения, учащении дыхания, увеличении минутного объема циркуляции крови, повышении артериального давления, возрастании общей возбудимости, снижении порога чувствительности. На психологическом уровне Т. ощущается как напряжение, озабоченность, нервозность, чувство неопределенности и грозящей неудачи, невозможность принять решение и др. По мере возрастания состояния Т. выражающие ее явления претерпевают ряд закономерных изменений, составляющих явления тревожного ряда (см. Тревожного ряда явления ). Оптимальный уровень Т. необходим для эффективного приспособления к действительности (адаптивная Т.). Чрезмерно высокий уровень, как и чрезмерно низкий - дезадаптивная реакция, проявляющаяся в общей дезорганизованности поведения и деятельности.

Т. м. б. ослаблена произвольно - с помощью активной деятельности по достижению цели или специальных приемов (см. Аутогенная тренировка, Методы психологической саморегуляции, Нервно-мышечная релаксация, Релаксация ), а также в результате действия неосознанных защитных механизмов (см. Защита психологическая ).

Понятие. Т. было введено в психологию З. Фрейдом (1925), разводившим конкретный страх (Furcht ) и неопределенный, безотчетный страх - Т., носящую глубинный, иррациональный, внутренний характер (Angst ). В философию подобное разграничение введено Кьеркегором и последовательно проводится в философии экзистенциализма. (А. М. Прихожан.)

Психологическая энциклопедия

Тревога (anxiety ). Фрейд описывал ранние источники Т. в следующей хронологической последовательности: а) отсутствие матери; б) наказания, приводящие к страху утратить родительскую любовь; в) страх кастрации или его женский эквивалент во время эдипова периода; г) неодобрение со стороны Сверх-Я или наказание себя за действия, к-рые индивидуум считает неприемлемыми, несправедливыми или аморальными. В этих случаях Я ребенка может реагировать тревогой. Ребенок может испугаться своих инстинктивных желаний и начать тревожиться, что позволяет ему противится инстинктивному желанию, вынуждая Я противостоять желанию, вызвавшему у него тревогу.

Есть и др. теории, напр. теория Мелани Клейн, проводившей психоанализ маленьких детей и пришедшей к выводу, что источник Т. заключен в страхе смерти. Клейн различала два типа тревоги: преследующую (persecutory ), порождаемую страхом уничтожения Я; и депрессивную, связанную со страхом ребенка причинить вред внешним и внутренним объектам любви из-за своих деструктивных импульсов.

Ролло Мэй характеризовал Т. как опасение, вызываемое угрозой ценностям, к-рые индивидуум считает необходимыми для своего существования как личности. Г. С. Салливан понимал тревогу как крайне неприятное состояние напряжения, возникающее вследствие переживания неодобрения в межличностных отношениях. Он описывает, как, в силу эмпатической связи между малышом и матерью, тревога и напряжение матери вызывают тревогу у младенца.

Сэмюел Куташ разработал теорию Т., учитывающую последние достижения в области изучения Т. и стресса. Т., или состояние потери равновесия, возникает, когда испытываемый человеком уровень стресса не соответствует оптимальному для его конституции. Спокойствие, или состояние равновесия либо псевдоравновесия (malequilibrium ), возникает при оптимальном уровне стресса, соответствующем конституции индивидуума, как в случае здорового баланса (равновесие), так и в случае нездорового баланса (псевдоравновесие). Т. может быть адаптивной, если достаточно выражена и сигнализирует индивидууму о необходимости изменений, и неадаптивной, если ее уровень настолько высок, что вызывает иммобилизацию, или же слишком низок, чтобы мотивировать к каким-либо действиям.

Теории научения и поведенческие теории. Э. С. Каплан описала основное различие между поведенческими теориями Т. (включ. теории научения), с одной стороны, и психодинамическими или психоаналитическими теориями Т., с др. стороны: первые фокусируют внимание на ближайших (проксимальных) стимулах, в то время как последние придают значение отдаленным (дистальным) причинам. Бутзин и Макс характеризуют его так: «В психодинамической теории тревога или избегающее поведение интерпретируется как признак лежащего в основе интрапсихического конфликта (дистальный стимул); в теориях научения и поведенческих теориях тревога считается реакцией на какой-то непосредственно предшествующий ей стимул, поддерживаемой подкрепляющими последствиями (проксимальные стимулы)». Непосредственные причины могут быть внешними, как, напр., ожидание предстоящего экзамена или отвержение значимым другим, либо внутренними, напр., принижение своих достоинств или воображаемые опасности.

С поведенческой т. зр., важные данные содержатся в исслед. павловского (классического) обусловливания, подобных первому такому исслед., проведенному Дж. Б. Уотсоном и Р. Рейнер на ребенке. Более совр. модификации теории классического обусловливания придают значение обработке информ. и ожиданиям, а не только образованию связи между стимулом и реакцией на основе подкрепления. Согласно А. Р. Вагнеру и Р. Ресколе, напр., павловское обусловливание условных раздражителей происходит благодаря обеспечиваемой ими новой информ. о безусловном раздражителе, такой как его величина или частота появления. Исслед. научения избеганию пролили дополнительный свет на этот вопрос, начиная с двухп роцессной теории Маурера применительно к первому процессу, павловскому обусловливанию страха на нейтральный (условный) раздражитель; второй процесс происходит, когда организм избегает ситуации, что подкрепляется уменьшением страха. Более поздние исслед., однако, привели к заключениям, таким как вывод Хернштейна, что условные раздражители сигнализируют о возможности подкрепления или наказания, но не выполняют функцию подкрепления или наказания. Бандура подчеркивает предиктивное значение нейтральных стимулов, сочетанных с аверсивными. Раз установившись, защитное поведение сохраняется, потому что избегание лишает испытуемого или подопытное животное всякой возможности узнать, что исходные раздражители, возможно, претерпели изменения и больше не несут в себе опасности.

Вторая группа важных поведенческих исслед. основана на модели оперантного обусловливания, в к-рой подкрепление или наказание зависит от реакции испытуемого или подопытного животного. Теоретики этого направления концентрируют внимание на поведении избегания и его результатах; терапевтическое воздействие при этом включает положительное подкрепление все более точного воспроизведения желаемого поведения приближения. Акцент делается на подкрепляющих и сигнальных (дифференцировочных) стимулах, а не на условных раздражителях.

И. Л. Куташ

Словарь конфликтолога

Тревога - отрицательное эмоциональное состояние, возникающее в ситуациях неопределенной опасности и проявляющееся в ожидании неблагополучного развития событий. В отличие от страха как реакции на конкретную угрозу, Т. представляет собой генерализованный, диффузный или беспредметный страх. У человека Т. обычно связана с ожиданием неудач в социальном взаимодействии и часто бывает обусловлена неосознаваемостью источника опасности. Функционально Т. не только предупреждает субъекта о возможной опасности, но и побуждает к поиску и конкретизации этой опасности, к активному исследованию окружающей действительности с установкой определить угрожающий предмет. В эмпирических исследованиях различают Т. ситуативную, характеризующую состояние индивида в данный момент, и Т. как черту личности (тревожность) - повышенную склонность испытывать Т. по поводу реальных или воображаемых опасностей. Т. ослабляется с помощью защитных механизмов - вытеснения, замещения, рационализации, проекции и др.

Общая психология. Словарь

Тревога - эмоциональное состояние, возникающее в ситуациях неопределенной опасности и проявляющееся в ожидании неблагополучного развития событий. В сравнении со страхом - реакцией на конкретную угрозу - Т. представляет собой генерализованный, диффузный или беспредметный страх, вызываемый не наличием опасности, а отсутствием возможности ее избежать в случае, если она появится. Типичными биологическими условиями для развития Т. являются новая, неизвестная ситуация и отсутствие привычных средств защиты (например, возможности скрыться). У человека Т. обычно связана с ожиданием неудач в социальном взаимодействии и часто бывает обусловлена неосознаваемостью источника опасности, поэтому субъективно она переживается как ощущение беспомощности, неуверенности в себе, бессилия перед внешними факторами, воспринимаемыми с преувеличением их могущества и угрожающего характера. Функционально Т. не только предупреждает субъекта о возможной опасности, но и побуждает к поиску и конкретизации этой опасности, к активному исследованию ситуации с установкой определить угрожающий фактор. По этой причине она может расстраивать другие виды деятельности, нарушать их направленность и продуктивность. Т., формирующаяся на основе внутренних противоречий в развитии и строении психики человека (например, из-за завышенного уровня притязаний, недостаточной нравственной обоснованности мотивов и т. п.), представляет собой одну из причин развития психопатологических симптомов. Побуждая к поиску угрозы, Т. патологического происхождения может привести к неадекватному убеждению о существовании опасности для человека со стороны других людей (бред преследования), в собственном теле (ипохондрия), в результатах собственных действий (психастения). Т. ослабляется с помощью защитных механизмов - вытеснения, рационализации, проекции, замещения и др. Наряду с Т. как особым состоянием индивида выделяется тревожность как черта личности.

В.К. Вилюнас

Клиническая психология. Словарь

Тревога - (англ. anxiety) - отрицательное эмоциональное состояние, связанное с предчувствием грозящей опасности.

Понятие Т. было введено в психологию З. Фрейдом, разводившим конкретный страх (Furcht) и неопределенный, безотчетный страх - тревогу, носящую глубинный, иррациональный, внутренний характер (Angst). В философию подобное разграничение было введено С. Кьеркегором, а затем последовательно оно проводилось философией экзистенциализма. От указанного понимания Т. следует отличать "тревогу" по Г. Селье (англ. - alarm-reaction) - первую стадию адаптационного синдрома, сигнала к мобилизации защитных сил организма.

В современной психологии и психотерапии Т. и страх используются как взаимозаменяемые понятия. Тем не менее, они качественно различаются по определенности угрозы и по объекту угрозы. В первом случае Т. связана с неопределенной, диффузной, безобъектной угрозой, а страх - с явной и определенной угрозой. Во втором случае объект угрозы может быть: (а) социально-личностным, связанным с представлениями о себе, потребностями "Я", ценностями, межличностными отношениями, положением в обществе и прочими факторами, вызывающими Т.; (б) а, с другой стороны, объект угрозы может быть "витальным", угрожающим целостности и существованию человеческого организма, что, естественно, вызывает страх.

Различают также ситуативную тревогу, характеризующую состояние субъекта в определенный момент, и тревожность как относительно устойчивое личностное образование (Р. Кэттелл, Ч. Спилбергер, Ю. Л. Ханин). На физиологическом уровне реакции Т. проявляются в усилении сердцебиения, учащении дыхания, увеличении минутного объема циркуляции крови, повышении артериального давления, возрастании общей возбудимости, снижении порогов чувствительности. На психологическом уровне Т. ощущается как напряжение, озабоченность, нервозность, чувство неопределенности, грозящей неудачи, невозможности принять решение и др. По мере возрастания состояния Т. выражающие ее проявления претерпевают ряд закономерных изменений. Оптимальный уровень Т. необходим для эффективного приспособления к действительности (адаптивная Т.). Чрезмерно высокий уровень Т. (как и чрезмерно низкий) вызывают дезадаптивную реакцию, проявляющуюся в общей дезорганизации поведения и деятельности. Т. может быть ослаблена произвольно - с помощью активной деятельности по достижению цели или специальных психотерапевтических приемов, а также непроизвольно - в результате действия защитных механизмов психики.

А. М. Прихожан