Излишняя тревожность. Самопомощь при повышенной тревожности. Какие виды тревожности существуют

Тревожность – склонность человека ощущать сильную тревогу и страх, часто безосновательно. Она проявляется психологическим предвидением угрозы, дискомфортом и другими негативными эмоциями. В отличие от фобии, при тревоге человек не может точно назвать причину страха – она остается неопределенной.

Распространенность тревожности . Среди детей в средней школе тревожность достигает 90%. Среди взрослых 70% страдают от повышенной тревожности в разные периоды жизни.

Вот несколько способов преодоления проблем, связанных с беспокойством о разделении. Узнайте о симптомах беспокойства о разлуке. Как только вы узнаете, как их распознать, вы можете лучше сразиться с ними. В одиночку следует опасаться, что вы не сможете достичь окончательного результата. Присоединение к группе поддержки или группе разговоров может быть очень полезно.

Группа поддержки позволяет своим членам делиться своим опытом друг с другом и набирать необходимую силу для их преодоления. Ваш врач может найти группу поддержки рядом с вами. В дополнение к группе поддержки терапевт, специализирующийся на беспокойстве о разлучении взрослых, или один, может быть существенным. Он известен тем, что рекомендует методы, которые успокоят вас, когда вы будете волноваться.

Психологические симптомы тревожности могут проявляться периодически или большую часть времени:

  • чрезмерные переживания без повода или по незначительной причине;
  • предчувствие беды;
  • необъяснимый страх, перед каким-либо событием;
  • чувство незащищенности;
  • неопределенный страх за жизнь и здоровье (личное или членов семьи);
  • восприятие обычных событий и ситуаций, как опасных и недружелюбных;
  • подавленное настроение;
  • ослабление внимания, отвлечение на тревожные мысли;
  • сложности в учебе и работе из-за постоянной напряженности;
  • повышенная критичность к себе;
  • «прокручивание» в голове собственных действий и высказываний, повышенные переживания по этому поводу;
  • пессимизм.
Физические симптомы тревожности объясняются возбуждением вегетативной нервной системы, регулирующей работу внутренних органов. Выражены незначительно или умеренно:
  • учащенное дыхание;
  • ускоренное сердцебиение;
  • слабость;
  • ощущение кома в горле;
  • повышенная потливость;
  • покраснение кожи;
Внешние проявления тревожности . Тревожность у человека выдают различные поведенческие реакции, например:
  • сжимает кулаки;
  • щелкает пальцами;
  • теребит одежду;
  • облизывает или кусает губы;
  • грызет ногти;
  • потирает лицо.
Значение тревожности . Тревогу принято считать защитным механизмом, который должен предупреждать человека о надвигающейся опасности из вне или о внутреннем конфликте (борьба желаний с совестью, представлениями о морали, социальными и культурными нормами). Это, так называемая, полезная тревожность . В разумных пределах она помогает избежать ошибок и поражений.

Повышенная тревожность считается патологическим состоянием (не болезнью, но отклонением от нормы). Часто она является реакцией на перенесенные физические или эмоциональные стрессы.

Работа с проблемой разъединения - метод 2

Нейтрализуйте свои негативные мысли! В качестве первого шага держите дневник, в котором вы упомянете все негативные мысли, предположения и убеждения, которые преследуют вас, и это так часто, как вы оказываетесь в панике. Во-вторых, постарайтесь заменить эти негативные мысли положительными. Итак, вы сможете успокоиться. В этом отношении когнитивная и поведенческая терапия могут помочь вам. Ваш врач или вы можете обучить вас по этим темам.

Сосредоточьте свое внимание на восприятии движения воздуха, пока вы дышите. Положите руку на грудь, чтобы почувствовать, что она раздувается, когда вы дышите. Во-вторых, медитируйте не менее пяти минут в день. Его цель - сосредоточиться на вашем дыхании, опуская голову.

Норма и патология. Нормой считается умеренная тревожность , связанная с тревожными чертами характера . В этом случае у человека часто появляется тревога и нервное напряжение по самым незначительным поводам. При этом вегетативные симптомы (перепады давления, учащенное сердцебиение) проявляются очень незначительно.

Сидите в удобном положении. Начните некоторые дыхательные упражнения. Сосредоточьте свое внимание на своем дыхании. Любые мысли, которые вы можете иметь в этой позе, не судите о них, не отвергайте их и старайтесь не переусердствовать. В-третьих, визуализируйте то, что хорошо, хорошо, красиво и приятно. Это может уменьшить ваш страх.

Начните с нескольких минут упражнений по дыханию и медитации. Закройте глаза и представьте себе спокойную и расслабляющую ситуацию. Например, представьте себе воду реки, которая течет без шума. Используйте свое воображение, чтобы испытать все возможные детали этого опыта. Когда вы чувствуете, что лишены стресса и наполнены миром, откройте глаза.

Признаками психических расстройств являются приступы сильной тревоги , длящиеся от нескольких минут до нескольких часов, во время которых ухудшается самочувствие: слабость, боль в грудной клетке, чувство жара, дрожь в теле. В этом случае тревога может быть симптомом:

К чему может привести повышенная тревожность. Под влиянием тревоги происходят нарушения поведения.
  • Уход в мир иллюзий. Часто тревога не имеет четкого предмета. Для человека это оказывается более мучительным, чем страх чего-то конкретного. Он придумывает причину страха, тогда на основе тревожности развиваются фобии.
  • Агрессивность. Возникает, если у человека повышена тревожность и занижена самооценка. Для того, чтобы избавиться от гнетущего чувства он унижает других людей. Такое поведение приносит лишь временное облегчение.
  • Безынициативность и апатия , которые являются последствием длительной тревог и связаны с истощением душевных сил. Снижение эмоциональных реакций мешает разглядеть причину вызывающую тревожность и устранить ее, а также ухудшает качество жизни.
  • Развитие психосоматического заболевания . Физические симптомы тревожности (сердцебиение, спазмы кишечника) усугубляются и становятся причиной заболевания. Возможные последствия: язвенный колит, язва желудка, бронхиальная астма, нейродермит.

Почему возникает тревожность?

На вопрос: «Почему возникает тревожность?» нет однозначного ответа. Психоаналитики говорят, что причина в том, что желания человека не совпадают с возможностями или противоречат морали. Психиатры считают, что виной всему неправильное воспитание и стрессы. Нейробиологи утверждают, что основную роль играют особенности протекания нейрохимических процессов в мозге.

Причины развития тревожности

Тревога разделения - метод 4 - используйте удивительную технику

Этот метод предполагает разоблачение человека тем, чего они больше всего боятся. В случае беспокойства о разделении вы должны столкнуться с опасением разделения. Постепенно вы будете подвергать себя воздействию ситуации, которая вызывает беспокойство. Вы можете начать с размышления о том, чтобы отделиться от своих близких, чтобы описать, как вы себя чувствуете.

Позже вы могли бы тренироваться, чтобы быть отделены от вашего дома или ваших близких, в периоды, которые все больше и больше возрастают, чтобы выразить, как вы себя чувствуете. В отсутствие квалифицированного специалиста попросите своих близких помочь вам в этом упражнении. Для начала попросите своего любимого стоять в другой комнате, пока вы практикуете методы расслабления. Затем постепенно увеличивайте расстояние и время, которое вы проводите от своих близких.

  1. Врожденные особенности нервной системы. В основе тревожности лежит врожденная слабость нервных процессов, которая характерна для людей с меланхолическим и флегматическим темпераментом. Повышенные переживания вызваны особенностями нейрохимических процессов, которые протекают в мозге. Эту теорию доказывает факт, что повышенная тревожность передается по наследству от родителей, следовательно, она закреплена на генетическом уровне.
  2. Особенности воспитания и социальная среда. Развитие тревожности могут спровоцировать чрезмерная опека родителей или недружелюбное отношение со стороны окружающих. Под их влиянием тревожные черты личности становятся заметны уже в детстве или проявляются в зрелом возрасте.
  3. Ситуации, связанные с риском для жизни и здоровья. Это могут быть тяжелые заболевания, нападения, автомобильные аварии, катастрофы и другие ситуации, которые вызвали у человека сильный страх за свою жизнь и благополучие. В дальнейшем эта тревога распространяется на все обстоятельства, которые ассоциируются с данной ситуацией. Так человек, переживший автомобильную аварию, испытывает тревогу за себя и близких, которые едут в транспорте или переходят дорогу.
  4. Повторяющиеся и хронические стрессы. Конфликты, проблемы в личной жизни, умственные перегрузки в школе или на работе истощают ресурсы нервной системы. Замечено, что чем больший негативный опыт у человека, тем выше его тревожность.
  5. Тяжелые соматические заболевания. Болезни, сопровождающиеся сильной болью, стрессом, высокой температурой, интоксикацией организма нарушают биохимические процессы в нервных клетках, что может проявляться тревожностью. Стресс, вызванный опасным заболеванием, вызывает склонность к негативному мышлению, что также повышает тревожность.
  6. Гормональные нарушения. Сбои в работе эндокринных желез приводят к изменению гормонального баланса, от которого зависит стабильность нервной системы. Часто тревожность связана с излишком гормонов щитовидной железы и нарушением в работе яичников. Периодическая тревожность, вызванная нарушением выработки половых гормонов, наблюдается у женщин в предменструальный период, а также во время беременности, после родов и абортов, при менопаузе.
  7. Неправильное питание и дефицит витаминов. Нехватка питательных веществ приводит к нарушениям обменных процессов в организме. А мозг особенно чувствителен к голоданию. На выработку нейромедиаторов негативно влияет недостаток глюкозы, витаминов группы В и магния.
  8. Отсутствие физических нагрузок. Сидячий образ жизни и отсутствие регулярных физических упражнений нарушают обмен веществ. Тревожность – результат этого дисбаланса, проявляющийся на психическом уровне. И наоборот, регулярные тренировки активизируют нервные процессы, способствуют выбросу гормонов счастья и устранению тревожных мыслей.
  9. Органические поражения головного мозга, при которых нарушается кровообращение и питание мозговой ткани:
  • Перенесенные в детстве тяжелые инфекции;
  • Травмы, полученные во время родов;
  • Нарушения мозгового кровообращения при атеросклерозе, гипертонической болезни, возрастных изменениях;
  • Изменения, вызванные алкоголизмом или наркоманией.
Психологи и нейробиологи сошлись на мысли, что тревожность развивается, если у человека есть врожденные особенности работы нервной системы, на которые наслоились социальные и психологические факторы.
Причины повышенной тревожности у детей
  • Чрезмерная опека со стороны родителей, которые слишком оберегают ребенка, боятся болезней, травм и демонстрируют свой страх.
  • Беспокойство и мнительность родителей.
  • Алкоголизм у родителей.
  • Частые конфликты в присутствии детей.
  • Неблагополучные отношения с родителями. Отсутствие эмоционального контакта, отстраненность. Недостаток ласки.
  • Страх разлуки с матерью.
  • Агрессия родителей по отношению к детям.
  • Чрезмерная критика и завышенные требования к ребенку со стороны родителей и преподавателей, результатом которых становятся внутренние конфликты и сниженная самооценка.
  • Страх не оправдать ожидания взрослых: «Если я ошибусь, то меня не будут любить».
  • Непоследовательные требования родителей, когда мать разрешает, а отец запрещает или «Вообще нельзя, но сегодня можно».
  • Соперничество в семье или классе.
  • Страх быть отверженным сверстниками.
  • Несамостоятельность ребенка. Неумение самостоятельно одеться, поесть, лечь спать в соответствующем возрасте.
  • Детские страхи, связанные со страшными сказками, мультфильмами, фильмами.
Прием некоторых лекарственных средств также может повышать тревожность у детей и взрослых:
  • препараты, содержащие кофеин – цитрамон, лекарства от простуды;
  • препараты, содержащие эфедрин и его производные – бронхолитин, БАДы для похудения;
  • тиреоидные гормоны – L-тироксин, алостин;
  • бета-адреностимуляторы – клофелин;
  • антидепрессанты – прозак, флуоксикар;
  • психостимуляторы – дексамфетамин, метилфенидат;
  • сахаропонижающие средства – новонорм, диабрекс;
  • наркотические анальгетики (при их отмене) – морфин, кодеин.

Какие виды тревожности существуют?



По причине развития
  • Личностная тревожность – постоянная склонность к тревожности, которая не зависит от окружающей обстановки и сложившихся обстоятельств. Большинство событий воспринимаются как опасные, во всем видится угроза. Считается чрезмерно выраженной чертой личности.
  • Ситуативная (реактивная) тревожность – тревожность возникает перед значимыми ситуациями или связана с новым опытом, возможными неприятностями. Такой страх считается вариантом нормы и в разной мере присутствует у всех людей. Делает человека более осторожным, стимулирует готовиться к предстоящему событию, что снижает риск неудач.
По сфере возникновения
  • Учебная тревожность – связанная с процессом обучения;
  • Межличностная – связанная со сложностями в общении с определенными людьми;
  • Связанная с представлениями о себе – высокий уровень пожеланий и низкая самооценка;
  • Социальная – возникает из-за необходимости взаимодействовать с людьми, знакомиться, общаться, проходить собеседование;
  • Тревожность выбора – неприятные ощущения, возникающие при необходимости сделать выбор.
По воздействию на человека
  • Мобилизующая тревожность – провоцирует человека к действиям, направленным на снижение риска. Активизирует волю, улучшает мыслительные процессы и физическую активность.
  • Расслабляющая тревожность – парализует волю человека. Затрудняет принятие решений и выполнение действий, которые бы помогли найти выход из сложившейся ситуации.
По адекватности ситуации
  • Адекватная тревожность – реакция на объективно существующие проблемы (в семье, в коллективе, в учебе или на работе). Может относиться к одной сфере деятельности (например, общение с начальником).
  • Неадекватная тревожность – является результатом конфликта между высоким уровнем притязаний и низкой самооценкой. Возникает на фоне внешнего благополучия и отсутствия проблем. Человеку кажется, что нейтральные ситуации несут угрозу. Обычно бывает разлитой и касается многих сфер жизни (учеба, межличностное общение, здоровье). Часто встречается у подростков.
По выраженности
  • Пониженная тревожность – даже потенциально опасные ситуации, несущие угрозу, не вызывают тревогу. В результате человек недооценивает серьезность ситуации, излишне спокоен, не готовится к возможным трудностям, часто халатно относится к своим обязанностям.
  • Оптимальная тревожность – тревожность возникает в ситуациях, которые требуют мобилизации ресурсов. Тревога выражена умеренно, поэтому она не мешает выполнению функций, а дает дополнительный ресурс. Замечено, что люди с оптимальной тревожностью лучше других контролируют свое психическое состояние.
  • Повышенная тревожность – тревога проявляется часто, слишком сильно и без повода. Мешает адекватной реакции человека, блокирует его волю. Повышенная тревожность вызывает рассеянность и панику в ответственный момент.

К какому врачу обращаться с тревожностью?

Люди с тревожными чертами характера не нуждаются в лечении, поскольку «характер не лечится». Снизить тревожность им помогает полноценный отдых на протяжении 10-20 дней и устранение стрессовой ситуации. Если через несколько недель состояние не нормализовалось, то необходимо обратиться за помощью к психологу . При выявлении им признаков невроза, тревожного расстройства или других нарушений он порекомендует обратиться к психотерапевту или психиатру .

Как производится коррекция тревожности?

Коррекция тревожности должна начинаться с установки точного диагноза. Поскольку при тревожной депрессии могут понадобиться антидепрессанты, а при неврозе транквилизаторы, которые будут неэффективны при тревожности. Основным методом лечения тревожности, как особенности личности, является психотерапия.
  1. Психотерапия и психологическая коррекция
Воздействие на психику человека, страдающего повышенной тревожностью, проводится с помощью бесед и различных методик. Эффективность такого подхода при тревожности высока, но требует времени. Коррекция может занять от нескольких недель до года.
  1. Поведенческая психотерапия
Поведенческая или бихевиоральная психотерапия призвана изменить реакцию человека на ситуации, вызывающие тревогу. На одну и ту же ситуацию можно реагировать по-разному. Например, отправляясь в поездку можно представлять опасности, которые подстерегают в дороге, а можно радоваться возможности увидеть новые места. У людей с повышенной тревожностью всегда негативное мышление. Они думают об опасностях и трудностях. Задача поведенческой психотерапии – изменить шаблон мышления на позитивный.
Лечение проводят в 3 этапа
  1. Определить источник тревоги . Для этого необходимо ответить на вопрос: «О чем вы думали перед тем, как ощутили тревогу?». Данный объект или ситуация, скорее всего, является причиной тревоги.
  2. Усомниться в рациональности негативных мыслей . «Насколько велик шанс, что худшие опасения сбудутся?» Обычно он ничтожно мал. Но если даже худшее произойдет, то в абсолютном большинстве случаев выход все равно есть.
  3. Заменить негативные мысли на позитивные. Пациенту предлагается заменить мысли позитивными и более реальными. Затем, в момент возникновения тревоги повторять их про себя.
Поведенческая терапия не устраняет причину повышения тревожности, но учит мыслить рационально и контролировать свои эмоции.
  1. Экспозиционная психотерапия
Данное направление основывается на систематическом снижении чувствительности к ситуациям, вызывающим тревогу. Этот подход применяется в том случае, если тревога связана с конкретными ситуациями: боязнью высоты, страхом перед публичными выступлениями, поездками в общественном транспорте. В этом случае человека постепенно погружают в ситуацию, давая возможность встретиться со своим страхом. С каждым визитом к психотерапевту задания усложняются.
  1. Представление ситуации . Пациента просят закрыть глаза и представить себе ситуацию во всех подробностях. Когда чувство тревоги достигнет наивысшего уровня неприятный образ необходимо отпустить и вернуться к реальности, а затем перейти к мышечному расслаблению и релаксации. На следующих встречах с психологом просматривают картинки или фильмы, в которых демонстрируется устрашающая ситуация.
  2. Знакомство с ситуацией . Человеку требуется прикоснуться к тому, чего он боится. Выйти на балкон высотного дома, поздороваться с собравшимися в аудитории, постоять на автобусной остановке. При этом он испытывает тревогу, но убеждается, что он находится в безопасности и его опасения не подтверждаются.
  3. Привыкание к ситуации . Необходимо увеличить срок экспозиции – прокатиться на колесе обозрения, проехать одну остановку в транспорте. Постепенно задания становятся все сложнее, время, проведенное в тревожной ситуации – дольше, но при этом наступает привыкание и тревога значительно уменьшается.
При выполнении заданий человек своим поведением должен демонстрировать смелость и уверенность в себе, даже если это не соответствует его внутренним ощущениям. Изменение поведения помогает изменить свое отношение к ситуации.
  1. Гипносуггестивная терапия
Во время сеанса человека вводят в гипнотическое состояние и внушают ему установки, помогающие изменить неправильные мыслительные шаблоны и отношение к устрашающим ситуациям. Внушение включает несколько направлений:
  1. Нормализация процессов происходящих в нервной системе.
  2. Повышение самооценки и уверенности в себе.
  3. Забывание неприятных ситуаций, которые повлекли за собой развитие тревожности.
  4. Внушение воображаемого позитивного опыта, касающегося устрашающей ситуации. Например, «Мне нравиться летать на самолетах, во время полета я пережил лучшие моменты жизни».
  5. Внушение чувства спокойствия и безопасности.
Данная методика позволяет помочь пациенту с любым типом тревожности. Единственным ограничением может быть плохая внушаемость или наличие противопоказаний.
  1. Психоанализ
Работа с психоаналитиком направлена на выявление внутренних конфликтов между инстинктивными желаниями и моральными нормами или возможностями человека. После осознания противоречий, их обсуждения и переосмысления тревожность отступает, поскольку исчезает ее причина.
Невозможность человека самостоятельно выявить причину тревоги говорит о том, что она кроется в подсознании. Психоанализ помогает проникнуть в подсознательное и устранить причину тревожности, поэтому признан эффективной методикой.
Психологическая коррекция тревожности у детей
  1. Игровая терапия
Это ведущий метод лечения тревожности у детей дошкольного и младшего школьного возраста. С помощью специально подобранных игр удается выявить глубинный страх, который вызывает тревожность и избавиться от него. Поведение ребенка во время игры указывает процессы, происходящие в его бессознательном. Полученная информация используется психологом для подбора методик снижения тревожности.
Самый распространенный вариант игровой терапии, когда ребенку предлагают играть роль того/чего он боится – приведений, бандитов, учителей. На начальных этапах это могут быть индивидуальные игры с психологом или родителями, затем групповые с другими детьми. Страх и тревожность уменьшаются уже после 3-5 занятий.
Для снятия тревожности подходит игра «Маскарад». Детям выдают различные предметы взрослой одежды. Затем предлагают выбрать, какую роль играть на маскараде. Просят рассказать о своем персонаже и поиграть с другими детьми, также находящимися «в образе».
  1. Терапия сказкой
Эта методика снижения тревожности у детей включает написание сказок самостоятельно или совместно со взрослыми. Она помогает выразить свои страхи, придумать план действий в устрашающей ситуации и управлять своим поведением. Может использоваться родителями для уменьшения тревожности в периоды психических нагрузок. Подходит для детей старше 4-х лет и для подростков.
  1. Снятие мышечного напряжения
Напряжение в мышцах, сопровождающее тревожность, снимают с помощью дыхательной гимнастики, детской йоги, игр, направленных на мышечную релаксацию.
Игры на снятие мышечного напряжения
Игра Инструкция для ребенка
«Воздушный шарик» Складываем губы трубочкой. Медленно выдыхая, надуваем воздушный шар. Представляем, какой большой и красивый шар у нас получился. Улыбаемся.
«Дудочка» Медленно выдыхаем через сложенные трубочкой губы, перебираем пальцами на воображаемой дудочке.
«Подарок под елкой» Вдыхаем, закрываем глаза, представляем самый лучший подарок под елкой. Выдыхаем, открываем глаза, изображаем на лице радость и удивление.
«Штанга» Вдох – поднимаем штангу над головой. Выдох – опускаем штангу на пол. Корпус наклоняем вперед, расслабляем мышцы рук, шеи, спины, отдыхаем.
«Шалтай-Болтай» При фразе «Шалтай-Болтай сидел на стене» вращаем корпусом, руки расслабленны и свободно следуют за телом. «Шалтай-Болтай свалился во сне» – резкий наклон корпуса вперед, руки и шея расслаблены.
  1. Семейная терапия
Беседы психолога со всеми членами семьи помогают улучшить эмоциональную атмосферу в семье и выработать такой стиль воспитания, который позволит ребенку чувствовать себя спокойно, ощущать свою нужность и значимость.
На встрече с психологом важно присутствие обоих родителей, а при необходимости бабушек и дедушек. Необходимо учитывать, что после 5-ти лет ребенок больше прислушивается к родителю одного с ним пола, который имеет особое влияние.
  1. Медикаментозное лечение тревожности
Группа препаратов Лекарственные средства Действие
Ноотропные препараты Фенибут, пирацетам, глицин Назначаются при истощении энергетических ресурсов структур мозга. Улучшают функции мозга, делают его менее чувствительным к повреждающим факторам.
Седативные препараты на растительной основе
Настойки, настои и отвары мелисы, валерианы, пустырника пиона, персен Оказывают успокаивающее действие, уменьшают страх и тревожность.
Анксиолитики селективного действия Афобазол Снимает тревожность и нормализует процессы в нервной системе, устраняя ее причину. Не оказывает тормозящего действия на нервную систему.

Самопомощь при повышенной тревожности

Методы снижения тревожности у взрослых
  • Самоанализ – это попытка самостоятельно разобраться во внутреннем конфликте. Для начала необходимо составить два списка. Первый – «Хочу», куда заносят все материальные и нематериальные желания. Второй – «Надо/Должен», куда заносят обязанности и внутренние ограничения. Затем их сравнивают и выявляют противоречия. Например, «хочу уехать путешествовать», но «надо выплачивать кредит и заботиться о детях». Даже первый этап значительно снизит тревожность. Затем следует определить, что для вас ценнее и важнее. Есть ли возможность компромисса между «хочу» и «надо». Например, короткая поездка после выплаты кредита. Заключительный этап – составление плана действий, которые помогут в выполнении желаний.
  • Аутотренинг для повышения самооценки. Он сочетает самоубеждение и мышечное расслабление. Часто в основе тревожности лечит противоречие между желанием и отсутствием веры в свои силы – «Хочу понравиться мужчине, но я недостаточно хороша». Самоубеждение направлено на укрепление веры в себя. Для этого в расслабленном состоянии, лучше перед засыпанием повторяют словесные формулы, с необходимыми утверждениями. «Мое тело полностью расслабленно. Я красивая. Я уверенная в себе. Я обаятельная». Результат значительно улучшиться, если объединить аутотренинг и работу над собой в других направлениях: занятия спортом, интеллектуальное развитие и т.д.
  • Медитация . Эта практика включает дыхательные упражнения, мышечное расслабление и концентрацию на определенном предмете (звуке, пламене свечи, собственном дыхании, точке в районе межбровья). При этом необходимо отбросить все мысли, но не прогонять их, а игнорировать. Медитация помогает упорядочить мысли и эмоции, сконцентрироваться на настоящем моменте - «здесь и сейчас». Это уменьшает тревожность, которая является смутным страхом перед будущим.
  • Смена жизненной ситуации – работы, семейного положения, круга общения. Часто тревожность возникает при необходимости делать что-либо, что идет в разрез с целями, моральными установками, возможностями. При устранении причины внутреннего конфликта тревожность исчезает.
  • Повышение успешности . Если человек чувствует себя успешным в какой-то сфере (работа, учеба, семья, спорт, творчество, общение) то это значительно повышает самооценку и снижает тревожность.
  • Общение. Чем шире круг общения и теснее социальные контакты, тем ниже уровень тревожности.
  • Регулярные занятия спотом. Тренировки 3-5 раз в неделю на протяжении 30-60 минут снижают уровень адреналина, повышают выработку серотонина. Они восстанавливают баланс в нервной системе и повышают настроение.
  • Режим отдыха и сна. Полноценный 7-8 часовой сон восстанавливает ресурс мозга и повышает его активность.
Обратите внимание, что данные методы не дают моментального эффекта в борьбе с тревожностью. Значительное улучшение вы почувствуете через 2-3 недели, а на полное избавление от тревожности уйдет несколько месяцев регулярных занятий.
  • Уменьшите количество замечаний. Тревожный ребенок очень страдает от завышенных требований взрослых и неспособности соответствовать им.
  • Делайте замечания ребенку наедине. Объясните в чем он не прав, но не унижайте его достоинство, не обзывайте.
  • Будьте последовательными. Нельзя разрешать то, что запрещали ранее и наоборот. Если ребенок не знает, как вы отреагируете на его проступок, то уровень стресса значительно возрастает.
  • Избегайте соревнований на скорость и вообще сравнений ребенка с окружающими. Допустимо сравнивать ребенка с ним же в прошлом: «Сейчас ты справляешься с этим лучше, чем на прошлой неделе».
  • Демонстрируйте уверенное поведение в присутствии ребенка . В дальнейшем действия родителей становятся моделью для подражания в сложных ситуациях.
  • Помните о важности телесного контакта . Это могут быть поглаживания, объятья, массаж, игры. Прикосновения проявляют вашу любовь и успокаивают ребенка в любом возрасте.
  • Хвалите ребенка. Похвала должна быть заслуженной и искренней. Найдите, за что похвалить ребенка минимум 5 раз в день.

Что такое шкала тревожности?



Основой определения уровня тревожности является шкала тревожности . Она представляет собой тест, в котором требуется выбрать утверждение, наиболее точно описывающее психическое состояние или оценить степень тревоги в различных ситуациях.
Существуют различные варианты методик, названные в честь авторов: Спилбергера-Ханина, Кондаша, Прихожана.
  1. Методика Спилбергера-Ханина
Эта методика позволяет измерить и личностную тревожность (свойство личности), и ситуативную (состояние в определенной ситуации). Это отличает ее от других вариантов, которые дают представление лишь об одном виде тревожности.
Методика Спилбергера-Ханина предназначена для взрослых. Она может быть в виде двух таблиц, но более удобным является электронный вариант тестирования. Важное условие при прохождении теста - нельзя долго задумываться над ответом. Необходимо указать тот вариант, который первым пришел на ум.
Для определения личностной тревожности необходимо дать оценку 40-ка суждениям, описывающим ваши чувства ОБЫЧНО (в большинстве случаев). Например:
  • Я легко расстраиваюсь;
  • Я бываю вполне счастлив;
  • Я бываю доволен;
  • У меня бывает хандра.
Для определения ситуативной тревожности требуется оценить 20 суждений, которые описывают чувства В ДАННЫЙ МОМЕНТ. Например:
  • Я спокоен;
  • Я доволен;
  • Я нервничаю;
  • Я расстроен.
Оценка суждениям дается по 4-бальной шкале, от «никогда/нет, не так» – 1 балл, до «почти всегда/совершенно верно» – 4 балла.
Баллы не суммируют, а для интерпретации ответов пользуются «ключом». С его помощью каждый ответ оценивают определенным количеством баллов. После обработки ответов определяются показатели ситуативной и личностной тревожности. Они могут быть в пределах от 20 до 80 балов.
  1. Шкала определения тревожности у детей
Тревожность у детей от 7 до 18 лет измеряется с помощью методики многомерной оценки детской тревожности Ромициной. Методика в большинстве случаев используется в электронном варианте, что упрощает ее поведение и обработку результатов.
Она состоит из 100 вопросов, на которые необходимо ответить «да» или «нет». Эти вопросы касаются различных сфер деятельности ребенка:
  • общая тревожность;
  • отношения со сверстниками;
  • отношения с родителями;
  • отношения с учителями;
  • проверка знаний;
  • оценка окружающих;
  • успешность в обучении;
  • самовыражение;
  • снижение психической активности вызванные тревогой;
  • вегетативные проявления тревожности (затруднение дыхания, потливость, учащенное сердцебиение).
Каждая из шкал может приобретать одно из 4-х значений: Методика многомерной оценки детской тревожности позволяет не только определить уровень тревоги, но и указать к какой сфере она относится, а также установить причину ее развития.

Отметим, что хотя повышенная тревожность у детей и взрослых не опасна для здоровья, но она накладывает отпечаток на поведение человека, делая более ранимым или наоборот агрессивным, заставляет отказываться от встреч, поездок, как ситуаций несущих угрозу. Это состояние влияет на процесс принятия решений, заставляя выбирать не то, что принесет успех, а то, что влечет за собой меньше риска. Поэтому коррекция тревожности позволяет сделать жизнь более насыщенной и счастливой.

Для ребенка все, что не в его поле зрения, не существует или перестает существовать. Поэтому, когда он больше вас не видит, в нем проявляется страх никогда не видеть вас. Отсюда важность игры с ним. Скрытность - это игра, полная добродетелей! Начните с того, что скрываете предмет под тканью. Затем спрячь лицо руками. Даже полностью скрыться из поля зрения.

Со временем ребенок осознает, что исчезновение все еще продолжает существовать и может, таким же образом, вновь появляться без изменений. Однако вы должны избегать длительных, повторяющихся и внезапных отсутствий. В этот период беспокойства о разделении, давая ребенку няню или питомнику, это не очень хорошая идея. Ребенок нуждается в более интимном прикосновении.

Чувство тревоги знакомо абсолютно каждому человеку. Кто-то очень боится быть уволенным с работы, кто-то панически боится расставания с любимым человеком, а кто-то сильно переживает по поводу того, что могут затопить соседи сверху. Как правило на переживания расходуется много сил и энергии, и обычно, эти страхи и тревоги ничем не обоснованы. События, которые кажутся вполне вероятными и такими, что обязательно произойдут, могут никогда вообще не наступить. Итак, как справиться с синдромом повышенной тревожности, чтобы уберечь свою психику от сильного расстройства?

Тревога разъединения - что делать, если вы жертва

Если вам нужно уйти, никогда не уходите. Перед тем, как это сделать, важно сказать своему ребенку. Малыш не понимает некоторые словарные слова. Но он понимает интонации и тоны. Потратьте время поговорить с ним и дать ему объяснение вашего отъезда. Если вас беспокоит беспокойство о разделении, если вы являетесь жертвой беспокойства о разделении, если вы взрослый, если вы хотите положить окончательное окончание беспокойства о разлуке, жертвой которого вы являетесь жертвой. Для некоторых людей, взрослых и детей, посещение зубов вызывает настоящую тревогу, страх часто трудно преодолеть.

Как говорят психологи, страхи и тревожность – это абсолютно разные чувства, которые возникают по разным причинам. Страх – это чувство, появляющееся, когда человек боится чего-то, чувствует или вымышляет себе угрозу. Тревожность – немного другое ощущение, которое вызывается волнением и постоянными мыслями о том, что случится то-то или то-то. Человеку свойственно чувствовать тревогу издавна. Это такой же обычный механизм, как чувство грусти или радости. В древности наши предки чувствовали тревогу по шевелению кустов, по странным теням. Мог подуть сильный ветер, а люди думали, что в кустах прячется что-то большое и опасное. Инстинкт самосохранения подсказывал, нужно ли бежать и прятаться или можно остаться и попробовать защититься. Так, например, у 2 первобытных обезьян из 10 такого инстинкта не было. Самые тревожные сумели сохранять себе жизнь, а те, кто ничего не боялся, оказывались съеденными животными. Теперь отойдем от истории, и посмотрим на проявление повышенной тревожности у современного человека.

Тем не менее, сегодня стоматолог также немного психолог и сначала ставит благополучие пациента, применяя передовые методы. Мы углубили эту тему с Роберто Гатто, профессором педиатрической стоматологии в Университете Л'Акуила. Почему некоторые люди, как взрослые, так и дети, боятся дантиста?

Страх перед стоматологом - почти атавистический страх, который является частью коллективного воображения, которое включает как детей, так и взрослых. Фигура дантиста часто ассоциируется с неприятным ощущением, и это замечено немного больше в прошлых поколениях и меньше у младших, также из-за анестезирующих техник, которые когда-то были менее эффективными и безопасными сегодня. На самом деле, часто этот страх является следствием негативного и болезненного опыта, как прямого, так и косвенного. Особенно у детей семейная среда, в которой мы вырастаем, и пример, данный родителями и родственниками, может положительно или отрицательно повлиять на отношение к дантисту.

Состояние тревожности может проявляться учащенным сердцебиением, раздражительностью и острой реакцией на происходящее вокруг, нарушением мыслительных функций и рационального рассуждения. Также возможны нарушения со стороны органов пищеварения. Появляется тошнота, боли в желудке, потеря аппетита или, наоборот, неконтролируемое употребление пищи.

Решение тревоги и страха, связанное с стоматологической помощью, является фундаментальным аспектом, который необходимо решать с помощью правильного подхода и с помощью правильных методов. Насколько важны отношения между пациентом и пациентом? Доверие между дантистом и пациентом лежит в основе отношений, которые создаются между ними. Если пациент доверяет своему дантисту, ссылка будет продолжаться во взрослой жизни и со временем. Также очень важно никогда не обманывать пациента, как взрослого, так и ребенка, даже если добросовестно готовить его к возможной едва заметной боли, как в случае прокола местной анестезии.

О том, как справиться с синдромом вечного волнения и переживания, задумываются врачи. Это проблема вышла давно на медицинский уровень и затронула каждого третьего в современном обществе. Чувство тревоги может полностью выходить из-под контроля, и тогда оно переходит в паническое состояние. Как справиться с синдромом волнения и не допустить его перехода в панику, говорят психологи: на самом деле, чувство тревоги может быть и полезным. Не спешите бежать пить успокоительные лекарства, почувствовав переживание из-за того, что не успеваете вовремя подготовить курсовой проект, из-за того, что ваш ребенок может задержаться из ночного клуба и т.д.. Когда тревожность не выходит за рамки допустимого, она приносит пользу: из-за переживания о том, как примут курсовую работу или бизнес-план на новой работе, мы начинаем лучше готовиться, то есть это мотивирует. Из-за того, что мы переживаем об опасности затопить соседей, мы ответственней относимся к ремонтным работам и т.д.

Крайне важно создать непрерывное сообщение, когда вы сидите, пока не встанете. Другое важное дело - не делать сеансы слишком длинными или травмирующими, особенно в первый раз, как у взрослых, но особенно у детей. Наконец, не забудьте о самых практичных и эффективных советах: никогда не дожидайтесь, когда почувствуете себя плохо в том, чтобы пойти к дантисту. Специально для детей важно постепенно походить на стоматологическую среду, делая короткие сеансы открытия, таким образом вы можете установить доверительные отношения со своим дантистом, потому что посещение связано не только с болезненным или травматическим событием.

Чувство тревоги свойственно чаще женщинам, чем мужчинам. Но и тем, и другим полезно знать, как справиться с синдромом паники и волнения. Во-первых, психологи рекомендуют с кем-нибудь говорить о своих страхах и переживаниях. Это могут быть близкие люди и родные, лучшие друзья или профессиональные психологи. Чужое мнение на якобы существующую проблему, чужой взгляд со стороны на то, о чем вы думаете, могут изменить ваше мнение и отношение к проблеме. Доброжелательное отношение со стороны позволяет избавиться от переживаний, а умение другого человека переубеждать позволит избавиться от повышенной тревожности. Чаще общайтесь с друзьями, которым вы можете полностью довериться.

Среди методов, применяемых для успокоения тревоги, является бдительная седация: что это такое? Этот небольшой процент пациентов, которые не могут подойти с психологической техникой, лечится бдительным седативным эффектом или относительной анальгезией. Это смесь, получаемая комбинацией азота и кислорода в разных процентах, которая вдыхается у пациента через маску, помещенную на нос, на все время стоматологической помощи. Эффект состоит в сознательном успокоении, пациент бодрствует, сотрудничает и бодрствует, но в то же время его защитные реакции уменьшаются.

Если же приятная компания не помогает справиться с синдромом вашей повышенной мнительности и волнительности, обратитесь к специалисту. В современной психотерапии достаточно много направлений, которые полезны для восстановления уравновешенности. Человек может самостоятельно выбрать то или иное направление, которое более для него приемлемо. К примеру, применение когнитивно-поведенческого метода психотерапии подходит для работы с людьми имеющих рациональное мышление. Те же, кто склонен к более душевной терапии, с этим методом результатов не достигнут.

Это не анестезия, а поверхностная седация, первый уровень, и связана с местной анестезией. Он направлен на то, чтобы уменьшить контрастность пациента и устранить страх и беспокойство, связанные с стоматологической помощью. Он также используется у детей, но старше пяти лет, в то время как его следует избегать у пациентов с сердечными заболеваниями или с заболеваниями легких или с умственными недостатками.

А как насчет психологического подхода? Психологический аспект является самым важным в работе стоматолога, который использует методы управления поведением, «заимствованные» из инфантильной нейропсихиатрии. Это методы, которые помогают повысить уверенность и достичь позитивного поведенческого отношения. Среди основных техник первый, используемый как у взрослых, так и у детей, - это «говорить, объяснять, делать»: подробно объяснять, что вы делаете, с пациентом, сидящим на стуле, и показать его ему. Если подход будет положительным и правильным, тогда пациент будет сотрудничать и расслаблен.

Ни в коем случае нельзя назначать себе таблетки для борьбы с проявлениями повышенной тревожности. Это крайняя мера, которая применяется только под контролем врача. Арсенал медикаментов широк: от самых слабых препаратов до сильнодействующих комплексов. Каждому подбирается лечение индивидуально в случае обоснованной врачом необходимости.

Напротив, если подход отрицательный, не только больной будет поврежден, но это будет уделять меньше внимания его будущей гигиене полости рта, пренебрегая этим. С технической точки зрения, нет большой разницы между ортодонтическим лечением у взрослых или детей, но психологический подход у детей является фундаментальным, поскольку он может влиять на их будущее отношение к дантисту.

Как мы помогаем маленьким преодолевать их страх? Когда ребенок идет к дантисту, особенно в первый раз, его тревоги и страхи связаны с неизвестным, потому что он не знает, что он встретит. В этих случаях некоторые методы управления поведением должны применяться, чтобы помочь им обрести уверенность. Необходимо хорошо и тщательно разъяснить шаги, которые будут выполняться при стоматологической помощи. Техника подкрепления состоит в том, что он всегда удовлетворяет ребенка, когда он ведет себя хорошо, даже с материальным подкреплением, дающим в конце сеанса небольшой подарок, например, тюбик с зубной пастой или зубную щетку.

Чтобы самостоятельно побороть тревожность, можно заняться чем-то близким для души. Кого-то успокаивают занятия спортом, кого-то радуют поездки и путешествия. В любом случае, справиться с синдромом переживаний можно только, если отвлечься от постоянных мыслей от волнующей вас несуществующей проблемы. Чтобы понять, существует ли повод для паники, стоит просто разобраться в том, с чего началось переживание. Может выясниться, что страхи абсолютно не обоснованы, а может произойти так, что проблему удастся решить и полностью устранить. Соответственно, исчезнет ненужная тревожность.

Это служит для его положительного отношения к следующей сессии. Даже техника моделей очень эффективна и состоит в объединении очень страшного ребенка, очень хорошего. Прежде всего, они должны посещать своих детей, когда они будут здоровыми, знакомятся с окружающей средой, и, прежде всего, им следует избегать передачи детям негативного опыта, который они испытали прямо или косвенно. Между сознанием и телом существует глубокая связь. Чтобы быть умственно здоровым, мы должны позаботиться об обоих. В новом исследовании выясняется, что симптомы депрессии и тревоги могут быть уменьшены на 40% проще, включая ум и тело.

Если же тревожность возникает у вас периодически, например, когда вы возвращаетесь домой в темное время суток, когда заходите в подъезд даже днем, когда едите в переполненном транспорте, постарайтесь просто избегать таких тревожащих вас ситуаций.