Принципы возрастной периодизации. Когда уходит детство? Периодизация развития Ш. Бюлер

На разработку новой концепции молодежи уйдут долгие годы. Но уже сегодня нас должны интересовать те выводы, которые име­ют практически-политическое, прикладное значение, то есть позво­ляют строить реальную политику в отношении молодежи. И прежде всего это вопросы о границах молодежного возраста и единой сис­темы статистических и социальных показателей, позволяющих оце­нивать и сравнивать сложные явления в молодежной среде, « замерять» роль и воздействие молодежи на общественные процес­сы. Но для начала разработки единой концепции молодежи важно прийти к согласию в вопросе о возрастных параметрах понятия « мо­лодежь» . Это необходимо и во многих других практических смыс­лах, в частности, для того чтобы точнее оценивать в каждой стране удельный вес экономически активного населения, объем трудовых ресурсов; количество населения, на которое распространяются особые законы, в том числе так называемые « молодежные» льготы, надбавки, кредиты; определить массу труда, которую должны вложить « в молодежь» учителя, преподаватели, социальные работ­ники и т.п.; прогнозировать семейную политику и т.п. Возрастные границы предопределяют масштаб программ и планов молодежной политики, денежных и материально-технических средств для реализации этой политики. Исходя из количества молодежи в каждой стране оценивается творческий, инновационный потенциал, который она несет в себе. Возраст является также показателем эмпирического исследования. Границы возраста очерчивают объект науки « ювенология» .

Молодежь - понятие историческое. Поэтому в разное время -разное возрастное понятие молодежи.

На ранней стадии развития человечества понятие « молодежь» отсутствовало. Продолжительность жизни в первобытном обществе составляла 19-21 год. В Древнем Риме человек в среднем жил около 27 лет. В первой половине XIX века в Англии 12-летний « ребенок» являлся практически взрослым человеком: к нему применялись все основные пункты законов о труде. Еще в конце XIX века средняя продолжительность жизни в России составляла всего 48 лет.

Одним словом, человек быстро переходил из детства в фазу зрелого возраста. С малых лет дети были вовлечены в трудовой процесс. Примитивный характер труда не требовал специального и длительного обучения. Младшие овладевали трудовыми навыками непосредственно в ходе труда, учась у старших, путем перенятия их опыта и навыков. Таким образом, общество состояло как бы всего из двух поколений, между которыми не было никаких возрастных разрывов.

По мере улучшения социальных и материальных условий уве­личивалась продолжительность жизни людей. Развивалась про­мышленность, усложнялись все сферы общественной жизни, производство и трудовой процесс. Труд стал требовать определен­ной, весьма высокой умственной и физической зрелости, специаль­ных профессиональных знаний и навыков, которыми по многим причинам стало невозможно овладеть непосредственно в процессе производства. Необходимо стало обучение в общей школе и специ­альных учебных заведениях, которое стало занимать длительный и все увеличивающийся отрезок времени в жизни каждого человека. Между детством и зрелостью возник и начал увеличиваться до­вольно значительный возрастной промежуток, именуемый молодо­стью, молодежным возрастом.

Уже сказанное свидетельствует о том, что нижняя и верхняя границы молодежного возраста подвижны и зависят прежде всего от уровня социально-экономического развития той или иной стра­ны, а также от политических обстоятельств, этнических особенно­стей, национальных традиций конкретной страны, конкретного общества. Заметно варьируются в различных регионах и различных странах мира, например, возраст половой зрелости и вступления в брак, возраст официального и нетрадиционного образования, воз­раст вступления в трудовую и политическую деятельность и т.п. Эти различия порой заметны даже в пределах одной страны, напри­мер, в различных регионах России. Одним словом, понятие «моло­дежь» - не постоянное, а изменяющееся; на каждой стадии истории человечества и конкретного общества оно иное. Между возрастной периодизацией и историческими изменениями системы обучения и воспитания, воздействием молодежи на общественные процессы существует внутренняя взаимосвязь.

Молодежь - понятие конкретно -историческое, зависящее от характера и уровня развития конкретного общества. Определенного раз и на все времена, всеми приемлемого понятия «молодежь» в мире никогда не было, нет и быть не может. Когда мы говорим о со­гласии исследователей и политиков по поводу возрастных рамок понятия «молодежь», то имеем в виду нынешний этап развития человечества. Хотя вероятней всего более приемлемым будет ре­гиональный подход или какой-то иной. Как и все научные понятия, понятие «молодежь» относительно, имеет конкретно-историческЪе содержание и подлежит периодическому пересмотру.

Следует различать понятия «молодость» и «молодежь». При­рода молодости - в природе отдельного человека и его психофизи­ческом развитии. Природа молодежи - в природе особой общественной группы и ее социальном развитии. Молодость - это биологический, психический, социальный процесс. Взяв группу мо­лодых людей и изучив их с разных сторон, обнаружим очевидную разницу в уровнях их биологической (телесной, половой, физиче­ской), психической (интеллект, эмоционально-волевой потенциал, характер) и социальной (образованность, осознание времени, смыс­ла и целей жизни, своих прав и обязанностей, разные виды соци­альной активности и т.п.) зрелости. Именно поэтому разные науки используют понятие «молодость» и «молодежь» в отличающихся, порой совершенно не сходящихся значениях.

Медицина трактует «молодость» как период физического раз­вития личности, в течение которого подросток приобретает черты взрослого человека. Понятие «молодежь» в медицине лишено вся­кого социального смысла, так как врачу необходимо знать одно -соответствует ли его пациент установленным медицинским нормам и как велики отклонения от них. Антрополого-медицинское опреде­ление, например, юности как одной из стадий молодости, сводится к тому, что это период физического и психического созревания от 10 до 20 лет, который начинается с появления вторичных половых признаков и кончается завершением роста костей.

Биология рассматривает молодость как стадию полового со­зревания, с наступлением которой человек может вступить в сексу­альные отношения и участвовать в биологическом воспроизводстве общества.

Психология квалифицирует молодость как определенный пе­риод жизни индивида. Все люди в своем развитии проходят через определенные этапы, которые следуют друг за другом в закономер­ной последовательности. Каждый этап характеризуется спецификой поведения человека. Эти этапы в психологии называют фазами (теория фазового развития).

Психический процесс характеризуется неустойчивостью цен­ностных установок сознания и поведения индивида. При психиче­ском подходе в качестве отправной точки рассмотрения понятия «молодость» принимается жизненный путь отдельного человека, отдельные этапы развития индивида, которые характеризуются особыми признаками и формами поведения. В итоге получается, что каждый человек имеет «свою» молодость, «свои» возрастные гра­ницы созревания. При одинаковом количестве прожитых кален­дарных лет человек находится на разных этапах зрелости его ума, мышления, характера, воли. Один по своим психофизическим каче­ствам в 15 лет может быть признан зрелым, другой и в 25 лет фак­тически находится в стадии ранней юности или в подростках.

Социологические исследования образа жизни молодежи в раз­личных странах мира позволяют сделать вывод, что периодизация (цикличность) молодежного возраста не зависит от границ между странами и существует повсеместно. Возрастные детерминанты, биологические особенности индивидов распространяются на моло­дежь как на особую общность в основном одинаково. Если темпы социального созревания молодых людей зависят от условий жизни общества, гражданских прав и обязанностей, которые определяются законами и правовыми нормами, то формы биологического и физи­ческого развития, а тем более психической зрелости регулированию со стороны практически не поддаются, они - плод работы души и ума индивида, итог самовоспитания, потому чрезвычайно разнооб­разны.

Все это дает основание некоторым исследователям полагать, что молодежь - это всего лишь «определенный возраст, характери­зующийся биологическими и психологическими отношениями, а вследствие этого и всеми особенностями возрастного класса» (Ф.Тенбрук). Согласно такому подходу вся молодежь как особый «класс» независимо от ее социальной принадлежности якобы про­тивостоит всему «обществу взрослых». «Молодежь - особый класс» - постулат многих социологов. При этом само понятие «класс» раскрывается по-разному. Для одних - это «возрастной класс», для других - это «класс в рамках сообщества управляющих», для треть­их - «класс эксплуатируемых». Соответственно этому выделяется особая «субкультура» молодежи, которая рассматривается как ин­тернациональная и внеклассовая, присущая всей молодежи незави­симо от классовой и национальной принадлежности.

Однако вряд ли правильно биологическое и психическое от­рывать от социального, абсолютизировать биологический аспект.

Социальная и психическая зрелость взаимосвязаны. Тот или иной возрастной интервал, фиксируя определенную ступень инди­видуального развития молодого человека, биопсихической зрелости личности, в то же самое время отражает и определенное социальное положение, характерное не только для данной личности, но и для данной возрастной группы в целом. Чтобы вступить, например, в брак, получить паспорт, право участвовать в выборах и т.п., надо достичь определенного возраста. Приобретение же тех или иных прав, обязанностей, социальных функций (ролей) способствует воз­вышению самосознания, уровня притязаний молодого человека. Возраст человека можно считать показателем его социального раз­вития по мере насыщения его конкретным содержанием.

Юриспруденция стремится к определению точной границы между полной и неполной мерой ответственности человека перед законом. Здесь возраст выступает в качестве условия, уменьшающе­го вину. В уголовном кодексе каждой страны существуют статьи и пункты, согласно которым наказание несовершеннолетних и подро­стков (от 14 до 18 лет) намного ниже, чем для совершеннолетних граждан.

Социология предлагает рассматривать молодежь как часть общества и, следовательно, изучать ее в контексте социальной структуры, во взаимосвязи, взаимозависимости, взаимодействии со всеми общественными процессами: в статике (состояние, социаль­ное положение в данный исторический момент), в динамике (биоло­гическое, психическое, социальное развитие во времени, в ходе истории, в сравнении с прошлыми молодыми поколениями). При этом изучаются условия для духовного развития, учебы, труда, быта, отдыха, досуга, социального продвижения молодежи и т.п., а также стимулы для ее саморазвития.

В дискуссиях по поводу возрастных границ понятия «моло­дежь» в различных странах обычно апеллируют к позиции Органи­зации Объединенных Наций, как наднациональной и надгосударственной структуры, которая рассматривает границы молодежного возраста в интервале от 15 до 24 лет, полагая, что эти пределы молодежного возраста имеют определяющее значение. В значительной мере это так и есть.

Однако надо иметь в виду, что концепция молодежи ООН воз­никла в конце 60-х годов после известных «молодежных револю­ций», потрясших ряд стран Западной Европы и Северную Америку. До этого ООН совершенно не обращала внимания на молодежь. Именно эти «революции» заставили правительства многих стран и международные организации обратить внимание на феномен моло­дежи, задуматься о месте и роли молодежи как факторе социальных перемен (участие, развитие, мир), о необходимости проведения во всех национальных государствах особой молодежной политики и ее координации в мировом масштабе. Впервые в 1968 году на 15-й сессии Генеральной конференции ЮНЕСКО был представлен ис­черпывающий доклад о молодежи, который отражал определенный взгляд на молодежь, обусловленный не только ее общетеоретиче­ским пониманием, но также реалиями исторического момента. Воз­растные рамки 15-24 года в конце 60-х годов имели во многом не столько научное, сколько политическое обоснование: основной и наиболее агрессивной массой участников стихийных бунтов моло­дежи того времени были в основном учащиеся, студенты и их ро­весники из среднего класса. Понятия «студент» и «учащийся» в ту пору ассоциировались с понятиями «радикал» и «бунтарь», а поня­тие «молодежь» напрямую связывалось со студенческим возрастом.

Но уже и тогда по поводу нижней и верхней границ возрастно­го понятия «молодежь» шли острые дискуссии. Как принято в таких случаях в науке, проблема была решена методом конвенции (дого­вора): большинство исследователей и практиков согласились с нижней возрастной границей в 15 лет, хотя имелось немало оснований против такого решения. За верхнюю возрастную планку приня­ли возраст 24 года, хотя у такого подхода были серьезные контрар­гументы, которые мы сейчас опускаем. Таким образом, нижняя возрастная граница была сознательно завышена, а верхняя - зани­жена. Иными словами, вопрос был решен не научно, а политически.

Такое возможно и объяснимо. Ведь чем шире интервал между нижней и верхней возрастными рамками, тем большее количество населения попадает в разряд «молодежи», тем большие суммы средств должно выделять государство из своего бюджета на креди­ты и разные льготы, особые мероприятия, которые укладываются в понятие «молодежная политика», тем дороже обходится молодежь для общества. Нехватка денег, финансовый императив и заставляют научную проблему решать волевым, политическим образом: моло­дежи в обществе должно быть столько, сколько есть у государства денег для того, чтобы молодежная политика была реальной, а не фиктивной, чтобы намеченные планы можно было выполнить. Нау­ка - наукой, а политика - политикой. Такой подход нельзя понять «в общем», но он вполне объясним «в частности».

Такой компромиссный, усредненный подход ООН был оправ­дан и потому, что давал возможность привести теоретические раз­ногласия по этому поводу к общему знаменателю с тем, чтобы начать скоординированные практические действия стран - участниц ООН в оценке положения дел в молодежной среде, организации ис­следований молодежи, реализации общих программ и планов моло­дежной политики.

Однако по прошествии времени жизнь показала не только дос­тоинства, но ограниченность и слабость этой концепции молодежи. В рамках международного научного сообщества уже давно ведутся дискуссии о том, что рамки, казалось бы, утвердившейся в ООН пе­риодизации понятия «молодежь» должны быть значительно расши­рены - от 13-14 лет до 30-35 лет.

Тот факт, что возрастные рамки существующего понятия «мо­лодежь» охватывают границы 15-24 года, означает, что в категорию «молодежь» в таком случае попадает главным образом учащаяся, студенческая молодежь и гораздо меньшая часть их сверстников из рабочей и сельской среды. Вследствие этого понятие «молодежь» обретает весьма ущербный, во многом маргинальный смысл. Уча­щиеся и студенты - это еще не закрепленные в социальной структу­ре возрастные группы, полностью зависимые экономически, наиболее несамостоятельные в вопросах самоуправления. Молодые рабочие, сельские работники этого возраста, выпускники универси­тетов и других учебных заведений лишь начинают свой трудовой путь, стоят последними в очереди приема на работу и первыми - на увольнение. Многие в этом возрасте являются безработными. Эти и подобные обстоятельства делают акцент в основном на демографи­ческом, возрастном подходе к молодежи, как части населения, что ставит ее практически в полностью зависимое от «взрослого» обще­ства положение, усиливает ее статус «подчиненного», «должника», «помощника», «резерва» - то есть главным образом объекта воздей­ствия, помощи, опеки. Наоборот, старшие поколения оказываются в командной позиции, следствием которой является политика торже­ствующего патернализма, стратегия и тактика «дарующего» госу­дарства. Молодежная политика в таком случае строится в главном и основном на патерналистском тезисе «помощи и заботе» о молоде­жи.

Патернализм, даже жесткий, имеет свои основания на ранних стадиях социально-экономического и культурного развития обще­ства, при тоталитарных режимах власти. Но он становится тормо­зом прогресса в развивающемся, демократизирующемся, тем более - развитом, демократическом обществе, если оно является или хо­чет быть таковым не на словах, а на деле. Ибо патернализм прини­жает роль молодежи, парализует ее активность, более того -унижает молодежь. Кроме того (очередной парадокс общественного развития!), тезис «помощи и заботы» о молодежи на самом деле можно реализовать только в условиях экономического благополу­чия. Только в таких условиях государство может позволить реально «помогать» молодежи в обустройстве ее жизни, «заботиться» об удовлетворении ее социальных нужд и интересов, расходовать на молодежную политику значительные средства. Концепция патерна­лизма оказывается мертвой и в конце концов сводится к системе запретов в поведении и деятельности молодежи, если страна бедна ми находится в экономическом кризисе, что происходит сейчас во многих, в том числе развитых странах, не говоря о развивающихся и тех, что находятся в стадии постсоциалистической трансформа­ции.

При определении возрастных границ понятия «молодежь» в качестве исходных, на наш взгляд, следует принять широко распро­страненные взгляды, что началом молодости (концом детства) явля­ется момент, когда в организме человека завершаются физиологические и психические процессы, связанные с половой зрелостью (интервал от 12 до 16 лет), а также ряд социальных об­стоятельств; а концом молодости - момент, когда молодой человек полностью вступает в положение взрослого, чему также соответст­вует ряд условий.

Нижняя граница молодежного возраста чаще всего связыва­ется исследователями с половым созреванием, окончанием общеоб­разовательной школы, началом профессионального обучения. Исторически сложилось так, что эта граница, например, в России определена 15-летним возрастом. На этом возрасте строится рос­сийская государственная статистика. Исходя из данных биологии, медицины, психологии, демографии и социологии аргументов в пользу данной точки зрения вполне достаточно. Но и в России по этому поводу давно идут дискуссии. По мнению многих ученых, эта граница должна быть понижена. Материальная нужда уже гонит тысячи и тысячи 12-14-летних людей идти работать, означая тем самым их ранний переход в разряд молодежи. Такова же ныне и мировая тенденция. По данным Международной организации труда (МОТ), в развивающихся странах работают 52 миллиона детей мо­ложе 15 лет. Немало экономически активных несовершеннолетних и в развитых капиталистических странах. Еще в начале 80-х годов в развитых странах почти 55 миллионов детей в возрасте до 16 лет вынуждены были работать.

Анализ демографической ситуации свидетельствует, что в по­следующие десятилетия количество молодежи в мире сократится. В некоторых регионах и странах будет не хватать людей, вступивших в пору зрелости. Это вынудит многие страны пересмотреть границы зрелости в сторону понижения. В трудовой процесс будут включе­ны те, кто по нынешним понятиям не может во всей полноте поль­зоваться юридическими правами и выполнять обязанности трудящегося человека, иметь статус рабочего.

На наш взгляд, в силу вышеназванных реальных демографиче­ских и социально-экономических процессов в различных регионах мира для дискуссий с целью дальнейшего более серьезного обосно­вания можно было бы определить нижнюю границу молодежного возраста в 13-14 лет.

Весьма сложным является вопрос об определении верхней возрастной границы понятия «молодежь». Принято считать, что концом молодости, то есть моментом, когда молодой человек пол­ностью вступает в положение взрослого, являются, по крайней ме­ре, четыре важнейших условия: а) экономической независимости, т.е. ответственности за приобретение необходимых для собственно­го осуществления средств и способности создавать их; б) личной самостоятельности, т.е. способности принимать решения, касаю­щиеся себя, во всех сферах существования, без чужой опеки, без ка­ких-либо ограничений, кроме необходимых для сосуществования в обществе; в) самостоятельного распоряжения средствами, которы­ми располагает для существования, независимо от их происхожде­ния; г) создания собственного очага, независимого от родительского, принятия ответственности за его поддержание и управление. Каждое из этих четырех условий является необходи­мым, но только все вместе взятые они являются достаточными, что­бы признать, что человек перестал относиться к категории «молодежь».

Практика показывает, что некоторые из этих условий по от­дельности достигаются порой в довольно раннем возрасте. Напри­мер, молодые люди обзаводятся семьей в основном в 22-23 года. Но человек не считается взрослым в полном смысле слова, если он не создал свою семью. Это правило действует в латиноамериканском, африканском и азиатском регионах, а также - (хотя не в столь кате­горичной форме) в ряде других стран.

Однако экономическую, личную самостоятельность, в зависи­мости от особых, в частности, национальных условий, многие мо­лодые люди (скажем, в регионах Азии и Африки) получают гораздо

Во многих странах (как развитых, так и развивающихся) всту­пление в брак и обзаведение потомством крайне затруднено, если хотя бы один из молодых супругов не обеспечен гарантированным рабочим местом. Даже образованный человек в возрасте 30-35 лет, зависящий от родителей вследствие безработицы, во всех странах не может считаться взрослым, ибо он по сути (хоть и вынужденно) - иждивенец. Это же относится к безработной городской и сельской молодежи, вынужденной вновь вернуться к материальной зависи­мости от родителей как в развитых, так и в развивающихся странах. Именно поэтому еще в начале восьмидесятых многие участники ре-тональных конференций ЮНЕСКО по вопросам молодежи со­шлись в мнении, что верхнюю границу понятия «молодежь» (в зависимости от национальных условий) следует поднять до 30-35 жт. В большинстве европейских стран, в том числе, России, а также в США, Японии верхняя граница понятия «молодежь» определена в 30 лет. Однако в большинстве стран эта граница ниже.

Для серьезного обоснования верхней возрастной границы по­нятия «молодежь» требуются репрезентативные эмпирические дан­ные о возрасте приобретения массой молодых людей устойчивого статуса в сфере профессионально-трудовой, общественно-политической, семейно-бытовой жизнедеятельности и т.п., которые до настоящего времени являются неполными. В свое время (1986 г.) s СССР было проведено исследование (М.Титма, Э.Саар), которое прояснило ситуацию. По мнению этих исследователей, верхней границей молодежного возраста является возраст 26-28 лет.

Процесс приобретения устойчивого положения в социально-ооселен-ческой структуре свидетельствует, что возраст от 23 до 28 лет - это период стабилизации места жительства всех представите­лей молодежной когорты. После этого (в те годы, но не сейчас!) ми-фация становилась исключением и можно было практически полностью предсказать дальнейшее место жительства членов когорты. Однако стабилизация социального положения в поселен­ческой структуре, как и в социально-профессиональной, не завер­шается после выбора места жительства, поскольку включает еще и процесс адаптации к новой социально-поселенческой среде, кото­рый в среднем продолжается 3-5 лет. Таким образом, устойчивый социально-поселенческий статус индивиды приобретают к 28-30 летнему возрасту. Примерно к этому возрасту юноши и девушки приобретают и соответствующий семейный статус, осваивают се­мейные роли. К 27-29 годам жизни завершается процесс брачной социализации. Однако, если у читывать, что семья в полном смысле этого слова включает помимо родителей еще и детей, то процесс семейно-брачной социализации завершается к 29-30 годам.

Таким образом, можно сделать вывод, что по всем категориям приобретения устойчивого социального статуса верхнюю границу молодежного возраста можно определить между 29-30 годами жиз­ни.

В результате беглого рассмотрения проблемы можно прийти к заключению об общем понятии « молодежь» в конце XX - начале XXI столетий. Молодежь - это социально-демографическая группа общества, выделяемая на основе совокупности возрастных характе­ристик, особенностей социального положения и обусловленных тем и другим обстоятельствами социально-психологических свойств, которые определяются уровнем социально-экономического и куль­турного развития, особенностями социализации в данном обществе. Современные возрастные границы понятия « молодежь» лежат в ин­тервале от 13-14 лет до 29-30 лет. Этим выводом мы и будем руко­водствоваться на протяжении рассуждений в данной книге.

Возраст существует одновременно как абсолютное, количественное понятие (календарный возраст, время жизни от рождения) и как этап в процессе физического и психологического развития (условный возраст). Условный возраст определяется степенью развития, текущим этапом в процессе развития и зависит от принятой системы периодизации, от принципов разграничения этапов развития.

Деление жизненного цикла человека на возрастные категории менялось со временем, оно культурно-зависимо, и определяется подходом к установлению возрастных рамок. Как указывал И. С. Кон , чтобы разобраться в содержании категории возраста, прежде всего необходимо разграничить главные системы отсчета, в которых наука описывает человеческий возраст и вне связи с которыми возрастные категории вообще не имеют смысла.

Первой системой отсчета является индивидуальное развитие (онтогенез , «жизненный цикл»). Эта система отсчета задает такие единицы деления, как «стадии развития», «возрасты жизни», и концентрируется на возрастных свойствах.

Вторая система отсчета - это связанные с возрастом социальные процессы и социальная структура общества. Эта система отсчета задает такие единицы деления, как «возрастные страты», «возрастные группы», «поколения», одним из задаваемых ей направлений исследования являются различия.

Третья система отсчета - это представления о возрасте в культуре, то, как возрастные изменения и свойства воспринимаются представителями социально-экономических и этнических групп, одним из задаваемых ей направлений исследования являются возрастные стереотипы и т. н. «возрастные обряды».

Принципы периодизации [ | ]

«Ступени человеческого века», 1-я половина XIX века

Существует много периодизаций возрастного развития. Детальность проработки периодизаций неодинакова для разных возрастов; периодизации детства и юности, как правило, привлекали больше внимания психологов, чем периодизация зрелости, поскольку развитие в зрелости не несет качественных изменений и содержательная периодизация зрелости затруднена.

В рамках психологии развития, догматические периодизации, основанные на умозрительных принципах, были заменены периодизациями, основанными на предварительном изучении развития детей, в том числе и на лонгитюдных (многолетних) исследованиях одних и тех же детей, разработанных Арнольдом Гезеллом .

Периодизации [ | ]

Некоторые исторические и ныне используемые системы периодизации возрастных периодов в жизни человека:

Периодизация Выготского [ | ]

Периодизация Эльконина [ | ]

Периодизация Эльконина является наиболее общепринятой в российской возрастной психологии .

Теория психосоциального развития Эрика Эриксона [ | ]

Э. Эриксон выделяет восемь фаз в психосоциальном развитии человека. Каждая из этих фаз, как и фазы в

Проблема выделения границ старости является очень сложной. Одним из критериев определения старости состоит в разделении на раннюю и позднюю зрелость. Однако переход от одной зрелости к другой происходит постепенно и в течение долгого времени, поэтому любое измерение будет произвольным. Нельзя точно сказать, в какой момент человек переходит из «среднего» воз­раста в «пожилой», он не становится старым за одну ночь. В течение несколь­ких лет можно наблюдать, как меняются физические и интеллектуальные ха­рактеристики человека, но было бы трудно точно указать тот момент в этом процессе, когда порог был несомненно перейден. Вот почему измерение био­логического возраста так неудовлетворительно. Биологический возраст - это лишь показатель, насколько стар человек. Однако это в основном произволь­но выбранная мера.

Другим распространенным критерием является социальный возраст. Этот термин демонстрирует, какое поведение ожидает общество от человека в определенном биологическом возрасте. Старость рассматривается как вынуж­денный отдых. Западные культуры ожидают от тех, кому за 60, степенного поведения, спокойной жизни, и зачастую на начало этого периода указывает уход на пенсию. Следовательно, биологическим возрастом, в котором начи­нается «старость», зачастую называют промежуток между 60 и 65 годами (хотя в некоторых обществах эта цифра может колебаться от 50 до 70). Большинство геронтологов также склоняются к цифрам 60-65 для обозначе­ния начала старости или порогового возраста. Причина этого не только в действии стереотипов, а также и в том. что примерно в пороговом возрасте многие психологические и физические изменения имеют тенденцию обнаружи­вать себя.

Бернсайд разбил позднюю взрослость на 4 десятилетия и проанализи­ровал отличительные особенности каждого периода.

Предстарческий период: от 60 до 69. Это десятилетие знаменует собой важный переходный период. Перейдя через 60-летний рубеж, большинство людей должны начать приспосабливаться к новой ролевой структуре, пыта­ясь справиться с потерями и воспользоваться выгодами этого десятилетия. В этом возрасте часто сокращаются доходы (в связи с уходом на пенсию или переходом на неполный рабочий день), а друзей и коллег становится все меньше. Ожидания общества к тем, кто только разменял седьмой десяток, часто ниже, чем к более молодым людям. - от них ожидают меньшей энергичности, независимости и творческой активности. Многие из тех, кто недавно вышел на пенсию, здоровы, полны сил и хорошо образованны. Они исполь­зуют оказавшееся в их распоряжении свободное время для самосовершен­ствования или для общественной и политической деятельности. Многие пен­сионеры хотят по-прежнему что-то давать окружающим, что-то делать или кого-то учить.



Старческий период: от 70 до 79. Между 70 и 79 годами происходят большие перемены, чем за предыдущие два десятилетия. После 70 лет многие сталкиваются с потерями и болезнями. Помимо сужения круга общения, многим людям в этом возрасте приходится справляться и с уменьшением своего участия в формальных организациях. Согласно Бернсайду, главная задача развития в возрасте от 70 до 79 лет - сохранить реинтеграцию личности, достигнутую в предшествующее десятилетие.

Позднестарческий период: от 80 до 89. Большинству восьмидесятилетних людей становится труднее, чем раньше, приспосабливаться к окружающе­му миру и взаимодействовать с ним. Многим из них необходимы более про­стые условия жизни, с минимумом бытовых проблем, сочетающие возмож­ность уединения с наличием внешних стимулов. В этом возрасте большинство людей не в состоянии поддерживать социальные и культурные контакты без посторонней помощи.

Дряхлость: от 90 до 99. О девяностолетних людях наука располагает меньшим количеством данных, чем о 60-, 70- или 80-летних. Несмотря на то, что проблемы со здоровьем все усугубляются, девяностолетние находят себе новые занятия, позволяющие им использовать свои возможности наилучшим образом. Если проблемы предыдущих лет были успешно решены, десятое десятилетие жизни может быть наполнено радостью, покоем и чувством удовлетворения.

Э.Эриксон, возраст после 65 лет обозначает как позднюю зрелость, эта последняя, седьмая стадия завершает жизнь человека. Это время, когда люди оглядываются на пройденный путь, вспоминают о своих достижениях и неуда­чах. Суть этой стадии - суммирование, интеграция всех прошлых стадий развития эго. Чувство интеграции проистекает из способности человека огля­деть свою прошлую жизнь и сказать «я спокоен». На противоположном полюсе - люди, которые смотрят на свою жизнь как на череду ошибок и поражений и им трудно найти пути интеграции своего Я.

К настоящему времени в науке не сформировано общепринятого опре­деления пожилого возраста. Часто используются взаимозаменяемые термины «престарелые», «пожилые люди», «люди преклонного возраста», «третий возраст» и пр. Понятие «третьего возраста» появилось в 60-х годах XX в.. вместо понятия «старший возраст. Этим термином подчеркивалась возмож­ность продолжения активности в обществе и сохранение независимости пожи­лых. По мнению Всемирной организации здравоохранения, более удобным использование термина «стареющие люди», указывающего на постепенность и непрерывность процесса, а не на определенную и всегда произвольно ус­танавливаемую возрастную границу, за которой начинается старость.

Карл Юнг придавал большое значение изучению проблем «второй по­ловины жизни» человека. Он рассматривал этот период как критический, поворотный момент, когда перед человеком открываются новые возможности для саморазвития. Ему уже не требуется устанавливать столько внешних связей, ему не нужна форсированная социализация. В этом возрасте человек в основном поглащен внутренней работой самопознания или - «индивидуаци-ей», по К.Юнгу. Человек во второй половине жизни может обретис новое полновесное развитие своей личности. Человек в этом возрасте способен принять в своем «Я» как «женское», так и «мужское» начало. Юнг придавал большое значение символическому и религиозному опыту в обретении со­стояния гармонии между индивидом и окружающим его миром. По мнению К. Юнга, потребность выработать целостный взгляд на свою жизнь, обращен­ность внутрь себя, самосозерцание являются долгом и необходимостью в старости. Результатом этой психологической перестройки является появление новой жизненной позиции, рационального взгляда на свое существование и вместе с тем созерцательного, устойчивого психического и нравственного равновесия. К. Юнг считал, что закат человеческой жизни должен иметь собственное значение, а не быть жалким придатком к заре жизни. В связи с этим К. Юнг считал непоправимой ошибкой «проводить сумерки жизни в соответствии с программой ее зари», нести «в сумерки закон утра». Успеш­ность, адаптивность старения определяется тем, насколько человек оказыва­ется подготовленным к вступлению в новую фазу жизни, к тем задачам, которые несет с собой поздний возраст. Поэтому, рассуждая об учащении нервных срывов при старении, К. Юнг видел их причину в том, что во вторую половину жизни люди вступают неподготовленными.

Альфред Адлер, изучая роль мотивации в поведении человека, считал, что основной мотивационной силой в жизни человека является чувство его собствен­ной неполноценности. Любой индивид в той или иной степени испытывает это чувство. Особенно остро неполноценность ощущается человеком в детском воз­расте, ибо тогда властные жизненные позиции являются исключительной приви­легией взрослых. Некоторые люди испытывают это чувство более остро, чем другие, особенно когда речь идет о человеке с физическими недостатками или о тех, с кем в детстве слишком строго обращались. Адлер считал, что на протя­жении всей своей жизни индивид стремится в той или иной степени компенсиро­вать это первичное чувство неполноценности. Это стремление может принять как позитивную направленность и выразиться в достижении больших успехов в жизни индивида, в преодолении его физических недостатков, так и негативную окраску в виде демонстрации чрезмерной властности в отношениях с другими людьми. Сам Адлер полагал, что преодоление чувства неполноценности возмож­но через деятельное участие в судьбе людей, через сопереживание, сопричаст­ность, формирование и развитие «социального интереса».

Теория А. Адлера, по мнению М.Ермолаевой, могла бы стать чрез­вычайно плодотворной для разработки психологической проблемы старости. Ситуация снижения физических и физиологических возможностей в старости приводит к неспособности вести прежний образ жизни, к необходимости от чего-то отказываться, что-то менять. К данной ситуации применим принцип компенсации, предложенный А. Адлером, его «основной психологический закон» о диалектическом превращении органической недостаточности через субъ­ективное чувство неполноценности в психическое стремление к компенсации и сверхкомпенсации. Используя предложенный А. Адлером принцип (согласно которому препятствие вводит в развитие психики перспективу будущего, которая в свою очередь создает стимул для стремления и компенсации), Л.С. Выготский отмечал, что стремление компенсировать дефект порождается не внутренними причинами, а внешними факторами - социальной средой. Таким образом, речь идет о социальной компенсации дефекта, о «социальном про­тезе», который должен заменить работу реальных физиологических систем. Для пожилых и старых людей в качестве такого «социального протеза» может выступить система социальной помощи. Для ее работы идеи Адлера в реше­нии проблем пожилого человека достаточно конструктивны. Он предлагает снимать чувство неполноценности и сопутствующие неврозы, помогая инди­виду найти смысл жизни в оказании помоши другим людям, добиться такого состояния, когда ощущение принадлежности к социальной общности не поки­дало бы старого человека.

В соответствии с классификацией Европейского регионального бюро ВОЗ пожилой возраст длится у мужчин с 61 до 74 лет, у женщин - с 55 до 74 лет, с 75 лет наступает старость. Люди старше 90 лет считаются долгожи­телями. 65-летний рубеж нередко выделяется особо, так как во многих стра­нах это возраст выхода на пенсию.

В любом случае рамки пожилого возраста всегда будут условными, ибо психологическая, биологическая или социальная границы всегда останутся инди­видуальными. Более того, по мере старения дифференциация и индивидуальная организация каждого человека усиливаются. Даже внутри одной и той же обще­ственной группы обнаруживаются большие функциональные и другие различия.

Теории старения.

До сих пор нет единой и универсальной теории старения. Есть многочис­ленные гипотезы, нередко совпадающие друг с другом или рассматривающие разные звенья одних и тех же процессов. Эти гипотезы затрагивают все уровни - от молекулярного до системы регуляции целостного организма.

Основной вопрос о природе старения был поставлен Аристотелем, кото­рый рассматривал старость как естественную болезнь. К числу ранних гипо­тез относится представление о старении как о прогрессивном истощении за­данной жизненной силы. Наиболее примитивные механистические гипотезы рассматривали старение как простое изнашивание клеток и тканей (гипотезы износа). Другая теория - генетическая мутационная теория - утверждает, что нарушения в репарационных системах приводят к накоплению поврежде­ний (ее вариант - теория катастрофы накопления ошибок в синтезе белка - исходит из репликационных нарушений, что ведет к катастрофическому накоплению дефектных белков). Эта ошибочная репликация может быть уси­лена такими факторами, как загрязнение окружающей среды и неправильная диета. Напротив, аутоиммунная теория старения утверждает, что старение можно отнести к ошибкам в иммунной системе человека. Во-первых, потому что она становится менее способной к борьбе с инфекциями, а во-вторых, потому что она ошибочно распознает свои собственные клетки как агентов инфекции и атакует их. Еще один аргумент (теория клеточного мусора) говорит о том, что старение происходит с накоплением балластных веществ, образующихся как побочный продукт нормальной клеточной деятельности. Свидетельства в пользу каждой из вышеперечисленных теорий неоднозначны: каждая может играть некоторую роль, но вряд ли каждая по отдельности может объяснить ощутимую часть процесса старения. Теория запрограм­мированного старения утверждает, что старение вызвано эволюционными силами и, в сущности, предназначено для продолжения вида.

Специалисты института геронтологии и гериатрии Академии медицинс­ких наук СССР выделили молекулярные, клеточные и нейрогуморальные механизмы старения. К молекулярным клеточным механизмам относятся: на­рушение генетического аппарата клетки, программы биосинтеза белка; нару­шение клеточной биоэнергетики; уменьшение клеточной массы; цитоморфоло-гические изменения; функциональные изменения: последовательность и зако­номерности старения клеток различных типов.

Широкое распространение получила адаптационно-регуляторная тео­рия старения В.В. Фролькиса. Эта теория объясняет старение не как след­ствие инволюции и атрофии, а как процесс возникновения новых механизмов адаптации и регуляции. Механизмом, определяющим продолжительность жизни живой системы является витаукт (vita - жизнь, auktum - увеличение). Соглас­но теории В.В.Фролькиса, благодаря деятельности мозга в ходе возрастного развития мобилизуются приспособительные механизмы, направленные на увеличение продолжительности жизни, сохранение адаптации к среде, форми­руются важнейшие процессы витаукта. Но когда возрастные изменения воз­никают в самих центральных механизмах регуляции, то это приводит к нару­шению адаптационных возможностей и старению целостного организма.

В настоящее время собрано большое количество фундаментальных дан­ных о сущности, особенностях и механизмах процесса старения на разных уровнях биологической организации. Хотя предложено около 300 гипотез, полноценная теория еще не создана.

Н.С. Пряжников рассматривал психологические характеристики и осо­бенности личностного самоопределения отдельных периодов старости.

1. Пожилой, предпенсионный возраст (примерно с 55 лет до выхода на пенсию) - это прежде всего ожидание, а в лучшем случае - подготовка к пенсии. В целом период характеризуется следующей социальной ситуацией развития:

Ожидание пенсии: для кого-то пенсия воспринимается как возможность «поскорее начать отдыхать», для кого-то - как прекращение активной трудовой жизни и неясность, что делать со своим опытом и еще немалой оставшейся энергией.

Основные контакты еще носят больше производственный арактер, когда, с одной стороны, коллеги могут ожидать, чтобы данный человек поскорее ушел с работы (а сам человек это чувствует), а с другой стороны, человека не хотят отпускать, и он сам втайне надеется, что пенсия для него наступит позже, чем для многих его сверстников.

Отношения с родственниками, когда, с одной стороны, человек еще может в немалой степени обеспечивать свою семью, включая и внуков (и в этом смысле он «полезен» и «интересен»), а с другой стороны, предчувствие своей скорой «ненужности», когда он перестанет много зарабатывать и будет получать свою «жалкую пенсию».

Стремление воспитать, подготовить себе «достойную замену» на работе. Ведущая деятельность:

Стремление «успеть» сделать то, что еще не успел (особенно в профессиональном плане), а также стремление оставить о себе «добрую память» на работе.

Стремление передать свой опыт ученикам и последователям.

При появлении внуков люди предпенсионного возраста как бы «разрываются» между работой, где они хотят максимально реализовать себя, и воспитанием своих внуков, которые для них не менее важны (это ведь тоже продолжение их рода).

К концу предпенсионного периода (особенно если вероятность ухода с данной работы очень высокая) наблюдается стремление выбрать себе занятие на пенсии, как-то спланировать свою дальнейшую жизнь.

II. Период выхода на пенсию (первые годы после выхода на пенсию) - это, прежде всего освоение новой социальной роли, нового статуса. В целом социальная ситуация развития в этот период характеризуется следующим:

Старые контакты (с коллегами по работе) в первое время еще сохраняются, но в дальнейшем становятся все менее выраженными.

В основном контакты с близкими людьми и родственниками (соответственно, со стороны родственников требуется особая тактичность и внимание к еще «неопытным» пенсионерам). Постепенно появляются друзья-пенсионеры или даже другие, более молодые люди (в зависимости от того, чем будет заниматься пенсионер и с кем ему придется общаться, например, пенсионеры-обшественники сразу же находят для себя новые сферы деятельности и быстро обзаводятся новыми «деловыми» контактами).

Обычно родные и близкие стремятся к тому, чтобы пенсионер, «у которого и так много времени», больше занимался воспитанием внуков, поэтому общение с детьми и внуками также является важнейшей характеристикой социальной ситуации пенсионеров.

Ведущая деятельность:

Прежде всего, это «поиск себя» в новом качестве, это проба своих сил в самых разных видах деятельности (в воспитании внуков, в домашнем хозяй­стве, в хобби, в новых отношениях, в общественной деятельности и т.п.) - это самоопределение методом «проб и ошибок»; фактически у пенсионера време­ни много, и он может себе позволить это (правда, все это происходит на фоне ощущения того, что «жизнь с каждым днем все уменьшается и уменьшается»). Для части пенсионеров первое время на пенсии - это продолжение работы по своей основной профессии (особенно когда такой работник получает пенсию и основную зарплату вместе); в этом случае у работающего пенсионера значительно повышается чувство собственной значимости.

Все более усиливающееся стремление «поучать» или даже «стыдить» людей более молодого возраста.

III. Период собственно старости (через несколько лет после выхода на пенсию и до момента серьезного ухудшения здоровья), когда человек уже освоил новый для себя социальный статус, социальная ситуация развития характеризуется примерно следующим:

Общение в основном с такими же старцами.

Общение с членами своей семьи, которые либо эксплуатируют свободное время старика, либо просто «опекают» его.

Некоторые пенсионеры находят для себя новые контакты в общественной деятельности (или даже в продолжающейся профессиональной деятельности).

Для части пенсионеров меняется значение отношений с другими людьми, например, некоторые авторы отмечают, что многие ранее близкие для старика связи постепенно «теряют свою прежнюю интимность и становятся более обобщенными».

Ведущая деятельность:

Досуговое увлечение (нередко пенсионеры меняют одно увлечение за другим, что несколько опровергает представление об их «ригидности»: они по-прежнему продолжают искать себя, искать смыслы в разных деятельностях). Главная проблема такого поиска - «несоразмерность» всех этих дея-
тельностей по сравнению с предыдущей («настоящей») работой.

Стремление всяческими путями подтвердить свое чувство собственного достоинства согласно принципу: «Пока я делаю хоть что-то полезное для окружающих, я существую и требую к себе уважения».

Для части стариков в этот период (даже когда здоровье еще достаточно хорошее и нет никаких причин «прощаться с жизнью») ведущей деятельностью может стать подготовка к смерти, что выражается в приобщении к религии, в частом хождении на кладбище, в разговорах с близкими о «завещании».

IV. Долгожительство в условиях резкого ухудшения состояния здоро­вья существенно отличается от старости без особых проблем со здоровьем. Поэтому есть смысл выделить особенности именно такого варианта старости.

Социальная ситуация:

В основном общение с родными и близкими, а также с врачами и сосе­дями по палате (если старец находится на стационарном лечении).

Также это соседи по палате в домах престарелых (в основном старцев передают в такие дома, когда за ними нужен особый уход).

К сожалению, во многих домах такой уход фактически хуже, чем в до­машних условиях. Например, даже в такой благополучной стране, как Фран­ция, 8% здоровых стариков умирают в первую неделю поступления в дома престарелых, 29% - в первый месяц, 45% - в первые полгода. Государст­венные дома для престарелых «отличаются плохими санитарными условиями, большой скученностью, жестким режимом, плохо организованным досугом, неквалифицированным обслуживанием. Многие старики просто спиваются».

Ведущая деятельность:

Лечение, стремление хоть как-то бороться с болезнями.

Стремление осмыслить свою жизнь. Очень часто это стремление приукрасить свою жизнь, человек как бы «цепляется» за все лучшее, что было (и чего не было) в его жизни. В этом состоянии человек хочет оставить после себя что-то хорошее, значимое, достойное и этим как бы доказать себе и окружающим: «Я жил не зря». Или покаяться в чем-то недостойном.

V. Долгожительство при относительно хорошем здоровье (примерно после 75-80 лет и старше) социальная ситуация может характеризоваться:

Общение с близкими и родными людьми, которые начинают даже гордиться, что в их семье живет настоящий долгожитель. В какой-то мере эта гордость эгоистична: родные считают, что в их роду хорошая наследственность и что они также долго проживут. В этом смысле долгожитель - символ будущей долгой жизни для других членов семьи.

У здорового долгожителя могут появиться новые друзья и знакомые.

Поскольку долгожитель - явление редкое, то пообщаться с таким старцем стремятся самые разные люди, включая представителей средств массовой информации, поэтому круг знакомых у долгожителя может даже несколько расшириться.

Ведущая деятельность:

Она во многом зависит от наклонностей данного человека, но в любом случае это достаточно активная жизнь (иногда даже с излишествами, характерными для здорового зрелого человека). Вероятно, для сохранения здоровья важны не только предписания врача, но и само чувство здоровья (или «чувство жизни»).

Прохорова Мария Вячеславовна, Белоконь Ольга Леонидовна

В ходе анализа карьерного пути тридцати выдающихся предпринимателей определены возрастные периоды, в течение которых с наибольшей вероятностью достигаются успехи или происходят кризисы в бизнесе, а также выявлены стабильные ситуации в предпринимательской деятельности. Использованы качественные (биографический метод, экспертная оценка) методы, которые модифицированы авторами под цели и задачи выполненной работы.

Скачать PDF

Представления о возрастной периодизации детства в средневековой Руси

Филиппова Галина Григорьевна, Василенко Елена Владимировна

В современном мире проблемы, связанные с развитием и воспитанием детей, отношением к детям и родительству приобретают все большее значение. В психологии признается связь представлений о ребенке и границах детства с культурно-историческими особенностями общества. В статье рассматриваются представления о возрастных границах детства, которые бытовали в средневековой Руси. Этот период для нашего исследования может считаться начальным, поскольку первые зафиксированные сведения об отношении к детям в исторических источниках появляются только в это время. Источниками для нас выступили: проповеди, апокрифы, уставы, путевые заметки, памятники старинной русской литературы. На основании анализа этих исторических источников нами были выделены и описаны представления о следующих возрастных периодах: от рождения до 6-7 лет (младенец, ребенок, дитя); с 6-7 до 12 лет (дитя, чадо); с 12-15 лет (отрочество). До 6-7 лет не предполагается трудовой или какой-либо иной социальной занятости ребенка, сам он находится под опекой родственников. Главным его занятием являлась игра, а основными функциями взрослых забота о ребенке. После 6-7 лет начинается обучение грамоте, приучение к семейному труду, а с 12-15 лет к ремесленному производству. В отрочестве уже появляется приучение к правилам социального поведения, принятие ответственности за себя, а после 15 лет и за свою семью. Изучение эволюции отношения к детям и представлений о возрастных особенностях детей поможет оценить современные тенденции в изменениях возрастной периодизации в психологии и педагогике.

Скачать PDF

Маркетинговый подход к возрастной периодизации при взаимодействии с пожилыми потребителями

Асташова Юлия Владимировна, Каточков Виктор Михайлович

В статье представлен ретроспективный анализ подходов к возрастной периодизации жизни человека в гуманитарных науках, в результате которого показано, что, несмотря на интерес исследователей различных научных направлений, на сегодняшний день наукой не выработано единых подходов к определению возрастных границ пожилого возраста. Также в статье показано, что общих подходов не сформировано и в отношении оценки содержания поздних периодов жизни человека: в научных трудах по психологии пожилой возраст характеризуется как с позитивной, так и с негативной позиции. Авторами обозначено, что проблема объективной характеристики периодов старшего возраста обусловлена всевозрастающей дифференциацией индивидов по причине особенностей их развития и условий, оказывающих влияние на данный процесс. В условиях старения населения, характерного для большинства стран и регионов мира, отмечена тенденция к распространению позитивного восприятия старости, что определяет, в том числе, и изменения в образе жизни пожилых людей. С позиции маркетинга, при взаимодействии с потребителями старшей возрастной группы, важным фактором является не только определение возрастных границ сегмента, но и понимание психологического состояния индивида, обуславливающего дистинктивность его покупательского поведения. С целью дифференциации потребителей авторами предлагается использование модели субъективного возраста, преимуществом которой является расширенное представление о возрасте человека с позиции его самовосприятия и поведения, и позволяет учесть гетерогенность сегмента пожилых потребителей.

Скачать PDF

Анализ возрастных параметров физического развития и функционального состояния дошкольников с задержк

Максимова Светлана Юрьевна, Скрябина Ирина Дмитриевна

В тексте статьи представлены результаты экспериментального изучения особенностей физического и функционального развития детей дошкольного возраста с задержкой психического развития. Анализ физического развития и функциональной подготовленности изучаемой группы детей, с одной стороны указывает на благоприятные предпосылки для их дальнейшего развития, подтверждает основной вариант задержки, и с другой стороны указывает на возрастное увеличение наметившейся негативной тенденции ухудшения состояния здоровья, наблюдаемого в проявлении гипоксической устойчивости.

Скачать PDF

понимание агрессивности и возрастная динамика ее проявлений

Нурмухаметова И. Ф., Галяутдинова С. И.

В статье раскрывается содержание понятия «агрессивность», дается описание проявлений агрессивности в зависимости от ее вида и возрастная динамика проявлений агрессивности. Рассматривается возможность психолого-коррекционного воздействия с целью контроля или снижения агрессивности детей младшего школьного возраста.

Скачать PDF

Возрастная динамика смысла жизни человека

Емалетдинов Б. М.

В статье предпринято онтогенетическое исследование смысла жизни человека в русле деятельностного подхода. Исходя из структуры деятельности (А. Н. Леонтьев, 1975; А. В. Карпов, 2004) дано определение понятия «смысл жизни человека». На основе периодизации развития человека Л. С. Выготского и Э. Эриксона выделяются особенности «смысла жизни человека» в каждом возрасте. Показано, что его объективный аспект задан биологически инвариантной компонентой (выживание и воспроизводство индивида) и обусловлен культурно-исторически, а субъективно-осознаваемый аспект появляется в подростковом возрасте.

Скачать PDF

Типы возрастной динамики некоторых черт темперамента

Петросян Е. Ю., Савченков Ю. И.

С помощью вопросника DOTS А.Томаса у большого числа респондентов (более 3000) разного возраста (от 16 до 75 лет) была исследована степень проявления 13 черт темперамента (общая активность, приближение, настроение, чувствительность, интенсивность, отвлекаемость, ритм сна, ритм еды, ритм привычек, настойчивость и гибкость поведения). Описаны четыре типа возрастной динамики черт темперамента: 1) прогрессирующее увеличение степени проявления той или иной черты; 2) прогрессирующее снижение соответствующей величины; 3) увеличение показателя в зрелом возрасте и снижение в старости; 4) изменение показателя только у пожилых людей. Высказывается мнение, что эти особенности определяются закономерными морфофункцио-нальными изменениями в мозгу и в организме в целом, связанными с процессами общего старения организма.

Скачать PDF

Возрастные и индивидуальные особенности нейроэндокринных, клеточных и поведенческих реакций на психо

Гончарова Н.Д., Маренин В.Ю.

Цель изучение возрастных и индивидуальных особенностей реакции гипоталамо-гипофизарно-адреналовой системы (ГГАС), эритроцитарной антиоксидантной ферментной системы (ЭАФС) и поведения на психоэмоциональное стрессорное воздействие в эксперименте на лабораторных приматах. Материал и методы. В эксперименте участвовало свыше 100 самок Macaca mulatta двух возрастных групп: 6-8 лет (молодые половозрелые) и 20-27 лет (старые). Острый психоэмоциональный стресс моделировали путем 2-часовой нежесткой иммобилизации с учетом времени суток (либо 9.00, либо 15.00). Взятие образцов крови проводили также в базальных условиях в различное время суток (9.00, 15.00 и 21.00). По характеру поведения животные были распределены в 3 группы: агрессивные (А), с повышенным уровнем тревожности (Д) и с адекватным поведением. Результаты. У молодых животных выявлена зависимость реакции ГГАС на острое стрессорное воздействие от времени суток с более высокой реактивностью в 15.00. У старых животных циркадианная ритмичность в стресс-реактивности сглаживалась с тенденцией к более высоким показателям в 9.00. Сходные циркадианные изменения претерпевала стресс-реактивность глутатионредуктазы (ГР) у молодых и старых животных. Отмечались выраженные возрастные различия в реакции ГГАС и активности ГР на стрессорное воздействие в 15.00 с более высоким нейроэндокринным и клеточным стресс-ответом у молодых животных. У половины старых животных извращалась реакция супероксиддисмутазы на стресс, и увеличивалось содержание продуктов перекисного окисления липидов (ПОЛ). У животных с повышенным уровнем тревожности в молодом возрасте в базальных условиях выявлялись наиболее высокие значения коэффициента кортизол (F)/дегидроэпиандростерона сульфат (DHEAS) (как за счет понижения уровня DHEAS, так и увеличения концентрации F), которые существенно увеличивались в старом возрасте и сопровождались сглаживанием циркадианного ритма секреции F и увеличением активности ГР. Для молодых агрессивных животных были характерны минимальные значения коэффициента F/DHEAS (за счет высокого базального уровня DHEAS); при старении у них наблюдалось самое выраженное снижение концентрации DHEAS, что приводило практически к таким же показателям коэффициента F/DHEAS, что и у животных с Д-типом поведения. Животные с адекватным типом поведения демонстрировали средние значения коэффициента F/DHEAS у молодых животных, которые минимально увеличивались при старении; для этих животных выявлялись также незначительные изменения в циркадианном ритме секреции F. Наиболее выраженные возрастные изменения в стресс-реактивности ГГАС и ЭАФС были характерны для животных с Дтипом поведения. Возрастные нарушения в стресс-реактивности ГГАС и ЭАФС приводят к снижению надежности антиоксидантной ферментной защиты эритроцитов, активации ПОЛ и., по-видимому, снижению надежности транспорта кислорода к тканям. Выявленные корреляции между индивидуальными особенностями функционирования ГГАС и поведения животных позволяют прогнозировать поведение животного в условиях стресса, темпы его старения и развитие стресс-зависимых патологических состояний. Работа выполнена при финансовой поддержке РФФИ: грант 06-04-97616-р_юг_а.

Скачать PDF

Копинг-поведение: анализ возрастных и тендерных различий на примере Российской популяции

Исаева Елена Рудольфовна

Приводятся результаты эмпирического исследования копинг-поведения мужчин и женщин разных возрастных групп. Анализируются особенности совладания со стрессом людей, находящихся на разных этапах возрастного развития. Показано, что копинг-поведение не является постоянной величиной, а изменяется на разных этапах жизненного пути человека. Стиль совладания активно формируется в юношеском возрасте и расширяется с возрастом. Появляется умение предотвращать (предвосхищать) проблемы, появляется реалистичность оценок, созерцательное отношение к жизни, формируется модель «экономии энергии» в совладании со стрессом.

Скачать PDF

Онлайн-игра как способ преодоления кризиса в разные возрастные периоды

Горьковая Ирина Алексеевна

В статье рассматривается онлайн-игра, виртуальная среда которой создает феномен присутствия, что позволяет проявлять способность к осознанной саморегуляции субъекта и повышать ее эффективность находить новые креативные решения жизненных ситуаций повышать возможности нравственного воспитания. Проведен феноменологический анализ преодоления семейного, духовного и возрастного кризисов при помощи онлайн-игры при разводе родителей с подростком, у мужчины среднего возраста и пожилого мужчины.